Что нового появилось в торговле 7 класс история
Дух предпринимательства преобразует экономику
Урок 5. Всеобщая история 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»
Дух предпринимательства преобразует экономику
Торговые компании и монополии
Зарождение капиталистических отношений
С течением времени и появлением большего количества возможностей в Европе появлялись люди, в руках которых были сосредоточены огромные состояния. Эти люди не боялись рисковать, и риск оправдывался. На этом уроке вам предстоит узнать, каким образом деньги оказывались в руках новых предпринимателей и что они для этого делали.
Городская торговля. Первым делом узнаем об изменениях на городских рынках. Они росли вместе с городами. С целью сделать город более чистым, убрать с улиц излишнюю толпу рынки стали переносить к городским воротам. Новшеством стало появление крытых рынков, которые популярны до сегодняшних дней.
Чаще всего они были специализированными, то есть продавали только какие-то определенные товары. Так, например, лондонский рынок Блэ́куэлл холл специализировался на шерсти и ткани. Своими размерами поражал крытый рынок в Париже. Он включал в себя несколько торговых объектов, на каждом из которых продавались свои товары.
Все необходимое можно было купить не только на рынке. В городах было множество торговых лавок. Только работали там уже не хозяева, а специально нанятые люди – торговцы. Хозяин мог больше времени уделять производству товара.
Неотъемлемым элементом городских улиц были разносчики товаров, которые продавали их в любом удобном месте. Это могли быть выходцы из сельской местности.
Товары, которые они производили в деревне, привозились в город и обменивались на другие. Можно было поменять шерсть на книги, лекарства, предметы для дома. Затем это всё разносчики продавали людям, которые жили вдалеке от торговых лавок либо скапливались на самых оживленных улицах. В день они могли пройти до 20 километров. Власти крупных городов нередко предпринимали меры для того, чтобы выгнать разносчиков с улиц, но чаще всего это не приносило результата. Иногда жители одной деревни объединялись и создавали целую торговую сеть. Также именно разносчики были авторами первой устной рекламы. Ведь они ходили и громко нахваливали свой товар. Именно от слова «выкрикивать» и произошло название «реклама».
Великие географически открытия способствовали тому, что на столах и в домах европейцев появились невиданные до этого продукты и товары. Их привозили из самых разных стран. А портовые города Европы росли и развивались. Антве́рпен в то время называли «воротами Европы», потому что именно в этот город приходили корабли с новыми товарами, которые потом распространялись по всей Европе.
Торговые компании и монополии. Однако купцы не рисковали средствами и не могли заниматься морской торговлей в одиночку. Чтобы обезопасить себя они создавали торговые компании. В Лондоне они делились на «ливре́йные компании» и «регулируемые компании». Ливре́йные возникали в пределах одного города и объединяли торговцев одной отрасли. Представителями регулируемых компаний могли быть торговцы абсолютно разных отраслей. Для того чтобы к ним присоединиться, необходимо было платить взносы. Только в этом случае купец допускался в компанию. В Италии и Германии торговые компании были в основном семейными.
С активным развитием торговли появилось новое понятие: Монопо́лия – исключительное право на производство или торговлю с какой-либо страной.
Права монополии добились созданные в Европе торговые морские компании. Познакомимся с Голландской Ост-Индской компанией. Первым шагом к ее созданию стало желание голландских купцов обезопасить свое продвижение в Азию и начать торговлю без посредников. Ими была создана компания «Ван Верре», что переводится как «издалека». Однако у них появились многочисленные конкуренты. И тогда голландское правительство с целью устранения споров между купцами объединило их в 1602 году в единую компанию, которая получила название «Ост-Индская». Каждому участнику компании было предложено приобрести акции и тем самым вложить средства в снаряжение экспедиций. Чем больше акций было у одного человека, тем больше денег он получал после возвращения кораблей из плавания.
К концу XVII века компания была самой богатой в мире. В дальнейшем из-за конфликтов с Британией она начала постепенно разорятся. И в конце XVIII века исчезла.
Существовала также Британская Ост-Индская компания.
Это было акционерное общество, или общество, в котором весь капитал был разделен между участниками. Королева Елизавета I дала им абсолютное право на торговые отношения с Индией. А началось все с того, что португальцы и голландцы поставляли в Европу пряности по очень большим ценам. Английские купцы решили объединить свои деньги и силы, чтобы самостоятельно предпринимать опасные путешествия в Ост-Индию. Со временем компания получила большие полномочия, такие как:
· монополия на торговлю;
· основание факто́рий – торговых поселений (позже из них выросли такие города, как Бомбей и Кальку́тта);
· создание частного флота;
Однако с течением времени правительство Англии ограничивало ее права, и в XIX веке Ост-Индская компания была ликвидирована. Обе эти компании способствовали скорейшей колонизации Индии.
Обратите внимание, насколько увеличились объемы торговли в это время. Этому способствовали великие географические открытия, которые значительно расширили мировой рынок. Европейскими странами были созданы колонии, которые являлись и источником сырья для производства, и рынками сбыта товаров.
Банки и биржи. Полученные средства было необходимо где-то хранить. Эту функцию выполняли банки, известные нам еще со Средневековья. Раньше они были частными, то есть принадлежали одному владельцу. Теперь появились государственные банки, которые принадлежали государству и управлялись им. В 1609 году в Амстердаме был создан банк, который уже в то время занимался обменом валюты и выпуском собственной. Вклады в этом банке были неприкосновенны, и город не имел права их использовать по своему усмотрению. В 1694 году в Англии появился государственный банк, который мог выдавать кредит казне Великобритании.
Новым в экономике стало появление. Биржи – места, где заказчики и продавцы могли обсудить цены на товары и заключить сделку.
Название появилось из бельгийского города Брюгге. Купцы собирались на площади, на которой находился дом богача Ван дер Бёрсе. Особенностью биржи стало то, что там не предъявлялся конкретный товар, его заменяли образцами. Лидером среди бирж стала Амстердамская, открытая в 1602 году.
Здесь появились первые ценные бумаги, которыми могли расплачиваться торговцы. Ценная бумага так называется не потому, что она сделана из какого-то дорогого материала, а потому, что она подтверждает право ее обладателя на владение каким-либо товаром или имуществом. Только представьте: каждый день на бирже появлялось больше четырех с половиной тысяч человек. Но беспорядка там не было. В общих интересах было соблюдение правил, чтобы торговец и покупатель могли быстро найти друг друга.
Зарождение капиталистических отношений. Торговля набирала все большие обороты. Количество продаваемых товаров постоянно росло. Давайте вспомним, где производились товары в Средние века. Правильно, в мастерских. А теперь представьте, сколько времени было необходимо мастеру, чтобы изготовить один экземпляр своего товара. Тем более, цеховые уставы четко определяли, сколько помогающих подмастерьев у мастера может быть, сколько станков должно находиться в мастерской, ограничивали цену на товар. Естественно, это вызывало недовольство со стороны производителей. Против цеховой организации производства активно выступал новый класс общества – буржуазия. Это были люди, которые успешно зарабатывали свой капитал на фоне изменяющихся условий. А цехи ограничивали им свободу действий. В таких условиях просто невозможно купцу быстро пополнять корзину товаров. Самые предприимчивые и богатые нашли выход из положения: они вкладывали свои деньги в производство тех товаров, которые пользовались большим спросом. Затем их продавали по выгодной для себя цене. Деньги, которые они вкладывали, называли капитал, а их самих – капиталистами.
Однако все равно не успевали в мастерских за увеличивающимся спросом. Тогда капиталисты находили обедневших горожан или крестьян и предлагали им работу за деньги, которую необходимо выполнить в определенный срок. Постепенно появилось понятие наёмных работников. Торговец мог взять шерсть и отвезти ее в одну из деревень, где проживают его работники. Через оговоренное время они ему отдавали пряжу. Торговец брал эту пряжу и вез тем, кто мог соткать из нее ткань, затем тем, кто мог изготовить из нее готовое платье. Таким образом, торговец брал процесс производства необходимого ему товара в свои руки. А сам процесс получил название
мануфакту́ра – это производство, основанное на разделении труда.
То, что каждый выполнял какую-то свою операцию, значительно облегчало и ускоряло процесс создания товара. Но это все еще было ручное производство. Работники выполняли только одну операцию, это способствовало тому, что с каждым разом все более улучшалось качество ее выполнения и совершенствовались инструменты, необходимые для ее выполнения. Таким образом, новый способ организации труда стал первым шагом к промышленному перевороту и созданию машинного производства.
Существовало два типа мануфактур – рассеянная и централизованная. В рассеянной мануфактуре все работники могли находиться на расстоянии друг от друга. В централизованной они все работали в одном помещении или доме. Существует описание мануфактуры одного богатого суконщика. На его предприятии в одном помещении размещалось 200 ткацких станков, на которых работали 200 ткачих. В обслуживании станков им помогали 200 мальчиков-учеников. В другом помещении еще 300 человек чесали и пряли шерсть. Сортировкой шерсти занимались 150 детей за минимальную плату. Только представьте себе, какие объемы работы выполнялись на мануфактурах. Появление и развитие мануфактур, на которых трудились наемные работники и в которые вкладывался капитал, положило начало развитию капитализма – строя, основанного на частной собственности и использовании наемного труда.
Чтобы обеспечивать сырьем новые производства, необходимы были изменения в сельском хозяйстве. Сохранение старых способов его организации уже не удовлетворяло растущим потребностям. Так, например, в Англии основным товаром, который шел на продажу в другие страны, стала шерсть и шерстяная ткань. Увеличивающийся спрос давал возможность увеличения цен на товар. Производители были заинтересованы в пополнении своего капитала и решились на перемены в аграрном производстве. В Англии начались процессы огораживания, о которых мы поговорим подробно на следующем уроке.
Какие же выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока? Во-первых, в XVI– XVII веках резко увеличились объемы торговли. Это способствовало тому, что в руках людей стали скапливаться капиталы, которые необходимо было во что-то вкладывать для получения еще большей прибыли. Успешные и состоятельные торговцы применили свои средства для развития производства. Чтобы это производство удовлетворяло растущий спрос, в нем были необходимы перемены, которые и нашли свое отражение в появлении мануфактур. Все эти события приводили к тому, что постепенно складывались новые отношения между людьми – капиталистические.
Таким образом, людям, которые мыслили по-новому, удавалось создавать новый мир и приближать общество к дальнейшим переменам.
Развитие торговли в раннее новое время
В XVI — первой половине XVII в. постепенно складывается новый, капиталистический уклад. Этот сложный процесс охватывает все больше стран. В развитии общества появились новые черты:
Этот общественный строй, утверждавшийся в Западной Европе в XVI — XVII вв., историки позднее назвали капиталистическим.
Богатый человек, имевший предприятие, приносящее прибыль, — это капиталист, владеющий деньгами и орудиями труда, нанимающий на работу свободных людей, не имеющих другого средства к жизни, кроме денег, получаемых за работу по найму. Так устанавливался новый порядок, Европа вступала в новое время.
Великие географические открытия
Росту производства товаров в Европе и развитию торговли способствовали Великие географические открытия. В XV в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, перец, имбирь, гвоздика и другие пряности почти перестали поступать на европейские рынки. Особенно болезненно ощущался недостаток перца. Ведь в XV в. он мог заменять деньги при торговых сделках, мог выступать в качестве приданого для невесты. По какой же причине оказалась так затруднена торговля со странами Азии, в том числе с Индией, откуда поступала большая часть пряностей?
В XV в. освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя. Дух предпринимательства, стремление к обогащению, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы. Так возникает мысль проложить западный путь в Индию.
Сама по себе идея была не нова, ее можно найти в книгах античных мыслителей. Когда поиск новых путей в Индию стал для европейцев необходим, возник план попасть в эту страну, двигаясь на запад через Атлантический океан (мореплаватели назвали его «Море мрака»). Человеком, который стал яростно добиваться осуществления этого проекта, стал выходец из Генуи Христофор Колумб. Долгие годы уговаривал он короля Португалии Жуана, а затем великих королей Испании Изабеллу и Фердинанда снарядить экспедицию для открытия новых морских путей.
И вот свершилось! 17 апреля 1492 г. испанская королевская чета подписала с Колумбом договор и выделила деньги на экспедицию. Много трудностей пришлось преодолеть Христофору Колумбу: нелегко было найти моряков, готовых плыть в неизвестное, трудно было поддерживать у них веру в успех во время долгого плавания. Через 70 дней после начала экспедиции, 12 октября 1492 г., с каравеллы «Пинта» раздался звук выстрела — это был сигнал. Матрос Родриго де Триан увидел огонь — это был костер, горевший на берегу неизвестной земли. Земля оказалась небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). На острове водрузили флаг испанских королей. Затем были открыты острова Гаити и Куба. Мореплаватель был уверен, что это Индия, и жителей вновь открытых земель стали называть индейцами.
Затем состоялись еще три экспедиции, в результате которых были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своих дней Христофор Колумб верил, что проложил новый путь в Индию.
В 1499 г. из Индии вернулась экспедиция Васко да Гамы, отплывшая из Португалии в 1497 г. Эта экспедиция достигла Индии, обогнув южную оконечность Африки. Португальские купцы устремились на восток.
Осенью 1519 г. из Испании отправилась экспедиция, возглавлял которую португальский моряк Фернандо Магеллан. Он поставил задачу найти проход на запад, обогнув с юга новый континент, который все еще называли Индией. Через год экспедиция достигла пролива (впоследствии его назвали Магеллановым проливом) и вышла в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Поскольку за все время плавания эскадры Магеллана моряки не видели бурь, они назвали океан Тихим. В 1522 г. остатки эскадры вернулись в Испанию. Теперь на практике было доказано: земля круглая и, обогнув земной шар, можно вернуться в порт отплытия.
Новый материк, открытый Колумбом, позднее назвали Америкой, потому что итальянский моряк на испанской службе Америго Веспуччи, совершив путешествие в новые земли, доказал, что это новый материк, а не часть Азии. Эти земли стали называть Новым Светом.
Развитие торговли
Великие географические открытия распахнули двери в новое время. Стали расширяться связи между самыми отдаленными материками, развиваться мировая торговля. В XVI — XVII вв. продолжается рост городов — центров торговли и предпринимательской деятельности.
Если бы мы могли увидеть рынок XVI в., перед нашими глазами открылась бы такая картина: площадь, на ней несколько строений, остальное место занимают торговые ряды. В толпе носильщики, возчики, метельщики, зарабатывающие на жизнь подсобной работой на рынке, и, наконец, покупатели. Их одежда помогает узнать, к каким слоям населения они принадлежат. Мы видим крестьян, зажиточных горожанок, служанок. А вот и сборщики рыночных пошлин. Здесь каждый, богатый или бедный, мог найти товар по своим средствам. Повсюду выложены товары: куски масла, сыра, рыба, дичь, мясо, груды овощей и фруктов. Из деревень привозят солому, дрова, сено, шерсть, лен, домотканые холсты.
Как правило, городские базары бывали раз или два в неделю, так как крестьянам нужно было время, чтобы подготовить продукцию для продажи и найти свободное время для поездки и город. Постепенно, по мере роста городов, рынки стали работать ежедневно.
О том, какое большое место занимал рынок в жизни горожан, говорят сложившиеся тогда пословицы: «Все продастся на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести», «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». К XVII в. относится строительство крытых рынков. Самые большие были построены городскими властями в Лондоне и Париже.
С торговлей на рынках соперничали лавки. В больших городах имелись улицы, по обеим сторонам которых тянулись лавки. В них продавалось все: мясо, дичь, скобяные изделия, предметы роскоши. Чем эти лавки отличались от средневековых? Не ремесленники продавали на них свои изделия, а профессиональные торговцы. Современники писали, что «лавки завоевывают мир», «пожирают» города. Забавным было происшествие с французским послом в Лондоне в 1763 г.— его просто «выставили» из снимаемого им дома, так как на этом месте хотели построить лавку, и он жаловался в письме на трудность найти подходящее жилье за умеренную плату, потому что многие дома сносились с той же целью.
Активно практиковалась и торговля вразнос. Разносчиков можно было встретить на улицах крупных европейских городов. Они суетились на площади Святого Марка в Венеции, у Нового моста в Париже, в Кельне, Лондоне, Риме. Их заунывные крики были слышны издалека: предлагали хлебцы, зелень, апельсины, газеты, старую одежду, уголь и многое другое.
Солидная публика относилась к таким торговцам подозрительно, считая их бродягами. Но в один прекрасный день такой разносчик, пересчитав прикопленные денежки, покупал или арендовал лавку.
Вы уже знаете о ярмарках средневековья. Но в XVII в. их значение начинает падать. С ростом городов редкие ярмарки уже не могут полностью удовлетворить потребности городского населения, нужна была ежедневная торговля.
Развитие торговли привело к увеличению числа купеческих компаний, или торговых товариществ. Опасна была жизнь купцов, каждодневно рисковали они имуществом и даже жизнью. Эти опасности и подталкивали купцов к объединению.
Вначале такая компания была семейным товариществом, в которое входили близкие родственники, делившие между собой все — труд, риск, деньги. Затем такие компании стали принимать в свой состав и чужаков, согласных вложить труд и деньги. Члены компании отвечали за результаты ее деятельности своим имуществом. Так создавались акционерные общества.
Приметой нового времени было и возникновение монополий», нарушавших обычаи свободного рынка. В XVII в. имелись уже и международные монополии. Дело это считалось очень непростым, требовало ума, силы, ловкости. Больше всего монополий имели голландцы.
Английские компании
В центре мировой торговли, кроме Голландии, находилась и Англия, это было одним из последствий Великих географических открытий. У причалов самого крупного в Англии Лондонского порта теснились большие океанские парусники. Заморская торговля заставляла английских купцов объединяться в торговые компании. Число таких компаний росло с поразительной быстротой.
В 1600 г. была создана Ост-Индская компания. Только ей разрешалось ввозить в страну перец. В 1607 г. она выплатила своим членам 500% прибыли на вложенный капитал. Хлопок могли ввозить в страну только члены Левантийской компании, имевшей исключительное право на торговлю со странами Средиземноморья. С Россией торговала известная Московская компания. Банкиры и ростовщики, мясники и пивовары, знатные дворяне, вплоть до короля,— все стремились стать пайщиками какой-либо компании. Короли охотно соглашались на их создание, так как получали в казну огромные деньги за выданные патенты и бесплатно становились пайщиками. Кроме того, многие компании брали на себя обязанности представлять английские интересы в дальних странах.
К началу XVII в. английские торговые компании распространяют свое влияние на огромное пространство от Ирана до Северной Америки, от Швеции до Индии и Цейлона, все более внедряются в Индию и Америку. К 1640 г. обороты английской торговли вдвое превосходили ее обороты в начале XVII в.
Биржи
К XVII в. почти каждый торговый город имел свою биржу. По определению современников, биржа — это «место встречи банкиров, торговцев, негоциантов’, биржевых маклеров1 и агентов банков, комиссионеров и прочих лиц». Первоначально биржи не имели специальных зданий, располагаясь на улицах и площадях, но уже в XV в. для этой цели городские власти стали строить специальные здания.
Все биржи были похожи одна на другую огромным скоплением народа. В Амстердаме к полудню на бирже собиралось до 4500 человек. Одной из крупнейших была Лондонская биржа. Каждый негоциант считал своим долгом ежедневно до полудня побывать на бирже, где можно было заключить выгодную сделку, а из вывешенных объявлений узнать о прибытии и отплытии торговых судов. Не придет солидный купец на биржу — поползут слухи о плохом состоянии его дел.
Конечно, были часты случаи, когда на биржевых спекуляциях одни обогащались, а другие разорялись. Современник писал: «Сельдь продавали загодя к определенной дате, еще до того, как она была поймана, зерно и прочие товары — до того, как зерно созрело или товары были получены».
Биржи стали играть ведущую роль в оптовой и международной торговле, влияли на установление курса денег, способствовали обращению ценных бумаг.
Банки
В XVI — XVII вв. наблюдаются изменения и в банковской системе. Создаются не только частные, но и государственные банки. В XVII в. действуют Амстердамский и Английский государственные банки. Особенно высокая банковская активность к XVIII в. наблюдается в Амстердаме, Лондоне, Париже, Женеве.
Век Фуггеров
В 1523 г. Яков Фуггер писал императору Священной Римской империи Карлу V: «Известно и вполне очевидно, что ваше величество не могло бы получить римской короны без моей помощи». В самом деле, на подкуп выбравших его князей Карл V истратил 850 тыс. гульденов, две трети из которых одолжил у Фуггеров. И войны Габсбургов велись на деньги этой семьи. Кто же они — Фуггеры? Это самая богатая в Европе XVI в. купеческая семья из города Аугсбурга (Германия).
Известно, что их предки в XIV в. были мастерами аугсбургского ткацкого цеха, а кроме того, вели еще торговлю полотном. В XV в. семья уже славилась своим богатством, некоторые мужчины женились на дворянках и сами начали получать дворянское звание. Фуггеры в XVI в. известны как банкиры, дававшие в долг деньги не только князьям, но и императорам. Основателями финансового могущества семьи стали Раймунд и Антон Фуггеры, современники императора Карла V. Он возвел их в графское достоинство. Фуггеры владели огромными землями, занимались горным делом, торговлей. Многие князья хотели породниться с фамилией Фуггеров. Судите сами, как быстро росло их богатство. В 1511 г. их состояние оценивалось в 250 тыс. гульденов, в 1527 г.— в 2 млн., а в 1546 г.— более чем в 4,5 млн. гульденов.
Итак, Фуггеры — поставщики денег князьям и даже Габсбургам, и они же имели денежные дела с папой римским, часто собирая для него церковную десятину и принимая участие в торговле индульгенциями. Но Фуггеры были известны и широкой благотворительностью и покровительством ученым и художникам. Собрания произведений искусства и библиотеки, тщательно ими подобранные, тоже способствовали славе этой семьи. О Фуггерах можно сказать, что в XVI в. эти ревностные католики, банкиры по призванию, держали в своих руках судьбы войны и мира.
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история