Что нового в модерне относительно эклектики

Переход от эклектики к модерну

Эклектика в европейских странах плавно подвела творческую мысль архитекторов к свободному поиску новой стилистики модерна. К середине XIX в. использование элементов разных стилей утрачивает необходимую конструктивную основу для современного строительства. Модерн ищет свой подход к решению новых архитектурностроительных задач.

В разных странах искусство Нового времени было со своим колоритом, но у всех было заметно стремление к эстетизму и романтизму, утонченности и символизму. В разных странах модерн приобрел разные черты и названия, но первые тенденции нового стиля проявились в работах бельгийских и французских архитекторов под термином ар-нуво и «fin de siècle» (в переводе «конец века»).

Известный исследователь искусства модерна Стефан Тчуди- Мадсен определял два центра, повлиявших на его развитие, — школу Нанси во главе с Эмилем Галле (1846-1904) и группу художников, работавших в Париже по заказам Зигфрида (Самуэля) Бинга. Контакт двух стран был обусловлен тесным сотрудничеством таких зодчих в профессиональной среде, как А. Соваж, Ж. Лавиротт, X. Шелкопф, Э. Гимар, Ван де Вельде, где они подпитывались друг у друга идеями, дополняя и развивая их.

Так постепенно вырабатывался почерк нового архитектурного стиля, который стал восприниматься, скорее, как выражение французского феномена. Большое влияние на формирование стиля модерн в целом оказала Всемирная выставка, организованная в Париже в 1900 г., на которой были представлены экспозиции ведущих стран Европы, России и Америки. Германия представила югендстиль (точнее, югендштиль — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 г. иллюстрированного журнала «Die Jugend», то есть «молодые»), Австрия предложила свой «сецессион».

В США новое движение назвали стилем «тиффани», в честь Л. К. Тиффани, в Англии — «модерн стайл» (modern style, буке, современный стиль), Италия представила «стиль либерти», Испания — «модернизмо», Нидерланды— «Nieuwe Kunst», Швейцария— «еловый стиль» (style sapin). Прослеживается очевидная связь между нравами и образом жизни горожан этих европейских стран и тенденциями в области искусства.

Мистицизм начала века с его новыми ожиданиями, социальными идеями и философскими направлениями отразился на образе жизни горожан. Появились здания с новыми функциями, призванные удовлетворять не только утилитарные потребности, но и эмоционально-эстетические: кафешантаны, мюзик-холлы, рестораны, пивные, кондитерские и бистро.

Возникла потребность в завлекающей рекламе, красивых вывесках, входах, витринах. Появились магазины модного платья и других аксессуаров, одежды, мебели, осветительной арматуры, ювелирных украшений, парфюмерии и пр. Требовались упаковочные материалы, рекламные плакаты и афиши, меню и салфетки, что привело к развитию графического дизайна, т. е. художественного подхода к декоративному оформлению бумажной продукции.

Стремление к яркости и декоративности форм вводит новые материалы для оформления фасадов и интерьеров, магазины обзаводятся широкими окнами с интригующими рамами, осветительным оборудованием и техническими средствами бытового оборудования, что стимулирует использование новых технологий в области обработки стекла и керамики.

Стиль модерн отказывается от строгой симметрии, прямых линий и углов в пользу пластики изгибов и асимметричности. Это и знаменитая кривая линия бельгийца Орта, получившая выразительное название «удар бича», и криволинейные орнаменты и формы в произведениях Э. Гимара и итальянского либерти, отношение к линии как к одному из главных средств художественной выразительности проявилось и в творчестве бельгийского архитектора и художника — Ван де Вельде.

Классические мотивы декора Востока и Запада проявились в мотивах женской головки, иногда маски, с длинными вьющимися волосами. Многие мотивы были заимствованы из японского искусства. Цветы и растения с их природной пластикой послужили стилеобразующей основой для образов декора в стиле модерн; орхидеи, ирисы, лилии, маки, хризантемы, ветви цветущих вишен, травы с высокими стеблями, тростники и кувшинки нашли применение как в оформлении интерьеров и предметов мебели, так и на фасадах зданий. К плоскости фасада относились как к композиционному фону, где можно экспериментировать с различными материалами, играть фактурой, ритмами, орнаментами и прочими средствами композиции.

Источник

Эклектика и модерн

Что нового в модерне относительно эклектики Что нового в модерне относительно эклектики Что нового в модерне относительно эклектики Что нового в модерне относительно эклектики

Что нового в модерне относительно эклектики

В архитектуре второй половины XIX века смешались различные стили. Эта стилевая смесь получила название- эклектика. В ней сочетаются ренессанс, барокко, классицизм, русское и византийское зодчество, и.т.д.

В 1860-1880-х годах на месте деревянных домов стали строить 4-6 этажные доходные дома с замкнутыми дворами-колодцами, квартиры в которых сдавались в наем. Такие доходные дома в те годы можно было увидеть во всех частях Петербурга, кроме Адмиралтейского, Спасского и Казанского районов. Некоторые районы города были сплошь застроены такими домами. Это бывшие военные слободы — Преображенская (нынешние 1-10 Советские улицы), Измайловская (нынешние 1-10 Красноармейские улицы), Семеновская (ныне улицы между Витебским вокзалом и Московским проспектом). Невский проспект (от Фонтанки до Александро-Невской Лавры), Литейный проспект, а также набережные Фонтанки, Мойки, канала Грибоедова, Садовой улицы в западной части города. Именно о них писал Ф.М.Достоевский — «дома высокие, холодные, с глухими стенами».2-я треть XIX в. ознаменовалась распадом классицизмаи появлением множества стилизаторских течений. Здания строились в новом греческом, псевдорусском духе, русско-византийском, готическом, бароккои т.п. Завершился этот период эклектизмом. Ззаказчиками всё чаще стали крупные предприниматели, торговцы, акционеры. Их потребности определили направленность застройки Петербурга (конторы, торговые и промышленные сооружения, огромные доходные дома), а их вкусы — внешний вид новых зданий. Соединение красивых, но чуждых друг другу деталей, обилие декора часто нарушало целостность архитектурного замысла, однако отвечало вкусам заказчиков.

Среди архитекторов-эклектиков 2-й половины XIX в. — Р. А. Гедике, Г. А. Боссе, М. Е. Месмахер, И. С. Китнер, П. Ю. Сюзор и др. Вэтот период, были построены: здание Общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова, 13 (1888—1890, Сюзор), крытые рынки, вокзалы, банки, гостиницы, здания акционерных обществ и множество доходных домов. В конце XIX в. на смену эклектизму с его многочисленными разнородными украшениями пришел модерн,отражая настроения переломной эпохи.

Модерн — художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — началаXX в. Слово «модерн» в переводе с французского означает «новейший, современный». Представители этого направления искали новые пути, новые формы выражения, отказавшись от поверхностного использования и смешения стилей, существовавших ранее.

Постоянным спутником архитектуры модерна был лепной декор — от растительного орнамента с прихотливо изогнутыми стеблями и цветами до картушей, женских масок с распущенными волосами, сказочных персонажей; применялись и свободные пластические формы.

Что нового в модерне относительно эклектики

Среди архитекторов петербургского модерна — А. И. Гоген, Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, В. В. Шауб и др

Ранний модернотличается романтичностью, он живописен и декоративен — таковы, например, дом компании «Зингер» (П. Ю. Сюзор; Невский пр., 28: бывший Дом книги) и особняк М. Ф.Кшесинской (А. И. Гоген и др.; ул. Куйбышева, 2—4: ныне — Музей политической истории России). Поздний модернстроже, в нём есть элементы классицизма. Это здание Азовско-Донского банка (Ф. И. Лидваль, В. В. Кузнецов; Большая Морская, 3—5: ныне — Главный междугородный, международный, телефонный телеграфный узел). Здание магазина Гвардейского экономического общества (Э. Ф. Виррих, С. С. Кричинский и др.; Большая Конюшенная, 21—23: ныне — Дом ленинградской торговли, ДЛТ).

В 1910-х гг. на смену модерну пришел неоклассицизм. Архитекторы вновь обратились к классическому наследию XVIII — начала XIX в.; кроме того, возродился интерес к архитектуре Петровской эпохи и древнерусскому зодчеству, — а затем наступила пора массового жилищного строительства.

Источник

Нужны услуги строителей?

Среднее время ожидания первого ответа с момента публикации заявки

Средняя активность исполнителей в рамках одного проекта

Интересуют цены на работу?

более чем 900 видов работ

ценовые предложения с разбивкой по городам

быстрый поиск по исполнителям

список мастеров по выбранной услуге в выбранном городе

Перейти к расценкам на работы

Нужны стройматериалы?

никаких общих фраз и стандартных рекламных текстов

автовыделение самого выгодного предложения

статистический срез по предложениям всех поставщиков

По теме:

Что нового в модерне относительно эклектики

Что нового в модерне относительно эклектики

Что нового в модерне относительно эклектики

Другие интересные публикации:

Что нового в модерне относительно эклектики

Что нового в модерне относительно эклектики

Что нового в модерне относительно эклектики

Что нового в модерне относительно эклектики

Поддержи проект, поделись с друзьями!

От эклектики к модерну. Эклектический интерьер, особенности эклектического интерьера, становление модерна, интерьер в стиле модерн.

В прошлый раз мы говорили об эклектике в интерьере и в архитектуре в целом.

Сегодня мы продолжим эту беседу, после чего приступим к разговору о модерне.

В наши дни многие владельцы загородных домов предпочитают эклектический интерьер. Что нового в модерне относительно эклектики Мы обязательно вернемся к беседе об этом стиле, когда будем говорить о благоустройстве помещений, и более подробно расскажем о том, каким образом в XXI веке можно воссоздать эклектический интерьер.

Как мы сказали в начале встречи, эклектика была переходным стилем. Именно эклектика стала причиной появления стиля модерн, о котором пойдет речь далее.

В 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.

В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис… создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо… использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике». Чуть позже, изучая основные элементы интерьера в стиле «модерн», мы еще раз обратим внимание на эти черты на примере отдельных предметов мебели.Что нового в модерне относительно эклектики

Энциклопедия сообщает, что «наиболее последовательно модерн осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Но в духе модерна, стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. Модерн пытался преодолеть характерное для буржуазной культуры 19 в. противоречие между художественными и утилитарным началами… приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого… Что нового в модерне относительно эклектикиМодерн явился первым относительно цельным стилем художественного оформления различных сфер буржуазного быта». Словосочетание «буржуазный быт» можно объяснить тем, что написана БСЭ была в советский период, и всему, связанному с капитализмом, давалась, естественно, отрицательная оценка. Но даже при всей, мягко говоря, нелюбви к буржуазии, авторы советский энциклопедии не могли не согласиться с тем, что модерн внес позитив в искусство.

Период становления модерна… отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству. Для этого этапа характерно возникновение художественно-ремесленных мастерских…

Источник нам помогает понять, что собой представлял модерн, и в последующих беседах, посвященных благоустройству загородного дома в этом стиле, мы еще раз вернемся к цитатам, характеризующим данное художественное направление.

В следующий раз мы продолжим беседу о модерне.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: supershtori, 7gnomoff, ds-doka, livingspace, tvoytrud, your-designer

Источник

Модерн — стиль, вдохновленный природой

Модерн, либерти, сецессион… Появившись в искусстве на излете 19 века, «современный» стиль стал художественным языком целой эпохи.

От эклектики — к модерну

Во Франции это время принято называть «Belle Époque» («Прекрасная эпоха»). Это период между Франко-прусской войной и Первой Мировой. В России модерн обычно ассоциируют с Серебряным веком. Это были годы, когда расцвели архитектура, живопись и поэзия.

Новое направление стало своеобразной реакцией на то, что происходило в 19 веке. В архитектуре царили историзм и эклектика. Пытаясь найти новые решения, мастера заимствовали стили из минувших эпох и компилировали их в одном памятнике искусства. Так, например, классицизм соседствовал с барокко, изобилуя при этом готическими элементами. Или мавританские детали соединялись с замысловатыми, причудливыми барочными компонентами.

Что нового в модерне относительно эклектики

Особняк Арсения Морозова, 1960 год. Источник: fortepan. hu

Ярким примером эклектического направления служит особняк Арсения Морозова на улице Воздвиженка в Москве. В этом «инопланетянине» среди московских домов встретились неоготика, классицизм, неомавританский и португальский стили. Сам Морозов никак не мог определиться, в каком «вкусе» он хочет, чтобы был построен его дом-замок, поэтому решил соединить в нем все, что ему нравилось. Еще на этапе возведения необычный особняк стал объектом насмешек. Мать же купца и вовсе подытожила: «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва знать будет!»

Модерн в архитектуре: назад к природе

Но вернемся к модерну. Родившись в 1890-е годы, он стал выразителем эпохи бурного развития промышленности, удивительных научных открытий, новых технологий и материалов. Родиной модерна считается Бельгия (точнее Брюссель), основоположниками — бельгийский архитектор Виктор Орта и соперничавший с ним Анри ван де Велде.

Отвергнув все заимствования прошлых столетий, модерн изобрел свой собственный, основанный на природе язык. Одной из отличительных черт направления стал уход от прямых углов и линий (ведь в природном мире сложно встретить что-то четкое, геометрическое) и использование лекальной плавной кривой — линии «удара бича», к которой примыкают мягко перетекающие, вьющиеся растительные формы. Кстати, клинья «удара бича» очень близки к развивающимся женским волосам, создающим тот же эффект пластики и динамики.

В основу своих творений мастера модерна заложили растительные орнаменты и рисунки. Именно поэтому так часто на стенах и фасадах сооружений в стиле модерн можно увидеть ползущий вьюнок, ничем не сдерживаемый и не ограниченный. Или, находясь внутри дома в стиле модерн (например, особняка С. П. Рябушинского, построенного Федором Шехтелем), почувствовать себя частью живого фантастического существа.

Что нового в модерне относительно эклектики

Особняк С. П. Рябушинского. Источник: historical-baggage.ru

Помимо растительного и животного мира, широко применяемого в оформлении внутреннего и внешнего пространства, для модерна также характерно преобладание пастельных тонов, использование металлика, серебра, флуоресцентных красителей. После долгого забвения в интерьере в этот период появились витражи, утраченные после эпохи Ренессанса.

Еще одним характерным признаком модерна является синтез искусств. То есть архитектор не только проектировал здание, но и полностью отвечал за его внутреннее оформление, какие-то бытовые элементы. Одним словом, был и зодчим, и художником, и дизайнером.

Стиль модерн от Парижа до Москвы

Любопытный факт, что модерн — это русское название стиля. В разных странах он имел свое обозначение. В Шотландии — это стиль Глазго. Во франкоязычных странах, в Бельгии, во Франции, — это ар-нуво, «новое искусство». В Австрии — это Венский сецессион, который объединял и художников, и архитекторов. В Германии — это югендстиль, по названию журнала, который издавался в те годы. В Италии — это стиль либерти.

Что нового в модерне относительно эклектики

Дом сецессиона. Источник: pinterest. fr

Что касается России, то стоит отметить, что предтечей модерна был абрамцевский художественный кружок, который организовал выдающийся меценат и промышленник Савва Мамонтов. В это неформальное объединение русской интеллигенции еще в 1870-е годы входили такие выдающиеся художники, как Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель.

«Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода» — эти слова на фасаде Дома сецессиона как нельзя лучше перекликаются с атмосферой модерна, стилем волн, ирисов и лилий.

Источник

ЭКЛЕКТИКА И МОДЕРН

Архитектура модерна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Гауди Каса Мила, Барселона

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в силе модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования, протестуя против подражания, и их протест против историзма не остался без внимания.

Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:

1. Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и др. стилей. Пример — Католический собор французского посольства в Санкт-Петербурге (Л.Н. Бенуа и М.М. Перетяткович), здание с элементами романского стиля

2. Неоклассицизм, пример — Музей им. А С. Пушкина в Москве, Театр на Елисейских полях в Париже (О. Перре), Отель «Пиккадили» в Лондоне (Н.Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской ул. в Петербурге и др.

3. Рационализм, направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин рационализм (архитектура) обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду.

4. Иррационализм, пример — магазин «Самаритен» в Париже (Ф. Журден).

5. Так называемый «кирпичный стиль», когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича.

6. В Скандинавии сложилось архитектурное нраправление, называемое там «национальлый романтизм». В России этот стиль известен под названием северный модерн.

Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо(сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева.

Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась в Чикаго (Чикагская школа, Луис Салливен, Франк Ллойд Райт). Наиболее яркий пример — Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Здание как бы устремляется ввысь, подчеркнуто вертикальное членение. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Кроме того, в работах салливена уже появляется принцип «органичной архитектуры», т.е. стремление привязать строение к окружающему пейзажу,

вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания.

Что нового в модерне относительно эклектики

Дом книги в Санкт-Петербурге Что нового в модерне относительно эклектикиГауди Каса Мила, Барселона

12 Экле́ктика

(эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий. В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Что нового в модерне относительно эклектики

Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера — частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Что нового в модерне относительно эклектики

Поздняя эклектика К. М. Быковского — университетская клиника

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:

Быковский, Михаил Дормидонтович

Тон, Константин Андреевич

Штакеншнейдер, Андрей Иванович

Быковский, Константин Михайлович

Каминский, Александр Степанович

Клейн, Роман Иванович

Парланд, Альфред Александрович

Померанцев, Александр Никанорович

Чичагов, Дмитрий Николаевич

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *