Что нового появилось в век просвещения история 8 класс
§ 24. Эпоха Просвещения (учебник)
§ 24. Эпоха Просвещения
1. Какими были основные идеи гуманистов?
2. Какие процессы в жизни церкви происходили накануне эпохи Просвещения?
1. Начало эпохи Просвещения
Во второй половине XVII в. в среде образованных людей утвердилось стремление найти разумное объяснения всех явлений природы и человеческой жизни. В своих исследованиях они уже не опирались на религию. По человеческим разумом признавалась способность полностью познавать и объяснять мир. Мировоззрение, согласно которому основным средством познания и критерием истины является разум человека, а не Божественное откровение и опыт, называется рационалистическим.
Доминирование рационализма в сознании образованных людей дало мощный толчок к обретению знаний. Наука XVII в. еще не имела узкой специализации: ученые не делились на математиков, физиков, философов и т.д. Они работали одновременно во многих отраслях. Ими были сформулированы новые принципы научных исследований; наука получила знания из эксперимента и заговорила языком математических формул.
Рост авторитета науки все больше убеждало в мощи человеческого разума. В XVIII в. вера в разум стала господствующей: люди считали, что во всем следует прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с помощью умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это поможет человеку изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым. Просвещением стали называть распространения ума. Значительное количество образованных людей была убеждена, что Просвещение приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди верили в прогресс, в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства к справедливому обществу. Человек XVIII века, как никогда в прошлом, считала себя хозяином собственной судьбы.
Родиной Просвещения была Англия, где развитие капитализма стимулировал прогресс науки и знаний. Выдающиеся английские ученые-мыслители Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк вместе с голландцем Бенедикт (Барух) Спиноза и немцем Готфридом Лейбницем заложили фундамент идей Просвещения.
2. Природа человека и естественное право
Эпоха Просвещения утвердила в сознании людей понятие «естественного права». Просветители считали, что все люди от природы наделены естественными правами, в частности право на жизнь, свободу и равенство. Из этого следовало, что все существующие в обществе различия (между бедными и богатыми, правителями и подчиненными, дворянами и простыми людьми) были установлены не Богом, а самими людьми, с учетом этого они должны были изменить то, что сами создали.
Намерениях изменить государство и общество в эпоху Просвещения выглядели не как посягательство на мировой порядок, а как законное право человека. Общество считалось справедливым только при условии, что в нем соблюдены естественных прав человека. По мнению просветителей, чтобы сделать людей счастливыми, прежде следует всех их обеспечить естественными правами, открытыми с помощью разума. Просветители в реализации своих идей возлагали надежды на монархов, которые должны были установить «разумный» порядок в государствах, спертый на естественное право.
3. Просвещение и церковь
К религии и церкви просветители основном относились равнодушно, а то и враждебно. Богословские проблемы их больше не интересовали. Они думали, что мироздания было или деистический (Бог создал мир и спустя уже не вмешивался в историю человечества), или атеистическим (полное отрицание существования Бога).
Ответом церкви на эти новые умонастроения стало убеждение, что должна доминировать убежденность в вере, а не формальное исполнение церковных правил. Однако церковь уже не могла достойно ответить на критику просветителей, потому религиозный подъем XVII в. иссякло.
С падением авторитета церкви ее богатства и привилегии стали объектом притязаний со стороны государства. Открывались светские школы. Папе Р имському даже пришлось распустить орден иезуитов (впоследствии его восстановили. В большинстве стран прекратились суды инквизиции.
Философ Дени Дидро (1713-1784) считал своей задачей сделать современные знания как можно более доступными для всех. Замысел состоял в том, чтобы заключить общую картину знаний, которые накопили европейцы на середину Х V III века, объединить их в специальный словарь. Такие попытки имели место и раньше, но они не имели такого размаха. Издание получило название «Энциклопедии». Организаторам задуманного Д. Дидро и Жану Д ` Аламберу (1717-1783) удалось привлечь к работе всех великих философов и писателей того времени: Вольдер, Монтескье, Гольбах, Руссо и др. Однако большая часть «Энциклопедий» была написана менее известными людьми но не менее образованными. Так где Жокур написал 17 тысяч статей.
Во введении, написавший Д ` Аламбер говорилось, что читатель самостоятельно должен думать и искать истину.
Издание поддержала королевская фаворитка маркиза Помпадур, что облегчило выход издания в обход цензуры в 1751 г. Однако уже в 1759 г. выдавать «Энциклопедию» было запрещено. Существующие тома изымались и уничтожались. Однако издание продолжало выходить подпольно. Несмотря на все усилия полиции, способ как это делалось, так и не было разрыто. До 1782 г. вышло 22 статей и 13 томов иллюстраций и таблиц.
Эта масштабная работа оказала огромное влияние на тогдашнее общество.
Средой проявления общественного мнения были светские салоны. XVIII в. стал веком салонов, объединяли сторонников искусства, ученых, литераторов, художников. В салонах велись разговоры о науке, философию, политику. Здесь узнавали новости, плели интриги. Организаторами салонов были знатные или богатые лица. В некоторых салонах существовали четкие правила поведения. Просветители постоянно посещали салоны, значительную долю их произведений написано в форме бесед.
Кроме салонов, возникали литературные, философские, научные общества и кружки. Они ставили перед собой задачу воздействовать на общественное мнение и способствовать прогрессу просвещения. Эти кружки и общества играли роль, подобную роли нынешних политических партий. Особенностью кружков и обществ было то, что в обществе, разделенном сословными привилегиями, они объединяли людей независимо от происхождения.
Ранее театры основном были придворными; театры, открытые для широкой публики, действовали только в Лондоне и Париже. В XVIII в. они открывались даже в небольших городах Европы. Комедии Жана-Батиста Поклена (Мольера) были наиболее известными и относились везде.
Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.
Доступным для широкой публики стал живопись. Проводились выставки картин, затем обсуждались в салонах и прессе. Картины Никола Пуссена, Жака-Луи Давида пользовались наибольшей популярностью.
Появившись в Франции, классицизм распространился и на другие страны Европы.
Пьесы, написанные в этом стиле, имели логичный и понятный сюжет и язык. В основе пьесы всегда была некая идея, которая на протяжении пьесы раскрывалась и освичувалася всех сторон. События, изображены в пьесе, всегда происходили в одном месте, в один день. Никаких второстепенных сюжетных линий не допускалось.
В литературе и искусстве классицизма существовала иерархия жанров. Трагедия стояла выше комедии. Герои трагедий могли разговаривать только поднятой языке.
Учредителем французской классической трагедии был Пьер Корнель (1606-1684). Он писал пьесы и труды по истории искусств. Судьба героев его пьес была тесно связана с политической борьбой. Сюжет разворачивался на фоне исторических событий. Своими пьесами Корнель пытался доказать необходимость укрепления абсолютной монархии. А вот Жан Расин (1639-1699) свои пьесы посвящал миру человеческих чувств. Хотя комедия в классицизме, как мы только отметили, считалась низшим жанром, выдающийся комедиограф Жан-Батист Поклен (Мольер; 1622-1673) своими произведениями сумел доказать обратное. Его комедии остаются популярными и сейчас.
Всемирно прославленным образцом искусства классицизма стала резиденция французских королей в Версале. Над ее созданием работали лучшие архитекторы, художники, садоводы.
Во второй половине XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами. Этот стиль назвали неоклассицизмом, То есть новым классицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими раскопками римских городов Помпеи и Геркуланума, погибших от извержения Везувия.
Строгость застройки римских городов натолкнула архитекторов XVIII в. на мысль, что города следует строить по простым и разумным планом. Примером такой архитектуры является ансамбль площади Людовика XV (теперь это площадь Согласия) в Париже.
Художники-неоклассики считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека. Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания.
Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие хитоны.
Все крупные просветители умело владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их обсуждали. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей через литературное произведение.
Самым известным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), сын мелкого ремесленника. Всю свою жизнь, в отличие от других просветителей, он безвыездно прожил в Кенигсберге (ныне Калининград). Здесь получил образование, стал профессором университета, а впоследствии и ректором. Кант читал лекции по философии, филологии, географии, права, математики, физики и других наук. Он разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской туманности, которая и до сих пор остается одной из основных научных идей в астрономии. Ему также принадлежит идея правового государства. Но главная проблема, его волновала, была связана с возможностями человека познавать мир.
Кант пришел выводу, что человек может получить знания лишь об ограниченном количестве окружающих вещей. Наряду с ними существуют «вещи в себе», их опознать невозможно, ибо невозможно доказать их существование, и наоборот. Из этого следует, что познать мир до конца невозможно. Таким образом мыслитель подверг критике идею о безграничной силе человеческого разума.
11. Чувства против разума
Во второй половине XVIII ст. стало расти недовольство сухим рационализмом философии и неоклассического искусства, отвергали чувственное познания мира. Людям хотелось мечтать, переживать, задумываться перед загадками. Появились романы и поэмы, которые воспевали чувства, сны и мечты, ночные пейзажи, развалины старинных замков и т.п.
Изменение вкусов отразилась и на садово-парковом искусстве. В моду вошли романтические уголки с «Дикой» природой.
Мода на сверхъестественное создала условия для процветания авантюристов и проходимцев. Это были люди, выдавали себя за ясновидящих, способных вращаться на духов, превращать любые металлы в золото. Они утверждали, что имеют эликсир молодости и философский камень. Им верили, их принимали в высшем свете. Одним из известнейших авантюристов был Джузеппе Бальзамо, известный под именем Калиостро.
Документы. Факты. Комментарии
1. Из статьи Иммануила Канта «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение «
Если спросить, живем мы сейчас в просвещенном веке, то ответ будет: нет, но мы живем в веке Просвещения. Еще много не хватает для того, чтобы люди при тех условиях, что сложились в целом, были уже способны или могли стать способными надежно и хорошо пользоваться собственным умом без постороннего вмешательства. Однако существуют явные признаки того, что для них открыт путь к совершенствованию в этом; преград на пути к Просвещения или выхода из состояния несовершеннолетия, в котором человечество находится по собственной вине, становится все меньше. В этом аспекте наш век является веком Просвещения, или веком Фридриха «.
Что И. Кант называет «Просвещением» и «веком Просвещения»?
2. По труду Джона Локка «Два трактата о правления «
О возникновении политических обществ
О цели политического общества и правления
Об объеме законодательной власти
«. Вот те пределы, их полномочия, данные обществом, и закон Бога и природы установили для законодательной власти любого государства, при всех форм правления.
Во-вторых, эти законы не должны назначаться ни для какой иной цели, а исключительно для блага народа.
В-четвертых, законодательный орган не должен и не может передавать его кому, за исключением тех, кому ее доверил народ «.
1. Какими были взгляды Дж. Локка на происхождение государства?
2. Какова цель, по мнению Локка, создание государства?
3. Охарактеризуйте государство, описанную Локком.
1. Почему XVIII ст. называют эпохой Просвещения? Каковы ее характерные черты?
2. Что такое естественные права человека?
3. Почему именно Англия стала родиной Просвещения?
4. Какими были отношения между церковью и государством в XVIII в. и почему?
5. Какое влияние имели идеи Просвещения на развитие образования и науки?
6. Что такое общественное мнение? Каким образом она влияет на поведение людей?
7. Почему возникли светские салоны, кружки, масонские ложи? Какова их цель? Каким образом они влияли на общественное мнение?
9. Каковы основные черты классицизма? Какие из приведенных стилей наиболее соответствуют идеям Просвещения?
10. Почему конце XVIII в. идеи просветителей переживали кризис? Попробуйте выяснить их основные недостатки.
11. Какое значение имела эпоха Просвещения в истории Европы?
Что нового появилось в век просвещения история 8 класс
«Имей мужество пользоваться собственным разумом — таков девиз Просвещения!» — писал немецкий философ Иммануил Кант.
«Республика философов»
В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди были столь единодушно согласны в том, что все беды от невежества, а знание — это благо. Это убеждение высказывалось постоянно, независимо от национальности и языка авторов, и подкреплялось одним и тем же сравнением: поток солнечного света торжествующе пробивается через чёрные тучи и рассеивает их. Свет символизировал добро, знание, разум, а тьма — зло и невежество.
Отсюда и возникло понятие Просвещение, обозначавшее особую культурную эпоху, проходившую под знаком свободы и всевластия разума. Появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить. Веком Просвещения обычно считается период конца XVII — конца XVIII в. (до Французской революции).
В годы научной революции учёные стали выяснять, по каким законам живёт природа. И уже тогда возникла мысль о том, что если человек — это часть природы, а общество — творение человека, то и они подчиняются чётким законам, которые остаётся только выявить. Причём если природа живёт по своим законам, того не осознавая, то человек обладает свободой воли и, не зная этих законов, нарушает их. Этим и объясняли то, что и природе царит гармония, которой нет в обществе, где свирепствуют голод и войны, где приходится сталкиваться со злом, невежеством, нищетой.
Одной из главных задач деятелей века Просвещения становится именно изучение общества, а целью — понять, какие загоны им управляют. Только поняв эти законы, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Просветить государей, показать им, как они должны управлять своими подданными. Просветить, образовать народ, поскольку чем более народ просвещён, тем более он независим от чужих суждений, тем лучше он понимает и собственное благо, и то, как устроено общество.
Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.
И XVIII в. философские произведения выходят повсеместно, от Испании до Швеции, от Англии до России. Их авторы осознают свою общность; большинство из них вне зависимости от религии и национальности ощущают себя гражданами единой литературной республики. Общепризнанным языком этой республики был французский, заменивший средневековую латынь. Просветители переписывались и встречались друг с другом, воли совместную издательскую работу. Одним из её результатов стала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751–1772), выходившая под редакцией французского философа Дени Дидро и математика Жана Д’Аламбера. В ней десятки авторов попытались обобщить имеющиеся знания и одновременно многое подвергнуть критике с позиций разума.
XVIII век был ознаменован и крупнейшими событиями в области экономической науки. Известный шотландский учёный Адам Смит (1723–1790) в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) изложил систему экономических взглядов. В её основе лежала идея о том, что богатство общества создаётся трудом в процессе производства Разделение труда при этом является важнейшим фактором повышения производительности и увеличения общественного богатства. Социально-экономические взгляды А. Смита стали одной из вершин экономической мысли XVIII в.
Новый взгляд на человека и общество
Уже в XVII в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное) состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государства Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога а от населяющего страну народа.
Для Локка важно иное. В естественном состоянии господствуют свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства. Он меняет одну свободу на другую, поскольку естественная свобода заменяется свободой человека в обществе. Если раньше он подчинялся только закону природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию.
Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за запитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство пред законом, который принимают по согласию большинства.
Французские просветители развили эти идеи. Основной принцип сосуществования людей был сформулирован в «Энциклопедии»: «Я хочу быть счастливым, но я живу с другими людьми, которые, как и я, каждый со своей стороны хотят быть счастливыми; будем же искать средство обеспечить наше счастье, доимая тем самым счастье другим и уж во всяком случае никогда не вредя им». Иными словами, принятие идеи общего блага окно заставить людей не искать личной выгоды в ущерб другим.
Те принципы, на которых существует общество, те законы, которые им управляют, сформулировал Шарль–Луи, барон де Монтескьё (1689—1755) в своём основном труде «О духе законов». Основная идея Монтескьё заключалась в том, что для разных обществ хороши разные законы. Он показывал, что нужно учитывать и размеры страны, и количество населения, и климат, и традиции. Тогда выяснится, что для одной страны будит хороша республика, при которой управляет весь народ или часть его, для другой – монархия, «при которой управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов», для третьей — деспотия, когда никаких законов нет, а один человек решает всё. Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.
Большую популярность в XVIII в. приобрела теория другого французского просветителя Жан–Жака Руссо (1712—1778). В своём главном произведении «Об общественном договоре» он утверждал, что основная власть в обществе, право принимая законы, всегда должна принадлежать народу. Эту власть никому нельзя передать, каждый должен голосовать самостоятельно. Сам человек может не знать, в чём заключается его благо, стремиться к выгодам для себя, но люди все вместе никогда не примут закон, который шёл бы им во вред.
Согласно идеям Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.
На примере учения Руссо можно проследить и радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании пocpeдством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым действиям.
Веротерпимость
Научная революция возродила античную идею прогресса (от лат. progressus — движение вперёд, успех) разума, который приумножает человеческие знания, заставляет природу выдавать свои тайны и тем самым увеличивает власть над ней человека. Именно прогресс разума обеспечивает прогресс общества: оно становится всё лучше именно по мере того, как становится всё более и более просвещённым.
Однако прогресс разума возможен лишь тогда, когда он свободен. Одной из важнейших черт эпохи Просвещения стала секуляризация (обмирщение) сознания. Дидро писал: «Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу». Одни философы эпохи Просвещения были людьми неверующими, другие — католиками и протестантами, но для всех было важно одно: на пути свободы человека думать, работать и творить должны быть уничтожены все препоны.
Плоха не религия сама по себе: плохи фанатизм, мракобесие, нередко насаждаемые церковью, именно против них и боролись философы. Французский философ, писатель, поэт и драматург Франсуа Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694—1778), бросил знаменитый клич: «Раздавите гадину!». Этими словами он даже подписывал многие из своих писем, призывая дать бой церкви преследованиям за веру. Всю свою жизнь Вольтер боролся с несправедливостью, выступал в защиту невинно осуждённых.
Просветители отстаивали идею о том, что вера — личное дело каждого, государство не должно её навязывать. Теперь был уже лишь один шаг до отделения церкви от государства. Этот процесс начнёт повсеместно происходить с конца XVIII в.
Космополитизм
Просвещение отличалось в разных европейских странах – они имели свои традиции и проблемы Гоббс и Локк писали под впечатлением от Английской революции XVII в. и ожесточённых религиозных конфликтов, французов волновали вопросы законности и границ власти, ограничения монархии и проведения реформ, в которых нуждалось государство. В германских землях просвещение началось позже, оно во многом развивалось в общем русле, как видно из творчества Иммануила Канта (1724–1804). Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы.
Итальянские просветители были озабочены необходимость преодолеть отсталость общественных отношений в стране, они активно разрабатывали различные идеи переустройства общества. Большую известность приобрёл труд Чезаре Беккариа (1738—1794) «О преступлениях и наказаниях», в котором он одним из первых выступил за отмену смертной казни, призывая к отмене пыток, более человечному отношению к осуждённым. Эта книга была переведена на десятки языков, а высказанные в ней идеи применялись в законодательстве многих стран, включая США и Россию.
При всех различиях национальных путей Просвещения наиболее яркие просветители были признаны по всей Европе. Вольтер переписывался с Фридрихом II Прусским и некоторое время прожил при его дворе, Дидро полгода жил в Петербурге по приглашению Екатерины II, которая купила его библиотеку, назначила библиотекарем его самого и выплатила ему жалованье за полвека вперёд, а также предлагала перенести в Россию издание «Энциклопедии». После смерти Вольтера, с которым она долгое время состояла в переписке, императрица купила несколько тысяч книг из его личного собрания и повелела перевезти в Россию, она же приглашала в Петербург Беккариа, в её знаменитом «Наказе» было множество штат из Монтескьё.
В век Просвещения процветает космополитизм (от греч. «мир» и «гражданство») — идеология, рассматривающая людей как граждан мира, подчёркивающая, что все — части единого человечества и общечеловеческие интересы важнее национальных. Для просветителей было характерно представление о том, что выявленные ими законы действуют повсеместно, отсюда и распространённый в XVIII в. жанр рассказа о жизни других, неевропейских народов. В таких рассказах, фактически, критиковалось современное авторам европейское общество. Таким был популярный роман Монтескьё «Персидские письма», в котором он от имени персидского вельможи высмеивал Францию и её нравы.
С XVIII в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики. Именно в этом столетии появляется проект, которым нередко датируют зарождение идеи современного Европейского союза в 1713 г. аббат Шарль де Сен Пьер (1658—1743) публикует свой «Проект вечного мира».
Уже тогда планы единой Европы включали в себя признания естественного равенства всех европейских народов, их права на свой выбор (т. е. фактически на самоопределение), принципа невмешательства во внутренние дела соседних государств. В трактате можно найти даже предложение об унификации политических систем. И главная цель этих преобразований — достижение всеобщего мира.
Космополитизм и интернационализм неминуемо вступали в противоречие с укреплением национальных идей. Вольтер писал: «Печально, если для того, чтобы стать настоящим патриотом, приходится быть врагом остального человечества». Однако к концу XVIII в. споры об универсальных ценностях и войне между европейскими странами привели к укреплению национальных и патриотических настроений.
Развитие науки в XVIII в.
Научная революция в начале XVI столетия заканчивается, до XIX в. столь впечатляющей череда открытий, изменяющих мир, уже не будет. Тем не менее те процессы, которые происходили в европейской науке в век Просвещения, были весьма важными.
Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой — решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. После переворота XVI—XVII вв. в астрономии людям стало казаться, что привычный для них мир расширился в пространстве; в XVIII в. произошло его «расширение» и во времени. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Эти вопросы оказались довольно болезненными, поскольку их сложно было согласовать с Библией. Учёные начинают изучать прошлое Египта, раскапывают погибшие при извержении Везувия города в Италии, в т. ч. знаменитые Помпеи.
Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками. Одновременно оказывается затруднительно в силу большого объема накопленных специальных знаний. Собирать материал для наследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт-Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).
Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты электричеством. Всё это создавало предпосылки для нового взлёта европейской научной мысли в следующем столетии.
Это конспект по теме «Эпоха Просвещения». В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия: