Что носят вместо крестика другие религии
Почему баптисты не носят крест: кто из христиан не носит крест
Крест – один из самых узнаваемых символов в мире. Некогда он был в ходу у наших пращуров-язычников и распространен во многих примитивных культурах. Но с появлением христианства крест стал трактоваться именно как символ принадлежности к соответствующей религиозной конфессии.
Немного об истории религии
Христианская религия зародилась в начале нашей эры: собственно говоря, общепринятое летоисчисление ведется от рождения сына Божьего, Христа. Местом зарождения веры считается Иудея (Палестина), где после смерти и вознесения Христа начало распространяться соответствующее учение и заповеди Спасителя. Как ни странно, первыми приверженцами нового вероучения, наряду с арамейцами, стали иудеи.
Поначалу, на протяжении тысячелетия, христианская церковь была единой. Затем, в 1054 году произошло разделение христианской церкви на католическую и православную, а еще позже, уже в Средневековье, от католической церкви отделился протестантизм, который впоследствии распался на множество более мелких конфессий.
На данный момент христианскую религию исповедует порядка трети от всего населения Земного шара. Число приверженцев протестантизма составляет около 800 миллионов человек – это второе по численности направление христианства после католицизма.
Сейчас в мире по-прежнему существует три основных направления христианской религии:
Крест далеко не сразу стал символом христианской религии – до воцарения императора Константина учение Христа олицетворяли рыбы, агнец, хризма (инициалы Спасителя) и даже якорь. Однако с начала IV столетия символ животворящего креста стал постепенно распространяться, пока не достиг нынешней популярности. Впоследствии его стали дополнять распятой фигуркой Христа.
Постоянное ношение нательного креста после крещения более типично для православия (причем русского). Современные католики носят кресты реже, а православные греки и приверженцы большинства ветвей протестантизма – вообще никогда.
Носят ли протестанты крестики?
Как говорилось выше, протестантизм весьма многообразен и широко распространен – количество разнообразных течений внутри него измеряется тысячами. Большинство их основано на безусловном следовании Библии, живой вере и священстве всех верующих.
Канонизированных святых в протестантизме практически нет. Точнее, их житие не отрицается, но они почитаются, скорее, как мудрые учителя. В большинстве направлений обрядовая часть сильно урезана и сводится лишь к двум таинствам: крещению (которое проводится обычно в осознанном возрасте) и причастию. Некоторые течения обходятся и вовсе без них.
Действительно, протестанты не носят крестик (во всяком случае, представители большинства крупных течений). Крест не используется в богослужениях и не является объектом поклонения.
Протестанты объясняют это тем, что истинная вера не нуждается в материальных символах, а поклонение им – идолопоклонничество, всячески порицаемое в христианстве. Тем не менее, символ креста они не отвергают (он украшает молельные дома, изображается на Библиях, которые распространяются бесплатно), а просто ему не поклоняются.
Молельные дома протестантов обычно обставлены весьма лаконично. В них отсутствуют иконы, изваяния и роскошная утварь. Некоторые течения и вовсе не признают необходимости иметь специальные места для отправления богослужений: где собрались верующие, там и церковь.
Почему баптисты не носят крестик
Баптистское вероучение – одно из распространенных ответвлений протестантизма. В России оно, пожалуй, наиболее популярно. Баптисты придают грандиозное значение всему, что написано в Библии, крестятся в зрелом возрасте и не приемлют идолопоклонничества в любой форме. Таковым они считают поклонение кресту: от осенения крестным знамением до ношения нательного крестика.
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Тем не менее, наиболее продвинутые представители этой конфессии считают, что к кресту нужно относиться с уважением. Однако не нужно путать уважение с преклонением и заменять истинную веру материальными символами.
Баптистам закономерно оппонируют представители православного духовенства, приводя слова Апостола Павла из Библии. Святой очень чтил животворящий крест и призывал к этому всех верующих.
Православные греки
Православие в Греции воцарилось гораздо раньше, чем на Руси. И если у нас оно насаждалось сверху, то первые верующие в Христа греки подвергались серьезным гонениям. Носить крест в те времена было попросту опасным: первых христиан нещадно истребляли.
Тем не менее, считается, что великомученики греческого происхождения носили кресты. Впоследствии некоторые верующие начали татуировать крест на груди (его невозможно сорвать и осквернить) или носить медальоны с изображением распятия.
В общем, традиция ношения нательных крестиков в Греции не прижилась. По мнению современных греческих теологов, каждый человек получает духовный крест при крещении, а в материальном воплощении он не нуждается.
Что носят евреи вместо креста?
Евреи не носят крестик потому, что не являются христианами. У них есть собственная религия – иудаизм. Что интересно: иудаизм гораздо старше христианства и вообще является самой старой монотеистической религией в мире. Евреи-ортодоксы придерживаются крайне строгих и непонятных инакомыслящим канонов.
Евреи не имели никакого отношения к казни Христа. Земли Иудеи были захвачены легионами римлян, и самим евреям от этого было несладко. Римляне (тогда еще язычники) и распяли Спасителя.
Евреи носят на шее вместо крестика шестиконечную звезду Давида. Это не настолько религиозный, насколько духовный и национальный символ, так что ношение его – дело сугубо добровольное.
Христианский крестик не оберег и не талисман на удачу – без истинной веры он пуст. Так что носить его нужно только тем людям, которые действительно чтят Христа и искренне благодарят его за спасение.
Что мусульмане носят на шее вместо креста: традиции ислама
Ислам — наиболее молодая, но имеющая десятки миллионов последователей религия. Распространена по всему миру, но наибольшая концентрация мусульман/магометан сосредоточена на территории Ближнего Востока и Средней Азии. Как определить, что перед вами мусульманин? Есть ли у них нательные символы веры и носят ли мусульмане крестик? Чтобы понять, разобраться в данной теме, необходимо ознакомиться с базовыми понятиями и определениями религиозного культа.
Нет блага в том поклонении, в котором нет знания…
Чтобы рассмотреть причинно-следственную связь того или иного явления, сделать правильные выводы, необходимо свободно апеллировать основными терминами, а именно:
Что мусульмане носят на шее
Рассматривая этику ношения нательных украшений в исламе, необходимо отметить важный аспект, в котором условно можно выделить следующие моменты:
Есть ли у последователей ислама специальные символы веры?
Христианская вера подразумевает обязательное ношение нательного креста, который надевается на шею при крещении и не снимается на протяжении всей жизни. Даже отправляя почившего в последний путь, крест не снимается. А какой символ веры вместо крестика у мусульман?
Согласно истории, к пророку Мухаммеду пришли девять человек, но он принял лишь восемь из них. С девятого человека он сорвал шейный амулет, пояснив, что это многобожие.
Истинные мусульмане не нуждаются в нательных символах веры, так как веря в силу того или иного талисмана, они предают единобожие. Истинная вера в Аллаха исключает ношение каких-либо дополнительных символов, т. е. подтверждение веры таким образом не требуется.
Серебряная подвеска (перейти в каталог SUNLIGHT)
Может ли верующий носить полумесяц
Прежде всего, важно понимать, что полумесяц в исламе не одно и то же, что крест в Христианстве. Версии происхождения полумесяца в магометанстве несколько разнятся: кто-то олицетворяет его с Византией и Константинополем, кто-то — с богиней Дианой и Гекатой. Есть версии, что полумесяц олицетворял окончание строительства мечети.
Главное заключается в том, что полумесяц не является полноценной символикой ислама. Поэтому он воспринимается как красивое изящное украшение, которое позволяет выделить магометанина. Но значимой смысловой нагрузки, как нательный крест, он не несет.
Что мусульмане носят на шее вместо креста
Как было сказано ранее, религия мусульман не признает ношение на шее каких-либо символов. Это не только правильно, но и связано с полным пониманием сущности единобожия.
Однако, многие верующие хотели бы использовать в нательных украшениях-таавизах священные аяты из Корана, зикры или дуа. Правильно ли это?
В этом направлении единое мнение специалистов отсутствует и по сей день. Приверженцы отрицания такого способа поклонения Аллаху ссылаются неправильное восприятие веры, многобожие.
Другая категория, наоборот, не видит в этом ничего предосудительного, считая, что нужно быть твердо уверенным в помощи Аллаха, но одновременно напоминает, что таавизы запрещено носить в баню и туалет, так как они содержат священные аяты.
Выбирая такого рода украшение, мусульманин должен сам для себя убедиться в правильности принятия решения.
Можно ли мусульманам носить крестик
Некоторые последователи ислама в силу невежества пытаются совместить невозможное. Придерживаясь мусульманского вероисповедания, они носят символы веры других конфессий, считая, что носить крестик мусульманам можно. Это в корне ошибочное мнение.
Невозможно быть последователем одной религии и использовать символ веры другой конфессии. Это означает, что человек либо не понимает греховности содеянного как для ислама, так и для Христианства, либо не является истинным верующим.
Смотреть все мусульманские украшения в каталоге SUNLIGHT
Если же человек атеист, тем более не следует надевать христианский крест. Это проявление неуважительного отношения к верующим и православным религиозным канонам. Уважение к другим начинается с уважения к себе. Если мусульманин намеренно нарушает конфессиональные обряды и символы, он не уважает, прежде всего, себя.
Задумываясь о приобретении того или иного амулета, украшения, религиозного символа, следует ознакомиться с существующими канонами, которые нельзя переступать. Если человек — христианин, он должен носить нательный крест, если мусульманин — ношение нательных религиозных символов исключается.
«Довольствуйся малым — и не будешь нуждаться; избавься от зависти — и будешь спокоен; отдаляйся от запретного — и твоя вера станет искренней», — хадис аль-Кудси.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Можно годами отвечать на одни и те же вопросы, но их всё равно будут задавать. Регулярно. Годами. Во-первых, потому что в Церкви регулярно появляются новые люди и ответы на вопросы из разряда элементарного для них имеют ту же важность, что и для тех, кто когда-то задавал нам эти вопросы впервые. Во-вторых, потому что элементарное забывается быстрее всего и поэтому одно и то же периодически приходится не только впервые говорить разным людям, но и периодически повторять одним и тем же.
Взять хотя бы, к примеру, тему украшений. Полагаю, каждому священнику не раз приходилось слышать вопросы о том, можно ли православным носить украшения, можно ли женщинам носить серьги или прокалывать девочкам уши и т. п. Всё это естественно и элементарно: неофитам свойственно обращать особое внимание на мелочи и хорошо, если они при этом советуются со священником, а не молча берут пример с наиболее ригористичных православных и объявляют злом чуть меньше, чем всё подряд. В то же самое время верующие «со стажем», давно освоившись в церковной жизни, нередко начинают относиться слишком демократично к вещам, которые на самом деле являются куда более серьёзными, нежели мелкие неофитские беспокойства.
В наше время поездки по миру доступнее, чем когда бы то ни было, да и человек мобилен, как никогда ранее. Однако, как и в былые времена, выбираясь в путешествие, человек неизменно привозит с собой массу нужных и ненужных вещей как для себя самого, так и для родственников, друзей, коллег, близких и не очень. Своё место в этом ворохе безделушек традиционно занимают украшения разной степени экзотичности. И среди них нередко попадаются самые что ни на есть религиозные атрибуты и символы. Нехристианские, разумеется. Всё это раздаривается ближним и дальним, носится на всевозможных местах, от головы до лодыжек, используется в качестве брелоков, висюлек для автомобильных зеркал и маскировки недостатков советского жилищного строительства. Чего только не увидишь порой на человеке и вокруг него: руны, анхи, эрцгаммы, пентаграммы, хамсу (не в смысле промысловую морскую рыбку, новости о улове которой вытесняют на время путины с первых полос местных газет приморских городов политику, спорт и катастрофы, а в смысле пёструю висюльку в виде ладони, которую называют то «рука Фатимы», то «рука Мирьям»), мусульманские кулоны и амулеты в виде каких-то глаз… Разве только свастики не хватает.
Спросишь, бывает, знакомого православного, что такое на нём надето, а тот отмахнётся, мол, ладно, мы же христиане, воспринимаем всё это как декор и не более того. Хотя в том-то и беда, что, как христианам, нам должен быть присущ определённый иммунитет, не позволяющий играючи относиться к религиозной стороне жизни и исповедовать бытовую всеядность. Бог недаром называет Себя Ревнителем. Наше знание о суетности любой другой веры, кроме веры Христовой, должно внушать нам отвращение от всего, что связано с чужими нам верованиями, а уж никак не ощущение того, что нам море по колено.
Что хуже равнодушия и безалаберности?
Впрочем, сказанное выше – пожалуй, наименьшая из проблем такого рода. Она и решается просто: объяснил человеку, что к чему, глядишь, он уже эрцгамму рядом с крестом на грудь не повесит. Куда хуже, когда христианин при всей церковности неспособен расстаться с суеверием. Как это ни печально, но для некоторых даже не стоит вопрос, можно ли, например, носить красную нить православным или можно ли православным носить обереги? Люди заранее уверены, что можно. Дескать, если и не поможет, то точно не повредит. Вот и носят, кто какой-нибудь триглав, кто ту же эрцгамму, всякие там славянские обереги, знак зодиака. С последним вообще интересно выходит: люди на самом деле верят, будто от даты рождения может зависеть характер, а знак зодиака гарантирует определённые способности и склонности. Иногда прямо так и заявляют: «Я знаю, что Церковь в это не верит, но»… В данном случае это «но» говорит о вере человека куда больше, чем его молитвы, хождения на службы и даже исповедь. Я бы даже так сказал: христианин начинается там, где заканчивается всякое «но».
Относительно того, во что верит, что говорит и к чему призывает Церковь
Правда, на этом суеверие не заканчивается. Почему отдельных православных так привлекают те же красные нитки? Потому, что, считая себя православными, люди продолжают мыслить как неверующие. Сами посудите: может ли по-настоящему верующий человек искать защиты от «колдовства», «порчи» или «сглаза», когда таковых вовсе не существует. Кто не согласен, найдите в наших требниках и книгах молебных пений какое-нибудь последование или хоть просто молитву «от колдовства» (мучеников Киприана и Иустину оставьте, пожалуйста, в покое: они при жизни и подумать не могли, что тысячу семьсот или восемьсот лет после их кончины найдутся «благочестивцы», которые «назначат» их ответственными за то, чего «в природе нету, сколько землю не копыть»). Ну как? Не нашли. И не найдёте, потому что нет таковых. Не было. И не будет. Поскольку ни в какое «колдовство» Церковь никогда всерьёз не верила. Потому и не предлагала никогда средств против него. А тут нате вам, красная нитка. Не смешно? Ах да, некоторые любят говорить, что это не просто нитка, а нитка «из Иерусалима». Ну ладно, пусть даже из Иерусалима. Но, позвольте, в Иерусалиме что? Всё подряд благодатно и свято? Десяток раз бывал я там. Видел святыни, храмы, места, связанные с земной жизнью Христа. Однако Иерусалим – это жилой город и, кроме святынь и храмов, там есть магазины и рынки, кофейни и забегаловки, курилки, помойки и даже отхожие места. Я могу не продолжать? И еще меня откровенно смущают люди, называющие себя православными и всерьёз произносящие такие слова, как «оберег». Не в Боге ли наше упование? Не Господь ли наша защита? Какие могут быть обереги? От чего могут защитить нитки, камушки и деревяшки? Тут уже даже не нужно быть верующим, достаточно быть просто думающим человеком, чтобы стало смешно. Кстати, ничуть не лучше, если человек считает «оберегом» нательную иконку или крест. Крест – знак нашей верности Христу, нательная иконка – ощутимое напоминание о Боге. Без веры и молитвы, без покаяния и жизни по вере ни от чего они нас не уберегут. Поскольку жизнь человеческая – в руках Божиих.
К слову, о Кресте
Насчёт того, какие кресты можно носить православным, тоже спрашивают нередко. Можно ли православным носить католический крест или крест без распятия, так называемый иерусалимский или армянский крест? Эти вопросы, в отличие от многих других, чрезвычайно просты. Потому что ответ на них одинаков и прост: можно. Любой крест: восьми, шести, четырёхконечный, армянский, мальтийский, иерусалимский, с распятием или без – всегда крест. Поэтому для христианина нет ни малейшей разницы, поскольку любой крест прежде всего – Христов. По этой же причине на вопрос, можно ли православному не носить крест, мы отвечаем однозначно и категорично: нет. Потому как мы – Христовы, а крест – знак нашей принадлежности Христу, на православном христианине не может не быть креста. И не нужно искать альтернативы или задаваться вопросом, что можно носить вместо крестика. Традиция ношения христианами креста альтернативы не предусматривает. При этом материал, из которого изготовлен крест, не имеет никакого значения. Золото или серебро, олово или медь, алюминий или дерево, кожа, сутаж или пластик – крест может быть сделан из чего угодно и носиться на чём угодно – верёвке, цепочке, шнурке.
Конечно, помимо креста, существует немало украшений, снабжённых изображениями икон или текстами молитв. Подвески, кулоны, кольца (я даже встречал такое выражение, как «православное кольцо»), браслеты, чётки. С одной стороны, в их ношении нет ничего предосудительного, с другой, их нельзя считать обязательными. Кроме того, излишества здесь откровенно неуместны.
Отдельная тема – звезда Давида
Да, удивительным образом к знаку, именуемому Магендавид (звезда Давида), среди православных существует особое отношение. Ведь вроде как и ветхозаветное прошлое у нас с иудеями общее, и царь Давид для нас – святой. Да и сам знак можно иногда и в орнаментах храмовой росписи повстречать. Тем не менее отдельных читателей я вынужден буду расстроить: во-первых, доподлинно неизвестно, имеет ли шестиконечная звезда хоть какое-то отношение к царю Давиду. Во-вторых, этот знак давно и прочно ассоциируется с иудаизмом. Так что, с чего бы это православному христианину носить звезду Давида, мне не очень ясно. А вот о таком украшении, как Вифлеемская звезда, такого уже не скажешь. По сути-то это – обычный кулон, однако название отсылает нас к евангельскому сюжету Рождества Христова и связанным с ним чудесным явлением звезды. Так что украшение данное хоть и не является в православной среде общеупотребительным, имеет очевидный христианский смысл. Впрочем, это вовсе не означает, что оно может заменить собой крест.
В заключение не премину напомнить, что даже в таком, на первый взгляд, пустячном деле, как ношение украшений, христианин должен оставаться христианином. Не пренебрегать ношением креста и не искать ему альтернативы. Не надевать на себя атрибутику других религий. Не верить в мифическую силу «оберегов» и «талисманов» и не поддаваться суеверию, малодушию и страхам. А кроме того, помнить, что чувство такта, меры и вкус должны быть присущи, в том числе и православным. Соблюдая эти нехитрые правила, вне всякого сомнения, не погрешим.
Недавно узнал, что я еврей. Теперь я должен носить звезду Давида — магендовид?
Совсем недавно узнал, что еврейство передается по матери. Таким образом, я являюсь евреем, поскольку моя мама Раиса Абрамовна — точно еврейка. Значит, теперь я должен носить звезду Давида (магендовид)? Есть ли на этот счет какие-то правила?
Отвечает рав Яков Шуб
Большое спасибо, что обратились к нам.
Действительно, тот, у кого мать еврейка, является евреем. Вы можете пойти в местную синагогу и присоединиться к жизни общины. Кроме того, у нас на сайте Вы сможете найти для себя много полезной информации.
Что касается звезды Давида, то, действительно, сегодня принято называть еврейский символ, шестиконечную звезду, — Маген Давид.
В Талмуде (Псахим 117 б) упоминается, что сочетание «Маген Давид» — защита (щит) Давида — означает Защиту, под Которой находится царь Давид и Машиах; а Машиах будет из потомков Давида. Поэтому мы завершаем благословение после чтения Афтары (отрывка из книги Пророков, которые читают в субботу) так: «Барух Ата А-Шем Маген Давид» — «Благословен Ты, Б-г, — Защита (Щит) Давида».
Однако в Талмуде нет упоминания о шестиконечной звезде как символе этой Защиты.
Упоминание о «Щите Давида» мы встречаем также в Пророках (Шмуэль II 22:36) и Писаниях (Тэилим 18:36). Царь Давид говорит о «Щите», восхваляя Всевышнего, Который защищает и спасает его. Однако там тоже нет упоминания о шестиконечной звезде.
Существует мнение, что щит царя Давида, с которым он выходил на войну, имел форму шестиконечной звезды. Так объясняют, почему шестиконечная звезда получила название «Маген Давид». Однако этому нет подтверждения в традиционных еврейских источниках. Более того, есть упоминание, что на щите Давида была изображена Менора (рав Йосеф Леви, «Мин-аг Исраэль Тора», Орах Хаим 90:4).
В Талмуде (Санхедрин 95а) сказано, что Всевышний, защищая Давида, совершил для него два чуда: одно над землей, подняв Давида в воздух[i], а одно под землей (см. Шмуэль I, 24). Это также может служить объяснением, почему «маген Давид» был именно шестиконечной формы. Человек в силах защитить другого человека с четырех сторон, а Всевышний защищает его также сверху и снизу, т. е. — с шести сторон.
Рав Мойше Файнштейн (респонс «Игрот Моше», Орах Хаим 3:15) также пишет, что у нас нет традиционных источников, в которых шестиконечная звезда называлась бы «маген Давид», но звезда может символизировать власть Всевышнего над всем миром — над всеми «шестью направлениями». А поскольку Давид всегда уповал на Всевышнего и Его защиту, шестиконечная звезда ассоциируется с его именем.
В других культурах также можно встретить этот символ. Тем не менее, уже в средние века изображение шестиконечной звезды появляется на еврейских могилах и книгах в качестве еврейского символа. Затем шестиконечную звезду начинают изображать в синагогах на завесах ковчега, где хранятся свитки Торы, и на других предметах. Так в ходе истории шестиконечная звезда превращается именно в еврейский символ, прочно «закрепляется» именно за евреями.
Лидеры сионистского движения также стали использовать шестиконечную звезду в своей атрибутике и, в конце концов, шестиконечная звезда появилась даже на флаге государства Израиль.
Что касается Вашего вопроса о ношении цепочки со звездой Давида: существует распространённое заблуждение, якобы, как христиане носят крестик, так иудеи носят звезду Давида. Это неверно, Звезда Давида — это просто украшение, она не имеет никакого отношения к религии, тем более, никто не обязан ее носить.
Более того, как и любое другое украшение, его могут по желанию носить и неевреи. В религиозных кругах ношение подобного украшения также не очень распространено.
Тем не менее, поскольку, как было сказано выше, звезда Давида является общепринятым еврейским символом, некоторые люди носят это украшение именно для того, чтобы заявить и подчеркнуть, что они евреи. В сегодняшнем мире, при росте антисемитизма, это поступок, заслуживающий уважения. Его можно рассматривать, как желание выразить свою идентичность, еврейскую душу. Для некоторых людей это единственная связь с еврейством, которая у них осталась, и они всеми силами стараются ее не потерять.
В этой связи уместно вспомнить вопрос, заданный известному современному раввину раву Ицхаку Зильберштейну. Одна еврейка опрометчиво ответила на ухаживания араба и в результате оказалась в арабской деревне, в плену у «мужа»-араба. У них родился сын. Женщина, сделала мальчику татуировку в виде звезды Давида, чтобы он помнил, что он еврей, и чтобы ни одна арабка не захотела выйти за него замуж. Вопрос заключался в том, насколько строг запрет, который она нарушила, сделав татуировку.
Таким образом, мы выяснили, что цепочка со звездой Давида — это просто украшение, носить его вовсе не обязательно. Некоторые носят это украшение для того, чтобы заявить о своем еврействе. При этом стоит помнить, что еврейство не ограничивается ношением звезды Давида. Настоящее еврейство — это жизнь по Торе и соблюдение заповедей Творца.
С уважением, Яков Шуб
[i] В трактате Сангедрин (95а) рассказано об Авишае, слуге царя Давида, который с помощью Имени Б-га «задержал» царя Давида в воздухе, чтобы тот не упал на вражеское копьё.