Что нового внес в развитие психологической науки г лейбниц

Шпаргалка по истории психологии.

23. ЛЕЙБНИЦ: ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ПСИХИКИ.

Отец Г.-В. Лейбница (1646–1716) был профессором философии в Лейпцигском университете. Еще в школе Лейбниц решил, что и его жизнь будет посвящена науке. Лейбниц обладал энциклопедическими знаниями. Наряду с математическими исследованиями (он открыл дифференциальное и интегральное исчисление) он участвовал в мероприятиях по улучшению горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, а также историей Брауншвейгской династии. Он организовал Академию наук в Берлине. Именно к нему обращался Петр I с просьбой возглавить Российскую академию наук. Значительное место в научных интересах Лейбница занимали и философские вопросы, прежде всего теория познания.

Как и Спиноза, он выступал за целостный подход к человеку. Однако у него было иное мнение о единстве телесного и психического.

В основе этого единства, по мнению Лейбница, лежит духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. «монос» – единое). Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.

Это предположение перечеркивало декартову идею равенства психики и сознания. Согласно Лейбницу, «убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является источником величайших заблуждений». В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций», или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память.

Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Рациональная интуиция открывает содержание идей, которые находятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и обобщенными. Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц тем не менее не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознанными идеями. При этом он обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с познавательной активностью. Лейбниц доказывал, что не существует первичных или вторичных качеств предметов, так как даже на начальной стадии познания человек не может пассивно воспринимать сигналы окружающей действительности. Он обязательно вносит собственные представления, свой опыт в образы новых предметов, а потому невозможно разграничить те свойства, которые есть в самом предмете, от тех, которые привнесены субъектом.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, получившей название психофизического параллелизма: зависимость психики от телесных воздействий – иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.

Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его идеи о бессознательной психике, «малых перцепциях» и апперцепции прочно вошли в содержание предмета психологии.

Источник

Психологические идеи Г. В. Лейбница

Мироздание – грандиозный механизм, первичными основами которого являются неделимые центры жизненных сил. Таким образом, он не признавал учение Спинозы о единой субстанции (душа и тело едины) и говорил о существовании множества субстанций – монад (замкнутые нематериальные целостности) – духовная субстанция, обладающая психической активностью (то, из чего состоит весь мир, человек, душа…)

Лейбниц ввел понятие о бессознательной психике(Таким образом, расширилось представление о психическом, что оказало существенное влияние на дальнейшее развитие психологии). В сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий (‘малых перцепций’). Животные, по мнению Лейбница, не являются простыми автоматами (разум им заменяют ассоциации)

14 Джон Локк – основоположник эмпиризма в психологии Нового времени.

Важное место занимает труд Локка о человеческом разумении, в котором доказывается: 1. Отсутствие прирожденных идей. 2. Источник развития души — опыт и рефлексия. 3. Исключительное значение языка в развитии человека.

Джон Локк — родоначальник эмпирической психологии. Он считал, что в основе нашего сознания находятся идеи. Они есть результат нашего опыта, т.е. существуют в сознании не с рождения, а приобретены при жизни. Локк считает, что наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе, в том сочетании и соотношении, которое основано в естественном для них бытии. Неестественная связь идей называется Локком ассоциацией. Ассоциации играют огромную роль в жизни человека.

Источник

ЛЕКЦИЯ № 4. Психология нового времени XVII в

7. Г. Лейбниц: идеалистическая традиция в немецкой философии и психологии

Начинает идеалистическую традицию Г. Лейбниц (1646–1716) – современник всех основных гениев XVII в. и их идейный противник. Идеи Декарта, Гоббса, Спинозы, Локка были критически переработаны и синтезированы Лейбницем в собственную оригинальную систему принципов и понятий. Лейбниц не мог не заметить, что Спиноза не сумел полностью преодолеть дуализм Декарта, поскольку в учении голландского философа картезианское разделение мира на две субстанции оставило свои следы в виде раздвоения и обособления атрибутов протяжения и мышления. Лейбница не удовлетворяло сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстановить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы. Неприемлемым для Лейбница в учении Спинозы оказался также и фатализм. Вместе с тем Лейбниц становится на сторону Спинозы в своей полемике с Локком относительно роли опыта и разума в познании. Лейбниц пытается установить связь чувственного и рационального. Но поскольку рациональное познание из опыта не вырастает, то единство опыта и разума выступает в учении Лейбница не как восхождение от чувственных форм к идеям, а как наложение рационального на чувственный опыт. Поэтому в значительной части познавательные ошибки возникают не столько по вине чувств, сколько из-за слабости самого разума и внимания, как стремления к ясности и памяти.

Стержнем, образующим философско-психологическую систему Лейбница и связывающим все ее разделы и части, является ряд исходных методологических принципов, или законов. К главным из них по своему значению следует отнести принцип всеобщих различий, принцип тождественности неразличимых вещей, законы непрерывности и дискретности. Принципом всеобщих различий Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания, отрицать как абсолютное сходство друг с другом существующих вещей, так и повторяемость состояний одной и той же вещи во времени, и этим самым указать на качественное многообразие мира. Принцип всеобщего различия дополняется и обеспечивается другим принципом — принципом тождества неразличимых вещей. Смысл его заключается в том, что не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью, и наоборот, отождествлять вещи, различные по своим качествам. Различия между вещами выводятся Лейбницем исходя из третьего принципа — закона непрерывности. Этот закон указывает на то, что повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по степеням совершенства.

Лейбниц полагал, что в континууме вещей и их качеств нет ни нижнего, ни верхнего предела. Из принципа непрерывности вытекали и другие следствия. Одно из них указывало на преемственность различных состояний в одной и той же вещи. Тот же принцип непрерывности предполагал также взаимосвязь различных свойств одной и той же вещи.

Противоположным по своему смыслу к принципу непрерывности является закон дискретности, согласно которому сама постепенность и непрерывность слагается из малых скачков и разрывов, порождающих индивидуальные объекты, их автономность и качественное своеобразие. Именно с помощью принципа дискретности Лейбницу удается объяснить качественное многообразие и неповторимость различных вещей и состояний сознания.

Лейбниц развертывает систему взглядов, построенную по образцу и через аналогию с психологическими особенностями человека и представляющую собой своеобразное идеалистическое перевоплощение атомистической картины мира.

«Истинными атомами природы» являются душеподобные единицы — монады, из бесчисленного множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено. Ведущими и коренными свойствами каждой монады являются активность и представления.

Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Такое состояние монады подобно сну без сновидений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечнодвижущейся материи. За чистыми монадами следуют монады-души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию монады ангела и Бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.

Сходная система уровней имеет место и в онтогенезе человека. В известном смысле своей иерархической системой монад Лейбниц дает новую трактовку аристотелевского учения о трех уровнях души, согласно которому высшие ее формы возникают и осуществляются на основе низших.

Учение Лейбница внесло немало идей и тенденций, которые окажут значительное влияние на последующее развитие психологии Лейбниц впервые показал активную природу сознания, динамизм и постоянную изменчивость его. Учение Лейбница о перцепциях и апперцепциях станет исходным основанием, на котором будут строиться последующие концепции души в немецкой психологии. Оно оказало влияние и в ряде других отношений. Прежде всего, включение в сферу психического, помимо сознаваемых явлений досознательных перцепций, расширяло границы психического. Логическим следствием этого нового подхода явилась и реабилитация психики животных. Лейбниц становится предвестником учения о порогах сознания, с которым выступит в XIX в. Гербарт и которое станет отправным в психофизических измерениях и опытах Фехнера. От Лейбница немецкая психология усвоила принцип психофизического параллелизма, на основе которого будет строиться экспериментальная психология в Германии.

Источник

Готфрид Лейбниц. Мистическая личность 4-го уровня истории.

Ни для кого не секрет, что многие философы и ученые прошлых веков были невероятно разносторонними и образованными людьми. Они не ограничивались одной специализацией, а познавали этот мир во множестве его проявлений. Но есть среди них особенно результативные и загадочные личности. С одним из таких загадочных ученых мы познакомились в рамках курса Олега Мальцева «Практическое применение европейской философии».

Готфрид Вильгельм Лейбниц (нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, 1646 — 1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.

Что нового внес в развитие психологической науки г лейбниц

Этот человек оказался настолько зашифрован, как личность, что вызвал особый интерес в рамках нашего курса прикладной философии. Во-первых, сложно говорить о философии Лейбница, потому что вся она заключается лишь в небольшом труде «Монадология», которую он даже не издал при жизни. Во-вторых, основные его научные достижения лежат не в философии, а в других областях. В-третьих, Лейбниц не столько продвигал свою философскую мысль, сколько пытался примирить все философии, античных, схоластических и картезианских идей на основе метода всеохватности и строгости рассуждений. Отдельно стоит подчеркнуть его стремление создать новый европейский язык, который бы объединил всех интеллектуалов.

Этот человек был значимой фигурой не только в научных, но и в политических кругах Европы. Готфрид Лейбниц был советником Императора Всероссийского Петра I, немецкого герцога Эрнеста-Августа Брауншвейг-Люнебургского, и других важных политических деятелей. Он стал основателем и первым президентом Берлинской академии наук, а также членом Французской Академии наук.

Это является достаточно странным, невероятный уровень интеллекта, научных достижений, влиятельных статусов в научных и политических кругах, при этом, практически никакой критики и оппонентов.

Особенно из достижений Лейбница стоит отметить создание сложной науки комбинаторики. Вспомним, что есть академик Мельников, который разработал «Систему комбинаторного управления ситуациями» (СКУС). Научные сотрудники и соискатели институтов Олега Мальцева уже много лет изучают СКУС и отмечают, что система эта очень непростая. Альтернативным подходом СКУСу считается наука выполнения задач (НВЗ), которая более проста и востребована в современных реалиях.

Давайте перечислим основные достижения Готфрида Лейбница:

Чем же этот человек занимался? Какова была главная цель его деятельности?

После получения степени доктора права, Лейбниц отклонил предложение остаться работать в Альтдорфском университете ради того, чтобы отправиться в Нюрнберг в Орден розенкрейцеров. Лейбниц без труда был принят в орден, где занимался алхимией и вел документы ордена, в качестве секретаря. Он был настоящим полиглотом — владел латынью, греческим, немецким, французским и британским. В детстве он перечитал огромную библиотеку своего отца, профессора философии морали, и уже в 12-летнем возрасте не только превосходил своих сверстников, но и восхищал ученых мужей. Язык был отдельным предметом его исследований. Лейбниц исследовал историю разных языков и создал теорию исторического происхождения языков. Его целью было создать новый язык, который объединит всех интеллектуалов Европы. Лейбниц считается творцом основного немецкого философского и научного лексикона. Работе он посвящал все свое время, ложился спать за полночь, часто засыпал в кресле над столом, а просыпался не позднее семи утра.

Что нового внес в развитие психологической науки г лейбницАльтдорфский университет, 1714 г.

Лейбниц жил в разных городах и странах. Он много путешествовал по дипломатическим делам, не оставляя научной деятельности. Его знакомство с Петром I, впоследствии, привело к созданию первой Академии наук в Петербурге и активному развитию науки в России.

В Германии в 1700 году Лейбниц основал Берлинскую Академию наук и стал ее первым президентом. Также был принят иностранным членом Французской Академии наук.

«Вероятно, биография Лейбница сильно откорректирована, особенно последние годы его жизни. Мы столкнулись не просто с философом, а с человеком 4-го уровня истории. Внешне такой человек ничем не отличается от других, но его способности и знания несравнимо выше», — к такому выводу пришел академик Олег Мальцев.

Такие люди появляются не случайно и просто так ничего не делают. Сама философия Лейбница — монадология — занимает лишь малую часть всей проделанной работы. Более того, сам Лейбниц при жизни не публиковал этот труд. Впервые он был опубликован на немецком языке в переводе Г. Келера: «Lehrsätze über die Monadologie…», Frankf.-Lpz., в 1720 году. Вся суть этой работы описана в 90 коротких абзацах и заключается в том, что существует самая простая субстанция, не имеющая частей — монада. При этом, Лейбниц рационально обосновывает монады с позиции пяти наук: математики, физики, метафизики, психологии и биологии.

Что нового внес в развитие психологической науки г лейбницПервый лист работы Лейбница «Монадология»

В большей степени, нежели в философии, Лейбниц проводит сложные научные разработки в нескольких областях науки, которые представляют собой огромную ценность для всех последующих поколений ученых. Все исследования он проводит по определенной программе и ее результатом становится внушительный список достижений. Особе внимание стоит обратить на его желание создать единый язык для интеллектуалов и введение множества новых терминов в науку. Дело в том, что введение новой терминологии меняет науку, и Лейбниц это прекрасно знал. Также он мечтал объединить Европу не только языком, но и территориально, в единое государство без границ. Сегодняшний Евросоюз, по сути своей, является воплощением замысла Лейбница. Многие научные и философские теории подвергались жарким обсуждениям и критике. В случае с Лейбницем, ему практически никто не оппонировал.

Для чего он это все сделал?

Давайте попробуем предположить, для чего нужны эти исследования. Для производства не нужны, для промышленной революции не нужны, они предназначались для чего-то другого. При жизни Лейбница их час еще не настал, все произойдет в начале XX века.

В 1920-х годах в СССР появляются два ученых из Гейдельберга — академики Г. С. Попов и А. С. Яковлев, которые обеспечили колоссальный взлет науки и техники. Вот тут то и понадобились условия, заложенные Лейбницем еще двести лет назад. В первую очередь, это позволило академику Попову обосновать существование ЯРГ (Ядра рецензорной группы) и механизмов взаимодействия ЯРГ и других блоков памяти.

В результате проведенного анализа Олегом Мальцевым, мы можем увидеть какие исследования Лейбница позволили Попову обосновать свои научные открытия:

Обратите внимание, Лейбниц считается уважаемым философом, но все же, не считается великим. Вероятно, он не ставил себе такой задачи, он создавал огромную математическо-психологическую базу и «двери» для будущих поколений. То есть, недостаточно одной философии, нужен научно-методологический аппарат, позволяющий доказывать и обосновывать. Чем ближе к нашему времени, тем меньше прикладных знаний оставалось в академической науке. Но благодаря Знающим людям, строителям «дверей», в академическую науку, в нужный момент времени, можно было вводить необходимую часть знаний из науки европейского мистицизма (подробнее в статье «Мир на пороге 4-го переворота в науке и философии» ). Кроме того, Лейбниц показал метод, как создавать условия для последующих научных открытий. Сегодня становится очевидно, что у Яковлева и Попова были все условия, чтобы обосновывать теорию памяти, создать на этой базе методы подготовки и обучения людей, что позволило им творить чудеса. Часть биографии и деятельности этих выдающихся академиков, мы скоро сможем узнать из книги «Рыцарский орден русских воров», выход которой запланирован в 2019 году.

Посмотреть видео-обзор лекций из курса «Практическое применение европейской философии» можно на странице проекта «Говорящий Город».

«Настоящее грандиозно вместе с будущим».
Готфрид Вильгельм Лейбниц

Что нового внес в развитие психологической науки г лейбниц Связаться с экспертом

Источник

Психологические воззрения Г. Лейбница.

Готфрид Вильгельм Лейбниц. С позиций последовательного рационализма, опираясь на законы и методы математики, которые позволяют выделить составляющие единицы и изучить их свойства, он дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, отношению между духовным и телесным.

Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного механизма,

первичными элементами которого являются неделимые и замкну-

тые в себе центры жизненных сил. Таким образом, не разделяя по-

ложения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о суще-

ствовании множества субстанций, названных им монадами (от греч.

аналогичны «архе» античных психологов. Однако в отличие от ма-

териальных атомов монада Лейбница представляет собой идеаль-

ную единицу, это духовная субстанция, обладающая психической

В своих трудах, в том числе и в работе «Монадология» (1714),

Лейбниц писал о том, что основными свойствами монады явля-

ются восприятие (перцепция) и стремление. Он подчеркивал, что

ошибочным не признавать неосознаваемые восприятия. Говоря о

Лейбниц тем самым отвергал мнение, согласно которому психическое есть сознательное, т. е. постигаемое благодаря способности

субъекта сосредоточиться на своем «Я».

Представление о психическом расширялось, так как в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное. Эти идеи Лейбница особенно сказались на представлении

о психике в немецкой школе, в которой мысль о существовании

бессознательного и его существенной роли в духовной жизни чело-

века стала одним из постулатов.

ся более отчетливым восприятием и памятью. Человеческая душа-

монада обладает способностью к апперцепции, т. е. обладает созна-

нием и самосознанием, и представляет собой высший уровень раз-

вития монад. Поскольку монады отличаются друг от друга по

своим свойствам и не существует двух совершенно тождественных

монад, то и души людей отличаются друг от друга, делая каждого

человека уникальным и неповторимым. Обладая способностью

внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной

и независимой, замкнутой единицей, которая, по определению

Лейбница, «не имеет окон».

Вместе с тем и сам Лейбниц не отрицал связь монады с окру-

жающей действительностью, говоря о том, что она представляет

собой «живое зеркало Вселенной». Основой этой связи является

восприятие, которое активно и субъективно, так как каждой монаде присущи стремление (активность) и индивидуальность. Одним

из важнейших открытий Лейбница было положение о том, что

субъективность познания есть результат не пассивного усвоения

материала, но активного его постижения. Поэтому собственная

точка зрения естественна для человеческих понятий и не противоречит их истинности, как это считали большинство психологов, начиная с Демокрита.

Душа-монада обладает единством и целостностью, организуя по

этому принципу всю психическую жизнь человека. Лейбниц описывал ее как непрерывный процесс, охватывающий сознательное и бессознательное, все моменты которого объединены между собой

таким образом, что новые элементы входят в органическую связь

с предшествующими и изменяют их. Используя достижения в об-

ласти математики, Лейбниц представлял сознание не в виде суммы

элементов, а в виде интеграла. Поскольку элементы психической

жизни различаются по степени осознанности, Лейбниц выделил

так называемые малые перцепции, или неосознаваемые восприятия.

Интегрируясь, эти «малые восприятия», переходят на новый уровень психической жизни, становясь осознанными. Апперцепция, или

осознание, становится возможной благодаря вниманию и памяти.

Таким образом, величайшей заслугой Лейбница в области развития

психологического знания является разработка понятия о бессозна-

тельном. Теория Лейбница доказала, что психические процессы

протекают реально, безотносительно к их осознаваемости субъек-

том. Важное место в различных теориях о структуре сознания заня-

ло в дальнейшем и введенное Лейбницем понятие об апперцепции.

Лейбниц в своей теории предпринял и попытку показать дина-

мику развития сознательной жизни из бессознательной посредст-

вом активности души. Согласно его воззрениям, первоначально

восприятия, которые обладают достаточной величиной, или не-

сколько слабых или средних восприятий, которые, суммируясь, до-

стигают необходимой силы. Фактически Лейбниц высказал идею,

которая впоследствии получила свое воплощение в теории статики

и динамики представлений Гербарта: «. сильное представление,

поражающее и волнующее. происходит или от величины, или от

множества предшествовавших восприятий. Ибо сильное впечатле-

ние часто сразу производит действие долгой привычки или множе-

Что нового внес в развитие психологической науки г лейбниц

ства повторенных умеренных восприятий». Доказав существование

бессознательных образов и показав динамику соотношений между

осознаваемым и бессознательным, основное внимание Лейбниц

уделял именно ясно осознаваемым идеям, с которыми он связывал

С другой стороны, Лейбниц не признавал и существования

врожденных идей, а говорил о врожденных принципах, склонностях или предрасположениях как о способности индивида к восприятию истин, благодаря которой истины с помощью внешнего

опыта могут быть извлечены из души. По его мнению, мысли яв-

ляются действиями и врожденными быть не могут. Поэтому исти-

ны и идеи даны человеку как потенциальное знание, подобно фи-

гуре, которая уже заложена в камне в виде прожилок мрамора, до

того, как скульптор начнет высекать эту фигуру.

Обращаясь к проблеме взаимосвязи души и тела, Лейбниц под-

верг критике взгляды Декарта о возможности воздействия души на

тело. Лейбниц считал, что душа и тело совершенно не зависят друг

от друга и функционируют по разным законам, хотя и действуют

так, что создается впечатление их взаимосвязи. Объясняется это не

законами природы, а божественной мудростью. Она проявилась в

«предустановленной гармонии» между психическим и физическим.

ски, в силу внутреннего устройства. Но так как они запущены в

движение с величайшей точностью, складывается впечатление их

зависимости друг от друга. Они подобны паре часов, которые в

любых условиях неизменно показывают одно и то же время, хотя

и движутся независимо. Впоследствии идея «предустановленной

гармонии» получила в психологии название психофизический па-

Психологические воззрения Лейбница стали важной вехой в

разработке многих проблем психологии. В них постулировалась

активная природа психического, непрерывно развивающегося от

одного уровня к другому; было показано сложное соотношение

между сознанием и бессознательным в динамике психической жиз-

ни; поставлена проблема соотношения интеллектуального и сен-

сорного в человеческом опыте, зависимости этого опыта от пред-

варяющих его задатков и перспектив их реализации в реальных

обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *