Что нового придумали мошенники
Россиян предупредили о новой мошеннической схеме
Мошенники придумали схему, по которой жертвы сами звонят в фальшивый кол-центр и сообщают личные данные злоумышленникам. Об этом предупредила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева, сообщает РИА Новости.
Она отметила, что новая уловка значительно проще тех, о которых сообщалось в последние месяцы. Тем не менее на нее попадаются десятки тысяч человек. Так, люди получают рассылки с предупреждением о необходимости срочно решить какую-то проблему и телефоном для связи. Мошенникам остается только ждать звонков.
Когда взволнованная жертва сама перезванивает мошенникам, операторы начинают ее «обрабатывать», выведывая необходимые сведения для доступа к банковскому счету или настойчиво предлагая установить ПО с вредоносным кодом на телефон или компьютер. Лазарева пояснила, что в этом случае преступники пользуются тем, что граждане больше доверяют тем, кому звонят сами. К тому же эта схема дешевле и прибыльнее «холодного» обзвона.
2 декабря Центробанк подсчитал, что кибермошенники в третьем квартале похитили у клиентов российских банков более 3,2 миллиарда рублей. Это на 18,5 процента больше, чем год назад. Количество операций без согласия клиентов увеличилось в 1,4 раза в годовом выражении, до 256,2 тысячи. Однако доля социальной инженерии в таких операциях в июле-сентябре упала с 63,8 до 41 процента.
Телефонные мошенники освоили новые методы обмана людей и похищения у них денег
В России — эпидемия телефонного мошенничества. И речь не просто о надоевших звонках с целью выведать код доступа к личному кабинету. Преступники освоили новые методы. Многоходовые комбинации, психологическая обработка, в итоге человек, попавшийся на удочку, ведет себя как под гипнозом.
Сам берет кредит в банке и отдает деньги мошенникам. Или переводит им личные сбережения. Причем, среди жертв немало людей, казалось бы, финансово грамотных. Как такое возможно? А учитывая, что поймать аферистов крайне трудно, как действовать, если они вам позвонили?
Пять миллионов рублей, взятых в кредит, около полумиллиона отложенных на черный день и всю свою зарплату врача-невролога Наталья в одночасье перевела телефонным мошенникам. Женщина вернулась домой после сложного дежурства, не спала больше суток.
«Представились сотрудниками полиции. И сказали, что мне нужно помочь сотрудникам банка через мой онлайн-кабинет», — рассказывает Наталья Суслина.
Переключали якобы с одного сотрудника на другого. А дальше несколько часов как под гипнозом. И только вечером, когда родные заметили странное поведение и забили тревогу, очнулась. Уголовное дело тянется уже полгода, банки ежедневно звонят и требуют погасить долг.
И такие истории не редкость. Это видео снимает реальный сотрудник полиции. На пути к банкомату он пытается остановить женщину, которую в этот момент обманывают телефонные мошенники.
— Когда они вообще начали вам звонить?
— Не мошенники. Ваш сотрудник.
— Как вы поняли, что это наш сотрудник?
— Ну, потому что он представился.
— Я сотрудник полиции, в отношении вас совершаются мошеннические действия.
— Я к вам не обращалась, зачем вы вообще сюда пришли?
Деньги женщина все-таки перевела — 880 тысяч рублей. Говорит, поверила, потому что у звонивших были ее паспортные данные. Уже в реальном отделении полиции пострадавшей объяснили, откуда мошенники берут информацию.
На закрытых интернет-форумах, где регистрация только для своих, есть такие объявления: требуются сотрудники всех структур. При этом сразу приписка: в связи с последней зачисткой службы безопасности мобильных операторов проверенных людей в сфере остается все меньше, поэтому ищут:
— Сотрудников сотовой связи,
— Сотрудников банковских структур (это коллекторы и микрозаймы),
— IT (взлом и выкачка информации),
— А также силовых структур — это МВД, ГИБДД, ОМОН, ЧОП, ФНС, ФМС, Росреестр, ПФР, ЗАГС и детективных агентств. Обещают полную анонимность и щедрую оплату.
При общении выясняется: они собирают базы персональных данных мошеннических схем. Одна из таких как раз работа в так называемом колл-центре. Пытаюсь устроиться туда оператором. Переписка с потенциальным работодателем ведется в мессенджере.
— Нужно быть командой, вставать вместе, завтракать, звонить, разыгрывать офис. Навыки социнженерии очень важны. Я гений своего дела, говорю тремя голосами, заработок от 100 тысяч в неделю.
«Разыграть офис» — значит постоянно переводить звонок якобы на других специалистов, так создают иллюзию большой организации. Социнженерией называют приемы психологического давления — от вкрадчивого голоса до конкретных запугиваний. Получаю скрипт разговора.
— Алло, Инна Петровна, да? Старший госинспектор Иванов, контрольно-ревизионная комиссия. Тут ты рассказываешь за движение, что ты госслужащий, пришли документы в суд.
Еще недавно большинство подобных звонков велись из тюрем. Год назад прошли первые зачистки, правда, пока только в столице.
«Изымали до сотни мобильных телефонов, десятки компьютеров, сотни маршрутизаторов», — рассказывает президент Всероссийской полицейской ассоциации Юрий Жданов.
Зачистки прошли, а звонков меньше не стало. И тут оказалось, работает целая сеть заграничных колл-центров. Используют IP-телефонию и подменные номера. И в подтверждение от моего собеседника приходит сообщение:
— Люди живут в одном доме, скажем, в Сербии или Польше от трех до пяти человек. У каждого своя комната. Общее рабочее место у всех на первом этаже. Сначала прилет, обучение, с тебя ни каких расходов. По России из России работать нельзя — это очень опасно.
«90%, звонков, как правило, из-за рубежа. В основном это Украина. За 2020 год порядка 66 миллиардов рублей наши граждане потеряли на телефонных мошенниках», — сообщает заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб.
Вот расследование украинского журналиста издания «Страна News: он устроился работать в подпольный колл-центр, который заточен под обман россиян. Примечательно, что офис находится в Киеве практически в соседнем здании с СБУ.
— Вас беспокоит технический отдел сбербанка Вячеслав Руденко. Город Москва, улица Вавилова, 19. Буквально две минуты назад поступило заявление на изменение вашего финансового номера. Подтверждаете операцию?
На доске план — за день сотрудники офиса должны заработать минимум 200 тысяч рублей. В методичках будущих жертв прямо называют лохами. Задача — посеять сомнения, и под угрозой статьи Уголовного кодекса якобы о неразглашении информации запретить общаться с родными, пока жертва не сделает перевод. В конце трогательное примечание «Очень важно, вкладывать душу в то, что говорите».
При этом бороться с такими мошенниками непросто. Украина своих не выдает, даже если факт нарушения закона более чем очевиден. Де-юре отношения между МВД России и Украины есть, де-факто нет.
Поэтому пока единственный способ не попасться на крючок телефонных мошенников — запомнить: ни полиция, ни банки никогда не будут просить вас «помочь следствию и перевести деньги», чтобы якобы проверить движение по счетам. Если такой звонок поступил — положите трубку. И сами перезвоните на официальную горячую линию банка или в отделение МВД.
Мошенники освоили новый способ кражи денег с банковских карт
Преступники сгенерировали очередной вариант кражи средств с банковских карт россиян. Об этом сообщает газета «Известия» со сслыкой на директора Банковского института ВШЭ Василия Солодкова.
По словам специалиста, сотрудники нелегальных call-центров начали использовать измененный сценарий общения, который пока вызывает больше доверия, чем предыдущие телефоны аферы. Если раньше мошенники «маскировались» под службу безопасности банка и сообщали потенциальной жертве о блокировке счета в связи с подозрительной транзакцией, то теперь злоумышленники задают вопросы о том, в каком отделении и когда клиент хочет закрыть счет. При этом они для большей убедительности говорят жертве, что
банк уже получил заявление от нее с просьбой закрыть счет в финансовой организации.
Когда же держатель банковской карте указывает, что не просил о данной услуге, то запускается ключевой механизм аферы. Мошенники тут же предлагают перевести деньги на якобы безопасный счет, утверждая, что клиент стал жертвой хакеров и может в любую минуту лишиться своих сбережений. Но для того, чтобы спасти деньги, сотруднику банка нужна личная информация о счете клиента. Мошенник просит назвать реквизиты карты, ССV-код на ее обратной стороне и срок действия «пластика». Как только жертва называет эти данные, преступники тут же переводят деньги уже на свой счет. Доказать потом неправомерность подобной транзакции будет сложно, а вернуть деньги почти невозможно, предупреждают эксперты.
Выявлением нового способа краж уже занимаются сотрудники Банка России. Несмотря на то что мошенники предлагают прийти лично в банк, их способ кражи не предусматривает физических контактов, предупредил замдиректора департамента Центробанка по информационной безопасности Артем Сычев. По его словам, схема сводится к тому, чтобы перевести средства на счет преступников. Впрочем, возможным это станет, только если клиент сообщит свои персональные данные для перевода денег на «безопасный счет».
Несмотря на простоту и прозрачность схемы, россияне все чаще стали попадаться на подобные уловки мошенников. В конце прошлого года сообщалось, что за последние несколько лет наиболее популярным способом кражи денег с банковских счетов россиян стали телефонные звонки.
Если еще в 2017 году об этой проблеме рассказали 160 тысяч раз, а в 2019 году количество жалоб возросло до почти 2,5 млн.
По данным МВД России, в период с января по сентябрь прошлого года мошенники провернули около 103 тыс. хищений с банковских карт. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года показатель увеличился более чем в четыре раза.
По мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, такой вид кражи связан с ликвидацией технических уязвимостей систем, а также дешевизной способа.
Особенно в последнее время набирают популярность схема, при которой деньги с карты похищают, заменив номер телефона, к которому «привязана» карта в банке. В течение последних двух лет растет количество хищений средств с карт клиентов с помощью методов социальной инженерии, когда человека при звонке на мобильный телефон сначала запугивают тем, что с его карты списывают средства неизвестные люди, а затем принуждают выдать коды и пароли от карты, напомнил зампред комиссии по цифровым финансовым технологиям Торгово-промышленной палаты России ТПП Тимур Аитов.
Злоумышленники вновь применяют максимально простую схему: на мобильный телефон поступают звонки и смс-сообщения с просьбой перезвонить. В качестве отправителей указывают Центробанк, CentroBank, Службу безопасности Банка России, Visa, MasterCard, «МИР» или службу банка, в котором обслуживается клиент.
Если клиент перезванивает по указанному телефону и сообщает свои данные, мошенники могут снять деньги с карты, изготовив ее дубликат или заменив при обращении в банк номер телефона владельца карты. Затем злоумышленники переводят деньги с карты жертвы на свои счета или рассчитываются за покупки в интернете, подтвердив операции с помощью кода, полученного в смс.
Для потерпевшего ситуация осложняется тем, что исчезновение денег он часто обнаруживает только через несколько дней после происшествия. Дело в том, что смс о списании средств приходят уже не на его номер телефона, а на номер мошенников.
Примечательно, что даже если держатель карты сумел уйти от телефонных мошенников, то деньги у него с карты все равно могут похитить, причем прямо у банкомата в отделении банка. В прошлом году преступники придумали новый способ запугивания клиентов.
Злоумышленники якобы забывают карту в банкомате, а затем ждут, пока ее вытащит следующий человек в очереди. Как только жертва дотронулась карты, то тут же появляется «забывчивый» клиент.
Он проверяет баланс, обнаруживает якобы пропажу средств и начинает обвинять в краже вернувшего ему карту клиента.Обычно речь идет о сумме от 5 до 15 тысяч рублей.
В этот момент появляется свидетель, который подтверждает версию «пострадавшего» и советует тому вызвать полицию. Злоумышленник соглашается и начинает запугивать жертву, утверждая, что на карте остались отпечатки его пальцев. В итоге пострадавший клиент под прессингом двух мошенников в большинстве случаев сдается и уже сам соглашается вернуть якобы украденные деньги.
Карантированный обман: что нового придумали мошенники за время самоизоляции
5 Время прочтения: 7 минут
Пандемия и карантин заставили перестраиваться на новый лад всех, и мошенники не стали исключением. Какие ловушки для наших средств появились за время самоизоляции?
Вам полагается государственная помощь от коронавируса
«Через взломанный аккаунт в ОК, «друг» написал пожилому человеку, что для получения повышенной надбавки, положенной пенсионерам, ему необходимо выслать номер карты, CV код. … Все 6 транзакций пожилой человек подтвердил сам, высылая мошенникам коды, которые приходили ему на телефон. Мошенники суммарно украли около 25 тыс р», — пишет один из пользователей форума Банки.ру (здесь и далее сохранена орфография и пунктуация авторов отзывов).
В Интернете публикуется ссылка на сайт с заявлением президента о компенсации населению в связи с напряженной финансовой обстановкой в стране, рассказывают в Сбербанке об одной из наиболее популярных схем. Нажимая на кнопку «Получить помощь», пользователь попадает на другой домен, на котором его просят ввести персональные данные и объявляют размер положенной компенсации. Однако для получения выплаты «виртуальный юрист» сайта требует оплатить «услуги занесения данных в реестр» в размере 365 рублей.
Еще одна схема — якобы с возвратом налога. «Преступники размещают в Сети видеоролики с предложением возврата НДС всем россиянам, оставшимся без дохода. В этой схеме клиенты переходят по мошеннической ссылке из описания к видеоролику и самостоятельно совершают расходные операции», — объясняют в Сбербанке.
«Самый действенный способ уберечься от мошенника — это всегда отвечать «нет», какие бы золотые горы вам ни обещали люди, звонящие по телефону или в дверь вашей квартиры, размещающие заманчивые или тревожные объявления в соцсетях. Отказывайтесь твердо и не вовлекайтесь в дискуссию.»
От имени государства мошенники готовы выдавать не только «материальную помощь». Коронавирус позволил преступникам использовать в своем роде уникальные уловки. Например, они требуют оплатить якобы выписанный штраф за нарушение режима изоляции, провести обязательный платный анализ на COVID-19 или предлагают оформить пропуск на передвижение, рассказывает заместитель начальника управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский.
Когда власти Москвы ужесточили требования к самоизоляции и ограничили передвижения по городу, появились мошеннические сайты, Telegram-каналы, VK- и Instagram-аккаунты, предлагающие купить справки-пропуска на период карантина по цене от 3 000 до 5 500 рублей, сообщают в Group-IB. Компания обнаружила 185 мошеннических ресурсов, торгующих цифровыми пропусками, заблокировали 109 ресурсов, остальные находятся в процессе блокировки. Полиция уже задержала двух администраторов мошеннического сервиса, продававшего фальшивые цифровые пропуска.
«Мошенники активно используют низкую осведомленность и несколько нервозное состояние граждан и меняют скрипты атак после выхода практически каждой крупной новости, связанной с пандемией», — считает директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов.
Ловушка на каникулах
Множество новых схем связано с так называемыми кредитными каникулами. После принятия закона о предоставлении льготного периода по кредитам люди массово стали просить об отсрочке платежей. Однако значительная часть заемщиков не могла получить эти каникулы по закону: либо сумма кредита была выше установленной, либо возникали проблемы с подтверждением снижения дохода на 30% и более.
Пока банки разбирались с наплывом заявок на реструктуризацию, мошенники активизировались и на этом поле. ВТБ, например, зафиксировал появление фирм-однодневок, которые обещали решить любые вопросы с «прощением банковских кредитов». За консультации мошенники требовали денег — разумеется, вперед. «Сейчас такие мошенники весьма активны и мимикрируют под текущую новостную повестку: обещают содействие в получении выплат за соблюдение самоизоляции или кредитных каникул, создавая у граждан ложное впечатление, будто бы такие каникулы представляют собой не отсрочку, а полное списание долга», — отмечает координатор по защите прав потребителей финансовых услуг проекта Минфина России по финансовой грамотности Анна Чаплыгина.
Другой тип мошенников пользуется тем, что многие заемщики, желающие получить кредитные каникулы, испытывают трудности с оформлением документов, подтверждающих снижение дохода. Поэтому мошенники предлагают поддельные справки по форме 2-НДФЛ и фальшивые больничные листы с отметками о коронавирусе. Таким образом они пытаются похитить персональные данные своих жертв.
Неудавшееся путешествие
Мошенники активно пытаются «сыграть» и на неудавшемся отпуске россиян. Закрытие границ и массовые отмены рейсов создали целые «центры возврата» денежных средств авиалиний и отелей.
Преступники воспользовались тем, что авиакомпании не справлялись с возвратом денежных средств за отмененные рейсы и предлагали своим клиентам ваучеры на сопоставимую сумму. Как сообщали в ВТБ, мошенники заранее связывались с клиентами, которые планировали свои перелеты в этом году, представлялись сотрудниками перевозчика и предлагали купить ваучер у них напрямую. В случае если клиент просил все же вернуть ему деньги, злоумышленники обещали «урегулировать вопрос» за определенное вознаграждение.
Двойной обман
В апреле Group-IB предупредила о распространении новой волны мошенничества. Заключалось оно в том, что людям, уже пострадавшим от интернет-преступников, аферисты предлагали получить компенсацию ущерба. Разумеется, никакой компенсации пострадавшие не получали, зато снова предоставляли мошенникам данные банковских карт и лишались очередной суммы денег.
В компании рассказали, что злоумышленники действуют под видом несуществующих организаций — Международной службы «Единый центр возвратов», «Национального Лотерейного Содружества», «Центра финансовой защиты» и других. CERT-GIB обнаружил целую сеть связанных сайтов, включавшую более 170 доменных имен, зарегистрированных на одно и то же лицо.
Фишинг под новым соусом
Во время пандемии наибольшей популярностью у злоумышленников пользуются поддельные сайты, предлагающие купить средства защиты, лекарства или вакцину, недорогой анализ на коронавирус, сделать пожертвование в фонды, связанные с COVID-19, рассказывает ведущий специалист группы исследования киберугроз Positive Technologies Денис Кувшинов. Появились, например, сайты, на которых размещены поддельные карты распространения вируса. Когда пользователь посещает такой сайт, на его гаджет устанавливается вирус-вымогатель либо используется уязвимость в браузере. Это приводит к утечке персональных и платежных данных пользователя.
Злоумышленники также создают на популярных сервисах бесплатных объявлений так называемые лоты-приманки, а затем присылают покупателю ссылку на фишинговую страницу «курьерского сервиса» и просят перевести деньги за товар и доставку. «По такой схеме работают десятки преступных групп, и за три месяца карантина их заработки росли как на дрожжах: от 3,5 миллиона рублей в феврале до 9 миллионов в апреле», — сообщили в Group-IB.
«Нелигитимные ресурсы очень похожи на оригинальные, поэтому при вводе данных карты в Интернете следует внимательно проверять ссылку в адресной строке браузера, стараться использовать проверенные интернет-магазины и не устанавливать приложения не из магазинов производителей.»
Старые добрые сотрудники службы безопасности банка
«Мне звонит телефон, на экране высвечивается Хоум Кредит банк, парень, имя не помню, и говорит, ваш личный кабинет хотят взломать и взять кредит! Еще один! Я не поверила. Он рассказал полностью всю мою кредитную историю, всю личную информацию обо мне, все как и положено сотруднику банка. Я не зная того, попросила заблокировать мой личный кабинет и дала пароль», — рассказывает пользователь под ником nbv070814.
Телефонные мошенники продолжают находить своих жертв. Пандемия лишь подогрела активность мошенников на этом поприще.
«Рост активности мошенников был связан с пандемией коронавируса и режимом самоизоляции — для людей это было серьезное изменение повседневной жизни, многие испытывали определенный стресс, из-за самоизоляции были ограничены в общении с друзьями и родственниками, и мошенники пытались воспользоваться этой ситуацией», — объясняет директор службы информационной безопасности ПСБ Дмитрий Миклухо.
По данным ПСБ, в апреле количество обращений клиентов, столкнувшихся со звонками мошенников, увеличилось примерно на треть. При этом уже в мае по сравнению с апрелем активность мошенников снизилась на 40%. По мнению Миклухо, это связано с тем, что люди стали более осторожны и информированы, к тому же в мае во многих регионах началось смягчение коронавирусных ограничений, люди возвращались к привычному образу жизни и стали менее уязвимы к атакам мошенников.
«Банки никогда не просят устанавливать стороннее ПО, переводить деньги на другие счета или совершать тестовые платежи, а для блокировки выявленных банком подозрительных трансакций банку требуется голосовое подтверждение клиента. »
Часто «а-ля сотрудники банка» используют новейшие технологии. Например, якобы для отмены мошеннической операции просят назвать СМС-код через «автоматизированную систему» или голосового помощника. Как показывает практика, доверия к таким ноу-хау у клиентов больше.
«Необходимо внимательно читать СМС и push-уведомления, которые приходят с кодами для подтверждения платежей. Коды для подтверждения платежа никому не сообщать, они предназначены только для самостоятельного ввода держателями карт.»
Как удалось выяснить Банки.ру, мошенники-банкиры не всегда звонят первыми. Иногда клиент и сам может на них выйти, пытаясь связаться со своим банком по официальному номеру телефона. Например, еще на прошлой неделе при вводе номера телефона Альфа-Банка в поиске Skype можно было найти аккаунт мошенника. Он был замаскирован под официальный канал банка, с логотипом и надписью «Дистанционное банковское обслуживание». На самом деле никакого аккаунта в Skype у Альфа-Банка нет и не было, а на том конце жертву ждал учтивый и внимательный мошенник, готовый помочь с любой возникшей проблемой. Сейчас этот канал заблокирован. Подобные ловушки были расставлены и для клиентов других банков, а у самой схемы уже есть как минимум один реальный пострадавший.
Автору этих строк самой «посчастливилось» побеседовать с мошенником, скрывавшимся за фейковым аккаунтом Альфа-Банка. Звонила я под фальшивым предлогом — мол, нахожусь за границей, вернуться не могу, срок карты заканчивается. Мошенник внимательно меня выслушал и взял паузу на несколько минут, но за это время не придумал ничего интереснее, чем посоветовать мне включить режим видеотрансляции экрана и войти в собственный онлайн-банк для «смены лицевого счета». Когда же я раскрыла обман и попыталась пристыдить мошенника, он гордо заявил, что я его оскорбляю, и попросил больше в банк не звонить.
Евгения ОГУРЦОВА, Banki.ru
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Юрист рассказал, как защититься от новой уловки, применяемой мошенниками
Мошенники усовершенствовали старые схемы с резервным счетом, на который якобы нужно переводить деньги, чтобы «защитить» свои средства. Злоумышленники «доработали» ее дополнительным пунктом, запугивая потенциальных жертв уголовным преследованием. Об этом в пятницу, 20 августа, сообщила руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
По ее словам, людей предупреждают о нежелательности обращения в банк за уточнением полученной от мошенников информации, угрожая последствиями согласно нормам Уголовного кодекса. Речь якобы идет о наказании «за распространение информации, полученной в ходе выполнения регламентных работ». И это главный козырь, на который делают ставку злоумышленники.
«То есть жертву пугают уголовным преследованием, если она попытается все-таки позвонить в банк и проверить информацию о необходимости смены лицевого счета и перевода всех денег на какой-то резервный счет», — приводит слова Лазаревой РИА «Новости».
Подобной статьи не содержится в действующих нормах Уголовного кодекса, пояснила «Газете.Ru» юрист Дарья Ахтырко.
Звонки «с Петровки»
Как указала Лазарева, мошенники часто пользуются схемой, которая является симбиозом «нигерийских писем» и звонка «с Петровки». Как правило, все начинается со звонка потенциальной жертве, которой сообщают, что на ее финансовые активы посягают мошенники. Поэтому якобы нужно немедленно перевести все деньги на «временный счет».
Далее у человека уточняют адрес электронной почты. Позднее на него присылают фейковые письма из банка, ЦБ и копии удостоверений сотрудников регулятора. В этих письмах нет никаких номеров телефонов и фишинговых ссылок, там просто указаны реквизиты «резервного» счета, на котором все средства, как утверждают «доброжелатели», будут в безопасности до завершения «процедуры обновления лицевого счета», пояснила Лазарева.
При этом злоумышленники подделывают не только письма из Банка России и удостоверения сотрудников регулятора, но и прокуратуры, ФССП, Пенсионного фонда и других органов власти, предупреждает эксперт.
Как разговаривать с мошенниками
Самый лучший способ обезопасить себя – не разговаривать с мошенниками вовсе. Если же диалог все-таки начался, ни в коем случае нельзя отвечать на заданные вопросы фразами «да» или «нет» и называть какие-либо цифры, предостерегает управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин.
«Ваш голос может быть записан на диктофон. Зная конфиденциальные данные о вас, такую запись возможно использовать при звонке в тот же банк или иную организацию, где автоответчик способен распознать голос», — указал он, добавив, что не следует также называть сроки действия карты и защитный код на обратной стороне.
В первом полугодии 2021-го более половины россиян (57%) получали звонки от телефонных мошенников, а почти каждый пятый (19%) — sms-сообщения, следует из данных ВЦИОМ. Чаще всего мошенники звонили москвичам и петербуржцам (70%), жителям городов-миллионников (69%). Реже других такие звонки получали жители сел (40%) и малых городов (55%), а также молодые люди 18–24 лет (49%).
По данным опроса, сообщения от мошенников чаще получали молодые люди 24–35 лет (26%) и жители малых городов (23%).
Среди самых часто используемых мошенниками «легенд» — предложения банковских услуг (38%), банковские карты (27%), кредитование (8%), предложения перечислить денег (5%), а также информация о выигрыше призов и медицинские услуги (по 3%).
В результате действий телефонных мошенников понесли денежный ущерб 9% респондентов (из них 6% сообщили о значительном ущербе). Чаще других в числе жертв мошенников оказывались жители сел (15%), молодежь 18–24 лет (14%), граждане 35–44 лет (10%), а также россияне без высшего образования (13–14%). Не получали ущерба от таких действий 91% наших соотечественников.
Треть россиян (34%) полагают, что в будущем могут лишиться средств в результате действий телефонных мошенников, 45% считают это маловероятным. Уверены, что с ними этого никогда не случится, 18% опрошенных. По оценкам половины респондентов (52%), бороться с телефонными мошенниками должно государство. 16% считают, что это должны делать телефонные операторы, а 8% возложили бы эту ответственность на организации, чьими сотрудниками представляются телефонные мошенники.