Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

Внешняя политика СССР в годы перестройки

Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

Новое руководство СССР в 1985 г. резко активизиро­вало внешнюю политику, чтобы вырвать страну из меж­дународной изоляции и обеспечить благоприятные вне­шние условия для успеха начатых в стране преобразова­ний. Поначалу были определены традиционные для со­ветской внешней политики задачи. Однако в 1987-1988 гг. в них были внесены значительные коррективы. Суть их состояла в том, что СССР отказался от классового харак­тера своей внешней политики и провозгласил «новое политическое мышление»(НПМ), основанное на призна­нии верховенства общечеловеческих ценностей над лю­быми другими (классовыми, национальными и т.п.). В соответствии с новыми принципами были определены приоритеты советского внешнеполитического курса деидеологизация международных отношений,совместное решение глобальных проблем(безопасности, экологии и т.п.), совместное строительство общеевропейского домаи единого рынка в Европе.

В 1989 г. началось сокращение на 500 тыс. Вооруженных Сил СССР. Советские войска форсировано выводились из других стран. Расходы на оборону стра­ны были уменьшены на 14%.

В ходе советско-американских переговоров была достигнута договоренность о выводе советских войск из Афганистана. Он состоялся в 1988-1989 гг. и стал важ­нейшей внешнеполитической акцией Советского Союза этого периода. II Съезд народных депутатов СССР дал оценку вводу советских войск в Афганистан, признав его грубой политической ошибкой.

Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

Обострение политических отношений внутри содру­жества сопровождалось ослаблением производственных и торговых связей между странами, свертыванием эко­номической интеграции. Весной 1991 г. был официаль­но оформлен роспуск ОВД и СЭВ, которые в новых политических и экономических условиях уже не могли действовать.

Во второй половине 80-х гг. стал качественно ме­няться характер отношений СССР с развивающимися странами. Благодаря новой внешней политике советс­кого руководства в третьем мире стал восстанавливать­ся авторитет Советского Союза, подорванный афганской авантюрой. Начала возрастать роль СССР в ходе уре­гулирования локальных конфликтов (Эфиопия, Анго­ла, Мозамбик, Никарагуа). Отказ от приоритета клас­совых интересов обусловил коренные изменения в вы­боре Советским Союзом партнеров и союзников на международной арене. Сенсационной стала позиция СССР во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., когда Москва впервые поддержала западные страны при обузданий агрессии Ирака, бывшего длительное время её союзником. Классовый подход стал преодолеваться и в экономических отношениях с развивающимися государствами. С конца 80-х гг. начался переход от льготных и безвозмездных поставок в страны «соци­алистической ориентации» к взаимовыгодному сотруд­ничеству. Нарастающий кризис советской экономики очень тормозил развитие этих новых связей.

Таким образом, многочисленными инициативами СССР ликвидировал международную конфронтацию и стал лидером радикальной перестройки международных отношений. Однако наряду с этим Советский Союз стал причиной еще более важных изменений. Распад его и всего социалистического лагеря привел к дестабилиза­ции прежней биполярной системы международных отно­шений,создал качественно новую геополитическую си­туациюв мире, чем породил массу новых проблем.

Источник

Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

Подробное решение Параграф § 50 по истории для учащихся 9 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт 2013

Вопрос 01. Что представляла собой политика «нового мышления»?

Ответ. М.С. Горбачёв призывал отказаться от противоборства двух систем, вместо этого выстроив их сосуществование. Начались интенсивные переговоры с американской стороной, заверения дружбы. На многие уступки советский лидер пошёл в одностороннем порядке в качестве «жестов доброй воли».

Вопрос 02. Какие меры были предприняты советским руководством для ядерного разоружения? для ослабления противостояния с Западом?

Ответ. Основные меры:

1) встречи руководителей сверхдержав стали ежегодными;

2) подписан договор о полном отказе от ракет среднего и дальнего действия;

3) достигнуто соглашение о сотрудничестве между сверхдержавами, включая экономическое;

4) в 1987 году страны Варшавского договора предложили самораспустить в одностороннем порядке и их организацию, и НАТО (предложение было об одностороннем роспуске, ни к чему не обязывающем вторую сторону, а со стороны стран НАТО предложений о роспуске их организаций не поступало);

Вопрос 03. Что нового появилось в отношениях СССР с социалистическими странами в годы перестройки? В чём вы видите причины распада социалистического содружества?

Ответ. Процессы, происходившие в СССР всегда отражались на странах социалистического лагеря. В ответ на перестройку в этом лагере стали возникать широкие демократические движения. Однако на сей раз СССР не пытался их подавить, а наоборот стал выводить свои войска из данных стран. Местные социалистические режимы без поддержки СССР и друг друга вскоре пали. Причина этих события в общей направленности политики нового мышления. М.С. Горбачёв всячески приветствовал демократизацию, потому не стал её подавлять в других странах. За это на Западе он сделался героем и остаётся им поныне. То есть можно сказать, что основная причина распада социалистического лагеря (независимо от того, кто как относиться к этим событиям) заключается в личной позиции М.С. Горбачёва.

Вопрос 04. Какие шаги руководство СССР предприняло для разблокирования региональных конфликтов? Каковы их итоги?

Ответ. Предпринятые шаги:

1) в 1987 году в ходе переговоров Горбачёва и Рейгана была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи противникам кабульских властей в Афганистане и о выводе оттуда советских войск;

2) 15 февраля 1989 года завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана;

3) в 1989 году СССР начал вывод своих войск из Монголии;

4) в 1989 году было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого сотрудничества с Китаем;

5) СССР отказался от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа;

6) значительно сократились объёмы безвозмездной помощи СССР союзным режимам и идейным единомышленникам;

7) СССР отказался также от поддержки дружественных ему правительств в Ливии и Ираке;

8) во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 года Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада.

1) СССР смог сэкономить значительные средства благодаря отказу от безвозмездной помощи дружественных режимов, участия в локальных войнах;

2) СССР растерял практически всех своих союзников среди стран третьего мира, потому пропали без отдачи сделанные туда ранее вложения;

3) огромным счастьем для тысяч семей было возвращение советских войск из Афганистана;

4) у тысяч вернувшихся солдат проявились психологические проблемы, известные как «афганский синдром».

Вопрос 05. Оцените результаты осуществления политики «нового мышления» в 1985—1991 гг.

1) СССР существенно сократил свои расходы на военную промышленность и на безвозмездную помощь;

2) прекращение участия советских солдат в локальных конфликтах, особенно в войне в Афганистане, сохранило жизни многим из них и позволило следующим поколения не опасаться призыва, как это было с молодыми людьми 1980-х годов;

3) СССР фактически распустил свой военно-политический блок, потеряв таким образом вложенные в создание и поддержание его средства;

4) в обмен на роспуск своего блока СССР не получил существенных выгод от западных партнёров, так как заранее не договаривался про них;

5) лишившись своих прежних союзников Россия не стала настоящим союзником для Запада, на что надеялась;

6) лишившись поддержки СССР многие режимы в странах третьего мира пали, что порой сопровождалось большим кровопролитием;

7) ядерные вооружения были сокращены, уничтожены целые его классы;

8) Холодная война окончательно завершилась, над миром впервые за многие десятилетия перестала висеть опасность ядерной войны;

9) Холодная война закончилась фактически поражением СССР, потому мир стал однополярным.

Источник

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ВРЕМЕН ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991)

«Новое политическое мышление»

В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику с целью вывести Советский Союз из международной изоляции. Изначально ставившиеся руководством страны внешнеполитические задачи формулировались традиционно для СССР: всеобщая безопасность и разоружение, укрепление мировой социалистической системы и международного коммунистического движения, восстановление конструктивных отношений с капиталистическими странами. Эти задачи были одобрены XXVII съездом партии в 1986 г.

Однако вскоре в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», изданной в 1987 г. Активное участие в определении и реализации принципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев.

«Новое политическое мышление» во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене. Его основные принципы сводились к отказу от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы и к признанию мира единым и взаимосвязанным. Гарантией безопасности современного мира признавался баланс интересов, принципы социалистического интернационализма отвергались, а их место занимали общечеловеческие ценности.

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем, совместное строительство «общеевропейского дома». В мае 1987 г., руководствуясь этими принципами, политический консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял Берлинскую декларацию, в которой говорилось о необходимости одновременного роспуска ОВД и НАТО.

Первые шаги по разрядке напряженности. Советско-американские договоренности

В 1985 г. возобновились советско-американские встречи на высшем уровне, ставшие ежегодными. Переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем-старшим способствовали взаимному уничтожению образа врага и налаживанию отношений между двумя государствами.

В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана, завершившийся в 1989 г., стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР времен перестройки.

В 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права и свободы человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. В мае того же года были подготовлены проекты закона о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.». Согласно нему, в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также вывод советских воинских частей из социалистических стран. Советские оборонные расходы были сокращены на 14,2%.

В 1989 г. началась нормализация советско-китайских отношений. Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали улучшению отношений между двумя странами. Но оставалось третье: проблема Кампучии (Камбоджи). Руководство СССР смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии, что и было завершено осенью 1989 г. Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне. Она состоялась в мае-июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Распад социалистической системы. Прекращение существования СССР

1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества, руководители которых не приняли «новое политическое мышление», считая, что оно ведет к изменению общественно-политического строя. Правительство СССР приняло решение о переводе взаиморасчетов в рамках Совета экономической взаимопомощи на мировые цены и мировую валюту. Это привело к падению авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти, начиная со второй половины 1989 г. и до начала 1990 г. Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.). Символом разрушения социалистической системы стало падение Берлинской стены в ноябре 1989 г. Практически все эти революции, за исключением Румынии, обошлись без кровопролития.

Пришедшие к власти демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается ГДР, бывшего «форпоста социализма» в Европе, то оно прекратило свое существование как государство, войдя в 1990 г. в состав ФРГ.

Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание их экономической интеграции, перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось на всей системе экономической взаимопомощи. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД.

В обмен на значительные односторонние уступки руководство СССР рассчитывало на добрую волю стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не собирался компенсировать Советскому Союзу его экономические и политические потери, связанные с этими уступками. Ухудшение внутриэкономического положения в СССР в 1989-1991 гг. заставило руководителей СССР обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг. они оказали Советскому Союзу гуманитарную помощь, в основном продовольствием, медикаментами и медицинским оборудованием. Однако серьезной финансовой помощи со стороны этих государств не последовало. Страны «большой семерки» и Международный валютный фонд вначале пообещали СССР такую помощь, но летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Страны Запада и МВФ все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР, поощряя их стремление отделиться от СССР. Тем не менее, по закрытым каналам широкомасштабная помощь кредитами была оказана. В итоге внешний долг СССР за период правления Горбачева вырос с 13 до 113 млрд. долларов.

8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук приняли решение о ликвидации Союза ССР и создании СНГ. Крушение Советского Союза вывело Америку в разряд единственной сверхдержавы.

Источник

Внешняя политика ссср в годы перестройки

Внешняя политика ссср времен перестройки (1985-1991)

Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

«Новое политическое мышление»

В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику с целью вывести Советский Союз из международной изоляции.

Изначально ставившиеся руководством страны внешнеполитические задачи формулировались традиционно для СССР: всеобщая безопасность и разоружение, укрепление мировой социалистической системы и международного коммунистического движения, восстановление конструктивных отношений с капиталистическими странами. Эти задачи были одобрены XXVII съездом партии в 1986 г.

Однако вскоре в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», изданной в 1987 г. Активное участие в определении и реализации принципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев.

«Новое политическое мышление» во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене.

Его основные принципы сводились к отказу от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы и к признанию мира единым и взаимосвязанным.

Гарантией безопасности современного мира признавался баланс интересов, принципы социалистического интернационализма отвергались, а их место занимали общечеловеческие ценности.

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем, совместное строительство «общеевропейского дома».

В мае 1987 г., руководствуясь этими принципами, политический консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял Берлинскую декларацию, в которой говорилось о необходимости одновременного роспуска ОВД и НАТО.

Первые шаги по разрядке напряженности. Советско-американские договоренности

Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял ряд шагов по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г.

(его действие было возобновлено в 1990 г.).

в Москве на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» Горбачев призвал представителей свыше 80 стран «очеловечить» международные отношения, заменив древний принцип «хочешь мира – готовься к войне» принципиально другим: «хочешь мира – борись за мир».

В 1985 г. возобновились советско-американские встречи на высшем уровне, ставшие ежегодными. Переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем-старшим способствовали взаимному уничтожению образа врага и налаживанию отношений между двумя государствами.

В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана, завершившийся в 1989 г., стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР времен перестройки.

В 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права и свободы человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

В мае того же года были подготовлены проекты закона о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Весной 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.». Согласно нему, в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс.

человек, а также вывод советских воинских частей из социалистических стран. Советские оборонные расходы были сокращены на 14,2%.

В 1989 г. началась нормализация советско-китайских отношений. Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали улучшению отношений между двумя странами.

Но оставалось третье: проблема Кампучии (Камбоджи). Руководство СССР смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии, что и было завершено осенью 1989 г. Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне.

Она состоялась в мае-июне 1989 г.

Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Распад социалистической системы. Прекращение существования СССР

1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества, руководители которых не приняли «новое политическое мышление», считая, что оно ведет к изменению общественно-политического строя.

Правительство СССР приняло решение о переводе взаиморасчетов в рамках Совета экономической взаимопомощи на мировые цены и мировую валюту. Это привело к падению авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР.

Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти, начиная со второй половины 1989 г. и до начала 1990 г. Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.).

Символом разрушения социалистической системы стало падение Берлинской стены в ноябре 1989 г. Практически все эти революции, за исключением Румынии, обошлись без кровопролития.

Пришедшие к власти демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается ГДР, бывшего «форпоста социализма» в Европе, то оно прекратило свое существование как государство, войдя в 1990 г. в состав ФРГ.

Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание их экономической интеграции, перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось на всей системе экономической взаимопомощи. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД.

В обмен на значительные односторонние уступки руководство СССР рассчитывало на добрую волю стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не собирался компенсировать Советскому Союзу его экономические и политические потери, связанные с этими уступками.

Ухудшение внутриэкономического положения в СССР в 1989-1991 гг. заставило руководителей СССР обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг.

они оказали Советскому Союзу гуманитарную помощь, в основном продовольствием, медикаментами и медицинским оборудованием. Однако серьезной финансовой помощи со стороны этих государств не последовало. Страны «большой семерки» и Международный валютный фонд вначале пообещали СССР такую помощь, но летом 1991 г.

отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Страны Запада и МВФ все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР, поощряя их стремление отделиться от СССР. Тем не менее, по закрытым каналам широкомасштабная помощь кредитами была оказана.

В итоге внешний долг СССР за период правления Горбачева вырос с 13 до 113 млрд. долларов.

8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук приняли решение о ликвидации Союза ССР и создании СНГ. Крушение Советского Союза вывело Америку в разряд единственной сверхдержавы.

Литература

4. Внешняя политика ссср в годы «перестройки» Изменения во внешней политике

Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

Основные
идеи нового внешнеполитического курса
были сформулированы М. Горбачевым в его
книге «Перестройка и новое мышление
для нашей страны и для всего мира»,
вышедшей в 1987 году. По утверждению М.

Горбачева, все идеологические и
экономические разногласия между мировыми
системами социализма и капитализма
должны отступать перед необходимостью
защиты общечеловеческих ценностей, в
том числе мира. В этом процессе
страны-лидеры должны жертвовать своими
интересами в пользу малых стран и общих
целей мира и разрядки. Для выживания в
ядерный век нужна взаимная добрая воля.

Одностороннее разоружение не является
таковым, так как способствует разрядке
напряженности и снижению уровня
вооружений у противостоящей стороны,
не решавшейся ранее на первый шаг.

Ведущим
внешнеполитическим направлением стало
развитие взаимоотношений с США. С 1985 г.
встречи М. С. Горбачева с президентами
США стали ежегодными. Были подписаны
двусторонние обязательства об уничтожении
ракет средней и меньшей дальности и об
ограничении стратегических наступательных
вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой
степени за счет ракетного потенциала
СССР.

“Урожайным”
на внешнеполитические события оказался
1989 г. В феврале был завершен вывод
советского ограниченного контингента
из Афганистана.

Начался вывод советских
войск из стран Центральной и Восточной
Европы и ряда стран Азии. Советское
руководство способствовало выводу
вьетнамских войск из Кампучии.

Были
нормализованы отношения, налажено
экономическое и культурное сотрудничество
с Китаем.

В
начале 1989 г. СССР осуществил важнейший
внешнеполитический шаг — 15 февраля
1989 г. советские войска были полностью
выведены из Афганистана. СССР перестал
участвовать в войнах на чужой территории
и поддерживать социалистиче­ские
режимы.

В
мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки
Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева
в Китай. Началась нормализация
советско-китайских отношений.

Поездка
Горбачева способствовала началу в Китае
массовых антикоммунистических выступлений
молодежи, которые были подавлены
китайской армией 3 июня 1989 г. на площади
Таньаньмэнь.

Это был первый случай
массовых народных антикоммунистических
выступлений в соцстранах.

Демократизация и гласность
стали выражениями новой концепции
социализма. Демократизация коснулась
политической системы, но она рассматривалась
так же, как основа для осуществления
радикальных экономических реформ.

На данном этапе «перестройки»
широкое развитие получила гласность,
критика «деформаций социализма» в
экономике, политике, духовной сфере.

Советским людям стали доступны многие
произведения как теоретиков и практиков
большевизма, объявленных в свое время
врагами народа, так и деятелей русской
эмиграции различных поколений. В августе
1990 года были приняты указы Президента
СССР М.С.

Горбачева о реабилитации жертв
политических репрессий 1920-х — 1930-х годов
и о возвращении советского гражданства
всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы.

В рамках демократизации
происходило оформление политического
плюрализма. В марте 1990 года была отменена
6-я статья Конституции, закреплявшая
монопольное положение КПСС в обществе,
что открывало возможность для формирования
легальной многопартийности в СССР. Ее
юридическое обоснование нашло отражение
в Законе об общественных объединениях
(1990).

В
1989—1991 годы были сформированы основные
партийно-политические партии и блоки.
Кризис КПСС привел к идейному расколу
партии и образованию ВКП(б)
(Н.А. Андреева), Российской
коммунистической рабочей партии (В.А.
Тюлькин), движения «Трудовая Россия»
(В.И. Анпилов),
Коммунистической партии РСФСР (И.
Полозков, затем Г.А. Зюганов) и др

Внешняя политика СССР в годы перестройки

Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Началась радикальная перестройка экономической системы. Однако ее успех во многом зависел от политической системы.

В первые годы после прихода к власти администрация М. С. Горбачева подтвердила традиционные внешнеполитические приоритеты СССР.

Однако в рамках провозглашенной внешнеполитической доктрины, получившей название “нового политического мышления”, эти ориентиры подверглись существенной корректировке. Помимо самого М. С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А.

Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

“Новое политическое мышление” предусматривало: отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов различных государств; признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными).

Реализация в жизнь принципов «нового политического мышления» привела к гибели мировой социалистической системы и самого мощного в истории Евразии – Советского государства.

Национальная политика. В этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному.

С отменой статьи 6 КПСС становилась просто одной из политических партий. Возникла необходимость пересмотра всей политической системы советского государства. Было немыслимым, чтобы партия безоговорочно отказалась от власти, которой распоряжалась 70 лет, поэтому резко усилилась оппозиция М.С. Горбачеву в рядах самой партии.

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года.

В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм.

Русские, в ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г.

60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т. д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?).

В этом случае, благодаря своим природным богатствам и таланту народа, она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут.

Советский Союз становился основной мишенью критики.

Б.Н. Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Завершение холодной войны

Придя к власти, М. С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

Однако его первая встреча с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г.

было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г.

Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секретарь НДПА М.

Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. Президентом Афганистана.

Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М. С. Горбачёв предложил Р.

Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шёл на бóльшие уступки, чем США.

Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс.

В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности».

С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и к началу нового десятилетия конфронтация полностью сходит на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С.

Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах малой средней дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва).

Ведущим внешнеполитическим направлением стало развитие взаимоотношений с США. С 1985 г. встречи М. С. Горбачева с президентами США стали ежегодными. Были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

“Урожайным” на внешнеполитические события оказался 1989 г. В феврале был завершен вывод советского ограниченного контингента из Афганистана.

Начался вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы и ряда стран Азии. Советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии.

Были нормализованы отношения, налажено экономическое и культурное сотрудничество с Китаем.

Существенной корректировке подверглось и восточное направление внешней политики. СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г. Все это способствовало ослаблению международной напряженности.

Однако осложнились отношения внутри социалистического лагеря. В результате вывода войск СССР и “бархатных революций” в странах Восточной Европы к власти пришли руководители, которые во внешней политике ориентировались на Запад. В 1991 г. официально прекратили свое существование Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР стремительно терял инициативу в международных делах.

Прекращение существования СССР сделало США единственной супердержавой мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в “холодной войне”.

Внешняя политика СССР 1985-1991 годов

Что нового появилось в отношениях ссср с социалистическими странами в годы перестройки

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А. Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы.

Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов.

Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики:

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате которых были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С. Горбачев и Д.

Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Был достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г.

, СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С. Горбачев нанес визит в Японию, чтобы подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, были подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена – символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. был юридически оформлен роспуск Варшавского договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики – «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г. Коля с М.С. Горбачевым.

В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО.

В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партий.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На Западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *