Что нового появилось в культуре 18 века
Культура Российской империи в XVIII в.
Особенности русского Просвещения
XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.
Изменения в повседневной жизни людей требовали повышения их культурного уровня. Элементарной грамотности было уже недостаточно, возникла необходимость в более серьёзных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Поэтому для эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.
В годы правления императрицы Елизаветы Петровны одним из главных носителей идей просвещённого абсолютизма был её фаворит И. Шувалов. По мнению историков, он идеально подходил на роль просвещённого придворного. При его непосредственном участии основывались первые российские университеты. Так, в 1755 г. был основан Московский университет, а спустя два года открыла свои двери Императорская академия художеств в Петербурге. Открывались библиотеки, театры, публичные музеи, начала печататься периодическая пресса. Среди других выдающихся деятелей русского Просвещения стоит отметить М. Ломоносова, А. Радищева, Н. Новикова. Весомую роль в русском Просвещении сыграла сама императрица Екатерина II, принимавшая активное участие в развитии искусства, наук и образования. По её инициативе в 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц.
Вопреки многим своим начинаниям в духе просвещённого абсолютизма и увлечению французской «Энциклопедией. » («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения), Екатерина не могла допустить и мысли, что эти идеи могут повлиять на устои абсолютизма в Российской империи. События войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции заставили её во многом пересмотреть своё отношение к Просвещению как идеологии и её носителям. Так, среди репрессированных вскоре оказались Н. Новиков и А. Радищев, работы просветителей, в том числе и Вольтера, запрещались и сжигались. Принятие в 1791 г. Конституции Речи Посполитой было воспринято императрицей как прямая угроза абсолютизму в России, что привело к участию Российской империи во втором и третьем разделах Польши. Эти метаморфозы в политике Екатерины II получили название контрпросвещения.
Отличием русского Просвещения от западного было достаточно прохладное отношение общественного мнения, в первую очередь дворянской элиты, к либеральным идеям, столь популярным в Европе того времени.
Русская культура XVIII в
Временем подъёма русской культуры стал XVIII в. Всё большее значение приобретает светское начало в культуре, ощущается проникновение европейского влияния. Имело место постоянное вмешательство власти в духовно-культурную сферу. Как правило, культурные новшества затрагивали, прежде всего, дворянство, отрывая его от традиционной народной культуры.
В развитии российской науки ключевую роль сыграли М. Ломоносов, В. Татищев, который стал автором первого обобщающего труда по истории России — «История Российская с самых древнейших времён».
Ярким примером развития архитектуры 1-й половины XVIII в. стала застройка новой столицы — Петербурга (Петропавловский собор, Летний дворец Петра). Преобладающими стилями были барокко и классицизм. Представитель барокко — Б. Растрелли, спроектировавший ряд впечатляющих дворцовых ансамблей (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе и др.). В стиле классицизма выполняли свои постройки В. Баженов, М. Казаков, И. Старов. В Москве была построена Меншикова башня (архитектор И. Зарудный), по своей высоте ненадолго превзошедшая колокольню Ивана Великого. Наивысшим достижением деревянного зодчества стало возведение архитектурного ансамбля в Кижах на одном из островов Онежского озера.
Во 2-й половине XVIII в. традиционная русская иконопись уже не была доминирующим направлением в изобразительном искусстве. Ощущается возрастающее влияние зарубежной масляной живописи, прошедшей на тот момент впечатляющий путь развития от эпохи Ренессанса до барокко. Ряд живописцев (Шлютера, Каравака) приглашали из-за рубежа, нанимая их в качестве придворных художников. Им принадлежит существенный вклад в становление отечественной школы живописи (И. Вишняков, А. Антропов, А. Бельский).
В отечественном изобразительном искусстве преобладает портретная живопись, появляется гравюра (А. Ростовцев, братья Зубовы). Первопроходцами портрета были И. Никитин, А. Матвеев, получившие художественное образование за границей. Во 2-й половине XVIII в. выдающимися представителями портретного жанра стали Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые стремились в своих работах как можно полнее раскрыть внутренний мир человека. В конце XVIII в., на основе ряда частных коллекций, был основан крупнейший художественный музей России — Эрмитаж.
Появляются предпосылки для образования русского национального языка. Литературный язык сближается с разговорным, что способствовало складыванию русского общенародного разговорного языка. За основу был взят московский диалект.
В литературе начала XVIII в. набирают популярность такие жанры, как история, повесть. Ведущим публицистом того времени был священник Феофан Прокопович («История императора Петра Великого», «Слово о власти и чести царской»). Со 2-й половины столетия ведущими направлениями становятся классицизм (А. Сумароков), реализм (Д. Фонвизин «Недоросль») и сентиментализм (Н. Карамзин «Бедная Лиза»).
Н. Карамзин в 1790-х гг. реформировал литературный язык, что способствовало расширению круга читателей. Большое влияние как на литературу, так и на общественную мысль в целом оказало произведение А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), изобличавшее пороки власти и ущербность крепостничества.
Театральное искусство 1-й половины XVIII в. имело преимущественно аматорский характер, театры оставались развлечением дворянской верхушки. Актёрами в них были крепостные. В 1750 г. в Ярославле открыт первый профессиональный театр. У его истоков стоял Ф. Волков.
Развитию скульптуры способствовало творчество Э. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге), Ф. Шубина, создавшего целую галерею скульптурных портретов выдающихся деятелей (Екатерины II, Павла I и др.).
Ключевые даты
Основные понятия
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
В чём состояло влияние идей Просвещения на развитие российской культуры XVIII века?
Ответ. Для эпохи русского Просвещения было характерным развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.
Культуры России в XVIII веке
Особенности развития культуры
Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.
Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.
Периоды художественного творчества:
Литература
Середина XVIII века – переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система – роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.
Главные черты и достижения периода:
Интерес к литературному творчеству становится массовым.
Театр
Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:
Музыка
Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.
К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».
Архитектура
Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.
Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.
Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).
Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.
Живопись
Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:
портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;
пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;
историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;
сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».
Скульптура
Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.
Достижения периода
XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.
Хотелось бы немного подробнее узнать об этом периоде. Ведь XVIII век фактически стал временем зарождения российской культуры, именно в это время были заложены фундаментальные основы той русской музыки, русской живописи, русской науки, которые и известны во всем мире. Переломное время, отразившееся на всех сферах жизни и вызвавшее бурный рост многих отраслей науки и культуры — а весь рассказ ограничен одной-двумя фамилиями.
P.S. А причем тут таблица важнейших дат? Речь ведь о культуре XVIII века?
Как это причем таблица с датами, Марина! Любое событие оказывает влияние на все сферы жизни страны, а культура одна из первых остро реагирует. Вспомните картины, литературные шедевры, в которых отображаются битвы из таблицы.
В 18 веке литература сделала огромный скачок от простых произведений о том, что на виду. Писатели стали более продвинутыми и брали пример с Запада. Появился классицизм, средства выразительности, которые делали произведения совсем не такими, как раньше. Слог стал более сложным, из текстов стали постепенно пропадать церковные слова и появляться «светские».
Также в 18 веке стала процветать журналистика (даже Екатерина 2 издавала свой журнал «Всякая всячина»). В 1702 году напечатали первую газету «Ведомости». Чуть позже стали появляться журналы, в которых высмеивалась власть, к таким можно отнести «Трутень» и «Адская почта»
Это пример стремительного развития культуры большой страны. Видно, что правитель заинтересован во внесении культуры в массы, пусть даже со своими нюансами. Радует, что прогресс распространился на различные виды русского искусства.
Одним из выдающихся достижений мирового искусства можно смело считать портрет того времени. Художники впервые смогли прочувствовать эмоции человека, характер и передать их на полотно. Яркие представители такой работы это Матвеев А., Никитин И., Д. Г. Левицкий. Кроме портретов, распространение получила графика, пейзаж, картины на исторические темы.
Представляется не совсем верной фраза: «ускорились темпы культурного развития». Вернее было бы сказать, что резко усилилось влияние культуры Западной Европы на российскую. Но это касается в основном высших слоев общества. Примерно 90% населения страны составляли крестьяне, для которых эта культура, на тот момент, была чуждой. А вот своя, традиционная культура, продолжала органично развиваться в народной среде.
Будет преувеличением называть культуру XVIII века русской. Вернее будет говорить о европейской культуре, привнесенной на российскую почву. Как всегда здесь она получила мощную подпитку и развитие. Век «дворцовых переворотов» аккумулировал иноземные достижения и подготовил почву для «золотого века».
Лосенко — основоположник «исторической» живописи. Учился в Париже и Риме. У него самые известные картины — «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой». Неплохо дополняет бесконечные портреты этого времени.
Не согласна, ведь это была культура России и совсем не важно, какие иностранные веяния внесли роль в ее развитие. А такие выдающие личности как Крылов, Ломоносов, Карамзин или Радищев? Эти люди подарили миру свои бесценные труды, а ведь они — выходцы из России. Можно сказать, что подъем в сфере точных наук произошел и с помощью зарубежных светил, однако это всего лишь капля в море талантов и расцвета русской культуры.
Да, речь о культуре. НО! Она не могла развиваться, если бы не события, перечисленные в датах. Приведены события, связанные с культурой, а уже смотря на исторические даты, можно понять к какому периоду относится это и благодаря кому.
18 век действительно стал временем европеизации русской культуры, она получила безусловно «западного пинка», при этом именно тогда закладываются основы на которых будет развиваться культура Российского государства в последующие века. «Старик Державин нас приметил» — писал Пушкин.
Во время правления Екатерины II получили развитие естественные науки. К концу XVIII века отечественное естествознание соответствовало европейскому уровню. Были организованы экспедиции под руководством В. Беринга, Г.И. Шелихова. Во второй половине XVIII века зародилась отечественная агрономическая наука, значительный вклад в развитие которой внес А.Т. Болотов.
«эпоха барокко – 1840-50-е гг.». Что? Культура 18 века и 1840 года?
Спасибо вам я один дома мучился час и все таки нашёл спасибо ещё раз ❤️❤️❤️
Было бы хорошо информации да́ли по шире. Ну всё равно спасибо за фактов.
Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?
Обсуждение вопроса:
Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.
Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.
Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался русской историей, стал известен как талантливый литератор и удачливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую типографию с книжной лавкой, привёл её в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года существования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.
Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и сожгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.
В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гимназиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).
В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут наперебой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купечество, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А. П. Сумароков.
Активно развивается архитектура. Знаменитым архитектором становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями которого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Кваренги.
Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фальконе создаёт знаменитый памятник Петру Великому — «Медный всадник». И. П. Мартос прославился как автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.
Жанры литературы. Журналы
С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слёзная драма». Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, которая господствует в журналах «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Ни то, ни сио в стихах и в прозе», «Поденщина». Антикрепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец».
Культура России 18 века
Всего получено оценок: 201.
Всего получено оценок: 201.
XVIII век в России запомнился множеством успехов в культурной сфере жизни общества. Этому способствовали реформы Петра I. Аналогов многих достижений XVIII века в допетровские годы просто не существовало. Кратко культуру России 18 века проходят в школьном курсе истории 10 класса. Стоит знать ее основные достижения в разных сферах, так как от школьников могут потребовать сообщение на тему архитектуры или живописи.
Театр, литература и образование
XVIII век можно считать периодом рождения русского театра. В 1702 году появился публичный театр в Москве, которая тогда еще была столицей государства. Он назывался «Комедийная храмина».
Рис. 1. Культура России XVIII века.
Первый публичный, общедоступный и профессиональный театр в России открылся в 1751 году в Ярославле. Его основателем стал выходец из купеческой среды Федор Волков. В 1752 году он был вызван в Санкт-Петербург императрицей Елизаветой Петровной, а театром продолжили руководить его братья.
Просуществовал он недолго, до 1756 и закрылся из-за недостатка средств, но в том же году состоялось открытие первого государственного театра в столице империи. В 1779 году появился частный театр на Марсовом поле в Петербурге. Там ставили различные произведения, например, «Недоросль» Фонвизина. В 1780 году появился Петровский театр и в усадьбах княжеских семейств действовали крепостные театры.
К русской литературе XVIII века относятся произведения Феофана Прокоповича, Михаила Ломоносова, Николая Радищева, ранее творчество Николая Карамзина и поэзия Гаврилы Державина.
В XVIII веке в России появились Академия наук в 1725 году и Московский университет в 1755 году, а также первое в Европе учебное заведение для женщин — Институт благородных девиц, который открылся в 1764 году в Петербурге. Уровень образования вырос у дворян, горожан и купцов, но в целом у общества оставался одним из самых низких в Европе.
Живопись и архитектура
В XVIII веке в России стала складываться система жанров в живописи: портретная, пейзажная, историческая. Художник Владимир Боровиковский впервые стали рисовать портреты с пейзажным фоном. К XVIII веку относятся портреты Федота Шубина, Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого и крепостного художника Ивана Аргунова.
В Российской архитектуре XVIII преобладали два стиля: барокко и классицизм. Строительство каменных построек шло в Сибири (Троицкий собор в Тюмени и церкви в других городах), на Урале (Невьянская башня) и в разных городах европейской части страны. Больше всего красивых построек было возведено в Петербурге и окрестностях. К самым известным относятся:
Самые главные достижения российской культуры XVIII века можно представить в таблице:
Архитектура
Архитектурный ансамбль центральной части Петербурга, путевые дворцы Екатерины II
Скульптура
Медный всадник в Петербурге
Литература
Творчество Фонвизина, Ломоносова и поэзия Державина
Живопись
Картины Боровиковского, Левицкого, Рокотова
Театр
Театр Волкова в Ярославле и в Петербурге
Образование
Открытие Академии наук, первого университета и первого учебного заведения для женщин
К достижениям России XVIII века в сфере скульптуры стоит отнести монумент-памятник Петру I «Медный всадник». Он был установлен в 1782 году, то есть при императрице Екатерине II. В Москве в 1733 году в мастерских Кремля был отлит Царь-колокол.
Что мы узнали?
В XVIII веке в Российской империи активно развивалась культура. Открывались первые театры, появилась Академия наук и первый университет в Москве.
Кратко про особенности культуры России 18 века
В 18 веке в России начало развиваться образования. Открываются учебные заведения, академии. Уровень жизни этого времени требует развития грамотности населения Российской Империи. Уделяется большое внимание развитию грамотности, науки и искусства. 18 век стал для России – веком Просвещения.
Основной вклад в развитие культуры 18 века внесли Петр I и Екатерина II. Открытия «окна в Европу» Петром I, требовало повышения грамотности у народа. В 1725 основана Российская Академия наук – первое учебное заведение в Российской Империи.
В период правления Екатерины II был основа первый университет нашего государства – Московский университет (дата основания 1755). Во второй половине 18 века открывались первые библиотеки, музеи, театры, начала выпускаться первая пресса. В Петербурге начала свою деятельность Императорская академия художеств.
Развитие просвещения Российской Империи делиться на два периода:
Общая характеристика
Новшества в развитии населения, воспринималось народом тяжело. Обусловлено это долгим закрытием русских от иностранных государств. Требовалось время, сто бы войти в новый уклад жизни. Люди с недоверием относились к пришедшим с Европы нововведениям.
В эпоху Петра I иностранные государства начинают воспринимать Российскую Империю, как европейское государство. Осваиваются первые взаимоотношения между государствами.
При Екатерине II, заключаться первые дипломатические соглашения между Россией и государствами Европы. Все важные политические вопросы между странами решаются с участием Российского государства.
В 18 веке империя расширяет границы, выходит к морям. Из периферийного государства, приобретает статус доминанта на Востоке. Не одно важное дипломатическое решения не принимается без участия Российской Империи.
Особенности развития
Культура России 18 века начинает развиваться под влиянием европейского просвещения. В тоже время Российская церковь не воспринимает введения, пришедшие из других государств. Возникает конфликт между Петром I и русской церковью, что замедляет становления культуры эпохи.
Не смотря на это, Россия постепенно принимает Европейское направления развития. Стремительными темпами развивается литература, философия, наука.
По указу Петра I все дворяне обязаны служить империи. Дворян, которые не были обучены арифметике и грамоте именовали «недорослями» и обязывали пройти обучение в гвардейской казарме. «Недорослей» могли отправить домой, для обучения, также многим из них запрещалось жениться, пока не получат образования и не сдадут экзамен.
Архитектура
В 18 веке отмечается расцвет архитектуры Российской империи.
Основные этапы развития архитектуры эпохи:
Музыка
Русская народная музыка 18 века, принимает «европейское» направление. Образуются первые инструментальные ансамбль. Становятся популярными музыкальные вечера. Возникают военные духовные оркестры.
В салонах или аристократических домах обучали игре на музыкальных инструментах (флейте, виоле, арфе, гитаре). Были написаны лирические канты (первые арии). Набирало популярность танцевальное направление музыки: менуэты, англезы, экосезы и другие.
Самые известные музыканты эпохи Просвещения: И.А. Козловский (автор песен) и М.Ф. Дубянский (скрипач). Произведения были собраны в первый сборник российской музыки – «Между делом безделье».
Живопись
Живопись Российской империи 17 века представлялась портретами, которые отдаленно напоминает образы икон. Немевшими красочности и точности написания. С наступление Просвещения портреты приобретают цветовую насыщенность, авторы в работах отражают тень и оттенки.
При Петре I появляется первый известный художник – Иван Никитин. Известные картины мастера:
Данные картины сохранились до нашего времени и находятся в Государственном Русском музеи.
Литература
В первой половине 18 века произведения писались по сложившимся древним традициям. Основными направлениями были:
К середине 18 века литература охватывается новым веяньем и начинает стремительно развиваться. Главными деятелями эпохи признаны: Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский.
Первый филолог России — В. А. Тредиаковский, познакомил народ с понятиями прозы и поэзии. Он первый перевел произведения древнегреческой и европейской культуры, сделав их доступными для людей.
В конце 18 века Россия узнает такие жанры литературы:
Театр
Театр в Российской империи стал развиваться при Петре I. Первые пьесы ставились только для царской семьи. После смерти правителя развития театра остановилось.
Резкий расцвет театра произошел во время правления Екатерины II. Правительница основала Императорские театры России. Большое количество пьес было сосредоточено в Санкт-Петербурге.
1749г состоялась премьера первой трагедии Сумарокова «Хорев»
В 1756 году формируется русский театр в Санкт-Петербурге и Москве.
В 1957 году проходит открытие первой итальянской опреы в Москве.
Главные театры 18 века:
18 век для Российской империи характеризуется резким скачком развития культуры и образования. В эпоху Просвещения Россия перенимает направления развития европейских стран, что положительно отражается на становлении культуры государства.