Что нового появляется в подходах к поддержке нуждающихся в новое время

Что нового появляется в подходах к поддержке нуждающихся в новое время

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиен щегося;
— привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества.

Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.том.
Важное значение для формирования современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получив свое название от города, где она эффективно была применена и в последующем получившей распространение в середине 19 в. практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения:
— самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
— индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося.

Источник

Что нового появляется в подходах к поддержке нуждающихся в новое время

Рейтинг: Что нового появляется в подходах к поддержке нуждающихся в новое время

Что нового появляется в подходах к поддержке нуждающихся в новое время

В сложившихся условиях научная мысль была тесно связана с вопросами организации передовой инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, проблемами подготовки специалистов различного профиля, определением научного статуса дисциплины,

С 1992 г. начинаются системные исследования по теории и истории социальной работы, социального администрирования, по подготовке специалистов, методов помощи различным клиентам, осуществляется перевод книг по теории и практике зарубежной социальной работы.

Теоретические исследования начинаются с определения научной области познания социальной работы, исходя из понимания ее целей и задач. Первоначально наблюдается достаточно большой разброс мнений по данному вопросу, причем не только в определении сущности социальной работы, но и в формировании ее концептуальной схемы, объектно-предметных связей.

Все эти подходы можно условно разделить на три группы: «индивидуальный», «личностный» подход к теоретической схеме социальной работы, средовой, «социетальный» подход, где в качестве базовой схемы рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений, и социально-деятельностный подход, когда социальная работа рассматривается в традиционной для отечественного познания в субъектно-объектной схеме91.

Для исследований этого времени характерно определенное влияние американской теоретической школы, когда применениенового понятия «социальная работа» требовало уточнения. С одной стороны, уточнялись понятия «социальность», «социальное», и это порождало один спектр проблем и подходов, и, с другой — «работа» — деятельностно-личностный аспект, который вызывал к жизни иную теоретическую схему построения. Однако постепенно складывается представление о многоуровневое™ этого понятия, и как в «теории общественного призрения» на рубеже XIX—XX вв., так и в современной теории социальной работы, вызревает представление об иерархических уровнях ее концептуальной схемы, «узкого» и «широкого» понимания ее дефиниции. Первые отечественные пособия по теории социальной работы отражают данные тенденции.

В учебном пособии «Теория и методика социальной работы» в подходах к теории социальной работы определены оба ее уровня. В широком плане теория социальной работы понимается как система взглядов и представлений, «возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению»; в узком — как «форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях»92.

Отмечается, что в теории социальной работы существует ее общая научная картина, складывающаяся на основе синтеза знаний из других научных дисциплин93. Синтезируя знания применительно к проблемам защиты человека, она вырабатывает собственные принципы и закономерности. Среди них важнейшими являются принципы: детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, сознания и деятельности94. Эта же концептуальная схема используется и во втором издании «Пособия» под редакцией В.Жукова95.

Несколько иной взгляд на концептуальное построение теории социальной работы нашел отражение в пособии с тем же названием под редакцией С.И.Григорьева. Один из авторов этого пособия Л.Гуслякова считает, что как область научного познания социальная работа «изучает механизмы реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида и группы, а также характер сопряженности жизненных сил индивида, группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях»96. Таким образом, в центре внимания научного познания оказываются механизмы реализации жизненных сил.

В зависимости от «отраслевого» и «широкого» подход а к теории социальной работы, по мнению исследователей, возможны различные кластеры познания данной научной дисциплины. В социальной работе, взятой в качестве отраслевой научной дисциплины, превалируют практические разделы, связанные с методиками и организацией научного познания. В широком подходе приоритет отдается методологическим, философским и междисциплинарным направлениям.

Вопросы теоретического осмысления социальной работы предпринимаются по многим направлениям. Определяется научный статус социальной работы с позиций структурного подхода97, предпринимаются попытки корпоративных исследований теории социальной работы98, намечаются тенденции к систематизации понятийного аппарата социальной работы99.

Параллельно с указанным направлением теоретической мысли развиваются такие области, как подготовка кадров, социальное администрирование, медико-социальная работа, психосоциальная работа.

Таким образом, в настоящее время происходит расширение понятийных границ теоретической социальной работы, и основные направления только очерчивают понятийный абрис познания, не исчерпывая всего многообразия теоретической мысли.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чем сущность и различие отечественной и западной парадигм социальной работы?

2. Каковы были представления о помощи и поддержке нуждающихся в древности?

3. Что нового появляется в подходах к поддержке нуждающихся в новое время?

4. Каковы основные подходы к проблемам пауперизма и нищенства на рубеже веков?

5. Как охарактеризовать научный этап развития социальной работы?

6. Основные особенности отечественной парадигмы социальной работы: генезис понятийного становления.

7. Концепция «милосердия» и концепция «призрения» как фазы донаучного осмысления помощи нуждающимся.

8. Формирование теоретических подходов к «общественному призрению» на рубеже веков.

9. Социальное обеспечение как этап становления классовых подходов к помощи и защиты нуждающихся.

10. Социальная работа как новый этап осмысления поддержки и защиты нуждающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. — М.,1992.

Источник

К XVII веку Церковь утратила свои позиции един­ственного благотворителя, а западноевропейский мир вернулся к идеям Платона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию по­мощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия была заменена идеями социальной инже­нерии, хотя церковно-христианская благотворитель­ность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность. Такой переход от церковной благотворительности к государственной был вызван многими причинами, важнейшими среди них были:

• банкротство средневековой системы бесконт­рольной раздачи милостыни, приведшей к обра­зованию профессионального нищенства;

• усложнение социальной организации общества;

• переход от натурального хозяйства к денежному.

Все эти важнейшие причины вызвали потребность научно организованной помощи со стороны государ­ства, и начиная с XIX века осуществляются поиски и подходы к решению важнейших социальных проблем. Таким образом, к XIX веку сложились предпосылки к тому, чтобы помощь и взаимопомощь оформились в единый социо-культурный процесс, со своими тради­циями, принципами, ценностями, формами. К тому же к этому периоду сложился определенный подход к по­ниманию различных феноменов, таких как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т. д. Все это требовало от общества не только системного осмысле­ния, но и практических шагов в решении проблем со­циальной патологии.

Научный этап помощи и поддержки предваряла за­конодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регла­ментации существования бедных и нищих в государ­ствах Западной Европы, а затем и в США. Начало за­конодательной практики было положено в середине XVI века, когда оформляются законы, направленные на ликвидацию профессионального нищенства, и за­коны превентивного характера, предупреждающие эти явления. Эти факторы сыграли позитивную роль, по­скольку были определены субъект помощи, его право­вые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.

Развитию общественной практики в области соци­альной помощи и поддержки послужили теории есте­ственного права, сменившие идеи средневековой бла­готворительности. Осмысление человека как вневре­менного и культурно-исторического феномена приводит к понятию права человека и равенства всех людей. На этой идеологической базе появляются гуманистические учения Геллерта, Клопстока, Гердера и других.

Бедность, нищета, несправедливость становятся основными понятиями XIX столетия и базовыми доми­нантами теорий солидарности и либерализма.

Либерализм в XIX веке как социально-политичес­кое мировоззрение был представлен различными кон­цепциями, а не в виде целостной теории. Однако мож­но говорить о том, что основной постулат данного мировоззрения был связан с вопросом ответственно­сти и морального долга государства перед личностью из-за невозможности предоставить все условия для ее нормального существования, философия Нового вре­мени находит отражение в деятельностных походах.

2. Становление общественных и государственных подходов к поддержке нуждающихся в Германии.

Проблемы локализации нищенства с XVII по XIX столетие приобретают новые формы. Среди важ­нейших можно выделить следующие: развитие госу­дарственного законодательства, оформление террито­риальных моделей помощи бедным и безработным, становление патриотических благотворительных об­ществ и оформление благотворительной деятельности Церкви в новых условиях.

Развитие законодательства. До образования Гер­манской империи развитие законодательства в облас­ти помощи бедным оформлялось на уровне городов и отдельных земель. Если в начале, XVII века существо­вала тенденция помощи, основанной на христианских традициях и принципах цеховой взаимопомощи, то к концу века начинают оформляться репрессивные меры по отношению к нищим и бедным.

Ангальтский устав о бедных 1618 года еще рассмат­ривает попечение как долг совести каждого христиа­нина, поэтому добровольная благотворительность, ос­новной принцип социальной помощи. В Шлезвиг-Гольштейне в 1646 году церковная кружка прихожан рассматривается как основной источник помощи нуж­дающимся.

В конце XVII столетия в Пруссии Фридрих пере­дает в обязанности судебных инстанций попечение о нищих подведомственного им округа. В 1701 году конкретизируются меры к нуждающимся. Так, способ­ным к труду предоставлялась работа, неспособным к труду — приют и питание, частично трудоспособным разрешался сбор милостыни.

Прусское гражданское право определило роль об­щин и государства в деле попечения нуждающихся. Было определено, что на государстве лежит обязан­ность открывать учреждения для нуждающихся, а местные общины должны материально поддержи­вать своих обедневших сограждан. Далее было под­тверждено, что профессиональных нищих следова­ло принуждать к работам, а «иноземных нищих» не данной земли изгонять, а «туземных нищих» высы­лать на родину.

Более жесткие меры по отношению к профессио­нальным нищим мы можем наблюдать в Ганноверском законодательстве 1714 года. Так попрошаек-ни­щих в первый раз подвергали «строгому» тюремному заключению, во второй раз «секли розгами и клейми­ли, в третий раз — вешали, даже если они не совер­шили никакого преступления.

В 1794 годуПрусское земское уложение (ПРУССКОЕ ЗЕМСКОЕ УЛОЖЕНИЕ — кодификация местного права королевства Пруссии. Источниками его служили римское право, магдебургское право, есте­ственное право. Наряду с буржуазными нормами част­ного права закреплялись самодержавие короля, полицей­ский режим, крепостные отношения и привилегии дво­рян) рассмат­ривает бедность как угрозу для общественной безопас­ности и порядка, вследствие чего власти были обяза­ны наблюдать за бедными, а задача эта была возложе­на на полицию. В этой связи создаются региональные ассоциации бедных, которым запрещено проживать в конкретной общине.

В начале XIX века происходит развитие промыш­ленности, что повлекло за собой миграцию населения в индустриальные центры Германии, и это существенно изменило динамику бедности.

Изменяется качественный состав бедных, на фоне уже сложившихся слоев появляются промышленные рабочие, обнищание которых было связано с несчас­тными случаями, закрытием предприятий, низкими за­работками.

В этой связи изменяется законодательство. В 1842 году прусское законодательство окончательно при­знает право государства на политику в отношении бедности.

После создания Германской империи начинает формироваться социальное законодательство, расцвет которого происходит в 80-е годы. В основу имперских законов во многом было положено прусское законода­тельство.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — правовые нор­мы, регулирующие положение работающих по найму, а также вопросы социального обеспечения.

Закон от 1885 года четко регламентировал бедных, впавших в нужду. Бедные по «лености и расточитель­ности» находились в распоряжении полиции, им не столько оказывалась помощь, сколько осуществлялся надзор с целью «перевоспитания и исправления». Регламентировалось, что помощь нуждающимся ока­зывают на первом этапе родственники, по всем ли­ниям они же обязаны были оказывать материальную поддержку малолетним сиротам, больным и преста­релым. В том случае, когда данные ресурсы исчерпа­ны либо не могут быть обеспечены, к проблеме подключается местная община. Общинная помощь име­ла два уровня: местный и областной, которые приводились в действие при особых обстоятельствах. Законодательство рассматривало помощь бедным как временную, а выданные пособия как ссуду с обяза­тельством возвращения, исключение могли состав­лять только подростки, возвращения ссуды которыми не требовали.

Важным этапом в развитии законодательных мер против распространения бедности и нищеты явились законы, введенные О.Бисмарком относительно стра­хования по старости и инвалидности. Так, в 1883 году появляется закон о принудительном страховании на случай болезни для рабочих, в 1884 году введен закон о страховании от несчастного случая, а в 1889 году вводится «Закон о страхо­вании на случай инвалидности и по старости», данные законы явились как меры по поддержки рабочих на случай болезни, инвалидности, старости и возлагались на предпринимателей.

В 1894 году выходит законодатель­ство, внесшее поправки в территори­альную систему попечительства о бедных. Важнейшими среди них явились: право при­зрения общин молодежи до 18 лет, а не 24 лет как было прежде, что распространялось как на сельские, так и городские общины; увеличение срока, в течение ко­торого община безвозмездно оказывала помощь нуж­дающимся, с 6 до 13 недель. Внесена в уголовное уло­жение поправка, в соответствии с которой ужесточались меры к лицам, покидающим семьи, не обеспечиваяих.

Формы и методы помощи нуждающимся. Можно отметить, что Германия была прогрессивной страной, давшей миру опыт работы с нищенством в условиях городской среды. Условно можно выделить два этапа этой деятельности: первый — с 1790 по 1853 год, когда формируются муниципальные подходы к бедным и ни­щим, и второй с 1853 по 90-е годы XIX столетия, когда формируются подходы к помощи безработным.

В конце XVIII столетия общественные силы Герма­нии берут на вооружение опыт Англии по борьбе с профессиональными нищими, особенную роль в этой связи они уделяют молодежи, из которой формирова­лась армияпауперизма (ПАУПЕРИЗМ — нищенство среди трудящихся слоев на­селения). Работные дома, которые по­лучили распространение в соседнем государстве, пытаются организовать в Германии. Первый такой опыт появляется в Баварии, в Мюнхене в 1790 году. Там были открыты первые дома трудолюбия для моло­дежи, занимавшейся пошивом формы для армии. Как отмечают исследователи, постоянные заказы и устойчивое пособие позволили ослабить социальное напряжение среди данной группы бедных. Однако системные шаги в поисках помощи и поддержки на уровне города начинают осуществляться тогда, когда появля­ются первые городские программы в области обще­ственных работ.

В 1794 году Барон Каспар фон Вогт предложил схе­му работы с бедными и нуждающимися. Его программа предусматривала охват массовых проявлений нищен­ства, посильные виды работ, не требующих квалифика­ции, оплату труда ниже рыночных расценок. Анализ нищенствующих слоев в Гамбурге показал, что боль­шинство составляли женщины с детьми. В связи с чем было предложено либо обеспечивать работой такие группы непосредственно на дому, либо использовать их труд на общественно-полезных работах. В первом слу­чае предоставлялся заказ на изготовление веревок для нужд города, во втором — предлагалось убирать улицы и облагораживать дороги. Важным условием возна­граждения за труд являлось то, что оплата была ниже, чем та, которую они могли получить в случае самосто­ятельного поиска работы. Как отметил впоследствии сам автор, через семь лет редко в Гамбурге можно было встретить нищих, а сама система позволила предотвратить некоторые из ее причин».

Не менее интересна деятельность общественной патриотической организации в г. Гам­бурге в конце XVIII века, которую возглавляли такие деятели как Бюш и Фохт. Они ввели принцип индиви­дуализации помощи, когда проблема нуждающегося изучалась ив зависимости от характера проблемы ока­зывалась помощь. Однако такая система просущество­вала недолго, так как недостаточное количество попе­чителей, отсутствие поддержки со стороны городских властей привели к ее закрытию.

В 1800 году в г. Эльберфельде, в Пруссии граждан­ское население организовало попечительство о бед­ных, так как их город привлекал большое количество нищих. В 1843 году общество столкнулось с проблема­ми финансирования своих программ, в этом же году городской совет постановляет покрывать расходы об­щества из своих средств, таким образом добровольная помощь становится городской программой. В 1853 году происходит реформирование системы на основе ин­дивидуализации помощи.

Система помощи в Эльберфельде основывалась на четкой структуре управления, изучении индивидуаль­ных потребностей нуждающихся, ограниченности во времени и объеме пособий, систематическом контроле нуждающихся, контролировании выделяемых средств. Как писали исследователи, после введения данной си­стемы произошли следующие изменения: на 50% умень­шилось количество бедных — с 4000 до 1460 человек, уменьшились расходы на бедных, если в 1846 году они составляли 2,80 марки на жителя, то в 1853— 1878 го­дах — 1,52 марки. Этот опыт распространился и на дру­гие города. В 1881 г. система распространяется в Лей­пциге, можно отметить, что к 1884 году произошло со­кращение расходов на бедных на 100 000 марок, а численность их уменьшилась на 39,5 %. В 80-е годы данная система охватила многие города Германии, в частности такие, как Бремен, Дрезден, Крефельд и т. д.

Развитие промышленности, урбанизация вызвали к жизни миграцию населения, которое в поисках рабо­ты перемещалось по всей Германии. Отсюда возникла задача по локализации безработицы, обеспечению вре­менной занятости, созданию рабочих мест для нужда­ющихся. Первые такие институты помощи были свя­заны с распространением информации о наличии или отсутствии рабочих мест. Местные власти в городе Штутгарте в 1865 году организовали первые справоч­ные бюро для безработных. Это движение по мере возрастания напряженности стало создаваться во многих городах Германии. Так, в Кельне в 1897 году общественным бюро была предоставлена работа на 13 409 мест, где нашли занятость 74% мужчин и 95% женщин, обратившихся за работой.

В этот период появляются первые кассы страхова­ния рабочих на случай безработицы, во многих гер­манских городах они находились под контролем город­ских властей, такие кассы существовали в Берне и Кельне в 1892 году. Но массовая безработица конца века требовала более радикальных форм помощи и поддержки. По примеру Голландии в Германии начинают формироваться земледельческие колонии для безра­ботных.

Первая такая колония была организована в 1882 году в Вестфалии пастором Бодельшвингом и она была рассчитана на 351 человека. К 1888 году в Гер­мании существовали 26 земледельческих колоний.

К концу века система социального обеспечения охватывала 1592 386 человек, или 3/4% населения, сумма субсидий составляла 90 млн. марок.

Благотворительная деятельность конфессиональных и общественных организаций. Зарождение образования в области социальной работы. После Реформации про­изошло снижение роли Церкви в деле благотворитель­ности. Однако рост светской благотворительной деятель­ности в Европе поставил евангелистскую церковь Гер­мании перед необходимостью вернуться к исконным благотворительным акциям. В этой связи на церковном собрании в Виттенберге в 1848 году было решено обра­зовать Центральный комитет внутренней миссии Евангелистской церкви, который открывается в 1849 году, «Центральный комитет по внутренней миссии немец­кой евангелистской церкви». Основателем его являлся Иоганн Генрих Вихерн. Основная задача комитета — пробудить в каждом приходе благотворительную деятельность. Начинают формироваться благотворительные учреждения евангелистской церкви «Диаконическое дело», основными формами их работы являлись: созда­ние воспитательных учреждений, развитие деятельнос­ти в общинах, обучение и образование деятелей мило­сердия. Учреждения «Диаконического дела» постепен­но сформировали в приходах учреждения помощи и поддержки со своим финансированием, услугами для больных и бедных, охвативших всю Германию. Под вли­янием этого комитета были организованы следующие благотворительные учреждения: в 1850 году Братское за­ведение Штетина, 1858 году Евангелический Иоановский штифт в Берлине и др.

ДЕТСКИЙ САД — учреждение для общественного вос­питания детей дошкольного возраста. В 1837 году былоосновано Ф. Фребелем под названием «Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» в г.Бланкенбурге, в 1840 году было переименовано в «детский сад».

В 1897 году Лоренцем Вертманном в Кельне осно­вывается союз католической Германии «Каритас». Деятельность этого союза была достаточно широка и разнообразна: от открытия детских садов до организации работ для сезонных рабочих, от помощи больным и инвалидам до реализации программ больных алкоголизмом и работы с нищими.

В 1863 году образуется Немецкий Красный Крест. Основан он был пастором Кристофом Ульрихом Ханом 12 ноября 1863 года. С 1864 по 1866 год к нему присо­единились организации восьми земель, которые обра­зовали в 1869 году «Объединение земель для ухода за раненными и больными воинами». Наряду с этими орга­низациями существовали и женские объединения, деятельность которых была достаточно широкой, она включала санитарную службу, уход за больными и воспитание молодежи, благотворительную деятельность. Различные женские организации объединились в 1882 году в «Союз немецких институтов больничного уход» Красного Креста». Женские организации активно за­нимались не только санитарной деятельностью, но и благотворительностью.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 3894 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Научная парадигма социального обеспечения и социальной работы

Идеология нового времени переосмысливает концепции взаимодействия между людьми в обществе, вырабатывает новое видение проблемы помощи и благотворительности. Процесс помощи как культурно-историческое явление и определенное знание отдельно не выделяется, развиваясь по отдельным отраслям: в педагогике, дефектологии, социальном обеспечении.

Условно можно выделить два периода в оформлении идей социальной поддержки.Первый — с 1919 по 1941 г., когда происходит сужение кластеров познания социальной помощи дореволюционного периода и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе.Второй — с 50-х и до конца 80-х гг., когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов.

Основные теоретические вопросы первого периода связаны с проблемами организации социального обеспечения и социального страхования в обществе, уточнением дефиниций данных областей познания, отношением их к предшествующему научному наследию.

Одними из первых работ в области теории социального обеспечения и социального страхования стали работы Н.Милютина, А.Забелина, Н.Вигдорчика, В.Яроцкого, З.Теттенборна и др. С работ этих общественных деятелей и ученых начинается становление марксистско-ленинского подхода к социальному обеспечению и социальному страхованию.

Следуя традициям научной школы XIX—начала XX столетия (20—30-е гг.), в теоретических и практических подходах социального обеспечения уделяется большое внимание различным проблемам социальной патологии, таким, как профессиональное нищенство, беспризорность, проституция. Эти проблемы обсуждаются в специальных работах и на страницах журнала «Социальное обеспечение». Интересно, что проблемы алкоголизма не рассматриваются в научных исследованиях этих лет, хотя они и существуют. Можно отметить, что первые крупные монографии, посвященные этому вопросу, появляются только в 80-х гг. 89

Ведущей научной тематикой становятся проблемы так называемого инвалидизма (термин взят из зарубежной теории социальной работы) и медицинско-трудовой экспертизы, которые на протяжении десятилетий разрабатываются в русле парадигмы социального обеспечения. Большой вклад в развитие данного направления вносит Центральный Научно-исследовательский институт организации труда инвалидов (организован в 1930 г.). Можно отметить, что вопросами инвалидов занималось достаточно большое количество отечественных ученых, внесших существенный вклад в разработку проблемы. К ним можно отнести работы А.Авербаха, В.Бурейко, А.Борзунова, А.Третьякова (вопросы разработки классификации инвалидности).

В 50—60-е гг. выходят фундаментальные руководства и монографии, такие, как «Практическое пособие для врачей ВТЭК и ВКП» (1955), «О теоретических основах врачебно-трудовой экспертизы»(1963), «Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов» (1967), «Справочник эксперта-хирурга» (1967).

В 70—80-е гг. разрабатываются принципы врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях, требующих хирургического вмешательства, и травмах опорно-двигательного аппарата, проводятся исследования И.Фаермана, А.Нарычева, Д.Грицкевича.

Следующий этап развития научной парадигмы социальной помощи в России начинает свой отсчет с начала 90-х гг. Одним из главных факторов образования этой в определенном смысле новой для России отрасли знания послужили принятые в 1991 г. постановления Госкомтруда СССР о введении новой профессиональной квалификации — социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения.

В сложившихся условиях научная мысль была тесно связана с вопросами организации передовой инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, проблемами подготовки специалистов различного профиля, определением научного статуса дисциплины,

С 1992 г. начинаются системные исследования по теории и истории социальной работы, социального администрирования, по подготовке специалистов, методов помощи различным клиентам, осуществляется перевод книг по теории и практике зарубежной социальной работы.

Теоретические исследования начинаются с определения научной области познания социальной работы, исходя из понимания ее целей и задач. Первоначально наблюдается достаточно большой разброс мнений по данному вопросу, причем не только в определении сущности социальной работы, но и в формировании ее концептуальной схемы, объектно-предметных связей.

Для исследований этого времени характерно определенное влияние американской теоретической школы, когда применение нового понятия «социальная работа» требовало уточнения. С одной стороны, уточнялись понятия «социальность», «социальное», и это порождало один спектр проблем и подходов, и, с другой — «работа» — деятельностно-личностный аспект, который вызывал к жизни иную теоретическую схему построения. Однако постепенно складывается представление омногоуровневое™ этого понятия, и как в «теории общественного призрения» на рубеже XIX—XX вв., так и в современной теории социальной работы, вызревает представление об иерархических уровнях ее концептуальной схемы, «узкого» и «широкого» понимания ее дефиниции. Первые отечественные пособия по теории социальной работы отражают данные тенденции.

В зависимости от «отраслевого» и «широкого» подход а к теории социальной работы, по мнению исследователей, возможны различные кластеры познания данной научной дисциплины. В социальной работе, взятой в качестве отраслевой научной дисциплины, превалируют практические разделы, связанные с методиками и организацией научного познания. В широком подходе приоритет отдается методологическим, философским и междисциплинарным направлениям.

Параллельно с указанным направлением теоретической мысли развиваются такие области, как подготовка кадров, социальное администрирование, медико-социальная работа, психосоциальная работа.

Таким образом, в настоящее время происходит расширение понятийных границ теоретической социальной работы, и основные направления только очерчивают понятийный абрис познания, не исчерпывая всего многообразия теоретической мысли.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чем сущность и различие отечественной и западной парадигм социальной работы?

2. Каковы были представления о помощи и поддержке нуждающихся в древности?

3. Что нового появляется в подходах к поддержке нуждающихся в новое время?

4. Каковы основные подходы к проблемам пауперизма и нищенства на рубеже веков?

5. Как охарактеризовать научный этап развития социальной работы?

6. Основные особенности отечественной парадигмы социальной работы: генезис понятийного становления.

7. Концепция «милосердия» и концепция «призрения» как фазы донаучного осмысления помощи нуждающимся.

8. Формирование теоретических подходов к «общественному призрению» на рубеже веков.

9. Социальное обеспечение как этап становления классовых подходов к помощи и защиты нуждающихся.

10. Социальная работа как новый этап осмысления поддержки и защиты нуждающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. — М.,1992.

2. Теория и методология социальной работы / Григорьев С. И. и др. — М., 1994.

3. Леннеер-Аксельсон, Тюлефсон И. Психосоциальная помощь населению — М.,1995.

4. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д.Павленок. — М.,1997.

5. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М..1997.—Т.1.

6. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. В.И.Жукова, И.Г.Зайнышева, Е.И.Холостовой. — М., 1994.

7. Фирсов М.В. Антология социальной работы в России: В 3 т. — М., 1994—1995.

8. Фирсов М.В. Введение в теоретическую социальную работу (историко-понятийный аспект). — Воронеж, 1997.

9. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1993—1994.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992. — Т. 1. — С.140.

2 Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. — М., 1991. —С. 509.

3 Энциклопедия социальной работы. — М., 1993. — Т.1. — С. 402.

4 Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.,1992. — С. 490.

5 Словарь античности. — М., 1992.

6 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. — М.: Прогресс, 1995.

9 См.: Суворов Н. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. — Ярославль, 1889. — С.4.

10 См.: Аверинцев А.А., Еланская А.И. Литература византийского региона / История всемирной литературы. — М., 1984. — Т. 2. — С. 342.

11 Цит. по: Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. — М., 1878.—С.4.

16 См.: Запад и Восток: Традиции и современность. — М., 1993. — С. 7.

17 Цит. по: Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. — М., 1878.—С. 109.

21 Дерябин П. О христианском милосердии. — С. 16.

24 Библейская энциклопедия. — М., 1891. — Кн. 1. — С.474.

25 См.: Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы: хозяйство, нрав, право. — М., 1902.

26 См.: Горовцев А. Трудовая помощь как средство призрения бедных. СПб., 1901.

27 См.: Г. д’ Оссонвиль. Нужда, порок и бедность. — СПб., 1889.

29 Мюнстерберг Э. Призрение бедных: Руководство к практической деятельности. — СПб., 1900. — Гл. 5.

32 Рошер В. Система призрения бедных и мероприятия против бедности. — Черкассы, 1895 — С. 38.

34 Рошер В. Система призрения бедных и мероприятия против бедности. — Черкассы, 1895. — С. 44.

35 См.: Richmond Mary E. Social Diagnosis. — N-Y, 1965.

36 См.: Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. — М.,1992.

37 Bachmann G. Changer an quotidien. — P., 1982. — С. 208.

38 Johnson L. Social Work Practict. — Boston, 1988.

39 Smalley R. Social Casework: The Functional Approach / Encyklopedia of Social Work, 1972.

40 Handbook of theory for practice teacher in social work. — London, 1992.

41 См.: Энциклопедия социальной работы: ВЗт. —М. —Т. 1. —С. 391—392.

42 См.: Howe D. An Introduction to Social Work Theory. — London, 1978. — P. 30.

43 Contemporary Social Work. — N-Y., 1980.

44 Sozialsystem und Soziale Arbeit in der Bundesrepublik Deutschland. — Frankfurt a.M., 1988.

45 Hege M. Engagierter Dialog. — MUnchen, 1974.

46 Lewin К. Feldtheorie in den Sozialwissenschaften. — Stuttgart/Bern, 1963.

47 Wendt W.R. Ukologie und Soziale Arbeit. — Stuttgart, 1982.

48 Meinhold M. Zum Stellenwert therapeutischer Interventionen in der Sozialarbeit // Neue Praxis. — 1978. — S. 56 ff.

49 GeidlerK.A., Hege, M. KonzeptesozialpadagogischenHandels. —Munchen, Wien, Baltimore, 1978.

50 См.: Mielem, J. Die Strategie der Einmischung. Sozialarbeit zwischen Sozialer Kommunalpolitik und Selbsthiife // Neue Praxis, Sonderheft № 6. — Bielefeld, 1981.

51 Staub-Bernaskorn S. Soziale Arbeit als eine besondere Art des Umgangs mit Menschen? Dingen und Ideen. Zur Entwicklung einer handlungstheoretischen Wissenbasis Sozialer Arbeit, in: Sozialarbeit 1986 (Heft 10).

52 Thiersch H. Lebensweltorientiwrte Soziale Arbeit. — Weilheim/Munchen, 1992.

53 Entwicklungen in der sozialen Arbeit. — Regensburg: Roderer, 1995. — S. 8—10.

54 Sozialpadagogik / Sozialarbeit — eine Einfuhrung. — Volker Spiess. Berlin. 1977.

55 Hans Scherper. Theorie der Fiirsorge. —1968. — S. 114.

56 Lutz Rossner. Theorie der Sozialarbeit. — 1967. — S. 117.

57 Haag/Parow/Pongratz/Rehn, bberlegungen zu einer Metatheorie der Sozialarbeit.

58 См.: Hartwig Zander. Sozialarbeit und Armut.

59 Thiersch H., Rauschenbach Th. Sozialpadagogik/ Sozialarbeit: Theorie und Entwicklung in: Handbuch zur Sozialarbeit/Sozialpadagogik. — Luchterhand, 1987. — S. 986

60 Рамзей Р. Наука-профессия. — М., 1992.

61 Бенлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. — М., 1992.

62 Голубинский Е. История русской церкви. — М., 1880. — Т.1 (первый полутом). — С. 602.

63 ЩаповА.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия. — СПб.,1906.—Т1.—С.49.

64 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X—XVII веков. — М., 1990.—С. 58.

65 Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников 1073—1076 годов». — Киев, 1990. — С. 95.

66 Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. — М., 1960.—С. 110.

67 Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. — М., 1878.—С. 9.

68 Поучение Владимира Мономаха / Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы: XI — начало XII века /Сост. Д.С.Лихачев, Л.А.Дмитриев. — М., 1978. — С. 399, 397, 405.

69 Русская литература XI—XVIII вв. —М., 1988. —С. 79.

70 Русская литература XI—XVIII вв. — М., 1988. — С. 81.

71 Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли.—М., 1985.—С. 27.

72 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X—XVII веков — М., 1990. — С. 139; Экономцев И. Православие. Византия. Россия. — Paris: YMCA, 1989.—С. 26.

73 Крижанич Ю. Политика. — М., 1997. — С. 52—53.

75 Зеньковский В.В. История русской философии.— Л., 1991.— Т. 1.—Ч. 1.—С.55.

76 См.: Максимов Е. Законодательные вопросы попечения о нуждающихся. — СПб., 1907.—С. 12.

77 Герье В.И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. — СПб., 1897. — С.68.

78 См.: Безменов К.Д. Благотворительность в Париже. — СПб., 1897. га См.: Ганзен П.Г. Общественная самопомощь в Дании и Норвегии, Швеции. — СПб., 1898.

80 См.: Кудрявцев А. Исторический очерк христианской благотворительности. — Одесса, 1883.

81 Герье В.И. Что такое дома трудолюбия?—СПб., 1897; Герье В.И. О способах помощи безработным.—СПб., 1898.

82 См.: Горовцев А. Трудовая помощь как средство призрения бедных. — СПб., 1901.

83 См.: Вирениус А.С. Труд с точки зрения санитарной и этической трудовой помощи/Трудовая помощь. — СПб., 1903. — № 6. — С. 207.

84 См.: Раевский А.А. Общественные работы, их понятие, современное положение и возможная роль в будущем. — Харьков, 1913.

85 См.-.ДрильД.А. Бродяжничество и нищенство и меры борьбы с ними. — СПб., 1898; Левенстим А.А. Профессиональное нищенство, его причины и формы:

Бытовые очерки. — СПб., 1898; Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. — СПб., 1901; Чистяков П.С. Нищета и нищенство. — СПб., 1908.

86 См.: Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. — СПб., 1887; Ашхарумов Д.Д. Проституция и регламентация. — Рига, 1889; Баранов А.А. В защиту погибших женщин. — Казань, 1897; Безобразов П.В. О современном разврате. — М., 1900; Баранов А.Н. В защиту несчастных женщин.—М., 1902;ПриклонскийИ.Н. Проституция и ее организация: Исторический очерк. — М., 1903; Бентовин Б.И. Торгующие телом: Очерки современной проституции. — СПб., 1907.

87 См.: Григорьев H. И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892—93 гг. — СПб., 1894; Михайловский Я. О причинах пьянства среди рабочих и о мерах к его ослаблению. — СПб., 1895; Коровин А.М. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ним. — М., 1896; БородинД.Н. Алкоголизм и проституция. — СПб., 1910; Первушин С.А. Очерки по теории массового алкоголизма. — М., 1911; Воронов Д.Н. Алкоголизм в городе и в деревне в связи с бытом населения: Обследование потребления вина в Пензенской губернии в 1912г.—Пенза, 1913.

88 См.: Дриль Д. Малолетние преступники: Этюд по вопросу о человеческой преступности, ее факторах и средствах борьбы с ней. — М., 1894; Шимановский М.В. Патронат в России. — Одесса, 1888; Гогель С.К. Роль общества в деле борьбы с преступностью. — СПб., 1906; Дети-преступники: Сб. статей / Под. ред. М.Н.Гернета. — М., 1912.

89 Лисицын Ю., Копыт H.Я. Алкоголизм. Социально-гигиенические аспекты:

Руководство для врачей. — М., 1983; Анисимов Д.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М., 1988; Злотникова Л.Н. Алкоголизм — социальная патология. — Минск, 1988.

90 Грицкевич Д. Перспективы развития науки о врачебно-трудовой экспертизе / Труды пленума ученого Совета Министерства социального обеспечения,—М., 1970.

91 Данакин Н.С. Теория и методика (технология) социальной работы: Уч. программа. — М., 1992. — С. 9; Зимняя И.А. Социоэкология личности — наука О социальной работе// Социальная работа. — М., 1992. — № 5. — С. 76; Холостова Е.И. Социальная работа как феномен цивилизованного общества // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М., 1992. — С, 12; Зайнышев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. — М., 1992. — № 6. — С, 34; Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе. — Барнаул, 1991; Социальное противоречие и отклоняющееся поведение: Межвуз. сб. — Красноярск, 1993; Демидова Т.Е. Общение: актуальные проблемы теории и социальной практики (Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта): Автореф. дис. канд. филос.наук. — М., 1992.

92 Теория и методика социальной работы /Под ред. В. И.Жукова., И. Г.Зайнышева, Е.И.Холостовой. — М., 1994. — С. 20—21.

95 См.: Теория и методика социальной работы / Под. ред. В.И.Жукова. — М., 1994.

96 См.: Теория и методология социальной работы / Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. — М., 1994.

97 См.: Холостова Е.И. Место теории социальной работы в системе наук // Социальная работа. — М., 1995. — № 1; Зайнышев И.Г. Структура теории социальной работы/Ученые записки МГСУ. — М., 1996.

98 См.: ЧорбинскийС.И. Социальная работа и социальные программы в США.— М., 1992; КозловА.А. Социальная работа за рубежом. — М., 1996.

99 См.: Теория и методология социальной работы. — М., 1994; Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. — М., 1995; Социальное обслуживание населения: Термины и определения. — М., 1996; Фирсов М.В. Введение в теорию социальной работы (понятийно-исторический аспект) — М 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *