Что нового внес бородин в романсовое творчество

Что нового внёс Бородин в Романсовое творчество?​

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество

Ответы 2

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество

Заслуги Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с Чайковским – создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе со Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» – единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели».

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество

1) А. Бородин написал всего 16 романсов

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя – Порфирия Бородина. В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 г. – доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 г. адъюнкт-профессор, с 1864 г. – ординарный профессор, с 1877 г. академик. С 1874 г. руководил химической лабораторией Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин – Женских врачебных курсов.

Бородин – автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Основная область научных исследований – органический синтез. Разработал получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот(1861); получил первое фторорганическое соединение – фтористый бензоил (1862) и разработал метод получения фторангидридов карбоновых кислот (1862). Исследовал (1863-1873) продуты конденсации альдегидов; одновременно с Ш. А. Вюрцем осуществил (1872) альдольную конденсацию.

Бородин широко известен как композитор. В 50-е гг. XIX в. он начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 г. познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина – опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890 г., Мариинский театр, Петербург).

Источник

Александр Бородин

Романсы и песни

Бородин создал меньше 20 романсов, но все они стали общепризнанными шедеврами. В этой части познакомимся с его вокальными сочинениями.

Послушаем вокальные сочинения Бородина.

🗣 Для голоса Бородин написал немного — меньше 20 романсов и песен. Это мало, учитывая, что его соратники по «Могучей кучке» писали романсы десятками. Зато у Бородина каждый романс, каждая песня — шедевр.

🌟 Лучшие вокальные сочинения были написаны в 1867–1868, в очень насыщенное творческое время. Еще два всплеска происходят в начале 1870-х и 1880-х.

📝 Романсы Бородина можно разделить на три группы:

— Эпос и сказка
— Лирические и психологические
— Бытовые и юмористические

🗂 Но внутри этих групп жанровое разнообразие огромно:

«Для берегов отчизны дальней» на стихи Пушкина — трагедийная элегия.

«Отравой полны мои песни» и «Из слез моих» (миниатюры на слова Гейне) — в традициях шумановской лирики.

«Арабская мелодия» — ориентальный, восточный романс.

«У людей-то в дому» на слова Некрасова — русская песня.

«Спесь» на слова А. Толстого — реалистичная бытовая сценка.

«Море» на свои слова — драма.

🧙‍♀️ На собственные слова Бородин писал эпические и сказочные песни-баллады: «Песня темного леса», «Спящая княжна», «Морская царевна».

🧞‍♀️ Ранние сочинения — «Красавица рыбачка», «Разлюбила красна девица», «Слушайте подруженьки» — написаны в характере русской народной песни и бытового романса.

📚 Круг поэзии, как видите, небольшой. Больше всего вокальных сочинения написаны на собственные слова (Бородин обладал прекрасным литературным слогом) и переводы из Гейне (вспомните особое отношение Бородина к Германии), есть народные слова, по одному романсу на слова великих русских — Пушкина, Некрасова, А. Толстова.

Начнем с романсов Бородина на собственные тексты.

👸 Удивительное создание Бородина — «Спящая княжна». Этим ранним романсом композитор фактически открыл новый жанр — эпической баллады. Сам он называл «Княжну» сказкой. Сюжет действительно сказочный. В лесу «мертвым», «глубоким» сном спит княжна. Мерный зачарованный аккомпанемент напоминает колыбельную, и покачивание ее волшебной колыбели — это повторяющийся рефрен.

🧟‍♀️ Спокойное течение музыки нарушают два контрастных эпизода: мимо княжны проносится «ведьм и леших чудных рой», а затем проходит слух, что «богатырь придет могучий» и княжну освободит. Но идут годы, богатырь не приходит, и княжна по-прежнему спит. «И никто не знает, скоро ль час настанет пробужденья», — этими словами заканчивается романс.

🧝‍♀️ Романс появился в конце 1860-х, в момент большого гражданского подъема, усиления антимонархических настроений, и маленькая прекрасная музыкальная сказка Бородина пришлась очень к месту (хотя вряд ли композитор мог иметь это в виду): спящая княжна ассоциировалась с образом России, которую никак не разбудит богатырь.

→ Поет Сергей Лейферкус

🌲 Уже явно мотивы восстания звучат в «Песне темного леса». Ее суровое унисонное начало напоминает запевы таких песен, как «Эй, ухнем», которые в революционные годы станут воплощением духа времени.

В этой песне поется о «воле-волюшке», «силе-силушке», которая «на расправу шла города брала». Все это созвучно молодецким песням и очень-очень близко образам «Бориса Годунова», которого Мусоргский заканчивал как раз в то время, когда Бородин писал свою «Песню темного леса». В кружке за работой над оперой пристально следили, и ее влияние несомненно. У этой песни любопытная судьба. Цензор не пропустил ее, посчитав крамольной. Тогда Римский-Корсаков вложил песню Бородина между своими романсами, и таким образом песня была подписана к печати.

🌊 «Море» — еще одна превосходная баллада Бородина. Ее сюжет перекликается с сюжетом «Садко», только баллада Бородина написана на 20 лет раньше оперы Римского-Корсакова. По бурному морю плывет отважный молодец и везет богатый товар — парчу, жемчуга, золото. Он спешит к своей молодой жене, но ветер все сильнее, он относит лодку от берега, и ее поглощает волна.

🎹 Хотя текст насыщен типично русскими словами и понятиями, музыка перекликается с европейскими балладами: в фортепианном аккомпанементе ни на миг не смолкает бушующее море подобно тому, как в «Лесном царе» Шуберта ни на секунду не прекращается ритм скачки. На этом фоне ведется тревожный и выразительный рассказ. Бородин средствами одного фортепиано очень выразительно изобразил морскую стихию, но позже Римский-Корсаков сделал оркестровку этого романса.

🧜🏻‍♀️ Совсем другая морская стихия царит в романсе «Морская царевна». Изумительная музыка которого предвещает волшебный образ Царевны-лебедь из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова.

→ Поет Ольга Бородина

🎶 Не пропустите и лирический микро-романс «Фальшивая нота». Как мало нот и слов, а сколько чувства!

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество

Теперь давайте послушаем романсы на слова разных поэтов.

🖤 Один из самых известных — трагическая элегия «Для берегов отчизны дальней» на текст Пушкина. Она написана в 1881 году под впечатлением от смерти Мусоргского. В ней звучат редкие для Бородина трагизм, конфликт жизни и смерти.

💔 Настроение глубокой печали создает ровная поступь тяжелых аккордов, проходящих через все произведение, и скупые фразы вокальной мелодии. Вначале она долго стоит на месте, затем медленно, с усилием поднимается вверх, кульминация романса приходится на слова «печальной», «разлуки». Боль переживания с особой силой раскрывается в фортепианной партии, полной диссонирующих аккордов, на фоне которых в басу звучит своя выразительная мелодия с патетическими возгласами.

💕 Здесь композитор продолжает линию лирико-психологических и философских романсов Глинки. В частности элегии «Сомнение». В то же время возникает аналогия с чрезвычайно любимым Бородиным Шуманом, с его романсом «Я не сержусь».

→ Поет Дмитрий Хворостовский.

😢 С Шуманом Бородин напрямую соприкасается через текст Гейне «Из слез моих выросло много душистых и нежных цветов». Это стихотворение входит в шумановский цикл «Любовь поэта»:

→ Поет Фриц Вундерлих.

🙇‍♂️ Бородин не боится сравнений и создает свой, совершенно иной вариант романса на этот текст.

→ Поет Борис Христов.

🤢 Музыкальной драмой в романтическом духе стала песня на слова Гейне «Отравой полны мои песни».

→ Поет Борис Христов.

🏠 На стихи Некрасова Бородин создает комическую (с легким оттенком горечи) зарисовку «У людей-то в дому» в духе Мусоргского. Характер романса передают стилизованные народные наигрыши и плясовых мотивы.

→ Поет Борис Христов.

📖 В одном ряду с лучшими музыкальными сатирами 19 века находится и романс «Спесь» на стихи Алексея Толстого. Он стоит где-то между романсом Даргомыжского «Титулярный советник», где социальный статус становится больше человека, и «Носом» Гоголя, где уже нос отделяется от тела и гуляет сам по себе. В романсе Бородина «Ходит Спесь, надуваючись, с боку на бок переваливаясь. Ростом-то Спесь аршин с четвертью, Шапка-то на нем во целу сажень».

→ Поет Борис Христов.

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчество

Как устроена музыка: от Баха до Моргенштерна

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Источник

Творчество А.П.Бородина — произведения, жанры, анализ

А.П.Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы, один из членов Могучей кучки. Он – один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем М. Глинки.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) прожил недолгую жизнь и умер внезапно из-за инфаркта.

«…словно пушечное ядро ударило в него и вырвало из рядов живых».

В отличие от друзей-единомышленников, этот композитор, пройдя традиционный для композиторов-кучкистов путь, сохранил верность своей основной профессии – химии (тогда как Мусоргский – ушел в отставку, Римский-Корсаков покинул морскую службу, Кюи – также недолго оставался военным инженером).

Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть фото Что нового внес бородин в романсовое творчество. Смотреть картинку Что нового внес бородин в романсовое творчество. Картинка про Что нового внес бородин в романсовое творчество. Фото Что нового внес бородин в романсовое творчествоИмя Бородина в ХІХ ст. было широко известно наряду с крупнейшими русскими химиками как в России, так и в Европе: вместе с профессором Н. Зининым им был осуществлен подлинный переворот (заложили основы современной теории пластмасс). Кроме того, композитор был крупным педагогом. Сам он шутил, что музыку сочиняет тогда, когда отдыхает или болеет. И шутка его – правдива, поскольку работа над произведениями растягивалась зачастую не только на года, а – на десятилетия (над оперой «Князь Игорь» работал 25 лет и так и не завершил ее).

В творческом наследии Бородина:

Симфонии А.П.Бородина

Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es — dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии

«…много силы, горячности, огня и значительная степень оригинальности».

Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:

Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.

Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:

«Она имеет характер национальный и программный. Здесь слышится древний русский богатырский склад».

Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:

«Собрание русских богатырей», «Богатырские игрища», «Рассказ баяна», «Пир богатырей».

Симфония №3 a — moll (неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.

Оперное творчество Бородина

Широко известная опера «Князь Игорь» создавалась музыкантом на протяжении 25 лет, но так и осталась неоконченной. Премьера состоялась лишь в 1890 г. (23 октября, в постановке Мариинского театра), став своеобразным памятником композитору, которого уже к тому времени не было в живых. Над либретто он работал вместе с В. В. Стасовым, внесшим неоценимый вклад в процесс создания оперы. Так, был период, когда Бородин перестал работать над произведением, указывая тому две причины:

И здесь композитору на помощь пришел Стасов, предложив, кроме основной конфликтной линии противостояния наций (русские-половцы), линию нравственности: с одной стороны, благородство и возвышенность Игоря, с другой – привнесение в оперный сюжет образного мира князя Галицкого. Так, оперная драматургия приобрела дополнительный конфликт. Благодаря деятельности Стасова и усложнению сюжета, мастер возвращается к работе над произведением.

Камерная музыка А.П.Бородина

Композитор считал, что

«…камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания…».

Приобретя технические навыки путем освоения западно-европейских традиций в области камерного письма, музыкант, кроме того, овладевает глинкинской традицией, сформировав собственный индивидуальный стиль, который проявляется уже в ранних произведениях.
К образцам камерной музыки относятся, например:

Квинтет c — moll для фортепиано и струнных; «Тарантелла» для фортепиано в четыре руки; «Полька» для фортепиано в четыре руки; Струнное трио на тему «Чем тебя я огорчила»; Секстет, Квартет для флейты, альта, гобоя, виолончели, Фортепианное и Струнное трио; Струнный квинтет; 2 скерцо для фортепиано в четыре руки; четырехручное « Allegretto »; вокальные пьесы; Квартет №1 A — dur (впервые исполнен в 1880 по рукописи); Квартет №2 D — dur (1881).

Также «Маленькая сюита» для фортепиано (была оркестрована А. Глазуновым), «Парафразы» (музыкальная шутка, созданная композиторами «Могучей кучки», вызвавшая восхищение Листа и послужившая поводом для нападок со стороны враждебных «кучкистскому» направлению музыкантов, – отмечает В. Яковлев). Среди вокальных произведений – «Песнь темного леса» (нередко исполнялась как хоровое произведение), романсы «Для берегов отчизны дальней», «Фальшивая нота», баллада «Море» и многие другие.

Именно в камерно-вокальной музыке, которую нередко называют «творческой лабораторией» композитора, впервые, – указывает А. Н. Сохор, – композитором было найдено последовательное и полное проявление богатырского духа, русского народно-эпического склада, мелодико-гармонического своеобразия (романсы «Спящая княжна», «Песнь темного леса»).

И именно поэтому постижение «монументального Бородина» пролегает через его камерные «зарисовки», «акварели», «этюды».
Все творчество композитора содержит и в той или иной мере всегда сочетает в себе два начала: эпическое и лирическое. В сравнении с музыкой других композиторов, стиль Бородина отличается спокойствием, возвышенностью, благородством, уравновешенностью.
Продолжая развивать пути, намеченные М. Глинкой, Бородин тем не менее сказал свое слово в истории развития русской музыкальной культуры:

Источник

Конспект по музыкальной литературе на тему «Жизненный и творческий путь А.П. Бородина. Романсы.» (7 класс)

А. П. Бородин. Жизненный и творческий путь. Романсы

Жизненный путь (биография).

1841 (8 лет). Берет уроки игры на флейте и фортепиано. Мать композитора была любительницей музыки. Она пела, играла на гитаре.

1842 (9 лет). Саша пишет первые музыкальные произведения, среди которых полька «Элен».

1846 (13 лет). Помимо музыки увлекается химией, естествознанием. Вместе с товарищем Михаилом Щеглёвым играет в четыре руки на фортепиано, посещает симфонические концерты. Пишет Концерт для флейты с фортепиано.

1850 (17 лет). Бородин поступает в Медико-хирургическую академию. Сочиняет камерные произведения (камерные ансамбли, песни, романсы). Изучает гармонию и полифонию.

1857 (24 года). Заканчивает академию, служит в госпитале.

1858 (25 лет). Защищает диссертацию, получает звание доктора наук.

1859 (26 лет). Как выдающийся молодой ученый едет на три года в научную командировку за границу в город Гейдельберг (Германия). Знакомится со многими молодыми русскими учеными: Иваном Михайловичем Сеченовым, Александром Михайловичем Бутлеровым, Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Всех их объединяет дружба, любовь к науке и музыке. Бородин знакомится с пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, впоследствии она станет его женой.

1862 (29 лет). Бородин – профессор на кафедре химии в Московской академии. Композитор знакомится с М.А. Балакиревым (учил его оркестровке) и членами «Могучей кучки» (перечислить Кюи, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Балакирева). Пишет Первую симфонию. Входит в кружок «Могучая кучка»

1869 (36 лет). 16 января Первая симфония исполнена с большим успехом. Пишет песни-сказки («Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня темного леса», драматическую балладу «Море», лирические романсы «Отравой полны мои песни» на стихи Генриха Гейне, «Фальшивая нота» на собственные стихи), оперу-фарс «Богатыри» (пародия на псевдоисторические оперы, искажавшие русскую старину).

1876-1880 (43-47 лет). Получает признание на родине и за границей. Автор более 40 научных трудов, одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов (1872-85). Знакомится с Ференцем Листом. Первая симфония композитора с большим успехом сыграна на фестивале а Баден-Бадене (Германия). Закончена симфония героического характера «Богатырская». Бородин начинает работу над оперой «Князь Игорь» (писал ее 18 лет). Пишет новое произведение «Струнный квартет».

1882 (49 лет). 26 января на собрании музыкального общества звучит Второй струнный квартет Бородина.

1880-1885 (47-52 года). Творчеству мешает неустроенность быта, болезнь любимой жены. Все произведения композитора популярны в Европе и Америке, часто исполняются на родине. Пишет романсы и песни «Для берегов отчизны дальной», «У людей-то в дому», «Спесь» (надменность), «Арабскую мелодию», симфоническую картину «В Средней Азии», «Маленькую сюиту» для фортепиано, интенсивно работает над Третьей симфонией. Композитор перегружен научной и общественной работой.

1887 (54 года) 15 февраля Бородина скоропостижно скончался от сердечного приступа. Третья симфония не была записана, композитор Александр Константинович Глазунов по наброскам Бородина восстановил две части. Оперу «Князь Игорь» закончили Глазунов и Римский-Корсаков. Похоронили его в Некрополе Александро-Невской лавры в Петербурге, где покоится прах многих великим русских деятелей науки и искусства.

1890. Премьера оперы «Князь Игорь» на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Являясь верным последователем Глинки. Творческое наследие сравнительно невелико по объёму, но отличается высокими художественными достоинствами и редким внутренним единством, вытекающим из цельности и научной стройности его мировоззрения.

Главная черта, отличающая творчество Бородинаэто эпос, его богатырские образы. Его называли «богатырем русской музыки». Эпические образы наиболее ярко воплотились в опере «Князь Игорь», симфониях и даже в жанре романса.

Источником оптимизма Бородина было осознание духовной мощи русского народа (крестьянство и интеллигенция, противопоставляя им вырождающуюся дворянско-помещичью среду и не менее антипатичную ему буржуазно-мещанскую). При этом сила народа у него почти всегда одухотворённая и добрая.

Юмор Бородина свойствен некоторым образам оперы «Князь Игорь» (Скула и Ерошка), скерцо симфоний и квартетов, вокальным произведениям (песни «Спесь», «У людей-то в дому»).

С миром русских образов соседствует сфера Востока (Глинка), воплощая то упоительный, спокойный, то суровый, воинственный Восток («Князь Игорь»). Также Бородин выражает идею единства восточной с русской культурой («В Средней Азии»).

Мелодии Бородина спокойные и плавные. По своему строению и ладовой природе (диатоника) они родственны русским крестьянским песням (обрядовым, эпическим, лирическим).

Гармонический язык в основе своей также диатоничен, хотя и не чужд изысканному хроматизму. Гармония отличается мелодической насыщенностью и наложением нескольких функций, сочетанием разных (натуральных) ладов, необычным строением аккордов (по квартам и секундам) и т. д. В этой области, как и в других, Б. выступает смелым новатором.

Огромное значение имели традиции Бородина для воплощения народно-эпических образов в русской советской музыке (С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов и др.), а также для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

· Симфонические произведения: 3 симфонии, музыкальная картина «В Средней Азии»

· Камерные инструментальные произведения: 2 квартета, фортепианный квинтет

· Камерные вокальные произведения: 16 романсов

· Фортепианные произведения: «Маленькая сюита», различные миниатюры

Бородин написал 16 романсов (из них четыре относятся к раннему периоду его творчества). Отдельные романсы написаны на слова таких выдающихся поэтов, как Пушкин, Некрасов, Гейне, А.К. Толстой. Для нескольких романсов Бородин (подобно Мусоргскому) сочинил собственные слова. Это позволило ему добиться особенно полного единства текста и музыки. В романсовом творчестве он стремится к кантилене, т.е. большему пению. Здесь же проявляется любовь к законченным, закругленным формам.

Партия фортепиано в романсах Бородина имеет различное значение: то изобразительное, то психологически выразительное. Она редко приобретает главенствующую роль, но везде интересна благодаря образной яркости гармонических средств.

Романсы делятся на три группы:

· Сказочные и эпические. Наиболее значительны и самобытны. Все они возникли в 1867-1870 годах и примыкают по содержанию и характеру к главным его произведениям («Князь Игорь», Первая и Вторая симфония). К наиболее известным относятся «Спящая Княжна» (1867, первый в этой группе. Сопоставляются образы спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. Написан романс в сложной трехчастной форме с репризой и кодой. Изменение образов наиболее ярко проявляется в фортепианной партии – колыбельная в повторяющемся укачивающем движении, целотонная гамма, мажорное трезвучие), «Песня темного леса» (1868, богатырский образ), «Морская царевна» (1868, морская гладь и русалки), «Море» (1870, баллада, пловец борется со стихией, посвящен В. В. Стасову).

· Лирические. Порывистость, изумительная страстность, нежность и красота раскрылись в этих романсах. Они соприкасаются с лирическими страницами оперы «Князь Игорь». Среди лирических романсов выделяются два небольших романса на стихи Г. Гейне «Отравой полны мои песни» (1868) и «Из слез моих» (1871). Близок к ним и романс Бородина на собственные слова «Фальшивая нота» (1868). Наиболее значительный из лирических романсов Бородина – элегия «Для берегов отчизны дальной» (1881) – написан под впечатлением смерти Мусоргского. (Его отличают глубина и сила чувства и сосредоточенность, мудрая сдержанность, благородство выражения. Благодаря этому музыка романса замечательно сливается со стихами Пушкина. Острота и боль переживаний раскрываются в фортепианной партии, «говорящая», полная драматизма, мелодия в басу. В среднем разделе – воспоминание о любви, мечтах и надеждах. В третьем разделе все возвращается к началу. Этот романс – образец выражения в музыке мужественной скорби).

Д. з. Записать биографию композитора (кратко), добавить в таблицу по композиторам

Слушать: романсы Для берегов отчизны дальной, Спящая княжна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *