Что нового дала административная реформа в россии
Большое дело: россиян ждет реформа самоуправления
Государственной думой подготовлен проект нового закона, регламентирующего систему местного самоуправления на всей территории страны. Многие положения могут вступить в силу уже с начала 2023 года. Чего не хватает для эффективной работы местных администраций сейчас, разбирались «Известия».
Больше демократии
Профильные комитеты обеих палат федерального парламента предложили к рассмотрению проект нового закона об общих принципах организации местного самоуправления. В субъектах РФ предлагается ввести два вида муниципалитета: городской округ и муниципальный округ. Исключение составят лишь города федерального значения, где возможны внутригородские муниципальные образования. Ожидается, что новая система местного самоуправления сделает невозможным перекладывание ответственности с одной администрации на другую.
Один из авторов законопроекта, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас пояснил «Известиям», что закон даст возможность более демократичного формирования представительных муниципальных органов. Упразднение двухуровневой структуры муниципалитетов оставляет единственный способ их формирования — прямые муниципальные выборы, подчеркнул сенатор.
— Законопроектом подчеркивается, что местное самоуправление — это форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов местного значения, — рассказывает сенатор Клишас. — В законопроекте предусмотрены гарантии как собственных полномочий муниципалитетов, так и гарантии защиты от необоснованного (без выделения соответствующих средств) возложения на них государственных полномочий.
В законопроекте сохраняются формы прямой демократии, предусмотренные законом 131-ФЗ, такие как муниципальные выборы, местный референдум, опрос граждан, публичные слушания и другие. «При этом граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не предусмотренных в законе в том случае, если это не противоречит Конституции и законодательству», — пояснил Клишас.
Проект уточняет компетенцию органов местного самоуправления, что позволит покончить с путаницей при распределении полномочий между субъектом РФ и муниципалитетом. За городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач. При этом регион может забрать ряд полномочий для обеспечения интересов населения. Кроме того, законопроект усиливает ответственность глав муниципальных образований перед руководителем региона. Одно из оснований для отставки главы муниципального образования — систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления (главы муниципального образования или местной администрации).
Сократить число депутатов и чиновников
На взгляд сенатора Клишаса, в системе российского местного самоуправления наиболее остро стоят вопросы, связанные с отсутствием четкого разделения полномочий, как между различными уровнями публичной власти, так и различными уровнями муниципалитетов. Новый закон призван снять противоречия между регионами и муниципалитетами. Устанавливается закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечень тех полномочий, которые могут быть перераспределены на региональном уровне.
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас
Принятие нового закона позволит убрать большую армию местных депутатов и глав муниципальных образований, — считает политолог Денис Ширяев. — Дело в том, что во многих субъектах Российской Федерации глав территорий и местных депутатов в два, в три раза больше, чем в Москве. Кому и зачем они нужны в таком количестве? В некоторых поселениях проблемой является даже найти кандидатов в депутаты. Каждому селу достаточно старосты, который будет представлять интересы жителей на районном уровне.
Политический консультант АНО «Центр прикладных исследований и программ» (Центр ПРИСП) Николай Пономарев указывает, что новый законопроект должен закрепить и усилить интеграцию систем государственного и муниципального управления.
— Фактически речь идет о создании особой модели самоуправления, серьезным образом отличающейся от привычной западной, — говорит эксперт. — В ее рамках муниципальные органы власти будут полностью встроены в вертикаль управления. Но фактически мы будем наблюдать закрепление на уровне закона реально сложившихся практик. Мэр в России — это давно уже не политическая фигура, а «главный» по ЖКХ и благоустройству.
По словам Пономарева, «законопроект Клишаса-Крашенинникова» касается не столько системы организации местного самоуправления, сколько отношений власти и подчинения между местными и региональными чиновниками. В рамках сложившейся системы координат уместно говорить о том, что перспективы развития местного самоуправления связаны преимущественно с форматом ТОС — территориального общественного самоуправления граждан.
Субъекты Федерации после принятия закона смогут дать муниципальным депутатам право назначать главу муниципалитета, выбирая из двух кандидатур, представленных главой субъекта, отмечает доцент кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Егор Дорошенко. Он считает, что такой порядок обеспечит активное взаимодействие исполнительной власти с муниципальными администрациями.
— Прерогативой субъекта РФ становится и определение круга полномочий органов местного самоуправления: региональная власть будет самостоятельно решать, передавать ли на муниципальный уровень управление в сфере коммунальных услуг, общественного транспорта, дошкольного и школьного образования, планирования застройки, ремонта дорог, а также многие другие функции, или осуществлять их централизованно, — говорит Егор Дорошенко. — Это повлечет за собой необходимость изменения бюджетного законодательства: при сокращении полномочий уменьшится и объем доходов местного бюджета.
Заслоны развитию
Российская Федерация давно взяла курс на централизацию публичной власти. Оценивать это можно по-разному, но то, что данное решение способствует укреплению федеральной власти на местах, — бесспорно, утверждает сотрудник Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) Максим Двойненко.
— Политические настроения внутри субъектов, как правило, разнятся, внутрисубъектные отношения тоже подвержены влиянию различных политических сил, местных политических элит и групп интересов, — говорит Максим Двойненко. — Этот законопроект тонко возвращает практику, которая была внедрена в РФ с 2004 по 2012 год, отменив прямые выборы глав регионов с целью преодолеть тенденции регионального сепаратизма. Редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» предполагает возвращение такой возможности.
Двойненко обращает внимание, что процедура избрания глав муниципалитетов оставляется законопроектом на усмотрение субъектов Федерации. Предусмотрены выборы либо депутатами регионального заксобрания, либо как сейчас — прямые выборы населением.
— Стоит обратить внимание и на сроки полномочий. Теперь полномочия муниципальной власти устанавливаются на пять лет, при этом на данном этапе снято ограничение на замещение должности в течение двух сроков подряд, — говорит уральский политолог. — В экспертном сообществе обращают внимание на аспект встраивания системы местного самоуправления в иерархию публичной власти, о котором говорили сами разработчики законопроекта.
Предлагаемые новеллы предоставляют президенту право влиять на деятельность губернаторов (делать выговор, досрочно прекращать полномочия), те же самые права губернатор получит и относительно глав муниципальных образований.
— Данные поправки — это лишь институциональное закрепление давно наметившихся политических трендов, предполагающих рост эффективности местного самоуправления за счет централизации власти, — рассуждает Двойненко.
Эксперты центра ПРИСП подчеркивают, что создание эффективного самоуправления в России требует наличия двух объективных основ, без которых любые юридические перемены бессмысленны. Должна быть перезагружена экономика и пересмотрена политика пространственного развития. В условиях когда население живет в режиме «маятниковой миграции», невозможно сформировать местное сообщество, заинтересованное в развитии территории, сетуют политологи.
— Проект федерального закона и основа предстоящей реформы — это укрупнение территорий муниципалитетов и сокращение их общего количества: от более чем 20 тыс. до ориентировочно 3 тыс., — говорят в центре ПРИСП. — Подобная модель местного самоуправления уже была реализована в отдельных регионах, например, в Московской области. Структура органов и должностных лиц местного самоуправления существенно упрощается, обеспечивается консолидация средств местных бюджетов, но делается это за счет потери самостоятельности городских и сельских поселений.
Пока же частое отсутствие реального самоуправления, заинтересованного в решении фактически существующих проблем развития территории и обладающего возможностями формирования соответствующего бюджета, делает институт территориального планирования и регулирования фиктивным, отмечает профессор Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского Олег Баевский.
— Основными проблемами, ставящими сейчас заслон развитию самоуправления на местах, по-прежнему остаются не только дефицит финансовых ресурсов, но и отсутствие активного гражданского контроля за муниципальными органами, недостаточная вовлеченность населения в повседневный процесс коммунального благоустройства, — говорят в центре ПРИСП. — Не столь важно, как именно будет выглядеть модель территориальной организации муниципалитетов или как будет широка их компетенция. В первую очередь важно поддержать стремление людей к коллективным действиям, направленным на улучшение качества жизни.
Административная реформа
Административная реформа в России
Административная реформа в России стартовала в 2003 году.
Для этого была проведена полная инвентаризация функций министерств и ведомств. Выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются ненужными или дублируют друг друга.
В 2005 году Правительством была принята Концепция административной реформы в Российской Федерации.
Ключевые направления совершенствования системы государственного управления обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Основные направления совершенствования государственного направления
На протяжении десятилетий граждане при получении государственных или муниципальных услуг сталкивались с волокитой и коррупцией.
Ситуацию изменили базовые для сферы государственных и муниципальных услуг документы: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Концепция снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг на 2011—2013 годы.
Принятые документы принципиально поменяли подход к оказанию услуг и направлены на обеспечение прав граждан при обращении в государственные и муниципальные органы, а также оптимизацию предоставления услуг.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлена задача по достижению следующих показателей:
Для оценки результатов проводимых преобразований на регулярной основе проводится мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг, который направлен на систематическое выявление наиболее проблемных сфер оказания государственных и муниципальных услуг.
Повышение эффективности органов власти
Повышение информационной открытости
Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направленный на повышение открытости органов власти для граждан. Задачи, определенные федеральным законом, расширены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Президентом Российской Федерации поставлены задачи:
В связи с этим в рамках совершенствования государственного управления ведется работа по следующим направлениям:
Информационная открытость является одним из приоритетных направлений работы «Открытого правительства».
В целях совершенствования процедур открытости органов власти Правительством Российской Федерации в 2014 году была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (от 30 января 2014 г. № 93-р), определяющая основные принципы и задачи открытости государственных органов, а также основных подходы к их достижению.
Что стоит за новой административной реформой
08:36, 30 ноября 2020г, Политика 4070
С 1 января 2021 года в стране начнется оптимизация штата государственных служащих, которая закончится в течение трех месяцев – до 1 апреля. С предложением сократить «раздутый» госаппарат выступил премьер-министр России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.
Что под собой подразумевает новая административная реформа и будет ли она вообще реализована в столь короткие сроки – вопрос, конечно, интересный. Дело в том, что сократить количество госслужащих только за последнее десятилетие пытались дважды. За 2011–2013 годы планировали урезать численность чиновников на 20%. Получилось на восемь. А в 2016 году Счетная палата доложила о снижении только на 5,6 процента, хотя задача ставилась на десять. И вот правительство делает новую попытку…
Что стоит за реформой?
За три месяца 2021 года в центральных аппаратах федеральных ведомств штат госслужащих планируют сократить на 5%, в территориальных органах – на 10%. Предположительно, сокращение произойдет за счет вакантных позиций. Глава кабмина подчеркнул, что около 20% должностей в федеральных органах исполнительной власти сегодня остаются вакантными, в территориальных органах министерств и ведомств – 18%.
Премьер особо подчеркнул, что при административной реформе все финансовые ресурсы для поощрения сотрудников сохранятся, а финансирование системы государственного управления останется прежним.
– Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент, – сказал Михаил Мишустин. – Делать это будем за счет в основном вакантных позиций. При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование.
Отдельным постановлением Михаил Мишустин определил стандарты к структуре федеральных органов исполнительной власти. По новым требованиям штатная численность департаментов в министерствах должна составлять не менее 40 человек, управлений в ведомствах – не менее 25, отделов в составе департамента или управления – не менее пяти, а самостоятельного отдела – не менее десяти сотрудников. Для обеспечивающих подразделений, на которые возложены, например, кадровые, антикоррупционные, юридические, бухгалтерские и иные функции, устанавливается ограничение – не более 30% от общей численности сотрудников.
Запросы и ожидания
Как сообщает «Российская газета», отдельное требование прописано к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они должны координировать работу не менее двух департаментов или управлений. В исключительных случаях, связанных в том числе с особенностью деятельности, министерствам и ведомствам разрешат отступать от установленных рекомендаций. Такое решение будет принимать специальная подкомиссия по вопросам проведения административной реформы.
Все организационно-штатные мероприятия Михаил Мишустин постановил провести до 1 апреля. А к 1 мая в правительстве ожидают доклады об их завершении.
– Все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти, – уверен председатель правительства. – Важно, чтобы вся система государственного управления соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи – повышения качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы.
Премьер рассказал, что после проведения реформы граждане смогут напрямую отправлять свои обращения в ведомства через портал госуслуг. Для этого будут расширены его возможности. Пилотными станут министерства и ведомства, чьи услуги сегодня особенно востребованы.
О социальной справедливости
Предложение о сокращении штата госслужащих поддерживает большинство россиян. Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob провел опрос, в котором приняли участие экономически активные жители со всех регионов страны. Большинство респондентов – 54% – считает предложение об оптимизации штата госслужащих необходимой мерой. Примерно 18% с этим не согласны, остальные затруднились с ответом.
Как правило, противники реформы аргументируют свое настроение тем, что увольнять будут по большей части рядовых сотрудников, а руководство останется на своих местах. Несправедливо получается, да и зарплаты у них несопоставимо разные.
– Уж коли в основе этого решения стоит проблема сокращения бюджетных средств на содержание аппарата, то не пришла ли пора пересмотреть подходы к формированию денежного содержания как государственных служащих, так и лиц, замещающих государственные должности? – задается вопросом доцент кафедры государственного и муниципального управления, к. псх. н. Алтайского филиала РАНХиГС Наталья Ломова. – Много лет идет разговор о большом разрыве в заработных платах, в том числе и госслужащих. Учитывая, что данные эти сегодня не представляют большого секрета, так как декларации опубликованы на официальных сайтах органов власти, любой гражданин может сравнить их со своей зарплатой. И получается печальная картина. В 2019 году годовой доход некоторых лиц, замещающих государственные должности федерального уровня, перевалил далеко за 100 млн рублей. На мой взгляд, подойти к проблеме с этой стороны было бы более правильно.
Проблема может коснуться и органов местного самоуправления. А это люди, которые работают, что называется, «на земле», решают конкретные вопросы жителей. Нагрузка на них, как физическая, так и моральная, достаточно велика. Смогут ли они качественно выполнять те обязанности, которые лягут дополнительно, тоже вопрос.
О вопросах и смыслах
– В федеральных министерствах идет работа по совершенствованию систем оплаты труда чиновников, – продолжает Наталья Ломова. – Сообщения об этом появляются в СМИ с завидной регулярностью, но, к сожалению, никто пока не задумывается о том, на кого лягут дополнительные обязанности, как изменится функционал «уцелевших» после реформы чиновников. Это достаточно серьезная проблема, и решить ее с налета вряд ли возможно. Учитывая предельно сжатые сроки, обозначенные председателем правительства, сегодня пока никто этим не озаботился. Но невозможно постоянно увеличивать функционал. Физические и психические возможности человека не безграничны.
Есть еще одна проблема, которую необходимо решать в рамках оптимизации деятельности управленческих структур. Это разросшийся до невообразимых размеров документооборот. Разные ведомства, а иногда и одна и та же организация запрашивают одни и те же данные, но по разным формам отчетности. Эта техническая работа часто занимает большую часть времени служащих. И возникает еще один вопрос: а для чего же тогда нужна цифровизация управления, на которую, кстати, тоже выделяются весьма немалые денежные ресурсы?
Основной смысл административной реформы вовсе не в увольнениях и сокращениях, а в приведении в рациональный вид системы управления в министерствах, отвечают в правительстве. Откладывать ее больше нельзя. Оптимизацией в исполнительной власти займется специальная рабочая группа правительства. Премьер объяснил, что в ее задачи войдет анализ работы всех федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении правительства и министерств, и подготовка решений по их оптимизации.
Что нового дала административная реформа в россии
траты со стороны бизнеса и населения. Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти являются необходимыми элементами реализации административной реформы в России.
В то же время в ряде органов исполнительной власти возникают дополнительные условия для коррупции. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
В связи с этим необходимо:
создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;
внедрить экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
создать методические основы оценки коррупциогенности государственных функций;
разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов;
разработать ведомственные и региональные антикоррупционные программы.
Международный опыт свидетельствует о целесообразности применения дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции. Наиболее распространенными среди них являются следующие:
максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информацией;
детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг);
деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля;
ротация должностных лиц.
В рамках мероприятий по внедрению экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность будут разработаны методики первичной и специализированной (предметной) экспертизы действующих нормативных правовых актов и вносимых проектов, проведена их экспертиза, и на основе ее результатов подготовлены изменения для внесения в нормативные правовые акты и вносимые проекты.
Пакет антикоррупционных нормативных правовых актов должен включать в себя также акты о внесении изменений в уголовное законодательство, а также о ратификации международных антикоррупционных конвенций.
Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества
Одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации является информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями.
Для деятельности государственных органов характерно развитие механизмов публичного обсуждения общественно значимых решений. Консультации с представителями гражданского общества до принятия решений носят фрагментарный характер и полностью зависят от усмотрения органов власти.
Целями мероприятий по данному направлению являются повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В рамках административной реформы необходимо разработать нормативно-правовую и методическую базу и внедрить механизмы повышения открытости государственных и муниципальных органов, а также обеспечить совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти и общества. В частности, необходимо создать действенные каналы влияния гражданского общества (граждан, организаций, делового сообщества) на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти.
Должны быть разработаны и внедрены механизмы:
раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений;
проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;
включения представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти;
создания и деятельности при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества;
определения рейтингов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по критерию открытости.
Необходимо также обеспечить приведение ведомственных Интернет-порталов в соответствие с общими требованиями по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет.
Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти
Препятствием на пути реализации административной реформы являются недостатки существующей системы статистического учета, не позволяющей в полной мере оценивать эффективность работы органов исполнительной власти и качество предоставляемых государственных услуг. Ведомственные системы сбора данных не позволяют осуществлять качественную оценку результативности деятельности органов исполнительной власти, отсутствуют систематические данные о состоянии государственного управления в субъектах Российской Федерации.
Не менее важной задачей должно стать создание эффективной системы мониторинга показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, развитие нормативно-правовой и методической базы системы информационно-статистического обеспечения органов исполнительной власти и, соответственно, принятие федерального закона об официальном статистическом учете и системе государственной статистики.
Целью мероприятий по данному направлению является модернизация системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти на основе внедрения международных стандартов и создания систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы.
В рамках данного направления планируется разработка методических основ и систем мониторинга процессов управления по результатам, качества предоставления государственных услуг, результативности ведомственных и региональных антикоррупционных программ, проведения закупок для государственных нужд, информационной открытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, развития гражданского общества и участия его представителей в процессе подготовки и принятия государственными органами решений с последующим осуществлением необходимого мониторинга.
Реализация указанных мероприятий должна быть обеспечена за счет:
развития системы статистического учета и отчетности, включая внедрение практики проведения социологических обследований потребителей государственных услуг (граждан и организаций) и государственных служащих;
перехода на применение в статистической практике новых национальных классификаторов, гармонизированных с международными аналогами и позволяющих повысить прозрачность представляемой статистической информации и открытость органов государственной власти.
Кроме того, существующий уровень информационного обеспечения органов исполнительной власти не соответствует требованиям управления по результатам. Поэтому создание эффективной системы мониторинга потребует дальнейшего совершенствования системы государственного статистического наблюдения и сбора данных, для чего необходимо осуществить:
формирование системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ;
организацию текущего мониторинга показателей результативности деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающего целенаправленный сбор информации, необходимой для получения достоверного представления о ходе достижения поставленных целей и задач, выполнения планов;
организацию оперативного анализа поступающей информации в целях своевременного обнаружения отклонений от плана реализации проектов (программ);
формирование единой государственной информационной системы, обеспечивающей возможность автоматизированного сбора, обработки, анализа и представления соответствующих сведений по всей системе государственного управления.
Создание системы мониторинга качества и доступности государственных услуг, включая услуги общего экономического значения, является неотъемлемым элементом внедрения стандартов государственных услуг и должно обеспечить системную независимую оценку их применения с участием пользователей услуг, своевременную коррекцию стандартов государственных услуг.
Для целей сбора и анализа необходимой информации, в частности, для проведения социологических исследований, потребуется расширить практику привлечения научных и консалтинговых организаций.
Предстоит разработать и внедрить систему мониторинга реализации антикоррупционных программ, которая позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Система мониторинга включает в себя:
измерение уровня коррупции;
определение структуры коррупции (по органам власти, отраслям экономики и т. п.);
мониторинг эффективности антикоррупционных мероприятий.
Создание самостоятельных систем мониторинга по каждому из направлений, связанных с созданием и внедрением отдельных систем мониторинга закупок для государственных нужд, информационной открытостью органов государственной власти и органов местного самоуправления, развитием гражданского общества и участием его представителей в подготовке и принятии решений государственными органами, является необходимым условием реализации административной реформы в целом.
Обеспечение административной реформы
Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации, с другой. Необходимым фактором успешного проведения реформы также является заинтересованность в ней государственных служащих, призванных обеспечить ее реализацию.
Неподготовленность участников административной реформы к ее проведению может привести к замедлению процесса преобразований и обуславливает необходимость эффективной координации мероприятий по проведению административной реформы на федеральном и региональном уровнях.
Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
В рамках реализации указанных мероприятий предполагается:
создание типовых программ административной реформы для федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и агентств; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 221)
создание типовой программы административной реформы в субъекте Российской Федерации;
разработка методических рекомендаций по проведению административной реформы в муниципальном образовании;
разработка программ обучения новым процедурам государственного управления для их реализации в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;
мониторинг результативности мероприятий административной реформы на федеральном и региональном уровнях;
совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления;
взаимодействие с общественностью по вопросам реализации административной реформы;
формирование эффективного механизма управления мероприятиями по проведению административной реформы.
В ходе создания учебно-методических материалов, новых форм обучения и организации учебного процесса будут созданы типовые программы подготовки по основным вопросам административной реформы. Их целью является создание широкомасштабной, единой по своим принципам системы передачи знаний, умений и навыков, необходимых для достижения целей административной реформы. Эта система позволит в первоочередном порядке подготовить организаторов, экспертов и иных участников административной реформы.
Подготовку должны пройти руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, обеспечивающие организацию исполнения задач административной реформы, а также привлекаемые к реализации мероприятий административной реформы эксперты и представители гражданского общества.
В рамках этого направления предполагается создать механизм мониторинга и оценки хода административной реформы, достижения поставленных ею целей, запланированных показателей результативности.
Мониторинг результативности мероприятий административной реформы должен обеспечить своевременную и достоверную оценку выполнения плана мероприятий административной реформы и восприятия обществом административной реформы, ее результатов и проблем.
Для решения данных задач необходимо осуществить:
обеспечение информационной и экспертно-методологической поддержки реализации административной реформы путем проведения публичных обсуждений основных ее целей и результатов;
сбор и анализ данных в ходе проведения государственных статистических наблюдений в сфере государственного управления, характеризующих ход административной реформы, достижение показателей ее результативности в целом, по отдельным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации;
разработку и внедрение объединенной базы данных по мероприятиям административной реформы;
разработку методики оценки эффективности проведения административной реформы на уровне отдельных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.
Административная реформа будет развиваться недостаточными темпами и несогласованно, если не будут сформирована база данных лучших примеров и успешного опыта государственного управления, обеспечен широкомасштабный обмен мнениями при разработке решений и распространение успешного опыта реализации мероприятий административной реформы среди ее участников.
В этих целях необходимо:
внедрить систему рейтингов качества государственного управления, позволяющую проводить сравнение достигнутого уровня целей административной реформы в различных органах исполнительной власти, определять причины неудач и поощрять успехи;
проводить систематическую работу по поиску лучших примеров государственного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
создать базу данных лучших примеров и успешного опыта государственного управления;
организовать систематический обмен опытом с обсуждением и выработкой совместных решений по новым методам и механизмам управления, организационным решениям, структурным преобразованиям, оптимизации административно-управленческих процессов, применению стандартов государственных услуг;
сформировать систему поощрения органов исполнительной власти, получающих высшие рейтинги качества государственного управления, а также тех, чей опыт проведения административной реформы по конкретным направлениям признается лучшим;
организовать полноценное информирование общественности о целях, задачах и ходе реализации административной реформы;
сформировать заинтересованность в реализации мероприятий административной реформы, в ее поддержке различными слоями российского общества.
IV. Механизм реализации административной реформы в Российской Федерации
Правительственная комиссия по проведению административной реформы в целях реализации настоящей Концепции:
обеспечивает согласование действий федеральных органов исполнительной власти, взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с заинтересованными организациями и общественными объединениями при проведении административной реформы;
заслушивает отчеты представителей федеральных органов исполнительной власти о выполнении возложенных на них задач по проведению административной реформы в соответствии с планом мероприятий;
запрашивает в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций необходимые материалы по вопросам административной реформы.
Нормативно-правовую и методическую поддержку мероприятий по проведению административной реформы осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Для осуществления эффективного управления и контроля выполнения плана мероприятий на федеральном уровне в каждом федеральном органе исполнительной власти должны быть определены должностные лица и соответствующие подразделения, ответственные за проведение административной реформы.
Федеральные органы исполнительной власти на основании настоящих Концепции и плана мероприятий утверждают собственные планы по проведению административной реформы.
На региональном уровне управление, координация и контроль за ходом реализации мероприятий по проведению административной реформы осуществляются комиссиями по проведению административной реформы в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий административной реформы, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, предусмотр