Что нового ты узнал об одежде наших предков
Одежда наших предков
Одежда в жизни наших Предков имела большое значение. Особенно много обрядов и обычаев связано с рубахой. Именно рубаха являлась самым сильным оберегом. Неспроста первой пеленкой для младенца была рубаха отца. Считалось, что снятая с отца рубаха — самый мощный оберег для ребенка, защищала его от болезней, передавала приемственность Рода и даровала любовь отца.
Вышивке и украшению рубахи придавалось особое значение. Мотивами для вышивок являлись сакральные символы — древние знаки защиты и обереги. Вышивка на рубахе — это сакральный язык мудрости наших Предков, через которой Боги передают человеку силу, мужество, духовный стержень, а также поддержку в совершенствовании определенных качеств, что зависит от выбора обережного символа. Славянская Рубаха — это не только красивая, качественная вещь ручной работы, но и помощник человека на его духовном пути.
Наши Предки уделяли внимание не только вышивке символов, но и их расположению на рубахе, традиционным было размещение их по кругу — ворот, пояс, рукава, подол. Это также было не спроста, так как на местах расположения обережных символов, у человека находятся животворящие центры, которым нужна защита и гармонизация, и через которые человек получает Живу — жизненную силу, энергию и благословение Богов.
Известно, что славянская вышивка была основана на символичности. Вышивка крестом была призвана служить оберегом, так как крест всегда считался защитником от нечистой силы, от дурного глаза и других напастей. В вышивках использовали образы животных, птиц и растений. Каждый узор и каждый сюжет, и орнамент можно было «прочитать». Любая вышивка носила свою смысловую нагрузку.
Чаще всего вышивка рассказывает о плодородии, об образе матери. Символом плодородия выступает ромб. Другой распространенный орнамент — «розетка» с восемью лепестками, символизирующая женское начало. Другие распространенные орнаменты — фигурки женщин, рептилии и земноводные, птицы (чаще всего петухи, соловьи и павлины).
Папоротник – самое таинственное и мистическое растение на Земле. Люди издавна приписывали ему магические свойства и включали его в обряды.
В Древней Руси папоротник считался растением Перуна, бога-громовержца, подателя дождя на поля и покровителя русского воинства. В ночь на Иванa Купалу в лесу искали цветок папоротника – Перунов цвет, разрыв-траву. По легенде, загадочный цветок папоротника расцветает летней ночью один раз в год, чтобы указать место, где хранится заветный клад, приносящий богатство и счастье.
В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло. «. Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.
Цветок папоротника, это огненный символ чистоты Духа и обладает мощнейшими целительными силами. Оберег в народе именуется как Перунов Цвет. По легенде, этому славянскому оберегу по силам открывать скрытые под землей клады, исполнять заветные желания. Если вспомнить о празднике Иван Купала, а именно в этот славянский праздник ночью в лесу зацветает папоротник, который откроет великие сокровища отыскавшему его. Но у сокровища нет конкретного определения, поэтому часто из вида упускаются нематериальные сокровища. Для бесплодных людей зачатие малыша является не менее драгоценным сокровищем, нежели многомиллионная деловая сделка для бизнесмена.
«Звезда Руси» — сложный по построению и глубокий по философскому наполнению знак, который объединяет в себе основы Ведического мировоззрения Славян. Знак состоит из взаимопроникающих, но неразъёмных графических элементов. Наиболее наблюдательные узрят в сплетении «торсионных полей» свастику. Она зашифрована в этом магическом знаке, как ключ к величайшим тайнам Природы. Знак сущности бытия символизирует, в первую очередь, единство трёх состояний Мира – Прави, Яви и Нави. Люди, обладающие генной памятью, в данном случае этнические Русские, без многословных объяснений, сердцем почувствуют в этих словах голос Предков. Правь – верхний Духовный Мир. Мир Светлых Богов, которые правят Явью и Навью, осуществляют переход из одного Мира в другой. Явь – материальный, видимый, реальный, явный Мир, в котором мы живём и который ощущаем. Навь – «параллельный Духовный Мир». Мир нереальный, потусторонний, невидимый, мнимый. Возможно другое измерение. Отсюда происходит слово – наваждение. Наши Предки славили своих Богов, потому что жили в ладу с Природой – по заветам Отца Ария. Поэтому имели от Природы всё необходимое для жизни и продолжения Рода. Наши Предки славили верхний Духовный Мир, Мир Светлых Богов. Они славили Правь и называли себя Православными – Славянами.
«Звезда Руси» не только символ сущности бытия, но и первооснова многих других магических знаков, ибо в ней заложены самые благородные начала. Ромб в Славянской традиции олицетворяет поле. Ромб с внутренними включениями есть символ засеянного поля или плодородия – так изображалась Родная Земля – Мать Сыра-Земля – хранительница Рода. Также встречается название «Квадрат Сварога». Символ являет собой стилизованное изображение очага, из которого вырываются четыре языка пламени.
СВАРОГ — Бог Неба, мудрости, покровитель союза и кузнечного дела, клятв, ремёсел, охотников. Бог, установивший закон Прави. Супруг Лады. Отец Богов.
Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». В давние времена им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Иными словами, сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. «Сварганить» до сих пор значит — чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» — санскр. вода). Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце—Ра (отсюда наше слово радость) — и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу. Именно Сварогу древние предания посвящают начало железного века и обучение людей пользоваться железными орудиями, любая кузня, любой горн — это уже капище Сварога. В образном виде Русские былины донесли до нас то, что дал он людям — Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Проект на тему «Одежда наших предков»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром
Женская одежда крестьян Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).
Верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу
Одежда знатных людей Богатые, знатные на рубашку надевали одежду называемую свита. Она была с широкими рукавами. В холодное время носили плащи.
Мужской костюм Рубаха и порты, оставшиеся основой костюма Московской Руси, не претерпевали существенных изменений. В рубахе разрез горловины переместился с середины влево, появляется рубашка-косоворотка. Длина ее стала меньше. Появились различные по назначению рубахи, например горничные, которые носили в горнице. Поверх рубахи надевали зипун. Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением (обычный, домаш-ний,выходной).
Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения. Форма деталей и манера ношения этих видов кафтана подчеркивали полную неприспособленность их владельцев к какому-либо труду. Немалую роль в костюме играли пояса и кушаки из кожи, шелка, парчи, бархата, простой веревки, вышитые золотом, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими бляхами, галуном. Часто к поясам подвешивали украшения и небольшую сумку-кошелек калиту
Женский костюм Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женской одежды состояла из полочек и спинки, вырезанных из прямых кусков ткани, расширенных книзу за счет клиньев. Ширина женской одежды внизу, как и мужской, могла доходить до 6 м. Линия проймы была прямая, рукав не имел оката и мог по-разному оформляться внизу в различных видах одежды
Женский костюм отличался пышностью и богатством. Женщины носили платья с глубоким воротом, такой ворот назывался – декольте. Платья были приталенные с широкой юбкой. Носили корсажи, чтоб быть стройнее. Обязательно одевали парик и туфли на высоких каблуках. Такую одежду должны были носить люди окружавшие царя, а кто не хотел подчиняться государственным указам – принуждали силой, штрафовали. Всем остальным разрешили носить старо-боярскую одежду, в том числе и сарафан.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-222160
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Когда древние люди научились шить одежду и какой она была?
Одним из главных достижений человечества, наравне с созданием орудий труда, является изобретение одежды. Благодаря ей наши далекие предки смогли покинуть теплую Африку и освоить более суровые территории Земли. Ученые регулярно находят кости древних людей и созданные ими инструменты. Но вот об одежде первобытных людей науке известно очень мало — шерсть, мех и другие материалы быстро разлагаются и не сохраняются до наших дней. Но ученые не отчаиваются и пытаются узнать подробности об одежде древних людей ориентируясь на косвенных доказательствах их существования. Недавно группа ученых во главе с Эмили Халлетт (Emily Hallett) нашла в одной из пещер Марокко инструменты, при помощи которых наши предки обрабатывали кожу и шерсть животных для изготовления одежды. На основе результатов других исследований можно предположить, как древняя одежда выглядела.
Ученые ни разу не находили одежду древних людей, потому что она уже давно разложилась
Как древние люди шили одежду?
Об интригующей находке ученых было рассказано в издании The Guardian. Орудия труда, при помощи которых древние люди обрабатывали материалы для создания одежды, были найдены в марокканской «пещере контрабандистов». Из 12 тысяч фрагментов костей около 60 оказались костяными инструментами для работы с кожей животных. В основном жители пещеры использовали кости диких кошек, песчанок и шакалов. Их нижние челюсти имеют форму лопатки, при помощи которых можно было чистить изнаночную сторону кожи от всего лишнего. Кости небольших животных были наиболее предпочтительными также потому, что не прокалывали кожу.
Нижние челюсти диких животных использовались для отделки материалов для изготовления одежды
Помимо костяных инструментов, в пещере было найдено много обычных костей животных. На многих из них есть следы снятия с них шкур, что является еще одним доказательством того, что древние люди умели делать одежду. Судя по возрасту останков, они освоили этот навык примерно 120 тысяч лет назад. Наши предки обзавелись новым умением весьма вовремя, потому что именно в это время климат на Земле стал очень холодным. Благодаря одежде люди могли не бояться морозов, охотиться и путешествовать как раньше. Само собой разумеется, первобытная одежда не могла обеспечить полноценное тепло. Выживанию людей также способствовало то, что они умели добывать огонь.
Внутри «пещеры контрабандистов»
В конечном итоге получается, что древние люди начали изготавливать одежду 120 тысяч лет назад. Для обработки кожи они использовали кости животных. Но как все это выглядело внешне?
Одежда древних людей
К сожалению, как именно выглядела одежда древних людей, ученые ответить не могут. Она была сделана из шкур животных и растительных материалов, так что попросту не могла сохраниться до наших дней. Однако, ученые могут сложить представление о внешнем виде древней одежды исходя из изображений на стенах пещер. Также можно взглянуть на внешний вид живущих даже сегодня диких племен, представители которых будто бы остались в каменном веке. Особенно это касается племен Африки, Австралии и Сибири.
Чтобы посмотреть на одежду наших предков, можно взглянуть на представителей современных диких племен
Ученые логично предполагают, что чем севернее жили древние люди, тем более закрытой была их одежда. Скорее всего, верхняя одежда наших предков надевалась через голову, чтобы покрывать как можно большую площадь тела. А вот у народов из теплых мест одежда могла быть с разрезом спереди. К тому же, помимо тяжелой кожи и шерсти мамонтов и других крупных животных они могли использовать замшу, кожу мелких зверей вроде оленей. С течением времени люди научились изготавливать ткани из растительных волокон, но когда именно это произошло, ученые не могут точно ответить. Обувь с прочной подошвой является относительно современным изобретением — до этого люди оборачивали ноги тканью или плели обувь из растений.
Одежда древних людей в представлении художника
Особого внимания достойны головные уборы древних людей. Они использовались не только для защиты от холода и ветра — помимо этого, шапки могли указывать на социальный статус человека. Вожди и прочие правители могли позволить себе головные уборы с множеством перьев и других украшений. Но важно отметить, что сейчас речь идет о совершенно разных временных периодах — свидетельств того, что в каменном веке существовали головные уборы, не так много. Они явно появились в более позднее время.
Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!
Под конец хочу отметить, что ученые постоянно изучают жизнь наших предков. Недавно они выяснили, как они научились разговаривать, что использовали для освещения пещер и когда научились рыбачить. Рекомендую к прочтению.
Презентация. «Одежда наших предков».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Одежда наших предков Дегтярева Юлия Вадимовна МБОУ СОШ № 81 Сормовского района Г. Нижний Новгород
Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? В. Жуковский
Торговое дело на Руси Ярмарка Меновая торговля Купец Гривна Копейные деньги
Одежда – это оберег Русская рубаха
Домотканая одежда – одежда, которая шилась из материалов, которые ткали сами: овчина, холст, набойка, сукно.
Женская одежда Душегрея Сарафан
Обувь и головные уборы Кокошник Лыко Лапти
Как одевались знатные и богатые Мужская одежда Длинный кафтан из дорогих тканей, шубы из дорогих мехов – соболь, бобёр, куница, камзол,фрак, сюртук Женская одежда Шубы,длинные платьяс талией и широкими юбками на обручах их дорогих тканей. Головные уборы Шляпы- треуголки, шапки из дорогих мехов. Обувь Сапоги
Синквейн Одежда Красивая, практичная Греет, украшает, оберегает Необходима человеку в жизни. Гардероб.
Домашнее задание Поработать над таблицей сравнения, как одевались дети в древности и современные дети.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-382397
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект «Одежда наших предков».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тема: Одежда моих предков. Как одевались в старину?
Основная часть проекта.
Список использованных ресурсов.
Изучить историю родного края моих предков, его культурные и художественные традиции через элементы девичьего русского народного костюма села Нёнокса.
Проблема в том, что я очень мало знаю о жизни моих предков. Тематика народного костюма была всегда мне интересна, ведь в нем заложена сама мудрость нашего народа.
И зучение истории села Нёнокса.
Изучение истории девичьего праздничного костюма жителей села Нёнокса.
Изучение кроя девичьего праздничного костюма.
Выбор материала для изготовления изделия и вида отделки для оформления костюма.
Участие в Неделе науки (школьный этап).
Презентация готового изделия в классе.
Технология, окружающий мир, изобразительное искусство.
Реконструкция девичьего праздничного костюма села Нёнокса на куклу.
Т ворческий с элементами исследования.
Участники проекта (исполнители)
Форма проведения презентации
1. Презентация и показ готового костюма в классе.
2. Участие в Неделе науки (школьный этап).
Краткосрочный (один месяц).
Учитель начальных классов МБОУ НШ № г.Сургута
Ожидаемые результаты проекта
Девичий праздничного костюма села Нёнокса, презентация готового изделия, участие в Неделе науки.
Актуальность исследования заключается тем, что изучение национального костюма помогает понять культурное наследие народа, традиции.
Проблема в том, что я очень мало знаю о жизни моих предков. Тематика народного костюма была всегда интересна, ведь в нем заложена сама мудрость нашего народа. Мои прабабушки и прадедушки с маминой стороны жили в Архангельской области, и мне стало интересно, в чём ходили девушки в давние времена. Я решила реконструировать девичий праздничный костюм села Нёнокса.
Слово «КОСТЮМ» , пришедшее из французского языка, означает «ОБЫЧАЙ». Одежда россиян менялась с изменением жизненного уклада, соответствовала социальному статусу носивших ее людей. Очень долго по одежде можно было определить, где живёт человек. Костюм и его элементы могут рассказать, чем и как жили наши предки, что ценили, какие тайны, и традиции у них были. Это очень увлекательно! Оказывается , праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.
Мой проект поможет окунуться в мир моей прабабушки. Мы узнаем, традиции Архангельской области, а также какие существуют разновидности праздничного костюма села Нёнокс. Работая над этим проектом, мне удалось глубже познакомиться с историей русского народного костюма, проявить свои творческие способности и умения.
Цели и задачи проекта.
Тема моего проекта: «Одежда моих предков. Как одевались в старину?». В соответствии с темой я определила цель проекта : изучить историю родного края моих предков, его культурные и художественные традиции через элементы девичьего русского народного костюма села Нёнокса.
Для достижения данной цели передо мною был поставлен ряд задач :
И зучение истории села Нёнокса.
Изучение истории девичьего праздничного костюма жителей села Нёнокса.
Изучение кроя девичьего праздничного костюма.
Выбор материала для изготовления изделия и вида отделки для оформления костюма.
Реконструкция изделия на куклу.
Участие в Неделе науки (школьный этап).
Презентация готового изделия в классе.
Актуальность исследования заключается тем, что изучение национального костюма помогает понять культурное наследие народа, традиции.
Предмет исследования – реконструкция девичьего праздничного костюма села Нёнокса на куклу.
Основная часть проекта.
История села Нёнокса
Первым этапом моим было узнать историю села. Порасспросив маму и источники интернет я узнала, что Нёнокса — село, которое более 600 лет стоящее на северной земле, в 74 верстах от Архангельска на Летнем берегу Белого моря.
Наша Нёнокса богатая,
У нас домы высокие,
В рамах стекла хрустальные,
Мужики у нас хорошие,
Кушаки носят красные,
У них жены прекрасные,
У них жены приветливые.
Особенно поражает своим великолепием девичий праздничный костюм, бытовавший в этих местах в XIX веке и доживший до 20-х годов следующего столетия в качестве свадебного, состоящий из рубахи, юбки, полушубка и повязки.
Чтобы понять русский народ, нужно надеть на себя однажды русские народные одежды. Тогда можно ощутить сложные, но добрые отношения русского человека к миру, его таинственную связь с природой, открыть и жизнелюбие, сострадание к ближнему, неординарность и мощь общенародных решений.
В русском народном костюме заключено одно из звеньев разгадки силы русской души.
Русский костюм является неотъемлемой частью народной культуры.
История девичьего праздничного костюма
Первоначально тканая льняная одежда была очень простой конструкции: полотно перегибали пополам, к нему пришивали рукава – и готова рубаха, основная одежда русского крестьянина.
Наиболее древней женской одеждой был повседневный ансамбль. Это многоярусная, многослойная одежда; задача её – скрыть фигуру, чтобы уберечь женщину.
Костюм имел три уровня: Небо, Земля и Мир подземный. Головные уборы, сама голова относились к верхнему миру.
Средний «земной» мир – в котором жили люди животные, символически обозначали конем – символ мужского начала.
Цветок земного «Срединного» мира был красный.
Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором к верхней части.
Само слово «рубаха» происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и крепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.
Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.
Рубаха обладала магической силой — если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинания, то есть навести порчу.
Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Ее изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.
Рубаха шилась из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался
В XVII веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых купцов, ремесленников, крестьян. С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50—60-.е годы как погребальная одежда.
В нёнокском костюме на рубаху одевалась широкая штофная юбка, сшитая из 5-6 полотнищ ткани, собранная на талии в складки, по низу юбки пришивались ленты или мишурный галун. Юбку стали носить вместо сарафана — «штофника». «Праздничные косоклинные штофники шили из красного штофа разных оттенков, от брусничного до малинового, и украшали спереди широким галуном и рядом шарообразных серебряных и позолоченных пуговиц».
Интересно происхождение названия этой одежды: полу-шубок. (Не имеет никакого отношения к «современной шубе».) «Термин шубка был известен с XIII в. и имел восточное происхождение. Первоначально он обозначал комнатную женскую глухую одежду с рукавами или одежду в виде косоклинного распашного сарафана».
Выкроен полушубок так, что сзади ткань ложится крупными складками, а впереди полочки имеют ровную трапециевидную форму. Парча при раскрое укреплялась (проклеивалась) грубой холщовой тканью, иногда прокладывалась газетой, для того, чтобы держалась прямая форма полочек, стояли складки на спинке. Впереди вдоль застежки и верхнего края полочек
В холодную погоду русские женщины надевали душегрею (или душегрейку) . Это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. Душегрея была очень пышной в нижней части и лишь немного прикрывала талию. Шили ее из прямоугольного куска ткани, могли простегивать ватой и украшать мехом. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…».
В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами.
Перевязка из полоски ткани ( повязка, лента, почелок, золотнуха и др.) – девичий головной убор из парчи, позумента, золотой вышивки и т.п. с завязками на концах. Повязка — девичий и женский головной убор. В качестве девичьего головного убора повязка была известна на всей территории расселения русского народа.
Концы поясов украшают кисточками и помпонами – «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью.
Серьги. Длинные, ажурные, двухрядные выполнены в технике низания жемчугом и бисером.
Бусы. Состоят из девяти прядей с нанизанными на них бусинами. Концы прядей закреплены на планку и обшиты голубой атласной лентой.
В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу тесьма.
Сначала сошьём верхнюю часть рубахи-рукава.
Верх рубахи шьётся из белой тонкой льняной или х /б ткани.
1. Размечаем на ткани детали кокетки (1 деталь), манжеты (2 детали), оборки (2 детали), соблюдая направление долевой нити, не разрезая. Заправляем ткань в пяльцы.
2. Вышиваем детали крестом по счету ниток, если ткань полотняного переплетения, или с помощью канвы. Если эта вышивка покажется слишком трудоемкой, можно заменить её вышивкой гладью или тамбурным швом любого цветочного мотива. (Неширокие вышитые детали, в том числе и манжеты, в Нёноксе до сих пор называют «кушачком»).
3. Выкраиваем все детали. Схема раскроя дана без припусков на швы.
4. Обе детали кокетки складываем лицевой стороной друг к другу, сметываем. Намечаем линию горловины. Отступив от намеченной линии 0,4-0,5 см, делаем строчку. Края обметывать не надо. Вырезаем горловину по намёченной линии. Выворачиваем кокетку «на лицо» и заутюживаем край горловины так, чтобы шов на 0,1 см сместился на внутреннюю сторону. Вдоль края горловины делаем 2 строчки на расстоянии 0,2 и 0,5 см от края.
5. Присбариваем перед и спинку так, чтобы они совпали по размеру с краем кокетки. Сборку лучше сделать вручную, собрав ткань двумя-тремя швами (на расстоянии 0,5-0,7 см друг от друга), прокладывая стежки параллельно, так, как делалось это в старину. Такие сборки выглядят ровнее и объёмнее.
6. Пришиваем перед и спинку к кокетке. (Шов должен пройти между первым и вторым швом сборки.) Выворачиваем детали «на лицо» и разутюживаем.
7. Обрабатываем нижний край оборки рукава. Можно, подвернув 2 раза на изнаночную сторону, застрочить, но лучше подшить вручную швом «через край».
8. Присбариваем нижний край рукава и верхний край оборки так, как предложено выше, на расстояние, совпадающее с шириной манжеты-кушачка.
9. Пришиваем рукав и оборку к манжете. Выворачиваем детали «на лицо» и заутюживаем швы внутрь манжеты.
2. Сшиваем полотнища юбки между собой. Два боковых шва центрального переднего полотнища вверху не дострачиваем на 15 см.
3. Низ юбки дублируем следующим образом:
а). Выкраиваем из плотной льняной ткани (черной или серой) несколько полос шириной 12 см., располагая долевую нить поперёк полосы. Количество полос зависит от ширины используемой ткани. Длина их должна зависеть от ширины юбки. Сшиваем полосы между собой.
б). На изнаночную сторону подгибаем край юбки и край подкладки на 1-2 см.;
в). Складываем ткани изнаночной стороной друг к другу так, чтобы край подкладки на 0,1-0,2 см выступал из-под края юбки, делаем строчку на лицевой стороне юбки, отступив от её края 0,1-0,2 см. (Делалось это для то-
го, чтобы дорогая ткань юбки меньше трепалась и пачкалась.)
4. Верхний край подкладки подгибаем на 1-2 см. и пришиваем с изнаночной стороны юбки. (Лучше использовать шов «через край».)
5. На расстоянии 11 см от края юбки пришиваем широкий (7см) галун (ленту, бахрому, узкий галун несколькими рядами — возможны любые варианты).
чтобы в центре этого полотнища образовалась бантичная складка. После этого, ширина верха юбки должна быть равна 1,30 м.
Пояс складываем вдоль пополам. Подогнув на 1 см, пристрачиваем его с лицевой стороны юбки или пришиваем швом «назад иголкой», с изнаночной стороны — швом «через край».
8. В пояс вставляем верёвочку, с помощью которой юбка будет держаться на талии. Благодаря этому, дополнительно образуются произвольные складки, которые сделают юбку ещё пышнее.
1. Выкраиваем все детали переда и спинки
2. Сшиваем детали спинки (5 деталей).
3. Сшиваем детали полочек дая состоит из 2 деталей).
4. Соединяем спинку и полочки.
5. Дублируем (пришиваем или приклеиваем) полушубок плотной льняной накрахмаленной тканью. В некоторых полушубках, помимо плотной ткани, прокладывалась еще и газета.
6. Пришиваем лямки из плотного позумента шириной 5 см. Лямки тоже дублируем плотной тканью.
7. Подгибаем низ полушубка на изнаночную сторону на 1-1,5 см.
8. Выкраиваем детали подкладки, сшиваем их. Пришиваем подкладку к полушубку швом «через край». Чтобы подкладка не провисала, можно в нескольких местах (например, по боковым швам полушубка) сделать вручную швы, прикрепляющие подкладку к основной ткани.
9. Центральные края полочек, лямки и верхний край полушубка обшиваем косой полоской х/б ткани, подобранной в тон ткани полушубка.
10. Пришиваем широкий мишурный галун (позумент) как это указано на схеме раскроя). Пришивать лучше вручную, позумент из капроновых нитей обязательно нужно проутюжить перед работой, под горячим утюгом нить сжимается, позумент дает большую усадку.
11. При желании с внутренней стороны пришиваем крючки и петельки. Сверху застежки полушубка обязательно прикалываем брошку или пришиваем бант.
Н ёнокская девичья повязка.
Архангельские девичьи повязки состоят из двух частей: верхняя часть шилась из широкого (13-15 см.) мишурного галуна (золотной парчи), нижняя налобная часть делалась из металлической фольги, разделенной на 5 «окошек» с вышивкой бисером и жемчугом. Сзади к завязкам банта пришивались лопасти, сделанные из широкой парчи и обшитые металлической бахромой. Если завязки банта были длинными, то они завязывались в простой узел, а если были короткими, то просто скалывались булавкой или завязывались веревочкой, лопасти банта укладывались лицевой стороной вверх. На лоб спускалась обнизь из бисера.
2. На ткани размечаем «окошки». «Окошки» отделены друг от друга валиками. Бусинки должны «укладываться» в ложбинку между шнурами.
3. В каждом «окошке» делаем вышивку бисером, бусинами или жемчугом.
4. С обеих сторон от «окошек» пришиваем позумент. Под «окошками» пришиваем узкий галун или шелковую ткань.
5. По нижнему краю повязки делаем фестонную обнизь из бисера.
6. По форме повязки выкраиваем из ситца подкладку и с внутренней стороны головного убора пришиваем швом «через край».
7. Из парчи или позумента выкраиваем лопасти банта, укрепляем плотной тканью, обшиваем бахромой, пришиваем подкладку.
8. Из шелковой ткани делаем завязки банта: для каждой завязки выкраиваем 2 детали и сшиваем их. Пришиваем завязки к лопасти банта, а затем к самой
С внутренней стороны головного убора пришиваем завязки (тесьму), с помощью которых повязка крепится на голове.
Изучая особенности и историю девичьего костюма села Нёнокса я поняла что по национальной одежде можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создает облик человека определенной эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Самым сложным для меня оказалось восстановление кроя рубахи, еще и в уменьшенном виде, но преодолев все трудности мне удалось изготовить девичьего праздничного костюма села Нёнокса. И конечно теперь по окончанию проекта, я знаю гораздо больше о своих предках, чем до его начала.
Я считаю , цель мною достигнута – в процессе работы над проектом я изучила историю родного края моих предков, его культурные и художественные традиции через элементы девичьего русского народного костюма села Нёнокса. Такая кукла приятно украсит дом, станет хорошим подарком родным и близким, всегда будет напоминать о традициях и культуре нашего народа.
А закончить свой проект я хочу вот такими словами. История всегда вызывает огромный интерес у людей, потому что мы хотим знать историю своего народа. Колдовская сила русского народного костюма так велика, что однажды заглянув в ее сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.