Что нового о разбившемся самолете на камчатке
СМИ восстановили хронологию крушения Ан-26 на Камчатке
Во время захода на посадку в поселке Палана на Камчатке пилоты самолета Ан-26 допустили явную ошибку, однако причины поведения летчиков пока не ясны, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные, содержащиеся в рекомендациях Росавиации. Самолет разбился 6 июля, все находящиеся на борту погибли.
В своих рекомендациях Росавиация потребовала дополнительно разъяснить российским пилотам правила «предотвращения столкновения исправного воздушного судна с землей», а также научить диспетчеров вести переговоры с экипажем, допустившим «значительное отклонение» от высоты и курса.
По данным ведомства, Ан-26 пытался сесть в аэропорту Паланы, расположенном в нескольких километрах от побережья Охотского моря. Заход на посадочную полосу поселка, вытянутую вдоль реки, был со стороны моря. Чтобы приземлиться, необходимо было пролететь над аэропортом, пересечь береговую линию, развернуться над морем и лечь на обратный курс к аэропорту. Перед самой посадкой нужно было «вписаться» в узкий проем между долиной реки и скальным бруствером, идущим вдоль берега моря, пишет газета.
Однако, проходя над аэропортом, Ан-26 отклонился вправо от одиночного приводного маяка, установленного в Палане, и, находясь над морем, стал еще больше отклоняться от курса.
Перед началом разворота над морем диспетчер Паланы предупредила экипаж, что пеленгует борт в направлении 320 градусов, а затем — 340, тогда как расчетный пеленг должен был составлять 290 градусов. По данным «Коммерсанта», это говорит о том, что самолет удалился от трассы на 5 км к северу.
Учитывая, что ошибка пилотов уже была очевидна, а также сложные погодные условия и то, что самолет скрылся от диспетчеров за бруствером, последние запретили пилотам снижаться и предложили остаться на высоте 800 м. Однако экипаж решил снизиться до 600 м. Это было последнее сообщение от пилотов, после чего борт врезался в скалу.
В кабине самолета были регистратор параметров полета и магнитофон. От первого удалось найти только лентопротяжный механизм, сейчас с него пытаются считать информацию. Магнитофон пока не обнаружен, сообщило издание.
Один из участников расследования причин авиакатастрофы рассказал «Коммерсанту», что пилоты явно «потерялись» в пространстве, при этом игнорируя показания приборов и сообщения диспетчера. «Найти сколько-нибудь разумное оправдание таким действиям экипажа я не могу», — сказал он.
На борту Ан-26 находились 22 пассажира, в том числе ребенок и сотрудники администрации Паланы. Борт летел из Петропавловска-Камчатского. Росавиация сообщала, что в момент захода на посадку в районе были сложные погодные условия: туман и сильная облачность.
СК в качестве возможных версий крушения рассматривает неблагоприятную погоду, техническую неисправность самолета и ошибку пилотов.
«Переживает вся Камчатка»: что известно о крушении Ан-26
В Сети появились также снимки пассажиров, которые находились на борту. Известно, что среди них была глава поселка и другие представители местной администрации. По предварительным данным, все пассажиры погибли.
Трагедию сейчас тяжело переживает вся Камчатка. Полуостров тесно связан с авиацией. До соседних населенных пунктов по-другому просто не добраться.
Сейчас в районе авиакатастрофы уже стемнело, в связи с чем поиски обломков приостановлены до утра. А эти кадры сняты несколько лет назад зимой одним из пилотов, который раньше летал по тому же самому маршруту. На видео подробно описаны маневры, которые совершают рейсы из Петропавловска-Камчатского в Палану. Самолет заходит на посадку с моря и прямо перед взлетно-посадочной полосой возникает гора – или, как говорят на кадрах, сопка. Здесь пилоты должны быть особенно внимательны.
Ан-26 при посадке врезался в эту самую скалу. Но из-за чего это произошло, сейчас разбираются сотрудники правоохранительных органов. Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил эксплуатации судна.
Упавший сегодня самолет эксплуатируется с 1982 года, а сертификат летной годности истекает в августе 2021-го. Однако, по некоторым данным, на момент вылета он был исправен. Причины могут быть связаны с погодными условиями: во время полета над поселком Паланы был сильный туман, сообщает Росавиация.
Во время захода на посадку метеоусловия характеризовались наличием в окрестности аэропорта тумана, разорванной облачности с нижней кромкой 300 м и сплошной облачности на высоте 720 м, расположенные в районе горы закрыты облачностью.
Это не первая авиакатастрофа, произошедшая в районе поселка Палана. В этом же месте в 2012 году разбился самолет Ан-28. Тогда при крушении погибли 10 человек. Причиной сегодняшнего крушения могли стать попытки пилотов пройти по внештатным навигаторам и попросту срезать путь. Но так ли это на самом деле, еще предстоит выяснить. Впереди долгие разбирательства с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов.
На склоне горя: что могло стать причиной крушения Ан-26
Причиной трагедии на Камчатке, где 6 июля разбился самолет, на борту которого было 28 человек, могла стать плохая обученность летного состава. По данным СПАРК, в 2020 и 2021 годах Ространснадзор выявил у Камчатского авиапредприятия в общей сложности 11 нарушений теоретической подготовки пилотов. Как выяснили «Известия», среди сотрудников компании, не прошедших очередное обучение и не сдавших вовремя экзамены, есть имена предположительно погибших в авиакатастрофе 6 июля членов экипажа. Если самолет разбился о гору, значит, пилот вслепую заходил на посадку ниже безопасной высоты, что в условиях плохой видимости равноценно самоубийству, говорят эксперты. Их мнения о технических характеристиках Ан-26 разошлись: одни считают его проверенным и надежным, другие уверены, что машина морально и физически устарела.
Три нарушения
Анализ данных СПАРК говорит о том, что проблемы с контролирующими органами у Камчатского авиационного предприятия (КАП), которому принадлежал разбившийся Ан-26, наблюдались как минимум два последних года. По информации СПАРК, всего было выявлено 11 нарушений: восемь в 2020-м и три в 2021-м. Все они касаются обучения пилотов, в том числе по сценарию обстановки реального полета.
В предписании контролирующего органа от февраля 2020 года говорится, что «эксплуатантом АО «КАП» не обеспечено проведение обучения членов летного экипажа по теоретической подготовке к выполнению полетов в особых условиях, по выводу воздушного судна из сложного пространственного положения, предсрывных режимов, режима сваливания». Кроме того, некоторые летчики не прошли подготовку в области авиационной безопасности, не были готовы к действиям в аварийных ситуациях и не сдали очередной экзамен по выполнению полетов в условиях сдвига ветра. Устранить эти нарушения компании было предписано в срок до 1 сентября прошлого года, но в начале 2021-го Ространснадзор снова выявил нарушения. Причем два из них связаны с тем, что компания так и не устранила недостатки, выявленные еще год назад, — не провела обучение и не организовала сдачу экзамена по выполнению полетов в аварийных ситуациях среди более чем 40 членов летного экипажа.
Третье нарушение заключалось в том, что тех членов экипажа, которые не прошли подготовку, компания тем не менее допустила к полетам. Как выяснили «Известиям», среди пилотов, не прошедших очередное обучение и не сдавших вовремя экзамены, есть имена предположительно погибших в авиакатастрофе 6 июля. По этическим соображениям издание их не называет.
Последнее предписание об устранении нарушений воздушного законодательства РФ КАП получила в феврале текущего года, а решить вопрос должна была до 1 марта.
Полет по нештатному навигатору
На вечер 6 июля власти рассматривали несколько основных версий крушения самолета.
Катастрофа могла произойти при заходе на второй круг во время посадки, сообщил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. По его словам, не исключено, что на исходе маневра сказалась плохая видимость.
— При исследовании места с воздуха часть фюзеляжа воздушного судна обнаружена на берегу, часть в воде и прибрежной зоне, — сказал глава региона.
Он добавил, что в среду, 7 июля, на Камчатке начнет работу правительственная комиссия во главе с руководителем Росавиации Александром Нерадько. Она установит причины трагедии.
Пилот потерпевшего крушение Ан-26 пытался срезать маршрут по нештатному навигатору, сообщил «Известиям» близкий к следствию источник. По его данным, перед посадкой летчик, предположительно, решил срезать траекторию полета через сопку Пятибратка. Неудачный маневр обернулся столкновением со скалой, подчеркнул он.
Таким образом, причиной катастрофы могла стать ошибка пилота. Также к крушению могли привести неблагополучные метеоусловия. В момент посадки воздушного судна в регионе наблюдался туман, горы были закрыты плотными облаками, уточнил источник.
Самолет Ан-28, принадлежащий ФГУП «Камчатские авиалинии» и потерпевший крушение в 10 км от поселка Палана
Для Камчатки это уже не первая авиатрагедия — в 2012 году здесь потерпел крушение самолет Ан-28, который тоже столкнулся с горой. Часть его обломков также были найдены на сопке Пятибратка, напомнил он.
Со слов источника, пилоты на Камчатке с ее гористой местностью часто меняют траекторию по нештатным навигаторам GPS. Использование такого прибора и могло привести к отклонению от схемы полета и столкновению с землей.
«Тяжело и горько»
Житель Петропавловска-Камчатского Максим Артемьев лично знал пилотов разбившегося судна, с некоторыми членами экипажа был знаком с детства. В течение нескольких часов, пока шли поиски пропавшего самолета, и он, и все остальные жители Камчатки надеялись, что пассажиров и экипаж найдут живыми. После обнаружения обломков он думает, что это маловероятно.
— Ан-26 — хороший самолет, их пять-шесть штук по Камчатке летает, все снабжены плотами, средствами спасения, жилетами. Мы очень надеялись, что если они приводнились на территории акватории, то могли спастись. Очень тяжело и прискорбно осознавать, что этого не произошло. Вся Камчатка связана с авиацией, здесь порой по-иному не добраться в некоторые места. Все друг друга знают через пару рукопожатий. Вся Камчатка переживает, всем очень тяжело и горько от этой трагедии. За последние девять лет Палана переживает второе такое происшествие с самолетом, — рассказал «Известиям» Максим Артемьев.
Еще один житель Петропавловска-Камчатского Алексей, уроженец поселка Палана, в разговоре с корреспондентом «Известий» тоже с трудом сдерживал эмоции, но фамилию свою назвать отказался.
— Я знал некоторых людей, что были на борту, у меня там даже одноклассник есть. Когда в 2012 году разбился Ан-28, там тоже были мои знакомые. И вот спустя девять лет опять трагедия. Вся Палана и все мы переживаем очень сильно, — сказал Алексей.
Пассажирский самолет Ан-26, пропавший 6 июля 2021 года
Надежный или безнадежный?
Самолет Ан-26 является модификацией АН-24, полностью пассажирской модели. В хвостовую часть корпуса фюзеляжа АН-26 установили грузовую рампу, чтобы можно было, как на самолете ИЛ-76, производить закрутку и выгрузку различных крупногабаритных предметов, рассказал «Известиям» гендиректор компании «Альянс авиационных технологий «Авинтел» Виктор Прядка.
— При этом сам фюзеляж самолета позволяет перевозить как пассажиров, так и грузы. Он рассчитан на 52 человека. Самолет турбовинтовой. Но на данный момент он морально и физически устарел. Выпускался до конца 80-х годов, пока ему на смену не пришел АН-140. Поэтому возможны различные конструктивные недостатки, — допустил эксперт.
Запчасти к Ан-26 поставляются с Украины, потому что он производился ОКБ им. О.К. Антонова. Вероятно, причиной крушения стало то, что запчасти давно иссякли, поэтому присутствовали конструктивные повреждения планера самолета, считает Виктор Прядка.
— Сейчас все эти самолеты нужно выводить из эксплуатации. К тому же у нас появился хороший аналог — ИЛ-114, — отметил эксперт.
У многих малых авиакомпаний, особенно в отдаленных районах, есть общие проблемы, и государство только недавно начало ими заниматься, в свою очередь, сказал председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса ВС Владимир Богатырёв.
— Их экономические и технологические возможности ограничены, — пояснил он. — Как они обслуживают свой парк, придерживаются ли регламентов эксплуатации, что у них с запчастями? Обычно у них скудная ремонтная база. Там могут одну и ту же деталь переставлять с одного самолета на другой — тот, который должен лететь. А из-за того что ослабели межгосударственные связи, мы не знаем, как этот самолет обслуживали на Украине, каким было качество капремонта. Ан-26 — очень надежный самолет, но в силу его возраста вопросы качества ремонта и эксплуатации становятся принципиальными.
Спасатели, доставленные вертолетом на поиски самолета Ан-26
Наличие сертификата — это и есть гарантия исправности самолета, не согласен председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
— Самолет АН-26 — отличный. Я один из первых в стране осваивал АН-24, прообраз АН-26. У него есть один недостаток, связанный с неправильным изготовлением стабилизатора. Но если есть официальное заявление, что самолет был по всем параметрам проверен перед вылетом, то к нему претензий быть не может. Он вылетал исправным, хорошо подготовленным, его полет продолжался более двух часов, в течение которых с борта не поступало информации ни о каких неисправностях. Командир корабля обязан о любых отклонениях сообщать на землю. Если не сообщил, значит, их во время полета не было. Но иногда чрезвычайная ситуация происходит настолько быстро, что у командира не остается и доли секунды сообщить о ней. Похоже, это как раз тот случай, — отметил он.
«Клевок» или скала?
По мнению Олега Смирнова, возможной причиной крушения стал «клевок» при заходе на посадку при выпуске закрылок, когда менялась конфигурация крыла, для того чтобы увеличить подъемную силу и уменьшить скорость перед посадкой.
— Происходит скос потока, который отрицательно влияет на подъемную силу стабилизатора, и образовывается «клевок». Это мгновенное явление, из которого невозможно вывести самолет, потому что идет очень резкое снижение. Пилотов готовят к тому, чтобы в такие ситуации не попадать. Есть вероятность, что в этом случае экипаж не доучили, — предположил летчик.
Однако, судя по тому, что обломки самолета были найдены в море и у горы, предпочтительнее другая версия произошедшего, подчеркнул пилот.
Спасатели на вездеходах продолжают следовать на место крушения самолета АН-26
— Столкновение с возвышенностью при заходе на посадку весьма вероятно. Нужно разобраться, есть ли в аэропорту радиолокатор, посадочные системы для помощи оператору. Когда летишь в облаках, ничего не видно кроме приборов. Если пилот вслепую заходил на посадку ниже безопасной высоты, это самоубийство. Столкновение с горой — грубейшее нарушение. Летчик не мог не знать расположение возвышенностей, тогда причиной крушения будет признан человеческий фактор. Но важно еще и то, как был подготовлен экипаж, оборудован аэропорт, как работал диспетчер. Списывать всю вину на пилота пока не стоит, хотя зачастую происходит именно так, — отметил он.
Напомним, днем 6 июля в ГУ МЧС России по Камчатскому краю поступила информация о том, что самолет Ан-26, совершавший пассажирский рейс Петропавловск-Камчатский–Палана, в указанное время не вышел на плановый сеанс связи. Радиосвязь с экипажем воздушного судна, принадлежавшего АО «Камчатское авиапредприятие», пропала примерно за 10 минут до времени посадки. В 05:55 мск в аэропорту Палана была объявлена тревога и организована поисково-спасательная операция. Позднее в 3,8 км от поселка с вертолета были обнаружены обломки пропавшего самолета. Часть из них упала в море. К месту крушения были направлены спасатели, оперативная группа МЧС по Камчатскому краю, а также сотрудники правоохранительных органов. Предположительно, все 28 человек, которые находились на борту, погибли.
Самые крупные катастрофы с Ан-26 в России и мире
Чугуев, 2020 год. 25 сентября недалеко от украинского города Чугуев в Харьковской области разбился самолет Ан-26. Он выполнял учебный полет с курсантами. На борту находилось 27 человек, 26 из них погибли.
Хмеймим, 2018 год. 6 марта российский Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку на сирийском аэродроме Хмеймим. Он столкнулся с землей, не долетев около 500 м до взлетно-посадочной полосы. На борту самолета находилось 26 пассажиров и шесть членов экипажа, все они погибли.
Киншаса, 2018 год. 20 декабря потерпел крушение транспортный Ан-26 компании GomAir в 40 км от международного аэропорта Нджили (Киншаса, Демократическая Республика Конго). На борту находилось 23 человека.
Провинция Идлиб, 2015 год. 18 января Ан-26 ВВС Сирии разбился при заходе на посадку на аэродроме Абу-Духур (провинция Идлиб). Погибло 30 человек.
Багдад, 2007 год. Грузовой Ан-26, арендованный Турцией у молдавской авиакомпании, потерпел катастрофу 9 января 2007 года. Самолет пытался зайти на посадку в условиях плохой видимости из-за тумана и разбился во время второй попытки. На борту находилось 35 человек, 32 из них погибли.
Архангельск, 2002 год. 21 февраля Ан-26 потерпел крушение при заходе на посадку в районе аэродрома Лахта в Архангельской области. 17 из 20 находящихся на борту человек погибли. Основной причиной катастрофы были названы метеоусловия: из-за плохой видимости и сильного бокового ветра самолет трижды заходил на посадку и последняя попытка стала роковой.
Получены новые подробности о крушении Ан-26 на Камчатке
Предварительные данные расшифровки бортового самописца пассажирского самолета Ан-26, который разбился на Камчатке, помогли получить новые подробности о крушении воздушного судна. Перед посадкой оно отклонилось от заданного курса на расстояние пять километров. Об этом сообщает РЕН ТВ.
Согласно предварительной расшифровке, экипаж самолета планировал зайти на посадку через отдельную приводную радиостанцию (ОПРС) — она выполняет для воздушных судов функцию радиомаяка. После пролета ОПРС диспетчер аэропорта дала разрешение на посадку и указала доложить, когда самолет опустится на высоту 800 метров.
По данным расшифровки, воздушное судно уклонилось на север от аэропорта на расстояние пять километров. Когда экипаж доложил о сниженной до 800 метров высоте, диспетчер указала, что курс самолета на 30 градусов левее, чем необходимо. Кроме того, она доложила, что Ан-26 двигается с большой для посадки скоростью — около 340 километров в час. Судя по расшифровке, пилоты самолета были дезориентированы.
После того как экипаж сообщил о снижении высоты до 600 метров, он не доложил о том, что занял указанную высоту. Последнее, о чем сообщили пилоты перед крушением, — о выведении самолета на курс 140 градусов.
Пассажирский самолет Ан-26 перестал выходить на связь 6 июля. Он следовал из Петропавловска-Камчатского в поселок Палана. На борту находились 22 пассажира и шесть членов экипажа, никто из них не выжил. Обломки воздушного судна нашли в четырех километрах от аэропорта. В авиакомпании заявили, что самолет прошел техосмотр за неделю до крушения.
Названа приоритетная версия крушения Ан-26 на Камчатке
Фото: МЧС России / ТАСС
Приоритетной версией крушения самолета Ан-26, разбившегося на Камчатке, считается ошибка экипажа. Ее назвал знакомый с ходом расследования источник, передает Интерфакс.
По данным источника, аэродром Паланы относится к категории горных, его не оборудовали системами посадки. Кроме того, для построения схем заходов используется отдельная приводная радиостанция. Пилоты должны быть хорошо знакомы с правилами полета по приборам и иметь опыт «визуальных полетов».
Вопреки указаниям диспетчера и сигналам радиовысотомера, пилоты снизились до высоты ниже минимально безопасной и оказались в нижнем крае облачности. Таким образом экипаж лишился устойчивого визуального контакта с земными ориентирами, что привело к столкновению со склоном горы.
Источник добавил, что пилоты могли выбрать произвольный маршрут захода на посадку.
«По предварительным данным, по неустановленной причине экипажем была проигнорирована утвержденная схема захода на посадку, пилоты могли сознательно предоставлять диспетчерам недостаточную информацию», — уточнил он.
Самолет Ан-26 перестал выходить на связь 6 июля. Судно следовало из Петропавловска-Камчатского в поселок Палана. На борту находились 22 пассажира и 6 членов экипажа. Обломки самолета нашли почти в четырех километрах от аэропорта. Возможными причинами катастрофы назвали неблагоприятные метеоусловия, отказ техники и ошибку экипажа.