Что носят евреи мужчины на голове
Что такое кипа — ермолка, еврейский головной убор?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Кипа, или Ермолка — еврейский головной убор для мужчин. Название «кипа» произошло от евр. слова, которое может означать купол здания, «верхушку» или какое-либо «покрытие» вообще (например: совр. «Железный купол» — на иврите звучит как «Кипат а-барзель»). Постоянное ношение кипы и головного убора вообще изначально не являлось законом иудаизма, однако, традиции покрывать голову — много сотен лет: еще в Пятикнижии есть повеление священникам-коэнам носить головной убор во время их служения в Храме. Сегодня обычай покрывать голову — в первую очередь, при произнесении благословений, во время молитв и других служб — укоренился в качестве общепринятого в иудаизме, и кипа стала отличительной особенностью любого религиозного иудея: религиозные евреи носят кипу в течение всего дня как напоминание о Всевышнем и как символ богобоязненности. С большой долей вероятности можно утверждать, что головные уборы священников в христианстве — например, кардинальские шапочки — заимствованы из иудаизма.
Обычай прикрывать голову, как уже упомянуто, восходит к древнейшим временам. Наши мудрецы запретили ходить нам с непокрытой головой, чтобы мы постоянно помнили о том, что над нами — Всевышний, что мы склоняемся перед Ним, покорно принимая на себя Его волю.
Со временем ношение головного убора стало характерным признаком еврея — как мезуза на дверях еврейского дома, как празднование Субботы, ношение цицит и посещение миквы, особого ритуального бассейна. Все эти признаки принадлежат исключительно евреям и выделяют их из среды остальных народов.
Ношение кипы свидетельствует о принадлежности к народу, выполняющему заповеди Всевышнего. Даже мальчик моложе 13 лет, на котором еще не лежит обязанность выполнять заповеди [см. материал Бар мицва], носит кипу, и ответственность за это лежит на его родителях. К ношению кипы приучают с возраста, когда мальчик начинает ходить.
Женщины тоже обязаны покрывать голову, но по другой причине. Посторонний мужчина не должен видеть волосы замужней женщины. Если она их не закрывает, то считается, что тем самым она нарушает законы женской скромности. Поэтому замужние женщины носят платки на головах, а в некоторых общинах — парики. Головной убор женщина надевает со свадьбы. До свадьбы такой обязанности нет.
В трактате Шабат [в Талмуде] написано, что, смиренно покрывая голову, еврей улучшает свои душевные качества.
11 фактов о кипе, которые должен знать каждый еврей
от Йеуда Алтейн 24 Tammuz 5780 – 16.07.2020, 13:37 16.8k Просмотры 5 Голоса
1. Головное покрытие
Кипа – это головной убор, обычно небольшого размера и круглой формы, который традиционно носят еврейские мужчины и мальчики в знак уважения к Всевышнему.
2. Другое название – ермолка
Используемое нами слово «кипа» пришло из иврита и буквально переводится как «купол». В идише этот ритуальный предмет одежды называется «ермолка», а иногда «коппель» (букв. «шапочка»).
По ряду мнений слово «ермолка» является сокращением арамейских слов ярей малка, то есть «трепет перед Царем» (речь идет, конечно же, о Боге), поскольку ношение этого головного убора служит нам напоминанием о том, что существует Кто-то выше нас.
3. Напоминание о Божественном присутствии
Постоянное ношение кипы помогает нам помнить о том, что за всеми нашими словами и действиями пристально и неустанно следят Небеса, перед которыми мы однажды будем за все держать ответ.
Галаха, еврейский закон, требует носить кипу из соображений скромности, а также для того, чтобы отличаться внешне от представителей других народов. 1 Это в очередной раз напоминает о нашей ответственной миссии – быть светом (т.е. образцом) для всего мира.
4. Разнообразие стилей
Кипы бывают различных цветов и моделей и изготавливаются из самых разных материалов, таких как бархат, замша, кожа, шерсть или самая обычная трикотажная ткань. Многие фирмы предлагают свои услуги по индивидуальной вышивке, благодаря чему вы можете заказать своей кипе абсолютно уникальный дизайн, добавляя на свое усмотрение в качестве узора изображения или слова. (Нередко можно встретить мальчиков с кипами, на которых написаны их имена.)
В некоторых общинах стало обычаем изготавливать особые кипы, представляющие собой настоящие сложные произведения искусства – например, такое можно встретить в магазинах еврейских ремесленников из Йемена или Грузии, большинство из которых сейчас живут в Израиле.
5. Носится постоянно
Талмуд утверждает, что еврейскому мужчине не следует проходить расстояние длиной в четыре локтя (примерно 2 метра) и более с непокрытой головой. 2 Во время молитвы, чтения благословений или при входе в синагогу так же требуется покрывать голову. 3
Учитывая эти и другие факторы, согласно мнению многих галахических авторитетов, головные уборы необходимы носить постоянно (даже если вы сидите на месте и ничего не делаете). 4
6. Источник в Талмуде
Традиция постоянного ношения кипы происходит из короткого рассказа, приведенного в Талмуде, в котором астрологи предсказали одной женщине, что ее сыну суждено будет стать вором. Чтобы этого ни в коем случае не произошло, женщина тщательно следила за тем, чтобы ее мальчик постоянно прикрывал голову и благодаря этому помнил о присутствии Бога и испытывал страх перед Небесами.
Однажды, когда этот юноша сидел в тени плодового дерева, у него из-за внезапного порыва ветра слетела кипа. И в ту же секунду его охватило жгучее желание съесть плоды с этого дерева, хотя оно ему не принадлежало. В этот самый момент он осознал, какое сильное влияние на него оказывала кипа и как она сдерживала его дурные порывы. 5
7. Некоторые покрывают голову полностью
Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев кипа имеет небольшой размер, в некоторых общинах стало принято носить большие чуть приподнятые кипы, которые полностью покрывают голову.
Вы можете обратить внимание, что многие раввины литовского направления прошлых поколений изображены именно в таких головных уборах. Кроме того, своими большими размерами и сложной узорчатой вышивкой так же отличаются и кипы бухарских евреев.
8. Дополнить кипу шляпой
Не ограничиваясь лишь ношением кипы, многие еврейские мужчины также надевают во время молитвы шляпу. В данном случае надевание шляпы рассматривается как знак особого уважения: только вспомните, всего лишь несколько десятилетий назад мужчины, выходя на публику, обязательно надевали шляпу.
Кроме того, сама по себе шляпа является отсылкой к тюрбану, который носили священники, совершая службы в святом Храме. А так как в наше время молитва заменяет нам жертвоприношения, представляется понятным, что мужчинам следует в определенном смысле соответствовать образу служителя Храма. 6
9. Не женская заповедь
Согласно общепринятому обычаю, женщины и девушки кипы не носят. Одна из причин этого заключается как в том, что сам смысл этой заповеди в напоминании о постоянном присутствии Бога нашей жизни (см. выше). Но женщины, которые по природе своей гораздо более духовно интуитивны, чем мужчины, и обладают более сильной верой, не нуждаются в подобных напоминаниях.
В наше время иногда можно встретить женщин в кипе, однако они скорее всего относятся к одному из реформистских движений, где в угоду идеям о феминизме женщины стремятся исполнять и считающиеся традиционно мужскими заповеди (так же они, например, накладывают тфилин и читают Тору с бимы).
Важно отметить, что ортодоксальные замужние женщины все-таки покрывают свои головы – правда, не кипой, а при помощи платков, шарфов, шляпок или париков. Однако эти законы подразумевают под собой совершенно разные причины.
10. Может быть заменена
Когда сидур (молитвенник) или другой предмет, содержащий святые тексты или использующийся для исполнения заповеди, становится изношенным и непригодным для использования, его нельзя выбрасывать. Вместо этого, из уважения к особой святости объекта, он в ходе установленной процедуры захоранивается на еврейском кладбище. Многие синагоги предоставляют эту услугу своим прихожанам.
Несмотря на особую роль кипы в жизни еврейских мужчин, она не попадает в категорию подобных святых предметов, а потому не требует захоронения и может быть выброшена, придя в негодность. 7
11. Ни шага вперед без кипы
Раввины Пинхас и Шмуэль Абба Шапиро, занимавшиеся печатью еврейских книг в городе Славита, были ложно обвинены в убийстве и арестованы царской полицией в 1839 году. В качестве наказания они были вынуждены пройти сквозь строй солдат, орудующих плетками.
В какой-то момент кипа рава Шмуэля Аббы слетела с его головы. Но несмотря на непрекращающиеся удары, он отказывался продолжать идти вперед, пока не смог вернуть кипу на место.
Эта история в свое время вызвала большой резонанс в русской еврейской общине, вдохновляя многих людей пойти против своих страхов и начать носить кипу на постоянной основе, живя в среде неевреев.
Сноски
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report
Традиционные головные уборы евреев мужчин: фото и названия
Особое место в еврейской культуре занимают традиционные головные уборы евреев. После звезды Давида они, вероятно, являются одним из самых узнаваемых символов еврейской идентичности. Некоторые из них носят только во время поклонения, некоторые из них носят всегда, а некоторые имеют различные виды использования в зависимости от контекста или богослужения.
Одной из весомых причин постоянно носить головные уборы, стала адаптация к климатическим условиям. Еврейские шляпы имеют большое разнообразие форм, однако при этом, они несут на себе мощь и твердость традиций еврейского народа.
Традиционный еврейский мужской головной убор
В целом евреи в европейских странах не носили какую-либо одежду, отличающуюся от той, которую носили их христианские соседи. Единственным исключением из этого было то, что они носили различные еврейские шляпы. Хасидские мужчины тратят несколько сотен долларов на свои войлочные шляпы старой европейской линии.
Описание происхождения ермолки
Мужской еврейский головной убор называется кипа (на идише ермолка). Этот вид головного убора носится обязательно мужчинами во время молитв и становится факультативным как для женщин, так и для реформаторов и консерваторов. Еврейские традиции не требуют какого-либо определенного типа покрытия головы.
Кипу можно носить под шляпой по улице, однако в практике многих ортодоксальных мужчин носить ее в течение дня, а не только во время молитвы. (Одна традиция считает, что еврейский человек не должен ходить более чем на 4 локтя в любом направлении с непокрытой головой).
Традиционно ермолка, как полагают, возникла из арамейской фразы «yarei mei-elokah» (в страхе перед Господом), в соответствии с принципом, согласно которому ермолка должна отражать чей-то страх перед небом. На иврите, это слово звучит как «йерей малка».
Носят ли его в наше время?
Еврейские головные уборы могут носить не только мужчины, но и женщины. Однако в этом случае, человек не считается ортодоксальным евреем. Это относится к реформистскому или консервативному направлению. Поскольку евреи все больше интегрировались в современный мир, такая практика, как ношение кипа, регулярно становится табу.
Даже когда желание сохранить еврейскую идентичность остается важной, евреи не хотят делать ничего, что привлекло бы внимание к себе. Для некоторых, носить ермолку может означать совершенно противоположное – создание барьера между человеком и Богом.
На этом головные уборы евреев мужчин не заканчиваются. Поверх кипа надевают каскет, или дашек. Чаще с этой целью надевают черную шляпу. Всего насчитывается около 34 основных видов этого головного убора. Хасиды носят черные шляпы в будние дни, как и почти все Хередим сегодня. До первой мировой войны евреи носили кепку.
Колпик – это тип головных уборов, которые носят в семьях многих хасидских ребе. Он сделан из коричневого меха, в отличие от сподика, который носят польские хасидские династии, который делают из черного меха.
Также есть штреймель – меховая шапка, которую носят женатые ультраортодоксальные евреи, особенно члены хасидских групп, в субботу и еврейские праздники. Сидик – такая меховая шапка отличается тем, что она высокая, тонкая и цилиндрическая.
Особенности такого головного убора
Все киппоты и ермолки – это тюбетейки, каждая ермолка – это кипа, но не каждая кипа – это ермолка.
Это объясняется тем, что еврейское слово kippah, как оно используется в Израиле и все чаще в диаспоре, обозначает любую тюбетейку, которую носит еврей по религиозным соображениям, тогда как ермолка, которая исходит от идиша, обычно относится только к сшитому сатину или войлоку колпачку, обычно с хлопчатобумажной подкладкой.
Заключение
Каждая шляпа, независимо от типа и характеристик, надевается поверх черной ермолки. Для хасидов способ одевания шляпы таков, что он позволяет увидеть ермолку из-под задней части шляпы. Такая традиция у евреев не случайна, они считают, что покрытие головы придает почтение Богу и препятствует человеку грешить.
Кипа: почему евреи носят шапочку на голове?
В мире существует огромное количество разного рода традиций, которые касаются внешнего вида. Например, когда мы говорим о мусульманах, в голову сразу приходит хиджаб или никаб. Когда же речь заходит о евреях, мы представляем себе маленькую шапочку на голове. Что это за аксессуар и зачем евреи его носят? Пора бы об этом разузнать.
Называется этот головной убор кипа, его носят все представители семитского народа, которые относятся к древним жителям Израильского Иудейского царства. Сама традиция восходит к тем самым древним временам, головной убор тогда принимали за символ контакта со Всевышним. Когда верующие произносили молитву, изучали Тору, они покрывали голову, в храме всегда надевали головной убор. Со временем некоторые евреи перестали снимать головной убор, когда выходили из храма, этим они хотели сказать, что каждый их поступок в повседневной жизни направлен на служение Богу.
Итак, кипа является головным убором верующего иудея, который символизируют его благоговение перед Всевышним. Обычно это маленькая круглая шапочка, которая связана или сшита из ткани. Как правило, кипа прикрывает только макушку головы, ее обычно называют «ермолка». Наверное, вам кажется странным, что христиане проявляют уважение к Всевышнему, когда снимают головной убор, а иудеи, напротив, надевая на голову кипу. Вообще, носить кипу ежедневно евреи придумали сами, Тора или Талмуд не предписывают этого обязательного аксессуара на голове у верующего еврея. Конечно, в 21 веке существует огромная разница между ортодоксальными евреями и консервативными. Первые носят шапочку постоянно, консервативные надевают только во время принятия пищи и посещения синагоги. Есть среди евреев и реформисты, которые считают ношения кипы ненужной традицией.
Конечно, вы заметили, что еврейскую шапочку носят только мужчины, женщины для того, чтобы проявить уважение к религии, носят платок или парик, делают они это после замужества. Вообще, ортодоксальные иудеи считают, что волосы замужней еврейки должен видеть исключительно ее супруг. Конечно, на сегодняшний день далеко не каждая еврейка надевает на голову платок, собственно, это вполне объяснимо, ведь мусульманские женщины, которые проживают в современных мегаполисах, тоже зачастую не придерживаться данной традиции.
Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий
Иудейскими традициями установлено ношение головного убора в знак уважения к богу. Кипа, изделие, олицетворяющее благоговение перед Господом, может находиться под верхней шляпой или непосредственно на макушке. Для прочности крепления к голове еврейская шапочка иногда прикалывается заколкой. Такой элемент национального костюма не является обязательным, но тот, кто к нему обращается, демонстрирует всем свою преданность религии и консерватизм.
Предназначение и традиции ношения
Кипа в переводе с иврита означает «полушар», «купол». В народе бытует еще одно название – ермолка. По мнению ученых, слово произошло от выражения «йерей малка», которое означает «боящийся Бога». Согласно второй теории, название головного убора имеет общий корень с тюркским «ямурлук», что переводится как «плащ от дождя, имеющий капюшон». Кипа – не просто часть национального гардероба. Это предмет, имеющий духовный смысл: поклонение перед Богом, оценка его мудрости выше над всем земным миром.
Имеется мнение, что первый раз голова еврея была покрыта накануне появления Храма Соломона, что служило мерой профилактики солнечного удара. Однако здесь же допускается, что таким образом человек пытался опустить свое лицо и скрыть его от гнева Всевышнего. Еще одним вариантом трактовки причин появления еврейской кипы является запрет мусульманского халифа Омара носить людям тюрбаны. Им предписывалось накрывать голову чем-то иным. В течение многовековой истории евреи несколько раз получали запрет ношения ермолки, в том числе, в царской России. Тогда их характерными уборами были описываемые шляпы.
Слабому полу ношение ермолки было запрещено всегда. Женский головной убор – тюрбан, также возможны шляпы и другие разновидности.
Аналогичный головной убор носят представители католического духовенства после выбривания тонзуры и принятия сана. В таком случае она называется пилеолусом. Надетая на головы академиков шапочка именуется академической. Обращаются к ней также сваны (княжества сванети). Нужно отметить, что ортодоксальные евреи носят такую шапочку всегда, консервативные – только для трапезы в синагоге, а реформистские – во время трауров, на праздники и так далее.
Надевают шапочку и неевреи в знак уважения к традициям.
Почему кипы разные
Классифицируются еврейские шляпы не только по исполнению, но и по общинным правилам. Ермолка может многое «рассказать» о своем хозяине, например, о том, к какой религии он принадлежит. Сегодня можно встретить национальный головной убор евреев – кипу – самых разных видов и фасонов, имеющих разнообразный крой и отличающихся цветовой гаммой.
Объяснить разный внешний вид шапочек можно своеобразной историей народа. Длительное отсутствие единого государства привело к тому, что в каждой общине создавались свои правила, в том числе, затрагивающие мужской головной убор. Кипа стала отличительным знаком различных религиозных групп и течений внутри иудаизма. Например, американские неоортодоксы выбрали для себя черную кожаную модель, а сионисты – сругу (шапочку из вязаного полотна). Большая белая ермолка, дополненная кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов. Кипа из черного бархата характерна для представителей закрытой общины харедим.
Современное разнообразие ермолок
Сегодняшние евреи носят разнообразные ермолки. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели:
Выбор ермолки – вопрос не личных вкусовых предпочтений еврея. Это зависит от его конфессиональной и этнической принадлежности, а также степени религиозности.
Варианты расцветок
Существует деление ермолок на повседневные и праздничные, особенно для ортодоксов и либеральных евреев. Шикарны варианты из белого сатина, украшенные звездой Давида либо выполненные из бежевого атласа. Они могут иметь вышивку золотыми либо серебряными нитками, быть декорированными разноцветными полосами, вывязанными на машинке. Яркие цветные кипы носятся по религиозным праздникам, а также, например, на совершеннолетие.
Особенностью последнего времени являются ермолки камуфляжного цвета. Пересечение с армейской темой неслучайно. В обществе обсуждается вопрос пребывания религиозных евреев на военной службе. Праздничная кипа (синяя или черная бархатная) является основой для штраймла. Ее отделывают по контуру собольими либо лисьими хвостами. Несмотря на разнообразие существующих ермолок, универсальным вариантом остается черная кипа, которую чаще всего используют евреи без религиозных убеждений.
Крой и форма
Кипы могут быть маленькими, средними и большими (в зависимости от того, какую часть головы они покрывают), быть сшитыми либо связанными. Часто изделия изготавливаются из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.
Различают остроконечные, плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные изделия. Например, современные ортодоксы выбрали для себя маленькие кипы из вязаного полотна. Хасиды – более консервативная группа евреев – носят модели, которые покрывают две, а то и три четверти головы. У них существуют и отличия в крое – кипы более плоские, часто имеют кайму.
Небольшой размер кипы, которая часто теряется в волосах (либо хорошо заметна на свежевыбритой коже), дал ей новое наименование – кипат-груш. По тому, как называется эта шапочка, судят о том, готов ли хозяин отказаться от ее ношения.
Традиционные черты разных религиозных направлений
Ортодоксальные евреи считают постоянное ношение ермолки обязательным. Консерваторы ограничиваются синагогой и временем приема пищи. У хасидов кипу закрывает меховая шапка. Иудеи-реформисты не считают наличие на голове еврея шляпы необходимым. Нерелигиозные люди надевают ее во время траура, празднования совершеннолетия. При служениях богу в синагоге такой головной убор обязателен.
У ашкеназских евреев кипа имеет четыре или шесть клиньев (отсюда название: четырех-, шестиклинка). При этом все они темных цветов, чаще – черного. У сефардов ермолка не так скромна: она имеет вышивку, орнамент и может быть яркого оформления. Евреи-хасидисты поверх кипы надевают шляпы. Их ермолка чаще белого цвета, что обозначает знакомство с каббалой. Хабадники предпочитают черные шестиклинные модели. Сионисты носят сругу (шапочку из вязаного полотна), а те, кто старательно изучают каббалу – вайсе ярмулку (проще говоря, белую кипу). Для хасида праздничным головным убором является штраймл, выполненный из черного бархата, имеющий украшение из меха соболя либо чернобурки.
Считается, что по религиозным соображениям мальчики начинают носить кипы с 13 лет, однако сегодня часто можно увидеть младших детей с этим атрибутом на голове. Для них приобретается специальная маленькая кипа. Дети литваков носят шестикленные кепки – вариант, чем-то похожий на каскет.
В эллинистическом мире еврею, ведущему утреннюю молитву, разрешалось находиться с непокрытой головой. Было обычным делом, когда значительные раввины накидывали на голову еврейский платок. В средние века для демонстрации своей благочестивости они крепили к голове кипу (это предписывалось Шулхан арухом).
Такая тенденция сохранилась до настоящего времени: в процессе чтения молитвы на евреях находится ермолка. «Мишна брура» отмечает, что покрытая голова – это заповедь Торы, поэтому рекомендует даже спать в кипе.
Как правильно носить
Ермолка, пошитая классическим способом, имеет значительный вес, поэтому держится на голове сама по себе. Раввины дают советы надевать кипу (примеряя различные варианты) перед зеркалом до тех пор, пока она прочно не сядет на макушке. Есть также следующее утверждение: если шапочка не свалилась с головы у человека, который провел в ней целую ночь в постели, значит это и есть самый подходящий размер для него. Однако нередки такие случаи, когда из-за легкого материала она плохо держится между кудрями и слетает. Для таких вариантов у евреев предлагаются специальные заколки. У многих любопытных возникает вопрос: как держится ермолка на свежевыбритой голове. Если она слетает при свободном надевании, можно прикрепить с помощью силиконовой резинки или двустороннего скотча. Дети, активно проводящие время на улице, чтобы не носить заколок и всевозможных прищепок, надевают на кипу сверху бейсболку, так она точно не свалится с головы.
Другие национальные головные уборы
Шапочка Иудея – не единственный головной убор еврея. Сверху него надеваются дашек, каскет или черная шляпа. Таких вариантов насчитывается около 35. Например, в семьях хасидских ребе на голову надевают колпик, сделанный из меха коричневого цвета. В этом ее отличие от сподика (принадлежности польских хасидских династий). Потомственные евреи Йерушалми имеют традиционную шляпу плуш. Ее вторым названием является флиикер-теллер (летающая тарелка или супер). Для нее характерны широкие поля и низкие тулья (до 10 см). Некоторые виды шляп пошиты из велюра, внешне похожего на черный короткошерстный мех. К числу таких моделей относится самет.
Ермолки и киппоты – разновидности еврейских тюбетеек, но они не равнозначны. Так, по мнению ученых, термин «kippah» используется в диаспорах, обозначая просто шляпку, которую носят по соображениям религии. Оригинальная ермолка идиш – сшитый из сатина либо войлока колпачок, имеющий натуральную хлопковую подкладку. Еврейские мужчины, наряду с кипами, носят также шляпы и шапки из меха.
Хасиды, для которых отличительной чертой прически являются пейсы, носят бархатные шестиклинки. При этом неподстриженные пряди на фоне общей короткой стрижки ярко выделяются. Литваки, надевая четырехклинные ермолки, заправляют пейсы за уши. Ортодоксальные евреи, для которых ношение традиционного головного убора является обязательным, надевают поверх него черную шляпу. Очень редко вместо нее можно увидеть особую кепку – каскет.
Замужние еврейки покрывают головы платками. Считается, что их волосы – часть тела, которое может видеть только ее муж. Второй вариант головного убора – парик. Шейтель (парик из искусственных или натуральных волос) носится в семьях, принадлежащих к ортодоксальному иудаизму, независимо от образа жизни и занятий.
Кипа – не просто еврейская шапочка, выделяющая своего хозяина из толпы. Это – символ, демонстрирующий себе и окружающим, что ее обладатель скромен, смиренен и благоговеет перед Богом. Кроме этого, шляпа свидетельствует о происхождении человека, его общинной принадлежности.