Что нового в экологическом законодательстве

Экологическое право в 2020 году // Обзор изменений, о которых стоит знать каждому

Сегодня, окончательно проводив 2020 год, самое время вспомнить о важных законодательных изменениях в сфере экологии, которые определят вектор дальнейшего развития этой отрасли.

2020 год стал годом испытаний для многих отраслей права. Одной из наиболее пострадавших является экологическое право, уже давно и прочно обосновавшееся между молотом и наковальней частных и публичных интересов.

Экологическому праву не хватает системности. Отсутствие единых принципов, постулатов, проработанных правовых институтов для правового регулирования экологии в целом ведет к тому, что предлагаемые нововведения часто не согласуются с уже имеющимися инструментами в рамках конкретной подотрасли и вступают в противоречие с другими институтами. Это видно на примере законопроекта о ликвидационных фондах для недропользователей. Непродуманность механизма баланса частных и публичных интересов достаточно остро ощущается именно в сфере экологического права, потому как природа отвечает довольно быстро и эти “ответы” нередко носят необратимый характер. Об этом свидетельствуют поражающие частотой и масштабом экологические катастрофы на Камчатке, в Калмыкии, Крыму, не говоря уже о кризисе медицинских отходов, и другие.

Отсутствие “общего плана” реформ, на мой взгляд, отразилось и в законодательных изменениях 2020 года. Я подчеркну это в приведенном ниже анализе отдельных вопросов, с которыми непосредственно сталкивалась на практике.

I. Реформирование системы водоотведения обернулось ответственностью “без вины виноватых” абонентов за несанкционированные сбросы сточных вод

23 мая 2020 года было принято знаменательное постановление Правительства РФ № 728, которое содержит целый массив изменений в сфере водоснабжения и водоотведения.

На мой взгляд, самое главное в этом постановлении – это то, что абонентов-нарушителей оставили крайними в истории с непойманными нелегальными загрязнителями централизованной системы водоотведения (ЦСВ) и, как следствие, водных объектов.

Ранее организации, осуществляющие водоотведение, могли освободиться от ответственности за сброс сточных вод в водный объект с превышением концентраций, сообщив в Росприроднадзор в течение 24 часов о несанкционированном сбросе (упоминание об этом еще осталось в Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам (№87 от 13.04.2009)). Теперь же такая возможность полностью исключена. Размер ущерба от сброса невыявленного абонента включается в формулу расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, то есть ущерб компенсируется абонентами, допустившими со своей стороны сброс с превышениями.

При этом статья 78.1 Закона об охране окружающей среды, справедливо перераспределявшая ответственность за вред, причиненный водному объекту посредством сброса с превышением нормативов в ЦСВ, с организаций, осуществляющих водоотведение, на абонентов или иных лиц, осуществивших такой сброс, в скором времени исчезнет из закона, не успев заработать. Это положение было справедливо, потому как организация, осуществляющая водоотведение, не в состоянии очищать любые объемы сточных вод от любых видов загрязнений, с ее стороны сброс в водный объект с превышением нормативов является скорее вынужденным.

Конечно, “назначение ответственными” абонентов – удобный шаг для государства, ведь поймать нелегального сверхлимитчика нелегко, а иногда и невозможно: следы исчезают быстро, к тому же у каждого канализационного люка инспектора не поставить. Возлагать эту обязанность на ГУПы и МУПы, в большинстве случаев эксплуатирующие сети, – чрезмерная мера, так как у этих организаций, как правило, нет соответствующих ресурсов. Поэтому для того, чтобы не терять деньги из бюджета, ответственность за такие сбросы переложили на тех, кто уже запятнал свою абонентскую репутацию. Из-за сверхнормативного сброса организация, осуществляющая водоотведение, в любом случае будет платить компенсацию вреда, причиненного компонентам окружающей среды (водным объектам, прежде всего).

Однако такой шаг будет иметь долгоиграющие последствия. Как минимум, абоненты еще более скрупулезно будут подходить к оценке процедуры контроля за составом сточных вод, некоторые нарушения при проведении которой влекут безусловный отказ во взыскании платы. Любой промах будет стоить организациям, осуществляющим водоотведение, очень дорого.

Тем не менее даже в вопросе реформирования платы за водоотведение есть положительные стороны.

Постановлением урегулирован порядок расчета различных плат абонентов: за сброс с превышением объема, запрещенных веществ и т.д.

Во-первых, платы теперь не дублируют друг друга. Соответственно, стало понятно их назначение и обозначилась возможность зачета различных форм компенсаций расходов.

Например, сейчас основной инструмент компенсации организации, осуществляющей водоотведение, расходов по возмещению вреда водному объекту – это плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, поэтому компенсация сумм возмещения вреда включена в формулу. Возмещению повреждения оборудования и сетей служит плата за негативное воздействие на работу ЦСВ. Предшествующее регулирование позволяло взыскивать помимо платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу ЦСВ фактически причиненный ущерб ЦСВ и расходы в виде платы за вред, причиненный водному объекту, в полном объеме.

Во-вторых, прозрачным стал и порядок расчета плат.

Если раньше организации, осуществляющие водоотведение, для целей расчета платы собирали пазл из формул устаревших нормативно правовых актов (например, постановления Правительства РФ № 167 о правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ) и актов органов местного самоуправления, то теперь порядок расчета по всем видам плат закреплен на уровне действующего постановления Правительства РФ. С точки зрения единства правового регулирования, это большой плюс.

Однако де-факто некоторые организации, осуществляющие водоотведение, до сих пор исчисляют размер платы по старым правилам.

Упорядочен вопрос установления нормативов состава сточных вод

В связке с платой находятся и нормативы. Ранее нормативы устанавливались Постановлением № 167 и постановлением Правительства РФ № 1310 о взимании платы за сброс в системы канализации населенных пунктов.

Постановление № 728 закрепило, что нормативы состава сточных вод разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов и органами исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 июля 2020 года. Как свидетельствует практика, не все успели подготовить соответствующие нормативы.

Муниципалитеты и ранее не отличались особой скоростью в таких вопросах. В свое время с принятием Закона о водоснабжении и водоотведении на них была возложена обязанность утвердить схемы водоснабжения и водоотведения (до 2013 года). Многие муниципалитеты разработали и приняли их гораздо позже (только к 2017 году), а некоторые не приняли до сих пор, что привело к постепенному нивелированию значения этого инструмента в правовом регулировании: ее наличие стало необязательным для заключения концессионного соглашения и договора аренды и пр.

Утверждены новые правила контроля за составом сточных вод

Предшествующие им Правила из постановления Правительства РФ № 525 вызывали множество споров в судебной практике. Чего стоит хотя бы вопрос о том, считается ли опломбированной проба сточных вод, если емкости с образцами сточных вод упакованы в один опломбированный пакет, а не в разные? Некоторые из таких вопросов были наконец разрешены:

– Пломбировать один пакет теперь можно со спокойной совестью.

– С проверками можно приходить чаще.

Если раньше организация, осуществляющая водоотведение, могла контролировать абонента не чаще раза в квартал, то теперь – не чаще раза в месяц. И у организации, осуществляющей водоотведение, действительно есть стимул для таких регулярных визитов, ведь теперь по выявленным концентрации загрязняющих веществ она может взыскать плату не более, чем за месяц, а ранее такие результаты действовали вплоть до следующего отбора проб (то есть на их основе плату можно было начислять еще следующие два месяца). Это, конечно, было несправедливо, ведь превышения концентраций в данные месяцы могло и не быть, в то время как плата подлежала взысканию, а суммы платы порой исчислялись в миллионах рублей.

– Резервную пробу теперь не обязательно исследовать в другой лаборатории, главное, чтобы лаборатория имела соответствующую аккредитацию.

В случае несогласия абонента или организации, осуществляющей водоотведение, принимать для расчета среднее арифметическое значений концентрации загрязняющих веществ из результатов анализа параллельных проб проводится вскрытие резервной пробы.

Предшествующее Постановление № 525 указывало на необходимость исследования резервной пробы в лаборатории, которая не проводила анализ параллельных проб, при наличии такой возможности. Учитывая, что такая возможность в большинстве случаев была, а результаты анализа разных лабораторий практически всегда отличаются, исследование резервной пробы в лаборатории, уже проводившей анализ параллельных проб, позволяло поставить под сомнение достоверность результатов исследования.

Как правило, несогласие считать среднее арифметическое по результатам исследования параллельных проб заявляет именно организация, осуществляющая водоотведение. Поэтому отсутствие правила о привлечении незадействованной для анализа параллельных проб лаборатории, по моему мнению, не в пользу абонентов. Ведь для абонента доказать фальсификацию результатов анализа проб лабораторией организации, осуществляющей водоотведение, практически невозможно.

2. Появился стимул вплотную взяться за экологический вред

Ряд крупных экологических катастроф (разлив нефтепродуктов в Норильске, в реке Колва, гибель морских животных на Камчатке, гибель рыбы в водохранилище в Калмыкии и пр.) дали дополнительный заряд нормотворческой работе в сфере предупреждения и возмещения экологического вреда. Однако все эти меры кажутся каплей в море, учитывая в целом недостаточную точность методик (что, например, в очередной раз подтвердил случай с Норникелем, когда представленные в суд расчеты суммы ущерба отличались больше, чем в 10 раз), до сих пор не закрепленный в законодательстве приоритет натуральной формы возмещения вреда, нерешенный вопрос соотношения природоохранных и восстановительных мероприятий, выполняемых в рамках проекта осуществления хозяйственной деятельности по итогам прохождения государственной экологической экспертизы, и возмещения вреда и пр.

1) Активно модернизировались правила расчета вреда, причиненного компонентам окружающей среды

Вице-премьер В. Абрамченко поручила актуализировать методики расчета ущерба водным объектам, почве, недрам и разработать методику оценки вреда атмосферному воздуху.

Была принята новая методика расчета вреда водным биоресурсам. В Госдуму был внесен законопроект о внесении изменений в методику расчета вреда почвам.

2) Формировался перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что заставило природопользователей хорошенько понервничать

Такая позиция государственных органов – это отражение устоявшейся трактовки баланса частных и публичных интересов с перевесом в пользу последних.

3) По-новому урегулирован вопрос утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти

С 01 января 2021 года введен уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласованного с Росприроднадзором (Федеральный закон № 207-ФЗ).

Организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять разработанный и согласованный план и иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом.

Примечательно, что к 2024 году все организации, работающие с углеводородным сырьем, должны будут утвердить план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

4) Подготовлены новые Правила охраны поверхностных водных объектов

С 1 января 2021 года вступили в силу актуализированные Правила охраны поверхностных водных объектов (постановление Правительства РФ № 1391).

Правила устанавливают перечень мероприятий по охране поверхностных водных объектов, среди которых установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков.

Довольно распространенная проблема – это отсутствие информации об охранных зонах водных объектов (различные ЗОУИТ) в публичных реестрах, а также обозначения их на местности (не говоря уже о несоблюдении порядка их разработки и установления, как например, в отношении зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения). Это ставит собственников земельных участков, попадающих в такие зоны, в непростое положение, особенно, когда такое обременение обнаруживается уже после покупки участка на берегу водного объекта. Однако представляется, что глобально установлением знаков проблема информированности об особом порядке осуществления деятельности в таких зонах вряд ли решится.

Среди иных мероприятий названы предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидация последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения, расчистка поверхностных водных объектов от донных отложений и иные.

3. Изменился внешний облик контрольно-надзорной деятельности

Ограничение проверочной деятельности в 2020 году в очередной раз показало, что большое количество исключений может обессмыслить правило.

Постановлением Правительства РФ № 438 был введен мораторий на проверки малого и среднего предпринимательства. Это, как ни парадоксально, незначительно уменьшило нагрузку на малый и средний бизнес в общей массе проверяемых лиц. Подробнее читайте в ежегодном Отчете Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге о контрольно-надзорной деятельности за 2020 год: http://inspections.enforce.spb.ru.

Это объясняется в том числе тем, что несмотря на общее ограничение проверочной деятельности по критерию субъекта, был введен еще ряд существенных условий, когда проверки были допустимы. В частности, внеплановые проверки для малого и среднего бизнеса можно было проводить в случае причинения вреда людям, либо при наличии распоряжения президента или правительства, в целях проверки соблюдения ранее выданного предписания и пр. К слову, такое особое поручение было выдано В. Абрамченко в отношении недропользователей.

На примере недропользователей была возможность убедиться, что при желании любого природопользователя можно проверить и при наличии ограничений. Нельзя провести очную плановую проверку? Проведем внеплановую. Опасный производственный объект не той категории? Присвоим другую категорию или по ходу дела вспомним про другое основание (например, категорию риска осуществляемой деятельности).

Для малого бизнеса мораторий был продлен на 2021 год.

Подводя итог небольшому обзору, отмечу, что шлифовка отдельных вопросов, к сожалению, происходит в отсутствие четкого вектора развития отрасли. Изменения не выстраиваются в систему, в которой экологические требования действительно позволяют сохранять природу (а не стимулируют бизнес искать легальные обходные пути или уходить в тень) и для эффективной работы правовых институтов созданы соответствующие условия и инфраструктура в том числе. Конечно, принимать властные решения в условиях большой неопределенности непросто, особенно в сфере экологии (об этом говорил еще Энтони Гидденс в курсе лекций о глобализации “Ускользающий мир” 1999). Но на мой взгляд, нивелировать последствия любого экологического бедствия гораздо легче, опираясь на систему институтов и понятий и ясно представляя, защите каких ценностей она служит.

Источник

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 16 февраля 2021 года

Одобрен Советом Федерации 3 марта 2021 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971; 2014, N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4187; 2018, N 31, ст. 4841; 2019, N 30, ст. 4097; N 52, ст. 7771) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

2) главу I дополнить статьей 4 3 следующего содержания:

1. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.

2. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), обладателями которой являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляется указанными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):

1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;

2) о радиационной обстановке;

3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

4) об обращении с отходами производства и потребления;

5) о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

4. Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.»;

3) статью 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«утверждение правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения.»;

4) в пункте 9 статьи 69 слова «или коммерческую» исключить.

Статья 2

Внести в часть первую статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне» (Российская газета, 1993, 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в абзаце третьем слово «экологии,» исключить;

2) дополнить абзацем следующего содержания:

«составляющие информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию).».

Статья 3

Внести в статью 5 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3283; 2018, N 17, ст. 2435) следующие изменения:

1) в пункте 4 слова «загрязнении окружающей среды,» исключить;

2) дополнить пунктом 12 следующего содержания:

«12) составляющих информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию).».

Статья 4

Пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2019, N 49, ст. 6986) изложить в следующей редакции:

«2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);».

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Обзор изменений экологического и природоохранного законодательства за октябрь 2020 года

Обзор изменений природоохранного законодательства за октябрь 2020 года

Гидротехнические сооружения

1. Ростехнадзор напоминает об изменениях в сроках действия особенностей применения отдельных разрешительных режимов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Информация Ростехнадзора «Продлены сроки действия отдельных разрешительных режимов»

Сообщается, что Правительством РФ принято Постановление от 1 октября 2020 г. N 1580 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440», согласно которому:

— до 1 января 2022 г. продлен срок действия периода, в течение которого осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, допускается без переоформления соответствующих лицензий в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии;

— по 1 июля 2021 г. увеличен период, в течение которого продлевается и считается действующей имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. Вместе с тем организации, в которых работают работники с истекшими сроками аттестации, вправе направить их для проведения аттестации в территориальные аттестационные комиссии или в комиссии организаций (в зависимости от категории работника) по собственной инициативе;

— до 1 июля 2021 г. продлен период, когда не требуется проведение проверки знания требований охраны труда и других требований и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, проверки знания требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения. При этом такая проверка знаний может быть проведена по соответствующей инициативе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Ростехнадзор обращает особое внимание поднадзорных организаций на необходимость своевременной реализации мероприятий, необходимых для переоформления лицензий, проведения аттестации или проверки знаний работников. По завершении установленных Постановлением N 1580 периодов невыполнение соответствующих обязательных требований станет правонарушением, влекущем ответственность в соответствии с законодательством РФ.

2. С 1 января 2021 года устанавливается порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения

Постановление Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»

Величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

При наличии у владельца гидротехнического сооружения 2 и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.

Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых может быть причинен вероятный вред.

Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения согласованного расчета вероятного вреда, являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Величина финансового обеспечения ответственности определяется на срок действия декларации безопасности гидротехнического сооружения и подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется владельцем гидротехнического сооружения исходя из индекса роста потребительских цен за прошедший год.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

3. С 1 января 2021 г. устанавливается порядок консервации и ликвидации гидротехнического сооружения

Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1589 «Об утверждении Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения»

Решение о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения принимается:

— собственником гидротехнического сооружения в случае окончания установленного проектной документацией срока эксплуатации гидротехнического сооружения и невозможности или нецелесообразности дальнейшей его эксплуатации, а также в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций;

— уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, на территории которых находится это гидротехническое сооружение, о необходимости его консервации и (или) ликвидации.

Решение о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения размещается для общественного обсуждения на официальном сайте лица, принявшего такое решение и (или) в общероссийских и (или) региональных государственных периодических печатных изданиях.

Срок общественного обсуждения решения о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения составляет 30 календарных дней со дня его размещения.

Собственником гидротехнического сооружения либо уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ формируется комиссия по обследованию гидротехнического сооружения. В состав комиссии в обязательном порядке включаются представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией, а также органов местного самоуправления, на территории которых находится консервируемое и (или) ликвидируемое гидротехническое сооружение.

Решение о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения, находящегося в собственности Российской Федерации, принимается в форме акта Правительства РФ.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

4. С 1 января 2021 года вступает в силу новое Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника

Постановление Правительства РФ от 05.10.2020 N 1606 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался»

В частности, обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство или эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), осуществляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием органа государственного надзора.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация в соответствии с предписанием органа государственного надзора разрабатывает и выполняет мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию гидротехнического сооружения.

При выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 27.02.1999 N 237 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.07.2020 N 1086. Постановление действует до 1 января 2027 года.

5. С 1 января 2021 г. вступают в силу новые критерии классификации гидротехнических сооружений

Постановление Правительства РФ от 05.10.2020 N 1607 «Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений

Установлены следующие классы гидротехнических сооружений:

в зависимости от их высоты и типа грунта оснований;

в зависимости от их назначения и условий эксплуатации;

в зависимости от максимального напора на водоподпорное сооружение;

в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий.

Установлено, что если гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденными критериями может быть отнесено к разным классам, то такое гидротехническое сооружение относится к наиболее высокому из них.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 02.11.2013 N 986 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.07.2020 N 1086. Настоящее Постановление действует до 1 января 2027 г.

6. С 1 января 2021 г. вводятся правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений

Приказ Минсельхоза России от 31.07.2020 N 438 «Об утверждении Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений» Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2020 N 60169.

Эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений включает в себя комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период.

Эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, являющимися их собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами. В процессе эксплуатации правообладателями осуществляется содержание их в исправном (надлежащем) состоянии, включая принятие мер по предупреждению повреждений.

Устанавливаются, в числе прочего, особенности эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

7. С 1 января 2021 г. устанавливается порядок пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации

Приказ МЧС России от 30.09.2020 N 731 «Об утверждении Правил пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации» Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2020 N 60608.

Приводится порядок пользования ледовыми переправами; переправами (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда; наплавными мостами на внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей РФ.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу для ледовых переправ с 1 октября 2021 г., для наплавных мостов и переправ, на которых используются маломерные суда, с 1 мая 2021 г.

Настоящий приказ действует до 1 сентября 2026 г.

Арктика

Установлена форма свидетельства, удостоверяющего регистрацию в качестве резидента Арктической зоны РФ

Приказ Минвостокразвития России от 13.08.2020 N 109 «Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию в качестве резидента Арктической зоны Российской Федерации» Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2020 N 60251.

Форма утверждена в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

Свидетельство удостоверяет внесение в реестр резидентов Арктической зоны РФ записи о регистрации юрлица или ИП в качестве резидента Арктической зоны РФ, а также сведения о возможности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Морское право

1. С 1 января 2021 г. вводятся актуализированные правила по охране труда в морских и речных портах

Приказ Минтруда России от 15.06.2020 N 343н «Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах» Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2020 N 60231.

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и выполнению погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, а также к работам по обеспечению перегрузочных процессов и перевозке работников по территории портов и акватории судами портового флота.

Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 21 января 2019 г. N 30н, которым были утверждены аналогичные правила.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

2. С 1 января 2021 года вступают в силу новые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

Приказ МЧС России от 06.07.2020 N 487 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2020 N 60524.

Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах РФ, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам РФ.

К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

Аналогичный Приказ МЧС России от 29.06.2005 N 502 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034.

Негативное воздействие

1. В целях применения подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ водоприемники, мелиоративные системы, магистральные каналы мелиоративных систем не попадают под определение природно-антропогенного объекта, так как не обладают свойствами природного объекта и не имеют рекреационного и защитного значения

Письмо ФНС России от 06.10.2020 N БС-4-21/16270@ «О применении пп. 1 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении водоприемников, мелиоративных каналов и мелиоративных систем»

В этой связи перечисленные в приложении объекты должны стоять на балансе организации, эксплуатирующей данные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения.

В то же время водохранилища, каналы, входящие в состав мелиоративных систем, могут быть отнесены к поверхностным водным объектам, мероприятия по охране которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 N 1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» возложены на Минсельхоз России. В этом случае информация о таких поверхностных водных объектах содержится в государственном водном реестре.

2. Рассмотрен вопрос об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Письмо Росприроднадзора от 15.10.2020 N МК-02-02-32/34869 «О предоставлении информации»

Сообщается, что актуализация сведений об объектах НВОС проводится в случаях, установленных пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно:

замена юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования, адреса (места нахождения), а также изменение фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

изменение места нахождения объекта НВОС;

изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Кроме того, разъяснена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Отходы

1. Установлены формы рекомендаций российского экологического оператора при утверждении и корректировке региональной программы в области обращения с отходами, а также при установлении и корректировке нормативов накопления ТКО

Приказ Минприроды России от 01.09.2020 N 640 «Об утверждении формы рекомендаций российского экологического оператора при утверждении и корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и формы рекомендаций российского экологического оператора при установлении и корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов» Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2020 N 60621.

Формы установлены в соответствии с Правилами направления субъектам РФ и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 N 1815.

2. С 1 января 2021 года вступает в силу новый порядок изъятия из обращения, проведения экспертизы, временного хранения, утилизации, уничтожения некачественных и/или опасных пищевых продуктов

Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1612 «Об утверждении Положения о порядке изъятия из обращения, проведения экспертизы, временного хранения, утилизации или уничтожения некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами»

Владелец некачественных и/или опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, обязан изъять их из обращения самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля и обеспечить их временное хранение. В случае если владелец не принял меры по их изъятию из обращения, органы государственного надзора и контроля обращаются в суд с заявлением об изъятии из обращения таких пищевых продуктов, материалов и изделий и о последующем их уничтожении.

Условия временного хранения некачественных и/или опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, в течение срока, необходимого для проведения их экспертизы, утилизации или уничтожения, должны исключать возможность несанкционированного доступа к таким пищевым продуктам, материалам и изделиям.

Учет находящихся на временном хранении некачественных и/или опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, ведется в бумажном или электронном виде отдельно от учета качественной и безопасной пищевой продукции, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1036.

Настоящее Постановление действует до 1 января 2027 г.

3. Установлены формы документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по обработке лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

Приказ Федеральной пробирной палаты от 04.09.2020 N 91н «Об утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий». Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2020 N 60523.

Лесопользование

1. С 1 января 2021 г. вводятся единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах

Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»

Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Минприроды России.

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);

мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.

Общие требования пожарной безопасности в лесах включают в себя, в частности, следующие запреты:

— использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления;

— бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

— применять при охоте пыжи из горючих (способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) или тлеющих материалов;

— оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие горючие вещества) в не предусмотренных специально для этого местах;

— заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

— выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;

— осуществлять выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование лесов или имеющие объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лица, ответственные за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес обязаны провести инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий о соблюдении установленных требований и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.

Также установлены, в частности:

требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;

требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

2. С 1 января 2021 года вводится новая форма сопроводительного документа на транспортировку древесины

Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 N 1696 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины»

Также утверждены Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины.

Документ оформляется юридическими лицами, ИП, являющимися собственниками древесины.

Настоящее Постановление действует до 1 января 2027 года.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 21.06.2014 N 571 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1132.

Рыболовство

1. Порядок перечисления платы за предоставление в пользование рыболовного участка приведен в соответствие с БК РФ

Постановление Правительства РФ от 26.10.2020 N 1740 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 1078»

2. Уточнен порядок подачи заявлений о предоставления доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Постановление Правительства РФ от 28.10.2020 N 1752 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок закрепления и предоставления доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства»

Установлено, что заявления о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства подаются в течение 3 месяцев со дня размещения Росрыболовством на своем официальном сайте и официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» информации о начале проведения отбора инвестиционных проектов и процедуре его проведения, которая размещается не позднее 10 дней со дня вступления в силу настоящего Постановления.

3. По 31 декабря 2020 г. закрыто промышленное рыболовство бычков в Западно-Камчатской подзоне и копепод в озерах Алтайского края

Приказ Минсельхоза России от 23.09.2020 N 562 «Об установлении ограничения рыболовства отдельных видов водных биологических ресурсов в 2020 году» Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2020 N 60612.

Запрет установлен в целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

4. Россельхознадзором подготовлены рекомендации по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 для организаций рыбохозяйственной области и судов

Письмо Россельхознадзора от 03.09.2020 N ФС-НВ-7/24948 «О направлении Рекомендаций по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 для организаций рыбохозяйственной отрасли и судов».

Руководство основано на принципе целенаправленных и детальных мер профилактики и контроля с учетом специфики эксплуатации морских судов.

Отмечается, что уровни риска для судна и экипажа оцениваются следующим образом:

С учетом уровня риска приведены, в числе прочего: общие меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди экипажа судна; меры по обеспечению режима работы судна в условиях регистрации спорадической заболеваемости COVID-19 на территории; меры личной защиты экипажа; меры предосторожности в порту; меры предосторожности с посетителями, и прочее.

При выполнении неотложных ремонтных работ в порту судно, его собственник и фирма-исполнитель ремонтных работ должны согласовать процедуры, обеспечивающие, чтобы ни один работник с симптомами COVID-19 не был допущен на борт судна. Рекомендуемым вариантом является заполнение работниками формы Декларации о здоровье с подтверждением фирмой-исполнителем (приведена в приложении).

Экологический надзор

1. Россельхознадзор проинформировал об особенностях обследования хозяйствующих субъектов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19

Письмо Россельхознадзора от 22.07.2020 N ФС-КС-7/20660 О проведении обследования хозяйствующих субъектов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Сообщается, в частности, что обследование хозяйствующих субъектов на соответствие требованиям третьих стран в зависимости от ситуации по коронавирусной инфекции может быть проведено как в режиме документарного контроля, так и в выездном режиме при соблюдении правил личной гигиены с применением средств индивидуальной защиты.

В обычном (выездном) режиме в течение 5 месяцев с момента снятия в регионе ограничений, связанных с COVID-19, должны быть переобследованы:

предприятия, прошедшие в текущем году документарное обследование на соответствие требованиям третьих стран и не прошедшие обследования в выездном режиме;

предприятия, на которых после выездного обследования произошли значимые изменения в технологических процессах, оборудовании, номенклатуре и т.п.;

предприятия, допускавшие систематические нарушения требований действующего законодательства в области выпуска и оборота безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции;

предприятия, не имеющие прозрачной системы прослеживаемости;

предприятия, прошедшие документарное обследование на соответствие требованиям КНР, Вьетнама и ЕС.

2. С 1 января 2021 г. устанавливается порядок осуществления Росгидрометом государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы

Постановление Правительства РФ от 17.10.2020 N 1702 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы»

Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами следующих обязательных требований:

— наличие специального разрешения (лицензии) на проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

— выполнение требований о приобретении, хранении и использовании средств активного воздействия специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы.

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю при проведении работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, не связанных с взаимодействием с юридическими лицами, направленных на профилактику нарушений обязательных требований при проведении работ.

Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в рамках государственного надзора не предусмотрено.

Должностные лица при проведении проверок имеют право, в числе прочего, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, на которых осуществляется деятельность при проведении работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, а также выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. С 1 ноября 2020 года вступает в силу порядок размещения на официальных сайтах госорганов, осуществляющих госконтроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

Постановление Правительства РФ от 22.10.2020 N 1722 «О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования».

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» утверждены Правила, которые определяют порядок размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений).

Перечни формируются по каждому виду государственного контроля (надзора), предоставления лицензий, иных разрешений, а также аккредитации, отдельно.

Установлены сведения, которые включают в себя перечни в отношении каждого нормативного правового акта (его отдельных положений), содержащего обязательные требования.

4. Результаты поверки средств измерений, удостоверенные в соответствии с действовавшими до 24 сентября 2020 года нормативными правовыми актами, действительны до окончания интервала между поверками

Письмо Росаккредитации от 19.10.2020 N 21392/03-ДГ «О результатах поверки средств измерений»

С указанной даты вступили в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений».

Сообщается, что для подтверждения соответствия Критериям аккредитации, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326, для средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, необходимо пользоваться сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Кроме того, при заполнении документов по оснащенности средствами измерений, формы которых установлены в приложениях к Критериям аккредитации, в части указания информации в столбце N 8 «Свидетельство о поверке средств измерений (номер, дата, срок действия)» следует указывать номер записи сведений о результатах поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или заводской номер, наименование организации, проводившей поверку, дату поверки.

5. Сведения о работниках, ранее предоставленные аккредитованными лицами в подсистеме «Сведения о работниках» во ФГИС Росаккредитации, должны быть подтверждены аккредитованными лицами для включения в реестр аккредитованных лиц

Информация Росаккредитации «О направлении в реестр аккредитованных лиц сведений о работниках органа по сертификации»

Сведения о работниках, ранее предоставленные аккредитованными лицами в подсистеме «Сведения о работниках» во ФГИС Росаккредитации, должны быть подтверждены аккредитованными лицами для включения в Реестр.

Оформление списка работников в приложении к заявлению на предоставление государственных услуг во ФГИС Росаккредитации будет осуществляться с учетом признака включения сведений о работнике в Реестр.

В случае, если сведения о работниках в подсистеме «Сведения о работниках» во ФГИС Росаккредитации не имеют признака «Заявка на включение в РАЛ одобрена», аккредитованным лицам необходимо направить заявки на включение сведений о работниках в Реестр из карточки работника в соответствии с прилагаемой инструкцией.

Лицензирование

1. Установлены формы документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по обработке лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

Приказ Федеральной пробирной палаты от 04.09.2020 N 91н «Об утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий». Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2020 N 60523.

заявления о предоставлении лицензии;

заявления о переоформлении лицензии;

уведомления об отказе в предоставлении лицензии;

уведомления об отказе в переоформлении лицензии;

уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления отсутствующих документов;

заявления о предоставлении сведений о лицензии.

2. Актуализирован регламент предоставления ГК «Роскосмос» государственной услуги по лицензированию космической деятельности

Приказ Госкорпорации «Роскосмос» от 10.09.2020 N 245 «Об утверждении Административного регламента Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» по предоставлению государственной услуги по лицензированию космической деятельности». Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2020 N 60418.

Заявителями на получение государственной услуги являются юридические лица, обратившиеся в Корпорацию с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление космической деятельности, переоформлении лицензии, предоставлении дубликата лицензии или заверенной копии лицензии, прекращении действия лицензии на осуществление космической деятельности.

Определен, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, установлены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.

За предоставление государственной услуги в части предоставления лицензии, выдачи дубликата лицензии или переоформления лицензии уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

Прекращение действия лицензии, предоставление заверенной копии лицензии и сведений о конкретной лицензии осуществляется бесплатно.

В приложениях приведены формы необходимых заявлений.

Признан утратившим силу приказ Федерального космического агентства от 20 марта 2013 года N 63, которым был утвержден административный регламент, регулирующий аналогичные правоотношения.

3. С 1 января 2021 г. устанавливается порядок приобретения, хранения и использования средств активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы

Постановление Правительства РФ от 17.10.2020 N 1701 «Об утверждении Положения о приобретении, хранении и использовании средств активного воздействия специализированными организациями активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы»

Активное воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы проводится в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике (защита сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин).

Установлено, в частности, что средства активного воздействия, содержащие взрывчатые и пиротехнические вещества, вправе приобретать, хранить и использовать специализированные организации, имеющие лицензии на проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, выданные им Росгидрометом в установленном порядке.

Не содержащие взрывчатых и пиротехнических веществ средства активного воздействия (технические средства, радиолокационные средства, реагенты, используемые для проведения работ по активному воздействию) могут приобретаться, храниться и использоваться специализированными организациями без наличия у них лицензий на проведение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

Хранение средств активного воздействия, содержащих взрывчатые и пиротехнические вещества, должно осуществляться способом, исключающим попадание прямых солнечных лучей и атмосферных осадков на упаковку, в которой содержатся такие средства.

Хранение средств активного воздействия, содержащих взрывчатые и пиротехнические вещества, осуществляется в соответствии с требованиями эксплуатационной документации таких средств на складах (хранилищах) постоянного (круглогодичного) хранения, складах межсезонного хранения (в межсезонный период работ по активному воздействию или на период хранения менее года) и складах временного хранения (требуемого по технологии количества средств активного воздействия на период или сезон проведения работ).

Хранение средств активного воздействия, содержащих взрывчатые и пиротехнические вещества, должно исключать их утрату и порчу.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Недропользование

1. Установлен порядок подготовки, согласования и утверждения проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

Постановление Правительства РФ от 20.10.2020 N 1715 «О подготовке, согласовании и утверждении проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых»

Подготовка проектной документации предусматривает разработку методических подходов, технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства о недрах.

Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, в соответствии с правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ «О недрах».

Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью (при наличии) этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке.

Проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию.

2. Актуализирован порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых

Постановление Правительства РФ от 22.10.2020 N 1720 «О внесении изменений в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование»

Реализованы положения Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых».

Предусмотрено, что установление и изменение границ участков недр осуществляется Роснедрами также в отношении участков недр, по которым принято решение о выделении из границ участка недр, предоставленного в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также участков недр, из которых осуществляется такое выделение.

Изменение границ участка недр в сторону его уменьшения осуществляется также в случае указанного выделения.

Государственная регистрация изменения к лицензии на пользование недрами об изменении границ участка недр в сторону уменьшения в связи с выделением участка недр, содержащего трудноизвлекаемые полезные ископаемые, из границ участка недр, предоставленного в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, осуществляется одновременно с государственной регистрацией лицензии на пользование недрами на выделенном участке недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых.

3. С 10 октября 2020 года изменился порядок предоставления юридическим и физическим лицам геологической информации о недрах

Письмо Роснедр от 08.10.2020 N ЕП-02-30/16331 «О предоставлении юридическим и физическим лицам геологической информации о недрах»

Сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1522 внесены изменения в Правила использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Российская Федерация, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.06.2016 N 492, которые вступают в силу с указанной даты.

Указанные изменения предусматривают исключение «разрешительного» механизма предоставления физическим и юридическим лицам геологической информации о недрах, не ограниченной в доступе в соответствии с законодательством РФ и находящейся на хранении в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах, фондах геологической информации субъектов РФ.

При этом по решению Роснедр или его территориальных органов подлежит предоставлению только геологическая информация о недрах ограниченного доступа и (или) находящаяся на временном хранении в организациях, не относящихся к системе федерального фонда геологической информации.

Таким образом, для предоставления геологической информации о недрах, не ограниченной в доступе, получение решения Роснедр или его территориального органа не требуется.

Сельское хозяйство

1. Полномочия по вопросам виноградарства и виноделия отнесены к компетенции Минсельхоза России

Письмо Минфина России от 21.10.2020 N 27-04-10/91635 О применении положений Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» и его соотношения с положениями технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 N 98

Минфин сообщает, что Постановлением Правительства РФ от 19.09.2020 N 1501 внесены изменения в Положение о Минфине России, согласно которым вопросы виноградарства и виноделия исключены из полномочий данного ведомства и переданы Минсельхозу России.

Также отмечено, что в случае, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», то применяются правила международного договора.

2. С 1 января 2021 г. вводятся правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений

Приказ Минсельхоза России от 31.07.2020 N 438 «Об утверждении Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений» Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2020 N 60169.

Эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений включает в себя комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период.

Эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, являющимися их собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами. В процессе эксплуатации правообладателями осуществляется содержание их в исправном (надлежащем) состоянии, включая принятие мер по предупреждению повреждений.

Устанавливаются, в числе прочего, особенности эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *