Что носят евреи в мешочки на шее
В Кемерово бастуют сборщики Яндекс.Еды — заказы лучше не делать
В Кемерово бастуют сборщики Яндекс.Еды — предупреждаем жителей, что получить свои заказы сегодня и, возможно, в ближайшие дни, будет проблематично.
Как рассказал нашей редакции один из лидеров забастовки, Никита Булынцев, с сегодняшнего дня бастует большая часть сборщиков по Кемерово. Они не намерены работать до тех пор, пока московское руководство не выйдет с ними на связь.
О забастовке предупреждали заранее — участники надеялись, что Яндекс выйдет на контакт, но реакции не было.
«На данный момент спрос по сборке заказов возрос, у нас больше 30 заказов за день, 10-40 позиций. На точке чаще всего работает один человек, который не может присесть, отдохнуть, даже свой 20-минутный перерыв, который положен за 12 часов работы, он не может взять, потому что точка будет остановлена, и человек получит выговор. Мы хотим, чтобы нам ввели бонусы, которые есть во многих регионах — за количество, качество и скорость сборки, тогда наша зарплата вырастет. Потому что, повторюсь, спрос вырос, а зарплата не меняется. Сегодня первый день, точки не будут принимать заказы. На второй день, если начальство не выйдет с нами на связь, мы сделаем немного по-другому… и так до тех пор, пока не начнут переговоры. Если же нас будут увольнять либо отменять наши слоты, мы будем делать публичные посты», — сказал нашему каналу Никита.
Ранее сборщики рассказывали, что устанавливаемый максимум 45 минут на заказ в приложении оборачивается иногда сбором в течении часа из-за большого количества позиций, а значит, расчет приложения неадекватен реальной работе.
«Не знаем, как в других городах, но в Кемерово, обещанные бонусы при устройстве на работу мы не видим. Получаем только минималку. Курьеры, которые развозят наши заказы в размере 20 штук за смену, они получают свыше 5 тысяч рублей. Наша зарплата более чем в три раза меньше», — говорили они.
«Я прекрасно понимаю, что буду уволен. Главное, чтобы ребятам ставку подняли», — сказал нашему каналу Никита Булынцев
Давайте следить за происходящим вместе в тг-канале независимых журналистов из Новосибирска @сибирьмедиа. Пишем о несправедливостях, поддерживаем хорошее, отмечаем смешное, анализируем страшное
Что такое цицит?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы, взрослые мужчины с 13-ти лет, т. е. с возраста Бар-мицвы — совершеннолетия — обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. Сегодня у религиозных евреев принято прикреплять кисти цицит к особому полотнищу, называемому талит. Различают «талит гадоль» — «большой талит» — и «талит катан» — «малый талит».
Талит и кисти цицит на нем являются принадлежностью исключительно еврейской одежды. Встретив человека с цицит, можете не сомневаться: перед вами — еврей.
Кисти цицит представляют собой плетенные узелками концы нитей, прикрепленных к краям прямоугольных полотнищ, одно из которых — талит катан, малый талит — надевают под рубашку или пиджак, а второй — талит гадоль, большой талит накидывают на плечи во время молитвы.
Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит) и вспомните обо всех заповедях Всевышнего, и будете исполнять их».
Отсюда видим, что у заповеди цицит есть своя цель: напоминать еврею обо ВСЕХ заповедях, тем самым как бы подталкивая к их исполнению. И действительно, в форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (числовое значение 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы.
На протяжении всего светлого дня носят талит катан с цицит на нем — так выполняется заповедь цицит. Талит надевают сразу после утреннего омовения рук.
Размер талит, необходимый для того, чтобы его можно было назвать одеждой: 116 на 58 сантиметров (по другому мнению — 98 на 49).
При надевании надо произнести специальную браху (благословение) «аль мицват цицит», которая приведена во всех сидурах — еврейских молитвенниках. До этого надо проверить, все ли нити и узлы целы.
Во время утренней молитвы — молитвы Шахарит — еврей покрыт в талит гадоль, на котором тоже есть нити цицит. Перед накидыванием произносят другую браху — «леитатеф бацицит».
При повторном надевании (например, если между молитвами надо было выйти в туалет) браха не произносится.
Следует следить за тем, чтобы талит гадоль не висел на шее, а окутывал плечи, иначе — он не часть одежды.
Мудрецы сказали: «Если на дверях еврейского дома — мезуза, на его одежде — цицит, а на голове — тфилин, можно быть уверенным, что он далек от греха».
Что мусульмане носят на шее вместо креста: традиции ислама
Ислам — наиболее молодая, но имеющая десятки миллионов последователей религия. Распространена по всему миру, но наибольшая концентрация мусульман/магометан сосредоточена на территории Ближнего Востока и Средней Азии. Как определить, что перед вами мусульманин? Есть ли у них нательные символы веры и носят ли мусульмане крестик? Чтобы понять, разобраться в данной теме, необходимо ознакомиться с базовыми понятиями и определениями религиозного культа.
Нет блага в том поклонении, в котором нет знания…
Чтобы рассмотреть причинно-следственную связь того или иного явления, сделать правильные выводы, необходимо свободно апеллировать основными терминами, а именно:
Что мусульмане носят на шее
Рассматривая этику ношения нательных украшений в исламе, необходимо отметить важный аспект, в котором условно можно выделить следующие моменты:
Есть ли у последователей ислама специальные символы веры?
Христианская вера подразумевает обязательное ношение нательного креста, который надевается на шею при крещении и не снимается на протяжении всей жизни. Даже отправляя почившего в последний путь, крест не снимается. А какой символ веры вместо крестика у мусульман?
Согласно истории, к пророку Мухаммеду пришли девять человек, но он принял лишь восемь из них. С девятого человека он сорвал шейный амулет, пояснив, что это многобожие.
Истинные мусульмане не нуждаются в нательных символах веры, так как веря в силу того или иного талисмана, они предают единобожие. Истинная вера в Аллаха исключает ношение каких-либо дополнительных символов, т. е. подтверждение веры таким образом не требуется.
Серебряная подвеска (перейти в каталог SUNLIGHT)
Может ли верующий носить полумесяц
Прежде всего, важно понимать, что полумесяц в исламе не одно и то же, что крест в Христианстве. Версии происхождения полумесяца в магометанстве несколько разнятся: кто-то олицетворяет его с Византией и Константинополем, кто-то — с богиней Дианой и Гекатой. Есть версии, что полумесяц олицетворял окончание строительства мечети.
Главное заключается в том, что полумесяц не является полноценной символикой ислама. Поэтому он воспринимается как красивое изящное украшение, которое позволяет выделить магометанина. Но значимой смысловой нагрузки, как нательный крест, он не несет.
Что мусульмане носят на шее вместо креста
Как было сказано ранее, религия мусульман не признает ношение на шее каких-либо символов. Это не только правильно, но и связано с полным пониманием сущности единобожия.
Однако, многие верующие хотели бы использовать в нательных украшениях-таавизах священные аяты из Корана, зикры или дуа. Правильно ли это?
В этом направлении единое мнение специалистов отсутствует и по сей день. Приверженцы отрицания такого способа поклонения Аллаху ссылаются неправильное восприятие веры, многобожие.
Другая категория, наоборот, не видит в этом ничего предосудительного, считая, что нужно быть твердо уверенным в помощи Аллаха, но одновременно напоминает, что таавизы запрещено носить в баню и туалет, так как они содержат священные аяты.
Выбирая такого рода украшение, мусульманин должен сам для себя убедиться в правильности принятия решения.
Можно ли мусульманам носить крестик
Некоторые последователи ислама в силу невежества пытаются совместить невозможное. Придерживаясь мусульманского вероисповедания, они носят символы веры других конфессий, считая, что носить крестик мусульманам можно. Это в корне ошибочное мнение.
Невозможно быть последователем одной религии и использовать символ веры другой конфессии. Это означает, что человек либо не понимает греховности содеянного как для ислама, так и для Христианства, либо не является истинным верующим.
Смотреть все мусульманские украшения в каталоге SUNLIGHT
Если же человек атеист, тем более не следует надевать христианский крест. Это проявление неуважительного отношения к верующим и православным религиозным канонам. Уважение к другим начинается с уважения к себе. Если мусульманин намеренно нарушает конфессиональные обряды и символы, он не уважает, прежде всего, себя.
Задумываясь о приобретении того или иного амулета, украшения, религиозного символа, следует ознакомиться с существующими канонами, которые нельзя переступать. Если человек — христианин, он должен носить нательный крест, если мусульманин — ношение нательных религиозных символов исключается.
«Довольствуйся малым — и не будешь нуждаться; избавься от зависти — и будешь спокоен; отдаляйся от запретного — и твоя вера станет искренней», — хадис аль-Кудси.
Загадка одежды религиозных иудеев
Среднестатистический человек вряд ли увидит отличия в костюмах представителей двух различных течений иудаизма. Для большинства все ортодоксальные евреи похожи друг на друга как две капли воды. Брючная пара, пейсы, шляпа — на первый взгляд так одевается каждый правоверный иудей.
На самом деле всё намного сложнее, чем кажется. По словам специалистов, одних только черных шляп у евреев насчитывается 34 вида.
Взглянув на шляпу собеседника, знающий человек может сразу определить, женат тот, или нет, к какому течению иудаизма принадлежит, и в какой местности обитает. А сколько еще информации скрывает покрой костюма и брюк!
Абсолютно каждый ортодоксальный еврей должен ходить с покрытой головой, носить особую накидку-талит, а по углам четырехугольного одеяния продевать по пучку сплетенных нитей — так называемый цицит. Обычно нити продеваются в особые накладки, которые, в свою очередь, укрепляются на углах накидки.
Материалом для талита служит белая шерсть, которую, как правило, никак не окрашивают. А вот нити и украшающие их кисточки иудеи красят. Цвет цицит в первую очередь зависит от того, к какой общине принадлежит их носитель. Так, например, кисти с парой синих нитей носят радзинские хасиды.
Сефардов можно определить по двум отверстиям в углах талит, все остальные евреи обходятся одним. А представители некоторых общин к четырем обязательным узлам цицит добавляют еще до 40 узелков поменьше.
Большинство ортодоксальных евреев не признают другой повседневной верхней одежды кроме сюртука. Карманов в нём не бывает, а застегивают такой сюртук справа налево.
Иудеям-литвакам обычай разрешает носить пиджаки, а хасиды облачаются в капоты. Разумеется, еврейские пиджаки и капоты отличаются от аналогичной одежды гоев. Плюс к тому всё верхнее платье иудеев обязательно должно быть черного цвета.
В особых случаях ортодоксальные евреи надевают халаты. Ешива-халат, как нетрудно догадаться из его названия, предназначен для обучения в ешиве, иудейском вузе. В шелковом тиш-халате щеголяют на праздничных обедах.
Хасиды же в Шаббат принаряжаются, надевая еще и плащ из черного атласа, который называется бекече. Кроме того, в особые дни хасид затягивает на сюртуке или халате пояс из черного шелка.
С брюками всё куда проще. Обычно ортодоксальные иудеи носят самые обычные черные штаны. Есть также вариант брюк до колена, называющийся еалб-гойэн.
Венгерские хасиды выделяются на общем фоне: помимо брюк до колена они еще носят зокн, черные гольфы, а штанину брюк перевязывают под коленом шнурком.
Традиционная еврейская кипа — не просто маленькая шапочка, но символ, демонстрирующий скромность и смирение носителя, а также его благоговение перед Богом.
Поверх нее надевают черную шляпу, по которой иудеи обычно и определяют при встрече, с кем имеют дело. Очень редко вместо шляпы могут надеть особую кепку-каскет.
Головные уборы евреев делают из очень прочного велюра. Традиционная шляпа-плуш в народе зовется «летающей тарелкой». Поля у плуша широкие, а вот тулья узенькая.
Евреи-литваки в повседневной жизни носят шляпу-кнейч. Преуспевающий литвак с положением в обществе наденет гамбург, отличающийся от кнейча отсутствием заломов. Хасиды же по будням носят простенький капелюш без каких-либо изгибов.
Дорогие шляпы-самет надевают лишь венгерские хасиды. Но самым роскошным иудейским головным убором безусловно надо признать меховой штраймл. Такую шапку носят только женатые хасиды.
Исключение делается для нескольких семей из Иерусалима, где издавна принято надевать на мальчика штраймл в день совершеннолетия. По слухам, меховая шапка обходится ее обладателю как минимум в тысячу долларов!
Да уж, нелегко человеку со стороны понять всю глубину еврейских традиций. Тут уже в одних названиях можно запутаться. Вот что значит многотысячелетняя культура!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
У евреев на шее мешочки с золотом
Зачем евреям мешочек с золотом на шее?
А где Вы видели у евреев мешочек с золотом на шее? Что-то я живу в Израиле уже 2 года и нечго такого за ними не наблюдала. Да, люди порой хитрые, порой користливые, но эти люди столько работают, что имеют право и мешочек на шее поносить, не своровали его уж точно:-)
Да, был у богатых евреев такой принцип, что зачастую приводило к вырождению еврейских родов. Как отмечено, что среди евреев много талантливых людей, но и очень много наследственных заболеваний, что видимо и связано с такими браками.
Это было ужасное время, когда людей различали по национальному признаку и только за то, что человек по национальности еврей его либо сразу расстреливали, либо сначала помещали в концлагерь, где они сначала работали на тяжелой работе, а потом их убивали в газовых камерах.
Такие лагеря были по всей Европе.
Потому что четвёртая из десяти заповедей, полученных Моисеем на «скрижалях каменных» на горе Синай гласит — «помни день субботний, чтобы святить его». В остальные дни можно работать и делать любые дела, а день седьмой посвящать Всевышнему. Слово «шаббат» происходит от слова «шва», что в переводе с иврита значит — седьмой. Седьмой день отдыхал Господь после сотворения мира, седьмой день посвящают ему верующие иудеи и тоже отдыхают, молятся, ходят в гости, занимаются детьми, читают Тору и Талмуд, ибо «так им завещано…».
С самого начала существования Государства Израиля — с 1948-го года — почти все мусульманские страны заняли резко враждебную позицию по отношению к еврейскому государству, начиная от прекращения всяких отношений и кончая прямым военным вмешательством. После Шестидневной войны 1967-го года, в которой арабские страны потерпели сокрушительное поражение, это враждебное отношение было оформлено решением Хартумской конференции 1967-го года, которое получило краткое наименование «Три нет»:
Но с течением времени некоторые арабские страны начали смягчать свою позицию: так, в 1977-м году был заключен мирный договор с Египтом, а в 1994-м и с Иорданией.
Теперь наступил новый этап постепенного примирения исламских стран с еврейским государством. Не скажу, что они полюбили Израиль, но некоторые арабские страны начали понимать, что в условиях усиления Ирана Израиль может быть для них скорее союзником, чем врагом.
Казахстан и Азербайджан играют в этом отношении особую роль среди стран ислама. Они никогда не занимали враждебную позицию по отношению к Израилю, сразу же после получения независимости обе эти страны установили дипломатические отношения с еврейским государством — в 1992-м году.
Процитированные автором вопроса слова Нетаниягу как раз и подчеркивают важность двусторонних отношений как для Израиля, так и для этих двух стран. Несмотря на то, что ислам является официальной религией в этих странах, отношения с Израилем развиваются, а это позволяет надеяться на то, что и другие страны ислама последуют их примеру.
Конечно, после десятилетий враждебной пропаганды нелегко будет правительствам этих стран объяснить своему населению причины такого «разворота», поэтому Нетаниягу и сказал, что «Не все предается огласке».
Прежде всего хочу уточнить насчет горы Сион. Слово это встречается в Святом Писании, наверно, не менее чем 150 раз, причем значение со временем несколько изменяется. Если сначала это чисто географические определения, то позже это уже духовное понятие.
Во II-й Книге Царств (5:7) читаем:
Вот на этой схеме можно видеть крепость Сион в то время. Собственно, тогда это и был весь Иерусалим. Гора Мориа была севернее, на ней находилось гумно, принадлежавшее местному жителю, которое царь Давид у него купил (Вторая книга Царств, глава 24):
Позднее царь Соломон построил тут Храм Господу и гора стала называться Храмовой. Но постепенно значение слова «Сион» распространяется и на нее:
Далее слово «Сион» становится уже синонимом Иерусалима :
Пророк Йешаягу (Исайя), глава 40.
Пророк Иермиягу (Иеремия) распространяет значение слова «Сион» уже на всю Святую Землю (31:12):
У пророка Захарии (9:13) значение слова распространяется и на народ Израиля:
У Йешаягу (Исайи) в главе 60 слово уже используется полностью в духовном смысле, как символ народа Божьего:
В Новом Завете (Евреям, глава 22) это символ Небесного Иерусалима:
Апостол Петр называет Иисуса «краеугольным камнем Сиона:
Поскольку первые христиане собирались на свои собрания на холме юго-западнее Иерусалима, они называли Сионом этот холм. Постепенно это название закрепилось и используется до сих пор.
Филактерия — загадочная коробочка, которую евреи носят на голове
Филактерии — это небольшие кожаные коробочки черного цвета. В набор входят две такие коробочки — для головы и для левой руки. Каждая из них содержит отрывки из Торы и ремешок.
Тора повелевает евреям ежедневно привязывать филактерию к своей голове и плечу в будни, соблюдая мицву Тфилин — заповедь (Втор. 6: 8): «Вы должны навязать их как знак на вашу руку, и они будут повязкой над вашими глазами».
Это невероятно мощная мицва. Она изменила жизни многих евреев.
Что находится внутри?
Мицва Тфилин в Торе упоминается четыре раза. Каждый из этих четырех отрывков наносится на пергамент и помещается в филактерию. Они посвящены единству Бога, описывают чудеса, которые Бог совершил для евреев, когда вывел их из египетского рабства, и власти и силе Бога делать все, что пожелает, в мирах физическом и духовном. Таким образом, эти отрывки охватывают основы иудаизма.
Эти тексты следующие:
1-2. Исход 13: 1–10 и Исход 13: 11–16. В них описывается обязанность еврейского народа всегда помнить искупление из египетского рабства и обязанность каждого еврея учить своих детей этому и о заповедях Бога
3. Втор. 6: 4–9. Отрывок посвящен единству Бога и повелевает нам любить и бояться Его.
4. Втор. 11: 13–21. Здесь говорится о награде, которая последует за соблюдением мицвы Торы.
Как делают филактерии?
Чтобы быть кошерной согласно еврейскому закону, филактерия должна соответствовать многим требованиям. Ее нужно представить себе как тонко настроенный духовный механизм. Если одна его часть не на своем месте, то и все целое не сработает.
Листы пергамента внутри филактерии написаны черными чернилами перьевой (или тростниковой) ручкой обученным писцом, которого называют софером. Ручной работы пергамент выделывается из шкуры кошерного животного.
Писец настраивается и пишет особым ивритским шрифтом. В каждой из коробочек 1594 буквы. Достаточной одной лишней, недостающей или даже неправильно написанной буквы, чтобы филактерия считалась недействительной.
Коробки и ремешки также изготовлены из кожи кошерных животных.
Головная филактерия состоит из четырех отделов, в каждом из которых содержится пергамент с одним из четырех отрывков из Торы. В ручной филактерии только одна камера, в которую помещен единственный свиток со всеми отрывками.
На головной филактерии с двух сторон можно увидеть еврейскую букву шин (ש) — с тремя и с четырьмя ветвями.
Кто надевает филактерии?
Все евреи старше 13 лет обязаны выполнять заповедь Тфилин. Женщины освобождены от этой обязанности, но запрета на ношение филактерий для них нет.
Когда носят филактерии?
Можно выполнить мицву, надевая филактерии в любое время от восхода до заката. При этом произносится молитва – обычно Шема.
В древние времена филактерии носили весь день. Сегодня по разным причинам их надевают лишь для утренней молитвы в будни, шахарит, но не в субботу и крупные праздники, в т. ч. Йом-Тов и Холь-ха-Моэд.
То, что может показаться странным или необычным ритуалом, на самом деле наполнено глубоким смыслом и символизмом и является практическим инструментом для духовного роста. Нужно просто помнить, что это.
Как носить филактерии?
Ручную филактерию правши привязывают к левой руке, а левши — к правой. При этом коробка лежит на бицепсе и обращена к сердцу. Оставшуюся часть ремня семь раз обвивают вокруг руки, опускаясь до длинного пальца. В иудейской культуре существует множество обычаев, касающихся того, как именно следует располагать витки на руке и пальце или пальцах.
Головная филактерия размещается на голове как корона. Коробочка должна находиться выше линии роста волос по центру лба.
Каков смысл?
«Мицва» означает «заповедь», но это слово происходит от корня, который означает «связь». Мицва образует связь Бога, дающего заповеди, с человеком, их исполняющим. В каком-то смысле это делает филактерии наивысшей заповедью. Это мицва буквальной связи с единым Богом.
Если говорить более конкретно, то одна из коробок располагается на руке так, чтобы она была обращена к сердцу – вместилищу эмоций, а кожаный ремешок наматывается вокруг левой руки и кисти. Другая коробочка размещается на голове выше лба. Это учит иудеев посвящать себя служению Богу во всем, что они думают, чувствуют и делают.
Привязывание филактерии к руке служит двум символическим целям.
Во-первых, это напоминает «сильную руку» и «вытянутую руку», которые Тора использует как метафоры для описания Божьего контроля над природой и Его промысел в отношении еврейского народа соответственно.
Во-вторых, филактерия, расположенная вверху на левой руке, находится близко к сердцу, что означает намерение сосредоточить свои мысли и желания на исполнении Божьей воли. Головная коробочка находится возле мозга, чтобы впитывать святость божественного влияния на интеллект.
Кроме того, считается, что ношение филактерий дает множество преимуществ, включая долгую жизнь на этом свете и божественную защиту на том.
Кампания популяризации ношения филактерий
В Талмуде сказано, что когда еврей надевает филактерию на голову — даже раз в своей жизни — он переходит в другую категорию.
Комментируя стих «Все народы земли увидят, что имя Всевышнего призвано к вам» (Втор. 28:10), мудрецы заявляют, что это относится к головной филактерии.
Ношение коробочек важно не только для личности — это защита еврейского народа. Поэтому перед началом Шестидневной войны 1967 года рабби Менахем Шнеерсон развернул кампанию, чтобы побудить еврейских мужчин и юношей надевать филактерии.
Связь прошлого с будущим
Чтобы понять работу радио, необходимо высшее техническое образование, поскольку требуется знание дифференциального исчисления и сложной теории электромагнитного поля. В то же время включить радио способен даже самый маленький ребенок. Это же относится и к филактериям. Для понимания их значения может потребоваться вся жизнь, но любой может надеть их и получить сигнал.
Когда еврей надевает филактерии, он подключается к Бесконечному, выполняя волю Бога и напоминая себе о том, что нужно стать лучше. Но он также делает то, что в точности делали его прадеды. И когда он делает это, то увеличивает шансы того, что и его правнуки тоже захотят так делать. Эти ремни связывают не только с Богом – это связь с прошлым, будущим и со всем еврейским народом.
Что такое тфилин?
Тфилин — небольшие черные коробочки-футляры с кожаными ремешками, содержащие написанные на пергаменте отрывки из текста Пятикнижия — Торы. Как сами тфилин, так и пергамент сделаны из шкуры кошерного животного. Слово «тфилин» происходит от еврейского «тфила» — «молитва». Во многих языках за тфилин закрепилось название филактерии (от греч. «филактерион» — «амулет»). Накладывать тфилин — одна из заповедей иудаизма: взрослые мужчины раз в день повязывают тфилин на голову и на руку, так, чтобы ручной тфилин оказался на бицепсе руки напротив сердца, а головной тфилин —посередине головы над глазами. При этом нужно быть максимально сконцентрированным и сосредоточенным на смысле заповеди — признании Воли Вс-вышнего над собой.
Оглавление
Введение [↑]
Можно ли определить, каковы причины выполнения заповедей? Многие мудрецы Торы пытаются дать ответ на этот вопрос. В их книгах раскрываются разные аспекты заповедей. Но любые объяснения ограничены возможностью человека понимать волю Творца и претендовать на доступ к пониманию ее.
Пара тфилин: справа — одеваемый на руку,слева — головной тфилин
Помимо этого мы знаем, что особая заслуга евреев заключается именно в том, что они согласились исполнять заповеди, не оговорив при этом никаких специальных условий. Наши предки, стоя у горы Синай, провозгласили: «Наасэ вэ-нишма» — «Сделаем и поймем» и не потребовали никаких объяснений от Всевышнего.
Но есть заповеди, для выполнения которых необходимо понимание причин их установления. Незнание ставит под вопрос правильность исполнения таких заповедей. К таким предписаниям Торы относится, например, заповедь о тфилин, и мы имеем полное право рассмотреть причины ее установления.
Тфилин и выход из Египта [↑]
В попытках понять причину установления Творцом заповеди о надевании тфилин, нужно говорить, прежде всего, о выходе из Египта. Ведь часть отрывков Торы, помещенных в коробочках тфилин, посвящена именно освобождению евреев из египетского рабства.
Рамбам объясняет основную идею Торы в отношении заповеди надевания тфилин в классическом и фундаментальном тексте, отрывок из которого мы здесь приводим:
«Я хочу сообщить тебе причины многочисленных обязательств Торы. С развитием идолопоклонства в мире, начиная со времен Ноаха, люди стали заблуждаться в области веры. Некоторые сразу же опровергали реальность существования Бога, и говорили, что мир никогда не был создан, тем самым утверждая, что и Творец не существует. Другие отрицают, что Творец обладает какими-либо знаниями о деталях, утверждая (Тэилим, 73, 11): “Как может Всемогущий знать, есть ли ведение у Всевышнего?” Другие наделяют Его знанием, но отрицают Его ежесекундное вмешательство в существование всего живого на земле, считая, что ничто живое абсолютно не интересует Б-га, который оставил землю».
Увидев, как люди отворачиваются от первоначальной очевидности присутствия Б-га в мире и становятся идолопоклонниками или атеистами, Всесильный вмешался в ход событий и раскрыл Себя во время выхода из Египта, позволив желающим осознать, кто реально управляет миром. Рамбам так объясняет это:
«Когда Всесильный выбирает человека или общину и совершает для них чудо, которое меняет (естественный) ход событий, все могут констатировать полную тщетность вышеупомянутых концепций, так как сверхъестественное чудо доказывает, что миром управляет Творец, Который его создал, знает обо всем, что в нем происходит,… и Он всемогущ. Если ко всему прочему об этом чуде преждевременно сообщает пророк, … это означает, что Б-г говорит с человеком и раскрывает Свои планы Своим слугам пророкам. Таким образом, Тора полностью оказывается утвержденной».
Именно эта идея написана в тфилин. Таким образом, основная цель тфилина — постоянно напоминать о выходе из Египта и о чудесах, свидетелями которых мы были.
«И этот аспект является очень серьезным, потому что человек, который ест хлеб, собранный в семь дней праздника Песах (Шмот, 12:15), или отказывается принести пасхальную жертву (Бамидбар, 9:13), отрезается от еврейского народа. Мы получили обязанность записывать все, что связано с чудесами, увиденными нами, в тфилин, которые надеваем на руку и меж глаз, в мезузах, прибиваемых на дверях домов, и вспоминать об этом утром и вечером…, потому что сказано (Дварим, 16:3): “Чтобы помнил ты день исхода твоего из страны Египетской во все дни жизни твоей”».
Таким образом, по объяснению Рамбама, посредством надевания тфилин мы выполняем заповедь Торы, повелевающую помнить о выходе из Египта и обо всех чудесах, с этим связанных.
В Шульхан Арухе сказано, что при наложении тфилин надо думать о том, что Б-г нам заповедал надевать на себя специальные коробочки с этими четырьмя отрывками из Торы, в которых упоминается единство Его Имени и выход из Египта, чтобы помнить о чудесах, которые Он совершил для нас. В Шульхан Арухе также отмечается, что эти чудеса доказывают Его единство, Его силу и Его господство в высших и низших мирах. Таким образом, человек, надевающий тфилин правильно, подчиняет разум и сердце Б-гу.
Преграда для греха [↑]
Очень важно знать, что тфилин должен приостанавливать наше стремление к легкомысленному времяпрепровождению, поиску материальных удовольствий и роскоши. Такой вывод можно сделать из объяснения мудрецами (Мидраш Шохар Тов Тэилим, 2, см. Авода Зара, 3б) отрывка из Тэилим (2:3): «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их!» Слова «расторгнем узы их», по мнению комментаторов, говорят о тфилине для рук; а фраза «свергнем с себя оковы их» — о тфилине для головы.
Взрослые мужчины-евреи надевают тфилинкаждый день, и даже в армии
Рамбам считает (Гильхот Мэзуза, 6:13), что надеваемый с правильными намерениями тфилин, также как мезуза, способен удерживать человека на путях праведности: «Первые мудрецы сказали: “Каждый человек, который надел тфилин и цицит, а на двери своей прикрепил мезузу, гарантированно защищен от ошибки, так как он окружает себя многочисленными вещами, напоминающими ему о порядке. И от ошибки его спасут ангелы, как сказано: (там же, 34:8) Ангел Г-спода находится возле тех, кто Его боится, и помогает им избежать опасности”.
Мэам Лоэз дополняет эту идею (Дварим) и утверждает: Б-г велел надевать тфилин, говоря нам: “И будет он знаком на руке твоей и повязкой меж глаз твоих”, ведь тфилин для руки направлен к сердцу, а тфилин для головы — к мозгу. Рука и голова являются одними из самых важных органов в человеческом теле, выполняющими жизненно необходимые функции. Через них также проходят и все мысли человека, как хорошие, так и плохие. Благодаря святости тфилин, они могут очиститься, и человек может приблизиться к Б-гу, благословен Он!»
Радваз, который раскрывает многочисленные секреты Торы в отношении разных заповедей, написал по поводу повеления надевать тфилин: «Причина этой обязанности, в первую очередь, в том, что Б-г хотел нам помочь отстранить силы, постоянно побуждающие нас к плохому. Мы надеваем тфилин, содержащий четыре отрывка, которые составляют основу нашей святой Торы, чтобы постоянно помнить о них, и чтобы мысли наши от этого не отдалялись. Недаром сказано, что тфилин будет не “на голове”, а “меж глаз”. То есть сам факт надевания его на голову означает, что эти отрывки Торы всегда должны оставаться в нашей памяти…»
В современном мире этим концепциям не придают абсолютно никакой ценности, полагая, что человек волен в своих мыслях, и воображение его ничем не сковано. Он с трудом может представить себя подчиненным определенной философской мысли, и еще тяжелее ему осознать, что он должен противостоять своим самым низким наклонностям! И, тем не менее, вот что Тора ожидает от вас: «И не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими» (Бамидбар, 15:39). Сама эта тема заключает в себе особую сложность для людей, воспитанных на ценностях западной культуры, с ее неудержимым стремлением к земным благам. Именно в борьбе с этими душевными устремлениями нам и призван помочь тфилин.
Атрибуты царя [↑]
В отрывке из «Песни Песней» (2:6) говорится: «…его правая рука обнимает меня…» Наши мудрецы (Мидраш Рабба) объясняют, что здесь речь идет о тфилин.
В словах пророка (Йехезкель 24:17): «…повяжи на себя головной убор славы…» комментаторы Торы видят описание тфилина, который образует корону на голове еврея. Утром, когда мы говорим благословение на то, что Б-г короновал Израиль славой, именно тфилин служит тому намеком. В виду этого, Рош обычно не произносил этого благословления до наложения тфилина.
Термин «тотафот», которым в Торе обозначается тфилин для головы, также несет значение драгоценности и короны.
Помимо этих нескольких концепций, которые повышают важность заповеди о надевании тфилин, мудрецы также объяснили, какое воздействие она может иметь на жизнь тех, кто уважительно относится к ее исполнению.
Тфилин и изучение Торы [↑]
«Израиль сказал Всесильному: “Мы хотим изучать Тору днем и ночью, но у нас нет на это времени”. Б-г им ответил: “Надевайте тфилин, и Я буду считать, что вы учились день и ночь!” (Шохар Тов Тэхилим 1).
Этот удивительный мидраш доказывает, насколько важен тфилин, способный даже в какой-то степени освободить еврейский народ от изучения Торы, которое должно быть его основным занятием ежедневно.
Раби Нафтали Цви Йегуда Берлин (Нецив) в объяснении отрывка из книги Шмот (13:9) пишет: “Слова “дабы была Тора Б-га на устах твоих” означают, что воздействие наложения тфилин направлено именно на то, чтобы, как сказано, Тора Б-га была на устах. Фактически, как Тора и ее глубокое изучение способствуют тому, что человек остается верным своему Создателю, подобным образом и тфилин удерживает каждого еврея на пути праведности. Отсюда можно понять, чему учили наши мудрецы (Мехильта 17): “Каждый, кто изучает Тору, освобожден от заповеди надевания тфилина”. Тем не менее, Ришоним [великие учителя Средневековья] (см. Бэйт Йосеф пар. 31) считают, что это не значит, что он действительно освобожден от этой заповеди. Скорее это можно выразить так: цель этой заповеди и ее принцип не настолько необходимы человеку, как изучение Торы. Тем не менее, понятно, что это предписание Торы является обязательным для всех, так же как и любая другая заповедь”.
Нецив берет отрывки Торы, используемые в тфилин, и объясняет их в рамках своего комментария: “И будете вы уважать этот закон [действуя так, как будто его причины не объясняются]”. Это сказано о тфилин [хотя и существует множество оснований для исполнения этой заповеди], так как человек, изучающий Тору, не нуждается в тфилине, согласно сказанному: “Чтобы Тора Б-га была на устах”. Но, не смотря на это, написано: “И будете вы уважать этот закон”. Значит, еврей обязан исполнить эту обязанность, как если бы она была законом без оснований».
В заключении приведем отрывок из текста прекрасного произведения рава Арье Каплана, где говорится о тфилин:
«Существует множество способов приблизиться к Б-гу. Прежде всего, посредством ума: задавать вопросы и искать ответы, благодаря которым можно достигнуть определенного восприятия Бесконечного. Это область философа.
Можно также заняться поиском Б-га на более интимном уровне — через молитву и размышления. Тогда, возможно, человек дойдет до состояния очищения.… Кажется, что дверь внезапно приоткрывается, но только на короткий миг, позволяя мельком взглянуть на Божественное и давая доступ к самому прекрасному зрелищу на земле. Тогда человек ощущает несравненную близость с Б-гом. Такое состояние невозможно описать: это все равно, что хотеть поделиться впечатлением от захода солнца со слепым. Но такое бывает: дверь открылась, и наш взгляд проскальзывает в щель. Этот уровень называется мистикой.
Но может случиться так, что дверь открывается полностью, показывая всю дорогу. Слышимый голос абсолютно чист и полученное послание полностью разборчиво. Это самая прямая связь с Б-гом, которую человек когда-либо способен достичь. Это пророчество.
Каждый еврей на горе Синай достиг этого уровня.
Тфилин возвращает нам этот неповторимый момент.
Среди нас мало философов, еще меньше среди нас людей, достигших уровня мистики. Что же касается пророков, их на земле больше не осталось.
Но у нас осталась возможность вспомнить…
Надевая наш тфилин, мы возрождаем бесконечную связь любви, сформировавшуюся на Синае.
Мы видели, как праведники — люди, достигшие наивысшей святости — испытывали мистические ощущения всякий раз, когда надевали тфилин, как будто слова, написанные на пергаменте, буквально обжигали им сердце и душу.
Мы никогда не достигнем такого уровня…, но ничего нам не мешает попробовать.
Б-г дал нам заповедь тфилин, четко объяснив, как ее исполнять.
Внешне похожий на простой футляр и на грубые повязки, он, на самом деле, представляет собой нечто большее…»
Известна реакция рава Элияу Лапиана, благословенна память праведника, одного из учителей мусара, на появление в продаже одного из первых радиоприемников. Узнав, как функционирует этот механизм, и испытав его, он сказал: «Благодаря этому приемнику можно понять действие тфилин. Он устанавливает прямой контакт посредством волн, идущих Свыше, не используя при этом ни проводов, ни других видимых соединений…»
Изготовление тфилин[↑]
Очень важно, чтобы тфилин, позволяющий создать такую необыкновенную связь со святостью, был изготовлен в оптимальных условиях с максимальным вниманием и куплен только у продавца, достойного доверия. Например, у знаменитого изготовителя тфилин. Ведь с его помощью фактически каждый еврей на своем уровне может прикоснуться к самому Источнику жизни и с каждым раз подниматься все выше на пути праведности, благодаря усилиям, вызванным его работой над собой.
Так выглядит головной тфилин в процессе изготовления
В этом и заключается основной смысл тфилин — этого «аппарата славы» еврейского народа, роль каждого представителя которого в любой стране мира — стремиться принести в жизнь максимум святости и твердо бороться со злом.
Тфилин является средством, чтобы этого достигнуть, ведь он образует на голове каждого еврея корону, которая защищает нас от народов, как говорится в стихе: «Ибо увидят они, что Имя Б-га на тебе, и будут бояться тебя». Наши мудрецы объясняют, что этот отрывок говорит о тфилин.
Заказать экскурсию на производство тфилин «Хатам аИдур» можно по телефону: 052-7681488.