Что нового вносят они в трактовку известных музыкальных образов
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее
Как вы уже знаете, жанр классической симфонии зародился в творчестве венских композиторов XVIII в.: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, J1. Бетховена. Классическая симфония состоит из четырёх частей, где первая часть написана в форме сонатного аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — менуэт или скерцо, четвёртая — финал, зачастую звучащий в форме рондо, с использованием песенно-танцевальных тем.
Если обратиться к дословному переводу греческого слова simphonia (со-звучание), то кроме этого значения есть и производное от него sympboniacus, что значит музыкант, музыкантский, концертный. Исследователи жанра «симфония» отмечают также смысловые «пересечения» слов:
СИМФОНИЯ
ГАРМОНИЯ
КОСМОС
Так или иначе, «симфония» — это представление композиторов об упорядоченном, гармонично звучащем Космосе, и творчество современных (отечественных и зарубежных) мэтров свидетельствует о неизменном интересе к данному жанру. С одной стороны, многие композиторы продолжают работать над развитием традиционных особенностей симфонии, многие композиторы ведут поиск нового содержания, форм, особенностей языка.
Композиторы обращаются в симфониях к сюжетам из истории Отечества, к религиозной тематике (вам известна концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты), к образам природы, к литературной классике (например, хоровая симфония-действо «Перезвоны», по мотивам произведений В. Шукшина, В. Гаврилина), к традициям русской народной культуры. Эти идеи воплощаются в разнообразных жанрах — симфония-концерт (с солирующими инструментами или голосами), симфония-сюита, симфония-действо, симфония-речитатив, джаз-симфония, вокальная симфония и др.
Художественное поле новых симфоний связано с красочностью, живописностью их музыкальной ткани. Синтез, взаимодействие различных видов искусства (драма, живопись, хореография, кинематограф и др.) в современных симфониях становятся приметой времени.
Классика в нашей хизни
В стремительном потоке происходящих в жизни изменении неизменными остаются духовные ценности, среди которых важнейшую роль играет классика, — в музыке, литературе, изобразительном искусстве.
Композиторы (Моцарт или Бетховен, Чайковский или Прокофьев), являющиеся представителями классического направления в музыке, исходят из представления о мире, как стройном и внутренне гармоничном целом. Каждая деталь музыкальной формы в этом случае находит своё место в общей композиции, в которой нет ничего незавершённого.
«Человек, который миновал в своей жизни музыку классическую, всё равно, что прожил без неба, без моря, без солнца. Музыкальное искусство — величайшая сила, одно из самых удивительных созданий человеческого духа», — пишет композитор Р. Щедрин и высказывает мнение, что «пути приобщения людей к серьёзной музыке могут пролегать через музыку «третьего направления», в том числе через транскрипции классики, сделанные для развлекательных вокально-инструментальных ансамблей, для симфоджаза высокими профессионалами. Например, участники вокального ансамбля «SwingleSingers», исполняя Баха, не меняли ни одной ноты его музыки, а только тактично добавляли партию ударных инструментов. Всё остальное — это был подлинный Бах. А моторика, музыкальное движение у Баха всегда имели место».
Вокальный ансамбль «SwingleSingers»
Вместе с тем угрозой настоящему искусству, современной музыкальной культуре является дилетантство (непрофессионализм), которое нередко проявляется в поп-музыке. Появление термина «поп-музыка» связано с интенсивным распространением по всему миру в середине XX в. рок-музыки (англ. rockmusic) и рок-культуры вообще. В широком смысле слова термин «поп-музыка» обозначает все музыкальные стили и направления, не связанные с «серьёзной», классической музыкой.
В более узком толковании поп-музыка рассматривается как область музыкального искусства, для которой характерны развлекательность, коммерциализация, тиражирование произведений средствами массовой информации, стан-дартизированность («форматность») музыкально-поэтического языка.
По мнению композитора Э. Артемьева, «развитие техники всегда провоцирует рождение новых стилей и новых художников: изобрели темперированный клавир — появился Бах; возник симфонический оркестр — появился Бетховен; сейчас пришла электроника — и дилетанты всё заполонили. Над звуком они не работают — всё звучит плоско. Но, думаю, это временное состояние, переход к чему-то новому. И, возможно, опять появятся крупные индивидуальности».
Что нового вносят современные исполнители в трактовку известных музыкальных образов?
Классическая музыка никогда не устаревает и не теряет актуальности.
Все музыканты воспитывались на классических произведениях, и некоторые исполнители придают им новое современное звучание.
Музыкальное исполнение является творческим процессом воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства.
Творчество исполнителя не просто воспроизводит результат композиторского творчества, не только воссоздает, но и вновь создает в реальном звучании образы на основе созданных композитором.
Музыкальное исполнение всегда есть современное творчество, творчество данной эпохи, даже когда само произведение отделено от нее большим отрезком времени.
Скрипачка, вундеркинд, спортсменка и просто красавица Ванесса Мэй родилась в тот же день, что и великий Никколо Паганини за пару веков до этого. Не знаю, в этом причина ее успеха или в чем-то еще, но музыкальными способностями девочка обладала удивительными. В пять лет она впервые взяла в руки скрипку, в десять уже играла с филармоническим оркестром, а в 12 выпустила свой первый альбом. Свой стиль исполнительница характеризует как скрипичный техно-акустический фьюжн. Она заставляет классику звучать по-новому и привлекает к классическим произведениям еще больше внимания. Вот как в ее версии звучит Антонио Вивальди.
Наш знаменитый виртуоз – Виктор Зинчук. В 2001 году он вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый техничный музыкант в мире. Он сыграл вариацию «Полета шмеля» в темпе 270 ударов в минуту, извлекая до 20 нот в секунду. Впрочем, к этому достижению сам гитарист относится скептически, называя его «цирковым номером».
Виктор пишет собственную музыку, а также создает аранжировки на классические произведения. Одна из самых популярных – его версия «Каприса №24» великого Паганини.
Яркий пример – шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин, неоднократно признанный одним из лучших гитаристов в мире.
По собственному утверждению, играть на гитаре Ингви начал раньше, чем ходить. В списке его любимых с детства музыкантов уживаются Вивальди, Паганини, а также Джими Хендрикс и Ричи Блэкмор. Наверное, с тех пор он мечтал совместить в музыке классику и современность. Что ж, в некоторой мере ему это удалось. Предлагаю послушать его версию Токкаты и фуги Ре минор Иоганна Себастьяна Бахана электрогитаре.
Презентация по музыке на тему «Классика в нашей жизни»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Классика в нашей жизни Музыка 8 класс
Классика в нашей жизни Что означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Какие произведения называют классическими?
Классика в нашей жизни Классикой (от лат. classicus – совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.
Композиторы-классики В.А.Моцарт Композиторы, являющие представителями классического направления в музыке, исходят из представления о мире, как стройном и внутренне гармоничном целом. Каждая деталь музыкальной формы в этом случае находит своё место в общей композиции, в которой нет ничего незавершённого.
Композиторы-классики Установи соответствие Бах Бетховен Моцарт Шопен Чайковский Глинка Римский-Корсаков Рахманинов Прокофьев Шостакович Сергей Сергеевич Михаил Иванович Фредерик Вольфганг Амадей Сергей Васильевич Иоганн Себастьян Николай Андреевич Людвиг ван Петр Ильич Дмитрий Дмитриевич
И.С. Бах Л. Бетховен В.А. Моцарт Ф. Шопен П.И. Чайковский М.И. Глинка Н.А. Римский-Корсаков С.В. Рахманинов С.С. Прокофьев Д.Д. Шостакович «Высокая месса» «Всенощное бдение» Балет «Щелкунчик» Прелюдия Опера «Иван Сусанин» Симфоническая сюита «Шехерезада» Симфония №7 («Ленинградская») Симфония №40 Симфония №5 Симфония №1 («Классическая») Установи соответствие
Классика в нашей жизни Термин «транскрипция» (от лат. transcriptio – переписывание) означает переработку, переложение музыкальных произведений. М.И.Глинка Романс «Жаворонок» Милий Алексеевич Балакирев
Классика в нашей жизни вокальный ансамбль «SwingleSingers», исполняя И.С.Баха, не меняют ни одной ноты его музыки, а только тактично добавляют партию ударных инструментов. Моторика, движение – характерны для Баха». Бах И.С. «Двухголосная инвенция До мажор В.А.Моцарт «Турецкий марш» Соната №11 (финал) Инве́нция (от лат. inventio находка; изобретение, в позднелат. значении — [оригинальная] выдумка) — небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифонического склада, написанные в различных видах полифонической техники.
Угрозой настоящему искусству является дилетантство (непрофессионализм), который нередко проявляется в поп-музыке. Появление термина «поп-музыка» связано с интенсивным распространением по всему миру в середине XX века рок-музыки и рок-культуры вообще. Поп-музыка – означает все направления и стили, не связанные с серьезной, классической музыкой. Поп-музыка рассматривается как область музыкального искусства, для которой характерны развлекательность, коммерциализация, тиражирование произведений средствами массовой информации, стандартизированность («формальность») музыкально-поэтического языка.
По мнению Эдуарда Артемьева, «развитие техники всегда провоцирует рождение новых стилей и новых художников: изобрели темперированный клавир – появился Бах, возник симфонический оркестр – появился Бетховен. Пришла электроника, и дилетанты всё заполонили. Над звуком они не работают – звучит всё плоско. Но думаю, что это временное, переход к новому. И, возможно, скоро появятся новые индивидуальности».
Классика в нашей жизни Послушайте музыкальные интерпретации классических музыкальных сочинений в исполнении современных музыкантов. 2. Какие свойства классики подчеркивают исполнители? 3. Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов? 4. Какое значение имеет обработка классической музыки для современных слушателей?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-769574
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Домашнее задание по музыке.
Какие свойства классики в этих обработках подчеркивают исполнители?
_______________________________________________________________
-Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, пользоваться ИКТ.
-Эмоционально реагировать на музыкальные произведения.
-Включиться в игру, проявить умственные интеллектуальные способности.
Что нового вносят они в трактовку известных музыкальных образов?
______________________________________________________________
Музыкальное исполнение является творческим процессом воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства. Творчество исполнителя не просто воспроизводит результат композиторского творчества, не только воссоздает, но и вновь создает в реальном звучании образы на основе созданных композитором. Музыкальное исполнение всегда есть современное творчество, творчество данной эпохи, даже когда само произведение отделено от нее большим отрезком времени.
Подробнее читаем в источнике:
Современная музыка с ее сложным интонационным и ритмическим строем глубоко влияет на эволюцию исполнительских средств и принципов концертности. Переосмысляются устоявшиеся представления о виртуозности, роли ритма, тембра, вырабатываются новые приемы артикуляции, специфически используются элементы исполнительского инструментария. Современные исполнительские средства открывают возможности нового прочтения музыкальной классики, «переинтонирования» ее образов на сложный по настроенности музыкальный слух современной аудитории.
Два больших вопроса интересных. Читаем. Делаем выводы.