Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции история
Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции
Неолитическая революция не имеет конкретной даты, она произошла независимо в различных обществах в период между 9 и 2 тысячелетиями до нашей эры. Тем не менее, новшества, которые появились в обществе после неолитической революции, в каждом из обществ совпадают. Перечислим некоторые из них:
1. Увеличение неравенства. Развилась идея собственности на землю, поэтому земледельцы, умевшие эффективно пользоваться своим участком земли, стремительно богатели, в то время как остальные беднели.
2. Развитие религии как социального института. Общество стало делиться на классы, поэтому стало возможным формирование класса духовенства. Благодаря духовенству развивались календарные системы и письменность.
3. Увеличение потребления. Появилось разделение труда, стало возможным существование людей, профессионально занятых гончарным, ткацким, кузнечным делом. Появились первые предметы роскоши.
4. Рост населения. Относительное материальное благополучие позволило увеличить детскую рождаемость и выживаемость.
5. Развитие культуры. Раньше люди жили общинами по 50-150 человек, и межкультурного обмена практически не происходило. В ходе неолитической революции стали появляться города, люди могли общаться не только с членами своей общины, но и с людьми другой культуры, перенимать чужой опыт и делиться своим.
Что такое неолитическая революция: причины и последствия. 6 класс, кратко
Неолитическая революция – суть понятия. Обществознание, 6 класс. Неолитической революцией называют переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолитическая революция: первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Каковы ее причины и последствия?
Неолитическая революция — это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Когда люди вместо охоты и собирательства стали заниматься сельским хозяйством, научились выращивать растения и разводить животных, заниматься ремеслом, — это и была неолитическая революция.
Эта аграрная (сельскохозяйственная) революция называется неолитической, потому что происходила в эпоху неолита — в новом каменном веке. Предположительно, одомашнивание животных началось 12–10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Примерно тогда же люди начали выращивать растения — например, ячмень и пшеницу.
То же самое стало происходить и в других частях мира — например, в Индии и в Китае. Вероятнее всего, в отдельных регионах до производящего хозяйства люди додумались самостоятельно. При этом и сегодня кое-где в отдаленных уголках планеты люди живут охотой и собирательством, там неолитическая революция так и не произошла.
Карта зарождения и распространения сельского хозяйства. Wikimedia / Joe Roe
Термин «неолитическая революция» ввел в оборот в 1923 году археолог Гордон Чайлд, изучавший истоки европейской цивилизации. Он также писал об «урбанистической революции», связанной с возникновением городов.
Причины неолитической революции
Гордон Чайлд связывал неолитическую революцию с окончанием ледникового периода и изменениями климата, заставившими людей мигрировать в плодородные оазисы. Там якобы они приручили животных и одомашнили растения. Но в дальнейшем эта гипотеза не нашла подтверждений.
Возможно, у неолитической революции были демографические причины: численность людей росла, охота и собирательство уже не могли их прокормить. К тому же, исчезла мегафауна — огромные животные, охота на которых позволяла быстро добывать массу пищи. Тогда-то людям пришлось научиться самим разводить животных и выращивать зерно.
Предпосылкой перехода к производящему хозяйству могло стать постепенное накопление знаний, взаимное приспособление человека и природы. Не исключено, что люди сначала защищали дикорастущие растения, чтобы те успели созреть, а затем догадались сажать их сами. Нечто подобное могло произойти и с животными: сначала люди охотились на дикие стада, потом взяли их под опеку и наконец полностью одомашнили.
Одомашненные коровы дают молоко. Древнеегипетское изображение. Источник: Википедия
Вероятно также, что земледелие стало возможным благодаря стабилизации климата: погода и смена сезонов стали более предсказуемыми, что позволило людям планировать наперед и заниматься сельским хозяйством.
Последствия неолитической революции
Неолитическая революция стала самым важным изменением за время существования человечества.
Человек разумный существует на Земле не меньше 200 тысяч лет, и большую часть этого времени (как минимум 190 тысяч лет) все люди жили небольшими группами охотников и собирателей. Лишь с появлением производящего хозяйства ситуация начала меняться.
Благодаря сельскому хозяйству производительность труда повысилась, пищи стало больше. Население стало быстро расти.
Произошло разделение труда: одни стали земледельцами, другие — скотоводами, третьи — ремесленниками. Кто-то продолжил заниматься охотой, но это уже была отдельная профессия. Возник товарообмен, зародилась торговля.
Вместо отдельных небольших групп охотников появились крупные общности людей; вместо родовой общины — соседская. Стали возникать первые города.
Реконструкция домов эпохи позднего неолита. Ашиклы-Хююк, Турция. Фото: Wikimedia / Sarah Murray
Для защиты и нападения на соседей создавались вооруженные отряды, первые армии. Возникла необходимость в управленцах, политической власти. К третьему тысячелетию до н.э. появились первые государства: цивилизация возникла в Месопотамии, Египте, Индии, Китае.
Так образовалось традиционное аграрное общество, просуществовавшее несколько тысяч лет.
Крестьянин пашет поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия
К концу неолитической революции люди изобрели письменность, и теперь информацию можно было передавать не просто из уст в уста. Это резко ускорило накопление знаний, развитие научного прогресса и культуры, привело в итоге к появлению современной цивилизации.
Посуда эпохи неолита, найденная в Швейцарии. Фото: Wikimedia / Sandstein
Порой неолитическую революцию рассматривают не только как позитивное явление. Перейдя к производящему хозяйству, люди вступили в противоречие с природой. Они променяли естественную для своего вида охоту на монотонный сельскохозяйственный труд. Изменились диета и образ жизни, свойственные человеку. Человек стал менять окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям, это приводило к экологическим проблемам.
И все же для людей неолитическая революция стала огромным благом. Благодаря развитию технологий и знаний люди стали лучше питаться, дольше жить, больше знать о мире и о себе. Все блага современной цивилизации были бы невозможны, если бы 10 тысяч лет назад люди не сделали первый шаг к ним, перейдя от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и ремеслу.
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории «Неолитическая революция и ее последствия».
ЛЕКЦИЯ № 3 § 2. неолитическая революция и ее последствия.
Производящее хозяйство до сих пор остается основой существования человечества.
Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите.
Появление производящего хозяйства коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них.
Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад закончилось последнее крупное оледенение Земли. За сравнительно небольшой отрезок времени тундра и часть территории, где лежал вечный лед, покрылись лесами. Казалось, подобные перемены облегчат жизнь людей, однако во время таяния льда вымерли мамонты и многие другие крупные животные, на которых первобытные люди привыкли и умели охотиться и которые давали им пищу, шкуры, кость для изготовления различных предметов. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы. Теперь родовые общины в поисках добычи вынуждены были часто переходить на новые территории.
В этот период были изобретены лук со стрелами, различные ловушки, капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном (не поражающем добычу) броске возвращаться назад. Люди строили лодки и плоты, на которых плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.
Таяние ледника имело тяжелейшие последствия для общин Передней Азии (территория современных Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и некоторых других стран). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали злаки — пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут только в горных районах Передней Азии.
После окончания оледенения в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и приручении (одомашнивании) животных.
Первыми были одомашнены в X — IX тысячелетиях до н.э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошло также одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. (Собака была одомашнена еще охотниками палеолита).
Из растений первыми стали выращивать пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились разводить плодоносящие деревья — сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.
Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства, обнаруженная на севере Ирака, датируется X — IX тысячелетиями до н.э.
Когда климат стал более влажным, сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, юг Европы, Средняя Азия и др.). На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Так, в Средней Азии одомашнили верблюда.
В ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, безусловно, принадлежит Америка, где стали выращивать кукурузу, томаты. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно одомашнен крупный рогатый скот. Однако «предками» большинства домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) считаются дикие животные и растения, которые имелись только в Передней Азии.
Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.
Для полива полей стали строить каналы и бассейны, постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все сложнее. Поля стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой и плуго м. Со временем для пахоты начали использовать быков.
На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII — VII тысячелетий до н.э. Чайёню-Тепеси в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V — IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита — меднокаменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV — III тысячелетий до н.э., а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа ( железный век ) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.
Люди, некогда обитавшие на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь найдены самые древние в мире кости одомашненных лошадей.
Появление одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло медленно (Америка, Австралия).
Произошло так называемое первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.
В поселениях земледельцев стали появляться люди, которые специализировались на производстве различных изделий из камня, металлов или глины, на изготовлении тканей и т.д. ( ремесленники ). Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла.
Произошло второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия и скотоводства.
Начало формирования народов. С освоением производящего хозяйства усилились различия в темпах развития разных регионов мира. Там, где существовали благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, становления ремесел, развитие шло быстрее.
Природно-климатические условия оказывали влияние на формирование народов, говоривших на разных языках.
Ученые предполагают, что некогда предки носителей родственных языков представляли единые общности и жили в одном месте. Затем отдельные группы отделялись, смешивались с другими племенами, и в языках появлялись и усиливались различия.
Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии жили племена, положившие начало народам, говорящим на индоевропейских языках. В наше время индоевропейскими языками пользуется значительная часть населения Земли. В частности, русский относится к восточнославянской группе индоевропейских языков.
Вопрос о времени и месте появления индоевропейцев также является предметом споров уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространенных на огромных пространствах от Индии до Западной Европы (отсюда и их название). Большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV — III тысячелетиях до н.э., но есть мнения и о более раннем периоде (VI — V тысячелетия до н.э.).
Ранее полагали, что прародина индоевропейских народов — Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения не имеет сторонников среди ученых. Наиболее распространенной считается теория балкано-дунайской прародины индоевропейцев. Популярна также версия о южнорусской прародине (Восточная Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). Наконец, высказывается мнение о восточно-анатолийской прародине (север Передней Азии).
У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.
Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства.
По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании слово таких людей становится решающим. Власть вождя теперь сохранялась и в мирные периоды и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления у отдельных семей собственности, возникло воровство, которого до того не знали, поскольку все было общим.
Развитию неравенства способствовало увеличение числа столкновений между племенами. В период палеолита межплеменные войны были довольно редки, но с начала неолитической революции они велись почти постоянно. У отдельных общин и племен в условиях производящего хозяйства могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена.
Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы племен во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины.
Во многих древних обществах вожди также приобретали и жреческие функции : только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами.
Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.
Создаваемая структура во многом напоминала государство , одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.
Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало нового вождя после смерти старого, даже если тот был его сыном.
Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни.
Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные оросительные сооружения.
Одно из древнейших поселений (VIII тысячелетие до н.э.) обнаружено в городе Иерихон в Палестине. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило около 3 тыс. человек, построили стены из камня толщиной до 3 м. Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII — VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей здесь строили вплотную друг к другу, улиц не было, а двери находились на крыше.
1. Что такое производящее хозяйство? Чем оно отличается и в чем его преимущества перед присваивающим хозяйством? Составьте сравнительную таблицу.
2. Что такое неолитическая революция? Где и почему она началась?
3. Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции?
4. Как происходило распространение неолитической революции на Земле? Каков был вклад в неолитическую революцию древних жителей территории современной России?
5. Что такое первое и второе общественные разделения труда? В чем состояли их последствия?
6. Назовите основные точки зрения по проблеме происхождения индоевропейских народов.
7. Сравните соседскую общину с родовой. Какие перемены в жизни людей связаны с переходом от родовой общины к соседской?
8. В чем заключаются причины перехода племен от системы самоуправления к системе единоличной власти?9. Как происходило зарождение государственности? Какую рольв этом процессе сыграли войны?
Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции история
Производящее хозяйство до сих пор остается основой существования человечества.
Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите.
Появление производящего хозяйства коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них.
Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад закончилось последнее крупное оледенение Земли. За сравнительно небольшой отрезок времени тундра и часть территории, где лежал вечный лед, покрылись лесами. Казалось, подобные перемены облегчат жизнь людей, однако во время таяния льда вымерли мамонты и многие другие крупные животные, на которых первобытные люди привыкли и умели охотиться и которые давали им пищу, шкуры, кость для изготовления различных предметов. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы. Теперь родовые общины в поисках добычи вынуждены были часто переходить на новые территории.
В этот период были изобретены лук со стрелами, различные ловушки, капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном (не поражающем добычу) броске возвращаться назад. Люди строили лодки и плоты, на которых плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.
Таяние ледника имело тяжелейшие последствия для общин Передней Азии (территория современных Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и некоторых других стран). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали злаки — пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут только в горных районах Передней Азии.
После окончания оледенения в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и приручении (одомашнивании) животных.
Первыми были одомашнены в X — IX тысячелетиях до н.э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошло также одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. (Собака была одомашнена еще охотниками палеолита).
Из растений первыми стали выращивать пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились разводить плодоносящие деревья — сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.
Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства, обнаруженная на севере Ирака, датируется X — IX тысячелетиями до н.э.
Когда климат стал более влажным, сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, юг Европы, Средняя Азия и др.). На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Так, в Средней Азии одомашнили верблюда.
В ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, безусловно, принадлежит Америка, где стали выращивать кукурузу, томаты. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно одомашнен крупный рогатый скот. Однако «предками» большинства домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) считаются дикие животные и растения, которые имелись только в Передней Азии.
Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.
Для полива полей стали строить каналы и бассейны, постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все сложнее. Поля стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой и плуго м. Со временем для пахоты начали использовать быков.
На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII — VII тысячелетий до н.э. Чайёню-Тепеси в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V — IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита — меднокаменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV — III тысячелетий до н.э., а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа ( железный век ) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.
Люди, некогда обитавшие на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь найдены самые древние в мире кости одомашненных лошадей.
Появление одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло медленно (Америка, Австралия).
Произошло так называемое первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.
В поселениях земледельцев стали появляться люди, которые специализировались на производстве различных изделий из камня, металлов или глины, на изготовлении тканей и т.д. ( ремесленники ). Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла.
Произошло второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия и скотоводства.
У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.
Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства.
По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании слово таких людей становится решающим. Власть вождя теперь сохранялась и в мирные периоды и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления у отдельных семей собственности, возникло воровство, которого до того не знали, поскольку все было общим.
Развитию неравенства способствовало увеличение числа столкновений между племенами. В период палеолита межплеменные войны были довольно редки, но с начала неолитической революции они велись почти постоянно. У отдельных общин и племен в условиях производящего хозяйства могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена.
Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы племен во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины.
Во многих древних обществах вожди также приобретали и жреческие функции : только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами.
Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.
Создаваемая структура во многом напоминала государство , одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.
Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало нового вождя после смерти старого, даже если тот был его сыном.
Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни.
Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные оросительные сооружения.
Одно из древнейших поселений (VIII тысячелетие до н.э.) обнаружено в городе Иерихон в Палестине. (см 1) Вокруг древнего Иерихона, в котором жило около 3 тыс. человек, построили стены из камня толщиной до 3 м. Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) ( см. 2) существовало в VII — VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей здесь строили вплотную друг к другу, улиц не было, а двери находились на крыше.
Социальные последствия перемен оказались также революционными. Из родовых общин выселялись самодостаточные, уже способные прокормить себя большие семьи, между которыми утверждались новые отношения — соседские, территориальные. В результате родовую общину сменил новый тип организации — первобытная соседская община, члены которой, используя общинные угодья (лес, выгоны, воду и т. п.), владели выделенными им наделами земли. Появление «обособленной» (от общинной) собственности вело к зарождению частной собственности — явлению, не совместимому с первобытностью. В дальнейшем оно стало причиной неравномерной концентрации богатства, имущественного и социального неравенства. Постепенно богатая верхушка, знать, сосредоточила в своих руках управление общиной — властные функции.
Появление в конце неолита племен (крупных союзов родственных общин, возникающих в условиях участившихся территориальных войн) и их выборных военных предводителей — племенных вождей — ускорило эти процессы. Вожди становились постоянными, а их власть — наследственной. Складывалась форма авторитарного управления племенем, так называемое вождество. Опираясь на родоплеменную знать и военные дружины, вожди осуществляли контроль над распределением всех ресурсов племени.
Формировалось представление об их особых, превышающих человеческие, возможностях; началась сакрализация (от лат. sacer — священный) самой власти и личности ее носителя. Она охватила все стороны жизни вождей: общение с ними регламентировалось с помощью ритуалов и системы запретов (например, нельзя было смотреть на вождя, соприкасаться с его тенью); хоронили их в гигантских курганах с соблюдением сложного погребального обряда, включавшего принесение в жертву животных и захваченных в плен чужаков, появились священные символы власти (головной убор, жезл и др.).
От духов к богам. Поздний неолит отмечен глубокими изменениями в духовной жизни человека. Возникали ранние земледельческие политеистические (от греч. поли — много, теос — бог; многобожие) религии. Наряду с верой в примитивных духов, живших рядом с человеком, появлялись представления о сверхъестественных существах, богах, пребывавших в отделенном от людей мире. Боги олицетворяли природные силы, от которых зависела жизнь людей: солнце, дождь, ветер, небо и т. д. Главным божеством, которому поклонялись все земледельческие племена, была богиня-мать — воплощение плодородия земли. В неолите также получили развитие культ предков и культ вождей, которые сплачивали общество: считалось, что они защищают соплеменников и связывают их с высшим миром.
Неолитическое искусство чрезвычайно разнообразно по типам памятников, материалам, художественным стилям, сюжетам и т. д. Оно отразило колоссальные перемены в жизни и сознании людей той эпохи. Ему присущи три главных качественных отличия:
а) интерес к человеку, его характеру и эмоциям (примером служат фигурки с гипертрофированными чертами лица);
б) подчеркивание авторитета формирующейся власти, внимание к ее символам;
в) появление предметов элитарного искусства, предназначенного для родоплеменной верхушки.
Иллюстрацией этих процессов может служить огромный Майкопский курган (Республика Адыгея) — захоронение племенного вождя (III тыс. до н. э.) с роскошным погребальным инвентарем (в том числе золотыми и серебряными украшениями и сосудами), а также богатейшие курганы родовой знати (И тыс. до н. э.) в Триалети (около Тбилиси), содержащие человеческие жертвоприношения. ( см. 3)
Разложение первобытного общества. Суть первобытнообщинного строя выражалась в принципе равенства: распределение благ, а также права и обязанности членов коллективов были примерно уравнены. К концу неолита расслоение прежде однородного общества, зарождение частной собственности, появление отношений господства и подчинения (внутри общины, между общинами, на надобщинном, племенном уровне) и, следовательно, эксплуатации вели к формированию качественно нового строя. Конец эпохи неолита — это уже предклассовое и предгосударственное состояние общества.
По мере приближения к рубежу IV—III тыс. до н. э. в наиболее быстро развивавшихся обществах накопилось много новшеств: ирригационное и плужное земледелие, ремесло, торговля, металлургия; появлялись города; зарождались государства; делались первые шаги к изобретению письменности. Вместе взятые, эти новшества говорят о наступлении новой эпохи — цивилизации, сменившей бесконечно долгую первобытность.
В опросы для самопроверки:
1. Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции?
4. соседскую общину с родовой. Какие перемены в жизни людей связаны с переходом от родовой общины к соседской?
Практическая работа: ( ответы записать в тетрадь)
Прочитайте и проанализируйте описание археологического памятника Сунгирь.
Уникальное (по обряду, богатству и сохранности) парное захоронение двух подростков (сестры 9 и брата 13 лет) найдено на стоянке Сунгирь (Владимирская область, 23 тыс. лет до н. э.). Погребенные лежали на спине, головой друг к другу. Некогда на каждом была меховая одежда (накидка, рубаха, штаны, скрепленные с сапогами) и головной убор (капюшон и шапочка), расшитые бусинами из бивня мамонта (всего около 3,5 тыс. штук). Руки украшали костяные кольца и браслеты. Рядом лежали каменные ножи, копья из распрямленного бивня в 2,4 м длиной; круглые костяные пластинки с прорезанными знаками, изображавшими солнце; рядом с мальчиком — костяные фигурки лошади и мамонта; длинная связка бус под его тазовой костью, видимо, имитировала хвост животного. Дно, поверхность могилы и тела были густо засыпаны красной охрой. Не исключено, что двойное погребение имело ритуальный характер, и подростки были принесены в жертву
К какому историческому периоду принадлежат сунгирцы? Что можно сказать об их образе жизни? Опишите уров ень технической и бытовой культуры сунгирцев.