Что нового внесла литература 18 века в развитие литературы
Итоги развития литературы XVIII века
Итоги развития литературы XVIII века
На протяжении XVIII века русская художественная литература достигла больших успехов. Исследователь русской литературы XVIII века пишет: «Русская литература XVIII века выполнила прежде всего свою главную задачу – социально и нравственно воспитывать своих современников. Одновременно с этим она во многом подготовила блистательный расцвет классики XIX века».
В XVIII веке продолжалось создание и укрепление самобытной и национальной культуры, национального художественного творчества. Писатели уделяли большое внимание изображению быта, обычаев и традиций народа, вводили в литературные произведения просторечные выражения, разговорный язык. В литературе XVIII века так же, как и в литературе более ранних периодов, отразились общественно-политическая жизнь страны и общенародные интересы. Литература развивалась в тесной связи с жизнью, с русской исторической действительностью. В русской литературе XVIII века формируются черты, которые станут главными в литературе XIX века: гуманизм, сочувствие к простому («маленькому») человеку, сострадание к «униженным и оскорблённым». Характерной чертой литературы, особенно во второй половине XVIII века, становится критическое отношение к действительности (Фонвизин, Радищев). Писатели стремятся к правдивому и глубокому освещению явлений жизни.
в чём особенности русской литературы 18 века?
Не меньшее значение для развития русского литературного языка имела и реформа отечественного стихосложения, которая позволила приблизить русский стих к русской разговорной речи.
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а также школа европейского просвещения.
Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.
Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.
Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.
Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.
Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал Гаврила Романович Державин. Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом – философом.
В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм – направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения Радищева и Карамзина. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.
Особенности развития литературы в 18 веке
Литература XVIII века
Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.
Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.
В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Особенности развития литературы XVIII века
В литературе этого периода различают три направления:
Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.
Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:
В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.
Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).
Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).
Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.
Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.
История отечественной литературы XVIII века — это изменение характера русского миросозерцания, когда оно от церковного переходит к светскому. Начало этому было заложено при Петре I введением гражданской азбуки в 1708 году и другими общественными реформами. Но не сразу русская литература приобрела национальную идею, стремясь к самостоятельности и выражению гражданских позиций (воплотившихся, например, в сочинении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). Она последовательно прошла через влияние:
И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.
Жанры в начале века
В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:
Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.
Становление новой литературы в первой половине XVIII века
Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).
На этот период приходятся самые известные трагедии Вольтера на темы известных исторических событий — «Брут» (1730), «Смерть Цезаря» (1732), «Заира» (1732), «Магомет, или Фанатизм» (1741). Его поэма «Орлеанская девственница» (1735) стала смелой сатирой на духовенство и в целом на средневековую Францию.
Начинается развитие жанра романа, который возник в Англии в семейно-бытовой и социальной форме. Например, в этот период Даниэль Дефо создает «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряк из Йорка» (1719) и «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722). Первое произведение, несмотря на свой явный приключенческий уклон, скрывает серьезный подтекст о духовном перерождении героя. Вторая книга — характерный пример плутовского жанра. В 1726 году Джонатан Свифт выпускает сатирико-философский роман «Путешествия Гулливера», где в иносказательной форме, через демонстрацию быта придуманных им стран, в гротескной форме показывает недостатки своего времени.
Английский поэт Джеймс Томпсон в сборнике «Времена года» (1730) закладывает основы сентиментализма. В предлагаемых поэмах центральное место занимает описание работы земледельца на фоне деревенской идиллии. Выбор героя и обстановки для того времени были настоящим нововведением.
Приход сатиры
Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.
Начинается постепенный процесс преобразований в литературе. В 1729 году появляется первой издание сатир Антиоха Кантемира «На хулящих учения», защищающая просветительскую политику Петра I. Творчество этого поэта тоже сыграло большую роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.
Жанры середины XVIII века
Драма
Дидро реформирует каноны драматургии. В пьесах «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758), он снимает границы между строгим разделением драматических произведений на возвышенную трагедию и простонародную комедию, и создает новый синтетический тип, названный им «серьезным жанром».
Реформа театрального искусства в Италии идет по другому алгоритму. Традиционной для страны была комедия «дель арте», где актеры надевали маски, строго следовали стандартному типажу (слуга Арлекин, служанка Коломбина и др.) и много импровизировали. В комедиях «Слуга двух господ» (1745), «Трактирщица» (1753) и «Хозяйка» (1755) Карло Гольдони предлагает свое видение задачи драматурга. Первостепенную роль автора он видел в разработке характеров героев, поэтому в его постановках вводится новшество — актеры не используют масок и не отклоняются от заданного текста.
Проза
К середине XVII века в зарубежной литературе закрепляется направление реализма. В Англии и других странах продолжают выходить романы — «История Тома Джонса, Найденыша» (1749) Генри Филдинга, «Страдания юного Вертера» (1774) Иоганна Вольфганга Гёте и др. Во многих из них героем выступает представитель третьего сословия, наделенный благородством и открытостью, который противостоит общепринятым нормам. Во многом из-за этого протестного характера, несколько десятилетий не мог быть опубликован роман Дени Дидро «Монахиня». Он был закончен в 1760 г., но вышел в свет только в 1796, через 12 лет после смерти автора.
В 1759 году Вольтер, которого считали главой европейского Просвещения, публикует свое лучшее прозаическое произведение — философскую повесть «Кандид или Оптимизм». В Германии Г.Л. Лессинг выпустил программный трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766), где он выступал против эстетической программы основных теоретиков классицизма и предлагал свой взгляд на это литературное течение.
Направление сентиментализма пополняется авторами и произведениями. Выходят романы Сэмюэля Ричардсона «История сэра Чарльза Грандисона» (1753) и Жан-Жака Руссо «Юлия или новая Элоиза» (1860). Еще один известный писатель — Лоренс Стерн, написавший романы «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие». Оба опубликованы в 1768 г. По названию последнего произведения и было названо направление сентиментализма (некоторые исследователи считают именно Стерна основателем этого движения и отсчитывают эпоху сентиментализма с года выхода «Путешествий»). Эти книги породили множество последователей, в том числе в нашей стране.
Жанры в России
В этот период в России литература начинает избавляться от иностранного влияния. Первые эксперименты в этой области делали писатель Михаил Чулков (1744-1792) и издатель Николай Новиков (1744-1818). Они стремились объединить литературные традиции своего времени и народную поэзию. Во многом эти опыты легли в основу и первого русского романа «Пригожая повариха или похождения развратной женщины», написанного Михаилом Чулковым в 1770 году.
Во второй половине XVIII века начинают появляться российские литературные журналы: «Адская почта» (1769), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773) и другие. Публикой они были встречены с восторгом, но учитывая, что грамотными в то время были только верхние слои общества — дворянство и духовенство, круг их читателей был очень узким.
Несмотря на начавшиеся преобразования, отечественная литература не смогла быстро освободиться от придворной ангажированности. Яркое подтверждение этому — ода Михаила Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», написанная в 1842 году. Происходят изменения и в драматургии. В 1742 году Александр Сумароков заканчивает трагедию «Хорев», написанной в стилистике французского классицизма на темы древнерусской истории. Он же впервые перевел на русский Шекспира (с французского, так как английским не владел).
Литература в последней четверти XVIII века
В Европе
Творчество Иоганна Вольфганга Гёте считается апогеем европейского Просвещения. Последнею четвертью XVII века датируется его «Лесной царь» (1782) и начало работы над «Фаустом» (1774-1831). На этот же период приходится продуктивная работа Фридриха Шиллера над своими самыми известными балладами («Кубок», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка» и др., все написаны в 1787 году). В иносказательном смысле они затрагивают широкий спектр нравственных и эстетических проблем. Они были впоследствии переведены на множество языков, в том числе и русский. В этот же период он пишет драму «Разбойники» (1781) и трилогию о полководце Валленштейне (1797-1799).
Ближе к концу XVIII века, представители третьего сословия стали все чаще попадать на страницы произведений. Один из ярких примеров – трилогия «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1794) французского драматурга Бомарше. Эти комедии стали вершиной его творчества, пополнили золотой фонд мировой литературы и устами своего главного героя автор озвучивает нравственные идеалы своей эпохи.
В английской литературе последней четверти XVIII века самое значительное место занимает шотландский поэт Роберт Бёрнс. Его творчество полно патриотизма и социального протеста, самые распространенные герои — простые крестьяне, угнетенные знатью и духовенством. Самые известные стихи — «Джон – Ячменное зерно», «Честная бедность», «Веселые нищие», «В горах мое сердце».
Литература в последней четверти века в России
Конец XVIII века в России — это еще и период стремительного развития литературных журналов. Свою роль для распространения новых произведений и просвещения читателей сыграли «Утренний свет» (1777—1780), «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784), «Лекарство от скуки и забот» (1786—1787), «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789). Их главным недостатком было короткое время существование, но зато их было много.
В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.
Кризис классицизма
Время позднего классицизма связывают с именами Денис Фонвизин («Бригадир», 1768 и «Недоросль», 1781) и Александр Радищев («Путешествием из Петербурга в Москву», 1790). В отличии от прежних авторов они стремились к изображению не семейной бытности, а драмы идей. Революционный характер таких произведений не всегда однозначно воспринимался современниками и властью, очень показательна в этом случае фраза Екатерины II о сочинении Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачева». При этом нужно отметить парадокс — по мнению большинства отечественных просветителей того времени, обращение к проблемам крестьянства и вопросу крепостного права было несовместимо с гуманистическими идеалами, к которым стремились эти деятели культуры.
Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.
Сентиментализм
В конце XVIII века в России появляются первые повести в жанре сентиментализма. В 1792 году Николай Карамзин выпускает «Бедную Лизу». В произведении присутствуют характерные черты гетевского «Вертера», где меланхолия дополнена суицидальными стремлениями. Интересно, что и сама книга Николая Карамзина впоследствии вызвала множество подражаний — так, в начале XIX века вышли повести «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и др.
Ведущие деятели литературы XVIII века
Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:
В России самые выраженные представители этого периода — Василий Тредиаковский (1703-1769), Антиох Кантемир (1708-1744), Михаил Ломоносов (1711-1765), Александр Сумароков (1717-1777), Гавриил Державин (1743-1816), Михаил Чулков (1744-1792), Николай Новиков (1744-1818), Денис Фонвизин (1745-1792), Александр Радищев (1749-1802), Николай Карамзин (1766-1826).
Русская литература XVIII века
В эпоху правления Петра Великого произошло развитие во многих областях жизни государства и культуры России. Это привело к усилению самодержавной власти, к укреплению независимости страны и к росту её военной силы.
Также произошло сближение с направлениями культуры европейских стран и выросло влияние России за рубежом.
Влияние реформ
Пётр Первый активно использовал достижения отечественной и мировой науки, технического прогресса, промышленного производства, образования и культуры. В том числе были открыты новые варианты развития русской литературы.
Литературному искусству уделяли особое внимание. Оно использовалось в том числе как инструмент движения страны вперед, искоренения закоренелых порядков и устаревших верований. Необходимо было установить новые государственные и моральные каноны дворянского общества, а можно это было сделать лишь с помощью образования, культуры и просвещения.
И хоть после Петра развитие государства замедлилось, всё-таки общая образованность и культура людей вышла на новый уровень.
Открытие Московского университета, училищ и общеобразовательных школ позволило учиться и развиваться различным слоям русского общества. Были доступны многие возможности для интеллектуальной и художественной деятельности.
Был введён новый календарь, основана первая газета, учреждены Академии наук и художеств. Образовалось Вольное экономическое общество, а также постоянный русский театр.
Общество имело право критиковать решения правительства и высокопоставленных особ и выражать своё мнение.
Направления развития литературы
Литература XVIII века обрела новые формы, переняв от литературы Древней Руси представление о словесном искусстве, о высоком предназначении писателя, о поучительном воздействии книги на людей, их мысли и чувства.
Основные направления и пути развития литературы зародились в начале века.
Эпоха классицизма привнесла в формирование литературных законов важность формирования государства и его улучшений. Это было главной идеей, поэтому на первый план вышли высокая гражданская поэзия, пропитанная духом патриотизма, и обличающая сатирическая критика общественных пороков, пороков государства и людей.
Высокая гражданская поэзия выражалось в жанре оды, а сатира, басня и бытовые комедии нравов отражали критическое направление литературы.
Основоположниками классицизма являлись А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. Зарождению же этого направления поспособствовал политический и духовный деятель Феофан Прокопович — первенствующий член Синода Православной Российской церкви.
Начиная примерно с 1760-х годов наступил новый этап развития. Появляются другие жанры — прозаический роман, комическая опера, повесть и драма.
Также с ужесточением противоречий в социальной среде активно развивался жанр сатиры. Императрица Екатерина II, желая уменьшить значение общественной и выделить значение правительственной сатиры, сама негласно издавала сатирический журнал «Всякая всячина».
Многие последовали её примеру, так появились журналы — «Смесь», «Адская почта», «Поденщина». А самыми радикальными стали журналы «Трутень» и «Живописец» выдающегося общественного деятеля Н. И. Новикова.
Сатира присутствовала во многих комедиях и стихотворениях того времени. Это комедии «Недоросль» и «Бригадир» Д. И. Фонвизина и его стихи «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» и «Лисица-казнодей», комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» и «Чудаки», а также произведения И. А. Крылова «Проказники», «Модная лавка», «Урок дочкам» и многие другие.
Высокие формы литературы отражаются в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» и «Росслав», а также в произведениях Н. П. Николева «Сорена и Замир».
Реформация старых жанров
Начиная со второй половины XVIII века героические поэмы вроде «Петр Великий» Ломоносова, «Петриада» Кантемира или «Димитриада» Сумарокова теряют свою популярность и отходят на второй план. Классицизм ставит в рамки творчество писателей, и они разрушают и реформируют старые жанры.
Авторы все чаще используют жанр шутливой и комической поэмы и оперы, в которых героические произведения приобрели иронический подтекст. Это «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздражённый Вакх» В. И. Майкова, а также «Душенька» И. Ф. Богдановича.
В творчестве Г. Р. Державина также заметно обновление классицизма и зарождение нового направления — сентиментализма.
Сентиментализм
Сентиментализм, возникший в конце XVIII века, оказал сильное влияние на знаменитого русского писателя А. Н. Радищева. Он был глубоко возмущён положением угнетённых крестьян и бедами русского народа. Увиденные им картины беззакония и несправедливости, вызванная этими чувствами душевная озабоченность, подтолкнули его к написанию своего основного произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно было написано в любимом жанре сентименталистов, в жанре «путешествие».
Автор произведений «История государства Российского», «Письма русского путешественника», повести «Бедная Лиза» — Н. М. Карамзин — стал главой русского дворянского сентиментализма и «предромантизма». Он был великим писателем того времени, публицистом и журналистом, Пушкин называл его «последним летописцем и первым нашим историком». К его заслугам относят также образование русского языка.
Карамзин устранил различия между разговорным, устным и письменным, книжным языком русского общества. Он стремился к возможности ясного выражения русским литературным языком новых представлений, сложившихся в XVIII, как языком французским, популярным в то время в дворянском образованном обществе.
Самым близким соратником и другом Карамзина был И. И. Дмитриев — автор «Ермака», «Освобождения Москвы», «Модной жены» — известных в то время исторических и патриотических сочинений, сказок и басен.
Талантливо воплощены принципы сентиментализма в песнях Ю. А. Нелединского-Мелецкого, которые до нашего времени сохранились в народном фольклоре.
Направления классицизма и сентиментализма противостояли друг другу в течении XVIII века, определив две основных грани жизни человека — разум и чувства. Писатели создали образы людей разных сословий и дали возможность потомкам узнать все стороны жизни человека того времени.
Литература России XVIII века быстро развивалась, ставя и решая важные задачи своего времени и почти догнав Европу, «в просвещении став с веком наравне». Фонвизин, Державин, Радищев, Крылов, Карамзин — выдающиеся деятели, творчество которых положило начало литературе нового XIX века.