Что нового было введено в управление городами при петре
Городская реформа Петра I Великого
Городская реформа Петра I Великого — комплекс административных и сословных нововведений 1699-1720 годов, предпринятых для укрепления вертикали власти, повышения налоговых сборов и классификации городского населения. Является частью реформ местного самоуправления Петра I.
Преобразования проводились в два этапа:
первый этап (1699) начался с выпуском указа «Об учреждении Бурмистерской Палаты», (в этом же году переименована в «Ратушу») в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод) и контроль за земскими избами всех городов;
второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата и изданием регламента к нему. Вводилось разделение городов на разряды (по числу дворов), а жителей — на регулярных (участвующие в жизни города — купцы, ремесленники, духовенство) и подлых (чернорабочие и прочие) посадских людей. Магистрат, по административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату. С 1724 магистраты появились в крупных городах.
Причины и предпосылки
Для строительства флота и оснащения армии необходимо было увеличить количество и эффективность собираемых налогов.
Утверждение абсолютизма предполагало усиление вертикали власти опирающейся на местное самоуправлене
Во время великого посольства Петр I увидел европейскую организацию административных органов и взял её за основу
Цели и задачи
Модернизация административного аппарата с учетом европейского опыта и уже имеющихся выборных должностей
Укрепление вертикали власти, классификация населения городов для повышения эффективности налогообложения
Усиление полицейского надзора — поиск беглых крестьян и солдат, отправка не пристроенных к работе на фабрики.
Кратко о сути и содержании городской реформы
Петра I Великого
I Этап
30 января 1699 года Петр I издал указ об «Об учреждении Бурмистерской Палаты», которая должна была стать новым финансовым выборным органом на уровне города. 17 ноября того же года она была переименована в Ратушу. Земские старосты, кабацкие и таможенные головы были переименованы по голландскому примеру в земских бурмистров и кабацких и таможенных бурмистров. В подчинении Ратуши находились земские избы остальных городов.
Функции Ратуши и земских изб:
Изначально, создание и организация выборов в земские избы предполагалась на добровольной основе с условием выплаты городом всех налогов в двойном размере. Большая часть посадов (городов) не оценила нововведений:
Постепенно, ратуша теряла своё влияние — к 1705 году из её ведения были изъяты города приписанные к корабельным верфям, а часть собираемых налогов переходила в специализированные административные органы.
Начало губернской реформы в 1708 году положило конец значению ратуши, как центрального городского органа управления. Губернаторы стали заведовать всеми налоговыми сборами и организацией военных поставок, заменив собой ратушу.
Как и прочие административные преобразования Петра I в период активных боевых действий на Северной войне со Швецией, реформы городского самоуправления носили хаотический характер и были направлены прежде всего на увеличение налоговых поступлений — армия и флот требовали огромного количества финансов и ресурсов.
II Этап
Первостепенными задачами главного магистрата назывались следующие:
Города разделялись на разряды:
Главный магистрат являлся верховным судебным учреждением для всех купеческих и ремесленных людей во всех гражданских и уголовных делах, кроме политических. Полицейские обязанности магистратов были изложены в особой инструкции, изданной в 1724 году. Магистратам предписывалось обзавестись пожарными инструментами; следить, чтобы граждане не держали в своих домах и не нанимали для работ пришлых людей, если при них нет отпускных писем; следить за беглыми солдатами, «тунеядцами».
Магистрат являлся начальством горожан, а не представителем их интересов. Действительным органом самоуправления являлись старинные мирские сходы. Для рассмотрения местных дел созывались слободские и сотенные сходы. Слободские старосты при вступлении в должность получали от местного магистрата особые инструкции, по которым слободские старосты должны были:
Городская реформа Петра I (реформа городского управления)
Удобная навигация по статье:
Реформа городского управления Петра I
В начале своего периода правления Пётр Первый пытался использовать систему местного управления, которая была сложена до него. При этом, он планировал вводить в неё собственные дополнения и элементы.
Суть и основные положения городской реформы Петра I
Десятого марта 1702 года царь подписывает один из главных указов будущей городской реформы, согласно которому отныне участие в управлении уездами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные представители дворянства. Развивая интересы этого высшего сословия, которое выступало в качестве основы петровского абсолютистского государства во всех уездах создавались так называемые дворянские советы из нескольких представителей этого класса, которые там проживали. Спустя три года данный порядок приобрёл статус обязательного. По мнению Петра, такое внедрение в управление могло повысить эффективность работы.
Создание губерний и административных округов
Ещё спустя три года правитель подписывает указ, согласно которому Россия была разделена на восемь административных округов, которые были названы губерниями. В их список входили:
Губернии, в свою очередь, разделялись на провинции во главе с воеводами, а те – на уезды или дистрикты.
Данное преобразование фактически изменило всю систему местного самоуправления. В качестве главной цели реформы выступало актуальное на тот момент обеспечение армии всеми необходимыми вещами. При этом, с распределёнными по губерниям армейскими полками устанавливалась прямая связь губерний через так называемый институт кригскомиссаров.
Данная реформа не только привела к сосредоточению всех административных и финансовых полномочий в руках местных губернаторов, но и сформировала огромную сеть бюрократических учреждений в которую входило большое количество чиновников.
Стоит отметить, что ещё в 1699 году для предоставления широкого спектра прав купечеству правитель планировал провести первую городскую реформу, которая впервые вводила в русском государстве элемент городского самоуправления.
При всём несовершенстве данная реформа имела принципиальное значение. Особенно, учитывая его заинтересованность в подъёме, по образу западных меркантилистов, городского торгово-промышленного класса. Таким образом, фактически была предпринята попытка наделить русские города собственными правами и статусом, вместе с собственной организацией, что, безусловно, приближало бы русские города к городам развитой западной Европы.
Создание бурмистерской палаты
Для достижения этой цели многие русские города выводились из-под власти воевод и их управление передавалось бурмистрам, которые избирались посадским населением этих городов. Царь Пётр открывает в Москве Бурмистерскую палату, которая совсем скоро стала называться Ратушей. Этот орган должен был регулировать работу местных бурмистров, которые ведали сборами и доставкой в Москву государственных пошлин, сборов и налогов.
Управление во всех других городах осуществлялось находящимися там земскими избами с бурмистрами. В начале второй городской реформы в 1720 году Пётр Первый создаёт в Петербурге по западноевропейскому образцу Главный магистрат, который регулировал деятельность городских магистратов, избираемых в больших русских городах.
Регламент 1721 года. Создание магистратов
Согласно регламенту, выпущенному в 1721 году Главным магистратом, все крупные города России разделялись на пять отдельных классов. При этом, сами жители городов отныне делились на две самостоятельные гильдии: людей низшего происхождения или же «подлых людей» и регулярных граждан.
Также, регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую входили:
Ко второй гильдии регулярных граждан относились:
Однако, такое деление горожан оказалось чисто формальным, ведь занимающиеся им военные ревизоры заботились, прежде всего, о повышении числа плательщиков подушной подати и довольно часто из-за этого включали в определённые гильдии людей, которые не имели к ним отношения.
Итоги городской реформы Петра I
В целом, городская петровская реформа, которую так долго планировал и воплощал в жизнь русский император Пётр Первый оказалась по факту незавершённой. При этом, многим из нововведений (к примеру, магистратам и губерниям) удалось надолго пережить их создателя и принести немалую пользу государству.
Ещё в период правления Петра усилилось противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые со временем полностью подчинил и подавил деятельность выборных органов местного самоуправления.
Городская реформа Петра 1
Реформа городского управления при Петре I
Петровские реформы коснулись устройства управления торгово-промышленным населением городов. В фискальных интересах и в целях предоставления больших прав купечеству в 1699 г. была проведена городская реформа. Городское население было изъято из подчинения воеводам и передано в ведение избираемых посадскими людьми бурмистров. Местные бурмистры подчинялись в Москве Бурмистерской палате, переименованной в Ратушу, которой был поручен также сбор всех косвенных (таможенных, питейных и др.) налогов с городского населения.
Бурмистерская палата (с ноября 1699 г. — Ратуша), в которой заседали бурмистры из крупного московского купечества, выходила с докладом прямо к царю, минуя приказы, и была чем-то вроде Министерства городов и городских сборов. Она ведала всем посадским (торгово-промышленным) населением в судебных и торговых делах. В других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Они подчинялись Ратуше (Бурмистерской палате), а не воеводе и собирали и поставляли в Москву все государственные налоги, сборы и пошлины. Такова первая городская реформа Петра.
В 1720 г. была проведена вторая городская реформа — магистратская. 13 февраля 1720 г. в Петербурге на правах коллегии (министерства) был учрежден Главный магистрат. Он возглавил органы самоуправления всей страны. В Москве и других городах России учреждались магистраты по образцу Рижского и Ревельского парламентов. Вице-президентом Главного магистрата был назначен богатый купец И. Исаев. Магистраты, состоявшие из избираемых бурмистров и ратманов, ведали сбором налогов и судом над горожанами, должны были «содержать в своем смотрении полицию», что подразумевало тогда не только обеспечение безопасности города, но и пожарное дело, санитарию, открытие госпиталей, школ, богаделен и многое другое. Магистраты были призваны заложить основы самоуправления, но это оказалось им не под силу. Слабость магистратов объяснялась почти полным отсутствием собственных средств. При Петре I города не имели источников дохода, так как сборы с лавок, пристаней, бань, харчевен и прочих оброчных статей поступали не в городскую кассу, а в государственную казну. Магистраты являлись соединительным звеном между администрацией и сходом жителей посада. Они оказались долговечными и были упразднены лишь в 1864 г. судебной реформой.
По второй городской реформе население городов было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан.
Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии:
— первая гильдия — банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера;
— вторая гильдия — ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.
Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные») выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами.
Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.
Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.
Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации. К «нерегулярным» относились лица, не владевшие собственностью.
Вместе с тем, деятельность органов городского управления в значительной степени контролировалась государственными органами. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим.
Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.
Лишенные условий для жизненного развития, введенные Петром органы местного самоуправления на практике превращались в орудие фискальной политики правительства и быстро бюрократизировались. В целом же реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии — в уездах.
Реформы Петра 1
Мудрец избегает всякой крайности. Лао Цзы
Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран.
Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра.
Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году.
На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии.
Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
Сенат состоял из 9 человек.
Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов.
Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов.
Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений.
Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям.
Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.
Продолжилась данная реформа в 1722 году.
Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.
Все ранги делились на следующие категории:
Областная реформа
Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления.
Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:
Каждая губерния управлялась губернатором.
Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.
Общее число провинций в России в 1719 году составило 50.
Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.
Реформа городского управления
Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах.
Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям.
Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.
Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры.
Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.
Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых».
Первые относились к высшим жителям города, а вторые — к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.
Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства.
Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.
Церковная реформа
Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха.
Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.
Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:
Духовная коллегия просуществовала меньше года.
Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России.
Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.
Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.
Значимость петровских преобразований
Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России.
Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.
В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:
Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.
Бурмистерская палата
Создана при Петре I в 1699 как центральное финанс. учреждение и выборный орган самоуправления посадского (городского) населения. Одновременно была и местным органом, управлявшим моек, посадом.
Ведала сбором большей части налогов, собиравшихся прежде приказами. Б. п. подчинялись местные выборные посадские органы — земские избы. Бурмистры (от нем. Bürgermeister — начальник города), члены Б. п., избирались слободами и купеческими корпорациями Москвы. С созданием Б. п. посадское население было изъято из управления и суда воевод, что показательно для возросшего значения купечества и городов.
С образованием губерний (1709-10) финанс. функции Б. п. и земских изб отошли к губ. учреждениям. Б. п. и земские избы остались в качестве ратуш — выборных органов посадского населения.
Узнаем что нового было введено в управление городами при Петре I: бурмистерские палаты, главный магистрат
Вопрос о том, что нового было введено в управление городами при Петре І, является одной из главных тем в изучении курса истории России 18 века. Данную реформу следует рассматривать в контексте преобразовательной деятельности императора вообще, который ввиду нового статуса страны на международной арене и изменения ее внутриполитического уклада особое внимание уделял сфере управления не только в центре, но и на местах.
Предпосылки
Анализ того, что нового было введено в управление городами при первом императоре, следует начать с того, какие цели преследовал правитель при модернизации администрации и старой бюрократии. Военные нужды (на протяжении почти всего петровского царствования наша страна вела долгую войну со Швецией за выход к Балтийскому морю) требовали постоянных и регулярных налоговых поступлений в государственную казну. Именно поэтому правитель провел областную реформу, с этой же целью он занялся городским управлением. Впрочем, он также добивался некоторого расширения прав купечества, как бы в противовес высоким налогам, которыми их облагал. Но главной его задачей было обеспечить бесперебойное поступление налогов в казну для нужд армии и флота.
Первый этап
Тему «Что нового было введено в управление городами при Петре І» следует начать с обозначения двух этапов проведения данной реформы. Первый из них относится к 1699 году, когда будущий император ввел институт выборных бурмистров, которым отныне подчинялись посадские люди. Таким образом, они были изъяты из ведения воевод.
Новые должностные лица выбирались из купцов, так как именно они являлись основными собственниками в городах и, следовательно, главной категорией налогоплательщиков. Они имели прямой доступ к царю и могли обращаться к нему, минуя приказы. В городах создавались бурмистерские палаты, которые подчинялись московской ратуше. Главной задачей новых органов управления был сбор налогов и податей в государственную казну, а также контроль над судебными и торговыми делами собственников и производителей.
Второй этап
К городской реформе Петр І вернулся в 1720 году. Примерно в это же время его правительство работало над областным управлением. Возможно, именно поэтому царь вернулся к непростому вопросу о городской администрации.
В упомянутом году был создан главный магистрат, который находился в столице и оттуда контролировал все городские органы. На местах создавались его отделения, которые комплектовались из бурмистров и ратманов. Поскольку война подходила к концу, то император озаботился о механизме функционирования новой системы в мирных условиях.
Теперь представители городских властей были обязаны не только собирать налоги и повинности, но и заботиться о благоустройстве вверенных им участков. Последнее обстоятельство особенно важно при определении, что нового было введено в управление городами в рассматриваемое время.
Отныне бурмистрам и ратманам вменялось в обязанность следить за безопасностью (то есть они должны были создавать полицейские органы), содержать больницы, школы, богадельни. Кроме того, население опять-таки в целях исправного сбора налогов было разделено на две гильдии: регулярную и нерегулярную. К первой относились собственники, ко второй – лица, не имевшие частного имущества.
Гильдии также имели свое управление. Их члены собирались на сходы и выбирали старшин. Те, кто был занят черной работой, избирали себе старост и десятских. Кроме того, по западноевропейскому образцу были созданы цеховые организации. Таким образом, первый император пытался стимулировать развитие городского самоуправления, однако эта реформа не имела успеха.
Результаты
Попытки Петра І ввести в стране самоуправление по образцу европейских стран не увенчалась успехам по одной весьма простой причине: магистраты не имели средств для того, чтобы справляться с возложенными на них обязанностями. Ведь все средства от сборов и налогов шли в государственную казну, в то время как собственных финансов города фактически не имели.
Тем не менее, показателен тот факт, что даже эта не слишком удачная реформа просуществовала до второй половины 19 века, что говорит о том, что она более или менее прижилась к условиям российской действительности, несмотря на то, что так и не привела к городскому самоуправлению.