Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм

Теоцентризм: что это такое и особенности этого религиозного явления

Хотя в наше время все мышление вращается вокруг самого человека, так было не всегда.В отличие от нынешнего антропоцентризма большинства обществ, ранее существовал теоцентризм. Затем мы совершим экскур

Содержание

Хотя в наше время все мышление вращается вокруг самого человека, так было не всегда.

В отличие от нынешнего антропоцентризма большинства обществ, ранее существовал теоцентризм. Затем мы совершим экскурсию, чтобы открыть для себя наиболее важные аспекты этой концепции и то, что привело человечество к такому глубокому сдвигу парадигмы.

Что такое теоцентризм?

Таким образом, теоцентризм объяснял бы простым существованием Земли, неба и звезд (даже когда его подходы были неправильными, например, что Земля была плоской) к существованию самой жизни и, конечно, также поведению обоих из них. животные, а также люди. Любое событие, будь то удачное или трагическое, было частью Божьего плана, его замыслов и поэтому объяснялось теоцентризмом.

Теоцентризм был преобладающей мыслью в средние века в Европе., когда христианская религия была неотделима от монархий, правивших во всех странах Старого континента. Теоцентризм также использовался в то время для установления социальных различий как предмета, подчиняющегося воле Бога, так что простые люди, находящиеся под сильным влиянием религии, поскольку вся их жизнь вращалась вокруг нее, не оказывали сопротивления этой форме распределения общество.

5 характеристик теоцентризма

Хотя мы уже предвидели некоторые из них, правда в том, что существует ряд характеристик, которые ясно объясняют подоплеку теоцентризма. Мы собираемся внимательно изучить их ниже, чтобы понять значение этой глубокой концепции.

1. Бог-Творец

Первая характеристика теоцентризма состоит в том, что утверждает, что Бог является источником всей вселенной, и это причина, которая заставляет ее двигаться в том направлении, в котором она движется., включая собственное поведение людей. Следовательно, согласно теоцентризму, любое событие будет в высших планах Бога, хотя люди не могут понять почему.

2. вездесущий Бог

3. Вера важнее разума

Нет ничего выше веры, даже разума. Таким образом, логический разум должен быть направлен только на доказательство действительности веры и, следовательно, существования Бога.. Мы углубимся в этот момент, когда будем говорить о теоцентрической философии. Любое логическое рассуждение было бы еще одним доказательством воли Бога и божественных законов.

4. Вера как контроль

Теоцентризм также поддерживает использование веры как метода управления обществом, и именно в таком глубоко теоцентричном обществе политическая власть неотделима от религиозной властиТаким образом, священные учения сами по себе становятся кодексом ценностей и направляют поведение людей. Хотя это может показаться удивительным, это наследие продолжается и по сей день, и существуют явные различия между обществами, основанные на религии, которая исторически составляла большинство на этой территории.

5. Религиозные лидеры

Последняя характеристика теоцентризма говорит о появление религиозных личностей, которые становятся пастырями общества, хранителями веры и слово Божие. Их значение равно или даже больше, чем у политической власти, и они занимают особое место рядом с монархами, руководя их действиями, поскольку они знают, что воля людей во многом зависит от руководящих принципов, которые они, как представители Бога, придерживаются. Земля, наложи на верующих.

Теоцентрическая философия

Все философские исследования, развитые в средние века, откликались на теоцентрический разрез, что логично. Величайшим представителем философии этого времени является итальянский богослов святой Фома Аквинский., с более чем плодотворной работой, в которой он пытался объяснить всю существующую реальность через Бога, с рациональной точки зрения или, что то же самое, в соответствии с систематическим богословием. Его работы по метафизике были справочными и оставались актуальными в течение нескольких столетий.

Хотя с тех пор подходы сильно изменились, важность работ святого Фомы Аквинского сохраняется и по сей день, и даже некоторые выдающиеся философы считают его одним из великих референтов истории мысли в истории Запада.

Его присутствие в других обществах и религиях

Хотя эта статья посвящена христианскому теоцентризму, существовавшему на Западе в средние века, правда в том, что это далеко не единственный существующий тип. И это теоцентризм кажется очень распространенной фазой в развитии всех обществЭто также проявлялось в местах, где исповедовались другие религии, такие как иудаизм или ислам. Фактически, в случае ислама сегодня есть определенные области, в которых образ мышления был бы просто теоцентрическим.

Кроме того, теоцентризм не ограничиваясь монотеистическими религиямиПоскольку есть свидетельства того, что даже у доколумбовых народов Америки существовали культуры, в которых религия и ее боги были центром всей мысли и поведения, как это было в случае с христианским теоцентризмом, о котором мы говорили ранее. Мы также можем наблюдать это явление в цивилизациях столь же древних, как египетская, где фараон, религиозный и политический лидер, считался потомком самого бога Солнца.

Вам не нужно возвращаться так далеко назад, чтобы найти другие примеры. В самой Японии, где преобладает синтоизм, произошел любопытный эпизод, когда эта нация была вынуждена сдаться США во Второй мировой войне, и этот акт означал для императора признание того, что он не был богом. Учитывая этот пример, становится ясно, что мы столкнемся с примером теоцентризма в мировой державе середины 20 века.

Смена парадигмы

Конец христианского теоцентризма пришелся на эпоху Возрождения, с наступлением Нового времени, открытием Нового Света и всеми изменениями, которые претерпело общество. Человек заменил Бога в центре всех объяснений функционирования самого мира., и именно тогда теоцентризм был оставлен, чтобы перейти к антропоцентризму.

Затем каждое событие больше не рассматривалось как работа Бога, и причины каждого явления начали исследоваться. научная и рациональная мысль развивается все больше и большена этот раз без условий для демонстрации существования высшей сущности, которая соответствует диктату церкви. Таким образом, это был период расцвета и роста всего, что касалось знаний о мире, во всех существующих областях обучения.

Источник

Что такое теоцентризм? Самые важные особенности

теоцентризм это течение от философского до политического и утверждает, что центром всего является Бог. Божество считается центром вселенной, и все социальные, культурные, научные или силовые аспекты подвержены этому факту..

Каждый элемент, который может противоречить этой идее, считается еретическим и может быть запрещен или уничтожен..

Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Смотреть фото Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Смотреть картинку Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Картинка про Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Фото Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм

Эпоха, в которой человек жил больше в теоцентрическом обществе, была средневековой, когда все было под словом Божьим.

Приход Ренессанса и антропоцентризма, который ставит человека в центр, уменьшает места с теоцентризмом в качестве оси, хотя они не исчезают полностью..

Основные характеристики

Определение теоцентризма содержится в той же этимологии его названия, с тремя различными частицами из греческого.

Состоит из имени Теос, что означает «бог» Это существительное присоединяется Кентрон, со значением «центр». Наконец суффикс найден изма, обычно используется для определения доктрин.

Тогда можно сказать, что это учение ставит Бога, как бы он ни зависел от верований, центром всего.

Отсюда начинаются все законы, отмечают, во что нужно верить, и объясняют мир, который окружает людей..

Примером этого является известный случай с Галилео Галилеем, который должен отказаться от своих исследований, чтобы идти вразрез с тем, что выражает Библия..

Средневековый период

В Европе доктрина нормализовалась веками. Большинство людей были неграмотны, поэтому нужен был социальный класс, чтобы передать людям то, что Священное Писание означало для людей..

Ответственными за это были священники, которые осуществляли основную власть над людьми.

Во многих странах и временах, это были священники, которые узаконили королей. Фактически, многие из них считали себя божественным правом управлять.

Церковный класс также управлял образованием и наукой, не допуская никаких отклонений от того, что было доктринально правильным.

Помимо предыдущего примера Галилея, есть пример Мигеля Сервета, ученого, сожженного на костре за ересь.

Средневековый этноцентризм начинает приходить в упадок с появлением новых явлений эпохи Возрождения и Просвещения..

В это время человек начинает позиционироваться как центр общества, придавая науке гораздо большее значение. Несмотря на это, Церковь как институт будет продолжать сохранять большое влияние и власть..

Исторический теоцентризм вне христианских обществ

Этот тип доктрины был доминирующим на протяжении веков во всем мире, в христианских и нехристианских обществах..

Многие доколумбовые коренные народы были явно теоцентричны. Инки считали, что их босс был Сыном Солнца, эквивалентом бога или полубога.

Как и в Европе, священники обладали значительной властью, способной решать каждый аспект общества..

Подобные характеристики можно найти в Японии императоров и еще во второй мировой войне.

Говорят, что одной из проблем капитуляции Японии перед Соединенными Штатами было то, что императору пришлось признать, что он не Бог, а просто человек.

Также в Тибете, с буддизмом, они жили в подлинном теократическом обществе. Только монастыри могли дать образование, и это было просто религиозным.

Доступ в страну был запрещен на протяжении многих веков из-за страха появления новых идей, чтобы разозлить всемогущих священников.

настоящее время

Даже сегодня есть некоторые страны с теократической системой. Среди них можно назвать случай Ирана или Саудовской Аравии.

Закон и его правители исходят непосредственно из Корана и его бога, и не может быть никакого законодательства, которое считается противоречащим этим текстам.

Источник

Особенности теоцентризма средневековой философии

Теоцентризм в философии — это религиозное мировоззрение, в основе которого лежит рассмотрение Бога, как создателя всего сущего. По мнению последователей этого движения, воля Бога придает смысл для человеческой жизни. Любое познание человечества — путь к постижению Божьих замыслов.

Понятие теоцентризма

Религиозная направленность философии средневековья определяла отношение к человеку, природе и всему, что находилось в поле зрения. С точки зрения философов, центром бытия являлся Бог, создавший человека, природу. Христианство было основной религией, поэтому все учения были направлены на постижение и обоснование божественного провидения во всех сферах жизни.

Патристика и схоластика были основными направлениями теоцентризма и способами философствования. Патристика в свою очередь разделялась на три направления:

Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Смотреть фото Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Смотреть картинку Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Картинка про Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Фото Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм

Среди апологетов главной фигурой был Ориген. В его философии впервые встречается объяснение такой человеческой сущности, как «богочеловек». Возможно, из-за этого он и был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, отчего вскоре скончался, ведь человек не мог быть равен Богу — он его творение, а значит, находится в полном подчинении и зависимости.

На второй стадии формирования средневекового теоцентризма в философии выделяются фигуры Василия Кесарийского, который собрал вокруг себя многих знаменитых личностей — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Григория Нисского. Теоцентризм в философии этих авторов делал акцент на веру и не старался каким угодно логическим способом объяснить процессы в мире.

Схоластика имела целью логически объяснить происхождение человека и его духовную сущность. Заметен рационалистический подход. Представители схоластического направления подвергали критике излишнюю религиозность и мистичность философии теоцентризма. Схоластика также характеризуется тремя периодами — ранний, средний и поздний.

Происхождение термина

Термин теоцентризм происходит от греческого слова «Тео» — Бог, и латинского «Центризм» — основа, центр. Другими словами — Бог в центре, остальное вторично.

Термин схоластика произошел от слов школа, наука, объяснение. Под понятием школы подразумевалось желание систематизировать знания и объяснить их с логической точки зрения.

Основные положения теоцентризма

Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Смотреть фото Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Смотреть картинку Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Картинка про Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Фото Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм

Стиль, который присущ сочинениям Средневековью, содержит назидание и поучение. Другими словами — это своеобразное пособие, по которому учились мыслить многие философы. Большинство работ написано в форме комментария, в основном Священного Писания — его изучали, пересказывали, цитировали и комментировали. Критика не допускалась.

Произведения, которые сохранились, часто не имели подписи — были анонимные. Считалось, что ученому нельзя говорить или писать от своего имени, а только от имени теоцентричной философии или Бога.

Кроме божественной сущности человека и природы, ученых интересовали внутренние процессы, происходящие в душе — совесть, сознательность. Главной ценностью провозглашалось стремление к очищению души. По имеющимся суждениям того времени, судный день решил бы судьбу всего человечества.

Библия была каноном мышления. За всеми вопросами, необходимо было обращаться к уже имеющемуся писанию. Авторитарный стиль подавлял новые идеи и высказывания. Автора могли лишить сана, если в его мыслях слышались новаторские нотки. За такую гордыню часто казнили или подвергали пыткам, требуя прилюдно отказаться от своей точки зрения.

Ограниченность теоцентризма

Как и все авторитарные явления, теоцентризм средневековой философии не давал полную картину мира. Другие науки, такие, как астрономия, история, литература, были в положении слуг. Это ограничивало творческие возможности и препятствовало развитию.

Осуждения ученых доходили до абсурда. К примеру — представитель позднего Средневековья и начала эпохи Возрождения — Джордано Бруно был сожжен на костре не из-за антихристианских утверждений, но по причине личной точки зрения о Деве Марии, Христа. В среде ученых его не считали типичным представителем схоластики. Он занимался мистикой и оккультизмом и, впоследствии, пострадал за это.

Галилео Галилей был посажен под домашний арест за свои действительно научные взгляды, но к смерти на костре его не приговорили.

Мигель Сервет был фанатиком религии, но был сожжен за свой труд «Восстановление христианства». Он был одновременно врачом и естествоиспытателем, но на эти виды деятельности инквизиция не обратила внимания. Неправильная трактовка Священного Писания — так кратко звучит причина смерти на костре.

Определение степени вины ученых до сих пор вызывает споры среди историков, настолько нелогичными выглядели обвинения. В сущности — играло роль личное отношение судей к обвиняемому, иначе Галилей также был бы сожжен.

Представители теоцентризма

Среди авторитетных деятелей средневековья можно выделить:

Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Смотреть фото Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Смотреть картинку Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Картинка про Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм. Фото Что нового в жизни общества и людей принес теоцентризм

В позднем Средневековье часто повторялись мысли, которые были озвучены еще в раннем периоде.

Периоды в средневековой философии

Средневековый период длится с начала 5 века нашей эры. Со второго века начались предпосылки возникновения теоцентризма. Весь средневековый цикл делится на ранний, рассвет и поздний. Официально, эпоха заканчивается в середине 18 века. Это время ознаменовалось переходом к Возрождению. Имеется ввиду возрождению античной культуры.

Источник

Теоцентризм: что это такое и особенности этого религиозного явления

Содержание:

Хотя в наше время все мышление вращается вокруг самого человека, так было не всегда.

В отличие от нынешнего антропоцентризма большинства обществ, ранее существовал теоцентризм. Затем мы совершим экскурсию, чтобы открыть для себя наиболее важные аспекты этой концепции и то, что привело человечество к такому глубокому сдвигу парадигмы.

Что такое теоцентризм?

Таким образом, теоцентризм объяснил бы простым существованием Земли, неба и звезд (даже когда его подходы были неправильными, например, что Земля была плоской) существование самой жизни и, конечно, также поведение обоих животные, а также люди. Любое событие, будь то удачное или трагическое, было частью плана Бога, его замыслов и поэтому объяснялось теоцентризмом.

Теоцентризм был господствующей мыслью в средние века в Европе., когда христианская религия была неотделима от самих монархий, правивших во всех странах Старого континента. Теоцентризм также использовался в то время для установления социальных различий как предмета, подчиняющегося воле Бога, так что простые люди, находящиеся под сильным влиянием религии, поскольку вся их жизнь вращалась вокруг нее, не оказывали сопротивления этой форме распределения общество.

5 характеристик теоцентризма

Хотя мы уже предвидели некоторые из них, правда в том, что существует ряд характеристик, которые ясно объясняют подоплеку теоцентризма. Мы собираемся внимательно изучить их ниже, чтобы понять значение этой глубокой концепции.

1. Бог-Творец

Первая характеристика теоцентризма состоит в том, что утверждает, что Бог является источником всей вселенной и причиной ее движения в том направлении, в котором она движется., также охватывающий собственное поведение людей. Следовательно, согласно теоцентризму, любое событие будет в высших планах Бога, хотя люди не могут понять почему.

2. вездесущий Бог

3. Вера важнее разума

Нет ничего выше веры, даже разума. Таким образом, логический разум должен быть направлен только на доказательство действительности веры и, следовательно, существования Бога.. Мы углубимся в этот момент, когда будем говорить о теоцентрической философии. Любое логическое рассуждение было бы еще одним доказательством воли Бога и божественных законов.

4. Вера как контроль

Теоцентризм также поддерживает использование веры как метода управления обществом, и именно в таком глубоко теоцентричном обществе политическая власть неотделима от религиозной властиТаким образом, священные учения сами по себе становятся кодексом ценностей и направляют поведение людей. Хотя это может показаться удивительным, это наследие сохраняется и по сей день, и существуют явные различия между обществами, основанные на религии, которая исторически составляла большинство на этой территории.

5. Религиозные лидеры

Последняя характеристика теоцентризма говорит о появление религиозных личностей, которые становятся пастырями общества, хранителями веры и слово Божие. Их значение равно или даже больше, чем у политической власти, и они занимают особое место рядом с монархами, направляя их действия, поскольку они знают, что воля людей во многом зависит от руководящих принципов, которые они, как представители Бога, придерживаются. Земля, возложите на верующих.

Теоцентрическая философия

Все философские исследования, развитые в средние века, откликались на теоцентрический разрез, что логично. Величайшим представителем философии этого времени является святой Фома Аквинский, итальянский богослов., с более чем плодотворной работой, в которой он пытался объяснить всю существующую реальность через Бога, с рациональной точки зрения или, что то же самое, в соответствии с систематическим богословием. Его работы по метафизике были справочными, и они оставались актуальными в течение нескольких столетий.

Хотя с тех пор подходы сильно изменились, Значение работ Святого Фомы Аквинского сохраняется и по сей день, и даже некоторые выдающиеся философы считают его одним из величайших референтов истории мысли в истории Запада.

Его присутствие в других обществах и религиях

Хотя эта статья посвящена христианскому теоцентризму, существовавшему на Западе в средние века, правда в том, что это далеко не единственный существующий тип. И это теоцентризм кажется очень распространенной фазой в развитии всех обществЭто также проявлялось в местах, где исповедовались другие религии, такие как иудаизм или ислам. Фактически, в случае с исламом сегодня существуют определенные области, в которых образ мышления был бы просто теоцентрическим.

Кроме того, теоцентризм не ограничиваясь монотеистическими религиямиПоскольку есть свидетельства того, что даже у доколумбовых народов Америки существовали культуры, в которых религия и ее боги были центром всей мысли и поведения, как это было в случае с христианским теоцентризмом, о котором мы говорили ранее. Мы также можем наблюдать это явление в таких древних цивилизациях, как Египет, где фараон, религиозный и политический лидер, считался потомком самого бога Солнца.

Вам не нужно возвращаться так далеко назад, чтобы найти другие примеры. В самой Японии, где преобладает синтоизм, произошел любопытный эпизод, когда эта нация была вынуждена сдаться Соединенным Штатам во Второй мировой войне, и этот акт означал для императора признание того, что он не бог. Рассматривая этот пример, очевидно, что мы столкнемся с примером теоцентризма в мировой державе середины 20 века.

Смена парадигмы

Конец христианского теоцентризма пришелся на эпоху Возрождения, с наступлением Нового времени, открытием Нового Света и всеми изменениями, которые претерпело общество. Человек заменил Бога в центре всех объяснений функционирования самого мира., и именно тогда теоцентризм был оставлен, чтобы перейти к антропоцентризму.

Тогда каждое событие больше не рассматривалось как работа Бога, и начали исследоваться причины каждого явления. научная и рациональная мысль развивается все больше и большена этот раз без условий для демонстрации существования высшей сущности, которая соответствует диктату церкви. Таким образом, это был период расцвета и роста всего, что касалось знаний о мире, во всех существующих областях обучения.

Источник

Расцвет и закат схоластической философии

XII-XIII вв. характеризуются процессом урбанизации стран Европы. Складываются предпосылки первоначального накопления капитала. Формируется институт гражданского общества.

Систематизатором схоластики и реформатором католической доктрины выступил Фома Аквинский (1226-1274 гг.) монах Доминиканского ордена. Учился в Кельне, Болонье, Риме, Неаполе. Был преподавателем Парижского университета. Оставил после себя значительное творческое наследие. Первую группу произведений составляют комментарии на библейские темы. Вторая группа посвящена философским и теологическим проблемам. Третья группа — дискуссиям и четвертую группу представляют работы, обосновывающие теолого-философскую систему Фомы Аквинского.

Первое, с чем столкнулся Фома Аквинский, была проблема взаимоотношения веры и разума. По мнению средневекового мыслителя философия и религия отличаются друг от друга по источнику истины. Философия опирается на разум, наука на опыт, а религия черпает истины в откровении. Но из этого следует не противостояние, а возможность взаимного дополнения.

Догматы церкви нуждаются в философском обосновании, которое делает их ближе и понятнее человеку, как мыслящему существу, ибо укрепляет его веру.

Доказательство бытия Бога является тем основанием, которое

связывает философию и теологию. Но есть догматы, которые не поддаются рациональному обоснованию. Таковым является догмат Троицы, определяющей существование Бога в качестве единого существа и одновременно в трех лицах.

Бессилен разум и в доказательстве догматов возникновения мира из ничего, первородного греха, воскресения из мертвых и т. д. Но из этого не следует, что догматы антиразумны. По своей сути они сверхразумны. И Фома Аквинский делает вывод, что философия ниже теологии настолько, насколько человеческий разум ниже божественной мудрости. И если факты науки противоречат вере, то тем хуже для науки.

Вера и разум, религия и философия (наука) должны сосуществовать, ибо теология философична, а философия теологична. Рассогласование этого тандема открывает дорогу к греховному любопытству, губительному для человека, ибо вера сближает человека и Бога, а чистое знание отвращает.

Касаясь спора реалистов и номиналистов о природе универсалий, Фома Аквинский дает следующий комментарий:

Общее существует трояко: до вещей мира как идея божественного разума; в самих вещах мира, поскольку всеобщее есть сущность единичного; и после вещей в человеческом разуме, который абстрагирует общее из единичного и фиксирует его в понятии.

Поднимает Фома и проблему соотношения сущности и существования. По его определению сущность — это то, что выражено в понятии общего. Что касается существования, то это форма проявления сущности.

Интерпретируя в духе католицизма наследие Аристотеля, Фома Аквинский выстраивает свою теолого-философскую систему, с позиции которой и рассматривает основные проблемы средневековья.

Логическим завершением его системы является обращение Фомы Аквинского к социально-политическим вопросам. В трактате «О правлении владык» он высказывает мысль о том, что для функционирования общества уже мало одной только духовной власти. Необходим тандем духовной и светской власти.

Приобщаясь к идее божественного права и руководствуясь естественным правом, люди реализуют человеческое право, законы которого определяются функционированием конкретного государства.

Во имя торжества божественного и естественного права, государство должно предоставить человеку сносное существование, обеспечить его моральное и умственное развитие.

Критерием государства является мера справедливости и мера свободы, ибо только свободный человек может разумно осуществить свою волю в соответствии с божественной необходимостью, ориентированной на осуществление Блага.

Развитие общественного производства, техники и естествознания; дальнейший процесс урбанизации и первоначального накопления капитала потребовали пересмотра средневекового мировоззрения. Эту задачу частично выполнили мыслители эпохи Возрождения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *