Что нового внесли поэты серебряного века
Проект «Поэзия Серебряного века в современной культуре»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1(корпус 2)»
Итоговый проект по литературе:
«Поэзия Серебряного века в современной культуре»
2.1.Раздел 1. Теоретическая часть……………………………………5
2.1.1. Основные особенности поэзии Серебряного века…………. 5
2.1.2. Основные течения эпохи………………………….…………. 6
2.2.Раздел 2. Практическая часть…………….………………………8
2.2.1 Поэзия Серебряного века в современной культуре……….…8
2.2.2.Романсы на стихи поэтов Серебряного века ………………….14
Проследить, как поэзия Серебряного века отражается в современной массовой культуре
1. Рассмотреть основные особенности поэзии Серебряного века
2.Найти примеры использования произведений авторов Серебряного в современной массовой культуре.
3. Подготовить видеоролик.
Гипотеза:
Поэзия Серебряного века в наше время максимально востребована и отвечает духовным запросам современных людей.
1.Определить цели и задачи проекта.
2.Найти необходимую информацию в источниках.
3. Определиться с музыкальным материалом и подобрать видеоряд.
2.1. Раздел 1. Теоретическая часть
2.1.1. Основные особенности поэзии Серебряного века
Главной характерной чертой Серебряного века можно назвать тяготение к новаторству. Это касается и форм, и содержания. Образная система также менялась в зависимости от направления.
Конец XIX века ознаменовался радикальными переменами в сознании людей. Биологическая теория Чарльза Дарвина и философские труды Фридриха Ницше поставили под сомнение существование бога. Выставка импрессионистов во Франции в 1874 году перевернула представления масс о том, как должно выглядеть искусство. Научный прогресс также изменил окружающую людей реальность.
Стало очевидно, что литература, которая всегда откликалась на происходящие в мире явления, примет другую форму и уже никогда не будет прежней. Так и произошло. Само название Серебряный век противопоставляется классическому Золотому веку. Серебряный век отличается от Золотого настроениями упадничества и мистикой в текстах писателей, декадансом, делением на поэтические группы.
О том, когда же в России начался Серебряный век, литературоведы спорят до сих пор. Одни считают, что статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», написанная в 1892 году, послужила началом для зарождения символизма в России. Другие уверяют, что брошюры Валерия Брюсова и других московских поэтов под названием «Русские символисты» — первый реальный опыт написания стихотворений в новом литературном стиле. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, критики Николай Оцуп и Владимир Маяковский. Однако, никто из них не является автором устоявшегося в литературоведении понятия, что легко можно доказать. Впервые популярный термин встретился в статье знаменитого русского философа, поэта и литературного критика В. С. Соловьёва «Импрессионизм мысли» (1897 г.): «Не только эти случайные погрешности, но и более существенные недостатки в стихотворениях К. К. Случевского не мешают ему обладать редким уже ныне достоинством настоящего поэта и быть одним из немногих еще остающихся достойных представителей серебряного века русской лирики» (1897 г.).
2.1.2. Основные течения эпохи
Основным направлением Серебряного века считается символизм. Его главными признаками являются глубина, философичность, декадентство (упадничество). Все слова в текстах символистов образны. Поэты-символисты (Фет, Тютчев, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Блок) ценят многозначные слова, поэтому нередко используют их в самых разнообразных комбинациях (метафоры, аллегории, сравнения, параллелизм).
Поэзия символизма представляет собой сочетание сложных образов и тематик. Самой распространенной можно назвать тему поэта и поэзии. Символисты восхваляли красоту поэзии, считали ее самым ценным искусством и говорили, что поэзия должна быть эстетичной. Главными образами становятся образ мечты, образ поэта, образ вечной женственности, образ совершенного мира.
Второе течение Серебряного века – акмеизм. В отличие от символистов, акмеисты (Ахматова, Мандельштам, Иванов, Гумилев) выступали не за символику, а за материальность, точность значений и предметность. Тематика акмеизма полностью соответствовала этим принципам, основными были: тема земной красоты, тема духовного мира человека (его переживаний, чувств, эмоций). Акмеисты нередко обращались к библейским и мифологическим образам и сюжетам.
Следующее течение – футуризм – особенно полюбилось современникам. Это было авангардное направление, которое заявляло: «Границ не существует!» Основными образами футуризма были образ своего высшего «я», мотив поклонения разрушению, образ презренной буржуазии и образ человека тонкой душевной организации. Поскольку футуризм тяготел к живописи, то поэты (Маяковский, Северянин, Хлебников, Крученых, Каменский) придавали большое значение форме: появлялись авторские неологизмы, устаревшая система построения фраз и рифмы жестко критиковались.
2.2.Раздел 2. Практическая часть
2.2.1 Поэзия Серебряного века в современной культуре
Рок-исполнение Рубеж XIX и ХХ веков – особый период в истории русской литературы. Это время взлета поэзии, поиска новых тем и приемов, период ожесточенных литературных баталий. Для России это – десятилетия войн и катастроф, страшных переворотов и крутых перемен; время, когда предчувствие конца света было буквально разлито в воздухе, но вместе с тем ощущалась и надежда на новое будущее. Неудивительно, что такой напряженный исторический период породил искусство, к которому творческие люди не прекращают обращаться даже столетие спустя.
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
Поэзия Серебряного века началась с символизма, утвержденного в нашей стране силами Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус и других поэтов, несмотря на противостояние критики и читателей, которые считали символистов упадочными представителями современного вырождающегося человечества. Критика не смущала новых поэтов-декадентов, и они намеренно писали провокационные стихи, переплетали жизнь с искусством, произносили туманные речи, говорили о грядущем конце века и были особенно чувствительны к переменам.
Но кроме этого – значительно обогатили форму стиха, внесли в него музыкальность, освоили новые ритмы, иначе стали использовать возможности звуков. Важным элементом их поэтики было наличие символов, отсылающих читателя прочь от земной жизни к вершинам духа. Причем второе поколение символистов (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) считали поэта способным связать с помощью творчества мир земной и небесный, Божественный – поэтому их символизм называют религиозным.
Стихотворения символистов в большинстве своем напевны, музыкальны сами по себе. Возможно, поэтому они не так популярны среди рок-музыкантов (на стихи того же Блока написаны, в основном, классические произведения и романсы). Но вот несколько песен, написанных на стихи поэтов-символистов:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
К концу первого десятилетия ХХ века символизм исчерпал себя; возникло новое течение – акмеизм. Главными чертами хорошей поэзии акмеисты считали предельную ясность и конкретность, устремленность вовне, на жизнь, а не внутрь себя. Эти поэты не чурались обыденности и заговорили о простых вещах. Однако нематериальный мир не был им чужд – просто они хотели избавиться от перевеса «мистического» и «потустороннего», пытались найти равновесие и гармонию: за их земными картинами виден духовный мир человека, который проявляется в неприметных, казалось бы, деталях (таких «обиходных», но всем понятных деталей особенно много в стихах Анны Ахматовой). Однако и от обыденности акмеисты уходить умели: Николай Гумилев рассказывал о дальних экзотических странах («Жираф», Китайский цикл стихотворений), он же обращался к мифологии и истории («Ольга», «Змей»).
Еще одно важное поэтическое течение Серебряного века – эпатажный футуризм. Он зародился в Италии, однако русские футуристы говорили, что сами пришли к идее дать свободу словам и творить принципиально новое искусство (а Велимир Хлебников называл футуристов «по-русски» – будетлянами). Футуристы экспериментировали с языком произведений: меняли структуру предложений, ломали ритм стихотворения, добавляли необычные суффиксы к знакомым словам и изобретали новые «корнесловия» (именно таким словотворчеством занимался Велимир Хлебников, поэтому его неологизмы – новые слова – наименее понятны читателю). Экспериментаторы от музыки – группа АукцЫон и Хвост (Алексей Хвостенко) – в 1995 году записали на стихотворения Хлебникова целый альбом – Жилец вершин. Но его стихи вдохновляют музыкантов и сейчас – именно они звучат в зажигательной песне Свиристели молдавской группы Zdob și Zdub.
Ещё одна важная фигура футуризма – всем известный поэт Владимир Маяковский, покоривший читателей контрастным сочетанием смелости поэтической формы и лиричности, откровенности содержания. Еще в Советском союзе группа «Песняры» создала на стихи поэта программу «Во весь голос». А любители русского рока, безусловно, слышали Маяковского в исполнении группы Сплин.
Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их на х…
Не умру я, мой друг, никогда.
Сергея Есенина все знают как певца тоски по старинному русскому укладу, по идиллистическому деревенскому быту: именно ему принадлежат яркие метафоры природы, по-новому раскрывающие для читателей красоту российского края; именно он выразил в стихах любовь и печаль деревенского парня, мечтателя и хулигана. И неважно, что сам поэт быстро превратился в горожанина («Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные края») – строки его говорили об обратном. Берущая за душу эмоциональность творчества поэта, небанальные образы, напевность строк – вот почему стихи Есенина так любимы музыкантами, работающими в разных жанрах. Целый проект («Горшенев-Есенин») создал лидер группы Кукрыниксы. Несколько самобытных песен исполнили The Retuses. Группа Чайф проникновенно спела «Клен ты мой опавший», а Монгол Шуудан положили на музыку есенинскую исповедь деревенского парня, убежавшего в город в поисках счастья.
И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
Творчество Марины Цветаевой нельзя отнести, пожалуй, ни к одному из течений Серебряного века русской поэзии – настолько самобытен язык ее стихотворений. Многие вдохновлялись её текстами и включали их в своё творчество: Александр Иванов «Я зову дождь» («Милый друг, ушедший дальше, чем за море»); группа Ленинград «Приметы»; группа Мельница «Богиня Иштар» («От стрел и от чар»); Сурганова и Оркестр «Морская» («И что тому костер остылый»). Диана Арбенина пела цветаевский Реквием («Уж сколько их упало в эту бездну») – эта песня входит в репертуар Аллы Пугачевой под названием «Монолог». Юрий Шевчук исполнял «Всюду бегут дороги» – музыку для этого стихотворения написал советский композитор Андрей Петров, изначально она звучала в сериале «Петербургские тайны» в исполнении Николая Караченцева.
2.2.2 Романсы современных исполнителей на стихи поэтов
В 1975 году закончил Московский институт тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (ныне Московский технологический университет, МИТХТ).
Автор музыки к рок-опере «Мальчиш-Кибальчиш» (Дворец Пионеров, г. Москва) и мюзикла «Рыцарь Алого плаща» (Песня «Красною кистью» на стихи М. Цветаевой вошла в 100 лучших романсов, песня «Калики» на стихи С. Есенина вошла в Энциклопедию Авторской песни (ред. Д. Сухарев).
В последнее время выступает как с сольными концертами, так и в составе ансамблей.
· Ветка Палестины (1999)
· Концерт маленького кузнечика (2000)
· Песни на стихи поэтов серебряного века (2009)
Литература в мемах: Что нужно знать о Серебряном веке
Коты, персонажи Лапенко и Симпсоны рассказывают об одной из главных эпох русской литературы.
Конец XIX века внёс радикальные изменения в сознание человечества: прогресс в науке повлиял на восприятие людей, теория Дарвина и труды Ницше поставили под сомнение существование бога, а работы импрессионистов перевернули представления масс об искусстве. Литература также реагировала на изменения в обществе и приняла новую форму.
На смену «Золотому веку» русской литературы пришёл новый — «Серебряный». Он стал эпохой формирования новых поэтических направлений, сформировав сообщества поэтов, где у каждого представителя был свой неповторимый стиль.
Кто придумал «Серебряный век»
Традиция давать культурным эпохам названия и свойства металлов появилась ещё в античности. Кому именно принадлежит авторство термина «Серебряный век» точно не известно. По одной из версий период назвали по аналогии с «Золотым веком» русской литературы, по другой — взят из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой.
Традиционно авторство приписывается философу Николаю Бердяеву, однако ни в одном его тексте не встречается оригинальное словосочетание «Серебряный век». Статус первооткрывателя ему принесли мемуары «На Парнасе Серебряного века» другого критика Сергея Маковского, где Бердяев противопоставляет «Серебряный век» пушкинскому.
Также на авторство термина претендуют критик Николай Оцуп и поэт Владимир Пяст, но точное происхождение литературного понятия установить сложно.
Ходят споры и о том, какой именно временной промежуток относится к «Серебряному веку». Начало определяется приблизительно 1890-ми годами с выходом сборников Мережковского, стихов Зинаиды Гиппиус и Константина Бальмонта.
Разногласия вызывают датировки окончания: одни исследователи указывают на Октябрьскую революцию и начало Гражданской войны, другие на 1921 — год смерти Блока и расстрела Гумилёва, также упоминается год самоубийства Маяковского.
Многие поэты и писатели «Серебряного века» пережили смену эпох и продолжали публиковаться и после 1930-х годов, выпуская критические статьи и воспоминания, находясь в эмиграции.
Течения «Серебряного века»
Символизм
Представители символизма создавали мистические и абстрактные образы в своих текстах, где отражаются упаднические настроения и предчувствия скорой катастрофы. Новое направление, зародившееся в 1890-х годах, встретили достаточно враждебно, обвиняя его приверженцев в декадентстве и деградации.
Символизм стал вершиной русской поэзии с точки зрения музыкальности звучания произведений: в нём присутствовали чёткая композиция и плавный ритм. В 1910-е годы из-за творческого застоя произошёл кризис символизма. На смену ему пришли новые течения.
Представители: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов.
Акмеизм
Акмеизм родился как протест символизму. Основавший акмеизм Николай Гумилёв вернул в поэзию чёткость образов, отсылки к древним эпохам, простоту языка и любовь к жизни.
Почувствовав кризис символизма, в 1911 году Гумилёв вместе с Сергеем Городецким основал поэтическое объединение «Цех поэтов». Поэты-акмеисты возвращались к естественности материального мира и первозданным чувствам, когда символисты воспринимались «трагичными мечтателями».
Представители: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
Футуризм
В отличие от акмеизма, футуризм как течение возник не в России. Первый манифест футуризма был создан в Италии известным литератором Филиппо Томмазо Маринетти. Движение авангардистов привлекло молодых поэтов в России.
Футуризм утверждается путём отказа от старых норм, канонов и традиций, в его основе — уход от старых литературных традиций, эксперименты с языком и формой.
«Искусство будущего» вышло под лозунгом нигилистического отрицания и выступило за разрушение форм искусства ради слияния с ускоренным жизненным процессом ХХ века.
Представители: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Игорь Северянин.
Имажинизм
На смену футуризму пришёл имажинизм — литературное течение, направленное на создание образа. Для него характерны обилие метафор, элементы прямого и переносного образов, эпатаж и анархические мотивы.
В 1918 году в Москве «Орден имажинистов» основали поэт Анатолий Мариенгоф, в прошлом новокрестьянский поэт Сергей Есенин и бывший футурист Вадим Шершеневич.
Одним из важных приёмов имажинизма был дендизм — трепетное отношение к своему образу, начинавшееся выбором костюма и заканчивавшееся изысканностью речи.
Представители: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич.
Вне течений
Среди представителей Серебряного века были и те, кто не относился ни к одному из перечисленных движений. Кроме основных направлений и поэтических объединений существовали авторы, которые писали сатирическую и пролетарскую поэзию, конструктивисты и обэриуты.
К ним относятся Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Марина Цветаева, Даниил Хармс и Борис Пастернак, создававшие свои произведения вне литературного канона.
Диссы Бунина
Иван Бунин — первый русский писатель, ставший лауреатом Нобелевской премии. Помимо знаменитых «Тёмных аллей», «Господина из Сан-Франциско» и «Жизни Арсеньева» он также известен своими критическими комментариями в адрес современников.
Будучи приверженцем старой школы, Бунин не признавал новые течения модернизма и язвительно отзывался о творчестве коллег.
Вот что думал о современниках
главный хейтер «Серебряного века»
Нестерпимо поэтичный поэт дурачит публику галиматьёй.
Непрекращающийся всю жизнь ливень диких слов и звуков в стихах.
Самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства.
Сообразим на троих — союзы «Серебряного века»
Помимо поэтических направлений «Серебряного века», расширялись привычные рамки межличностных и семейных отношений. Нравы и эстетика того времени предполагали союзы на основе интеллектуального родства и близости мировоззрений.
Гумилёв-Ахматова
Николай Гумилёв и Анна Ахматова познакомились в Царском Селе в 1903 году, будучи гимназистами. Ему было 17, ей — 14. Гумилёв долго добивался расположения Анны, три раза получал отказ на предложения замужества и два раза пытался покончить с собой.
В попытках забыть возлюбленную и излечить душу Гумилёв уехал в экспедицию в Африку. Ахматова в то время начала публиковаться в Петербурге, а после возвращения Гумилева поэты стали чаще встречаться в литературных кругах.
Неожиданно для окружения пара объявила о помолвке в апреле 1910 года. В 1912 году в семье родился единственный сын Лев. Брак двух поэтов продлился восемь лет, и вряд ли его можно было бы назвать счастливым.
Охлаждение отношений супругов ощущается в стихотворении «В ремешках пенал и книги были. », которое было посвящено Гумилёву. В нём Ахматова пишет:
Изменился серый лебедёнок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой незвонок.
После Первой мировой войны в августе 1918 года Гумилёв и Ахматова развелись, впоследствии Гумилёв женился, а Ахматова была замужем трижды. В 1921 году после расстрела Николая Гумилёва именно Ахматова хранила его рукописи и помогала издавать его сборники и биографии.
Мандельштам-Хазина
С будущей женой Надеждой Хазиной Осип Мандельштам познакомился в 1919 году в Киеве. В 1920 году они вместе вернулись в Петербург, а спустя ещё два года поженились. Вторая книга стихов Мандельштама «Tristia», вышедшая в 1922 году, была посвящена Надежде.
В 1933 году Мандельштам написал одно из самых известных своих стихотворений — «Мы живём, под собою не чуя страны…», после чего подвергся гонениям со стороны советской власти. Последовали три года ссылки в пермской Чердыни, куда супруга поэта отправилась вместе с ним. В 1938 году случился повторный и последний арест поэта. Осип Мандельштам скончался в лагере недалеко от Владивостока.
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
Надежда Мандельштам заучивала поэтические тексты наизусть, чтобы сохранить наследие мужа. Опасаясь преследования, часто меняла места проживания, но несмотря на это в 1970–80-е опубликовала несколько книг-воспоминаний о поэте на Западе.
Осип-Лиля-Маяковский
В 1915 году на момент знакомства с Владимиром Маяковским Лиля Брик была замужем за Осипом Бриком. «Тройственный союз» быстро стал неразлучен, и вскоре на двери московской квартиры Бриков появилась надпись «Брики. Маяковский».
Брики восхищались творчеством Маяковского, а Лиля стала не только музой, но и главной лирической героиней его произведений. Лиле Брик посвящены поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю» и стихотворение «Лиличка!».
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметённый карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Союз вызвал недоумение общества и был весьма экстравагантен для 20-х годов, но тем не менее успешно просуществовал почти 10 лет. В 1925 году Лиля объявила Маяковскому, что страсть угасла и приняла решение расстаться, но чета Брик продолжала поддерживать с поэтом дружеские отношения.
В апреле 1930 года Брики уехали в Европу, Маяковский проводил их, а через несколько дней — 14 апреля — совершил самоубийство.
Домашка по литре
Дополнительный список литературы о «Серебряном веке» для тех, кому мемов оказалось мало:
Список произведений «Серебряного века» для тех, кто вообще все пропустил, но тоже хочет посмеяться над мемами: