Что нового внес чайковский в различные жанры русской музыки
Творчество П.И. Чайковского (лекция)
ПЛАН
1. Эстетические принципы П.И.Чайковского
2. Жизненный и творческий путь
3. Характеристика творчества
4. Симфоническое творчество
5. Оперное творчество
7. Камерно-инструментальные произведения
Чайковский глубоко национальный композитор. В произведениях он показывает жизнь русского общества, его быт; дает картины русской природы. Музыка интонационно близка русской народной песне. Сам композитор писал: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова.»
Чайковский композитор, дирижер и публицист.
П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года в г. Воткинске в семье горного инженера, директора металлургического завода. Детство его протекало в Воткинске, затем в Волопаевске. Первые уроки на фортепиано начались в эти годы. По исполнению 10 лет Чайковский был определен в Петербургское училище правоведения. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» Моцарта.
В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора.
Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.
В 1868 году Чайковский успешно заканчивает Петербургскую’ консерваторию кантатой для хора и оркестра. По приглашению директора только что открывшейся Московской консерватории Н. Рубинштейна он начинает педагогическую работу в консерватории, где ведет композицию, гармонию, теорию музыки, инструментовку. На основе опыта педагогической работы Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению гармонии», изданное в 1872 году.
Помимо педагогической работы Чайковский выступает как музыкальный критик. Он пишет о значении творчества Глинки, о том, что развитие национальной музыки должно идти по пути, начатому им; предсказывает большое будущее начинающему композитору Римскому-Корсакову; приветствует связь с народным творчеством норвежского композитора Грига.
Одновременно с работой над произведениями Чайковский как дирижер с успехом выступает в Берлине, Женеве, Париже, Америке, Лондоне, где ему в 1893 году присваивают степень доктора музыки Кембриджского университета.
Последнее десятилетие композитор также много работает. В эти годы им написаны оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», лирически светлая «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Серенада для струнного оркестра, «Итальянское каприччио», Пятая симфония, трагическая Шестая симфония.
Последним произведением Чайковского была Шестая симфония, которой он дирижировал 16 октября 1893 года, а 25 октября его не стало. В настоящее время в Клину находится дом-музей Чайковского. Там бережно хранятся книги, рукописи, адреса, обстановка, в которой жил композитор, все то, что может нам рассказать о талантливейшем русском композиторе второй половины XIX века.
Характеристика творчества. П.И.Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры, опираясь на русское народное творчество и городской романс XIX века, создал классические образцы русского национального музыкального искусства. Он создал лирическую оперу, русский классический балет; его фортепианные и скрипичные концерты являются большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку. По-новому зазвучали его фортепианные миниатюры и лирические романсы.
Музыка Чайковского лирична. Основным средством выразительности является развернутая мелодия. Мелодия включает в себя и широкий напев русской народной песни и напевно-декламационную выразительность человеческой речи. Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высоком профессионально-художественном мастерстве. Гармония и форма у Чайковского определены содержанием. Гармония богата и разнообразна, но без обилия красочных деталей, все подчинено напряженности и динамизму, непрерывности развития. Широко используется секвенционнный тип развития. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, и не только в его балетах, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке. Подобно Глинке Чайковский воспринял песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского.
В отличие от опер уже в первых симфонических произведениях Чайковский нашел свой оригинальный язык и стиль. Уже в первой симфонии рождается новая трактовка симфонического цикла, новые приемы инструментовки и смелость гармонических планов. Создается индивидуальный мелодический стиль.
Большинство симфонических произведений Чайковского программны. На это указывает наименование произведений или отдельных его частей. Как например, симфония «Зимние грезы» и увертюра «Ромео и Джульетта». В симфонии «Манфред» дано большое словесное изложение программы. Программный замысел 6-й трагической симфонии не был обнародован, но в момент написания, по-видимому, имел для композитора большое значение. После первого исполнения в октябре 1893 года в Петербурге он ее назвал «Патетической», она является музыкальным обобщением извечного трагического противоречия жизни и смерти.
В русской музыке XIX века только Чайковскому удалось поднять симфонию, по выражению Б.В. Асафьева, на уровень «эмоциональной философии в звуках». Лирическая природа его симфонизма, психологизм, опора на жанровую конкретность образов, тяготение к обобщенно-понимаемой программности выявлены средствами действенного и динамического симфонического метода.
На протяжении всего творческого пути Чайковскому свойственно воплощать в своих симфонических произведениях острые конфликты противоборствующих сил. И эта особенность сближает непрограммную и программную инструментальную музыку Чайковского.
В шестой симфонии Чайковский-симфонист выступил как художник, который подвел итог симфонизму XIX века, осмыслив в философском и эмоциональном плане главные тенденции классического и романтического искусства, как современнейший из композиторов своей эпохи. Музыка этой эпохи отличается предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и яркой образностью. Чайковский в этой симфонии отказывается от приемов лейтмотивизма, использованных в четвертой и пятой симфониях, но он насыщает симфонию интонационными связями, придающими ей большую внутреннюю целостность. Завершается симфония скорбным финалом. Разнообразный круг жанровых элементов претворен в оркестровых сюитах, серенаде для струнного оркестра, «Итальянском каприччио».
Выдающийся вклад внесен Чайковским в развитие концертного жанра. Его 1-й и 2-й концерты для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, вариации для виолончели с оркестром на тему рококо принадлежат к лучшим образцам этого жанра в мировой музыкальной литературе.
Чайковского привлекали «сюжеты в коих действует настоящие, живые люди, чувствуют также, как и я». Композитор последовательно придерживался продуманных принципов оперного жанра. Впитав многообразные стили и направления европейской и русской музыки, Чайковский создает новый тип реалистической оперы.
Большое значение Чайковский придавал яркой индивидуальной характеристике героев и показу образов в развитии. Богатство и выразительность вокальной партии соединяются в операх Чайковского с напряженным симфоническим развитием, позволяющим передавать динамику душевных состояний. Вместе с тем он с большим вниманием относился к законам сцены, добивался тщательной обрисовки бытового или исторического фона, считая, что оперу надо «не только слушать, но и смотреть».
К законченному воплощению своего оперного идеала Чайковский пришел не сразу. В «Евгении Онегине», написанном в 1878 году по поэме А.С. Пушкина впервые удалось воплотить свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей, создав глубоко жизненное произведение.
Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка, волшебный вымысел.
Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные. Первый балет «Лебединое озеро» сочинен в 1876 году театральным деятелем Бегичевым и хореографом Гельцером.
К числу лучших произведений Чайковского в 70-е годы, наряду с оперой «Евгений Онегин» и «Четвертой симфонией, относится балет «Лебединое озеро», романтическая повесть о любви и верности.
Написан балет в 1876 году, первое исполнение состоялось в 1877 году.
Музыкальный критик ГА.Ларош по поводу балета «Лебединое озеро;» писал: «Мелодии, одна другой пластичнее, льются, как из рога изобилия». Поэтическое содержание и вдохновенная музыка балета определили его популярность, растущую с каждым годом.
Камерно-инструментальные и вокальные произведения. Во всех жанрах камерно-вокальной и инструментальной музыки мы находим общие черты: драматизм его произведений, национальный мелодический язык, связь с русской народной песней и бытовым романсом, использование жанров танцевальной музыки, любовь к родной природе, показ внутреннего, душевного мира человека.
Чайковским было написано множество фортепианных произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100 фортепианных сочинений.
В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».
Цикл «Времена года» был написан в 1876 году. К этому времени Чайковский был уже автором трех симфоний, трех симфонических поэм, 4-х опер, 1-го фортепианного концерта.
В цикл «Времена года» входит 12 пьес, по числу месяцев в году. Это образы и картины русской природы, данные в характерном для Чайковского лирическом плане. Но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа.
В пьесах встречаются разнообразные черты фортепианного стиля Чайковского, но главную роль играет широкая мелодия песенного склада, в которой слышатся интонации русского романса и русской народной песни.
В мировой фортепианной литературе нет произведения, в котором так гениально просто передан круговорот сменяющихся месяцев, жизни природы и людей.
Романсы. Романсы составляют значительную и богатейшую часть творчества Чайковского. И в них проявилась новаторская природа его дарования. На протяжении всей жизни он писал романсы, поэтому они отражают основные вехи его эволюции, Чайковский обогащает жанр романса приемами развития свойственными оперной и симфонической музыке. Это проявляется во внедрении симфонизма в малую форму, в переосмыслении традиционных романсных форм. Формы простые. Характерно развитие образа в тесном взаимодействии вокального и инструментального начал. Есть лирические миниатюры («Средь шумного бала») и лирический романс большого развития.
Более ста романсов написано Чайковским. Они различны по настроению: радостны и светлы такие романсы как «То были раннею весной», «День ли царит», драматичны романсы «Ночь», «Снова, как прежде, один». Ряд романсов связаны с темой природы («Благославляю вас, леса», «Растворил я окно»). Глубоко и правдиво переданы различные чувства и настроения. Ведущей является лирическая тема.
Тексты романсов принадлежат различным поэтам, в основном русским: А.Толстой, Пушкин, Фет, Майков и другие.
В романсах, также как и в операх, Чайковский находит верный, соответствующий тексту и характеру мелодический образ.
Наряду с романсами Чайковским написано 16 песен для детей, среди которых известны песни «Травка зеленеет», «Колыбельная в бурю», «Мой садик».
Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIX века, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров.
Воздействие наследия Чайковского на XX век сказалось не только посредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений.
Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Принципы симфонизма Чайковского развивались в творчестве многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности.
Творчество П.И.Чайковского — произведения, жанры, анализ
Музыка Чайковского (1840-1893) охватывает широкий круг жанров, раскрывающих глубинные психологические процессы человеческой души посредством их остродраматических внутренних столкновений. Феномен композитора заключался в том, что его музыка пользовалась огромной популярностью при жизни не только в России, но и за рубежом, став
в наши дни интерес к ней не угасает, реализуя мечту композитора о о том, чтобы росло число людей, неравнодушных к его творчеству.
Инструментальное творчество П.И.Чайковского
По словам самого композитора,
«это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело…».
Творчество Чайковского как композитора, мыслящего широкими категориями, особенно показательно в связи с его симфонической музыкой, к которой он обращался на протяжении всей жизни (начиная с увертюры «Гроза», заканчивая симфонией №6, исполненной за 10 дней до смерти).
Симфоническое наследие П.И.Чайковского составляют 8 симфоний (6 симфоний, «Манфред», симфония Es-dur, создаваемая между №4 и №5, но не оконченная автором). Композитор относился к симфонии как жанру лирическому, что было для его времени необычным. Именно здесь сформировались основные образы и идеи его творчества, пронизывающие всю музыку: противостояние душевной красоты, человечности и – неизбежности, рока, слепой силы ненависти. Между этими крайними силами находится смятенный, ищущий человек, тщетно пытающийся победить роковую предопределенность. Проявившись и оформившись, эта идея со временем будет окрашивать произведения Чайковского во все более трагические тона.
Не исключая иные типы образности, произведения Петра Ильича содержат лирико-психологическую и лирико-драматическую концепции, в большинстве своем (но не всегда) пессимистичные. Так, симфония№4, «Спящая красавица» демонстрируют победу рока. В целом, развитие симфонизма движется в двух направлениях:
Каждое из симфонических произведений несет в себе особую жанровую окраску, выделяя следующие типы симфонизма в творчестве композитора:
Кроме симфоний, композитором написано: 10 одночастных крупных сочинений, сочетающих черты увертюры и фантазии («Буря», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», т.д.), 4 сюиты, Серенада для струнного оркестра, Итальянское каприччио, 2 фортепианных концерта (№3 не завершен), скрипичные концерты, балеты, и т.д.
Психологическая нагрузка, несомая симфониями Чайковского, отражена в процессе эволюции жанра вальса по пути психологизации (тенденцию развития этого жанра с наделением его психологической нагрузкой композитор подхватывает от М.Глинки). Марши же превращаются в парад злых сил.
Оркестровая музыка Чайковского
Очень редко произведения Чайковского в оркестровке содержат видовые инструменты в качестве колористических; они в его оркестре предназначены, в основном, для насыщения звучания всей группы. Композитор предпочитает чистые тембры, редко смешивая их; трактует инструменты согласно их мелодико-психологической природе.
Именно поэтому, начиная со второй половины ХІХ в., развитие оркестровки в русской музыке двигалось двумя путями:
Так, например, английский рожок для Петра Ильича являлся не столько тембром, воплощающим мир востока, сколько – выражающим скорбные переживания; любовная лирика была связана, как правило, с тембром кларнета, тромбоны же и трубы – с олицетворением образа рока.
Тематика произведений П.И.Чайковского
В области сонатной формы (традиционно – первая часть 4-частного симфонического цикла, очень часто – и финала) Чайковский совершает ряд открытий, среди которых:
В этом отношении композитор открывает принципы симфонической драматургии конца ХІХ – начала ХХ века.
Оперное творчество Чайковского
Оперное наследие композитора включает 10 образцов жанра. В этой области им были восприняты открытия М.Глинки — в своем творчество он реализует:
Развивая далее отечественную традицию, композитор постепенно приходит к жанру лирико-психологической оперы («Евгений Онегин», или, как он называл ее сам, «Лирические сцены»).
Отличительные особенности оперного жанра композитора
Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону кристаллизации нового жанра.
Начиная с пятой оперы «Евгений Онегин» развиваются черты лирико-психологической оперы. Далее следуют «Орлеанская Дева», «Мазепа», «Чародейка». Вершиной оперного творчества выступает «Пиковая Дама» (1890) как образец трагической оперы.
Завершает оперное творчество композитора одноактная опера «Иоланта» (1891), являющаяся первым шагом на пути к камернизации оперы, что составит отдельную ветвь музыки ХХ века.
Вокальное творчество Чайковского
Вокальные произведения занимают немаловажное место в творческом наследии композитора, придерживающегося здесь романтических тенденций. Подобно М.Глинке и А.Даргомыжскому, Чайковский опирается на традиционный круг романтических интонаций, обогащая и углубляя выразительность мелодики, усложняя фактуру, развивая формы. Это – круг пасторальных образов, лирико-драматическая линия, мир романтической грусти элегического плана, философские и психологизированные образы.
Отдельную группу сочинений составляют детские песни («Кукушка», «Мой Лизочек так уж мал», т.д.).
Композитор обращается большей частью к текстам поэтов- современников (Л.Мея, А.Апухтина, А.Майкова, А.Пушкина, зарубежных поэтом – Гейне, Гете и др.).
Важна роль фортепианной партии – очень выразительной, однако не преобладающей над вокальной, но усиливающей ее эмоциональный строй. Большое значение принадлежит прелюдиям и постпрелюдиям, выполняющим в первом случае – функцию введения в образ, во втором – итога, «досказывания».
Ряд романсов композитор объединяет в циклы, руководствуясь их образным содержанием. В последних произведениях прослеживается усиление роли драматической линии в развитии образов.
Музыка Петра Ильича также включает произведения в области:
В своем творчестве П.Чайковский, великий мелодист, олицетворял себя со своими героями, раскрывая, прежде всего, свой внутренний мир, а через себя – переживания людей своего времени. Симфония для него –
«самая лирическая из всех музыкальных форм, не должна ли она выражать все то, для чего нет слов…».
Так, музыка композитора, необыкновенно личностная, позволяет назвать его субъективным художником.
Однако талант Чайковского отразил свое время в образах русской природы, где звучат интонации не прошлого, но настоящего (посредством использования жанров песни, романса, т.д.); он широко использует не только русский, но и украинский фольклор.
К какому бы жанру ни обращался композитор, некие общие закономерности, отличающие его неповторимый стиль, делают его музыкальный язык всегда узнаваемым при том, что он – изобретателен, оригинален в каждой своей мелодии. Неслучайно с его именем выдающегося мелодиста ХІХ в. связывают мысль о том, что только в его мелодиях способна выразиться вся полнота композиторской индивидуальности.
А еще мы приготовили онлайн кроссворд о творчестве Петра Ильича — здесь. Разгадай, рискни…
Гармонический стиль П.И. Чайковского
Индивидуальность стиля художника раскрывается в комплексе всех выразительных средств и одновременно отмечает определенным своеобразием каждый фактор музыкального языка. С другой стороны, всегда возникает связь элементов музыки с художественными задачами эпохи, с национальными особенностями, с определенным моментом в эволюции музыки. Поэтому изучение стиля, как и его отдельных компонентов, неизбежно охватывает широкий круг различных вопросов, каждый из которых представляет и самостоятельную проблему как необходимое звено в раскрытии данного художественного явления.
«Как широк эмоциональный мир искусства Чайковского, так многообразны и все факторы его музыкального языка, в частности гармония». Из широкого спектра вопросов, связанных с изучением гармонии Чайковского, в данной исследовательской работе рассматриваются характерные черты гармонии композитора.
Эпоха Чайковского отмечена некоторыми общими тенденциями, типичными для гармонии в музыке второй половины XIX века.
Гармония начинает выполнять функцию самостоятельного выразительного стилистического параметра, повышенная красочность, новое соотношение ладофункциональности и фонизма.
Гармонические особенности русской песни
Народной песне свойственны унисоны или октавы. Октавы народного пения не мирятся с какими-либо добавочными к себе гармоническими тонами, терцией или квинтой: от прибавления таких тонов немедленно теряется ясность и своеобразность впечатления, какое производит октава народного пения.
Таким образом, народное пение чуждается аккордового построения или ведения голосов, что ему несвойственны основания обычной западноевропейской гармонии. Встречаются в народном сочетании голосов также кварты, редко параллельные. В нем можно встретить всякого рода параллелизмы: терций, квинт, кварт, октав и даже унисонов. Аккорды в русском народном пении попадаются в виде случайных намеков. Вопрос о гармонизации народных песен для пользования ими в образованном классе общества до сих пор еще окончательно не разрешен.
Первым, кто занялся вопросом гармонии руссих народных песен был Мельгунов. В противоположность Серов утверждал, что русская народная песня не знает ни мажора, ни минора и никогда не модулирует, что совершенно противоположно действительности. Мельгунов установил, что русские народные песни относятся главным образом к двум диатоническим ладам:
1) Натуральному мажору
2) Натуральному минору, который является точным обращением мажорной гаммы а именно:
Русская песня часто модулируют. Модуляции песен происходят помощью обращенных аккордов (выведенных им из соотношения вышеприведенных ладов), а не обычно, при посредстве доминантсептаккордов. Под обращенными аккордами Мельгунов подразумевает те, которые по построению и месту в минорной натуральной гамме точно соответствуют, но в обратном отношении, аккордам мажорной гаммы.
Например если в натуральной, мажорной гамме взять доминантовое трезвучие:
То соответсвующий аккорд натуральной минорной гаммы, по Мельгунову, так же должен строится на пятой ступени от (верхней) тоники но вниз:
Мельгунов приурочивает к русским песенным мелодиям только два октавных звукоряда, от «до» до «до» и от «ми» до «ми».
Ладовые особенности русской народной песни в творчестве П. И. Чайковского
Преклонение перед красотой народной песни, интерес к особенностям ее мелодики и ладовых закономерностей отличали всех русских композиторов XIX века. Собирание песен, их обработка, обильное использование в сочинениях различных жанров стало характерной чертой русской классической музыки. Ладовая организация подлинного напева определяла многие свойства гармонии, что своеобразно окрашивало весь строй русской музыки.
Проблема национальности стиля в области музыкального языка раскрывается близостью мелодических и фактурных явлений с народными напевами, а также многообразными связями гармонической организации музыки с ладовыми закономерностями народной песни.
Музыка, в которой ощущается прямая связь с национальными истоками, – важнейший пласт в искусстве Чайковского. Композитор охотно цитирует подлинные народные мелодии, особенно в сочинениях раннего периода творчества. При этом в одних случаях песня предстает почти неизменном виде, в других она претерпевает значительное переосмысление. Многие оригинальные мелодии Чайковского имеют песенный характер, а в лирическую сферу нередко проникают отдельные характерные интонации народной песенности. Гармония в этой музыке имеет особый отпечаток, уловленный ладовыми закономерностями народной песни, более отчетливо эти закономерности проступают в образах подлинных мелодий, собранных в сборниках народных песен (сборники М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова).
В начале творческого пути Чайковский занимался обработкой народных песен, но перед композитором стояла несколько иная задача. Издатель П. И. Юргенсон предложил аранжировать 50 русских мелодий для фортепиано в четыре руки. Но Чайковский, работая над переложением, сделал новую гармонизацию и мелодическую разработку голосов, сопровождающие подлинные напевы. Таким образом, сборник Чайковского становится в один ряд с названными выше работами Балакирева и Римского-Корсакова. В исследовательской литературе обработкам Чайковского уделялось мало внимания. Возможно потому, что сборник предназначался для музыкантов-любителей.
В гармонии Чайковского выделяются следующие характерные черты: часто включаются аккорды побочных ступеней которые, взаимодействуя между собой в различных интервальных соотношениях, придают целому своеобразный колорит, редко такие включения учащают гармонический пульс. Композитор часто «дробит» мелодию, гармонизуя каждую ноту. Кварто-квинтовые соотношения между аккордами побочных ступеней нередко образуют субсистемы. В мелодиях, где возникает не один опорный тон, гармония более отчетливо «проявляет» новый центр. Так часто композитором создается балансирование между параллельными тональностями. Часты смещения центра с первой ступени на пятую. В ряде песен Чайковский стремится подчеркнуть подобную переменность. Сохранение звукоряда при таком смещении центра образует миксолидийское наклонение.
Выявление национального колорита в обработках связано не только с гармонией, но и с фактурой. В сборнике композитора все фортепианные пьесы масштабно больше куплета включают еще одно, изредка два или три повторения. Такие повторения становятся фактурными вариациями. Смысловая нагрузка составляющих голосов в различных песнях различна. В песнях плясовых, хоровых в прозрачное аккордовое изложение вплетаются краткие характеристические мотивы типа фигураций. В некоторых пьесах встречается имитационное изложение, вплоть до образования небольшого канона.
В приведенных музыкальных примерах наличие подлинного напева определяло особенности ладовых структур, колорит натурально-ладовых оборотов. Подобные фрагменты в сочинениях Чайковского кратки. В напряженном симфоническом развитии народная мелодия сочетается с комплексом выразительных средств, типичных для драматической музыки композитора. Здесь происходит сближение народнопесенного и лирического мелодизма Чайковского.
Хроматическая гармонизация темы разнообразна, причем красочность гармонии постепенно нарастает. Так, включение VI
пониженной ступени влечет за собой сопоставление трезвучий: I- VI пониженной.
В драматических трансформациях песни использованы другие принципы гармонического развития. Гармонизация народной темы интенсивно хроматизируется, но смысловая роль хроматики и, следовательно, художественный результат оказываются иными. Основное различие заключается в том, что хроматическое наполнение ведет к экспрессивно-напряженному развитию музыки.
Примером драматического переосмысления народной мелодии являются вариации темы «Во поле береза стояла» в финале Четвертой симфонии. Интонационные изменения напева, его разнообразные гармонические преобразования приводят к постепенному изменению начального образа. Нисходящие интонации мотивов песни придают народной мелодии элегический характер. Эту элегическую нотку Чайковский усилил уже при первом проведении песни. После вихревой музыки начальной темы устанавливается тональность C-dur, и терцовый тон в мелодии песни (мажорная терция) воспринимается особенно светлым. Однако тут же происходит переход в параллельную тональность хроматическим соединением тоник. Это балансирование параллельных тональностей придает особую неустойчивость, что создает ощущение тревожной настороженности.
Примечательно, что это гармонически наиболее обостренное звучание темы интонируется теплым тембром скрипок. Mелодия возникает именно как песня, и ее трагическая трансформация выступает особенно рельефно.
Когда лирическая мелодия сближается с песенной, гармония как бы стремится еще активнее выявить национальный колорит музыки. Часто помимо укрепления переменности, заложенной в мелодии, в гармонии благодаря особенностям функционального распорядка подчеркиваются трезвучия побочных ступеней, Это ведет к интенсивности проявления переменных ладовых функций и оттеняет мажор минорными красками. Такой мягкий мажор звучит, например, в побочной партии первой части Первой симфонии.
Выделение аккордов побочных ступеней (иногда и обычными отклонениями) часто встречается в лирической, спокойно-созерцательной музыке Чайковского. Функциональное подчеркивание этих аккордов вносит элемент модуляционности, что рождает «движущие силы» устремленного, но одновременно и очень плавного развития.
В рассмотренных фрагментах музыки Чайковского связь с характерными особенностями народно-песенного искусства проступала ярко и непосредственно как в плане мелодическом, так и в ладогармонической организации.
Таким образом, подлинные русские напевы, многочисленные песенные мелодии, отдельные народно-песенные интонации становятся неотъемлемой частью общего строя музыки Чайковского. Одновременно тенденция к образованию переменных ладовых структур, столь типичная для ладовой организации песни, многообразно претворяется в сочинениях самых различных жанров, обнаруживая глубинную связь творчества композитора с народно-национальным искусством.
Самобытность стиля Чайковского определилась с ранних сочинений композитора. Н. Я. Мясковский писал:
«Гармонический стиль Чайковского настолько характерен, настолько явно обнаруживается с первых его шагов, что нет музыканта, даже впервые слышащего какое-нибудь сочинение Чайковского, не смогшего бы сейчас же назвать его автора…».
Экспрессивность звучания связана с активной ролью мелодического начала внутри гармонической горизонтали. Такая общая, тенденция особенно интенсивно проявилась у Чайковского. Стихия мелодизма не только придает гармонии Чайковского особую певучесть, мелодическую наполненность, она влияет на формирование вертикалей, на сущность ладофункциональных соотношений, активизирует роль полифонического начала.
Преобладающая роль мелодического начала, мелодические связи тонов созвучий выходят на один из ведущих ровней гармонии.
Плагальные обороты и каденции имеют относительную тональную определенность. Тональная устойчивость становится зыбкой.
«Совокупность характерных черт гармонии Чайковского придает музыке индивидуальность, «узнаваемость» в любом жанре его музыки. Однако Чайковский – художник, для которого в высшей степени характерны углубленность, захваченность замыслом сочинения, данным сюжетом. Каждое крупное сочинение для него – это свой мир, своя эпоха творческой жизни».