Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Идеи Карла Густава Юнга

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Если вы знаете кто такой Зигмунд Фрейд, то наверняка имя Карла Густава Юнга вам также известно. Оба жили и работали на рубеже XIX-XX веков, оба внесли огромный вклад в развитие психологии и психотерапии, а также оказали заметное влияние на медицину, социологию, антропологию, даже на литературу и искусство.

Являясь учеником знаменитого Фрейда, Юнг пошел дальше своего наставника. Он подверг фрейдизм тотальному, глобальному переосмыслению, критике и привнес свои новые идеи в понимание того, что есть такое психология человека, личность и душа.

Коллективное бессознательное

Одним из основополагающих аспектов в концепции Юнга выступает так называемое коллективное бессознательное. Автором этого термина является сам ученый, до его исследований такое словосочетание нигде не встречается.

На основе этого опыта сновидений — своего личного и по рассказам других — Юнг сформировал свое собственное, во многом отличное от психоанализа Фрейда, понимание того, что есть такое бессознательное, личность и какие глубинные механизмы управляют человеческим поведением. Тем самым он сделал достаточно смелое заявление для того времени, когда фрейдизм имел большой авторитет.

Юнг утверждал, что сознание и бессознательное не противоборствуют, не сражаются друг с другом. Напротив, они как бы две стороны одной медали. И самый главный принцип их отношений — это взаимодействие, а не борьба.

Юнг отрицал версию о том, что в основе бессознательного лежит сексуальный, животный, примитивный инстинкт, и что именно половая сфера управляет поведением человека. Он сформировал свое понимание бессознательного. Ученый пришел к выводу, что это действительно некая энергия, а не биология и физиология, это некоторые инстинктивные слои психики, которые охватывают все особенности личности, все прежние переживания человеческого опыта и все существующие типы поведения.

Новаторством стала мысль о том, что феномен бессознательного — это нечто уникальное, которое передается из поколения в поколение, которое всегда проявляется не только на личностном уровне, в личных аспектах, но и на уровнях коллективных, общественных. То есть оно имеет две сути — индивидуальную и коллективную, и может передаваться человеку и быть врожденным.

То есть коллективное бессознательное — это нечто общее для абсолютно разных людей, не зависимое от личного опыта и особенностей развития конкретного человека, основанное на опыте общества в целом. А проявляется оно в сознании через систему целого рода разнообразнейших символов, упорядоченных определенным специфическим образом. Так родилось понятие архетипа.

Архетип

Сам Юнг так объяснил термин «архетип» — это трансцендентные (то есть непознаваемые, не изученные до конца) по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни целые комплексы разного рода представлений, которые выступают в виде мифологических мотивов.

Архетипы проявляются в сознании человека, но уловить их мы не можем, так как они невидимы, их невозможно обнаружить. Но они есть и мы можем наблюдать за их действием в нашей жизни.

Сам Юнг для того, чтобы объяснить этот загадочный феномен, приводит такой пример. Представьте себе кристалл, который растет в специальном растворе. Мы определенно точно знаем, что он развивается по вполне конкретным геометрическим осям. Кристалл растет по строгой закономерности, он не делает это произвольно, у него есть заданное направление. Но самих этих осей до того, как ответвления окончательно сформируются, в пространстве не видно. Мы их не обнаруживаем: их нет ни в камне, ни в этом растворе. И только по тому как растет кристалл, его причудливые, но всегда очень гармоничные и последовательные ответвления, мы можем проследить историю этих осей, не видимых на самом деле. Так и архетипы, по мысли Юнга, тоже нельзя обнаружить, но они в любом случае формируют, определяют наше сознание, воздействуют на него разного рода символами, которых может быть безграничное количество.

Юнг всю свою жизнь пытался понять феномен этих образов. Он считал, что основная задача психологии заключается в толковании архетипов, которые возникали у пациентов.

Индивидуация

Еще одним фундаментальным понятием в концепции Юнга стала индивидуация, осуществление которой виделось ученому как цель всей психотерапии.

Индивидуация — это процесс, в рамках которого человеческое сознание вдруг ощущает свое обособленное положение, свою отделенность от природы. Проще всего объяснить это понятие на примере ребенка. В определенной стадии своего развития до какого-то момента своей жизни малыш не отличает себя от окружающего мира, в связи с этим, например, он о себе может говорить в третьем лице («Маше больно, она ударилась»). Тогда окружающий мир для ребенка — есть он сам. Но потом наступает время, когда маленький человек вдруг начинает осознавать и чувствовать разорванность, потерю связи с миром, которая до этого не ощущалась, но была ему необходима. Вдруг он понимает, что он уже не часть природы, поэтому испытывает невероятный страх и желание снова слиться с ней, вернуть все. Но теперь это становится невозможным.

Человеку тем не менее необходимо это слияние с природой. Юнг говорил, что для этого люди и создают магию, ритуалы, разного рода мифы, с помощью которых они на какую-то секунду возвращаются в это лоно природы и ощущают взаимосвязь с ней и свою целостность. С течением времени ритуалы усложняются, разветвляются, дифференцируются, приобретают все более яркую интеллектуальную, эмоциональную, волевую, психологическую окраску. И так, по мнению Юнга, появляется религия, самая главная роль которой в том, чтобы сохранять чувство целостности в человеке.

Структура и типы личности

До сих пор остается актуальным предложенное когда-то Юнгом деление людей по типам личности: на экстравертов и интровертов. Однако сам ученый понимал, что в «чистом» виде они не встречаются, что в личности всегда переплетены оба вида, один из которых может преобладать.

Экстраверт — это человек, сознание которого по большей части обращено во внешний мир. Здесь, как правило, превалирует европейское, логическое мышление, направленное на преобразование внешнего мира. Интроверт — это типаж восточного человека с интуитивным мышлением, где преобладают чувства, сознание здесь обращено вовнутрь.

Вершиной творчества Юнга можно считать его концепцию структуры личности, которая состоит из шести элементов. В человеке они присутствуют в комплексе, где какой-то один из них может превалировать. И задача врача, по мнению Юнга, — помочь разобраться человеку в этих его индивидуальных внутренних наслоениях.

Структура личности, по Юнгу, состоит из следующих элементов:

Концепция Юнга стала прогрессивной для того времени, поскольку усложнила структуру личности, добавила в нее компоненты, которые продолжают изучать и развивать психологи, философы, исследователи и ученые до сих пор.

Если у вас остались вопросы по философии и психологии Юнга, напишите их в комментариях к этой статье. Оставьте свое мнение и впечатления о концепции этого ученого, тем более, что для современного человека она может показаться где-то спорной, а где-то даже наивной.

Источник

Классический психоанализ Карла Юнга кратко

Психоанализ Карла Юнга

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Швейцарский ученый, врач и психолог Карл Густав Юнг, один из последователей и сотрудников З. Фрейда – наиболее яркая фигура (после самого Фрейда) в движении психоанализа. Вклад Юнга в развитие психоанализа весьма значителен.

Новые идеи и подходы в теории психоанализа Юнга

Юнг дополнил и развил психоанализ, предложив идею архетипов и идею индивидуации (а также переосмыслил и дополнил методологию исследований и терапии).

Согласно основной концепции частной философии психоанализа Юнга, в комплексном единстве с индивидуальным бессознательным существует наследуемая структура психики – коллективное бессознательное.

Эта область психики развивалась и передавалась сотни тысяч лет (а может, и более). Благодаря данной структуре человек реализует свой жизненный опыт вполне определенным образом в конкретных индивидуальных сценариях.

Формы коллективного бессознательного являются архетипами, общими для всех людей. Архетипы – это мыслеформы, наполняемые личным эмоциональным и образным содержанием в опыте жизни каждого человека. Архетипы – наиболее древние формы психических реалий, а потому отражены в мифологиях.

Юнг выделяет несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное (включающее архетипы, универсальные для всех культур, народов и времен).

Это открытие оказало серьезное влияние на развитие не только психотерапии и психологии, но также антропологии, этнографии, философии, эзотерики и современных мистических учений.

Философию психоанализа можно отнести к волюнтаристской линии в западной философии.

Вообще, можно сказать, что философия психоанализа, разработанная Фрейдом и дополненная Юнгом, кардинально изменили отношение к этике, нравственности и культуре в западной цивилизации.

Аналитическая психология Карла Юнга Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

После 1913 г. происходит разрыв отношений между Фрейдом и Юнгом по ряду причин, преимущественно идейных, после чего Юнг начинает именовать свой метод «аналитической психологией».

Основные причины – проявление у Юнга новых идей и подходов.

В движении психоанализа в настоящее время существует множество как фрейдистских, так и юнгианских школ-последователей, представители которых по-разному интерпретируют идеи отцов-основателей, а также предлагают вполне действенные формы и методы как в теоретических разработках и конкретных исследованиях, так и в психотерапии, а также методиках личностного развития.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Психопатический тип характера

Психопатический тип характера совсем не означает, что человек агрессивен, неадекватен и социально опасен.

Мы расскажем о том, что из себя представляют такие личности и в чем их особенности.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Кризис 25 лет у мужчин

Мужчины не редко сталкиваются с возрастными кризисами, которые отражаются на их жизни не самым лучшим образом. Мы расскажем о кризисе 25 лет, возможных причинах его возникновения и способами устранения.

Классический психоанализ Карла Юнга

Швейцарский врач-психолог Карл Юнг, практиковавший в начале 20 века, известен нам как создатель ассоциативного теста, который с момента создания и до сих пор активно применяется при диагностике.

Какое-то время Фрейд и Юнг работали вместе, и Юнг даже считался последователем Зигмунда, но после того как Карл решил использовать психоанализ для глубокого изучения символизма в религии, сказках и мифах, между ними возник конфликт и сотрудничество окончилось. Каждый из ученых двигался по своему пути, при этом Юнг всегда уважительно и внимательно относился к работе Фрейда.

В теориях Юнга и Фрейда есть общие моменты, такие как понятие личного бессознательного.

Но Юнг выделил ещё и коллективное бессознательное, которое по его мнению отличается универсальностью, но при этом располагается не в нашем личном опыте. Оно как данность, как закон природы – есть человек, значит есть в нем коллективное бессознательное.

Это также верно, как то, что Земля крутится вокруг своей оси. Доказать существование коллективного бессознательно можно тем фактом, что в древних писаниях, сказках и мифах различных народов, живших в разных частях мира, есть множество одинаковых моментов и рассуждений. В составе коллективного бессознательного есть архетипы, они словно ящики, которые заполняются в процессе жизни.

Это наши базовые понятия и образы, например, образ мамы – он содержит не только реального человека, но и все ассоциации относительно всех людей, которые заботятся, помогают, кормят, воспитывают.

Также Юнг ввел понятия ассоциативного эксперимента, интроверсии и экстраверсии, о которых мы все теперь в курсе.

Юнг предположил, что чувства и мысли интровертов направлены в их внутренний мир, и поведение их также зависит от того, что происходит внутри.

У экстравертов же всё зависит от внешних событий и окружения, их чувства больше направлены вовне.

Но на самом деле не встречается чистых экстравертов и интровертов, в каждом человеке присутствуют обе характеристики. При неврозе происходит перекос между интравертированной и экстравертированной частями — одна из них уходит в подсознание частей.

В этом случае, задача психоанализа — привести их к общему знаменателю и уравновесить.

Юнгом были определены главные психические действия – ощущение, мышление, чувствование, интуиция. Все эти функции нам нужны, чтобы понимать и анализировать, что происходит, но обычно у человека преобладает только одна из функций и ещё одна более-менее развита. Две остальные остаются почти без развития, в бессознательном, поэтому Юнг определил их как низшие.

Их проявления могут показаться человеку чем-то странным и мистическим.

Юнг вывел 8 типов личности из совокупности и сочетаемости психических функций и качеств темперамента – экстравертности и интровертности.

Как и З. Фрейд, Юнг придавал большое значение нашим снам. Он считал, что сны очень важны в восстановлении баланса психики и, чтобы его приобрести, нужно постараться прожить и понять реальность сна, ведь там зашифрована информация о бессознательных нарушениях.

С бессознательным нужно работать, анализировать и отпускать, иначе оно будет всегда тянуть вниз.

Юнг разработал и описал структуру личности, которая делится на четыре элемента.

Эго – базовый архетип личности, являющийся сердцевиной сознания.

Основные функции и понятия об Эго практически такие же, как и у Фрейда.

Персона – тот образ, который мы создаем, чтобы существовать в социуме. Он включает в себя нашу одежду, стиль, социальный статус.

Персона своего рода упаковка для всего остального содержания, но она может отодвинуть в тень индивидуальность личности. Главная функция Персоны – защита Эго и души от внешних негативных воздействий.

Тень – центральная область бессознательного личности, это всё то, что вытесняется из сознания. К таким моментам относятся те, что не укладываются в социальные рамки или не сочетается с образом Персоны.

Тень может фигурировать в снах, обычно она проявляется через животных или низко-социальных персонажей. Если человек не знает и не принимает наличие Тени, то он начинает переносить свои негативные черты на окружающих, либо же Тень поглощает его. Чем больше черт переходит из сознательного в Тень, тем больше рамки, сжимающие нас и наше поведение. На самом деле в Тени хранится не только негативные качества, но и много наших бесшабашных и свободолюбивых черт, которые не отвечают социальным нормам.

Тень заключает в себе много творчества и энергии, поэтому очень важно внимательно заглядывать в себя и стараться осознать, что в нас есть. Порой нам тяжело признать наличие определенных качеств в себе, но это необходимо делать, иначе невозможно полностью узнать себя и научиться гармонично жить.

Когда индивид не может с этим справиться, его Тень накрывает окружающих, в таком случае он в каждом человеке видит самые отрицательные черты своей Тени. Таким образом, человек не может узнать ни себя, ни людей, он общается только с Тенью, и сколько бы раз он ни завязывал новые знакомства, всё будет повторяться.

В каждом из нас, считал Юнг, существует некое начало противоположного пола, которое мы не осознаем.

Юнг назвал начало Душой: в мужчинах женское начало – Анима, а в женщинах мужское начало – Анимус. Формируется этот образ в детстве, и на него большое влияние оказывают родители, на мальчика – мама, на девочку – папа.

Когда люди вырастают, то этот неосознаваемый образ переносится на любимых людей и партнеров, он формирует стиль поведения и связывает сознательное и бессознательное. Также этот архетип оказывает значительное влияние на творческое развитие, так как участвует в создании образов.

У Фрейда понятия Души и Тени совмещаются в «Оно». В том случае, когда бессознательное и сознательное находятся в балансе и служат друг другу дополнением, формируется самость – личное внутреннее руководство, которое стоит отдельно от сознания и Эго.

При этом Эго становится не основой личности, а переходит в роль одной из частей души.

Если человек развивается, то происходит процесс индивидуализации, раскрытие единства и гармонии внутреннего мира, уменьшаются проявления эгоизма, приходит осознание взаимосвязи действий и последствий, человек учится объективно смотреть на огромный мир.

Процесс развития для Эго — это расширение кругозора и сознания, наполнение новой информацией и знаниями.

Обычно в молодости человек тратит свое время на достижение внешних показателей. А в более позднем возрасте человек начинает работать над процессом индивидуализации, задумываются о душе и внутренней гармонии.

Юнг определил 4 этапа процесса индивидуализации:

1. На первом этапе происходит работа с Персоной, необходимо определить, что из этого образа – только коллективное, а что действительно принадлежит личности.

Персона – это нечто несуществующее, некий мост между социальными нормами и самим индивидом. К Персоне относятся все номинальные вещи – имена, звания, должности.

Но для самой личности – это лишь компромисс с социумом.

2. На втором этапе нужно встретиться с Тенью и признать ее существование. А, проанализировав ее содержание и отличив от себя, в конечном итоге избавиться от её влияния.

3. Третий этап – это общение с душой. Юнг считал, что с душой нужно разговаривать как с действительным существом, стараться узнать и понять её.

4. И завершающий этап – это появление в центре Души Самости, объединяющей бессознательное и сознательное.

Процесс индивидуализации имеет множество сложностей, но проходить его необходимо.

Юнг говорил о том, что обретение самости – то есть индивидуальности – должно быть нашей целью. Человек, обретая самость, узнает себя полностью и раскрывает свои способности.

Источник

Аналитическая психология Карла Юнга

Аналитическая психология — это одно из направлений неофрейдизма, основанное последователем З. Фрейда, швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом.

Содержание

Карл Юнг (1875-1961) продолжал развитие психоаналитической теории. Он сотрудничал с Зигмундом Фрейдом и играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Но в дальнейшем Юнг не следовал фрейдовским традициям, а пошёл своим путём, создав аналитическое направление. Потому сотрудничество Фрейда и Юнга не было столь уж долгим.

Структура личности по К. Юнгу

По Юнгу, структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

1. Эго — это сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

2. Под уровнем сознания находится личное бессознательное. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события могут быть восстановлены в сознании с помощью некоторых усилий.

Личное бессознательное — это область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Оно состоит из всех воспоминаний, ощущений, страхов, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем.

Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Комплексы — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности.

3. Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень — коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Опыт, находящийся в коллективном бессоз­нательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.

Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества.

Архетипы

Архетипы — это врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, которые являются внутренними детерминан­тами психической жизни человека.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга в его приверженности идее коллективного бессознательного.

Четыре таких архетипа встречаются чаще других — это Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.

1. Архетипы Аниме и Анимус — это две составляющие одного целого. Они отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характери­стики противоположного пола.

Анима отражает женские бессознательные (феминные) черты в мужском характере, а Анимус — мужские бессознательные (маскулинные) характеристики в женском.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

2. Архетип Персона (Маска)— это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Персона представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Она может не совпадать с подлинной личностью индивида. Понятие Персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, по нашему мнению, люди ожидают, что мы поступим в тех или иных ситуациях.

3. Архетип Тени – это центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; это некая обратная, темная сторона Я. Он наиболее глубоко укоренен в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его Персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Тень представля­ет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы.

Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она — источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.

4. Архетип Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Самость – это и подлинный субъект, и целостная личность, и цель жизни человека, к которой он постоянно стремится, но которую редко достигает. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Интроверты и экстраверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Он ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основные виды направленности личности (эго-ориентации).

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.

Люди подобного типа обычно подвержены воздействию окружения, легко приспосабливаются к обществу, в котором живут, и уверены в себе в широком диапазоне различных ситуаций.

Интроверты — этотакие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.
Такие люди склонны к созер­цательности, интроспекции. Они мало поддаются внешним влияниям, менее уверены во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром и менее социально приспосабливаемы, нежели экстраверты.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний.

В каждом человеке такие полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интровертированный человек может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов (психологических типов). Он считает, что все личностные различия проявляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем ориентиро­ваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном. Мышление и чувство относятся к рациональным психическим функциям, а ощущение и интуиция к иррациональным.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Отличия психоанализа Фрейда от аналитической психологии Юнга

Чем же взгляды Фрейда отличались от взглядов Юнга? Давайте выделим некоторые отличия.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

1. Главные отличия аналитической психологии Карла Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга либидо — это жизненная энергия вообще, в которой сексуальная активность присутствует только как один из компонентов и проявляется в росте и размножении, а также в других наиболее важных для конкретного человека видах деятельности.

2. Так же, Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка, и способностью матери их удовлетворять.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладыва­ются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике.

3. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга же человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.

Что нового внес в психоанализ юнг кратко и понятно

По убеждению К. Юнга, самоактуализации можно достичь лишь в среднем возрасте, а потому этот возраст (35-40 лет) Юнг рассматривал как критический период для личностного развития — рубеж, на котором личность претерпевает глубокие и благотворные преобразования.
Таким образом, для Юнга наиболее важным этапом личностного развития является отнюдь не детство, как у Фрейда, а, напротив, зрелые годы, время, когда он сам прошел через душевный кризис и смог преодолеть его.

4. Еще одно различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (т.е. коллективное бессознательное).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *