Что носят евреи на поясе

Что такое цицит?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы, взрослые мужчины с 13-ти лет, т. е. с возраста Бар-мицвы — совершеннолетия — обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. Сегодня у религиозных евреев принято прикреплять кисти цицит к особому полотнищу, называемому талит. Различают «талит гадоль»«большой талит» — и «талит катан»«малый талит».

Талит и кисти цицит на нем являются принадлежностью исключительно еврейской одежды. Встретив человека с цицит, можете не сомневаться: перед вами — еврей.

Кисти цицит представляют собой плетенные узелками концы нитей, прикрепленных к краям прямоугольных полотнищ, одно из которых — талит катан, малый талит — надевают под рубашку или пиджак, а второй — талит гадоль, большой талит ­накидывают на плечи во время молитвы.

Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит) и вспомните обо всех заповедях Всевышнего, и будете исполнять их».

Отсюда видим, что у заповеди цицит есть своя цель: напоминать еврею обо ВСЕХ заповедях, тем самым как бы подталкивая к их исполнению. И действительно, в форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (числовое значение 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы.

На протяжении всего светлого дня носят талит катан с цицит на нем — так выполняется заповедь цицит. Талит надевают сразу после утреннего омовения рук.

Размер талит, необходимый для того, чтобы его можно было назвать одеждой: 116 на 58 сантиметров (по другому мнению — 98 на 49).

При надевании надо произнести специальную браху (благословение) «­аль мицват цицит», которая приведена во всех сидурах — еврейских молитвенниках. До этого надо проверить, все ли нити и узлы целы.

Во время утренней молитвы — молитвы Шахарит — еврей покрыт в талит гадоль, на котором тоже есть нити цицит. Перед накидыванием произносят другую браху — «леитатеф бацицит».

При повторном надевании (например, если между молитвами надо было выйти в туалет) браха не произносится.

Следует следить за тем, чтобы талит гадоль не висел на шее, а окутывал плечи, иначе — он не часть одежды.

Мудрецы сказали: «Если на дверях еврейского дома — мезуза, на его одежде — цицит, а на голове — тфилин, можно быть уверенным, что он далек от греха».

Источник

Цицит. Гид для новичков

от Что носят евреи на поясеРабби Шрага Симмонс 21 Av 5777 – 13.08.2017, 14:18 5.7k Просмотры 0 Голоса

Что такое цицит?

«Вы должны разместить кисти нитей по углам ваших одежд»!

Благословение на цицит

При надевании цицит надо произнести специальную браху аль мицват цицит , которая приведена во всех сидурах

Что носят евреи на поясе

Что носят евреи на поясе

Что носят евреи на поясе
Говори сынам Исраэйля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит края (одежды) синюю нить. И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Богу вашему (Книга Бемидбар, Шлах, 15:38-40)

Голубая нить в циците

Обратим внимание, когда в Торе сказано «Добавьте к этому 8 нитей и 5 узлов на каждом углу» … а также «Вы увидите это и вспомните все заповеди» — давайте немного углубимся в смысл стиха: если на каждом углу есть восемь нитей, почему Тора использует единственную форму «это»?

Слово «это» относится к одной-единственной синей нити на каждой кисти, предписанной Торой. Синий цвет похож на море, подобен ясному голубому небу, под цвет Божьего «небесного престола».

Таким образом, у цицита есть голубая нить, которая оберегает нас и помогает защититься от искушения. Тора говорит нам:

Талмуд рассказывает о человеке, который был весьма похотлив и сильно зависел от опасного порока, вплоть до того что он был готов потратить любую сумму денег, чтобы удовлетворить свою похоть.

Однажды в момент путешествия по миру, едва он вознамерился заняться прелюбодеянием, его цицит «ударил развратника по лицу». Комментаторы объясняют, что цицит ударил его не в буквальном смысле, а иносказательно – четырьмя кистями на углах одежды, выступающими в качестве свидетелей против него.

Нити цицита

Что носят евреи на поясе

И, поскольку красота цицит в том, чтобы все позвонки (отрезки между узлами, обмотанные шамашем ) были одной длины, то, делая первый позвонок, в котором обмоток меньше всего, следует немного отдалить один виток от другого, а на втором позвонке чуть-чуть приблизить их. И так же следует поступить с третьим и четвертым позвонками. Каждая секция узлов и намоток должна составлять примерно один дюйм (2,5 см) – всего 4 дюйма узлов и обмоток и 8 дюймов свободно висящих нитей.

Отверстие на каждом углу должно находиться примерно в двух сантиметрах от края, Тора заповедовала, чтобы оно находилось на «углу» одежды. Если на углах образовались разрывы, их обычно можно отремонтировать. Нити должны быть сделаны либо из шерсти, либо из того же материала, из которого изготовлена ​​ одежда. Каждая нить фактически состоит из двух нитей, скрученных вместе, и должна быть развернута. Поэтому следует покупать цицит только под надлежащим раввинским надзором.

Почему нити обмотаны 7, 8, 11 и 13 узлами?

Семь представляет собой совершенство физического мира, созданного за семь дней.

Восемь – это количество трансцендентности, которая выходит за пределы природы.

Порванные нити цицита. Что делать, если одна или несколько нитей рвутся?

Наш обычай состоит в том, что каждая нитка, когда она вставлена впервые, должна быть длиной 24-28,8 см. Если после этого нитка повреждена или разрезана, то:

Как узнать, являются ли эти два конца от одной и той же нити?

Во-первых, при первоначальной привязке узлов к кистям цицит следует убедиться, что два конца любой нити всегда находятся на противоположных сторонах узла. Таким образом, в случае разрыва двух ниток нужно:

Что носят евреи на поясеЕсли две разорванные нити находятся на одной стороне узла, можно полагать, что они от двух разных нитей. Это все еще кошерно, даже если две нити повреждены до обмоток. Если две разорванные нити находятся на противоположных сторонах, то одной из разорванных нитей потребуется достаточная длина, которую можно было бы связать», примерно на длину галстука, минимально (4- 4,8 см).

Если есть три разорванные нити, то этой длины – 4, 8 см – недостаточно. Скорее, понадобится полная длина нити, так как нам потребуется как минимум две целые нити, и есть опасение, что эти три конца могут быть от трех разных ниток, при одной полной и неразорванной нити.

И если после того, как он привязал кисти цицит к отверстию, дальше положенного отстоящему от края, он подрезал отверстие, чтобы узел приблизился к краю на нужное расстояние — талит также не кошерный, ибо сказано: «Сделай — то есть сделай от начала до конца, а не переделай что-то уже сделанное».

Одежда

Сегодня, поскольку четырехугольная одежда не так распространена, мы не обязаны носить одежду с четырьмя углами, дабы выполнить эту важную мицву.

Для этого создаются два вида одежды: талит катан (маленькая накидка, молитвенное покрывало) и талит гадоль (большая накидка, молитвенное покрывало).

Талит катан

Талит катан обычно состоит из простой белой прямоугольной одежды с отверстием в центре для головы. Для взрослых это должна быть длина не менее 18 дюймов с каждой стороны (т. е. 18 х 36 см в развернутом виде). Талит катан носится на протяжении всего дня под обычной рубашкой. Его нельзя оставлять на ночь.

Талит гадоль

Ткань обычно имеет черные, белые или синие полосы. В идеале она должна быть сделана из чистой шерсти. Талит носится на плечах, с двумя углами впереди и двумя – сзади. Обычный размер талита — 1 х 1.5 метра, возможны и другие размеры. Минимальная величина талита — размер, достаточный для того, чтобы покрыть ребенка, уже научившегося ходить ( Шульхан арух , Орах Хаим. 16:1).

Сразу же после прочтения благословения, талит гадоль накидывают таким образом, чтобы покрыть им также и голову, а все его четыре угла перебрасывают через левое плечо (движением, называемым «ишмаэлевым окутыванием» — атифат ишме‘элим ), после чего талит опускают на плечи, так что его углы свободно свисают по бокам.

Впоследствии талит может быть оставлен только на плечах. Некоторые люди покрывают им голову во время утренних молитв, дабы как можно больше сосредоточиться на молитве и усилить в душе, благодаря окутыванию, ощущение близости Бога.

После того, как утренняя молитва завершена, талит гадоль убирается на место.

Женщины и цицит

Цицит также привязан ко времени молитв, ибо заповедь исполняется только в дневное время (подразумевается в стихе «вы увидите это», что исключает лицезрение цицит ночью). Как и в случае с большинством повелительных “временных” заповедей, они наложены только на мужчин. (Смотрите тему “Исполнение женщинами мицвот ” более подробно на нашем сайте).

Синяя (голубая) нить

Тора говорит, что из четырех нитей в каждой кисти на углу одна должна быть (תכלת ) « тхелет ». Тхелет – это и цвет, и голубой краситель, сделанный из крови морского моллюска ( хилазон ), найденного на северном побережье Израиля.

Почему мы не используем голубую (синюю) нить сегодня?

Этот голубой краситель был очень дорогим, сама, уже описанная нами улитка появлялась раз в 70 лет, по этой причине такая краска ( тхелет) стоила очень дорого,

В наше время, коль скоро секрет изготовления краски тхелет на более чем 1500 лет был утерян, многие евреи носят кисти цицит неокрашенными, что не противоречит исполнению заповеди, так как тхелет — отдельная заповедь.

В конце XX века предприняты международные попытки восстановить технологию окраски голубых нитей. Было высказано предположение, что краска тхелет представляет собой особую, голубоватую разновидность пурпура, родственную цвету индиго. В то же время надёжно реконструировать тхелет не удаётся, так как технология позволяет получать различные оттенки, а какой из них, в точности, соответствует требуемому, не совсем ясно.

Наконец, давайте закончим шуткой:

Шломи решил попробовать воспользоваться новой китайской химчисткой в городе. Он привез свой талит для очистки. Когда пришло время забрать его, он был ошеломлен, увидев счет в 105 долларов.

“Почему так много?!” – воскликнул Шломи.

«Пять долларов, чтобы очистить одежду, – сказал мужчина, – и 100 долларов, чтобы распутать все эти узлы!».

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Талит и цицит

Что носят евреи на поясе

П осетите субботнюю службу в синагоге и вы заметите, что все мужчины и многие мальчики одеты в белые молитвенные покрывала с бахромой и синими или чёрными полосами по краям.

Молитвенное покрывало — это талит. Евреи, говорящие на восточно-европейском диалекте, произносят это слово как талисс (талэйсим во множественном числе). Однако, современное израильское произношение — талит (талитот во множественном числе). Бахрома с кистями на талите — это цицит.

Происхождение и значение талита и цицит

Первоначально талит представлял собой четырехугольную верхнюю одежду, к которой крепились кисти или цицит. И хотя основание для ношения талита содержится в Ветхом Завете, но само слово талит в Библии отсутствует. Однако, слово цицит есть:

“И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.” (Числ. 15:37-40)

“Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься.” (Втор. 22:12)

Настоящее значение талита не в самом покрывале, а в кистях. Используя современную терминологию, его можно сравнить с толстовкой или спортивной курткой, главная суть которых не в самой одежде, а в слогане или школьной эмблеме, которая на ней.

Как и многие другие предметы времён Ветхого Завета, одежду с кистями можно найти в нееврейских культурах, таких как египетская, месопотамская и мадианитянская. Другие народы носили кисти, вероятно, как украшения или амулеты, чтобы отгонять злых духов. Но, как и в случае со многими другими заповедями Ветхого Завета, Бог берёт уже известное и даёт ему новое значение для Израиля. Бахрома или кисти служили для напоминания Израилю Его заповедей.

Что носят евреи на поясе

Наряду с основным предназначением цицит, заложенном в Пятикнижии, мы находим и другое, более позднее значение. В древние времена кисти были частью подола одежды, а подол символизировал авторитет владельца. Когда Давид пощадил жизнь Саула в пещере в Эйн-Геди, он отрезал край его верхней одежды, символически показав, что царская власть у него будет отобрана. Это видно в ответе Саула:

“И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей.” (1 Цар. 24:21)

Кисти на краях одежды носили не простолюдины, а дворяне и царские особы [1]. Второе значение цицит, таким образом, в том, что они показывали, что носящий их — не простолюдин. Он был знатной или царской особой.

Значение имело не только наличие самих цицит, но и их цвета, которые тоже несли особый смысл. Их цвет был белым, но среди белых шнуров одна должна была быть синей. Эта комбинация цветов была частью атрибутов царской власти, как и синий, и фиолетовый цвета сами по себе:

“Одетым в голубое, к наместникам и военачальникам. ассирийской знатью. ” (Иез. 23:6-7; нов. рус. пер.)

“Сад был украшен завесами из белого и голубого льна, прикрепленными белыми льняными и пурпурными шнурами к серебряным кольцам на мраморных столбах.” (Есф. 1:6, нов. рус. пер.)

“Мардохей ушел от царя, облаченный в голубые и белые царские одежды, большой золотой венец и пурпурную мантию из тонкого льна. ” (Есф. 8:15, нов. рус. пер.)

Что носят евреи на поясе

Синий цвет также использовался там, где провозглашалось царство Божье. Синим было покрывало для Ковчега Завета (и других предметов Святилища), куда бы их не переносили, и синий цвет также использовался для занавеса в Скинии, где Бог “восседал” на херувимах (1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; 4 Цар. 19:15; 1 Пар. 13:6; Пс. 79:2, 98:1; Ис. 37:16).

“И положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало всё из голубой шерсти, и вложат шесты его.” (Чис. 4:6)

“И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы.” (Исх. 26:31)

“И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы.” (Исх. 26:36)

Третье значение цицит, таким образом, содержится в их цвете. Они говорят о царской власти и царстве. Даже сегодня мы используем выражение “королевский синий” или “королевский пурпур”, берущее своё начало в обычае римских императоров, носивших пурпурные (фиолетовые) мантии.

Если цвет символизирует царственность, то ткань с бахромой обозначает священническую святость. Согласно Втор. 22:11 и Лев. 19:19, рядовым израильтянам было запрещено носить одежды из смешанной ткани из льна и шерсти, эта комбинация называется шаатнез. Причина, не указанная в тексте, по-видимому, состоит в том, что из этой смеси были сделаны священнические одежды (“нить”, которая сделана не из льна, шерстяная.) [2]

“. Пусть они сделают эфод искусной работы из золотой нити, из голубой, пурпурной и алой пряжи и крученого льна. ” (Исх. 28:6, нов. рус. пер.)

“Пояс также был сделан из крученого льна и голубой, пурпурной и алой пряжи, он был украшен шитьем, как повелел Моисею Господь.” (Исх. 39:29, нов. рус. пер.)

Что носят евреи на поясе

Хотя шаатнез была “святой” комбинацией, это не означало, что носящий её становился более духовным. Это просто означало, что носящий её был отделён для служения Богу. В ранней раввинистической литературе, видимо, отражавшей ещё более раннюю библейскую практику, говорится о том, что цицит делались из этой самой комбинации шерсти и льна. Голубая нить была шерстяной, а остальные — из льна. Другими словами, только с этой целью обычный израильтянин носил одежду, подобную священнику.

Четвёртое значение цицит заключается в указании на священство и его святость. В одеждах первосвященников была синяя нить, опять-таки в напоминание о символизме цветов:

“И прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара.” (Исх. 28:37)

Это понятно, что цицит должны были служить напоминанием Израилю о Боге и Его заповедях. Но почему обычный израильтянин должен носить одежды царства, священства и святости? Бог сказал:

“Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым. ” (Исх. 19:5-6)

Точно так же, как у Израиля были священники, которые были посредниками между Богом и народом, сам народ в целом должен был стать “царством священников”, чтобы быть посредником между Богом и народами. Однако продолжение этой роли зависело от послушания Израиля Богу, своему Царю. Поэтому цицит напоминали израильтянам, кто они, кто такой Бог и что Он требует от них.

Что носят евреи на поясе

Упоминание талита и цицит в Новом Завете

В Новом Завете мы находим упоминание талита и цицит как обычной повседневной одежды. Осуждая показные религиозные практики некоторых людей, Иисус указывает на слишком большую длину их цицит.

“Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. (Мф. 23:5, синод. пер.)”
“Всё, что они делают, делается напоказ людям; ведь они надевают широкие т’филины и удлиняют цицийот.” (Мф. 23:5, пер. Д. Стерна)

Больные люди прикасались к краям одежды Иисуса, которые по сути были кистями.

“И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его.” (Мф. 9:20)

“. подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.” (Лук. 8:44)

“И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.” (Мф. 14:36)

“И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.” (Мк. 6:56)

Эти стихи поддерживают упомянутую выше теорию о ветхозаветней истории Давила и Саула, то есть, что края или полы одежды означают авторитет владельца. Женщина верила, что если она только прикоснётся к краю одежды Иисуса, она испытает силу Его личности и авторитета. Её поступок не был суеверием, он был молчаливым криком к Иисусу, чтобы Он уделил ей персональное внимание и дал ей исцеляющую силу.

Используя современную терминологию, это можно сравнить с появлением публичного аккаунта популярного политика или музыканта, где люди могут “пожать ему руку” или как-то прикоснуться или “соединиться” со знаменитостью. Иисус позволял тем, кто “соединялся” с Ним через прикосновение, испытать то, Кто Он такой, — Великий Целитель.

Что носят евреи на поясе

Изменения в талите и цицит

В конце концов талит стали носить не как верхнюю, а как нижнюю одежду. Некоторые считают, что эти изменения произошли, когда Израиль был в изгнании, потому что носящего талит тут же идентифицировали как еврея, который становился предметом преследований и дискриминации. Религиозные евреи до сих пор носят “исподний” талит, у которого видны только кисти. Таким образом они исполняют заповедь из Чис. 15:39, которая требует носящего “смотреть на” кисти. Этот исподний талит называется талит катан или малый талит.

С древних времён форма большого талита изменилась и стала такой, как мы знаем её сегодня. Это не описанная выше исподняя одежда, которую носят целый день, а покрывало, которое надевают во время определённого время молитвы.

В современном еврействе только мужчины носят талит с цицит, но раввинистические источники говорят, что раньше цицит носили и женщины.

Первоначально в цицит была нить или шнур, окрашенный в синий цвет. Некоторые считают, что после Римских воен (67-70 и 132-135 годов н.э.) красильное ремесло пришло в упадок. Другие придерживаются мнения, что цвет был изменён на белый из-за возникшего спора о том, какой же оттенок синего должен быть.

Что носят евреи на поясе

Раввинистический закон о талите и цицит

Раввины разработали множество законов, относящихся к талиту и цицит, которых нет в Библии. Среди них есть такие:

“Благословен Ты, Господь, наш Бог, царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о кистях цицит.”

Что носят евреи на поясе

Обычаи, связанные с талитом и цицит

Что носят евреи на поясе

Духовные уроки из талита и цицит

Один писатель сравнил талит с его кистями с “этическим узелком-напоминанием на пальце” [4]. Другой сравнил его с солдатской униформой, которая “заставляет нас помнить о том, кому мы преданы” [5]. То, что видит человек, влияет на то, что он делает.

Символизм талита может напомнить верующим в Иешуа о том, кто они такие во Христе. Сейчас не только Израиль, но и всё человечество имеет возможность через Мессию Иешуа стать “царством священников”, ходатайствующим в молитве от имени всего мира. Конечно, так же, как и в древние времена, эта привилегия действует только когда мы отдаём свои жизни в подчинение Богу.

Сегодня верующие Нового Завета не призваны носить талит или цицит. Многие носят другие “отличительные одежды”, как, например, одежду с христианскими слоганами, ювелирные украшения с именем Иисуса или специальные головные уборы для женщин во время служения. Хотя ничто из этого не является царственными одеждами в 21 веке, они могут провозглашать, что Иисус — наш Царь, и напоминать нам и другим о Нём и том факте, что:

“[Иешуа] соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, [и Ему] слава и держава во веки веков, аминь.” (Откр. 1:6)

Примечания:

[1] Jacob Milgrom, Numbers. The Traditional Hebrew Text with the New JPS Translation (Philadelphia and New York: Jewish Publication Society, 1990), p. 411. Большинство использованного материала о значении цицит основано на обсуждении Милгрома.
[2] Иез. 44:17 не противоречит этому, потому что многие из постановлений для Храма, описанного в книге Иезекииля, отличаются от законов, данных в Пятикнижии. Мишна (Килайим 9:1) подтверждает, что священники, служившие в Храме во времена земной жизни Христа, носили одежды из смеси льна и шерсти.
[3] Shulchan Aruch, OH 16: 1.
[4] Joseph Telushkin, Jewish Literacy: The Most Important Things to Know about the Jewish Religion, its People, and its History (New York: William Morrow and Company, 1991), p. 659.
[5] Hayim Halevy Donin, To Pray as a Jew: A Guide to the Prayer Book and the Synagogue Service (New York: Basic Books, Inc. 1980), p. 155.

Автор — Рич Робинсон / jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *