Что носят женщины ислама
Одежда по Шариату
Также большинство пытается внести для себя ясность о длине платья и необходимости надевать его в сочетании с брюками.
Мнения о надобности женщинам скрывать лицо по Шариату рознятся. По общим правилам, в Исламе решение о прикрывании лика считается обязательным. Данное мнение закреплено среди ученых-толкователей Священной Книги Аллаха Корана, а также сподвижников Пророка Мухаммада.
Священная Книга Аллаха Корана повествует о том, что мусульманка не должна поднимать своих очей, но обязана оберегать половые органы, и не имеет права соблазна других своей красотой. Красота верующей не может быть доступна никому, помимо мужа ее и ближайших родственников. Не надлежит ей и стучать ногами, дабы привлечь внимание посторонних к надетым украшениям.
Дозволено ли ношение модной одежды?
Относительно того, могут ли мусульманки одевать модную одежду, существуют свои правила. Ношение таких вещей не запрещено, если оно соответствует строгим нормам Шариата. Шейх ибн Усеймин говорил, что важно не следование моде, но следование вере своей. Таким образом, мода, содержащая виды одежды различных стран мира, далеко не всегда отвечает канонам Шариата.
Для мусульманок не принято ношение короткой, облегающей или прозрачной одежды. Ограничения накладываются на всякие фасоны, оказывающие акцент на части тела. Брюки также обрамляют женские изгибы: выделяется талия, ноги, живот, бедра. Использование в своих образах брюк шейх считал харамом. Однако, строгого запрета на этот вид одежды не существует.
Хиджаб
Шариат запрещает творение на головах прически, которые могли бы выделиться при ношении хиджаба. Среди таких причесок выделяют все варианты, что закрепляются на затылке. Пророк Аллах считал, что женщины, чьи части тела обнажены, а прически напоминают «верблюжьи горбы» не смогут попасть в Рай.
Виды одежды для женщин: одеть или выбросить
Шариат запрещает верующим облачаться в такие модели вещей, которые своим видом могли бы выделить их среди общественности. Мужчинам по шариатским законам не надлежит уподобляться соблазнам выделяющейся внешности, а девушкам строго запрещено привлекать таким образом внимание мужчин.
Брюки
Сомневаясь, можно ли одеть женщине брюки, найти ответ поможет вид одежды. Если форма брюк мужская, и выглядят они подобно мужской модели, то девушке носить такое не положено.
Те модели, что напоминают шаровары или являются женскими по форме, дозволены в ряде мусульманских стран даже без ношения поверх них платьев. Если же мусульманка проживает в той стране, где подобная практика не считается приемлимой, то данный аргумент не является весомым.
Ислам запрещает ношение обтягивающих одеяний. Наряды, облегающие грудь и черты тела, возможны для ношения лишь перед мужем. По Шариату нельзя использовать в гардеробе чулки и носки телесных оттенков, обозначающих размеры ног и выражающих их красоту. Запрет на узкие элементы связан также с их отрицательным влиянием на организм. Считается, что подобные модели наносят вред, становясь источником аллергических реакцией, а также сдавливая внутренности.
Юбки и блузы
Применение в гардеробе юбок, блуз и туник допустимо при том условии, когда они не нарушают закон Шариата, то есть не просвечивают и не обтягивают. Одеяние свободного типа, скрывающее какие-либо черты женских изгибов, вполне допустимы для мусульманок.
Украшения
Шариат не дозволяет показывать обществу браслеты, кольца, цепочки, серьги и другие украшения. Закон распространяется и на использование косметики, выделяющей лицо. Все элементы, украшающие девушку, созданы лишь для радости взора ее мужа.
Части тела, остающиеся открытыми
Правила Шариаты позволяют женщине открыть лишь ее лицо и кисти рук ниже манжеты. Границами лица считается зона от начала корней волос до подобородка, а также расстояние между скулами.
Обувь
Одним из наиболее частых вопросах, касающихся норм Шариата, считается вопрос о дозволенности ношения мусульманками обувь на каблуках. Считается, что предназначение каблуков заключается в обмане природы, поскольку они делают женщину выше, добавляя ей изящности. Шариат расценивает использование каблуков попыткой изменить и выделить себя, а значит, девушкам, желающим заслужить одобрение Аллаха, носить подобного рода элементы одежды запрещено.
Запрет на каблук также сводится к взаимосвязи с женским здоровьем:
Считается, что женщина с плохим здоровьем не способна стать хорошей матерью, оказывающей своевременную заботу своему ребенку.
Кроме того, женщина, идущая на каблуках, создает характерный стук по полу, что может являться источником соблазна для мужчины.
Какого возраста должен достичь мальчик, чтобы девушке стало необходимым надеть перед ним хиджаб?
Конкретного возраста, при котором женщина обязуется носить перед мальчиком хиджаб, не существует. Девушка должна самостоятельно определить момент, когда ей становится нужным прикрывать собственный аурат.
Если ребенок мужского пола чаще теперь смотрит на женщину, ведет с ней длительные увлеченные разговоры, старается чаще обратить на себя внимание, значит, пришло время скрывать перед ним свое лицо. Возраст мальчика может быть совершенно разным, поскольку у каждого отличаются природные качества, особенности психики и организма.
Немаловажным фактором является та среда, в которой воспитывается мальчик: окружение, в котором часто обсуждают женщин, говорят о них в формате их изящности, быстрее формирует в мальчике мужчину. Подобная среда развития раньше сформирует в ребенке потребность быть с женщиной, а значит, ранее он начнет и приглядываться к ним.
Одежда своими руками, мода и стиль
Загадочные наряды мусульманок завораживают и даже восхищают. Несмотря на то, что они обладают достаточно простым кроем и закрывают практически все тело, данные предметы гардероба отличаются огромным разнообразием. Подбирается мусульманская одежда с учетом случая. Самые же популярные ее разновидности стоит изучить более детально и рассмотреть на фото.
Особенности
Отличительной особенностью мусульманских нарядов является свободный крой и применение непрозрачных, плотных тканей. Создаются они с учетом религиозных канонов. Женщины в Исламе прикрывают практически все тело, за исключением лишь лица и кистей рук. Одежда мусульман закрыта от колен до пупка.
Даже в Москве ассортимент таких предметов гардероба невероятно большой. Кроме того, их можно заказать через интернет. В продаже можно найти ансамбли для различных случаев. Правда, не стоит думать, что если куплю всего один тип такой одежды, ее можно будет использовать повсеместно. Она бывает нескольких разновидностей и отличается в зависимости от предназначения.
Разновидности мужской и женской одежды
Современная одежда для мусульманок отличается многообразием. Также дизайнеры предлагают немало моделей для мужчин. Основные же разновидности стоит рассмотреть более подробно.
Домашняя
В домашних предметах гардероба, предназначенных для женщин, сохраняются все принципы Ислама. Это скромность, целомудрие и природная красота. Исламская одежда для дома должна быть свободной, удобной и изготовленной из натуральной материи. В ней выполнять домашние дела очень удобно. Голову при этом обязательно прикрывает платок.
У восточных женщин дома есть выбор нескольких типов нарядов:
Обувь в домашней обстановке используют удобную, мягкую, но закрытую. Украшения уместны лишь в особых случаях, но даже в этой ситуации аксессуары выбирают скромные.
Для мусульманина может быть выбран ансамбль из брюк и рубашки или футболки. Наряд при этом может быть даже цветным, но неоновые расцветки не допускаются.
Рабочая
Исламские женщины для работы в офисе выбирают классические деловые костюмы, которые дополняются платком. Брюки при этом обладают свободным кроем. Недопустимо, чтобы силуэт был сильно подчеркнут. Вместо них могут использоваться длинные юбки. Дополняется образ с помощью блузы, прикрывающей область бедер, а также удлиненного пиджака.
Наряд арабских женщин обязательно включает в себя русари или хиджаб. Эти платки предназначены для покрытия головы. Видимым при их использовании остается лишь лицо.
Инфо! Арабский мужской деловой костюм во много схож с европейским. Он состоит из классических брюк, жакета, рубашки и пуловера. Использование полупрозрачных материй и чрезмерно ярких оттенков недопустимо. Также под запретом находятся красные предметы гардероба.
Повседневная
Женский и мужской повседневный наряд создается в традиционном исполнении. Разнообразия фасонов в данном случае не наблюдается.
Арабская повседневная одежда мусульманки включает в себя:
Стильная одежда женщины превосходно сочетается с паранджой. Это закрытый предмет гардероба, схожий с халатом. Он полностью прикрывает тело и даже лицо. Отмечается лишь небольшое сетчатое отверстие для глаз. Более открытым вариантом головного убора является никаб.
Мусульманская одежда
Исламская религия своими канонами охватывает все сферы жизни человека. Касается это и одежды, которую предписано носить истинным мусульманам. Женская мусульманская…
Исламская религия своими канонами охватывает все сферы жизни человека. Касается это и одежды, которую предписано носить истинным мусульманам.
Женская мусульманская одежда
Есть ряд правил и ограничений к одежде мусульманки. Все они преследуют одну цель- женщина не должна привлекать своим внешним видом взгляды посторонних мужчин. Женщина-мусульманка носит скромную, сдержанную одежду, закрывающую части тела, называемые в исламе «аурат». К «аурат» не относятся лицо, кисти рук и ступни ног. В нашей стране по давно сложившейся традиции мусульманки закрывают и ступни ног.
Вот основные требования к женской мусульманской одежде
Несмотря на все требования к мусульманским нарядам для женщин, они имеют неоспоримые преимущества. Это свободные, удобные платья и костюмы. В них удобно в любую погоду. Даже в жару правильно выбранная одежда не создаёт неудобств. Светлые тона, натуральные дышащие ткани, свободный крой- и вы будете чувствовать себя комфортно.
В гардеробе женщины-мусульманки, впрочем, как и любой женщины, должна быть домашняя, рабочая, праздничная, спортивная одежда.
Дома женщина одевается скромно, подчёркивая свою кроткость, целомудрие. Шьётся одежда для дома из натуральных тканей. Она должна быть удобной и свободной. Расцветка домашней одежды отличается разнообразием и яркими узорами. Дома женщина может носить длинные платья с полурукавами, халаты, свободные блузы, длинные свободные юбки, брюки-шаровары. Голову можно покрывать небольшим платком или чепчиком. Дома можно носить неброские скромные украшения.
Рабочая или деловая одежда. Чтобы создать деловой стиль мусульманки используют классические деловые костюмы и длинные платья, дополненные платками или шарфами. Если это брючный костюм, то брюки должны быть свободного кроя и покрывать ноги по щиколотки. Пиджак или блуза выбираются тоже удлинённого кроя, закрывающие бёдра.Для занятий спортом мусульманки выбирают костюмы свободного кроя с удлинённым верхом и капюшоном. Если костюм без капюшона, для покрытия головы используют отдельный платок или другой убор. Есть и специальные мусульманские костюмы для купания, покрывающие все «аураты» женского тела.
Мужская мусульманская одежда
Ислам накладывает ограничения и на мужскую одежду. Цель этих ограничений та же- сокрытие от посторонних людей некоторых частей тела. Одежда должна служить защитой тела от лишних взглядов, от холода и зноя.
По канонам ислама, одежда мужчины должна закрывать область от пупка до колен включительно. Как и женская одежда, мужское одеяние не должно быть вызывающим, кричащим. Опрятность, скромность, удобство, комфорт – одежда призвана удовлетворять всем этим требованиям.
Мужчины могут носить деловые костюмы европейского стиля. Брюки свободного классического кроя можно дополнить рубашкой, свитером или жакетом. В мужской одежде тоже не должно быть ярких цветов. Нежелательна тонкая шёлковая одежда.
Такой разный хиджаб: платок в исламе и платок вне ислама
Почему женщины покрывают голову не только в исламе и как хиджаб связан со эмансипацией
Вопрос о хиджабе никогда не вызывал таких бурных дискуссий, как последние 200 лет. После развала Советского Союза религия стала активно возвращаться в публичное пространство, и вопрос женского платка снова оказался актуальным и политичным. В отличие от наших предшественников, для многих этических мусульман платок — это уже не одежда матери и бабушки. Это одежда, подразумевающая соблюдение и приверженность религии.
Мы предлагаем посмотреть на феномен хиджаба с разных сторон. Мы покажем, что покрывало не является частью исключительно исламской культуры, но было распространено и до ислама. Кроме того, мы объясним, каким образом хиджаб утвердился как часть ислама и как хиджаб связан со свободой женщины и ее высоким статусом.
Платок в культуре народов
Вся палитра одежды, ассоциирующаяся сегодня с традиционным Каиром и Багдадом, от хиджаба, никаба, паранджи и открытых нарядов, существовала у арабов и до ислама. С другой стороны, это не сугубо арабская традиция. Так, подобные порядки существовали в античной Греции (Aphrodite’s Tortoise, The Veiled Woman of Ancient Greece), в Византии (Gabriel Radle, The Veiling of Women in Byzantium) или в Иудее. Верующие иудеи до сих пор закрывают волосы, но делают это при помощи шляпки или парика (хотя есть и носящие платок).
«Покрытая танцовщица», Александрия, III—II век до н.э. Фото: metmuseum.org
Покрывало в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Позже, как мы покажем далее, это понимание перешло в ислам.
Кроме того, покрытие головы являлось необходимым элементом отправления культа. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано о том, что женщина должна покрывать свою голову в храме: «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (1-е Коринфянам 11:5). Понимание покрывала как части культа также вошло в ислам, где покрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.
На протяжении тысячелетий покрывало было неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Неприятие Запада закрытой одежды обострилось на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа — «бурка», закрывающая все тело вплоть до глаз, стала ассоциироваться с закрепощением и унижением женщины на Востоке. Все это соседствовало с необходимостью обоснования начавшейся контртеррористической войны и стало переломным моментом Новейшей истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствием и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с ханжеством, невежеством и фанатизмом.
Подобно другим практикам, например, паломничеству-хаджу, «запретным месяцам» и обрезанию, покрытие женщин существовало в арабском обществе и до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммада к арабам (как и к другим народам) приходили другие пророки и, вероятно, устанавливали эти практики. Тем не менее нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.
Одежда арабских женщин до ислама. Фото: siue.edu
Хиджаб в исламе
Интересна история ниспослания «аята о хиджабе», которая приводится в «Сахихе» Бухари, второй по важности книге в исламе после Корана. В соответствии с ней, интенция на введение хиджаба как религиозной обязанности была задана Умаром бин аль-Хаттабом, вторым праведным халифом. Кроме того, в этом предании используется само слово «хиджаб» в форме глагола повелительного наклонения «ухджуб».
«Что же касается ‘Умара, то он часто говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Покрывай (ухджуб) своих жён», однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам’а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней: «Мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят. («Сахих» Бухари, 146)».
Слово хиджаб с арабского переводится как «преграда» или «завеса». В самом Коране слово «хиджаб» не используется в том смысле, который нас интересует. Вместо этого использованы два других слова, родственные по смыслу, — «химар» и «джильбаб».
«Пусть они не выставляют напоказ свою красоту, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом (хумур, мн. ч. от «химар») вырез на груди (ан-Нур, 31)».
Химар, если обращаться к арабским словарям, переводится как «кусок ткани, покрывающий голову». Это слово происходит от глагола «хамара», означающее «скрывать, покрывать». В одном из хадисов передается, что женщины города Медина, услышав этот стих, покрыли тканями свои волосы.
«…О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала» (джалябиб, мн.ч. от «джильбаб»; аль-Ахзаб, 59).
Джильбаб — это слово, означающее свободную длинную одежду. Потому подразумевается, что одежда мусульман должна не только покрывать все тело, но и не быть обтягивающей и скрывать силуэт.
Исламские богословы постановили, что авраты (части тела, которые подобает скрывать) включают в себя все тело, кроме лица, ступней и кистей. Часть теологов утверждает, что степень покрывала зависит от традиций и «испорченности общества». Считая, что в обществе начали распространяться пороки, некоторые теологи стали считать желательным или обязательным покрывать и лицо. В правовой школе шафиитов же и вовсе распространилось мнение, что хиджаб желательно носить и мужчинам, в особенности молодым и красивым, дабы не смущать женщин.
У самого хиджаба есть лишь общие условия, но нет установленной формы. Хиджаб не обязательно должен быть черным, похожим на то, что носят женщины из Залива. Это вполне может быть европейская одежда, но соответствующая условиям покрытия «аврата».
Костюм старообрядцев из Нижегородской губернии. Фото: ruvera.ru
Древние тексты добавляли к этому, что эти ограничения касаются только свободных женщин, и не касаются рабынь. Все это писалось тогда, когда во всем мире процветало рабовладение. И в исламском обществе хиджаб являлся инструментом определения свободных женщин, субъектов общества. Хиджаб здесь выступал инструментом защиты женщины от посягательств на ее честь со стороны мужчины. В этом смысле исламская философия проста: мужчина есть мужчина и женщина есть женщина, мы не будем менять их природу. Вместо этого мы изменим среду.
Хиджаб и объективация
В Новое время эпоха рабовладельческих обществ начала сходить на нет. В сущности, в самом исламе существует интенция на освобождение рабов: это предписано за большое количество провинностей (например, пропуск поста) и считается благим делом. В то же время существовал только один способ закрепощения — военный поход. Сами рабы, таким образом, могут пониматься как военнопленные. Экономическое рабство в шариатском праве запрещено. Это также одна из причин запрета ростовщичества.
Интересный взгляд на вопрос рабства предложил Джоннатан Браун, ученый-исламовед из Джорджтаунского университета, в своей книге «Рабство в исламе». Браун говорит, что «рабство» является словом, меняющим свое значение от общества к обществу. Запрещая «рабство», нужно конкретизировать, что именно имеется в виду. Рабы в исламском обществе были прежде всего военнопленными и их потомками, но также являлись предметом торга.
Мы живем в капиталистическом обществе, где красоте и сексуальности уделено такое значение, которого не было никогда в истории. Феминистическая теория дала этому феномену определение «объективация», когда человек и его тело представляется лишь инструментом для удовлетворения собственных нужд, без учета его личности и чувств. Особенно подвержены объективации женщины.
Фото: Олег Тихонов
Критика объективации занимает важное место в современном левом (критика капитализма за овеществление тела) и феминистическом движениях. Удивительно, как перекликаются в этом левая и исламская повестка, при этом предлагая совсем разные решения. Ведь, в сущности, для исламской теологи фигура платка означает, что женщина не является товаром и частью рыночных отношений.
Наличие платка не мешало женщине занимать видное положение в исламской среде и не умаляло значение женского образования. Мы можем найти великих женщин в разные периоды истории ислама: начиная от жен пророка Мухаммада, игравших значимое положение на ранних этапах развития исламского халифата, до царицы Сююмбике. Наконец, хочется упомянуть Фатиму аль-Фихри, построившую в марокканском Фесе старейший в мире университет аль-Карауин.
Более того, в книгах по исламскому праву платок рассматривается как право и привилегия женщины. Андалузский теолог Ибн Хазм так описывал знатную девушку: «из благородной семьи, высокого положения, сокрытая за плотной завесой».
Платок являлся инструментом для построения общества, которое, без изменения человеческого естества, образовало бы культуру, не зацикленную на сексуальности. К сожалению, такой смысл платка разделяется не всеми. Для многих мусульман и немусульман платок представляется символом закрепощения женщины и ее подчиненного положения. Просто одни преступно довольствуются этим, а другие, напротив, враждуют с любым проявлением религиозности.
Хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:
«На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».
Конечно, само ношение хиджаба не означает аскетизм и высокие моральные качества, как некоторые полагают. Ислам рассматривает это как один из божественных заветов. С другой стороны, покрывало занимает особое место во всей авраамической традиции — иудаизме, исламе и христианстве. Это неотъемлемая часть традиционных религий Российской Федерации.
В светских демократиях религия не занимает положения источника государственного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право выбирать для себя религию или не выбирать никакой. Там же есть важное уточнение: «и действовать в соответствии с ними (религиозными убеждениями)». Хиджаб является религиозным предписанием, тем самым «религиозным убеждением», но не только им. Хиджаб — это и часть мировой культуры, ее интенции на «скромность», которая проявлялась в разные исторические эпохи и в разных цивилизациях.