Что нового в машиностроении
Новые технологии в машиностроении
В последнее время новые технологии в машиностроении появляются всё более массово. Это обусловлено очередной ступенью прогресса, который, прежде всего, направлен на производственную деятельность. Машиностроение представляет собой огромную отрасль с множеством разветвлений, куда входят такие направления как: дизайн и производство транспорта, робототехника, изготовление промышленных станков, бытовые приборы, радиотехника, электротехническая промышленность и пр.
Основой современного машиностроения справедливо считаются наукоёмкие технологии и инновации, возникающие на пересечении нескольких наук. В данный момент технический прогресс совместил в себе развитие энергетики, физические и химические достижения, высокоэффективные компьютерные технологии, программные продукты и пр. Это сочетание позволяет разрабатывать и выпускать многокоординатные, гибкие, многофункциональные машины и находить новые методы их производства.
Сверхпрочный материал
Специалисты автомобильной, авиационной и космической промышленности много десятков лет задаются единым вопросом о создании нового материала, имеющего минимальный вес, но при этом обладающим исключительной прочностью. Чем выше эти характеристики, тем экономичнее, экологически безопаснее и надёжнее выпускаемые в этих отраслях транспортные средства.
Группа исследователей из Северной Каролины и Канады смогли синтезировать сплав нового типа, которому предрекают произвести революцию в технологиях машиностроения. Сплав пока не получил официального названия, поэтому в научных работах обозначается по химической формуле — Al20Li20Mg10Sc20Ti30. Состав представляет собой смесь 5 известных металлов: магния, алюминия, лития, титана и скандия. Плотность материала не превышает плотность алюминия, а по прочности он превзошёл входящий в его состав титан.
Главный секрет заключается в методе производства сплава. Перед изготовлением в равных пропорциях тщательно перемешивают и усредняют порошкообразные ингредиенты с размером частиц не выше 12 нанометров. После этого идёт процесс сплавления при помощи диффузии под избыточным давлением в 5,9 ГПа.
Значения, которые демонстрирует этот новый материал, превосходят все существующие конструкторские аналоги на данный момент. Ближе всего по плотности к нему находятся отдельные сорта керамики, но они очень уступают в хрупкости. Прочность нового металлического сплава держится на уровне углеродного волокна, но такое волокно слишком пластично, что вызывает его деформации при больших нагрузках или механическом воздействии, поэтому его применение в машиностроении сильно ограничено.
Сейчас ведутся разработки по выпуску сплава в промышленных масштабах и по удешевлению его производства до минимальных значений. А пока специалисты и учёные называют его «материалом будущего», и поскольку у этой точки зрения в научных кругах нет противников, можно надеяться, что именно такая роль ему и уготована.
Двигатель с пластмассовыми узлами
Желание максимально повысить энергоэффективность и экономичность транспортных средств стала причиной того, что новые машины, небольшие и крупногабаритные плавсредства и самолёты становятся всё легче. Основным пунктом снижения веса в сфере транспорта всегда считалось облегчение конструкций за счёт снижения веса кузова и шасси. Достигнув в этом значительных результатов, машиностроение нашло новую технологию, которая даст возможность продолжить облегчение. Учёные из Фраунгофера (Германия) решили, что следующим этапом должно стать облегчение двигателя внутреннего сгорания. Стандартно он выполняется из тяжёлых сортов металлов, которые облагают повышенной термоустойчивостью, но исследователи предприняли смелую попытку заменить металлические детали более лёгкими пластиковыми композитами.
Был создан одноцилиндровый двигатель, в большинстве узлов которого отказались от металлических составляющих. Их заменили пластиком из армированного волокна, который соответствует инжекционной формовке. Тесты показали, что такое изменение позитивно отразилось не только на весе двигателя и транспортного средства в целом, но и стало причиной более тихой работы двигателя. В качестве ещё одного бонуса было выявлено, что такая новая технология позволяет снизить количество затрачиваемого топлива, поскольку детали из пластикового армированного волокна отдают меньшее количество тепла в окружающую среду.
Главной проблемой было создание надёжного метода крепления пластика к металлу, поскольку эти два материала совершенно по-разному расширяются под действием высокой температуры. Сложность представляла и устойчивость пластика к органическим веществам, таким как машинное масло, бензин, компоненты антифриза и т.д. Для этого в состав были добавлены термореактивные смолы. Детали выливали в заготовленные формы, после которых отпала необходимость доводки элементов, как это бывает с металлическими деталями, что значительно сокращает время на производство двигателей нового типа.
Преодоление трения
Национальная лаборатория Аргонна (США) представила новую технологию, разработанную для машиностроения, которая позволяет снизить трение двух разных материалов практически до нуля на макроскопическом уровне.
Трение – параметр, который требует энергии для движения любого механизма. Чем выше трение, тем больше необходимо топлива для его преодоления. Чтобы уменьшить этот параметр используют современные смазочные материалы, но снизить его таким образом получается незначительно. Поэтому американские учёные решили обратить своё внимание на трение на уровне наночастиц, потому что именно здесь атомное притяжение важнее неровностей, вызывающих трение в макромасштабе.
Исследователи в ходе тестов одну плоскость покрыли графеном, а на другую поверхность напылили алмазно-углеродный состав. После этого обе поверхности перемещали друг по другу. Когда крошечные алмазы отрывались от своей плоскости и катались между поверхностями, коэффициент трения становился практически нулевым. Для подтверждения своей догадки учёные провели ещё один опыт: они искусственно поместили наноподшипники из алмаза, и трение при движении становилось настолько мало, что измерить его при помощи даже самой чувствительной аппаратуры не удавалось.
Механизм действия этой технологии основан на том, что наношарики одного слоя выбивают из графена хлопья, которые выполняют роль модифицированной смазки. Эксперименты проводились в разных условиях, при разных скоростях трения и различных нагрузках, но коэффициент оставался нулевым. Единственным условием, который мог помешать феномену, стало попадание воды между взаимодействующими поверхностями.
Инновацию с энтузиазмом взяли в оборот машиностроители, занимающиеся космическими разработками, где новый подход намерены реализовать в ближайшие 15 лет.
Новый тип изготовления деталей
Машиностроение всё больше внедряет в производство разработки, в которых при выполнении работ человеческий фактор сводится к минимуму. Всё чаще изготовление сложных и сверхточных деталей становится делом лазерных установок.
При помощи лазерного луча направленной точности выполняется тонкая резка металла с любым интервалом и графическим узором. По сравнению с механическими инструментами у такого метода есть ряд неоспоримых преимуществ:
Лазер используется и для сварочных работ. Особенно важна эта технология в случае крупногабаритных деталей из металлов, имеющих большой вес и широкую сварную площадь. Всё чаще этот метод применяют на воздухе в аргонной среде, отмечая его надёжность, экономичность и скорость.
Но самая инновационная технология машиностроения, связанная с применением лазера, касается метода лазерного послойного синтеза. Благодаря ему выполняют выращивание деталей сложной формы. При помощи лазерного синтеза создают различные детали из жаропрочной стали, алюминия или титана.
Происходит этот процесс по 3D-технологии: лазер оплавляет порошок, из которого за несколько часов выполняется деталь. Такие изделия характеризуются идеальной плотностью, что позволяет широко применять их в авиационной и космической отрасли. Этот подход позволяет свести к нулю возможные деформации и поломки, которые возникали при применении старых методов.
Самоочищающаяся краска
Новые технологии машиностроения направлены не только на инновационные конструкторские особенности. Они также касаются дизайна и внешнего вида изделий. Один из крупнейших автопроизводителей компания Nissan поставила себе цель создать автомобильную краску, которая позволит свести повседневный уход за машиной к минимуму.
Краска нового типа работает благодаря ультратонкому слою, состоящему из наночастиц, которые отталкивают от себя пыль, грязь, машинное масло, органические растворители и другие типы загрязнителей, способные оседать на поверхности автомобилей. Для тестов полученного материала была выбрана модель Nissan Note. Для чистоты эксперимента машины покрывали краской, произведённой по новой технологии, лишь наполовину, чтобы иметь возможность сравнивать результат со стандартным покрытием.
Технология, которую опробовали в течение нескольких месяцев, называется Ultra-Ever Dry. Работает она за счёт того, что между окружающей средой и краской возникает тонкий воздушный нанослой, отталкивающий инородные агенты с поверхности. Кроме того, что Ultra-Ever Dry позволит в десятки раз увеличить время между мойками авто, она защитит корпус от деформации вследствие контакта с влагой, что продлит время эксплуатации и сохранит на длительное время безупречный вид модели после схождения с конвейера.
Материал — перо
Настоящей сенсацией в мире машиностроения стала инновационная технология, представленная компанией Boeing. Ею является сверхлёгкий материал Microlattice, который имеет в структуре 99,99% воздуха. Из-за чрезмерной лёгкости небольшой кусок нового материала способен парить в воздухе наподобие пера или одуванчика. Кроме того, он чрезвычайно эластичен, обладает удивительной способностью к поглощению ударов, может выдерживать повышенное давление и даже восстанавливает первичную структуру после 50% деформации.
Структура Microlattice состоит из ультратонких полимерных полых трубок, имеющих толщину 100 нанометров, что в тысячу раз тоньше по сравнению с волосом человека. Трубки располагаются упорядоченно в форме молекулярной решётки отдельных металлов. Между трубками всё свободное пространство занято воздухом.
Удивительно свойство поглощать энергию, присущее Microlattice. Были проведены эксперименты, в ходе которых установлено: чтобы сохранить целостность скорлупы сырого куриного яйца, сброшенного с крыши 25-этажного дома, необходим слой упаковочной плёнки толщиной в 1-2 метра. Чтобы сохранить яйцо невредимым при помощи Microlattice, достаточно всего пару десятков сантиметров этого материала.
Компания Boeing анонсировала, что на данный момент рассматривается возможность массового выпуска Microlattice для использования не только в авиастроении, но и в других сферах машиностроения. Специалисты не исключают, что уже через 10 лет практически во всех транспортных средствах в том или ином процентном соотношении будет присутствовать Microlattice. Не исключают возможность его применения и в изготовлении роботов, а также бытовой техники.
Инновационные принципы и материалы машиностроения продолжают разрабатываться по всему миру. Новые высоты, которые сейчас хотят покорить инженеры и конструкторы, касаются безызносных материалов. Не кажутся уже такой откровенной фантастикой идеи создания вечного двигателя. Обычным пользователям остаётся с интересом наблюдать за новыми разработками и с наслаждением использовать их в повседневной жизни.
Как машиностроению России угнаться за локомотивом инноваций
Говоря языком учебников истории, машиностроение — это производство средств производства. С таким широким определением в эту отрасль входят десятки направлений: от транспортного и энергетического машиностроения до станкостроения и приборостроения. В новом веке отрасль меняется, и темп изменений будет лишь нарастать. В ближайшие пять лет машиностроение ожидает больше перемен, чем отрасль испытала за последние 20 лет, пишут аналитики McKinsey в исследовании «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста».
Тем самым инновации имеют критически важное значение для того, куда пойдет развитие отрасли, как быстро и кто станет ее лидером. Россия в этом плане сейчас отстает от мировых локомотивов машиностроения, и разрыв постоянно увеличивается, признают аналитики McKinsey. Что нужно делать нашим компаниям, чтобы сохранить конкурентоспособность и не остаться среди догоняющих?
Машиностроение будущего в России
В представлении McKinsey, идеальное будущее машиностроительной отрасли России к 2030 году — повсеместное и регулярное внедрение инноваций и цифровых технологий, что будет подстегивать эффективность и конкурентоспособность предприятий. С одной стороны, российские компании сами могут быть мировыми лидерами инноваций в своих сегментах (например, атомная промышленность или более нишевые истории вроде программирования и моделирования). С другой стороны, российский бизнес успешно встроится в транснациональные цепочки создания стоимости.
Другой момент — машиностроительное производство России будет прибыльным и перестанет нуждаться в господдержке. Работа с инновациями станет для бизнеса обычной практикой. Схематически машиностроение будущего в России можно представить следующим образом.
Основные тенденции развития инноваций
В 2017/18 годах McKinsey провела опрос более 300 руководителей в различных сегментах машиностроения, по итогам которого аналитики выделили пять тенденций, которые бизнес намерен учитывать для роста доходов:
A. Продуктовые инновации
Усложнение продукта, интеграция в него цифровых инноваций и интернета вещей приводят к росту стоимости его создания. Соответственно, увеличивается и бюджет на НИОКР (сейчас у лидеров отрасли он составляет 2–5% от выручки). Одновременно с этим разработка и выведение продукта на рынок должны занимать как можно меньше времени, поэтому залогом конкурентоспособности становятся как скорость, так и качество внедрения инноваций.
Указанный опрос McKinsey показал: руководители машиностроительных фирм осознают эффект внедрения инноваций, но пока не готовы применить их на практике. По каждой из пяти указанных выше тенденций готовность бизнеса к переменам заметно уступает оценке их значимости.
Темпы внедрения инноваций поможет нарастить двухскоростной подход к НИОКР — параллельное осуществление связанных процессов. В автомобилестроении он сможет сократить цикл разработки ПО с 50–60 до 6–24 месяцев. Качество продукта, его технологический уровень становятся все более важными для клиента, поэтому здесь компании должны как разработать хороший продукт с использованием всего современного инструментария (большие данные, интернет вещей), так и обеспечить послепродажное обслуживание.
B. Процессные инновации
Все эти инструменты будущего — анализ больших данных, машинное обучение, интернет вещей, 3D-печать, виртуальная реальность, беспилотники, роботы и прочее — относятся к так называемой Индустрии 4.0, восприятие которой является залогом повышения конкурентоспособности и внутренней эффективности.
Индустрия 4.0 открывает возможности для повышения производительности благодаря целому комплексу рычагов, которые можно использовать не только в производстве, но и на всех этапах цепочки создания стоимости. Своевременное внедрение инструментов Индустрии 4.0 может помочь российским компаниям машиностроительной отрасли достичь конкурентоспособности по себестоимости и качеству относительно международных игроков, а оптимизация производственных процессов до уровня эффективности мировых лидеров позволит высвободить ресурсы на развитие НИОКР.
C. Инновации в бизнес-моделях
Тенденции последних лет говорят о смещении точек роста и рентабельности в сторону сервисного бизнеса, ПО и дополнительных услуг. Производители выходят за рамки традиционного бизнеса, развивая цифровые технологии, возможности углубленной аналитики и дополнительные сервисы. Все это снижает общую стоимость владения для потребителя.
Новые источники доходов будут занимать все больше места в структуре продаж. Например, потребуется развивать собственные цифровые компетенции или вступать в тесное сотрудничество с ИТ-компаниями для создания добавленной стоимости. Платформа MyJohnDeere— хороший тому пример.
Другой фактор — это межотраслевое сотрудничество. Большинство инноваций с повышенной маржинальностью будет рождаться именно на стыке отраслей, причем компаниям желательно развивать свои сильные стороны, отдавая неключевые компетенции на аутсорсинг. Хороший пример подобной экосистемы сотрудничества — проект HERE по 3D-сканированию дорог для беспилотных автомобилей. Разные функции в проекте выполняли гиганты вроде BMW, Intel, Nvidia, Pioneer и другие.
В целом с усложнением рынка будут переосмыслены понятия конкурентов, партнеров и клиентов. Рост экосистемы хорошо виден на примере той же автомобильной отрасли, где в традиционную схему «производитель-поставщик» уже включаются интересы ИТ-корпораций, сервисов такси и каршеринга и высокотехнологичные конкуренты вроде Tesla.
Рекомендации участникам рынка
Российским машиностроительным компаниям нужно начать с постановки амбициозных целей и выработки стратегии внедрения инноваций. Нужно наметить целевые рынки сбыта и целевую бизнес-модель. Рыночные условия меняются, и реализация стратегии потребует операционных изменений.
Правительство России играет ключевую роль в поддержке инноваций в машиностроении — например, выдает целевые гранты на НИОКР, проводит политику импортозамещения, помогает создавать инновационные кластеры и разрабатывает стратегию развития отрасли. Но какие-то шаги еще только следует предпринять.
Новые технологии в машиностроении
В наши дни новые технологии в машиностроении появляются всё чаще. Это обусловлено очередной ступенью прогресса, который, прежде всего, остро направлен на производственную деятельность. Машиностроение представляет собой огромную отрасль с множеством направлений, куда входят такие направления как: дизайн и производство транспорта, робототехника, изготовление промышленных станков, бытовые приборы, радиотехника, электротехническая промышленность и пр.
Основоположником современного машиностроения справедливо считаются наукоёмкие технологии и инновации, возникающие на пересечении нескольких наук. В данный момент технический прогресс вместил в себя развитие энергетики, физические и химические достижения, компьютерные технологии, программные продукты и пр. Это сочетание позволяет разрабатывать и производить многокоординатные, гибкие, многофункциональные машины и находить новые методы их производства. Сверхпрочный материал Специалисты автомобильной, авиационной и космической промышленности много десятков лет занимаются разработкой нового материала, имеющего минимальный вес, но при этом обладающим высокой прочностью. Чем выше эти характеристики, тем экономичнее, экологически безопаснее и надёжнее выпускаемые в этих отраслях транспортные средства. Группа ученых из Северной Каролины и Канады смогли синтезировать сплав нового типа, которому предрекают произвести революцию в технологиях машиностроения. Сплав пока не получил официального названия, поэтому в научных работах обозначается по химической формуле — Al20Li20Mg10Sc20Ti30. Состав представляет собой смесь пяти известных металлов: магния, алюминия, лития, титана и скандия. Плотность материала не превышает плотность алюминия, а по прочности он превзошёл входящий в его состав титан.
Основной секрет заключается в методе производства сплава. Перед изготовлением в равных пропорциях тщательно перемешивают и усредняют порошкообразные ингредиенты с размером частиц не выше 12 нанометров. После этого идёт процесс сплавления при помощи диффузии под избыточным давлением в 5,9 ГПа. Значения, которые демонстрирует этот новый материал, превосходят все существующие конструкторские аналоги на данный момент. Прочность нового металлического сплава держится на уровне углеродного волокна, но такое волокно очень пластично, что вызывает его деформации при больших нагрузках или механическом воздействии, поэтому его применение в машиностроении сильно ограничено. В данное время ведутся разработки по выпуску сплава в промышленных масштабах и по удешевлению его производства до минимальной стоимости. А пока специалисты и учёные величают его «материалом будущего», и поскольку у этой точки зрения в научных кругах нет противников, можно надеяться, что именно такая роль ему и уготована.
Преодоление трения Национальная лаборатория Аргона презентовала новую технологию, разработанную для машиностроения, которая предоставляет возможность снизить трение двух разных материалов практически до нуля на макроскопическом уровне. Трение – параметр, который требует энергии для движения любого механизма. Чем выше трение, тем больше необходимо топлива для его преодоления. Чтобы снизить этот параметр используют современные смазочные материалы, но сократить его таким образом получается незначительно. Поэтому учёные решили обратить своё внимание на трение на уровне наночастиц, потому что именно здесь атомное притяжение важнее неровностей, вызывающих трение в макромасштабе.
Разработчики в ходе тестов одну плоскость покрыли графеном, а на другую поверхность нанесли алмазно-углеродный состав. После этого обе поверхности перемещали друг по другу. Когда крошечные алмазы отрывались от своей плоскости и катались между поверхностями, коэффициент трения становился практически нулевым. Для утверждения своей догадки специалисты провели ещё один опыт: они искусственно поместили наноподшипники из алмаза, и трение при движении становилось настолько мало, что измерить его при помощи даже самой чувствительной аппаратуры не удавалось. Механизм действия этой технологии основан на том, что наношарики одного слоя выбивают из графена хлопья, которые выполняют роль модифицированной смазки. Эксперименты проводились в различных условиях, при разных скоростях трения и разных нагрузках, но коэффициент оставался нулевым. Единственным условием, который мог помешать феномену, стало попадание воды между взаимодействующими поверхностями. Инновацию с энтузиазмом взяли в оборот машиностроители, занимающиеся космическими разработками, где новый подход намерены реализовать в ближайшие 15 лет.
Новый тип производства деталей Машиностроения всё больше внедряет в производство разработки, в которых при выполнении работ человеческий фактор сводится к минимуму. Всё чаще производство сложных и сверхточных деталей становится делом лазерных установок. При помощи лазерного луча направленной точности выполняется тончайшая резка металла с любым интервалом и графическим узором. По сравнению с механическими инструментами у такого метода есть ряд определенных преимуществ: возможность резки сплавов любой плотности и любых физических свойств; полная автоматизация процесса за счёт предварительного программирования установки для масштабного использования; скорость выполнения работы; отсутствие ошибок и несовершенств выполненных действий. Лазер используется и для сварочных работ. Особенно важна эта технология в случае крупногабаритных деталей из металлов, имеющих большой вес и широкую сварную площадь. Всё чаще всего данный метод применяют на воздухе в аргонной среде, подчеркивая его надёжность, экономичность и скорость.
Но самая прорывная технология машиностроения, связанная с применением лазера, касается метода лазерного послойного синтеза. Благодаря ему выполняют выращивание деталей сложной формы. При помощи лазерного синтеза изготавливают различные детали из жаропрочной стали, алюминия или титана. Происходит этот процесс по 3D-технологии: лазер оплавляет порошок, из которого за несколько часов выполняется деталь. Такие изделия характеризуются идеальной плотностью. Такой подход позволяет свести к нулю возможные деформации и поломки, которые возникали при применении старых методов.
Инновационные принципы и материалы машиностроения продолжают разрабатываться по всему миру. Новые высоты, которые сейчас хотят покорить инженеры и конструкторы, касаются безызносных материалов. Не кажутся уже такой откровенной фантастикой идеи создания вечного двигателя. Обычным пользователям остаётся с интересом наблюдать за новыми разработками и с наслаждением использовать их в повседневной жизни.