Что нового в оплате жкх
Субсидии на квартплату смогут получать даже должники
Однако оформить эту выплату житель может, только если у него нет задолженности по оплате ЖКУ или если он хотя бы заключил соглашение о погашении долгов. Нередко люди оказываются в противоречивой ситуации: из-за снижения доходов они не в состоянии вносить квартплату, появляется долг. Но оформить субсидию невозможно, так как для этого долгов быть не должно. В результате сумма неплатежей растет, а механизм субсидий не помогает.
В будущем предполагается ввести более мягкие условия: отказывать будут только злостным неплательщикам.
Дело о взыскании долга должно быть уже рассмотрено в суде и задолженность подтверждаться вступившим в силу судебным актом. Долги должны были быть за период не более трех последних лет.
Кроме того, желающим оформить субсидию не нужно будет предоставлять справки об отсутствии задолженности. Органы власти станут самостоятельно запрашивать эти сведения через систему межведомственного взаимодействия.
Новый порядок оформления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг будет введен с 1 января 2022 года, заверили в пресс-службе минстроя. Предполагается, что органы соцзащиты при поступлении заявления гражданина на субсидию будут направлять запросы через ГИС ЖКХ поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Поставщики обязаны будут в течение пяти рабочих дней представить сведения об отсутствии у гражданина непогашенной задолженности за последние три года, подтвержденной судом.
Если ответ не представят в установленный срок, информация об этом автоматически будет направлена в органы госжилнадзора.
В 2020 году субсидии получали 3,23 млн семей (на 8% больше, чем в 2019 году), было выплачено 75 млрд рублей (на 6% больше), сообщает минстрой.
Как отмечает главный специалист направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Татьяна Лыкова, на основании данных о доходах населения право на получение субсидии в конце 2019 года имели более 35% семей. То, что значительная доля этих семей не обращалась за субсидией, говорит о том, что процедура сложная и накладная. Новый порядок оформления субсидий может изменить эту ситуацию.
При этом минстрой пытается и далее совершенствовать механизм предоставления субсидий. Ведомство представило на обсуждение законопроект, которым предлагается размещать информацию о должниках за ЖКУ в ГИС ЖКХ силами Судебного департамента при Верховном суде и Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Вносить информацию о погашении задолженности также будет ФССП.
Тарифы, штрафы, льготы: что изменится в оплате ЖКУ в 2021 году
Из-за эпидемии коронавируса в этом году для российских граждан были введены различные послабления, в том числе установлен запрет на начисление неустойки за долги по коммуналке и мораторий на поверку приборов учета. В 2021 году все эти ограничения снимаются. Кроме того, в новом году россиянам придется платить за ЖКХ по повышенным тарифам и получать субсидии на оплату услуг по новом правилам.
Рассказываем подробнее, какие изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства ждут россиян.
Штрафы и пени
Запрет на начисление пеней и штрафов за долги по жилищно-коммунальным услугам был введен с 6 апреля до 31 декабря. С 2021 года гражданам снова будут начислять неустойку. С 1 января неустойку могут потребовать по долгам, возникшим до 6 апреля уходящего года. Если задолженность образовалась в период моратория, гражданам дадут шанс вернуть долг, а пени начислят только с 31-го дня просрочки платежа.
Персональные данные
С января 2021 года поменяются правила взыскания долгов за ЖКУ. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации при подаче в суд иска на должника обязаны будут указать один из идентификаторов гражданина — паспортные данные, ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения. Эти данные они смогут запрашивать через суд у органов власти. Такой порядок позволит получить необходимые сведения и защитит персональную информацию граждан.
Поверка счетчиков
В 2021 году россиянам необходимо провести поверку счетчиков. С 6 апреля до 31 декабря этого года из-за ограничений, связанных с пандемией, был установлен мораторий на поверку. Первые три месяца после отмены запрета — до апреля 2021 года — плату за услуги будут рассчитывать по средним показателям за последние полгода. Но если не провести поверку, с 6 апреля плату начислят по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5.
Рост тарифов
Ежегодно в России плата за коммуналку индексируется, но повышение не может быть выше уровня годовой инфляции. В 2021 году тарифы на услуги вырастут с 1 июля. В каждом регионе установлены свои индексы их повышения. Например, в Москве — это 4,6%, в Подмосковье — 3,6%, а Санкт-Петербурге коммуналка может подорожать максимум на 3,5%. В столице уже с января 2021 года вырастет ставка за пользование жилым помещением для нанимателей квартир госфонда на 3,5%, за содержание жилого помещения — на 4,6%, а минимальный размер взноса на капремонт — на 3,5%.
Льготы на ЖКУ
С января 2021 года россияне, имеющие право на льготы или компенсации по оплате коммуналки, освобождены от предоставления органам соцзащиты документов об отсутствии долгов по коммунальным платежам. Учреждения соцзащиты обязаны будут самостоятельно проверить наличие или отсутствие долгов по квартплате через информационную систему ГИС ЖКХ. При наличии задолженности право на субсидию отменяется.
Накапало
Как не переплачивать за коммунальные услуги, рассказали эксперты «Российской газеты»
Наш собкор из Омска Наталья Граф спрашивает: что делать человеку, который в своей платежке обнаружил рост тарифа с 1 июля больше предельных индексов? Например, в селе Кутузовка Чебаркульского района платеж за отопление вырос на 9 процентов.
Алексей Матюхин: Необходимо посмотреть, на сколько в целом увеличилась оплата за все коммунальные услуги. Потому что механизм ограничений позволяет за тот или иной вид ресурса повысить больше, чем это установлено, например на 7 или даже 10 процентов. Но итоговый совокупный платеж по сравнению с тем, сколько гражданин, к примеру, платил в декабре 2019 года, не должен измениться более, чем это разрешено правительством. То есть, если объединить тепло, воду, электричество, газ, получится не больше предусмотренного по Омской области.
За разъяснением лучше обратиться в органы Госжилнадзора. Насколько правильно начисляются платежи, можно выяснить и в ФАС. Мы проведем проверку соблюдения предельного индекса по субъекту РФ. Можно попробовать перепроверить правильность начисления через «калькулятор коммунальных платежей» на сайте ФАС.
Некоторые регионы объявили, что из-за пандемии не стали повышать отдельные тарифы. Когда их теперь могут поднять?
Алексей Матюхин: Тарифы по законодательству изменяются с 1 июля. Никакой другой даты не может быть. Но регион может принять решение об установлении с июля льготных тарифов для населения, которые могут равняться, например, тарифу 2019 года. Тариф для компаний повысился, а для граждан нет. И эту дельту компенсирует бюджет субъекта Федерации. Регион вправе через несколько месяцев отменить такой льготный режим, и у жителей подрастут платежи в квитанциях. Но плата граждан при этом все равно не должна измениться на процент, больше утвержденного правительством индекса.
Светлана Разворотнева: Добавлю, что есть еще взносы за капитальный ремонт, которые устанавливаются не федеральным правительством, а в регионе. В прошлом году многие субъекты Федерации приняли решение об их росте, причем размер «прибавки» устанавливали сами.
Звучали предложения заморозить рост тарифов на год по России в целом из-за трудностей в экономике, вызванной пандемией.
Алексей Матюхин: Хотя повышение платы за ЖКУ происходит с 1 июля, решение об этом принимается в декабре 2019 года.
Долг из-за долгов
Вопрос нашего собкора из Башкирии Ольги Горюновой: будет ли в нынешних условиях рассмотрен вопрос об освобождении многодетных семей или оставшихся без работы от оплаты услуг ЖКХ либо об увеличении размера субсидий?
Светлана Разворотнева: На мой взгляд, освобождением, снижением или заморозкой платы за коммунальные услуги делу не поможешь. Во-первых, эта поддержка не адресная. Во-вторых, искусственное снижение платежей приводит к тому, что у предприятий не хватает средств на качественное предоставление услуг, проведение текущих ремонтов, подготовку к зиме. То есть в результате страдают те же потребители.
Самым лучшим инструментом помощи являются не льготы, а жилищные субсидии. Потому что они предоставляют эту помощь в зависимости не от категорий, а именно от нуждаемости. Например, вы можете быть многодетной матерью, но при этом иметь очень хорошо зарабатывающего мужа. К сожалению, сейчас субсидиями пользуются далеко не все граждане, имеющие на это право. Прежде всего из-за очень сложной процедуры оформления. Например, в Удмуртии некоторым категориям граждан, претендующим на субсидию, необходимо оформить и принести в МФЦ или соцзащиту 32 документа.
Другая проблема в том, что субсидия предоставляется только тем, у кого нет долгов за ЖКУ либо заключено соглашение о реструктуризации задолженности. Получается замкнутый круг. В период пандемии эту систему попытались поломать в ряде субъектов. Например, Москва и Волгоград начали выдавать субсидии при наличии долгов. Но процедура получения новых субсидий осталась сложной.
Отклонено 90% предложений о превышениях
Насколько тарифы для населения экономически обоснованны? Часто говорят, что мы платим меньше себестоимости.
Светлана Разворотнева: Тарифы везде разные. Где-то они действительно ниже обоснованного, например на Камчатке, на Дальнем Востоке. Там население платит меньше, и выпадающие доходы субсидируются региональными органами власти. Где-то это происходит завуалированно. У нас тарифы ниже, чем во многих странах Западной Европы, а платим мы по факту больше. Потому что воровство, теплопотери, неэффективная модернизация, изношенная коммунальная инфраструктура.
Нам поступил вал обращений от регионов, мы документы посмотрели и 92% из них вернули обратно. То есть на 90 процентов сократили превышения, которые планировались в этом году с 1 июля. Нам несли документы: «Мы планируем, возможно, в январе установить норматив такой-то. «. Или письма от глав крупных городов: возможно, мы планируем в июле или в августе 2020 года заключить концессионное соглашение, согласуйте нам рост тарифов на 35 процентов. Это как минимум несерьезно.
Светлана Разворотнева: Изменение нормативов не всегда приводит к тем результатам, на которые надеется население. Тема изменения нормативов на отопление активно обсуждалась весь прошлый год. Минстрой принял методику расчета. Оказалось, что старые, ветхие, малоэтажные дома, которые реально потребляют очень много тепла, должны получить очень высокий норматив. Принятие таких нормативов пришлось отложить до января 2022 года.
Мусорные платежи
Вопрос из Самары: как справедливее было бы назначать тарифы на вывоз мусора исходя из метража или количества проживающих?
Светлана Разворотнева: Не мне этот спор разрешить. К нам тоже приходит огромное количество писем от граждан с формулировкой, что мусорят не метры, а люди. Скорее всего, главной причиной такого подхода является простота администрирования платежей. Посчитать количество реально проживающих чрезвычайно сложно: зарегистрирован один человек, а живет 10.
Но больше всего возмущает людей невозможность пересчитать плату в случае неоказания услуги. Если человек уехал на лето на дачу, все равно ему будут приходить платежки за вывоз ТКО. И мы, общественники, и депутаты Госудумы неоднократно поднимали вопрос о необходимости ввести процедуру перерасчета. Однако до сих пор этого не сделано.
Дезинфекция или ремонт
Пандемия породила новые вопросы. Жалоба из города Киржач Владимирской области: управляющая компания взяла с жителей 21 тысячу рублей за дезинфекцию подъездов. Есть ли законные основания списывать эти расходы с жителей?
Светлана Разворотнева: Никаких законных оснований нет, потому что, если следовать Жилищному кодексу, все решения, касающиеся стоимости жилищных услуг, принимаются гражданами.
Расходов на дезинфекцию в минимальном перечне услуг по содержанию общедомового имущества просто нет. И когда региональные власти предписали проводить эти работы то, на мой взгляд, должны были определить источник финансирования. Было бы логично, если бы такие расходы шли из фондов на чрезвычайные ситуации, которые есть у регионов. К этому же призывал минстрой. В мае проводили мониторинг, и выяснилось, что минимум в 40 регионах, в том числе во Владимирской области, никакой помощи УК со стороны местных властей не было.
Управляющие компании были вынуждены самостоятельно решать эту проблему. И они ее решили за счет текущих ремонтов, за счет работ по подготовке к зиме. Поэтому есть опасения, что отопительный сезон мы встретим еще менее готовыми.
Газ на газ не приходится
Недавно было объявлено, что тарифы на газ вырастают с 1 августа на три процента. Почему не с июля?
Светлана Разворотнева: Речь идет о повышении цен для оптовых потребителей, которое не всегда происходит с 1 июля. На потребителей это сейчас никак не повлияет. Повышение оптовых цен закладывается при установке тарифа. По Московской области было принято решение о переносе сроков повышения тарифа на газ, но это было чисто социальное решение области.
В Москве в последние пару лет тариф на электроэнергию для тех, у кого электрические плиты, растет сильнее, чем для тех, у кого газовые плиты. Обычно это объясняется желанием уравнять тарифы.
Алексей Матюхин: Предельные платежи устанавливаются по методике, которая утверждена правительством. На самом деле они утверждены долгосрочно, там определенная формула. Туда вносятся показатели социально-экономического развития и другие моменты. Цифра повышения в первую очередь связана с социально-экономическим положением региона, развитием, активным строительством, реализацией программ комплексного развития и другими моментами.
Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации.
Эксперт в статье:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal
Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок. А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.
Что входит в жилищно-коммунальные услуги
В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.
Правила предоставления коммунальных услуг
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.
Обязанности исполнителя:
Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.
Нормативы потребления
Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).
Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.
В каких случаях вносятся изменения в нормативы:
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
В ЕПД входит плата за следующие услуги:
Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф. При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире. В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.
С января 2021 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.
Субсидии на оплату коммунальных услуг
На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:
Также к категориям льготников относятся:
Каким должен быть доход для получения субсидии
Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.
Большой долг за коммунальные услуги: что делать?
Последствия большого долга за коммунальные услуги:
Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.
Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.
Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.
Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.
Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.
Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.
Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.
Эксперт рассказала, как из россиян будут выбивать долги за ЖКХ
«Без помощи государства коммунальную отрасль может ждать коллапс»
Подготовка домов к отопительному сезону, установка «умных» счетчиков, снижение платежной дисциплины — все это бьет по бюджету ресурсоснабжающих и управляющих компаний (УК): работы меньше не становится, а денег на все не хватает. Однако они нашли традиционный способ выжить — залезть в карманы россиян: качество услуг упало, а тарифы ЖКХ выросли. Между тем сами граждане еле сводят концы с концами из-за падения доходов и не знают, какой счет им выставят после снятия моратория на штрафы за неуплату «коммуналки».
Наталья Чернышева, специалист в области жилищно-коммунального хозяйства, директор Организации народного контроля, в ходе онлайн-конференции ответила на вопросы читателей «МК» и рассказала, как формируются тарифы, грозит ли домохозяйствам финансовый кризис и что ждет отрасль к концу года.
Фото: Екатерина Шлычкова
— Согласно исследованию Росстата, средняя российская семья платит за услуги ЖКХ 4,8 тыс. рублей, что примерно на 10% больше, чем было годом ранее. Получается, что рост цен на коммунальные услуги превышает официальную инфляцию в 2,5–3 раза. В чем причина такого дисбаланса?
— Что ж, результаты исследования Росстата очень похожи на правду. Разные отраслевые специалисты уже приводили аналогичные цифры. Действительно, рост тарифов превышает уровень инфляции.
Единственный способ узнать, насколько тарифы ЖКХ правомерны, — провести их независимый аудит. У меня есть подозрение, что тарифы не проходят такую проверку — их просто берут с потолка, а потом эту непонятная цифра корректируется на инфляцию. И такой принцип используется из года в год.
На самом деле сначала необходимо понять базу, по которой считается сам тариф. Например, сколько тратится на какие-то обновления, цифровизацию или еще какие-то вещи — это все будет закладываться в тариф, и тогда он будет обоснованным.
— Многие потребители, судя по обращениям читателей «МК», до сих пор не имеют понятия, по какому принципу в России устанавливаются тарифы ЖКХ. Так откуда они все-таки берутся?
— Давайте разберемся. Когда мы получаем платежку, там у нас значатся жилищно-коммунальные услуги. Жилищные услуги, которые обозначаются буквой «Ж», мы можем проверить. Сумму выписывает управляющая компания, и люди видят, какие расходы у нее были: проверка лифтов, дымоуловителей, обслуживание подъездов, текущий ремонт… Если говорить именно о букве «К» — коммунальных услугах, то тут проверку провести невозможно. Это большая тайна, в которую обычных жильцов не посвящают. Тарифы никогда не аудировались, и из чего они складываются — неизвестно. При попытке же организовать их независимый аудит мы сталкиваемся с огромным противодействием со стороны и законодательных, и исполнительных органов.
— Как с этим бороться?
— Никак. Мы много раз обращались в разные органы местной власти: «Давайте проаудируем тарифы». Положительного ответа на предложение мы никогда и нигде не получили. Управляющие компании тоже говорят, что они не имеют к этому никакого отношения: у них, дескать, есть тарифы, которые утверждены законодательными органами власти (в каждой области они свои). Как их устанавливают — повторюсь, большая тайна, которую очень хочется разгадать. Но без аудита это невозможно.
— В этом году многие россияне ждали, что власти откажутся от традиционной июльской индексации коммунальных тарифов и «заморозят» их из-за падения доходов населения. Однако этого так и не произошло: тарифы подняли в среднем по России на 4%. Насколько обоснованным было такое решение?
— Очень хотелось бы, чтобы тарифы не повышались с 1 июля. В этом году нам все скорректировала пандемия, и очередное повышение для многих жителей страны, потерявших доходы, стало настоящим кошмаром. Между тем опыт показывает: когда власти снижают необходимые оплаты, в том числе и за ЖКХ, жители платят охотнее. Когда были уменьшены платежи на капремонт за 3 месяца, жители платили больше из чувства благодарности. Они видят, что о них позаботились, и отвечают взаимностью.
— При этом на фоне пандемии собираемость платежей падает. Есть данные, что треть россиян в пандемию перестали платить за услуги ЖКХ. Понятно, доходы упали, но есть и другая причина: на штрафы за неуплату наложен мораторий до конца текущего года. Что будет с задолженностью, когда мораторий снимут? Какой долг может образоваться у жильцов?
— Мораторий был очень правильным решением. В России уже около 4 миллионов безработных, и к концу года, по самым оптимистичным прогнозам, планируется, что их количество вырастет до 5 миллионов, а по реалистичным — до 7 миллионов. Сейчас люди теряют работу даже чаще, чем в период самоизоляции, а найти новую очень тяжело. Поэтому у населения копятся долги за ЖКХ: многие добросовестные плательщики, которые раньше исправно платили за потребленные ресурсы, понимают, что сейчас им это стало не по карману.
К сожалению, еще не выработан механизм, как проблема задолженности будет решаться после 1 января 2021 года. Сейчас нет четкого регламента от Минстроя. Власти должны объяснить, каким образом будут возвращены пени, штрафы, а также отключение ресурсов за неуплату. В этих условиях можно посоветовать только одно: тем жильцам, у которых уже накопились большие долги, нужно не стесняться, скорее бежать за субсидиями по ЖКХ и обращаться за рассрочкой в управляющую компанию. Это не было сказано в постановлении правительства о моратории на отключение, однако в Минстрое несколько раз подчеркивали, что тем, кто не может платить, нужно договариваться о рассрочке, иначе УК сможет принимать свои меры.
— По этому поводу — вопрос от читательницы: «За время пандемии накопился долг. Сейчас нахожусь на даче, и пока разобраться с этим нет возможности. Когда надо погасить задолженность, чтобы не было проблем? Интересует пошаговая инструкция».
— Если вы сейчас находитесь на даче, то вам нужно как можно скорее связаться со своей управляющей компанией, потому что она уже наверняка вывешивает вашу квартиру в «черных списках» должников. К сожалению, УК до сих пор имеют на это полное право, но отключать ресурсы они не могут. Я очень боюсь, что управляющие компании, когда им дадут карт-бланш и разрешат отрезать должников от ресурсов, начнут массовые отключения газа, отопления… В холодное время года (а правительственный мораторий истекает 1 января) это станет просто издевательством. Но долги будут пытаться выбить любыми средствами.
Между тем в некоторых регионах накопились огромные суммы задолженности: самое меньшее падение платежей — на 30%, а кое-где доходит и до 70–80% — это катастрофическая ситуация. Сейчас без помощи государства не обойтись. В первую очередь нужна бюджетная поддержка ресурсникам, а именно — адресные субсидии. Все должно решаться в каждом случае отдельно.
Что касается граждан, то чем больше обращений за субсидиями будет, тем лучше. Не надо сидеть и ждать, что ваши личные доходы сами по себе вырастут, и вы снова окажетесь способны платить за «коммуналку». Правительство должно понять, что помогать каждому по отдельности очень тяжело: есть шанс утонуть в многочисленных обращениях. Легче организовать массовую выдачу субсидий — например, 30% или 50% от счета по ЖКХ государство временно берет на себя. Если людям выдать субсидию, они будут платить охотнее — это действует на психологическом уровне.
— Сейчас далеко не все получают такую поддержку от государства. Снова цитирую письмо читателя: «За время пандемии накопились долги, и возможности оплатить счета пока нет. Работа есть, но денег на оплату не хватает. Теперь меня включают в этот список «стыд и позор должникам», чувствую себя тунеядцем, как раньше в СССР». Это вообще законно: публично ставить неплательщиков к «позорному столбу»?
— Неприятно получать такую бумагу и тем более видеть свою квартиру и фамилию на дверях подъезда, но, чтобы не входить в список должников, рекомендую договориться с УК о рассрочке, а не прятаться от нее. УК не могут, пока действует мораторий, отключать коммунальные услуги должникам, но называть их публично и говорить, какие у людей долги, им никто не запрещает. Правда, в некоторых регионах ресурсы все равно отключают. Это абсолютно незаконно, и в таких случаях надо обращаться в прокуратуру и жилищную инспекцию.
— Грядет отопительный сезон. Уже раздаются голоса о том, что на все мероприятия по подготовке домов к холодам у управляющих компаний денег может не хватить, так как неплательщиков стало больше. Удастся ли подготовить все дома к отопительному сезону вовремя?
Сейчас ситуация действительно тяжелая, и подготовка зданий к зиме задерживается. Здесь опять же не обойтись без помощи государства. Управляющим компаниям приходится нелегко: если платежи упали в среднем на 50%, то УК просто не могут расплатиться с субподрядчиками.
— Как это отразится на потребителях? Могут ли жильцы в сезон холодов остаться без тепла?
— Остается надеяться на лучшее — на то, что не будет никаких аварийных ситуаций. Сейчас мониторинг аварийности в сфере ЖКХ стал лучше, но подготовка домов к зиме не должна зависеть от надежд на авось. Там, где по каким-то причинам не успевают подготовить дом, нужна поддержка государства. Должны выделяться федеральные субсидии. Другого выхода пока нет. Между тем жильцы и сами должны проявлять активность и мониторить ситуацию: зимой, в разгар холодов, будет уже поздно.
— А как, собственно, ее отслеживать самим?
— В первую очередь этим должен заниматься совет многоквартирного дома, либо председатель ЖСК, либо ТСЖ. Жильцы имеют право обратиться и спросить, был ли дом сдан к зиме. Можно также узнать в УК, как идет подготовка, все ли документы подписаны муниципальными депутатами. Это нужно, чтобы знать, кто несет ответственность. У граждан могут быть сомнения в том, что все было сделано правильно: вдруг подписи были подделаны? Такие ситуации не редкость, и с этим надо разбираться. В тех домах, жители которых не пускают ситуацию на самотек, можно надеяться, что дома будут хорошо подготовлены и приняты к зиме.
— С 1 июля, как известно, россиян обязали устанавливать «умные» счетчики электроэнергии. Оплачивать это мероприятие придется энергокомпаниям. Ресурсники будут приобретать новые приборы учета на заемные средства? Не получится ли так, что гасить кредиты придется жильцам, и все издержки будут заложены в тариф?
— Действительно, такой риск есть. По закону счетчики устанавливаются не за счет жителей, а за счет УК и ресурсоснабжающих организаций. Хочу предупредить: если вам предложат установить счетчики за деньги, то ни в коем случае не платите, не впускайте мошенников в квартиру и сразу сигнализируйте о случившемся в УК. Жители не должны ничего за это платить.
Если же говорить о том, что будет потом с расходами на «умные» счетчики, то они действительно, скорее всего, будут включены в тариф и в конечном итоге лягут на плечи потребителей. Здесь выиграют те, у кого раньше не было счетчиков, кто платил по среднему тарифу. А сильно проиграют те, кто уже имел многофазные счетчики и уже привык включать стиральную или посудомоечную машину в ночное время, когда тариф достаточно низкий. Для таких потребителей новое требование станет дополнительным финансовым бременем.
— Выходит, энергокомпании разделят свои издержки абсолютно на всех жильцов — вне зависимости от того, установлен ли у плательщика «умный» счетчик или нет, сумма будет «размазана» и включена в тариф?
— К сожалению, да. Новый счетчик им не нужен, но платить все равно придется больше. Призываю Министерство строительства и ЖКХ решить эту проблему, чтобы тем, у кого уже были многофазные счетчики, снизили затраты на электроэнергию.
— Как сильно может увеличиться тариф на электроэнергию?
— Если его «размажут» на несколько месяцев, то сумма вырастет не более чем на 0,5%. Но все равно это деньги, которые для многих семей с невысоким доходом ощутимы.
— Читатели жалуются на снижение качество уборки в доме: «Раньше мыли на совесть, а теперь пару минут повозят тряпкой на лестничной клетке, и все. Когда просим помыть тщательнее или убрать расклеенную рекламу, говорят: 200 рублей за это». Почему качество услуг снизилось? Куда обратиться, как бороться?
— По последним соцопросам, больше 80% жителей недовольны своими УК. Остальных жильцов, боюсь, просто не спрашивали. Действительно, УК пытаются очень сильно сэкономить на своих работах, своих расходах, что приводит к снижению качества услуг. Во время пандемии управляющие компании были обязаны проводить дезинфекцию со специальными средствами, причем за свой счет. Это серьезно ударило по их бюджету.
Но все равно жители должны проверять свои УК: просить представить свою отчетность за предыдущий год. Если в документах сказано, что компания проводила ежемесячную проверку лифтов, дымоуловителей и так далее, а на деле этого не было, — значит, расходы включены в платеж неправомерно. У УК можно потребовать компенсацию или идти в жилищную инспекцию, в прокуратору и в суд.
— Из-за коронавируса большинство дворников, уборщиков из числа мигрантов уехали на родину. Не возникнет ли кадровой проблемы? Пойдут ли на работу в ЖКХ коренные россияне?
— В любом случае нанимать сотрудников придется. Будет правильно, если компании начнут принимать на работу местных жителей, ведь очень многие потеряли работу и согласны на любую зарплату. Когда нечем кормить семью, оплачивать счета, покупать продукты, то людям не до капризов. Считаю, что УК должны нанимать именно местных жителей, чтобы дать им возможность заработать. Скорее всего, УК платили меньше персоналу из других стран, это им было выгодно. Сейчас надо менять такую политику.
— Подведем итоги: что ждет отрасль к концу года — с учетом июльской индексации, роста тарифов из-за перехода на «умные» счетчики электроэнергии, скорой отмены моратория на начисление штрафов за неуплату «коммуналки», а также падения доходов населения и роста безработицы? Грозит ли ресурсникам и домохозяйствам финансовый кризис?
— К сожалению, без помощи государства отрасль ЖКХ может ждать коллапс. У жителей накапливаются большие долги, многие теряют работу и оказываются в крайне бедственном положении. Именно сейчас государству самое время помогать людям. Ресурсникам и УК надо выдавать адресные субсидии, а гражданам — массовые. Самим потребителям, пока этого не случилось, нужно как можно быстрее обращаться за адресными субсидиями в МФЦ и договариваться с УК о рассрочке, чтобы избежать отключений своих квартир и локальных финансовых кризисов семейных бюджетов.