Что нового внес державин в классицизм

Черты классицизма в русской поэзии

В данной работе рассматриваются черты классицизма в произведениях поэтов XVIII и XIX веков М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

Классицизм – художественный метод, направление, существовавшее в литературе европейских стран в XVII-XIX веках, основанное на подражании античным образцам. У этого направления были свои строгие правила и принципы. Например, соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Герои четко делятся на отрицательных и положительных персонажей. Произведения должны иметь воспитательную направленность, то есть служить главной цели – быть полезными Отечеству в деле воспитания подрастающего поколения. Основным конфликтом в произведениях классицистов является конфликт между долгом и чувством. Примеры находим у таких авторов, как Д.И.Фонвизин и Г.Р.Державин.

Жанры писателями-классицистами использовались в строгом соответствии со стилем (по методике, разработанной Ломоносовым). В таких жанрах, как оды или трагедии, использовался «высокий стиль», а в комедиях, баснях, сатирах – «низкий».

Черты классицизма мы находим в поэзии М.В.Ломоносова, предложившего реформу стихосложения и воплотившего её в своём творчестве. Любимым жанром его была ода, положившая начало поэзии государственного служения, где героем может быть просвещённый монарх или другой идеальный человек, служивший общественному благу во имя процветания Отечества.

Примером такого типично классического произведения является «Ода на день восшествия на всероссийский престол. Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».
Ломоносов, возлагавший большие надежды на дочь Петра I в деле распространения просвещения в России, желает ей стать достойной преемницей отца и поэтому торжественно воспевает её заслуги, уже осуществлённые дела: благодаря Елизавете есть «блаженство сёл, градов ограда», а также она «войне поставила конец».

Восхваляя Елизавету, автор напоминает ей и россиянам о Петре I, великом реформаторе, просвещённом монархе, и призывает Елизавету быть покровительницей наук, ремёсел, чтобы освоить и использовать богатства России для благополучия и процветания государства.

Гражданскому содержанию оды соответствуют монументальность произведения, высокий стиль, строгая композиция. Высокий стиль создаётся использованием определённой лексики:
1) старославянизмов («главу, победами венчанну»; « рекла»; « воззри»);
2) слов «сей, оный, токмо»;
3) усечённых прилагательных (ободренны, превысоки);
4) архаичных слов (раченьем).

Торжественность и монументальность оде придают метафоры, олицетворения, гипербола и другие средства художественной выразительности речи. Особенно характерны для стиля классической оды риторические вопросы, восклицания, обращения (О, вы, которых ожидает. ).
Данное произведение отличается высокой идейностью и особым пафосом: торжественным, гражданственно-патриотичным.

Своеобразным жанром научно философской лирики являются духовные оды М.В.Ломоносова: «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление. ». Поэт и учёный выражает веру в науку и человеческий разум, но о природе говорит как о Божьем творении. Ломоносов, занимаясь астрономией и физикой, хотел бы описать свои научные представления об устройстве мира с помощью поэзии, поэтому солнечная поверхность представлена им как «горящий вечно Океан», где «вихри пламенны крутятся». Ломоносов удивительно верно передал восхищение и смятение чувств человека перед неохватностью мира, невозможностью осмыслить сущность мироздания:

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.

Стремление познать «тайны множества миров» у Ломоносова не противоречит его преклонению перед грандиозностью дел Творца, перед могуществом и силой происходящих процессов в мироустройстве: «Велик Зиждитель наш Господь!»
Духовные оды М.В.Ломоносова многие критики считают наиболее совершенными в художественном отношении.

В создании произведений в стиле классических жанров М.В.Ломоносов нашёл достойного последователя в лице Г.Р.Державина. Но Державин внёс много нового в классическую оду. Он наполняет оды конкретным содержанием, в них появляются наряду с хвалебной песней черты реализма с элементами сатиры, что сказывается на языке. «Высокий» стиль разбавляется разговорной и даже просторечной лексикой.

«Фелица» Державина – это хвалебная ода в сочетании с социально-политическим памфлетом. Поэт нарисовал добродетельный образ царицы Екатерины и противопоставил ему образы вельмож, придворной знати с их чванливостью, высокомерием, любовью к роскоши и праздности. Поэтому и прибегает Державин к «забавному слогу», чтобы изобразить тех, кто на первое место и превыше всего ставил личные интересы. Это создавало контраст на фоне прославления деятельности истинных сынов России, а также в сравнении с делами царицы, с её трудами во благо Отечеству.

Державин также посвящает свои оды Потёмкину, Зубову, другим государственным деятелям. Его поэзия, как и требовалось по канонам классицизма, имеет гражданскую направленность и служит интересам общества, государства.

Произведения М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина являются лучшими примерами русского классицизма, образцами литературного творчества российских поэтов XVIII, начала XIX веков.

Источник

Образовательный сайт

Гаврила Романович Державин – поэт, который пытался понять тайны человеческой души. Его произведения содержат много философских мыслей.

Философская ода Державина «Бог» говорит о ничтожности человека, как плотского существа, но его высокой натуре и душевной связи с Высшим Разумом.

Человек подвержен низменным страстям и зависит от своих инстинктов, но в то же время, мыслью он способен постичь законы бытия, представить то, чего нет в природе, и тем самым, приблизиться к божественному Разуму.

Люди находятся на грешной земле, но полет мысли позволяет им почувствовать в себе неистребимый дух, почувствовать Бога.

Державин соединил в этой оде ничтожное и высокое, быт и философию.

Что нового внес державин в классицизм

Именно так и сделал Державин. Его лирика нарушила все законы классицизма. В оде Фелица поэт преподнес свою личность под образом мурзы – дикого мусульманина.

Мурза-поэт смог перемешать высокие и низкие жанры в одном произведении. Под конец своей творческой деятельности Державин представляет себя как мудрого жизнелюбца, стремящегося насладиться прелестями жизни.

Жанр оды в руках Державина приобрел больший размах. В своих произведениях поэт употреблял не только высокие, подходящие оде фразы, но и средние и даже низкие выражения. Он не боялся включать в стих простое описание бытовых ситуаций, мыслей и чувств обычных людей.

Стиль оды изменился после вхождения в произведения Державина «средних» выражений. Поэт умело сочетал самые высокие выражения с житейскими, примитивными. Это позволило сделать слог гиперболизированным.

Стиль оды стал богаче, разнообразнее и живописнее.

Что нового внес державин в классицизм

Державин благодаря творческому подходу к литературе смог развить направление классицизма, дополнив его своим экспериментальным материалом. Поэтому его можно смело назвать зодчим классицизма.

Однако он и разрушитель этого направления. Державин нарушил строгие законы классицизма, видоизменил их с учетом идей нового времени.

Источник

Державин и классицизм

Что нового внес державин в классицизм Что нового внес державин в классицизм Что нового внес державин в классицизм Что нового внес державин в классицизм

Что нового внес державин в классицизм

Что нового внес державин в классицизм

Творчество Державина глубоко противоречиво. «Кумир Державина — 1/4 золотой, 3/4 — свинцовый»,[131] писал Пушкин Александру Бестужеву. Эта же мысль, но с массой примеров, содержится в известной статьеБелинского «Сочинения Державина». «В поэзии Державина, — указывал критик, — явились впервые яркиевспышки истинной поэзии, местами даже проблески художественности. и вместе с тем, поэзия Державина удержала дидактический и риторический характер. который сообщен ей поэзиею Ломоносова».[132] Отмеченная Пушкиным и Белинским двойственность художественной манеры Державина объясняется тем, что он еще связан с классицизмом и широко пользуется его поэтическими средствами. Но творчество Державина принадлежит позднему классицизму, Он доводит это направление до его вершин и вместе с тем взрывает изнутри, открывая в литературе новые, неизвестные пути, которые объективно вели к романтизму и реализму. О связи Державина с классицизмом свидетельствует следующие факты. Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная» анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип — словам тесно, а мыслям просторно — еще не известен Державину. В его одах наличествует дидактический элемент. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений. Эту установку он в ряде случаев специально подчеркивает: «Хочу достоинства я чтить. » (С.211) или «Я славить мужа днесь избрал. » (С. 241). Основная мысль произведения часто выносится Державиным в конец и, наподобие басенной морали, завершает его: «Счастье нам прямое // Жить с нашей совестью в покое» (С. 206) («Мой истукан») или «Умеренность есть лучший пир» (С. 225) («Приглашение к обеду»).

Бытовые факты, военные, политические события многократно выступают у Державина не в их истинном виде, а заменяются условными, аллегорическими образами. Например, если надо сказать: подул северный ветер, поэт пишет: «Спустил седой Эол Борея // С цепей чугунных из пещер» (С. 121) («Осень во время осады Очакова»). В той же оде победы русских войск во главе с Потемкиным над Турцией предстают в виде следующей аллегории:

Российский только Марс, Потемкин.

. Полков, водимых им, орел

Над древним царством Митридата

Летает и темнит луну (С. 122).

Многие из этих аллегорий поэт вынужден был сам раскрывать в специальных Объяснениях», написанных им в конце жизни. Так, в оде «На умеренность» Державин пишет:

Пускай Язон с Колхиды древней

Златое сбрил себе руно,

Крез завладел чужой деревней,

Марс откуп взял, — мне все равно. (С. 192).

Каждый из образов этого отрывка, как указывает сам Державин, следует понимать следующим образом: под Язоном подразумевается Потемкин, получавший большие доходы с завоеванного Крыма. Под Крезом — отец Платона Зубова, нечестным путем округливший свои владения, под Марсом — крупные военачальники Ю. В. Долгоруков и Н. И. Салтыков, содержавшие винные откупа.

И вместе с тем, не объявляя классицизму войны и даже называя своими учителями лучших его представителей, Державин почти в каждом произведении в большей или меньшей степени нарушает его нормы. Так, например, он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров, изящной и грубой действительности. В его стихотворения, как это было в «Фелице» и «Вельможе», вошли и хвалебные и обличительные начала. Прежний барьер между одой и сатирой оказался разрушенным. Державин предвосхищал одну из черт политической лирики поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, в которой наличествовали и похвала и осуждение. В связи с этим сам термин «ода» теряет у Державина свое прежнее жанровое значение и становится синонимом слова «стихотворение».

В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом: «Для возлюбивших правду глаз // Лишь добродетели прекрасны, // Они суть смертных похвала» (С. 212) — и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами. » (С. 212) («Вельможа»). «Выразительность каждой детали, а не ученое построение рационального единства — таков закон поэзии Державина»,[133] — говорит Г. А. Гуковский.

Что нового внес державин в классицизм

Принципиально новым стало в поэзии Державина и изображение самой действительности. Натура Державина, по словам Белинского, была артистической, художественной. Биографы поэта неоднократно указывали на его интерес к живописи. Его рисунки и чертежи были замечены еще в гимназии М. И. Веревкиным. В своих стихах он неоднократно обращается к художникам и скульпторам — к французскому ваятелю Рашету, к немецкой художнице — Анжелике Кауфман, к итальянскому живописцу Тончию. В оде «Видение мурзы» образ Фелицы — точное воспроизведение портрета Екатерины II, написанного Левицким.

Живописное начало широко представлено в поэзии Державина, Он великолепно передает цвет и форму изображаемых им явлений средствами поэтической речи. К Державину как нельзя лучше подходит выражение «художник слова». Он любит красочные эпитеты. В оде «Осень во время осады Очакова» он пишет: «Уже румяна осень носит // Снопы златые на гумно» (С. 121). В стихотворении, «Развалины» Екатерина II на прогулке смотрит «. на станицу сребробоких ей милых сизых голубков // Или на пестрых краснооких // Ходящих рыб среди прудов» (С. 263). Он заворожен красками появившейся радуги: «Пурпур, лазурь, злато, багрянец, // С зеленью тень слиясь с серебром» (С. 314). Если простые эпитеты бессильны передать богатство красок, он обращается к сложным. Его родственница юная Параша Бакунина — «сребро-розова лицом» (С. 275), у поэтессы Сафо — «бело-румяные персты» и «черно-огненный взор» (С. 209). В отдельных случаях его эпитеты могут состоять из трех слов — «лазурно-сизы-бирюзовы» (С. 232) перья павлина. Описание обеденного стола превращается в мастерски выполненный натюрморт, где каждое кушанье радует глаз своими красками:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяножелт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером

Там щука пестрая — прекрасны! (С. 329).

То же самое — в стихотворении «Приглашение к обеду»:

Шекснинска стерлядь золотая,

Каймак и борщ уже стоят;

Вкрафинахвина, пунш, блистая

То льдом, то искрамиманят (С. 223).

Державин стремится передать не только краски, но и пластические формы. Лань в оде «Водопад» «идет робко чуть ступает. / Рога на спину преклоняет и быстро мчится меж дерев» (С. 179). Совершенно другая осанка у коня: «Крутую гриву, жарку морду // Подняв, храпит, ушми прядет» (С. 179). В стихотворении «Русские девушки» мастерски описана пляска под названием «бычок». Ее исполнительницы «. склонясь главами, ходят, // Башмаками в лад стучат, // Тихо руки, взор поводят, // И плечами говорят» (С. 280). Так, преодолевая условный, аллегорический язык классицистической поэзии, Державин вышел в своих стихах к реальному миру. Это было огромным завоеванием, открывавшим дорогу к реализму, но это не был еще сам реализм, поскольку речь еще шла лишь о перенесении в поэзию множества отдельных конкретных фактов. Дальнейшие успехи русской поэзии были связаны с мастерством художественного обобщения, с типизацией, которыми овладели другие поэты, в первую очередь Пушкин.

Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII в. общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.

К середине XVIII в. процесс централизации и укрепления русского государства был завершен. На очереди стояла демократизация общества: отмена крепостного права, смягчение законов. Решить эти задачи самодержавное правительство было не в силах. Государство все более и более ощущается как начало, враждебное человеку, за права которого стала бороться просветительская литература. В связи с этим государственная тематика теряет былой ореол и уступает место личному началу. Одним из проявлений этой тенденции и была автобиографическая лирика Державина, открывавшая пути к субъективному началу и к романтизму.

Биографическая тема особенно широко представлена в позднем творчестве Державина, в годы, наступившие после неудач на служебном поприще. Оскорбленный поэт отстаивает свое человеческое достоинство. Особенно характерно в этом плане стихотворение «Евгению. Жизнь Званская», адресованное другу поэта Евгению Болховитинову, епископу Хутынского монастыря, расположенного неподалеку от имения поэта в Званке. Поэт устал от обременительной службы при дворе. Его тянет в деревню, на покой:

Блажен, кто менее зависит от людей,

Свободен от долгов и от хлопот приказных,

Не ищет при дворе ни злата, ни честей

И чужд сует разнообразных! (С. 326).

Большую часть стихотворения занимает описание привольной жизни поэта. Это образец усадебной дворянской идиллии, в которой неспешно и вдохновенно рассказывается о тех радостях, которые доставляет Державину его пребывание в деревне. Распорядок дня определяют такие приятные занятия, как утренняя прогулка по саду, чаепитие за круглым столом с неспешным разговором о деревенских новостях. В идиллическом плане изображена и крестьянская жизнь. В Званке есть больница для крепостных и врач каждое утро докладывает барину о «вреде» и «здоровье» больных.

Возникает естественный вопрос, как согласовать эти факты с картинами помещичьего произвола, изображенными Фонвизиным и Радищевым. Кто из писателей более прав? Кто ближе к истине? Нет никаких оснований заподозрить Державина в умышленном приукрашивании крестьянской жизни. Он действительно был добрым человеком и гуманным помещиком, но то, что происходило в Званке, — исключение, а то, о чем писали Фонвизин и Радищев, — правило. Поэтому судить о положении крепостного крестьянина в России XVIII в. все-таки приходится не по стихотворению Державина, а по комедии Фонвизина и книге Радищева.

Источник

Роль державина в русской литературе кратко. Роль философской лирики Г.Р. Державина для русской литературы

Юные годы

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в Преображенский полк, в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.

Творчество Державина и его значение для русской литературы

Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная, анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип — словам тесно, а мыслям просторно — еще не известен Державину. В его одах наличествует дидактический элемент. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений.

И вместе с тем, не объявляя классицизму войны и даже называя своими учителями лучших его представителей, Державин почти в каждом произведении в большей или меньшей степени нарушает его нормы. Так, например, он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров, изящной и грубой действительности. В его стихотворения, как это было в «Фелице» и «Вельможе», вошли и хвалебные и обличительные начала. Прежний барьер между одой и сатирой оказался разрушенным. Державин предвосхищал одну из черт политической лирики поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, в которой наличествовали и похвала и осуждение. В связи с этим сам термин «ода» теряет у Державина свое прежнее жанровое значение и становится синонимом слова «стихотворение». В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом:

Живописное начало широко представлено в поэзии Державина. Он великолепно передает цвет и форму изображаемых им явлений средствами поэтической речи. К Державину как нельзя лучше подходит выражение «художник слова». Он любит красочные эпитеты. Так, преодолевая условный, аллегорический язык классицистической поэзии, Державин вышел в своих стихах к реальному миру. Это было огромным завоеванием, открывавшим дорогу к реализму, но это не был еще сам реализм, поскольку речь еще шла лишь о перенесении в поэзию множества отдельных конкретных фактов. Дальнейшие успехи русской поэзии были связаны с мастерством художественного обобщения, с типизацией, которыми овладели другие поэты, в первую очередь Пушкин.

Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII века общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.

К середине XVIII в. процесс централизации и укрепления русского государства был завершен. На очереди стояла демократизация общества: отмена крепостного права, смягчение законов. Решить эти задачи самодержавное правительство было не в силах. Государство все более и более ощущается как начало, враждебное человеку, за права которого стала бороться просветительская литература. В связи с этим государственная тематика теряет былой ореол и уступает место личному началу. Одним из проявлений этой тенденции и была автобиографическая лирика Державина, открывавшая пути к субъективному началу и к романтизму.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин. и,что он взял от Пушкина?

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Обоснование выбора темы

Осмысление современного мира ка к совокупности культурных достижений человеческого общества является одной из задач культурологического образования, тем более что очевидна необходимость подготовки молодежи к личностной ориентации в культурной среде современного общества, к участию в диалоге культур. Необходимо изучать культуру в ее историческом развитии, как отражение философии времени, как систему знаний, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Это изучение требует опоры на конкретный материал, на исторические факты как в прошлом, так и в настоящем, т ак как многое в понимании исторического процесса позволяет объяснить современную культуру, осознать противоречия в развитии цивилизации. Первоочередной задачей становится овладение навыками эстетического и этического анализа художественных произведений.

Почему Державин? Восемнадцатый век – переломное время в выборе пути раз вития России, период сильного влияния европейской культуры, осмысления роли и места славянской культуры в мировом процессе. Державин, будучи важным государственным лицом и заботясь о процветании Отечества, является представителем своего времени, и его литературное наследие выявляет логику развития российской культуры, ее самобытность, к тому же дает богатый конкретный материал, характеризующий важные достижения русского общества.

Почему мы выбрали тему русского пира? Воссоздание «образа» культуры 18 ве ка (архетипа) в творчестве Державина, наряду с патриотическим и эстетическим воспитанием читателя, связано с явлением русского хлебосольства, монаршей роскоши и гостеприимства, свойственных 18 веку, эпохе расцвета просветительства и классицизма.

Для понимания данного этапа истории необходимо обратиться к связям с проблемами отечественного культурного развития, показать исторические, культурные корни явления, провести аналогии, проанализировать культурные тенденции в социальной практике России.

Почему «традиция русских пиров», а не «культура русского пира»?

В русской лексике термин «культура» впервые был зафиксирован в 1846 – 1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе живого и литературного языка. Даже у Пушкина оно нигде не встречается. Его нет ни у Добролюбова, ни у Чернышевского. В словаре В. Даля 1865 г. это слово характеризуется через понятия умственного и нравственного образования. И только к концу 19 века оно прочно завоевало права гражданства.

Для раскрытия темы пиров в творчестве Г. Р. Державина нами были исследованы его сочинения: оды, стихотворения разных лет и посвящения — значительная часть поэтического наследия поэта.

Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять то, что создано веками и актуально сегодня, сохранять традиции от поколения к поколению. Культура невозможна без творчества. Отражая культуру своего времени, Державин накладывает отпечаток своей индивидуальности.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

Изображение личности в творчестве Державина

Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:

✓ способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его «безликим» героем, не имеющим своей индивидуальности;

✓ подготовила «рождение человека» в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.

Изображение личности у Державина имело следующие особенности:

✓ открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:

• образах русской природы;

• картинах русского быта;

• описании идеала человека;

• демократизме идеального героя;

• особенностях поэтической речи;

✓ изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;

✓ создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;

✓ неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;

✓ создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества.

АРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ Г. Р. ДЕРЖАВИН

ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ

О Державине можно сказать, что он — певец величия. Все у него величаво: величав образ Екатерины, величава Россия, созерцающая себя в осьми морях своих…

— продолжение знакомства семиклассников с русской литературой конца ХVIII века;

— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

— воспитание уважительного отношения к культуре своего народа и его прошлому.

Форма урока:
синтетический урок
, включающий в себя слово учителя, сообщения учащихся, чтение произведений и беседу о прочитанном.

Гавриил Романович Державин (1743—1816) — крупнейший русский поэт второй половины ХVIII столетия. В его творчестве наиболее полно и ярко отражено время правления императрицы Екатерины II. «Державин сыграл огромную роль в освобождении русской поэзии от пут классицизма и в подготовке элементов, из которых сложилась реалистическая поэзия ХIХ в. (А. А. Кайев

В начале своей литературной деятельности Г. Р. Державин подражал Ломоносову: в 1776 году вышел первый сборник Державина

В 1783 году без ведома автора и без его подписи в журнале «Собеседник

» была опубликована ода «
К Фелице
», в которой Державин прославлял Екатерину II и «с довольною издевкою и с шалостью» говорил о ее ближних. Императрице ода понравилась, и она приблизила поэта ко двору: начался новый виток государственной деятельности Гавриила Державина. Однако параллельно с нею Державин опубликовал оду «
Бог
» (1784), а также яркое «
Видение Мурзы
» (1783), которые никак нельзя назвать верноподданническими и льстивыми. Эти произведения окончательно утвердили славу Державина-поэта.

Свои служебные обязанности Державин исполнял ревностно, но новых хвалебных од в честь Екатерины II не писал, службе же мешал характер поэта; по его словам, он был «горяч и в правде чорт». Чтобы избавиться от неуживчивого правдолюбца, его постоянно переводили с места на место, из города в город.

Державин в своем творчестве откликнулся на все исторические события эпохи Екатерины II, воспевал государственных деятелей конца ХVIII столетия, ратовал за всеобщее просвещение и воспитание народа в духе патриотизма. Именно по причине горячей любви к Отечеству он прославлял не только Суворова и его подвиги, но и полководческие успехи Потемкина и Румянцева. Изображение и прославление подвигов русской армии и русского народа в литературе Державин считал лучшим средством воспитания подрастающих поколений.

В начале ХIХ века совместно с писателем А. С. Шишковым Державин основал литературное общество «Беседа любителей российского слова

» (1811). Здесь объединялись и сторонники классицизма, и молодые поэты, которым стареющий литератор помогал освоиться в мире российской интеллигенции.

В 1815 году, за год до своей смерти, Г. Р. Державин на лицейском экзамене услышал стихи юного Александра Пушкина — «Воспоминания в Царском Селе» — Державин сказал потом Сергею Аксакову: «Мое время прошло… Скоро явится второй Державин — это Пушкин, который и в Лицее перещеголял всех писателей».

2. Чтение произведений Г. Р. Державина.

» — чтение стихотворения учеником по учебнику (с. 69—70).

2) «Река времен в своём стремленьи

…» — чтение стихотворения учителем по учебнику (с. 70—71).

3. Беседа с классом.

— Понравилось ли вам стихотворение «Признание»? Объясните почему.

— Каково настроение данного стихотворения? Что мы чувствуем во время чтения стихотворения?

— Что вы можете сказать о ритме

стихотворения «Признание»? Как помогает ритм создать определенное настроение?

Ритм (от греч.
rhythmos— стройность, соразмерность)
— периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки или мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах — в музыке, танце и метрическом стихе1.

— Можно ли утверждать, что ритм стихотворения задается его размером? Докажите это, определив стихотворный размер «Признание».

— Вспомните, какие стихотворные размеры вы уже изучали в 5—6 классах.

— Докажите, что ритм стихотворения соответствует его содержанию.

Например, стихотворение «Признание» Г. Р. Державина.

(Бодрое утверждение своей жизненной позиции, своего кредо.)

— Подумайте и ответьте: лирический герой этого стихотворения близок самому автору? В чем?

Соотнесите содержание стихотворения с рассказом учителя о жизни и творчестве Г. Р. Державина.

— На кого в своей жизни уповал лирический герой стихотворения? Кому доверял? Кому вверял свою жизнь?

— Какова была цель жизни и лирического героя стихотворения «Признание», и самого Г. Р. Державина? Смогли ли оба ее достичь?

— В чем, на ваш взгляд, заключается сходство и различие поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?

— В чем сходство их жизненных позиций?

— Почему стихотворение Гавриила Романовича Державина «Признание» относят к гражданской лирике

? Как вы понимаете слова
гражданская лирика
?

Можно ли отнести к гражданской лирике стихотворение «Река времен в своем стремленьи

…»? Свою точку зрения подтвердите цитатами из текста.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи

…»
Г. Р. Державин
за несколько дней до своей смерти написал на аспидной доске, откуда оно потом и было переписано в черновики уже умершего поэта.

Стихотворение имеет философский характер — размышления о бренности существования, смысле человеческой жизни. Так как перед нами фактически поэтическое завещание поэта, оно носит пессимистический оттенок, горечь авторского мировосприятия от осознания близкого конца.

— Давайте сделаем общие выводы. Что вы понимаете под словами гражданская лирика

— Как вы считаете, отражает ли лирика идейные и политические воззрения поэта? Всегда ли? Приведите примеры.

«Взяв на себя роль учителя своих читателей, настаивая на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью, Державин прояснил тем самым еще одну важную идею, существенную для дальнейшего развития русской передовой литературы, идею личной ответственности поэта за свои суждения, личной искренности, правдивости до конца в своей идеологической пропаганде

5. Домашнее задание.

— прочитать 1—2 баллады В. А. Жуковского;

— принести сборник стихотворений и баллад поэта на урок.

1 См. подробнее в кн.: Квятковский А. П.

Школьный поэтический словарь. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2000. — С. 286—287; Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 875—876.

Русская литература ХVIII века: Учеб. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — С. 363.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Литературное творчество

Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества. Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.

Главная » Словарный запас » Державин и его вклад в юриспруденцию. Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин?и, что он взял от Пушкина? Метрика и тропы

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Особенности поэзии Державина

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Смена поколений: Державин и Пушкин

Эту знаменитую фразу одного гениального поэта, Александра Сергеевича Пушкина о своём не менее знаменитом предшественнике – Гавриле Романовиче Державине можно считать самым значительным подведением итогов творчества последнего.

Державин – один из наиболее прославленных поэтов второй половины XVIII века. Прошли столетия и в лету забвения канули все передряги непростой жизни правдолюбца Державина. А его новаторская поэзия запомнилась в веках. Поэзия Державина стала предвестницей поэзии золотого века – поэзии Пушкина и Лермонтова.

В том, что тяжеловесная и высокопарная поэзия классицизма превратилась в лёгкие и изящные строки пушкинских стихов есть немалая заслуга Гаврилы Державина – поэта, ещё при жизни ставшего классиком. До сих пор для критиков остаётся загадкой, каким образом Державину в его новаторстве удалось обойти таких столпов того времени, как Сумароков и Ломоносов.

Ведь именно Державин первый отошёл от незыблемых канонов поэзии классицизма, от её торжественного и напыщенного слога. В сочинениях Державина высокопарная риторика сменяется подлинной лирикой. Державин первый заговорил «забавным русским слогом» — ясным, живым и простым, ввёл в речь лица, сюжеты обороты и выражения народной поэзии, чем внёс неоценимый вклад в развитие русского языка. Державин смешал в торжественной оде общественное с личным, расширив её вневременными философскими обобщениями. Благодаря этим и многим другим моментам творчество Державина стало предвестником новой литературной эпохи.

Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый потомок Державина – первый русский писатель мирового значения. Пушкин – создатель русского национального литературного языка. В своём творчестве, в основу которого легли реалистические принципы художественного отражения действительности, Пушкин, как и Державин, опирался на язык народа. Особое новаторство А. С. Пушкина заключается в умении проникать в дух различных эпох и культур. В его творчестве можно найти отображение фольклора самых различных народов мира. Спецификой творчества Пушкина стало также перенесение норм одного жанра в пределы другого. Отсюда ощущение новизны и необычности письма поэта в сравнении с творчеством его современников.

Заслуга Пушкина – в отказе от деления языковых средств на низкие и высокие, синтез языковых стилей. Гражданская поэзия Пушкина создаётся из сочетания высокого пафоса с интимными интонациями, что было также новаторством для его времени («Послание к Чаадаеву»). Начиная с 1820 года – «южного периода» творчества — Пушкин создаёт романтические произведения (южные поэмы). В дальнейшем развитии творчества Пушкин работает в реалистическом направлении, главной чертой которого становится интерес к законам истории. Важнейшим достижением поэта была реабилитация прозы, как элемента искусства. У Пушкина появляются прозаические стихи («Маленькие трагедии» и поэтическая проза («Капитанская дочка», «Повести Белкина»).

Т. о., творчество А. С. Пушкина стало истоком для литературы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского, став важнейшим этапом на пути духовного развития человечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *