Что нового в искусстве
Итоги 2020. Мир современного искусства: инновации, успехи, скандалы
Коронавирус внес значительные изменения в сферу культуры, как и во все другие области нашей жизни. В мире современного искусства 2020 год стал временем неожиданных взлетов, смелых жестов, спорных решений и беспрецедентной коллегиальной солидарности.
В бизнесе, образовании и даже медицине, цифровая реальность стала почти единственной возможностью оставаться на плаву. В галерейном мире это произошло очень быстро: уже в конце марта одна из крупнейших глобальных ярмарок Art Basel Hong Kong прошла в новом виртуальном режиме. Вместо отдельных стендов с работами художников, по которым потенциальные покупатели могли прогуляться вживую, галереи-участники представляли себя в онлайн-пространстве. Все дальнейшие ярмарки, запланированные на 2020 год, последовали примеру и проходили в таком же формате: большинство галерей создали свои Online Viewing Rooms. А к лету крупнейшие аукционные дома освоили методику проведения онлайн-аукционов в реальном режиме. Эпоха виртуальных мегааукционов была рождена!
Это повлекло главные и, с моей точки зрения, необратимые последствия. Прежде всего, перейдя в цифровую реальность, участники рынка смогли расширить свою целевую аудиторию и привлечь новых потенциальных клиентов из социальных групп, которые ранее не интересовались искусством, таких как более молодое поколение, например. И второе очень значительное последствие — это достижение относительной прозрачности цен. Новый способ продаж онлайн требовал упрощения процедуры и максимальной доступности информации. Это было беспрецедентно, ведь цены оставались самым тщательно оберегаемым секретом в сообществе дилеров, а весь сектор до сих пор не был урегулирован законодательством. Как известно, отсутствие четких правил игры способствует злоупотреблениям… Этот факт давно подвергается критике. Остается только надеется, что благодаря пандемии положительные изменения в этой сфере продолжатся.
Другое важное последствие коронавируса — это усиление коллегиальной поддержки среди участников рынка. Так, уже в начале апреля возникла первая инициатива: одна из крупнейших глобальных галерей David Zwirner предоставила на своих Online Viewing Rooms пространство для более молодых коллег. Принимая во внимание затраты на создание виртуальной галереи и количество трафика, который проходит через сайты таких титанов, как David Zwirner, их решение стало огромным подспорьем малому арт-бизнесу в условиях полной неопределенности.
Далее эстафету самоорганизации переняли и сами художники. Сообщества, созданные британским художником Мэтью Барроузом в инстаграме (#artistsupportpledge), закрытая группа «Шар и Крест» в фейсбуке, которая объединила российских современных художников, стали чуть ли не главным феноменом года. Обе инициативы были направлены на поддержку художников во время пандемии и позволяли напрямую продавать работы аудитории этих платформ. Правила участия очень простые: продать работы по одной (низкой) цене, а затем стать покупателем самому, чтобы способствовать быстрому обороту работ, а следовательно, и значительной материальной поддержке для художников.
Маша Шалито. Из группы «Шар и крест»
По словам Мэтью Барроуза, за первые два месяца существования #artistsupportpledge сумма сделок достигла 20 миллионов фунтов. За свою идею и работу по ее воплощению художник получил одну из высших наград Великобритании — звание MBE, кавалера ордена Британской империи, а также был включен в список 100 самых влиятельных людей в глобальном мире современного искусства журналом Art Review.
В мире аукционов (а значит и рынка) продолжался взлет цен на работы темнокожих художников, что отражало, конечно же, и главные текущие события, в частности, движение Black Lives Matter, которое охватило глобальное сообщество в 2020 году. И как часть более широких социальных процессов, признание темнокожих художников триумфально продолжается во всем мире.
События именно этого года показали, насколько сильно политическая ситуация влияет на культурную политику. В этой связи невозможно не отметить скандал, разгоревшийся в музейном сообществе из-за отмены ретроспективы выдающегося американского художника послевоенной эпохи Филиппа Гастона (1913—1980), запланированной на осень — зиму 2020/2021 в двух американских музеях (Национальной галерее в Вашингтоне и Музее изящных искусств в Бостоне) и в галерее Тейт в Лондоне.
Philip Guston. Edge of Town. 1969. © 2020 The Estate of Philip Guston
Philip Guston. In Riding Around. 1969. © The Estate of Philip Guston, courtesy Hauser & Wirth
Известный своими изображениями фигур в колпаках Ку-клукс-клана, которые он называл автопортретами, художник еврейского происхождения таким образом безжалостно критиковал культуру расизма и доминирования белого большинства в США. В сентябре этого года, незадолго до открытия первой части выставки в Вашингтоне, руководства всех трех музеев приняли решение о переносе сроков выставок на 2024 год. Одной из причин они указали опасность возбуждения расистских настроений. Оказалось, что произведения, написанные в конце 1960-х годов, поразительно отображали сегодняшнюю ситуацию в мире.
Jammie Holmes’s “They’re Going to Kill Me (New York City)” (2020).
“They’re Going to Kill Me” (Miami), 2020. Photo courtesy of Jammie Holmes and Library Street Collective. Photo by Andre De Aguilar
Ольга Овенден, консультант по современному искусству, предлагает широкий спектр услуг в сфере коллекционирования: от образовательных экскурсий для начинающих коллекционеров до поиска предметов искусства по индивидуальному заказу. В прошлом куратор и галерист, Ольга работает на рынке искусства уже десять лет.
Instagram: @aconsultancyo
ArtTalk с Henry Mova. Разбираемся в современном искусстве: тренды и инновации 2020 года
Искусство – вещь непростая, а современное искусство – вообще отдельная история. Мы решили разобраться в этом вопросе и подготовили совместный проект с Генри Мова, которая поделилась своим оригинальным взглядом на мир искусства через призму высоких технологий и новых подходов. Henry Mova – героиня эпохи метамодернизма, арт-хантер и первая представительница концептуального направления bionic art. Ее миссия – поиск инновационных решений в современном искусстве и художников-экспериментаторов, которые способны положительно повлиять на общество, чтобы сохранить гармоничный баланс в мире.
Каждый месяц в рубрике ArtTalk c Генри Мова будут выходить материалы, которые помогут непрофессионалу хоть чуть-чуть разобраться в искусстве. В этом выпуске наш колумнист расскажет о новых трендах в современном арте в эпоху пандемии. Передаем слово Генри Мова.
Отражение реальности в произведениях искусства – настоящий визуальный архив. Он подобен фотоальбому в любимом гаджете. И пока инженеры работают над увеличением цифровой памяти, мы пробуем интегрировать в свою интересные и актуальные знания о новых арт-трендах. Итак, начнем!
Реальность закрыта, встречаемся онлайн
Пандемия повлияла на все сферы жизни, и искусство – не исключение. Следы локдауна также очень четко видны в работах художников. Один из моих любимых подходов при знакомстве с новым – это не только увидеть оригинал работы в идеальной обстановке, но и проследить ее переход в Сеть. Потому что образ арт-объекта и заложенный в него смысл могут кардинально отличаться.
Я сравнила реальную экспозицию фестиваля Buro New Cool, носящего особо актуальное название «20:20. Время остановилось», с виртуальной. Визуально в Сети выставка выглядит интереснее, атмосфернее и интерактивнее. А ключевая «контент-форма» Игоря Самолета на фото намного ярче показывает новостные сводки и захваченные действия художника. И пусть работа не привлекла меня с эстетической точки зрения, но использование скриншотов в качестве основного элемента выводит искусство Самолета на иной уровень оперирования визуальным языком, создавая новую форму «плетения образов из цифрового контента».
Когда разбил свой телефон, в искусство превратился он
Потрясающая манипуляция с изображением Артема Го, несмотря на карманный размер, несет много смысла в контексте этого года. Эффект разбитого стекла – опять же отсылка к гаджетам, которые подвержены влиянию гравитации с негативным исходом сильнее остальных атрибутов современного человека, – накладывает уникальный узор на картинку под ним и символизирует результат потрясений в обществе.
Запутались в сетях и символах
Социальные сети в этом году подтвердили важность своей роли в обмене информацией, став главным ее источником и распространителем множества слухов. Им верили даже селебрити, невольно вовлекаясь в цепочку передачи, а некоторые их и запускали. Насколько фейк, пусть даже очень качественный и достоверный, может повлиять на наше мнение проверяла на зрителях Альбина Мохрякова, сделав фото Варвары Шмыковой в образе агрессивно настроенной, но недоказанной жертвы домашнего насилия, ставшей своеобразным катализатором больших перемен в киноиндустрии.
Каталог публикаций
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Современное искусство
Современным искусством, или актуальным искусством (англ. contemporary art ) принято называть новейшие течения и направления в искусстве, которые образовались и стали развиваться со второй половины XX века вплоть до наших дней. Наряду с художественными практиками этот термин описывает критику, философию, теорию и образование, кураторскую и галерейную деятельность, тематические публикации. Современное искусство выросло из постмодернистских традиций, поднимающих вопросы авторства произведения, оригинальности картины или объекта, а также субъективности художника. В контексте терминологии современного искусства стоит различать modern art – стиль модерн, который развивался на протяжении 1850-1950 гг, и последующий за ним период contemporary art, который также переводится с английского как « современное искусство », однако некоторые искусствоведы более четким определением считают словосочетание «актуальное искусство».
Современное искусство, искусство наших дней подразумевает не только широкий культурный диалог, но и расширенные контекстные рамки, в которых работают художники. Они затрагивают такие темы, как культурная и личная идентичность, национальная принадлежность, ценности определенных сообществ. Для современного искусства характерны глобальность, эклектичность, разнообразие, нетривиальные материалы картин и объектов и отсутствие единой идеологии. Ниже мы представляем списки самых ярких направлений и художественных стилей актуального искусства по десятилетиям:
1950-е годы : абстрактный экспрессионизм, теория цветового поля, авангардное движение КОБРА, группа Гутай, лирический абстракционизм, нонконформизм, ташизм, ситуационизм, венская школа фантастического реализма.
1960-е годы : фигуративный экспрессионизм, группа Art&Language, фигуративисты Bay Area, концептуализм, общество Fluxus, хэпеннинг, кинетическое искусство, минимализм, нео-дадаизм, американский лирический абстракционизм, новый реализм, оп-арт, поп-арт, психоделическое искусство.
1970-е годы : Arte Povera, боди арт, голографическое искусство, инсталляция, ленд-арт, движение Lowbrow, фотореализм, постминимализм, «дикий» стиль, видео арт.
1980-е годы : граффити, фрактальное искусство, постмодернизм, неоконцептуализм, неоэкспрессионизм, трансавангард, искусство видеоинсталляции, нео-поп-арт.
1990-е годы : максимализм, арт-интервенция, био-арт, интернет-арт, группы «Молодцые немецкие художники» и «Молодые британские художники», «Новая европейская живопись».
2000-е годы : китч, метамодернизм, стрит-арт, стакизм, движение Такаси Мураками Superflat, движение «Новая эстетика», пассионизм, неоготика, гибридное искусство.
Разнообразие современных течений в искусстве свидетельствует о том, что новейшие художественные направления и движения во многом следуют за техническим прогрессом. Еще одна яркая черта современного искусства – его непосредственная и тесная связь со структурами и институциями культурной оценки такими, как галереи, музеи, биеннале, художественные ярмарки.
Известные работы современного искусства :
«Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (обложка альбома группы Битлз), Питер Блейк, 1967
«Хлебников», Ансельм Кифер, 1990
«Щенок», Джефф Кунс, 1992
«Вот», Эрик Булатов, 2001
«Овальный Будда», Такаси Мураками, 2008
Знаменитые художники 21 века, работающие в различных направлениях современного искусства : Джефф Кунс, Такаси Мураками, Ансельм Кифер, Бэнкси, Герхард Рихтер, Яёи Кусама, Питер Блейк, Люсьен Фрейд, Эрик Булатов, Марина Абрамович.
Современное искусство: зачем ему технологии и кто его объяснит
Современное искусство вызывает шок и отторжение у одних людей и невероятный интерес — у других. Художники стали создавать высокотехнологичные проекты. Но чтобы они были успешными, приходится выбирать: ориентироваться на запросы массовой аудитории или на признание кураторов и музеев.
В подкасте общаемся с членами жюри проекта Digital Earth, виртуальной платформы цифрового искусства, запущенной Фондом поддержки современного искусства Винзавод и re: Store зимой 2020. Антонио Джеуза, доктор философии, специалист по видеоарту и куратор, рассказал, какое искусство создано для размышления, а какое — для развлечения.
Светлана Тэйлор, искусствовед, независимый куратор, директор программы на кафедре дизайна РАНХиГС, объяснила, почему иногда художник хотел бы использовать высокие технологии, но не может этого сделать.
Ведущий подкаста — Гоша Рудаков, мультимедийный продюсер РБК Трендов.
Таймлайн беседы
1:34 — Что такое технологии?
7:49 — Заменят ли роботы художников?
9:15 — Какие технологии используют современные художники?
14:48 — Чем современное искусство отличается от массового?
22:50 — Как художники могут способствовать развитию технологий?
24:27 — Конкурирует ли высокотехнологичное искусство с тем, к которому мы привыкли?
35:18 — Какие тренды будут в ближайшее время в современном искусстве?
Технологии и проблема авторства
Когда в начале XIX века изобрели фотографию, это вызвало в обществе ненависть и презрение. Эксперты говорят, что именно тогда техническое устройство впервые стало соавтором произведения. Оно эволюционировало до того, что сейчас оно есть в каждом смартфоне. Кажется, что со временем технология сможет заметить самого автора.
Раньше люди боялись фотоаппарата, будто он забирает души люди. Светлана Тэйлор замечает: сейчас похожее отношение к искусственному интеллекту. Люди боятся, что алгоритмы «украдут» у них способность что-то создавать.
Искусственный интеллект создает человек. Оценивает работу алгоритмов, удивляется и пугается их совершенству также человеческий разум. Поэтому робот не заменит художника, думает Антонио Джеуза. Но искусственный интеллект становится отдельным направлением современного искусства.
Технологичные направления современного искусства
Каждые пять лет в немецком Касселе проходит международная выставка современного искусства documenta. Крупнейшей за 60 с лишним лет существования программы стала documenta 6 1977 года — она же ознаменовала собой важный этап в развитии интерактивного, высокотехнологичного искусства. Приуроченная к 150-летию фотографии, выставка акцентировалась на визуальной стороне искусства: например, тогда состоялось первое в мире лазерное шоу.
Сегодня художники активно работают с мультиканальными интерактивными инсталляциями, с генеративным, роботическим искусством, с био-атром (интервью с его основателем Джо Дэвисом здесь) и, шире, с сайнс-артом, с голограммами (в России — в меньшей степени). Пионеры net-арта — российские художники начала 1990-х годов Ольга Лялина, Олег Шульгин. Есть также технологии мэппинга — проекции на фасадах зданий.
В перспективе будут развиваться экранные технологии, а также проекты, направленные на поиск идентичности, считают эксперты.
Какие проблемы связаны с высокими технологиями в искусства
В России мало художников, которые хорошо разбираются в техническом оборудовании для своих работ, рассказывает Антонио Джеуза. Но и те, кто хотел бы создавать высокотехнологичные проекты, сталкиваются с рядом проблем.
То, какие технологии задействованы на выставке, зависит от финансовых возможностей проекта, говорит Светлана Тэйлор. Компании, которые продают технологии, не встроены в систему поддержки современного искусства. По словам куратора, для того, чтобы это происходило, нужно менять культурную политику.
Экспериментальные разработки требуют вложений. Но если в сфере энергетики, системе безопасности или работы с данными это обусловлено экономически, то современное искусство финансируется менее охотно, объясняют эксперты.
Есть и другие проблемы. Не хватает высокотехнологичных площадок, где можно было бы показывать проекты. При мэппинге нужно договариваться с местными властями, чтобы установить технику в городе, перекрывать улицы.
В чем ценность современного искусства
Массовое искусство может нравиться публике и, следовательно, хорошо финансироваться — кураторы приводят в пример шоу «Ожившие полотна».
Современное искусство же может не быть популярным, но помогает понимать мир, объясняют эксперты. Это не только эстетическая, но и философская практика. Художник знает контекст истории искусств — авторов, с которыми он ведет диалог. И при этом он должен вести интеллектуальное общение со зрителями.
Художники видят то, что могут не замечать ученые. Например, в направлении net-арт разработали концепции, которые потом стали частью программирования и способствовали развитию интернета, говорит Антонио Джеуза.
Своеобразный «знак качества» как для классического, так и для современного искусства — музей. Причем скорее государственный: частные музеи часто подчинены логике коллекционера, уточняет Джеуза. Попав в коллекцию Пушкинского музея, «Третьяковки», Эрмитажа, Помпиду, Тейт, произведение приобретает культурное бессмертие. Даже если для художников была чуждой и враждебной концепция музея, как в случае с группой «Флюксус». Подробнее о технологиях в современном музее читайте здесь.
По мнению экспертов, искусство, которое создается прямо сейчас, должно пройти проверку временем. Кураторы и искусствоведы помогают отбирать то, что действительно ценно.
Следите за новыми эпизодами и подписывайтесь на подкаст на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Telegram и Instagram «Что изменилось?» — там мы подробно обсуждаем то, что не успели проговорить в выпуске, и делимся интересными материалами по теме.