Что нового появилось в повседневной жизни европейцев в раннее новое время
Повседневная жизнь европейцев в Новое время
7 кл. Повседневная жизнь европейцев в Новое время
Тема: Повседневная жизнь европейцев в Новое время
Урок приводит информацию о количестве населения Европы в XVI–XVII I веках, продолжительности жизни и факторах, влияющих на эти показатели. Описывает жилье, питание, моду и досуг как высших слоев населения, так и простых людей. Изучение данной темы помогает учащимся понять, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.
Тип урока: комбинированный
Познакомить учащихся с различными сторонами повседневной жизни европейцев в XVI – XVIII вв.;
Систематизировать знания учащихся по теме: «Изменения в повседневной жизни и моде в странах Западной Европе в эпоху Возрождения».
Подвести учащихся к выводу, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.
Проследить динамику демографических процессов в XVI–XVIII вв. в Европе; охарактеризовать бытовые условия жизни европейцев в XVI–XVIII вв.
Показать в сравнении повседневную жизнь, быт различных слоев европейского общества, ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира (продукты питания, предметы быта, одежду и т.д.)
Продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания.
Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы.
Способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Аргументировать позицию от лица участников событий.
Способствовать политическому, экономическому и культурному развитию учащихся.
Способствовать развитию уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Вызвать у учащихся чувства восхищения эпохой Возрождения и ее славными представителями.
Урок построен в соответствии с деятельностным методом обучения.
Приемы деятельности учителя:
Рассказ, картинное описание (описание бедствий – голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.).
Межпредметные связи: курс литературы.
Оргмомент. П риветствие, настрой на успешную работу, пожелание удачи .
2. Актуализация полученных ранее знаний.
а) Исторический диктант (учитель зачитывает определения, а учащиеся в тетрадях пишут термин, затем следует взаимопроверка)
Термины : абсолютизм, талия, джентри, монополия, биржа, капитал, мануфактура, буржуазия, откупщик.
Талия – основной прямой налог, который государство собирало во Франции в основном с крестьян.
Джентри – дворяне-предприниматели, поставлявшие на рынки сельскохозяйственную продукцию.
Монополия – исключительное право на производство или продажу чего-либо.
Биржа – место, где могли встречаться для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики.
Мануфактура – предприятие нового типа, использовавшее наемный труд.
Буржуазия – господствующий класс, владеющий средствами производства и живущий за счет эксплуатации наемного труда рабочих.
Откупщик – человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.
б) беседа по вопросам:
(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей)
(Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дво рянство, рабочие мануфактур )
3. Мотивация учебной деятельности.
— Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но о какой стороне жизни людей в раннее Новое время мы с вами еще не говорили? Чего не хватает для составления полной картины жизни человека в раннее Новое время?
— Действительно вы еще не представляете, в каких условиях изо дня в день жили люди того времени? Какова была продолжительность их жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога.
Однажды в одном европейском государстве в конце XVII или в начале XVIII века случилась следующая история.
Было уже за полночь, когда к двухэтажному гостиному двору подъехала карета, из которой вышли две дамы. У одной из них, лицо было закрыто чёрной вуалью, она была госпожа, а другая оказалась служанкой. Их встретил служащий. Служащий предложил ужин, но госпожа отказалась. Очень ей хотелось спать. В номере на первом этаже была поселена госпожа, а служанку служащий поселил на втором этаже в крайнем левом крыле дома. Когда госпожа вошла в свой номер, то почему – то закричала. Когда служанка подошла к своему номеру, раздался крик служанки, и она тут же поспешила к номеру госпожи. Номер госпожи закрывал на ключ служащий. Служанка стала требовать, чтобы номер госпожи был открыт, но служащий долгое время не открывал его, а когда он был открыт, то в нём не оказалось госпожи.
1. Почему закричала госпожа?
2. Почем закричала служанка?
3. Был суд, но на суде оправдали служащего. Почему?
А расследовать это происшествие вам поможет работа с текстом п. 6 «Повседневная жизнь»
большое распространение в быту в конце XVII – XVIII вв. получает зеркало.
Изучение новой темы.
1. «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» (самостоятельная работа, анализ текста учебника)
— Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.
Вывод (в тетрадь): Повседневные враги человека – чума, голод и война.
2. «Столетия редкого человека» ( проблемно-эвристическая беседа, работа с таблицей, анализ статистических данных)
— Как вы думаете, какими темпами росла численность населения, учитывая перечисленные вами беды?
В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем.
— Как вы думаете среди кого была особенно высока смертность?
Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.
Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами.
Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы.
Кто, как не женщина, при недостатке еды отдает свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть – женщины.
— Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, как менялась численность населения с XVII века.
— А как обстоит дело сейчас? Как вы думаете, с чем это связано?
Вывод: (в тетрадь): Рост численности населения начинается с XVIII в. «Столетия редкого человека» уходят в прошлое.
3.«Грим и пудра вытесняют мыло» (работа с источниками письменными и иллюстративными и их анализ, работа в парах)
Рассказ учителя: Гигиена европейцев в раннее Новое время
Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало… Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары.
Вонь распространялась на всю округу.
Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).
Но и сами люди были ненамного чище городских улиц.
«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. Считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. Если в ХV—ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, то в ХVII—ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях.
Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.
«Общественных бань практически не знали. Еще в 1735 году в Амстердаме было всего одно такое заведение. Моряки и рыбаки, насквозь пропахшие рыбой, распространяли невыносимую вонь. Личный туалет носил чисто декоративный характер».
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.
Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья… Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.
Вопрос: Какие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать ?
-низкий уровень личной гигиены
— почти полное отсутствие медицинской помощи
— отсутствие канализации в городах
3). Работа над вопросами детективной истории
1. Почему закричала госпожа?
2. Почему закричала служанка?
Служанка всегда и везде прятала от госпожи зеркало, чтобы та, не знала, до какой степени она больна и как обезображено её лицо.
Но на этот раз, устав от дальней дороги и захотев спать, она забыла в номере госпожи убрать зеркало и об этом вспомнила, когда подошла к своему номеру и поэтому закричала.
3. Был суд, но на суде оправдали служащего. Почему?
Услышав крик госпожи, в её номер вошёл служащий. Он увидел на полу мёртвое обезображенное проказой тело госпожи. Недолго думая он бросил её в горящий камин.
Оправдали его на суде за то, что он не допустил распространение проказы.
4. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть. » (работа с историческим документом, графиком-диаграммой)
— К ак вы понимаете эту фразу? Что можно определить по еде?
Давайте убедимся в правильности этого высказывания, исходя из документов того времени.
«Обычаи питания в Германии» (начало XVI века, Иоганн Боэмус)
В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные – только два. Немного хлеба, затируха (каша) из овса или вареные бобы – пища крестьян, вода или сыворотка – их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик после того, как няня ее хорошо разжует… Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого.
Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI ( XVIII век)
По возвращении во дворец … праздничный обед. Он сервирован в одной из передних комнат … зал маленький и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой… Не будем подробно останавливаться на меню – это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний – тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле… Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т.е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым соусом… Затем появляются четыре вида закусок… куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких – из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт – дивные фрукты: виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т.д. и т.п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.
Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.
В чем различия трапез простонародья и аристократов?
Какие продукты преобладали на столе простых бюргеров?
Что вас удивило в описании обеда короля?
Работа с графиком-диаграммой
Менялись эпохи – менялась мода. (рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом)
— А сейчас мы побываем на дефиле. Что это такое? (Показ мод).
Изменения происходили и в моде.
Рассказ учителя сопровождается показом слайдовой презентации.
Все знают, что мода не стоит на месте, что прически, фасоны одежды бесконечно меняются. Новый идеал красоты появился в начале нового времени в Италии, где пробудился интерес к личности человека. Люди Возрождения установили новые каноны красоты лица и тела. Идеалом красоты стали высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В моду вошли белокурые волосы и высокий лоб, поэтому волосы стали красить и над лбом их сбривать, а брови выщипывать. Наиболее модными женскими прическами становятся толстые и длинные косы. Прически дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра. Этот идеал красоты воплощен на портретах художников эпохи Возрождения.
При помощи одежды старались показать, к какой группе населения относится человек.
Женские платья богато украшались вышивкой, золотыми цепями и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых – короткие, для пожилых – длинные. И сейчас такие длинные плащи сохранились в ряде стран как университетская одежда.
Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями.
Возвышение в XVI в. Испании привело к тому, что моде и нравам испанского двора стали подражать во всех странах. В отличие от моды итальянского Возрождения, стремящейся подчеркнуть красоту тела, испанская мода оказалась под влиянием геометрических форм. Костюмы шились из дорогого бархата и парчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами. После открытия Нового Света золота и драгоценных камней в стране имелось достаточно.
Испанская мода естественные формы тела заменяет искусственными. Этому помогают подбитые тканью мужские куртки (их называли «гусиное брюхо»), корсеты, металлические пластинки на лифе женского платья. Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась как на барабан. Платья были тверды и неподвижны, и женщина в них выглядела как неприступная крепость. Талию делали очень узкой, а на треугольном лифе (прямая линия плеч и зауженная талия) носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые должны были демонстрировать всем веру и богатство.
Мужские костюмы напоминали рыцарские доспехи. Испанская куртка, подбитая ватой, с короткими полами, подчеркивающая тонкую талию, напоминала рыцарские латы, а жесткие кружевные воротники как бы защищали шею. Средневековый шлем заменила жесткая шляпа с узкими полями. Испанские костюмы являлись образцом портновского мастерства – испанская мода славилась на всю Европу.
Во второй половине XVII в., в пору расцвета абсолютизма, центром моды становится Франция. С этого времени моду в Европе стал диктовать Париж.
Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы носили сложные прически, поддерживающиеся проволочным каркасом. Их платья шились из парчи и шелка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшали серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого ее нещадно затягивали в корсет.
В 1584 году Карл V издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличать “князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, бюргера от крестьянина”. Так что одежда- это не только средство защиты от холода, дождя или солнца и не только стремление человека проявить свой личный вкус
Чем вы можете объяснить бесконечные изменения в моде 16-17 вв?
Далее класс делится на две группы.
Задание №1: составить меню на день: завтрак, обед, ужин.
1 группа – для бедной семьи, 2 группа – для зажиточной.
Задание №2: 1 группа – сочинить молитву бедного крестьянина XVII в. (не менее 10 слов), 2 группа – вы, жители XXI века посылаете совет людям, жившим в Европе в XVII в., как им поправить демографическую ситуацию, сократив смертность.
Рефлексия: учащимся предлагается закончить предложение или предложения на выбор
Для меня было неожиданным …
Оказывается, что до наших дней …
Домашнее задание: § 6, на выбор:
А) составить несколько верных и неверных утверждений по изученной теме (2 б)
Б) составить кроссворд по теме (5 б)
В) подготовить и провести экскурсию по Лондону XVII в. по одной из тем: «Лондон XVII века – самый большой европейский город», «Лондон – крупный торговый центр», «В гостях у лондонского богача», «В гостях у лондонского бедняка», «Развлечения лондонцев», используя дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы. (10 б)
Презентация по истории «Повседневная жизнь европейцев» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Прав ли мыслитель?
Быт – русло существования
А.В. Круглов, русский писатель, поэт и журналист II пол.XIX- нач. ХХ вв.
Крестьяне у очага
Худ. Питер Артсен
XVII в.
Описание слайда:
повседневная жизнь – «зеркало» эпохи
Цель:
выяснить особенности повседневной жизни европейцев в Раннее Новое время для лучшего понимания специфики эпохи
Описание слайда:
Глава 2. Меняющийся облик Европы. Европейское Возрождение. Реформация и контрреформация в Европе
Урок 3. Повседневная жизнь европейцев
История
7 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
Г. Вилючинск
Описание слайда:
Население Европы
Европейские города
Жилые дома
Питание
Мода (самостоятельное изучение)
Описание слайда:
Население Европы
55 млн.
XVIв.
XVII в.
100 млн.
в 2 раза
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
увеличилась продолжительность жизни
средняя продолжительность жиз-ни оставалась низкой – 30-35 лет
высокая детская смертность
в Раннее Новое время значительно ухудшилось отноше-ние людей к личной гигиене
«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют органы и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть»
Медицинский трактат XV в.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
3. Жилые дома
Задание: стр. 54-57. Сравните городское и сельское жилище, определите различие и общее, новое в устройстве дома
Крестьянская семья
Худож. Адриан ван Остаде
Описание слайда:
В доме знатного
лондонца. XVIIв.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашнее задание:
§ 6
Самостоятельно прочитать п. 6. Почему пункт параграфа назван «Капризы моды».
Какую роль играла мода в Раннее Новое время? (устно)
Реферат/презентация* Мужская (женская) мода Раннего Нового времени.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация к уроку «Повседневная жизнь европейцев» содержит основные положения темы, иллюстрации, таблицу, используется анимация. Домашнее задание содержит обязательную часть и творческую (по желанию учащихся). Вопрос о моде Раннего Нового времени учащиеся изучают самостоятельно, готовят устный ответ.
Общая информация
Похожие материалы
Конспект по истории на тему «Повседневная жизнь европейцев» (7 класс)
Доклад по новейшей истории на тему «Тетчеризм».
Доклад по новейшей истории на тему «Голлизм».
Доклад по античной истории на тему «Спартанский и Афинский полисы- типологические отличия и этапы развития»
Презентация по теме: «Афинская демократия при Перикле
Технологическая карта урок «Афинская демократия при Перикле»
Презентация на тему «Использование игровых технологий на уроках истории с целью повышения качества образования»
Конспект урока «Военные походы фараонов»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5424191 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.