Что нового в царицыно
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
В 1775 году российская императрица Екатерина Великая повелела строить в подмосковном местечке Черная Грязь, переименованном ею в Царицыно, свою новую подмосковную резиденцию. Как известно, этим замыслам не суждено было сбыться. Проект остался незавершенным: потомкам достались в наследство исторические руины недостроенного дворцово-паркового комплекса.
Новейшая история архитектурного ансамбля началась в 2000-х годах, после переименования его в Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» и завершения реставрации в 2007 году, которая ознаменовалась открытием Большого дворца. Архитекторам удалось, сохранив историко-культурную ценность зданий, адаптировать их под музейные цели – вписать в старый архитектурный проект современную музейную «начинку».
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
В предновогодние выходные отправляемся в «Царицыно» за подарками, успокаивающими прогулками вдали от суеты и праздничным настроением. Мы уже всё украсили и подготовили – приходите!
Суббота
Показать полностью.
11:00, 15:00 экскурсия по выставке «Новый год в царстве Флоры» в Первом оранжерейном корпусе. Вы знали, что в XIX веке под Новый год во многих домах зацветала сирень и вишня? Мы повторили этот опыт, а еще собрали другие растения – спутники праздника. https://bit.ly/3EmBWi2
17:00 концерт «Рождественское чудо». Неожиданный дуэт терменвокса и органа, которые исполнят умиротворяющую музыку: «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», «Аве Мария» Ф.Шуберта, «Снег над Ленинградом» и «Забытый мотив» М. Таривердиева и другое. https://bit.ly/3efzAaa
Воскресенье
16:00 концерт «Призрачный свет». Еще один необычный дуэт – вибрафон и фортепиано. В программе – много хорошего зимнего джаза, но не самого затасканного. Подробности: https://bit.ly/3poI30Q
16:10 «Заповедные прогулки. Декабрь» для родителей с детьми от 4 лет. На прогулке мы поговорим про рождественские растения и новогодние традиции мира, устроим ёлочный базар и подготовимся вместе к празднику. https://bit.ly/3FqwcF8
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
У нас было 2 плюшевых деда мороза, 75 керамических зверей, 5 деревянных снеговиков и целое море других ёлочных игрушек… Цифры, как вы понимаете, не точные, но, если кто-то из этих новогодних чудиков вам приглянулся, не тяните с походом в наш сувенирный.
Новогодние подарки продаются во всех 4 магазинах:
— в Визит-центре, рядом со входом в парк со стороны станции метро «Царицыно»;
— в подземном пространстве в Большом дворце;
— и в маленьких магазинах – в Оперном доме и Первом оранжерейном корпусе.
На сайте мы собрали идеи, что подарить модникам, театралам, экоактивистам и другим взыскательным персонам: https://bit.ly/3elU0hD
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
Сегодня один из дней воинской славы России – День взятия турецкой крепости Измаил. В 1790 году русская армия под руководством А. Суворова захватила крепость, которая считалась неприступной. Три генерала до этого не справились с этой задачей.
В честь этого события была поставлена опера «Взятие Измаила», премьерой которой в 1795 году открылся усадебный театр Шереметева в Останкине.
На фото: Неизвестный художник. Эскиз декорации к постановке оперы «Взятие Измаила». Россия, 1795. Бумага, карандаш, акварель, железо-галловые чернила, кисть, перо.
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
Пока Москва мерзнет и стоит в пробках, гиацинты и нарциссы в наших оранжереях чувствуют себя прекрасно. В Первом оранжерейном корпусе все праздники будет открыта выставка «Новый год в царстве Флоры».
В оранжереях происходят настоящие чудеса: вопреки законам природы расцветают вишни, гиацинты, тюльпаны, сирень. А еще к празднику в них собираются растения-символы Нового года из разных стран. Например, в Греции – это гранат, и у нас он тоже есть! Не обошлось и без ярко-красной пуансеттии, героини всех американских новогодних фильмов.
Выставка открыта до 10 января. 31 декабря и 1 января музей закрыт для посетителей, в остальные дни работает с 10:00 до 18:00.
#СадовоеЦарицыно
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
Собрались как-то трейлраннер, музей-заповедник, природоохранное ведомство и беговой клуб. И организовали первый в России плоггинг – забег со сбором мусора. Официально зарегистрированный, как массовое мероприятие.
Этой веселой компании вместе с партнерами предстояло вытащить из земли больше пяти тонн мусора, погрузиться в тему переработки отходов, отмыть некоторое количество – нет, не наличности, а пластиковых крышечек – и найти очень много странных вещей.
Зачем это им и как они дошли до жизни такой? Узнайте на премьере фильма о плоггинге в России!
Документальный фильм «Плоггинг по-русски», снятый партнерами культурного плоггинга, компанией ВкусВилл, покажут в Клубе Путешественников «Спорт-Марафон» по адресу: 5-ая Кожуховская улица, 10.
Дата проведения – 26 декабря, начало – в 18:00. Сбор гостей с 17:30. Вход – по регистрации: https://bit.ly/32fU8Na
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
Просто оставим это здесь.
Тизер спектакля «Китаянки» в «Царицыне». 8 последних показов пройдут 23 и 24 декабря, 2, 5, 6-9 января. Вход – по билету в музей и бесплатной регистрации: https://bit.ly/3soUZWs
#театрократия #властьтеатра
Государственный музей-заповедник «Царицыно» запись закреплена
Быть ли инклюзии? Да – единодушно ответили участники public talk, организованного Благотворительным фондом «Гольфстрим».
Другого мы и не ожидали: в беседе приняли участие представители учреждений культуры, благотворительных фондов, КСО компаний – те, кто стремятся сделать общество инклюзивным. Но было приятно, что и то, как достичь будущего, участники видят одинаково.
Показать полностью.
Инклюзия не может существовать отдельно в какой-либо сфере, она начинается она с доступности среды, но не ограничивается ею. А ещё очень важна обратная инклюзия.
На встрече координатор инклюзивных проектов ГМЗ «Царицыно» Юлия Сергеева рассказала о наших тренингах: «Особое внимание в «Царицыне» мы уделяем обучению сотрудников музея, которые напрямую взаимодействуют с посетителями – экскурсоводов, администраторов, смотрителей, технический персонал, сотрудников охраны, работников кафе и пр. Но тренинги обязательно проходят все сотрудники – так, например, специалисты юридических и финансовых службы понимают, почему нам важно закупить то или иное оборудование. Благодаря обучению мы все понимаем, что потребности у всех разные, и за пределами музея становимся частью той поддерживающей среды, которую невозможно создать только благодаря специальным службам».
А вообще общество победившей инклюзии наступит тогда, когда мы перестанем говорить о людях с ограниченными возможностями, людях с инвалидностью и даже об инклюзии как понятии – так считает генеральный директор ГМЗ «Царицыно» Елизавета Фокина.
Но для того, чтобы это произошло, сейчас об инклюзии надо говорить чаще. Благодарим всех участников сегодняшней беседы и коллег, которые развивают инклюзивные программы.
Театрократия. Екатерина II и опера
Выставка 19 сентября — 9 января 2022
Становление русского музыкального театра в XVIII веке. Выставка-фестиваль и публичная программа «Театр и музей. Опыты взаимодействия»
Новый год в царстве Флоры
Выставка 22 декабря — 9 января 2022
Растения, ставшие символами Рождества и Нового года
Стрелы Амура
Выставка 22 июля — 16 января 2022
Образ бога любви в искусстве. Из коллекции музея-усадьбы «Останкино»
Зимняя сказка
Выставка 24 декабря — 30 января 2022
Живопись и графика 1970–1990-х годов из собрания «РОСИЗО»
Рождество в дачном Царицыне
капсульная выставка 17 декабря — 28 февраля 2022
Традиции праздника на примере быта царицынских дачников и жителей поселка Ленино
Эволюция взгляда
Выставка 8 июля — 10 марта 2022
Художественный текстиль 1960-2010-х годов в зеркале творчества Эдит Паулс-ВигнереТрадици
IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена
Выставка 8 июля — 10 марта 2022
Десятилетний юбилей одного из главных выставочных проектов «Царицына»
Другое дерево
Выставка 10 ноября — 27 марта 2022
Авторское ювелирное искусство, скульптура и арт-объекты из дерева
Назначаю Вам встречу в саду
Выставка 1 декабря — 10 мая 2022
История изящного садоводства в России
Выставка новых поступлений
Выставка 20 октября — 12 июня 2022
Предметы искусства, пополнившие музейный фонд за последние десять лет
Постоянные экспозиции
Царицыно Екатерины II
Выставка кроме понедельника
Архитектурная история в человеческом измерении и видео-инсталляции с участием известных актеров
Зачем ребенку медведь?
Выставка кроме понедельника
Коллекция мастеровых глиняных игрушек, созданных в XIX-XX веках
Детский музей в «Царицыне»
Выставка кроме понедельника
Выставочные залы для детей. Пространство свободного познания
Дачное Царицыно
Выставка кроме понедельника
320 редких экспонатов и свыше 200 фотографий, большинство из которых представлены впервые
Дворец во дворце
Выставка кроме понедельника
Собрание скульптуры из Московского музея-усадьбы «Останкино» в залах Оперного дома
Екатерина II. Золотой век Российской империи
Выставка кроме понедельника
Выставка, посвященная пути принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской к российскому трону и ее 34-летнему царствованию
Спецпроект 1 декабря — 28 февраля 2022
Праздничная иллюминация, тюбинговая горка, лыжные трассы, каток, выставки, концерты и другие зимние развлечения Царицына
Золушка
Новогоднее представление 4+ 18 декабря — 2 января 2022, по расписанию
Спектакль по мотивам знаменитой сказки для детей от 4 до 10 лет
Новогодние подарки из «Царицына»
Спецпроект 20—12 декабря
Для самых взыскательных гостей музея: детей, модников, экологов и просто для влюбленных в «Царицыно»
Выставки
Зимняя сказка
Выставка 24 декабря — 30 января 2022
Живопись и графика 1970–1990-х годов из собрания «РОСИЗО»
Новый год в царстве Флоры
Выставка 22 декабря — 9 января 2022
Растения, ставшие символами Рождества и Нового года
Рождество в дачном Царицыне
капсульная выставка 17 декабря — 28 февраля 2022
Традиции праздника на примере быта царицынских дачников и жителей поселка Ленино
Театрократия. Екатерина II и опера
Выставка 19 сентября — 9 января 2022
Становление русского музыкального театра в XVIII веке. Выставка-фестиваль и публичная программа «Театр и музей. Опыты взаимодействия»
IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена
Выставка 8 июля — 10 марта 2022
Десятилетний юбилей одного из главных выставочных проектов «Царицына»
Выставка новых поступлений
Выставка 20 октября — 12 июня 2022
Предметы искусства, пополнившие музейный фонд за последние десять лет
Назначаю Вам встречу в саду
Выставка 1 декабря — 10 мая 2022
История изящного садоводства в России
Стрелы Амура
Выставка 22 июля — 16 января 2022
Образ бога любви в искусстве. Из коллекции музея-усадьбы «Останкино»
Другое дерево
Выставка 10 ноября — 27 марта 2022
Авторское ювелирное искусство, скульптура и арт-объекты из дерева
Новости
Режим работы музея и парка в новогодние праздники. 31.12.21 – 09.01.22
В Третьем Кавалерском корпусе открылась мини-выставка «Рождество в дачном Царицыне»
Сезон «Культурного плоггинга» завершит премьера документального фильма «Плоггинг по-русски». 26.12.21, 18:00
В «Царицыне» открываются каток и уличная выставка «Фотография как образ мира»
В парке открылся лыжный прокат и горка с тюбингом
Обратите внимание
В субботу, 25 декабря, с 12:45 до 13:45 Таврический зал будет закрыт для посещения.
В связи с проведением реставрационных работ временно перекрыты тротуары вокруг фасадов Большого дворца.
Покупка билетов в музей возможна только онлайн. Подробности представлены по ссылке .
События
Счастливого Рождества!
Интерактивная программа 7+ 1 декабря — 31 января 2022
Звучит музыка, дети разучивают танцы, читают рождественские стихи, узнают о традициях празднования Рождества в разных странах и эпохах
Как родился Новый год
Интерактивная программа 4+ 1 декабря — 31 января 2022, по расписанию
Программа-расследование, история праздника, встреча с императорской семьей и конкурсы от Деда Мороза и Снегурочки
Заповедные прогулки. Декабрь
Интерактивная программа 4+ 01—31 декабря
Программа из цикла познавательных экскурсий для родителей с детьми
Охотники за новогодними растениями
Интерактивная программа 7+ 1 декабря — 31 января 2022, по расписанию
Увлекательное путешествие по странам и континентам в поисках новогодних традиций
Новый год в царстве Флоры
экскурсия по выставке 6+ 22 декабря — 9 января 2022
Растения-символы зимних праздников из разных стран
Творческая лаборатория «Чёрная Грязь. Апсайкл-украшения»
для подростков от 13 до 16 лет 15 января 2022 — 19 марта 2022
Бесплатные занятия в рамках образовательной программы к выставке «Другое дерево»
Тепло в ладонях
арт-терапевтическое занятие 7+ по расписанию
Знакомство с выставкой и мастер-класс в технике «сухого» или «мокрого» валяния на выбор
Экскурсия по выставке «Театрократия. Екатерина II и опера»
экскурсия 6+ 19 сентября — 9 января 2022, по расписанию
Увлекательная история становления русского музыкального театра в XVIII веке и театрократии Екатерины II
Музыка в цветах. Щелкунчик
Интерактивная программа 3+ 22 декабря — 9 января 2022, по расписанию
Знакомство детей с классической музыкой, связанной с царством растений, игра на музыкальных инструментах и мастер-класс
Китаянки
спектакль 12+ 9 октября — 9 января 2022, по расписанию
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера»
Екатерина и барочный сторителлинг
мастер-класс 12+ 29 сентября — 29 декабря, 16:00 – 18:00
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для подростков от 12 до 18 лет
Создаем оперу
Из параллельной программы к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера». Для детей от 7 до 11 лет и их родителей
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Новости
Собянин осмотрел площадку строительства кластера «Ломоносов» ИНТЦ МГУ
Мэр Москвы Сергей Собянин и ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий осмотрели работы по строительству кластера «Ломоносов» инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ).
В кластере научной долины «Ломоносов» строится восьмой этаж – Бочкарёв
На стройплощадке кластера «Ломоносов» инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) МГУ «Воробьёвы горы» возводятся конструкции восьмого этажа, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Построен входной павильон в Московский зоопарк у метро «Баррикадная»
Завершено строительство нового входа в Московский зоопарк в центре столицы, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Шесть станций МЦД-4 построят и реконструируют в 2022 году – Бочкарёв
Шесть станций четвертого маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-4 «Киевско-Горьковский») планируется построить и реконструировать в следующем году, сообщил заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Пешеходная площадь появится у Рижского вокзала при создании ТПУ
Пешеходную площадь сформируют вдоль Рижского вокзала при создании транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Рижская», сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
70 домов разобрали по технологии «умного сноса» при реновации
70 старых зданий демонтировали по программе реновации с начала ее реализации, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Как разрабатывают концепции площадок по реновации – интервью
Бюро Master’s Plan совместно с испанским архитектурным бюро Рикардо Бофилла разработало концепцию экспериментальной площадки реновации в районе Проспект Вернадского.
СВХ выйдет на трассу Москва – Нижний Новгород – Казань в 2023 году
Оставшиеся два участка для соединения Северо-Восточной хорды (СВХ) с трассой Москва – Нижний Новгород – Казань планируется построить в 2023 году, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Завершено строительство жилого комплекса Cloud Nine
Жилой комплекс Cloud Nine («Седьмое небо») в центре столицы готовится к вводу в эксплуатацию, сообщил председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.
На Алтуфьевском шоссе появится центр обработки данных
Согласован проект центра обработки данных (ЦОД) на северо-востоке столицы, сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
В Москве строят и проектируют по реновации более 6 млн кв. м жилья
77 жилых домов построено в столице для переселения по программе реновации с начала этого года, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Завершено строительство трех жилых кварталов в ЖК Life-Варшавская
Завершено строительство кварталов 1-3 в жилом комплексе Life-Варшавская на юге столицы, сообщил председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко.
Здание для отделения полиции построят в Зеленограде
Отделение полиции подразделения УГИБДД и УВД по Зеленоградскому округу АО ГУ МВД России по Москве получит новое здание, сообщила председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова.
Третью новостройку в Северном Тушине начали заселять по реновации
Более чем 360 семей получат смотровые ордера на квартиры в новом доме в районе Северное Тушино на северо-западе столицы, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
Жилье, школу и детский сад построят в промзоне «Братцево»
Одобрено заключение договора о комплексном развитии территории (КРТ) в производственной зоне №44 «Братцево» на севере столицы, сообщила председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова.
20 новостроек на востоке Москвы переданы под заселение по реновации
Еще два дома начнут заселять по программе по программе реновации в Восточном административном округе, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
Получено разрешение на ввод пятого корпуса ЖК «Невский»
Концерн «Крост» получил разрешение на ввод в эксплуатацию пятого корпуса жилого комплекса «Невский» на севере столицы, сообщила председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова.
Продлен проект по получению услуг ресурсоснабжающих компаний онлайн
Правительство РФ продлило срок действия проекта по предоставлению услуг ресурсоснабжающих организаций по подключению объектов к инженерным сетям на официальном портале мэра и правительства Москвы до 2023 года, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
Жилой корпус с подземным паркингом ввели в ЖК «Румянцево-Парк»
Компания Lexion Development ввела в эксплуатацию корпус 2 в жилом комплексе «Румянцево-Парк» в Новой Москве, сообщила председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова.
Детский сад в районе Ховрино построят в 2022 году
Здание детского сада на 200 мест на севере столицы возведут в следующем году, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Онлайн-проект приурочен к одному из важнейших для музея событий 2021 года – «Выставке новых поступлений», которая открылась 20 октября в залах Хлебного дома. На ней представлены более 300 предметов, приобретённых музеем, полученных им в дар или переданных ему другими организациями за последние 10 лет.
Оглавление:
Пополнение коллекций – одна из основ работы любого музея. Исторические события, изменения политического курса или настроений в обществе неизбежно накладывают свой отпечаток на эту деятельность. Нашли они отражение и в нашем музейном собрании.
Музей «Царицыно» обладает не имеющей аналогов коллекцией произведений авторского ткачества XX века. Это наиболее полное на территории России и стран СНГ собрание работ ведущих мастеров бывших союзных республик СССР. Кроме того, музей активно пополняет свои фонды старинными европейскими и русскими шпалерами. Наконец, последние десять лет «Царицыно» целенаправленно выстраивает связи с современными мастерами гобелена, чьи произведения также поступают в коллекцию. В 2021 году в музее пройдёт уже четвёртая Триеннале текстильного искусства и современного гобелена.
Три основных направления работы музея, связанной с пополнением его собрания, представлены на примере первых трёх гобеленов в нашем онлайн-проекте.
Гобелен «Пленение Зенобии»
Пленение Зенобии
Первая четверть XVII века
Шерсть, шёлк, ручное шпалерное ткачество
Приобретён в 2017 году
Приобретение этого произведения связано с особым вниманием, которое в музее «Царицыно» уделяется наследию эпохи Екатерины Великой и ее потомков (XVIII – начало ХХ века).
В России огромный интерес к искусству шпалеры, или гобелена, проявлял Пётр I. При нём была основана Петербургская шпалерная мануфактура. Но подлинного расцвета это предприятие достигло во время царствования Екатерины II. На мануфактуре трудились более 200 мастеров. Также императрица собрала великолепную коллекцию гобеленов. Шпалера с изображением сцены пленения Зенобии отвечает вкусу века Просвещения, частью которого стала эпоха Екатерины II.
Это крупноформатное произведение (2,88 × 4,47 м), масштаб которого соответствует дворцовым интерьерам. Тонкость исполнения, сочетание шерстяных и шёлковых нитей свидетельствуют о высокой художественной ценности работы. Неизвестно, попала ли эта шпалера в Россию в XVIII столетии, но в её главном образе в то время усматривали параллель с Екатериной II.
Жившая в III веке царица Пальмиры Зенобия после смерти своего супруга, царя Одената, ввиду малолетства наследника стала самостоятельно править государством. Зенобия была покровительницей философии и христианства, под её властью Пальмира полностью покорила Сирию, а также вела завоевания в Малой Азии, став крупным соперником Рима. Современники Екатерины II сравнивали двух правительниц, называя русскую императрицу «царицей Северной Пальмиры». Но в отличие от Зенобии, армия которой была разбита римскими войсками, Екатерина не потерпела поражений.
На шпалере Зенобия изображена со служанкой, поддерживающей её шлейф. Молитвенно сложив руки, она стоит перед сидящим римским императором Аврелианом.
Обращает на себя внимание декоративная кайма, обрамляющая сцену. Широкий бордюр украшен гирляндами из цветов и плодов, по центру каждой из четырёх сторон бордюра – картуши. Обычно в таких картушах помещали герб заказчика, знак шпалерной мануфактуры или герб города, где располагалась мануфактура. Однако здесь в картушах изображены пейзажи. Это интересный и довольно редкий в прикладном искусстве приём «картины в картине», в данном случае – «гобелена в гобелене».
Гобелен «Древнерусский»
Альбина Борисовна Воронкова (р. 1937). Гобелен «Древнерусский»
Решетиловская фабрика художественных изделий, Полтавская область, Украинская ССР
Шерсть, ручное ткачество
Приобретён у автора в 2019 году
Гобелен представляет второй важнейший раздел музейного собрания – авторское декоративно-прикладное искусство ХХ–XХI веков. Эта часть нашего фонда беспрецедентна по полноте. К сожалению, после распада Советского Союза она оказалась вне фокуса общественного интереса. Однако в последние годы музей взглянул на неё по-новому. Были созданы несколько постоянных экспозиций и выставок, которые актуализировали эту коллекцию. Сейчас предпринимаются большие усилия для её пополнения. В 2019 году музею удалось приобрести два произведения Альбины Воронковой.
Альбина Воронкова
Альбина Борисовна Воронкова – заслуженный художник России, почётный член Российской академии художеств. Она один из тех мастеров, в чьём творчестве выразились подъём отечественного декоративного искусства 1960–1970-х годов и полученная им тогда творческая свобода. В это время к шпалере обратились как к виду монументально-оформительского искусства, соответствующего масштабам государственного заказа. Гобелен «Древнерусский» – пример произведения этого жанра.
Гобелен был заказан автору по решению Михаила Васильевича Посохина, главного архитектора Москвы, для оформления интерьера ресторана «Арбат». Строительство этого ресторана было предусмотрено масштабным проектом перестройки Москвы и создания новой магистрали – проспекта Калинина, ставшего в 1960-е годы символом обновления города. На момент постройки это был самый большой ресторан в Европе, здание включало в себя несколько залов разной вместительности. Перед архитекторами и декораторами стояла задача создать разные по характеру помещения. Альбина Воронкова вспоминает, что Михаил Посохин сознательно сделал ставку на молодых мастеров (одним из которых в 1965 году была и она), чтобы они искали новый стиль. Художникам были поставлены только общие задачи. Никто не определял тему её произведения, древнерусский мотив родился из её собственного творческого интереса. Она в тот момент изучала искусство средневековой Руси и традиционное ткачество. Несколько условный художественный язык древнего Владимира, а также Русского Севера – с колоритными, но сдержанными образами – стал отправной точкой для формирования стиля мастера. Выработанный стиль и сюжет оказались парадоксально созвучны лаконичным формам архитектуры модернизма.
Проспект Калинина. Ресторан «Арбат». Фото с сайта pastvu.com
Проспект Калинина. Фото с сайта pastvu.com
В дальнейшем гобелен пережил все перипетии отечественной истории. С 1967 года более 20 лет он украшал «русский» зал ресторана. Но в 1991 году «Арбат» был закрыт. Многие произведения, оформлявшие его интерьеры, исчезли – были выброшены, проданы, бесследно пропали. Альбина Борисовна обнаружила свои работы скатанными в подвале бывшего ресторана. Она смогла выкупить их у нового собственника помещения. В 2018 году гобелен был показан в нашем музее на монографической выставке художника и затем приобретён у автора.
Гобелен «Нойон. Спираль»
Малик Муканов (р. 1972). Нойон. Спираль
Алматы, Республика Казахстан
Шерсть, шёлк, акрил, ручное ткачество
Подарен автором в 2019 году
Это произведение относится к третьему разделу музейной коллекции, который включает в себя работы, являющиеся достоянием народной и традиционной художественной культуры XIX–XXI веков.
Малик Муканов
Малик Муканов не продолжает напрямую традицию народного ткачества и ковроделия Казахстана. Он работает в технике классического гобелена, при этом экспериментирует с материалами, внедряет в гобелен иные предметы. В данном случае использована классическая техника, сочетающаяся с активным использованием акриловой нити. Однако образы, которые создаёт Малик Муканов, глубоко национальны.
Гобелен «Нойон. Спираль» отражает развитие национальных традиций в современном мире. Этот гобелен – философское размышление автора о человеке и его пути, опирающееся на традиции национальной культуры. Цветовая гамма гобелена, узор спиралей напоминают о неолитической керамике. Почти всё пространство занимает изображение громадного быка – царственного животного в искусстве Средней Азии. В фигуре быка видится одновременно и образ горы, и образ юрты. На голове быка между рогами, стилизованными в форме полумесяца, восседает человек – Нойон. Как многолик и символичен в этом произведении образ быка, так многозначен и образ Нойона.
Нойоны – изначально представители древних монгольских родов, в империи Чингисхана – тысячники монгольской армии. Они не только командовали армией: им подчинялись семьи воинов, в их обязанности входило решение административных вопросов и судебных споров. С распадом монгольской империи они стали правителями независимых областей. Но для автора важно и созвучие слова «нойон» и имени библейского Ноя. Это собирательный образ лидера – наставника-патриарха, который из прошлого смотрит в будущее. Бык-гора-юрта становится ещё и Ноевым спасительным ковчегом.
В первые годы существования Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (так в 1984–1991 годах назывался музей-заповедник «Царицыно») основной его задачей было представить во всей широте характерные для национальных культур художественные промыслы и ремёсла, другие виды народного творчества и декоративного искусства.
Для этого музей не только покупал необходимые ему произведения, но и пополнял свои коллекции предметами из выставочных фондов Министерства культуры СССР и Союза художников СССР. В его собрание поступали лучшие произведения с всесоюзных, республиканских и международных выставок, с заводов, промыслов и из мастерских художников.
Сегодня музей также активно приобретает работы художников декоративного искусства, в том числе именитых мастеров, чьё творчество получило известность ещё в советское время.
В первой части мы рассказали о нескольких гобеленах. Не обойдём вниманием эту тему и сейчас. Но основной акцент на этот раз будет сделан на керамике.
Царицынская коллекция авторской керамики включает как уникальные произведения, так и образцы для серийного производства, созданные художниками-керамистами второй половины XX — XXI века. Ядро коллекции составляет авторская керамика 1960–1980-х годов из России, Украины, Прибалтики, Армении, Грузии, Белоруссии, Молдавии. Многие работы выполнены в Доме творчества Союза художников СССР в Дзинтари (Латвия), оснащённом печами высокого обжига, что обеспечивало первоклассное технологическое качество керамических произведений. Сегодня этот уникальный всесоюзный творческий центр заброшен.
У художников из когда-то единой страны всё реже появляется возможность обменяться опытом. Тем ценнее панорама художественных поисков и национальных школ, представленная лучшими произведениями послевоенного декоративно-прикладного искусства из собрания «Царицына».
Особенно важна публикация коллекций музея-заповедника в рамках Генерального каталога. В настоящий момент вышло три тома: «Авторское ткачество XX‒XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписсерия» (2018) и «Авторская керамика XX — начала XXI века» в двух книгах (2019, 2020).
Гобелен «Некоторые планы Царицына»
Бычкова Александра Васильевна (род. 1990). Гобелен «Некоторые планы Царицына»
Шерсть, лен, ручное ткачество.
Царицыно и герои его истории представлены во многих произведениях искусства: как на чертежах, гравюрах и акварелях XVIII‒XIX веков, так и в творчестве авторов XX столетия.
С момента своего создания музей устраивал конкурсы и выставки и делал заказы художникам. Так в собрании появлялись современные работы, вдохновлённые Царицыном. Это и городецкая роспись — изображения дворцовых построек Царицына, выполненные художниками А.В. Соколовой, Ф.Н. Касатовой и В.А. Чертковой (1989‒1990), и витражный ансамбль «1775 год. Лето в Царицыне», созданный для музея Л.И. Савельевой (1999), и гобелен А.А. Шмаковой «Слава Баженова» (1989–1990), и мини-гобелены М.Н. Нечепорук и И.Ю. Колесниковой (1997–1999).
Продолжает тему гобелен «Некоторые планы Царицына» (ручное ткачество, 100×70 см), вытканный молодым художником, выпускницей Московского архитектурного института Александрой Васильевной Бычковой (род. 1990) в 2014 году ко II Триеннале современного гобелена и текстильного искусства. Вертикальная композиция гобелена из цветной шерсти и льна включает архитектурные планы трёх любимых автором построек Царицынского архитектурного ансамбля: Фигурного моста, павильона «Миловида» и Фигурных ворот.
Рельеф «Бегство в Египет»
Ненашева Любовь Степановна (род. 1942) Рельеф «Бегство в Египет»
Шамот дзинтарский, рельеф низкий, ангоб
Важны для музея приобретения произведений керамиста Любови Степановны Ненашевой (род. 1942). Начав работать на Экспериментальном творческо- производственном комбинате Художественного фонда РСФСР в 1975 году, Любовь Степановна и сегодня участвует в работе творческих групп керамистов этого предприятия (сегодня оно носит название ЭТПК «Воронцово» Союза художников России).
На рубеже нового тысячелетия ею был создан рельеф с евангельским сюжетом «Бегство в Египет». Традиционная трактовка образов Марии с Младенцем, сидящих на упирающемся ослике, которого тянет вперёд ангел, и образа идущего следом Иосифа ритмикой движения изображённых фигур напоминает раннехристианские образцы. Однако материал — грубый шамот — сообщает о том, что это современная работа. Небольшой по размеру — 43×63 см, — этот рельеф можно было бы воспроизвести с увеличением до монументально-декоративного произведения шириной и высотой в несколько метров. Выполненный автором в собственной мастерской, рельеф был обожжён на ЭТПК «Воронцово».
Керамида «Муза»
Ненашева Любовь Степановна (род. 1942). Керамида «Муза»
СССР, Латвийская ССР, г. Дзинтари
Шамот дзинтарский, ангоб, обжиг высокий, гравировка
Ещё одно произведение Л.С. Ненашевой — сосуд-скульптура из шамота, ласково названный автором «керамидой» (высота 62 см), — было создано в 1983 году. Стилистика, в которой выполнена эта работа, характерна для рубежа 1970–1980-х годов. Условность формы удачно сочетается в ней с нанесённым изображением практически иконописной женской полуфигуры. Название «керамида» в данном случае может быть истолковано как «керамическая кариатида»: вертикальная форма напоминает об архитектурных скульптурах-колоннах.
Керамида «Муза» ценна тем, что была создана в Латвийской ССР, на предприятии «Болдерай», во время работы автора в Доме творчества в Дзинтари (Юрмала). С 1965 по 1990 год там ежегодно зимой в течение двух месяцев собирались так называемые творческие группы художников-керамистов (в каждой — по 30 человек, представлявших все республики СССР). Они готовили произведения для всесоюзных и республиканских тематических выставок и международных конкурсов. Эта работа финансировалась и курировалась Союзом художников СССР и Художественным фондом СССР. Она давала художникам уникальную возможность обмена опытом, а также позволяла им познакомить со своим творчеством коллег как внутри страны, так и за её пределами. Сейчас работы, выполненные художниками в Дзинтари, редки и большей частью находятся в музейных собраниях. Приобретение этого произведения у автора помогает восполнить одну из лакун в коллекции советского декоративно-прикладного искусства.
Скульптура «Сказочный городок»
Шмидт Николай Николаевич. Скульптура декоративная «Сказочный городок»
СССР, РСФСР, г. Москва.
Фаянс, лепка авторская, глазури цветные
Другое произведение московской советской керамической школы, поступившее в собрание музея-заповедника «Царицыно», — декоративная скульптура «Сказочный городок», выполненная заслуженным работником культуры РСФСР Николаем Николаевичем Шмидтом (1920–2011). Н.Н. Шмидт на протяжении трёх десятилетий (1961–1993) был руководителем Центрального выставочного зала «Манеж». Как художник он создавал серии графических листов, памятные доски, декоративную керамическую пластику.
Вероятно, его интерес к пластике был связан с работой в 1942–1950 годах в малоизвестном сегодня учебном заведении — Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ), существовавшем в Москве с 1930 по 1952 год. Этот институт был образован после закрытия Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). МИПиДИ располагался в специально для него выстроенном здании в районе бывшего посёлка Сокол. Ректором МИПиДИ был художник Александр Александрович Дейнека (1899–1969). В 1952 году МИПиДИ был объединён с Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем (ЛВХПУ), год спустя получившим имя Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Это объединение художественных учебных заведений вынудило многих учеников переехать из Москвы в Ленинград для завершения учёбы.
Фаянсовая скульптурная композиция Н.Н. Шмидта «Сказочный городок» (20×21×20,5 см), приобретённая музеем в 2019 году у Ю.Н. Елисеева, была создана на рубеже 1960–1970-х годов. Она изображает улочку маленького русского городка с деревянными домиками, по которой едет повозка, запряжённая лошадьми.
К такого рода сюжетам в многоцветной керамике обращались выпускницы МИПиДИ Нина Павловна Полынская (1914–1989) и Валентина Валентиновна Александрова-Рославлева (1921–2005), чьи работы также есть в собрании «Царицына». По словам искусствоведа Л.В. Андреевой, «в МИПиДИ произошёл какой-то „взрыв“ малой пластики, возник колоссальный к ней интерес». Отмеченный ею феномен требует внимательного изучения на примере работ преподавателей и выпускников этого учебного заведения.
Скульптура «Чабан»
Гатилова Евгения Ильинична (род. 1921). Скульптура «Чабан»
Дулевский фарфоровый завод
СССР, РСФСР, Московская обл., г. Ликино-Дулево.
Фарфор, глазурь, роспись надглазурная
Коллекция «Авторский фарфор ХХ–XXI веков» музея-заповедника «Царицыно» включает уникальные работы известных мастеров и образцы популярных тиражных произведений российских фарфоровых заводов — Ленинградского (ЛФЗ, ныне АО «Императорский фарфоровый завод»), Дулёвского, Дмитровского и других. Она даёт возможность проследить изменение стилевых особенностей русского фарфора, ставшего неотъемлемой частью национальной художественной культуры.
Московские традиции в русском фарфоре проявились в работах выдающихся мастеров Дулёвского завода (П.М. Кожин, П.В. Леонов, А.Г. Сотников, В.К. Яснецов), в том числе в скульптуре малых форм (А.Д. Бржезицкая, Е.И. Гатилова, Г.Д. Чечулина и др.).
Недавно собрание музея пополнилось одной из таких работ — произведением народного художника РФ Евгении Ильиничны Гатиловой (1921–2021) (также выпускницы МИПиДИ).
Скульптура «Чабан» была выполнена на Дулёвском фарфоровом заводе в 1970-х годах. Чабаном во многих регионах России и в некоторых соседних странах называют пастуха, пасущего овец.
Известно, что по созданной ранее модели Е.И. Гатилова повторяла эту работу в 2000-х годах. Небольшая двухфигурная композиция (22×23,8×9,5 см) изображает пастуха, который, нагнувшись, держит за рога барашка.
Сюжеты с чабанами, как и вообще с людьми труда, были популярны в СССР. В собрании «Царицына» есть и другие произведения такого рода: фарфоровые скульптуры «Кубанский чабан» (1954) Алексея Георгиевича Сотникова (1904–1989) и «Сон чабана» (1960-е) работы Исидора Григорьевича Фрих-Хара (1893–1978).
О внимании к этой профессии свидетельствует то, что в СССР существовали региональные награды для пастухов — нагрудные знаки «Лучшему чабану Ставрополья», «Лучшему чабану» Калмыкии, Липецкой и Курской областей.
Бюро фирмы Генриха Гамбса
Просто взглянув на это бюро, похожее на архитектурное сооружение, декорированное золочеными деталями и росписью по стеклу, можно понять, что перед нами – произведение искусства, созданное незаурядными мастерами. Проведенный анализ материалов и техники исполнения предмета – толщины шпона, вязки ящиков, задника, стеклянной вставки с эгломизе (вид гравировки с последующей позолотой) – подтвердил подлинность вещи и её относительно раннюю датировку: конец XVIII – начало XIX веков.
Конструкция, материалы и размеры
При создании бюро использованы дуб и хвойные породы, красное дерево, вяз, золочёная бронза, латунь, стекло. Высота предмета – 153 см, ширина – 120 см, а глубина – 66 см. Корпус выглядит как трёхчастная архитектурная композиция; центральная часть выполнена в виде античного храма с портиком и двойными дорическими колоннами.
Композиция
За дверцами портика спрятаны ряды полок, а за каждой из боковых створок – по четыре ящика. Нижний ярус содержит два ряда из пяти ящиков с полукруглой нишей посредине. Верхний ряд – имитация; он представляет собой откидную планку, за которой находится доска для письма, покрытая красным сафьяном. В глубине видны открытые полочки, ниша, ящички для письменных принадлежностей.
Подробнее о конструкции и внутреннем устройстве бюро смотрите в видео-обзоре.
Корпус бюро выполнен в стиле жакоб. Он был назван по фамилии знаменитого французского мастера, создавшего определенную предметную эстетику, отвечавшую вкусам неоклассицизма. Стилю свойственны строгие очертания предметов, использование отделки красным деревом, тонкие латунные накладки, закруглённые углы.
Стиль жакоб в России успешно развивал Генрих Гамбс (1765–1831). Бюро из собрания музея-заповедника «Царицыно» можно с полным основанием отнести к продукции фирмы Генриха Гамбса 1800-х годов.
Замечательный образец русского мебельного искусства представляет большую художественную, культурную и антикварную ценность и является ценным пополнением собрания музея.
Подробности об экспозиции смотрите в материале «Выставка новых поступлений». Экспозиция работает с 20 октября в залах Хлебного дома.