Что носят на плечах башня
Как называются браслеты на предплечье и для чего они нужны
Не всем известно, что так называемый плечевой браслет, бааджюбанд, или просто баджу, который первоначально имел значение некоего оберега и покрывал практически все предплечье женщины, пришел из Индии.
Гармония
Интересно, что баджу считался неизменным атрибутом невесты и замужней женщины. Во время проведения свадебной церемонии эта вещица должна была защитить свою обладательницу от дурного глаза и нападок злых духов.
Надевался баджу на одну или две руки сразу и считался символом молодости и красоты, важным элементом, подчеркивающим женскую сущность.
Считалось практически неприличным показаться на улице без огромного количества браслетов, опоясывающих руку от плеча до кисти, индусы верили, что абсолютно все части человеческого тела должны быть надлежащим образом украшены, это способствует правильному распределению потоков энергии в теле человека, а значит, приводит к полной гармонии с окружающим миром и защищает от злых духов.
Сочетание баджу
Сегодня подобные браслеты практически полностью утратили свой первоначальный смысл и используются жительницами Индии скорее с декоративной целью. Однако основные принципы культуры сохранились и по сей день: баджу принято надевать со значительным количеством прочих украшений, именно в этом заключаются основы официальной стилистики и традиций этой закрытой и загадочной страны.
Баджу, как правило, изготавливаются из золота с применением большого количества драгоценных и полудрагоценных камней, призванных подчеркнуть безупречность и красоту внешности его обладательницы.
Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом
Первая ассоциация, приходящая на ум при виде тибетца, облаченного в мужскую чупу со спущенным правым рукавом – «тибетский гусар». И какой бы смешной ни показалась эта мысль в первый момент, помимо очевидного внешнего сходства есть еще нечто общее, что роднит лихих гусар с накинутым на левое плечо ментиком (короткая утепленная куртка с меховой оторочкой) и отважных охотников на снежных барсов и леопардов с тибетского нагорья. Это несомненные удобство и универсальность такого способа ношения верхней одежды, к которому мы вернемся позже. Вначале же мы вкратце познакомимся с тем, что представляет собой самый любимый тибетцами вид одежды, который можно смело назвать безошибочным атрибутом, выделяющим тибетцев среди прочих этнических групп.
Чупа (тиб. phyu pa) – это разновидность одежды, напоминающая своим внешним видом халат (летняя чупа) или тулуп (зимняя чупа), которую, невзирая на социальное положение и возраст, с некоторыми отличиями в покрое носят и мужчины, и женщины. Как и прочие виды тибетской одежды, чупа скроена в свободном фасоне, не приталена, имеет длинные рукава и запахивается на правую сторону. Традиционная чупа лишена карманов и подпоясывается широким поясом или длинным кушаком (иногда до 6 метров). Поскольку чупа имеет лишнюю длину, при подпоясывании обе полы слегка вытягиваются над поясом и образуют на уровне живота небольшой карман-мешок, в который можно складывать необходимые для переноски вещи. Под чупы мужчины поддевают рубахи, а женщины – блузки.
Зимняя чупа может быть пошита из кожи или шкур – такие чупы носят кочевники и пастухи – или из шерстяной ткани – их предпочитают крестьяне, городские жители и государственные служащие различных уровней. Можно выделить следующие основные характеристики чупы: широкий перед, широкая талия, запахивается или застегивается на правую сторону, левый отворот гораздо шире правого; широкие длинные рукава; на воротник, манжеты рукавов, подборт левого отворота и нижний край полы нашивается широкая декоративная оторочка из меха леопарда или разноцветной шерстяной или шелковой ткани. Рукава должны быть длиннее руки на 20-30 сантиметров, а длина полы – чуть выше подъема ноги (женская чупа) или чуть ниже колена (мужская). Отметим, что летняя женская чупа имеет несколько иной покрой – своим внешним видом она напоминает платье, приталена, чтобы подчеркнуть изящество и грацию женской фигуры, может быть пошита без рукавов или же сшита заодно с блузкой. Но это тема отдельного разговора, и, к разочарованию представительниц лучшей половины человечества, сейчас мы ее поднимать не будем.
Чупа может быть праздничной или использоваться для повседневной носки. Праздничные чупы шьют из шелка, сатина и хлопчатобумажной ткани, их зимний вариант утепляется настоящим или искусственным мехом. Зимние повседневные чупы шьют из кожи, шкур, мягкого войлока (фетра) или шерстяной ткани; летние повседневные чупы шьют из хлопчатобумажной ткани.
В целом, в зависимости от используемого материала обычно выделяют пять видов чуп: чупы, пошитые из шерстяного нетканого материала «пулу»; каракулевые чупы; чупы, пошитые из овчины или сафьяна; чупы из обычной шерстяной ткани и хлопчатобумажные или шелковые чупы.
Чупы из «пулу» (тиб. khu lu) – нетканого шерстяного материала, напоминающего мягкий войлок или фетр – очень популярны в Лхасе и близлежащих районах. В прежние времена их носили аристократы и феодалы во время участия в важных мероприятиях и церемониях. Небогатые крестьяне и кочевники также носили их по праздникам. Они достаточно плотные, теплые, износостойкие, не продуваются ветром и обладают водоотталкивающими свойствами. Их можно носить в любое время года и использовать в качестве пальто или плаща.
Каракулевые чупы – достаточно дорогое удовольствие, их могут позволить себе только очень состоятельные тибетцы. Обычно их делят на две категории – пошитые из белого и черного каракуля (более дорогостоящий вариант). Кроме того, стоимость каракуля зависит от длины шерсти и степени ее «завитвленности». При пошиве чупы используют шкурки одинакового качества, которых уходит на одну чупу не менее 40 штук.
Овчинные или сафьяновые чупы носят, в основном, в сельской местности. Мужчины предпочитают овчинные чупы, а женщины – сафьяновые (пошиты из козьих шкур особой выделки). По сути, они выполняют функцию тулупа. Качество овчины зависит от сезона заготовки и ее можно разделить на три группы: летнюю, зимнюю и осеннюю.
При пошиве чуп из обычной шерстяной ткани используются ткани на основе овечьего подшерстка, поэтому они достаточно легкие и теплые. Это самый бюджетный вариант теплой одежды.
Летние чупы очень популярны среди крестьян, поскольку они живут в районах с низкими высотами и более теплым климатом. Их шьют из хлопчатобумажной ткани, они прохладные и очень комфортные.
Мужские нижние рубахи и женские блузки, которые поддеваются под чупы, шьют из хлопка, сатина или шелка. Их делят на две разновидности – с фронтальным и боковым расположением пуговиц. Мужчины-миряне предпочитают рубахи белого, серого, желтого или коричневого цветов с боковым расположением пуговиц, цвет женских блузок более вариативен. Монахи же носят рубахи желтого или оранжевого цветов с фронтальным расположением пуговиц.
Теперь вернемся к основной теме статьи. И мужчины, и женщины (в меньшей степени) склонны носить чупу с одним спущенным рукавом. В большинстве случаев это правый рукав. Тибетцы выделяют три основные причины такого своеобразного способа ношения верхней одежды.
Первая причина – удобство во время работы. Чупы шьют с очень длинными рукавами, которые в холодные времена года заменяют тибетцам перчатки и варежки. Работать в таких рукавах не очень удобно, даже если подтянуть их вверх. Поэтому при выполнении работы, требующей точных или размашистых движений, тот или иной рукав просто снимается. Ну а поскольку большая часть работ выполняется правой рукой, то и снимается рукав именно этой руки. Однако тибетцы могут спускать рукав и левой руки, если она является ведущей. Праздничные же чупы скроены под спущенный правый рукав. Обычно его оборачивают сзади вокруг талии и подтыкают за пояс спереди. Кроме того, во время работы тибетцы могут снимать оба рукава, тогда они оборачиваются сзади вокруг талии и завязываются узлом спереди.
Вторая причина кроется в особенностях климата на тибетском нагорье. Как гласит тибетская поговорка, «в горах четыре времени года успевают сменить друг друга в течение одного дня, а погода меняется с каждыми десятью километрами пути». В летнее время погода утром может быть довольно прохладной, а в обед очень жаркой. Поэтому утром чупу надевают в оба рукава, а днем один или оба рукава снимают. В ночное время чупа может использоваться как постельная принадлежность или спальный мешок, при этом обе руки вынимают из рукавов и держат внутри вместе с туловищем.
Третья причина – выражение почтения. Когда тибетцы встречают лам, высокопоставленных чиновников или ученых мужей, они снимают правый рукав, но не оборачивают его вокруг талии, а перебрасывают сзади через правое плечо и придерживают правой рукой спереди, выполняя при этом традиционное приветствие, склоняясь и складывая ладони у груди. Иногда этот перекинутый через плечо рукав могут спереди подоткнуть за пояс.
Во время праздников спущенный рукав (или оба рукава) могут не оборачивать вокруг талии и не перебрасывать через плечо. Его или их оставляют свободно ниспадающими для красоты. В этом случае рукава развеваются на ветру подобно молитвенным флагам или бабочкам.
Все это очень интересно, скажете вы, но причем здесь гусары и их меховые ментики? Пытливый читатель уже, несомненно, догадался, что как минимум две из перечисленных выше причин ношения тибетцами чупы со снятым правым рукавом объясняют похожее ношение гусарского ментика. Для полного прояснения картины осталось лишь привести краткую историческую справку и уточнить некоторые детали.
Ментик представлял собой теплую куртку, которую гусары носили поверх основного мундира – доломана. Прообразом ментиков некогда служили шкуры диких животных, которые ранние венгерские гусары набрасывали на левое плечо в качестве щита для защиты от сабельных ударов. Это и объясняет наличие меховой оторочки на воротнике, краях бортов и низе куртки и рукавов поздних вариантов ментиков. В теплое время года гусары носили ментик наброшенным на левое плечо, а в холодное – надевали в оба рукава. От сваливания накинутый на плечо ментик (в отличие от тибетской чупы, которую удерживает на теле пояс или кушак) предохранял ментишкет – двойной плетеный шнур, крепившийся к воротнику и пуговицам, и проходивший под мышкой правой руки.
Кроме этого, существует мнение, что гусары, как представители легкой кавалерии, использовавшейся в основном для пограничной службы, разведки и преследования опрокинутого и бегущего противника, не надевали ментик в оба рукава, поскольку тесный теплый мундир сковывал движения и мешал рубить наотмашь. Представители же тяжелой кавалерии (кирасиры, кавалергарды и т.д.), использовавшейся в сомкнутом строю для нанесения таранных ударов и смятия построений противника, нуждались в такой свободе движений в меньшей степени. К тому же, будучи потомками рыцарей, они поверх мундира облачались в легкие железные доспехи, сковывавшие движения в еще большей степени.
Таким образом, две из вышеперечисленных причин – комфортное ношение теплой одежды, как в холодное, так и в теплое время года, а также освобождение правой (ведущей) руки для размашистых движений – оказались одинаковыми и для чупы, и для ментика. Выражение же почтения остается отличительной причиной снятия правого рукава чупы и неповторимой чертой ее ношения. Однако подобное виртуальное превосходство тибетской одежды в заочном споре с ментиком с лихвой окупается эстетическим удовольствием, получаемым при виде небрежно наброшенного на плечо элегантного гусарского мундира.