Что нового внес гоголь в петербургскую тему

Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит.
А.С. Пушкин.

Петербург – это не только красивые мосты, фонтаны и здания. В своих произведениях Н.В. Гоголь изображает город порочным, люди в нем алчны и потеряли свое истинное лицо. Так, например, подающий надежды художник Чартков не справляется со страшной силой Петербурга и попадает в его опасные сети. Деньги и положение одурманивают его рассудок, и он теряет себя, утопает в океане городских страстей. Попытка выбраться заканчивается смертью. Петербург забрал еще одну жизнь. Того, кто пытается бороться, ждет страшная участь.

Означает ли это, что, отдав свою душу городу, обезличив себя, ты спасен? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» рассказывает о бедном, «маленьком человеке» Акакии Акакиевиче Башмачкине. Его жизнь не была ничем примечательна, город поглотил его с рождения, но этого было недостаточно. Лишенный друзей, семьи, радостей настоящей жизни, он грезит о новой шинели. Но даже эту небольшую радость забирает страшный город руками уличных грабителей. Не находит Башмачкин помощи у чиновника и умирает от безысходности. Город жесток. Эгоизм и корысть погубили еще одного несчастного человека.

Н.В. Гоголь в своих повестях убеждает меня в его несомненном литературном величии, он по праву считается выдающимся писателем. Весь свой талант он вложил в духовные соискания на волнующие сердце вопросы. Забота о будущем страны, неприятие человеческих пороков подвигли его на создание «Петербургских повестей». Очевидно, что облик города создают не только его архитектурные сооружения, но и его жители. Пока в обществе будут ложные ценности и идеалы, города, подобные Петербургу, будут продолжать забирать жизни несчастных людей.

Источник

Петербург в жизни и творчестве Гоголя сочинение

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от «Мёртвых душ» до «Вечеров на хуторе…». Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами. Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича «Невский проспект», Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и «два лика». Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге…», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.

Сочинение Петербург в творчестве Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – известнейший русский писатель, который подарил мировой и отечественной литературе уйму гениальных произведений, что продолжают читаться и по сей день. В своем творчестве Николай Васильевич поднимал большое количество разнообразных проблем, бередивших его сознание и умы молодого поколения той эпохи. Крепостничество, заевшаяся бюрократия, несправедливость власти, народ – вот темы гоголевских произведений.

Отдельное внимание писатель уделяет в своих повестях, романах и пьесах городу, который при его жизни являлся столицей России, города Невы, Петра, дождя, культуры – городу Петербургу.

О том, каким предстает этот город в произведениях Николая Васильевича Гоголя, написано в данной статье.

Николай Васильевич рисует Петербург городом зыбким, с элементами фантастики, нереальности, городом-призраком. В нем ничто не постоянно, а изменчиво и переменчиво. В некоторой степени он даже парадоксален. Здесь сочетается несочетаемое: фантастика и обыденность, красота и уродство, богатство и нищета… И так со всеми сферами жизни. Тут происходят самые невероятные события. К примеру, в произведении «Нос» действия описываются в этом городе. Нос ведет свою жизнь параллельно с хозяином.

К тому же Гоголь рисует перед читателем и реальный Питер. Здесь царствуют чиновники, которые высасывают средства из умирающих от голода и бедности людей. Их на улицах грязного города много. К примеру, есть такой герой, как Башмачкин. Мелкий чиновник, что стал совершенно тупым от своего образа жизни. Теперь его главной задачей является скопить немного денег на шинель, чего ему не удается достигнуть. В результате произведения герой умирает из-за того, что попадает под колеса машина иного важного представителя власти.

В гоголевском понимании Петербург – это город многогранный. Здесь есть и бедные, и богатые. В одном ряду находятся и роскошь, и грязь. На самом деле, это пугает и угнетает.

При описании города Николай Васильевич прибегает к использованию такого литературного приема, как сатира.

Интерес вызывает повесть «Невский проспект». Автор вначале воспевает часть города, находящуюся в названии. Притом, он пишет, что по улице идут и перемещается все, что только можно: усы и платья дам, но никак не лица. На это стоит обратить внимания. Автор делает акцент, снова же, на призрачности города и его тленности. Он призывает не верить проспекту и населенному пункту.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что город Петербург в произведениях данного автора – это уничтожение всего, что живет и дышит, а также власть умершего над существующим.

3 вариант

Петербург – особенный город. О нем писали многие русские писатели и поэты. Каждый автор выражал свое мнение об этом величественном городе. Для кого-то Петербург – это символ новой России, символ ее мощи и нового блестящего и яркого будущего. А для других авторов этот город олицетворяет холодный и жестокий мир, где маленький человек совсем ничего не значит, и никому нет до него никакого дела.

В одних произведениях Петербург изображен серым, холодным и тусклым. А в других Петербург показан пышным и величественным.

Одним из первых авторов, который смог изобразить двойственный облик этого города, был А.С. Пушкин. Именно поэма «Медный всадник» стала наглядным примером противоречивости города.

После Пушкина эту линию блестяще развил Н.В. Гоголь. Автору удалось создать такой художественный образ столицы России, в котором царит острое социальное неравенство. В произведениях «Нос», «Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» автор рисует нищий Петербург, это город нищих чиновников и мастеров, бедных людей. Такой Петербург значительно отличается от красоты и блеска знаменитого Невского проспекта.

Именно в Петербурге художник Пискарев решает закончить свою жизнь самоубийством. Художник Чартков решает отказаться от своего любимого дела, которое не приносит ему никаких средств для какого-либо существования. Герой меняет свой талант на кошелек, набитый деньгами.

Однако, тяжелее всего в Петербурге живется «маленькому человеку». В произведении «Записки сумасшедшего» Поприщин начинает сходить с ума от атмосферы безразличия и жестокости, которая царит в городе. Сознание героя настолько искалечено, что в своих мечтах он хочет стать таким же мучителем, из-за которых страдают чиновники. Герой тоже хочет, чтобы ему было все дозволено, и чтобы он мог распоряжаться чужими жизнями.

На примере Акакия Акакиевича мы видим весь ужас этого холодного города, в котором царит полное человеческое равнодушие. Для героя самая главная цель его жизни – это покупка новой шинели. Ради этой покупки герой ведет полуголодное существование. Акакий Акакиевич был безмерно счастлив, когда наконец-то новая шинель была у него в руках. Но радость его была недолгой, ночью героя ограбили. Герой искал помощи у разных людей, он даже дошел до «значительного лица», чтобы просить помощи. Но все напрасно. Все отвергли героя, никто ему не посочувствовал, не захотел помочь. Вскоре герой, которого довели до полного отчаяния, умирает от простуды. Но причина его болезни кроется не в холоде, а в равнодушии людей. Бессердечие Петербурга убивает героя.

Гоголь сумел мастерски подчеркнуть двойственность северной столицы. Петербург – это одновременно величественный, красивый, холодный, равнодушный и мрачный город. Город, который поглотил много людских судеб.

Источник

Доклад на тему “Петербург в творчестве Н.В.Гоголя”

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от «Мёртвых душ» до «Вечеров на хуторе…». Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами. Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов. Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича «Невский проспект», Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и «два лика». Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге…», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.

Петербург глазами А. С. Пушкина

Для Александра Сергеевича Петербург был оплотом самодержавия, гимном петровских реформ и отражением сущности эпохи, ее нравов, порядков и привычек. Ярко образ города представлен в одной из маленьких трагедий – «Медном всаднике», а также в «Пиковой даме», «Станционном смотрителе» из цикла «Повести Белкина» и ряде других произведений.

В «Медном всаднике» образ Петербурга для Пушкина слился с образом Петра и его политической деятельностью. Город стал воплощением самодержавия, это город Петра I, столица государства Российского.

Однако образ Петербурга отражает в себе не только величие и красоту петровской деятельности, но и беззащитность простых людей перед ее мощью и неотвратимостью. Подобная стихии, она захлестывает мир и забирает жизни. Так, погублена наводнением жизнь Евгения и его невесты.

Пушкин поднимает в трагедии вопрос о реформах Петра, которые, безусловно, многое изменили к лучшему в стране, но, однако же, не считались с интересами каждого отдельного человека. Это противоречие остается неразрешенным, а сам город становится символом этой дилеммы.

Азартный и бездушный Петербург

В основе «Пиковой дамы» А. С. Пушкина лежит мистический сюжет. Главный герой – Герман – заядлый картежник. Он захвачен безумным страстным желанием узнать тайну трех карт, которую хранит старая графиня. Пушкин ярко и подробно описывает бессмысленную и бесполезную жизнь игроков, которые проводят все время за картами. Все высшее общество — от молодых до стариков — подвержено этой болезни. Образ Петербурга становится символом столицы, которая погружена в абсурд и мистицизм. Городом, извращающим людей, стирающим личности, обезображивающим суждения и идеалы. Пушкин объясняет столь губительное действие социальными причинами. Высшее сословие этого времени не представляло своей жизни без карточных игр, тратило на это занятие все свое время и средства. Карты возводятся на пьедестал наивысшей ценности и важности. Были случаи, когда дворянин проигрывал свою жену.
Одновременно с этим в моде были размышления о роли фатума, случая в судьбе человека. Такая философия прекрасно сочеталась с процветающими азартными играми. Это явно видно на примере Германа, который считает появившуюся возможность узнать тайну карт волею провидения, а наивысшей ценностью считает богатство и положение в обществе. Вот каким предстает Петербург в «Пиковой даме».

Похожий образ столицы рисует Пушкин в «Станционном смотрителе». Представитель высшего общества Петербурга – офицер Минский — предстает эгоистичным, лживым и жестоким человеком. В то время как Вырин – бедный и беззащитный, но нравственный человек, оказывается простым станционным смотрителем, который попадает в столицу единственно за тем, чтобы вернуть дочь.

Пушкин особенно акцентирует внимание на лживости Петербурга. Так, прилично одетый молодой человек забирает деньги Вырина. Создается образ города, где все не то, чем кажется, города с двойным дном.

В этих произведениях образ пушкинского Петербурга приобретает такие черты, как лживость, жестокость, бездушность.

Вариант 2

Событиями, которые происходят в данном замечательном произведении, можно назвать все те действа, которые приводят к тому, что герои начинают вести себя крайне любопытным и необычным образом. Стоит сказать, что в образе Петербурга, автор представил довольно интересный фон, благодаря которому читатель может понять все мысли и мечты основных персонажей.

Через монолог такого персонажа, как Осип, мы можем понять то, что он видит данный город со своей точки зрения. Он является довольно простым человеком, и занимает низкую должность. Персонаж начинает сравнивать данный город с деревенской местностью, так как некоторые его части напоминают данному герою о минувших днях. Также, его мнение заключается и в том, что для счастья простому человеку, живущему в деревне, нужно не так много вещей. Для начала, у него должны быть деньги, также, как считал герой, стоит обрести любимого человека, с которым можно проводить свободное время. Для него жизнь в Петербурге кажется весьма утонченной и странной. Он удивляется тому, что к нему, при всей его невысокой должности, относятся весьма снисходительно и почтительно. С ним обращаются «на вы», и стараются налаживать отношения прохожие этого замечательного города. Он позволяет себе самостоятельно путешествовать по улицам Петербурга, изучая все прелестные особенности этих мест.

Из монолога Хлестакова становится понятным то, что люди, которые служили мелкими чиновниками, видели этот город весьма чудесным и интересным. Для данного персонажа мечтой всей жизни являлось то, что он хотел занять весьма престижную должность, и делал все, чтобы добиться этого. Хлестаков старался вести дружбу с теми людьми, с которыми ему было это выгодно. Писатель также, помимо видения города этими двумя персонажами, показал и то, как относилась к нему знать – влиятельные и богатые люди. Стоит сказать, что мечтой таких людей было то, что они хотели заработать как можно больше денег при помощи средств, которые у них были. Все люди стремились к тому, чтобы подражать петербургскому стилю и красоте, порой, забывая о том, что во многих других городах присутствует своя неповторимая и удивительная атмосфера. Автор показал весьма интересные размышления, которые исходили от разных персонажей. Благодаря таким контрастным сравнениям, можно было проследить за тем, как относятся разные люди к образу города. Стоит добавить, что автор сделал это весьма талантливо, интересно и захватывающе.

Другие сочинения: ← Отзыв на произведение Вечера на хуторе близ Диканьки↑ ГогольХлестаков и чиновники города n →

Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Петербург Гоголя и Пушкина имеет как различия, так и сходства. Мотивы мистицизма, бездушия, власти и царственности будут ключевыми и в гоголевском образе Северной Пальмиры, но поданы и изображены они совершенно по-другому.

Николай Васильевич Гоголь долго прожил в столице, что сильно отразилось на его произведениях. Тема Петербурга в творчестве Гоголя является одной из ведущих. Им был написан даже цикл петербургских повестей.

Петербург Гоголя – это фантастический таинственный мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Петербург в произведениях Гоголя – место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают.

Итак, образ Петербурга в творчестве Гоголя кратко можно описать как совокупность гиперболизаций, гротеска и сатиры.

Рождественский и реальный Петербург глазами Гоголя

Повесть «Ночь перед Рождеством» стала одной из первых, где появился Петербург Гоголя. Город предстает перед кузнецом Вакулой сказочно сияющим и звенящим миром. Со всех сторон его окружает свет и множество звуков, невероятное движение на улицах ошеломляет, ожившие дома словно следят за ним. В описании дворца императрицы также все необычно и сказочно: и картины, и лестницы, и замки на дверях; и сами обитатели облачены в яркие фантастические наряды. Город предстает в блеске и сказочной красоте.

Совершенно другой он в «Ревизоре». Это уже не сказочный, а реальный образ Петербурга в творчестве Гоголя. Город становится реальным прагматичным местом, где главное в человеке – благосостояние.

В комедии о Петербурге рассказывают два персонажа – Хлестаков и его слуга Осип. Глазами Хлестакова читатель видит город, где правят бал чины и роскошь. Предел мечтаний мелкого чиновника, желающего покутить или дослужиться до фельдмаршала. Поэтому Хлестаков видит себя богатеем с высоким чином, которого боятся и уважают. Для Осипа Петербург совершенно другой. Это город глазами слуги, в котором нет роскоши, зато есть всевозможные развлечения: катание на извозчике, театр, танцующие собаки. А нравится ему больше всего в этом городе вежливость людей в разговоре. Петербург Осипа намного реальнее и душевнее измышлений Хлестакова.

Знакомство Гоголя с Петербургом

Что нового внес гоголь в петербургскую тему
Впервые, когда юный писатель только приехал в Санкт-Петербург он жил мечтами о большем, что когда-нибудь придет время, когда он позволит себе снять квартиру с видом на красавицу Неву. Он уверен в том, что здесь-то его жизнь кардинально изменится и мечтает об этом все больше. Тем не менее, пока ему это не удается, ему приходится поселиться в скромном районе дома аптекаря Трута, а потом он переехал на известную Мещанскую улицу. Как сам писатель отзывается о ней, она была: «Улица табачных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф».
Собственно, писатель не теряет возможности поделиться собственными мыслями и насчет дома, где он проживает – дома каретного мастера Йохима. В своих письмах он говорит, что дом этот содержит в себе людей совершено разных сословий, здесь есть: 2-е портных, одна маршанд де мод, мастерская сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и др. В мыслях Гоголя город всегда был каким-то уникальным, идеальным, таким, который обладал притягательной, особой душевной атмосферой. Впоследствии Рим смог заменить Гоголю Петербург, но только отчасти. Все-таки он снова и снова возвращался на Родину. Несмотря на кажущуюся красоту, после Украины, Петербург оказался для Гоголя каким-то серым, тяжелым и мрачным, но своей атмосферы он от этого не утерял. Можно сказать, что писателя гипнотизировало именно величие Петербурга, из-за чего он старается практически не замечать всех его недостатков.

Петербург «Мертвых душ»

На протяжении всего писательского пути менялось отношение Николая Васильевича к Северной Пальмире. Но, даже постепенно трансформируясь, сохранял свои основные черты образ Петербурга в творчестве Гоголя. «Мертвые души» служат ярчайшей иллюстрацией этих изменений.

В каждой главе поэмы Гоголь упоминает о Петербурге, не забывая сказать о нем какую-нибудь остроту. Так, как только Чичиков подъезжает к трактиру, автор иронически упоминает о странностях питания петербургских господ. Или возьмем, скажем, губернаторский бал. Гоголь отмечает, что многие из собравшихся здесь весьма похожи на столичных обитателей. На страницах поэмы часто встречается и ехидное замечание автора о высоких чинах Петербурга с наградами и благородной наружностью, от которых стоит ожидать лишь подлейшей гадости.

Как уже было отмечено, тема Петербурга в творчестве Гоголя является ключевой. И в «Мертвых душах» ярчайшим образом она проявилась в рассказе о капитане Копейкине. Это история о герое войны 1812 года, инвалиде, который приезжает в Петербург в надежде на монаршую милость. Однако же в помощи ему отказывают. Город предстает перед нами чинным и бездушным оплотом власти государя, где нет места беднякам и страждущим. Более того, к маленькому человеку он несправедлив, жесток и беспощаден.

Петербург в «Мертвых душах» — город на костях, призрак реального города. Вещи и люди в нем одинаково живые. Он словно центр земли, где собран весь мир. Начальство здесь имеет право распоряжаться людьми как вздумается. Здесь не найти правды и защиты, только холодный блеск роскоши да безразличие и черствость чиновников.

Монолог Осипа

Образ Петербурга появляется сначала в речи слуги. Он воспринимает его с низов своего положения. Слуга хочет есть и слушает трескотню в своем животе. Он недоволен хозяином и вспоминает о жизни в Петербурге и сравнивает ее с деревней. Противопоставление звучит комично: «на деревне лучше…возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги». Петербург, по мнению Осипа, лучше всего. Главное, чтобы были деньги. Жизнь в столице «тонкая и политичная». Можно найти все, что желаешь. Собаки и те танцуют. К слугам относятся уважительно: «почтенный». Невежливых слов никогда не услышишь. Слуга умудряется вести себя как барин, берет извозчика и катается по городу. Можно узнать множество нового и интересного, например, что значит звезда на небе. В Петербурге легко спрятаться в подворотне, «дьявол не сыщет».

В рассказе нет роскоши и великолепия культурной столицы.

«Петербургские повести»

Образ Петербурга в творчестве Гоголя складывался во многом на основе тех впечатлений, которые писатель получал во время проживания в столице. Именно тогда он написал ряд рассказов («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего»), которые составили цикл «Петербургские повести». Эти произведения связаны рядом общностей, таких как:

Петербург в повестях Гоголя — это город с социальными противоречиями и общественными проблемами.

Прогулка по «Невскому проспекту»

Главная улица и символ Петербурга – Невский проспект, который отражает в себе всю сущность Северной Пальмиры. Они буквально неотделимы друг от друга. Отлично можно проследить, как связаны образ главной улицы и образ Петербурга в творчестве Гоголя по повести «Невский проспект». О чем и пойдет речь далее.
Петербург в «Невском проспекте» Гоголя изображается утопающим в роскоши и блеске огней, ликующим и прекрасным. Но за этим скрываются равнодушие, хладнокровие и пустота, наиболее характеризующие истинный Невский проспект. Гоголь образ Петербурга продолжает наделять теми же иллюзорными и лживыми чертами, что и Пушкин. Наконец-то два великих писателя сошлись в едином мнении. Здесь Петербург Гоголя и Пушкина становится невероятно похож. Пушкинские мотивы из «Станционного смотрителя» продолжают жить в «Невском проспекте».

Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города.

Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.

«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга, а сущность его проявится в последующих повестях.

В чём смысл упоминания Петербурга в комедии «Ревизор»?

Скажу ещё, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его вообразил гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нём, также лживы… Н. В. Гоголь

Петербург для героев «Ревизора», провинциальных жителей, не просто столица, но прекрасный город, где живут царь и важные чиновники, где кипит светская жизнь, где рождается мода, где можно увидеть знаменитых сочинителей, которые печатаются в журналах, — одним словом, Петербург — это розовая мечта для наивных провинциалов: «Ведь только в столице бонтон и нет провинциальных гусей» (IV, 4). Жена городничего в ожидании Хлестакова очень волнуется и говорит дочери: «Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял» (III,3). После беседы с петербургским гостем обе дамы в восторге: «Но только какое тонкое обращение! Сейчас можно увидеть столичную штучку. Приёмы и всё это такое» (III,8). Да, в Петербурге всё не как в обычной жизни. Вот как городничиха представляет свою будущую жизнь в столице: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате было такое амбре, чтоб нельзя было войти и нужно бы только этак зажмурить глаза» (V,1). Получается совершенная бессмыслица: благовоние (амбре) воспринимается не носом, а закрытыми глазами.

Наивность подобных ожиданий и рассуждений делает их смешными, ибо образованный читатель понимает, что такой взгляд на Петербург далёк от действительности. Город-мечта возникает в «сцене вранья» (III,6) Хлестакова, и все слушатели верят вдохновенному обманщику, потому что представляют столицу именно так, как живописует её Хлестаков: кругом департаменты, главнокомандующие расхаживают по улицам, театры с хорошенькими актрисами, Пушкин и барон Брамбеус доступны для всех желающих с ними поговорить, наконец, великолепные балы, где дипломаты играют в вист. Городничий, почти став родственником важного петербургского чиновника, предполагает переселиться в Петербург, «влезть в генералы» и воображает свою жизнь совершенно в духе Хлестакова: «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там — стой, городничий… Вот что, канальство, заманчиво!» (V,1). В городе-мечте и люди живут невообразимые: будущий зять городничего такой, «что и на свете ещё не было, что может всё сделать, всё, всё, всё!» (V, 1).

Для испуганных жителей уездного города Хлестаков невольно стал представителем далёкой столичной власти, перед которой дрожат местные чиновники, помещики, в которую верят просители. Хлестаков недаром служит в департаменте. Он успешно усвоил манеры и нравы столичного чиновного мира: карьерные амбиции, спесь по отношению к нижестоящим и подобострастие по отношению к начальству, самоуправство, взяточничество. Однако власть Хлестакова — такой же мираж, как и представление уездных жителей о Петербурге.

А реальная столица похожа на любой большой город России, где живут самые разные люди, богатые и бедные, в числе последних в скромной квартире на четвёртом этаже, то есть под самой крышей, обитает сам Хлестаков. Замечательное описание непарадного Петербурга находится в монологе Осипа: «Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдёт на правду, так житьё в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё что хочешь. Разговаривает всё на такой тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; (…) компании захотел — ступай в лавочку: nам тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони всё видишь. Старуха офицерша забредёт; горничная иной раз заглянет такая…» (II,1). Но этот реальный город не интересует провинциальных жителей, они предпочитают верить в мечту.

Одновременно Петербург в «Ревизоре» — олицетворение государственной власти, могущества и силы России. Городские помещики Бобчинский и Добчинский боятся ревизора, хотя не имеют никакого отношения к государственной службе, потому что, «когда вельможа говорит, чувствуешь страх» (III,2). На аудиенции Бобчинский просит чиновника из Петербурга сказать «всем вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот … живёт в таком-то городе Пётр Иванович Бобчинский» (IV,7). Эта странная просьба показывает, что наивный провинциал верит: и наказания, и благодеяния исходят из Петербурга. Далёкий Петербург становится символом высшей справедливости для всех обиженных жителей провинциального города N. поэтому они так стремятся попасть на приём к столичному ревизору.

Появление жандарма из Петербурга в конце комедии пугает до столбняка всех местных чиновников: они понимают, что час расплаты пришёл. Именно так объяснял драматург смысл «немой сцены». В «Ревизоре» Гоголь выразил своё убеждение в высшей государственной справедливости, но это убеждение недолго «грело» писателя: важные государственные чиновники похожи на «отцов города» N тем, что совершенно не интересуются нуждами простых людей; их больше всего заботит своё собственное благоустройство в жизни «на счёт сумм нежно любимого ими отечества» («Мёртвые души», 11). В последующих произведениях «значительное лицо» прогоняет Акакия Акакиевича Башмачкина, просящего найти шинель (повесть «Шинель»); а вежливый петербургский министр так ничего и не сделал для солдата-героя и инвалида Отечественной войны капитана Копейкина (поэма «Мёртвые души», 10).

В заключение следует сказать, что некоторые современники Гоголя утверждали, что в «Ревизоре» драматург, по цензурным соображениям, под видом уездного города изобразил Петербург. Вряд ли с такой точкой зрения можно согласиться: в комедии город N — обобщённый город, как утверждал автор, «сборный город всей тёмной стороны». Он мало похож на какой-то конкретный город уже потому, что «отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» (I,1).

В повести «Невский проспект» (1834) Гоголь изобразил петербургскую жизнь призрачной и обманчивой. В начале повести писатель остроумно рисует главную улицу Петербурга с утра до вечера — это смена пешеходов разного звания: нищие, рабочий люд, дети, светские бездельники, чиновники, искатели развлечений и приключений. А в конце повести Гоголь заявляет, что пешеходы Невского проспекта совсем не то, чем кажутся: «Всё обман, всё мечта (…)! (…) Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…». То же случается и в «Ревизоре». Хлестаков стал для жителей города N символом Петербурга. Перед ним всё дрожит и благоговеет, ему дают взятки и прошения, а он оказался не ревизором, а пустышкой. Иными словами, персонажи комедии живут, по словам Аполлона Григорьева, «миражной жизнью», которая отражает в конце концов фантастическую искажённость русской действительности: «Форма без содержания, движение без цели, внешность интересов и, стало быть, пустота их… Страшная, мрачная картина…».

Другие «Петербургские повести»: «Нос», «Шинель», «Портрет»

Гоголь в повести «Нос» изображает абсурдную ситуацию – от майора Ковалева сбегает его нос, который считался единственной отличительной чертой героя, так как был с прыщиком. Используя гротеск, гиперболу и фантастику, Гоголь изображает и высмеивает власть чинов и чинопочитание. Писатель критически изображает современную ему жизнь во всей ее нелепости и абсурдности.
Причем нос не просто сбежал от владельца, но и превратился в статского советника и стал разгуливать по Петербургу. И Ковалев был вынужден ему кланяться, так как его чин был ниже, а в мире майора регалии решают все. Выводом же из этой истории стало то, что у столичного человека самое важное – нос, а без него они становятся ничем, пустым местом. Зато последний, облачившись в мундир, может стать важнее своего хозяина.

Жизнь петербургского чиновника, таким образом, изображается бесцельной, пустой и иллюзорной.

Петербург «Шинели» — город, где существование человека напрямую зависит от его финансового и социального положения. Город, где есть два мира: первый, наполненный яркими огнями, где обитают высшие чиновники, и второй, где помои могут быть вылиты на голову проходящего, где обитают «маленькие люди», существование которых обрывается незаметно, а жизнь протекает в нищете и страхе. Из этого второго мира взял своего героя Гоголь. Акакий Акакиевич Башмачкин, представитель «маленьких людей», — это бедный раболепный человек, мечтающий только об одном – о новой шинели. И чтобы ее заказать, он вынужден экономить на всем: начиная от подметок и заканчивая свечами и едой.

Акакий Акакиевич духовно бедный человек. Единственное его занятие в жизни – служба, а заветная мечта – новая шинель. Но Гоголь изображает этого несчастного чиновника так, что он вызывает сострадание, жалость и сочувствие. И этот безобидный, никогда никого не трогавший человек трагически гибнет.

И в момент своей гибели в сердце «маленького человека» рождается желание бунтовать против такого мироустройства. Против общественного механизма, который перемалывает людей. Этого маленького забитого человека наделяет Гоголь способностью протестовать и сопротивляться несправедливости и беспощадности окружающей действительности.

В повести «Портрет» звучит тема творчества, созвучная теме безумия. Петербург здесь предстает чудовищем, калечащим души людей. Так, добившись желаемого – разбогатеть и заниматься только рисованием, главный герой, Чартков, оказывается одурманенным властью золота. Он становится известным художником, его богатство растет, но соразмерно с ним уменьшается талант.

Осознав, что безвозвратно утратил свои способности, Чартков тратит свое состояние на то, чтобы уничтожать предметы искусства. Постепенно его все больше и больше охватывает безумие, в конце он умирает в агонии и бреду.

Жизнь Н. В. Гоголя в Петербурге

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, — писал Гоголь, — в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Достоевский — продолжатель гоголевской традиции

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Достоевского практически одинаков. Федор Михайлович продолжил изображать город безразличным к чужим страданиям, полным безумия и сводящим с ума, перемалывающим незащищенных «маленьких людей».

Достоевский обогатил гоголевскую традицию описания Петербурга. И на созданной предшественниками основе сотворил свой миф о городе. Ему удалось больше всех узнать о той губительной силе Петербурга, которая воздействует на психику его жителей.

Гоголевские гротеск и фантастичность Петербурга проявились в творчестве Достоевского через видения и сны главных героев, через мистику событий. Благодаря этой невероятности стечений обстоятельств реализм писателя назвали «мистическим».

Обращается Достоевский и к образам «маленьких людей». Но если для Гоголя было характерно иронизировать и изображать даже трагедию сатирически, Федор Михайлович делает акцент как раз на страданиях героев, на их судьбах. Таковы все члены семьи Мармеладовых, таков и сам Раскольников в «Преступлении и наказании». В это романе город становится одним из главных героев повествования. И этот изображенный Достоевским Петербург близок Петербургу Акакия Акакиевича.

В произведениях Достоевского остается лишь темная мрачная часть города, уже не прикрытая гоголевскими и пушкинскими огнями и красками. Писатель исследует смрад и грязь его закоулков, неправильные ломаные углы комнат, пыль мостовых. Все это давит на человека, сводит его с ума, калечит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *