Что носят татары на голове мужчины

Головные уборы

Содержание

Как элемент традиционной одежды головные уборы поволжско-приуральских татар восходят к древне-тюркской культуре и костюму булгарских предков.

В процессе развития головных уборов татары испытали заметное влияние культурных традиций соседних народов Волго-Уральского региона, а также народов мусульманского Востока.

Этнохудожественная специфика татарских головных уборов, многообразие их исторических, территориальных вариантов наиболее ярко проявляются в женском костюме. Ещё в древности определились два основных вида женских уборов — покрывала и шапки.

Женские головные уборы

Покрывала — бэрканчек, тугэрэк яулык, орпек, тастар к концу XIX в. уже вышли из широкого употребления. Эти самобытные головные уборы, разнообразные по форме (квадратные, треугольные, полотенцеобразные), декоративное решению (вышивка, аппликация, узорное ткачество) и способам ношения, с 1-й половине XIX в. стали сменяться платками и шалями фабричного производства.

Нижние ситцевые платки («француз яулык») татарки носили в роспуск: пожилые женщины завязывали два конца платка под подбородком, девушки и молодые женщины — на затылке.

Ажурные шали из шёлкового трикотажа надевали при выходе из дома: пожилые состоятельные женщины— под меховую шапку— «камчат бүрек», молодые женщины и девушки набрасывали их на шапкообразный убор — калфак.

Бархатные калфаки, расшитые жемчугом, бисером, золотошвейной гладью, были самым распространённым головным у мусульманок вплоть до 1920-х гг.

Старинные формы калфаков — белый вязаный колпак, бархатный «чачак-колпак» к концу XIX в. носили лишь девушки-кряшенки. Замужние кряшенки покрывали голову многоэлементным головным убором сурэкэ, а в молькеевской группе крещёных татар — тастарным комплексом. Последний в локальных модификациях сохранялся также к началу XX в. в женском костюме касимовских татар, отдельных групп мишарей.

Один из древнейших, восходящих к булгарскому периоду, вариантов тастарного комплекса головных уборов включал сплошь расшитую монетами, кораллами, бисером шапочку — кашпау, которую продолжали носить в группе лямбирских мишарей ещё и в середине XIX в.

Мужские головные уборы

Мужские головные уборы татар, в отличие от женских, не имеют существенных региональных особенностей. В них отражаются лишь разное имущественное, сословное положение носителей, их принадлежность к городской или сельской культуре, мусульманской или христианской конфессии.

До начала XX в. головные уборы, изготовленные из дорогих тканей, ценных мехов, имелись в гардеробе лишь зажиточной части населения.

Тюбетейка и чалма — своеобразные символы исламской веры — у татар-кряшен не бытовали. Характерный для татар-мусульман нижний головной убор— тюбетейка, по-видимому, восходит к сфероконической простёганной четырёхклинной шапочке, которую древние воины носили под шлемом. Казанские татары называют его «такыя», мишари — «кәпәч».

К широко бытовавшим до середины XX в. верхними мужскими головными уборами относятся валянные из овечьей шерсти летние шляпы с полями «эшләпә» и зимние шапки «бүрек».

Меховые шапки модных фасонов в форме цилиндра «мәскәү бүрек», «данадар бүрек», тюбетейки в виде усечённого конуса, известны под названием «кәләпүш», получили распространение под влиянием городского стиля одежды.

На рубеже XIX–XX вв. среди части татарской интеллигенции получила распространение турецкая фетровая феска с кистью.

Детские головные уборы

Детские головные уборы являлись уменьшенной копией взрослых уборов, но они изготавливались из ярких материалов и богаче декорировались — даже зимние шапки нередко украшали вышитыми узорами. Уже в 3–4 года мальчики начинали носить тюбетейки. Девочкам выходным головным уборам служили платки, с подросткового возраста — калфачки и каттаджи.

Процесс европеизации одежды, наметившийся ещё на рубеже XIX–XX вв., к середине XX в. практически вытеснил из быта татар традиционные головные уборы.

В конце XX в. на волне возрождения национальной культуры наметилась тенденция восстановления отдельных элементов национального костюма, содержащих этническую символику, в том числе таких головных уборов, как тюбетейка и калфак.

Литература

Воробьёв Н.И. Казанские татары. Казань, 1953;

Завьялова М.К. Татарский костюм. Казань, 1996;

Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала. Казань, 2000.

Источник

Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения

У каждого народа имеются традиции и обычаи, которые выражаются в элементах культуры и быта, одежде, еде. Узнать о том, как формировался и зарождался тот или иной этнос, позволяет одежда. Национальный костюм у татар является элементом, по которому можно восстановить богатую историю этого народа, узнать секреты иерархии в семье и обществе. Любой национальный наряд выражает уникальность, указывает на то, что является для людей первостепенной ценностью. 18 век – время появления татарского костюма.

История формирования национальной одежды татар

Как и большинство элементов одежды, татарский национальный костюм возник под влиянием особенностей жизни народа. Нужно помнить, что в этом случае дизайн учитывает особенности нескольких групп народностей.

Основное влияние на визуальный облик и рисунок оказала поволжская ветвь. Отражение в костюмах получили религия и традиции — верховая езда, танцы, уважение к старшим, постоянное перемещение по территории (кочевничество). Национальная обувь и одежда созданы с тем учетом, чтобы в них было комфортно в любую погоду: летом не должно быть жарко, а осенью и зимой – холодно.

Крымско-татарский костюм, как и любой другой вариант, создавался для удобства длительной верховой езды, поэтому для пошива вещи использовался мех, кожа, верблюжий или бараний войлок, а также сукно.

Современный образ жизни указывает на то, что внешность должна быть красивой, одежда – стильной, чтобы общество смогло оценить умение человека следовать моде. Традициям и культуре отводится все меньше места, поэтому, как татарин, так и татарка чаще используют народный, типичный для старшего поколения костюм только на праздниках или в качестве сценического наряда на выступлениях.

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Традиционные костюмы мужчины и женщины

Что носят татары на голове мужчины

Разновидности повседневной одежды

Определяющая народность особенность имеется во многих костюмах. Образ татар позволяет понять, что они практичны и склонны к созданию комфорта, в каких бы условиях им не приходилось жить.
Традиционный татарский костюм представлен следующими элементами:

Присутствует и головной убор – платок носит женщина, тюбетейку – мужчина. В любом случае он богато украшен различными декоративными элементами. Присутствует узор или орнамент, указывающий на особенности рода, вышивка, выполненная золотом, монеты и различные по величине бусины.

В 90% случаев узоры берутся из растительного или животного мира, указывая на то, что народ относится к природе бережно. К особенностям нужно отнести тот факт, что мужской и женский костюмы не имеют значительных отличий. Но некоторые все же имеются.

Для женщин

Женский вариант длиннее мужского – рубаха доходит до ступней. Для пошива используются натуральные ткани и материалы:

В качестве элементов украшения применяются яркие ленточки, тесьма (серебро и золото по оттенкам), разноцветный бисер, тонкое кружево и различная бижутерия. Женщинам, девушкам и девочкам необходимо было дополнительно налевать тешелдрек или кукрекче, которые закрывали слишком большой нагрудный вырез.

Грациозности женскому образу придавала легкая приталенность штанов. Верх (камзол) запахивался на правую сторону, имел боковые клинья (выкройка уже учитывает эти особенности). Особенность в том, что верхняя часть татарского женского повседневного костюма была украшена богаче – присутствовал мех и вышивка. Верх женского костюма:

Украшение этих элементов велось монетами, перьями или тесьмой. Для пошива туники применяли бархат, меховые элементы, позолоченную тесьму. Особого внимания заслуживает пояс. Его украшали крупные пряжки, изготовленные из серебра. В зимний период к костюму добавляли меховой элемент – шубу.

Что носят татары на голове мужчины

На мужчине – короткая рубаха, на женщине – длинная, похожая на платье.

Для мужчин

Рубаха имела боковые клинья и глубокий вырез, чтобы движения были максимально свободными и ничем не стеснялись. Носить ее следовало без пояса.

Штаны изготавливались также из натуральных материалов – льна или хлопка, ткань была однотонной. Для мужчин допускались полоски. Крепость и прочность изделий позволяли длительное время носить штаны без дополнительного ремонта

Для детей

Детская одежда для младенцев была универсальной и удобной. С возрастом в ней появляются первые отличительные признаки, указывающие на пол ребенка. Основные цвета для девочек – зеленый, бордовый, синий, для мальчиков – синий или черный варианты. Специально расписывать или разукрашивать элементы одежды не требовалось. Украшения и аксессуары появлялись по мере взросления детей.

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Праздничные и свадебные наряды

Татарская национальная праздничная одежда выглядит дорого и роскошно. Настоящий торжественный костюм – это изобилие декоративных элементов, лучший по качеству материал и пошиву.

Для женщин

Свадебный вариант платья выполнялся из ткани различных цветов:

В качестве обуви выбирались удобные сапожки (сапожок или ичиг мог иметь элементы украшения). Дополнительно невесты могли надевать камзол. В качестве головного убора использовалась тканевая накидка и расписной калфак.

Для мужчин

Особенный праздник подчеркивался костюмом насыщенного синего цвета с традиционным народным узором в качестве украшения. Жених должен был выглядеть богато, чтобы о нем сложилось положительное мнение.

Никах особенно важен для тех, кто ценит традиции, именно здесь внимание уделяется костюмам.

Современный красивый праздничный наряд имеет характер народности. Традиционные элементы сохраняются и сегодня – длина ниже колен, орнаменты. Богатое прошлое диктует свои правила: редкий элемент одежды лишен украшений. Зимний каракулевый ворот или меховая шуба присутствуют как неотъемлемый элемент образа.

Для детей

Праздничные детские наряды были расшиты золотыми узорами, образ дополнялся украшениями. Татарский праздничный костюм для девочки имеет покрывало на голову или шапочку с кисточкой.

Современные свадьбы не лишены традиционных праздничных украшений одежды

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Дополнительные элементы одеяния татар

Невозможно представить себе татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке в семье. Свадьба могла быть отменена, если наряды выглядели недостаточно роскошно. Количество нарядов, качество пошива давали возможность судить о паре в целом.

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчины

Головные уборы

Национальный татарский костюм дополняется головными уборами. Голова женщины покрывалась особым элементом, состоящим из трех слоев:

Мужской головной убор был двойным:

В качестве альтернативного варианта наверх надевали чалму. Для того чтобы окружающие смогли связывать человека с богатым сословием, головные уборы украшались атласом и бархатом. Обычно тюбетейки были однотонными. Яркие и пестрые варианты выбирали молодые парни.

Юные девушки носили однотипную тканевую или меховую шапочку, которая называется бурек. Ее также украшали, используя для этого вышивку, бисер, бусы, серебро и различные камни. Богатое оформление указывало на статус владелицы шапочки. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар.

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Обувь

Как и любой другой, крымско-татарский народный костюм имеет обувь.

Она представлена сапогами (читек). Носили их постоянно, в зимний период надевая на утепленные чулки. Для повседневного использования выбирали черные сапоги, праздничный вариант имел украшения вышивкой и аппликацией. Была и рабочая обувь, название которой – чабата.

Интересно! Отличительная черта национальной обуви – слегка завернутые вверх носки, так как по поверьям татар родную землю царапать нельзя.

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Вариант татарской обуви

Что носят татары на голове мужчины

Особенности национального татарского костюма
Древний народ со времен старины имеет свои особенности в традициях и культуре, которые находят отражение в одежде. Узнаваемые элементы и детали сохраняются и в современных костюмах, несмотря на то, что они получили обновленный фасон.

На рубашках можно увидеть растительные мотивы, на головах – небольшие шапочки. Разнообразие украшений можно увидеть на женщинах и девушках даже в повседневной современной одежде.

Цветовая гамма и оттенки

Шить головные уборы и различные части одежды принято в одном тоне. Основной стиль – минимализм. Популярный цвет – насыщенно-бордовый. Также часто можно встретить:

Минималистичность касается цветов и оттенков, которые представлены в тканях, украшениях и аксессуарах.

Сочетание оттенков в костюме татарочки

Что носят татары на голове мужчины

Типы ткани

Ткань и орнаменты разнообразны, что позволяет создавать множество вариантов на все случаи жизни. Раньше ткань подбиралась в зависимости от повода, для которого производится одежда. Для ежедневного использования применялся плотный материал, который можно было часто стирать. Подкладкой служила овчина, позже применялась вата.

Для праздников и торжеств использовалась шелковая ткань, парча и шерсть. В качестве декора выступали вышивка и тесьма. Для утепления использовали мех соболя, лисицы и песца.

Варианты кроя

Декоративные швы использовались для украшения одежды. Из них формировали разнообразные орнаменты, полоски и рисунки. Узор, характерный для национального костюма, – изображение природных мотивов (колокольчик, астра, роза, тюльпан, лошадь). Также на одежде часто вышивался треугольник. Растительные мотивы были и остаются основными.

Декоративная отделка

В создаваемых своими руками узорах присутствует асимметрия. Существует 3 основных типа рисунка:

Орнаменты могут быть с добавлением ягод и плодов, колосков и трав. Цветовое разнообразие позволяет подчеркнуть красоту и богатство природы. Можно было рисовать собственные картины на ткани, а затем воплощать их в вышивке. Здесь умело переплетен реальный и вымышленный мир, поэтому костюм приковывает к себе внимание. Сшивать несколько слоев ткани нужно было аккуратно. Современный человек стремится помнить о своих корнях, поэтому многие мотивы костюма имеют свою историю.

Геометрическая тема и узоры встречаются реже. Связано это с тем, что им отведена второстепенная роль в оформлении. В большинстве случаев будут изображены ломаные линии (морские волны), сердечки, крючок. Редко присутствует арабская вязь. Фартук и праздничный передник у татар отсутствуют.

Аксессуары и предметы украшения

Описание традиций и обычаев указывает, что девушки в обязательном порядке надевали множество различных украшений. Молодая татарочка должна была иметь:

Молодой татарин использовал в качестве украшений печатки и поясные пряжки. Крымский мальчик нередко носил перстни с раннего возраста.

Обязательный ювелирный элемент для женщины – серьги. Их носили с 3 лет. Форма и размеры изделий были разными. Значение украшений для шеи – не только визуальная красота, но и сохранение чести и достоинства, так как они закрывали слишком глубокий вырез на груди.

Часто мастер изготавливал серьги и ожерелья на заказ. Спросом пользовались такие камни, как сердолик, бирюза, топаз, аметист. Происхождение каждого элемента имело историю, поэтому коллекции украшений всегда высоко ценились и передавались по наследству.

Перевязь – украшение, считающееся традиционным у татар, представляет собой широкую полоску ткани, которую нужно было носить через плечо. Верующая мусульманка могла хранить в ней религиозные тексты.

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Татарское украшение на шею

Женщины подчеркивали свою красоту косметикой, чтобы создать единый и гармоничный образ. Макияж обязательно должен был быть легким, чтобы лицо сохранило естественность и привлекательность. Основной цвет волос – черный, поэтому оттенки помады или теней выбирали с тем расчетом, чтобы они подчеркивали природную красоту локонов.

Национальная прическа – тугие косы. Для их создания использовались ленты, резинка не применялась. Духи изготавливались из природных компонентов – розового масла и сока базилика.

О мужчинах стоит упомянуть лишь то, что они не носили бороду.

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчиныЧто носят татары на голове мужчины

Что носят татары на голове мужчины

Национальные мотивы в современной одежде татар

Национальная одежда татар является красочной и привлекающей внимание. Она сочетает в себе практичность, удобство и богатство. Чистокровный представитель народности и сегодня стремится сохранить память о традициях и культурных особенностях.

Национальные мотивы очень важны для сохранения народной памяти, именно поэтому традиционные фасоны используются и в современной одежде. Молодые могут и не знать, как называется костюм, но внешний вид позволит им больше узнать о том, как жили предки.

Традиционную одежду обычно надевают на праздники. Не все смогут сшить костюм самостоятельно, поэтому для торжеств люди предпочитают брать одежду напрокат.

Также принято хоронить представителей старшего поколения в костюмах, указывающих на родовое происхождение. Удобство покроя и многие элементы, которые использовались ранее, взяты для реализации задумок в момент создания рубашек, штанов.

Яркая внешность женщин, темный цвет волос (шатенка, брюнетка), обилие украшений, красивая вышивка – все это создает целостную картину образа представителей этой национальности. Предпочтительные цвета – оттенки, которые можно увидеть в природе (синий, зеленый, бордовый, вишневый).

Костюм учит людей доброму отношению к природе и окружающим людям. Загнутые носки традиционной обуви подчеркивают значение родной земли.

Источник

Татарский национальный костюм эксклюзив

Что носят татары на голове мужчины

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

Что носят татары на голове мужчиныТатары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды «штаны с широким шагом».

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).Что носят татары на голове мужчины

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.Что носят татары на голове мужчиныЕго надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. «Городские» калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.Что носят татары на голове мужчины

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо Что носят татары на голове мужчинысвоей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *