Что нового в понимание бытия вносит включение в нее субъективной реальности
Несимметричность отношения бытия и сознания.
1. Какую сторону отношения бытия к сознанию — содержательную или формальную — рассматривает здесь Маркс? Можно ли говорить о формальном единстве бытия и сознания?
«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[3].
Бытие как единство субъективной и объективной реальности.
1. В чем недостаточность понимания бытия только как объективной реальности, существующей до и независимо от субъекта?
2. Что нового в понимание бытия вносит включение в нее субъективной реальности?
3. Каким новым содержанием наполняется объективная реальность благодаря включению в нее субъективной?
4. Как с рассмотренных позиций можно определить бытие?
«Существующая вне человеческого сознания объективная реальность и субъективная реальность, являющаяся его продуктом и существующая лишь в нем, несмотря на их серьезное различие, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Эта глубинная связь их единства и взаимодействия, охватывающая все возможные состояния субъективной и объективной реальности, всю действительность в прошлом, настоящем и будущем, отражается и фиксируется философской категорией «бытие». Бытие есть единство объективной и субъективной реальности. Особый смысл категории бытия состоит в том, что она говорит о «завязанности», задействованности человека в мире, который без субъективной реальности, создаваемой человеком, был не столь полным, разнообразным и динамичным, ибо благодаря субъективной реальности и сама объективная реальность, и все бытие наполняются новыми явлениями: техническими сооружениями, новыми ландшафтами, космическими устройствами и т.д., которых не было и не могло бы быть без активной деятельности человека, без субъективной реальности»[4].
Вопросы для самоконтроля:
1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика
2. Возникновение и развитие философской проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
3. Проблема субстанции. Монизм и дуализм. Развитие представлений о субстанции и его связь с развитием уровня естествознания.
4. Современные трактовки бытия.
[1] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20 С.42, 43.
[2] Декарт. Начала философии// Избр. произведения. М., 1950. С. 428.
[3] Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13.С. 6-7.
[4] Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990. С. 42.
Бытие как единство субъективной и объективной реальности.
1. В чем недостаточность понимания бытия только как объективной реальности, существующей до и независимо от субъекта?
2. Что нового в понимание бытия вносит включение в нее субъективной реальности?
3. Каким новым содержанием наполняется объективная реальность благодаря включению в нее субъективной?
4. Как с рассмотренных позиций можно определить бытие?
«Существующая вне человеческого сознания объективная реальность и субъективная реальность, являющаяся его продуктом и существующая лишь в нем, несмотря на их серьезное различие, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Эта глубинная связь их единства и взаимодействия, охватывающая все возможные состояния субъективной и объективной реальности, всю действительность в прошлом, настоящем и будущем, отражается и фиксируется философской категорией «бытие». Бытие есть единство объективной и субъективной реальности. Особый смысл категории бытия состоит в том, что она говорит о «завязанности», задействованности человека в мире, который без субъективной реальности, создаваемой человеком, был не столь полным, разнообразным и динамичным, ибо благодаря субъективной реальности и сама объективная реальность, и все бытие наполняются новыми явлениями: техническими сооружениями, новыми ландшафтами, космическими устройствами и т.д., которых не было и не могло бы быть без активной деятельности человека, без субъективной реальности»[††††††].
Концепция природы Ньютона.
1. В чем суть идеи абсолютного пространства, которое И. Ньютон принципиально отличает от пространства относительного и которое играет важную роль в его трактовке силы и инерции?
2. Чем отличается Ньютоново понятие пространства от картезианского?
«Время, пространство, место и движение, — пишет Ньютон, — составляют понятия общеизвестные. Однако необходимо заметить, эти понятия обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами. Отсюда происходят некоторые неправильные суждения, для устранения которых необходимо вышеприведенные понятия разделить на абсолютные и относительные, истинные и кажущиеся, математические и обыденные.
I. Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительно, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год.
II. Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел, и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное…
III. Место есть часть пространства, занимаемая телом, и по отношению к пространству бывает или абсолютным, или относительным…
IV. Абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного места в другое, относительное — из относительного в относительное же…»[‡‡‡‡‡‡]
«Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние».
«Относительные движения друг по отношению к другу тел, заключенных в каком-либо пространстве, одинаковы, покоится ли это пространство или движется равномерно и прямолинейно без вращения».
«Если бы в этом центре помещалось то тело, к которому все тела наиболее тяготеют, … то такое преимущество должно бы предоставить Солнцу. Но так как Солнце само движется, то надо бы избрать такую покоящуюся точку, от которой центр Солнца менее всего отходит…».[§§§§§§]
Бытие как единство субъективной и объективной реальности
“Существующая вне человеческого сознания объективная реальность и субъективная реальность, являющаяся его продуктом и существующая лишь в нем, несмотря на их серьезное различие, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Эта глубинная связь их единства и взаимодействия, охватывающая все возможные состояния субъективной и объективной реальности, всю действительность в прошлом, настоящем и будущем, отражается и фиксируется философской категорией “бытие”. Бытие есть единство объективной и субъективной реальности. Особый смысл категории бытия состоит в том, что она говорит о “завязанности”, задействованности человека в мире, который без субъективной реальности, создаваемой человеком, был не столь полным, разнообразным и динамичным, ибо благодаря субъективной реальности и сама объективная реальность, и все бытие наполняются новыми явлениями: техническими сооружениями, новыми ландшафтами, космическими устройствами и т.д., которых не было и не могло бы быть без активной деятельности человека, без субъективной реальности”.
(Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990. С.42.)
1. В чем недостаточность понимания бытия только как объективной реальности, существующей до и независимо от субъекта?
2. Что нового в понимание бытия вносит включение в нее субъективной реальности?
3. Каким новым содержанием наполняется объективная реальность благодаря включению в нее субъективной?
4. Как с рассмотренных позиций можно определить бытие?
Бытие как синтез объективного и субъективного
“. Оперируя понятием “бытие”, философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Эта реальность, данная в мышлении, но тем не менее имеющая доказуемое объективное значение.
Понятие бытия не является гипостезированием субъективности, но и не в состоянии заменить собой позитивное раскрытие реальности.
Вместе с понятиями и темами, вовлеченными им в мышление, “бытие” строит схемы, не совпадающие с эмпирической действительностью, но и не ограничивающиеся рамками идеальности. Являясь как бы прафеноменом философского понятия, категория бытия доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели”.
(Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. С.236-237.)
1.Сопоставьте позиции прочитанного отрывка с предыдущим о двух смысловых оттенках бытия. В чем Вы видите различие представленных здесь подходов?
2. По материалу А.Л. Доброхотова выделите две крайние точки зрения в понимании смысла бытия. Считаете ли вы возможным принять содержащиеся здесь характеристики двух указанных подходов?
Глава II. Проблемы онтологии культуры
У создателей семиотики было достаточно оснований считать язык началом и базой любых форм общения и коммуникации. В культуре, выросшей на Библии, это более чем естественно. Слово, ставшее плотью, о котором говорится в Евангелии от Иоанна, почти двумя тысячелетиями ранее утвердило изначальность языка. Еще более раннее свидетельство содержится в рассказе Старого Завета о том, как Бог дал Моисею на горе Синай «скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31:18). Трудно представить более веское доказательство первичности языка как средства коммуникации (в западной, иудео-христианской культуре). Правда здесь сразу же возникают некоторые вопросы о соотношении письменного языка и устной речи, знака и звучания. Проблемы знака и значения выдвигаются все настойчивее еще и потому, что в искусстве пытаются найти ключ к раскрытию духовного содержания, которое уже самой своей потребностью быть сообщенным приобретает характер знака.
Любой духовный процесс в качестве основных составляющих вмещает единство реальности, субъективного действия с нею познающего индивида и экстраполяции знания об эталонном объекте на художественную реальность. Любой фрагмент бытия способен приобрести по мере вовлечения его в художественную деятельность двойное бытие, ибо он, во-первых, остается элементом независимой от человека реальности «в себе» (вещью, свойством, отношением), во-вторых, начинает функционировать как знак, как репрезентант (выразитель, модель) какой-нибудь иной реальности, т.е. становится значащей для человека формой. Знаки языка бесконечно разнообразны, и каждый из них способен репрезентировать какую-либо идеально извлекаемую человеком сущность того или иного порядка.
Знаки языка можно разделить на слова и иконические знаки, причем соответствующее оперирование этими знаками есть не что иное как вербально-логическое и синтетическое художественное мышление, представляющие разные уровни духовной деятельности.
Если представить себе, что существует троякое отношение: автор – слово (язык) – действительность,– то могут существовать различные отношения между этими тремя сторонами. Предположим два различных вида таких отношений:
Автор Автор
Бытие есть единство субъективной и объективной реальности
Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира в котором живет человек вводится важное понятие – «действительность», или «реальность», и будем рассматривать эти два термина как синонимы.
Действительность – это совокупность всех состояний прошлого, настоящего и будущего. В действительности всегда имеют место процессы возникновения, становления, существования, исчезновения. Важно понимать, что вещи, события, процессы бывают разного рода и существуют они вне и независимо от нашего сознания. Такого рода действительность, охватывающую все, что существует вне человеческого сознания, мы называем объективной реальностью.
Существует реальность, или действительность другого рода. Она соответствует особому состоянию нашего сознания, она существует в нашем сознании, мышлении, воображении, т.е. в субъективной реальности.
Субъективная реальность – это продукт деятельности человека. Создаваемая человеком субъективная реальность определенным образом связана с реальностью объективной, как и сам человек связан с окружающим миром. Субъективная реальность выражается, прежде всего, в мыслях и образах, научных знаниях и художественных замыслах и т.д.
Основные формы бытия:
ü материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
ü идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
ü человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
ü социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Из рассмотрения понятия «бытие» возникает вполне сознательное стремление человека постичь глубинный смысл и найти нечто прочное, устойчивое, закономерное.
2. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя».
Понимание материи всегда было связано с поиском носителя всех свойств явлений и предметов, существующих в реальности. В результате возникла проблема субстанции.
Субстанция (от лат. substantia – то, что лежит в основе) обозначает сущность, нечто, лежащее в основе, объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства (внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует).
Если определенная философская концепция исходит из одной субстанции, то это – монистическая философия, но само понимание может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учение Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, философия Платона, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами – материальным и идеальным (например, учение Р. Декарта). Если признается много начал – плюрализм.
В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа); как конкретная индивидуальность (Бог), как существенное свойство; как то, что способно к самостоятельному существованию; как основание и центр изменения предмета; как логический субъект и т.д. Это был путь формирования научного понимания категории материи.
В истории философии, пожалуй, не найти такой философской системы, в которой бы не давалось свое понимание категории «материя».
Понятно, что проблема материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались, прежде всего, философами-материалистами от древних до современных. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития. Определение понятия «материя» было дано В.И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909): «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
3. Движение представляет необходимое, существенное, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.
Свойства движения:
ü возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
ü всеобъемлюще (движется все);
ü постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).
Основные типы движения:
Качественное– изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств;
ü Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм.
ü Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»).
Количественное– перенос материи и энергии в пространстве.
Соответственно иерархии форм материи существует качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.
Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» выделил пять форм движения материии предложил их следующую классификацию: механическое – перемещение тел в пространстве, физическое – движение молекул, химическое – движение атомов, биологическое – органическая жизнь, социальное – развитие общественных отношений в результате практической деятельности человека, история общества.
Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на три основные группы форм движения материи: в неорганической природе, в живой природе и в обществе. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химических форм движения, живую – биологическая, а общество – социальная форма движения.
Познание движения неминуемо приводит к познанию пространственно-временных характеристик и отношений.
4. Признавая объективность материи, диалектический материализм признает объективную реальность пространства и времени. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени.
Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития.
Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Пространству и времени присущи такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство прерывности и непрерывности, абсолютность и относительность.
Вместе с тем, несмотря на наличие общих свойств, пространство и время имеют свою специфику. А в ряде существенных признаков они различны. Так, пространство трехмерно, время – одномерно, однонаправлено, течет от прошлого к настоящему и от него к будущему. Если пространство выражает протяженность, форму расположения тел, то время – длительность их существования. Наконец, пространство обладает свойством симметрии, время же не обладает им, оно необратимо.
Пространство и время есть единство бесконечного и конечного. При этом бесконечность следует понимать в количественном и качественном отношении.
Субстанциональный (Демокрит, Эпикур):сторонники подхода считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношения между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.
Реляционный (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель): время и пространство – отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.
Теория относительности Альберта Эйнштейна (середина XX в.). Согласно данной теории пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Теория подтвердила правильность реляционной теории, то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи, перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.
Ключевые понятия:онтология, бытие, небытие, материя, субстанция, реальность, движение, пространство, время, атрибут, самоорганизация материи, синергетика.
Субъективная реальность в философии
Субъективная реальность зависит от человека, от его взгляда на мир. Мы все видим мир немного субъективно, но существуют философские концепции объяснения феномена субъективной реальности, и чтобы иметь представление о ней, стоит подробнее узнать о концепциях. А если вы хотели понять, почему так происходит, то это описано в статье иллюзия реальности, почему люди видят мир различно.
Одним из главных вопросов познания реальности, является вопрос: что есть реальность и какая она? Существует множество делений, но одними из главных является деление на субъективную реальность и объективную. Объективная реальность-это та, что существует независимо от человека. От его воли, воображения, сознания. И даже если человек умрет, она будет существовать.
В философии познание понимается как вид отражения реальности. Субъект познания-это индивид или некое сообщество, которое обладает определенным уровнем знаний и осуществляет с этим уровнем знаний познание себя и окружающего мира. Объект-это то, на что направлено познание. Отношение субъекта объекта толкуется по-разному, поэтому и точки зрения различны.
Некоторые ученые были за субъективную реальность, некоторые против. К примеру, физики Девид Бом, Вернер Гейзенберг, Нильс Бор, нейрофизиолог Девид Прибрам-были за. Придерживается похожей концепции и небезызвестные Экхарт Толле, Стив Павлина и Руперт Спайра. Хотя, с другой стороны, Эйнштейн сказал на это: «Мне хотелось бы думать, что Луна существует, даже когда я на нее не смотрю».
Описание субъективной реальности
Существенные данные по этому вопросу дали предсмертные переживания. К примеру, психиатр Литвак на основе собственного опыта пребывания в коме и других случаев клинической смерти описал фазы регресса и восстановления психики.
Позднее, с развитием антропогенеза человека происходило качественное изменение субъективной реальности. А с качественным изменением появился и сознание и язык. Т.е. изучение нашего сознания дало толчок развитию нашего понимания реальности.
В результате разработки эволюционного подхода получилось, что способность управлять информацией является не чем иным, как способностью управлять ее носителем. При таком подходе субъективная реальность является информационной реальностью.
Один из взглядов на реальность подобен взгляду создателей фильма «Матрица». В этом случае вы просто свой субъективный опыт переносите в более широкую объективную структуру. В таком понимании кроме ограниченной части существует еще и внешняя объективная вселенная, которая реальна. К примеру, как лампа, которая направлена на определенный объект. Вы его видите рядом с ней все очень четко, но за пределами света этой лампы тоже что-то существует. И может даже больше, чем в ее свете.
В этой парадигме Вы не тело с разумом, вы сознание. И физическая вселенная находится в Вас. Получается что мысль имеет творческий и одновременно созидательный элемент. А вселенная похожа скорее на гигантский процессор, который превращает ваши мысли в реальность. Там, где нет мысли, где нет вас в данный момент, вы не контролируете происходящее и не думаете о нем, там нет физического существования. Если мысль не существует, ее физическое проявление также не существует в данный момент.
Существует разница между субъективной реальностью и солипсизмом(признанием собственно сознания как единственной настоящей реальности). Допустим вы спите. И все что происходит во сне вам кажется. Вы знаете что-то, что происходит с Вами во сне, вам не повредит никак. Вы можете делать какие-то вещи для опыта, знания. Но Вы осознаете, что на реальность это не влияет. Солипсизм признает Вас вашим же персонажем, и ваша персона каким-то образом создает другие персонажи как проекцию себя.
Субъективная реальность-это как осознанное сновидение во время бодрствования.
Что такое «Я» в субъективной реальности
Наше я- это сознание в котором все существует: время, природа, пространство, люди, земля, события. Вы верховное самосознание и в Вас находится человек с телом и разумом. Попробуйте представить видеоигру от первого лица. В объективной реальности вы воспримите своего персонажа как себя. И начнете отождествлять его с собой. Прокачивать скилы, навыки. Думать, как улучшить способности. Может покупаете или делаете что-то для улучшения. То же самое будет если у вас 2-3 героя или объекта. Остальное и остальные в игре-это не вы. Это могут быть ваши противники, союзники или никто Вам. Но не Вы сами.
В субъективной реальности Вы отождествляете себя со всей игрой, в которой происходит действие. А вне этого контейнера мира нет. Получается, что ваш персонаж-это не Вы сами, это некая часть Вас. И он бегает внутри Вас вместе с другими персонажами.
Вы не отождествляете себя с ним, поэтому его судьба вас мало волнует. Важно состояние всей игровой вселенной. Роль персонажа только в том, чтобы включаться вовремя в игру и производить в ней изменения.
Другие люди не могут осознавать себя. Все люди не в сознании, даже ваш персонаж. Только сознание сознательно. Существует только одно сознание, и все люди, которых вы ощущаете, существуют в нем. Есть только одно сознание, поэтому есть только один Вы.
Вы видите множество доказательств того, что вселенная не находится внутри вас? Ваши убеждения о реальности проявят физические доказательства, которые с ними согласуются. Поэтому, если вы посмотрите на физическую вселенную, вы просто увидите отражение ваших существующих убеждений о физической вселенной.
Субъективная реальность — это совокупность ваших мыслей или мыслей вашей группы. Итак, для того, чтобы изменить эту вселенную, Вы должны верить в то, что создание мыслью возможно. И не просто верить, вы должны это знать.
На самом деле все, что воспринимает наше сознание немного субъективно. Т.е. реальность любого человека субъективная. Любой человек видит реальность через определенную призму, которая включает в разных пропорциях: наши стереотипы мышления, воспитание, прошлый опыт, генетику(скорость, реакции, соотношение возбуждения и торможения, частично когнитивная гибкость и т.д.), социальный опыт(в частности, влияние мифологического сознания), пропаганду, религиозные и философские представления и т.д. Даже видя одно и тоже, люди воспринимают увиденное различно. Мы зацикливаемся на тех элементах реальности, которые вызывают у нас интерес, радость или страх, а остальные и вовсе можем игнорировать. А другие могут обратить внимание на то, что мы проигнорировали. Или для нас имеет большее значение один факт, для других людей другой. По такому же избирательному принципу работает наша память. Наша реальность-это сочетание объективных и субъективных элементов. Это похоже на видеоигру — вы знаете, что играете в игру, но одновременно воспринимаете игровой мир глазами своего игрового аватара, поэтому игра воспринимается субъективно-объективно. Поэтому стоит прощать другим их ошибки, и они простят вам ваши.
Частично использована статья Стива Павлины.
Захват заложника — психологический эксперимент СССР