Что нового вы узнали о социальном действии и взаимодействии людей
Социальное действие и взаимодействие: понятия, особенности
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
Этапы соц. действия:
В отличие от соц.действия, которое представляет собой отдельный акт и может быть направлено на любой объект, соц.взаимодействие всегда направлено на другого человека и вызывает обратную реакцию.
Основные условия социального взаимодействия
1.Наличие двух и более индивидов.
2.Совершение ими каких-то действий, влияющих на переживания и поступки друг друга.
3.Наличие проводников передающих влияние.
Взаимодействие— это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.
Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:
§ оно предметно,т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
§ оно внешне выражено,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;
§ оно ситуативно,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
§ оно выражает субъективные намерения участников.
Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.
Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.
Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:
§ участники взаимодействия должны обладатьпсихикой и органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
§ участники взаимодействия должны одинаковым образом выражатьсвои чувства и мысли, т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.
Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.
Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
§ вербальное, или словесное;
§ невербальное (мимика, жесты);
§ мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека.
Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
§ экономическая (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
§ политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
§ профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
§ демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
§ территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
§ религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).
Можно выделить три основные формы взаимодействия:
§ кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
§ конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
§ конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
§ обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
§ обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
§ обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).
7. Методологические подходы социологии
http://uchebnikionline.com/soziologia/sotsiologiya_-_verbets_vv/sotsiologichni_doslidzhennya-1.htm как вариант
8. Общество как система
Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.
Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.
Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.
Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением.
Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.
В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.
Вопросы и задания. 1. Что нового вы узнали о социальном действии и взаимодействии людей?
1. Что нового вы узнали о социальном действии и взаимодействии людей? Чем различаются действия и поступки? Можете ли вы припомнить такой поступок из своей биографии, которым бы впоследствии а) гордились, б) стыдились его?
2. С какими тремя формами взаимодействия вы позна
комились?
3. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными форма
ми коллективных действий, например паникой? Расскажи
те, как они протекают и в чем заключается их природа.
*4. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Что между ними общего и чем они различаются?
*5. Почему поступок возможен только при наличии свободы действий? Разве политические заключенные в концлагере не совершали поступков? Свой ответ аргументируйте.
*6. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими
так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами?»
■ Проблема.Можно ли назвать характерные черты социального поведения молодежи? Если «да», то с чем они связаны?
Практикум.Как вы думаете, относятся следующие действия к социальному взаимодействию или нет? Один попросил прикурить у другого. Один спросил у другого, который час. Пошел дождь, и все раскрыли зонтики. Проехала машина и облила прохожих грязью. Вы заплатили продавцу за покупку.
§ 9 (§ 30). Конфликт и протестное движение
Термин «протестное движение» приобрел право гражданства в отечественной науке и массовой печати во второй половине 90-х годов. Он отражает не только негативные процессы — нарастание социальной напряженности, ухудшение социального самочувствия населения и нежелание мириться с существующим положением дел, но также и позитивные, а именно рост политической активности людей и формирование активной гражданской позиции. Неожиданный всплеск протестного движения в нашей стране, где долгие десятилетия ничего подобного не происходило (а если что-то и происходило, то об этом не говорилось), является неизбежным спутником становления молодой демократии и учеными предсказывался заранее.
Источником протестного движения выступают два фактора — социальная напряженность и конфликт между социальными группами.
Под социальной напряженностью понимаютвысокий уровеньнедовольства населения существующимположением дел, выражающийся в скрытой агрессивностии готовности выразитьсвое настроение в открытой форме.
В основе социальнойнапряженности лежит чувствосоци
альной неудовлетворенности, ощущение ущемления своих
интересов, несправедливого ограничения доступа к социаль
ным благам или привилегиям. Одновременно с ними возника
ет феномен переоценки своих сил одной из сторон: ей кажется,
что она должна иметь больше, чем реально имеет, или способ
на на большее, чем ей это позволяют, либо, наконец, заслужи
вает большего, чем владеет. Сопровождающее такое состояние
чувство фрустрации (от лат. frustratio — обман, неудача) слу
жит приводным ремнем конфликтного поведения. О социаль
ном конфликте вы знаете из курса обществознания для 8—
9 классов. Коротко вспомним основные положения и
рассмотрим проблему более всесторонне.
КОНФЛИКТ— спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Предметом спора могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная — повседневная ссора друзей, родственников, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт.Более серьезная форма — размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж — стихийная массовая форма протеста. Они могут завершиться революцией, войной, переворотом. Мы говорим о конфликте между разными этническими группами (американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными
Суть экономического конфликта — столкновение двух групп людей с противоречивыми интересами по поводу разделения дефицитного блага, конкретно заработной платы. Для собственника она представляет прямые вычеты из прибыли, поэтому он старается ее свести к нулю. Для работника зарплата — единственный источник существования, поэтому он мечтает довести ее до бесконечности. Менеджер — новый работник, призванный защищать интересы собственника, находится между враждующими силами и старается их примирить.
гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и норма доминирующей культуры). Под масштабом конфликта понимают число участвующих людей и серьезность последствий. Разрешение конфликта — это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон. Существуют следующие способы решения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы, власти, закона. Самый трудный случай — решение межнациональных, этнических конфликтов. В большинстве межнациональных
конфликтов не существует объективно справедливого решения для всех враждующих сторон, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими событиями и фактами. О них мы говорили особенно подробно и выяснили, что причиной этнических конфликтов могут служить: а) ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей; б) ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т.п.); в) негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов; г) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания, а также ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.
Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием.
ПРОТИВОРЕЧИЕ— фундаментальная несовместимость, несогласие важных — политических, экономических, этнических — интересов.
Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворенности положением дел и готовностью его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т.е. конфликта.
В основе экономического конфликталежит неустранимое противоречие (его в таком случае называют антагонистическим) между собственником и наемным рабочим. Когда мы устраиваемся на работу (нанимаемся), то незримо для себя втягиваемся в это противоречие, которое рано или поздно может проявиться через открытый конфликт. Нам перестали платить зарплату, непроиндексировали ее пропорционально росту инфляции или просто снизили. Вот вам и повод для конфликта.
Собственник обязан выплатить зарплату. Но его экономический интерес — получить максимальный процент с собственности. Теоретически он хотел бы не платить за ресурсы, не отдавать налоги, не рассчитываться по зарплате. Но это невозможно, он вынужден платить.
Напротив, для работника зарплата — единственный источник существования. Такова логика классовой борьбы на протяжении тысячелетий. Рабочий буквально выбивает из собственника приличествующие условия труда и жизни, хорошую зарплату, гражданские права, социальные страховки и т.д.
Подобное противоречие не исчезнет до тех пор, пока существуют причины, порождающие конфликт, — противоположность экономических интересов. Менеджер может на время сгладить конфликт, кого-то уговорить, что-то пообещать, привлечь рядовых к участию в управлении или разделении прибыли, создать благоприятную психологическую атмосферу в компании, предложить гибкий график работы, демократический стиль руководства и т.п. Но устранить главное он не волен. Собственникам и работникам нужен такой посредник, ибо в противном случае их сосуществование превратилось бы в поле битвы.
Конфликтное поведение или борьба за перераспределение экономических выгод (социальных благ) проявляет себя через групповое давление, принимающее формы прямых акций (забастовок), выдвижение политических требований либо мобилизацию общественного мнения в свою поддержку.
Типичный пример группы давления — Парламентское лобби (см. 10 класс, § 21 «Субъекты политической жизни»). То же самое относится и к бастующим шахтерам, оказывающим давление на правительство благодаря дефицитным ресурсам (сырью) и специфическому положению в профессиональной структуре. Шахтеры знают, что на столь тяжелой работе их некем заменить. Если та или иная профессиональная группа (в случае забастовки) может быть заменена, то она не является группой давления.
Массовое недовольство — исходная точка конфликта, а групповой негативизм — его следствие. И то и другое может проявляться в социальном протесте, т.е. массовом несогласии с существующим порядком вещей.
Протест относится к активным формам конфликтного поведения и подразделяется на индивидуальный, коллективный, организованный, стихийный, открытый, скрытый, прямой и косвенный.
Социальное действие и социальное взаимодействие
Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социологическая наука проявляла интерес к проблеме социального взаимодействия с самого своего зарождения.
О. Конт, анализируя в своей «Социальной статике» природу социальной связи, пришел к выводу, что базовым элементом общественной структуры может выступать лишь такая единица, где уже присутствует социальное взаимодействие; поэтому он и объявил элементарной ячейкой общества семью.
В понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.
Любое социальное действие представляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы:
· субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;
· объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;
· средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;
Социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей. Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие.
Наиболее детальному исследованию социальное взаимодействие подверг П. Сорокин. По его мнению, отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления.
Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:
Вопрос о том, каков характер связей, которые притягивают людей друг к другу, рассматривает идея общественной солидарности, которой посвятил свое научное творчество Эмиль Дюркгейм (1858-1917 франц.мысл.)
Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека. К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.
Кроме того, именно социальные взаимодействия являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп. Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Социальное взаимодействие и социальное действие — явления, похожие по содержанию и характеру, но различающиеся по механизму протекания. В социальном действии участвует один индивид, а в социальном взаимодействии — как минимум двое. Отсюда вывод: взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.
Что же есть в социальном взаимодействии и чего нет в социальном действии? Механизма обратной связи. Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.
Одна из форм взаимодействия — присоединение к точке зрения другого человека или группы людей, а в конечном итоге, стремление стать такими, как и они. Воздействие других людей, «поселившихся» в воображении ин-
Расширенную версию «закона доброго имени», превратившегося в «закон мнений», предложил Дэвид Юм (1711-1776). В «Трактате о человеческой природе» он писал о том, что даже «людям величайшей рассудительности и ума. бывает очень трудно следовать собственному разуму и собственным наклонностям вопреки мнениям их друзей и ежедневных собеседников»».
Суть закона мнений состоит в том, что каждый индивид находится под пристальным взором социального окружения, которое формирует о нем оценочные суждения, судит его с позиции общепринятых норм и ценностей. Любой человек, поскольку он навеки связан со своим окружением и зависим от него, постоянно принимает в расчет эти суждения, даже если они не высказаны вслух, но присутствуют лишь в его воображении. Нам приходится учитывать, что говорят о нас люди, что они, как нам кажется, думают о нас, успевая в то же время поучаствовать в процессе оценивания других людей, своими суждениями достраивая бесконечную цепочку коммуникативного процесса взаимных оценок и суждений. Принимая к сведению мнение других людей о нас, мы вместе с тем редактируем их, подправляя оценку в зависимости от степени нашего доверия к источнику суждения, его близости к нам, идейного сходства, объективности позиции, умения здраво судить, быть критичным или пристрастным в своих высказываниях о других людях, наконец, что, возможно, перевешивает все прочее, в зависимости от того, нравится нам его суждение о нас или нет, раздражает оно нас или подбадривает, вооружает на
9 Макиавелли Н. Государь. СПб., 2000. С. 101.
10 Локк Дж. Сочинения. Т. 1. М., 1985. С. 406.
» Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 2. М., 1995. С. 54—55.
преодоление трудностей или деморализует. Человеческая психика устроена так, что легко пропускает оптимистические оценки и поддерживает пессимистические.
В XX в. основоположник символического интеракционизма Джордж Мид (1863—1931) дал этому феномену название «обобщенный другой» и указал истоки его возникновения. Они кроются в особенностях освоения ребенком норм и правил общественной жизни, в ходе которого ему приходится прибегать к помощи посредников, своих первых наставников и со-циализаторов — «значимых других».
Мы всегда считаемся с мнением «обобщенных других»
Изучению структуры социального взаимодействия много внимания в первом томе своей книги «Система социологии» 13 уделил П. Сорокин. Вся общественная жизнь у него состоит из взаимодействий индивидов. На отношения взаимодействия распадаются у Сорокина все социальные отношения, начиная с производственных и кончая религиозными, правовыми и
2 Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996. С. 165—170. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1—2. М, 1993; Он же. Система социологии: В 4 т. Сыктывкар, 1991-1998.
Поведение — это серия взаимосвязанных социальных актов. Поведение потребителя включает в себя и осознание собственных потребностей и интересов, и выбор покупки, и торг, и использование купленного, и многократное повторение этого цикла применительно к разным товарам и в разное время.
Поведение потребителя содержит в себе по определению обозначение места действия: рынка товаров и услуг. Рынок — это форма социального взаимодействия между продавцом и покупателем. Разновидностью рынка является рынок потребительских товаров и услуг. Здесь действуют продавцы этих товаров и конечные потребители.
Действие — однонаправленное контактное или бесконтакное соприкосновение одного актора с другим, не обязательно предполагающее ответную реакцию.
14 Подробнее анализ взглядов П. Сорокина см.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской
социологии XIX-XX вв. М., 1995.
15 Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. СПб., 2000.
Воздействие — однонаправленное бесконтактное соприкосновение одного актора с другим, обязательно предполагающее ответную реакцию (физическую или духовную, поведенческую, вербальную или психологическую).
Взаимодействие — двунаправленное контактное или бесконтактное соприкосновение двух акторов, содержащее в себе ожидание ответной реакции.
Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина — действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия — штопка и глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. — объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность — это рядоположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.
Действие — процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в котором достигается заранее определенная цель. В структуре действия могут быть выделены следующие составные части:
• контроль и коррекция.
При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. По прагматическому основанию человеческие действия могут быть разделены на управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные действия. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность, в то время как деятельность — осознанное «произвольное поведение».
Основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания(экспектации). Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели
и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.
Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.
Социальные действия исполняются только социальным субъектом (индивидом как представителем большой социальной группы). Далее, это действие ориентировано на другого человека, т.е. мысленно предполагается его реакция на ваше действие. Вы ведете себя с оглядкой на других людей. Но это мысленное действие еще не реали зовалось, поэтому действие, как поведенческий акт, одностороннее. Если другой человек отвечает на социальное действие таким же действием, то происходит социальное взаимодействие, которое предполагает два поведенческих акта: прямой и ответный. Это двусторонний процесс. Он соединяет двух социальных субъектов. При социальном действии ориентация на другого является мысленной, а при взаимодействии — реальной, так как вы получаете ответное действие.
Таким образом, социальное взаимодействие предполагает два поведенческих акта: первый — это прямой поведенческий акт и второй — ответный. Когда вы подаете заявку на проведение демонстрации, вы мысленно предполагаете, как поведет себя милиция: будет бить дубинками или нет. Это социальное действие. Но когда вы вышли на демонстрацию, а милиция на самом деле вступила с вами в «контакт», социальное действие переросло в социальное взаимодействие.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет