Что носит на голове патриарх
7 церковных головных уборов
Скуфья́
Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест.
Камилáвка
(гр. – из верблюжьей шерсти)
Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.
Ми́тра
(греч. – головная повязка)
Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа.
Клобу́к
Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом.
Апо́стольник
Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук.
Ку́коль русского патриарха
Ку́коль схимника
Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии.
Для чего духовенство носит митру
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Митра – головной убор высшего духовенства, принятый в Православной и Римо-Католической Церкви. Его носят во время Богослужения и это древняя традиция, возникшая ещё до утверждения христианства.
Немного истории
Слово митра очень древнее, корни его уходят во времена почитания божества Солнца и согласия. Этот древневосточный культ был потом распространён в Римской империи, с 1 века до н.э по 1 век н.э. и дольше среди воинов и широких народных масс.
Облачения священников в иудействе
Священнослужители-жрецы этого божества носили высокий головной убор, похожий на рыбью голову. Затем, в изменённом виде он стал использоваться иудейскими первосвященниками, а затем и христианскими епископами.
Тут необходимо отметить сходство и различие двух понятий, очень похожих слов, которые иногда путают. Метрополия – это государство, или его столица, имеющие вне своих пределов зависимые города или территории. Это понятие светского обихода.
История этих названий идёт от Древней Греции, Рима, где так назывался большой город. Оттуда их и позаимствовала для своего обихода христианская Церковь. Позже часто центр митрополичьего округа располагался именно в центральных городах-метрополиях, что способствовало некоторой путанице этих понятий.
Таким образом, получается логическая связка: митра – головной убор митрополита, руководителя митрополии, зачастую расположенной в столице метрополии.
Что представляет из себя митра православного священства
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Греческое слово «митра» буквально означает головную повязку, хотя это – прочная шапка из материала с округлым верхом. Она расшита золотом, серебром, на ней много полудрагоценных (в отдельных случаях – драгоценных) камней. Украшают митру эмалевые, или шитые иконы Спасителя, святых, изображения серафимов, а венчает ее Крест. В изготовлении применяются драгоценные металлы, а также очень прочная и по-своему красивая латунь.
Подобные украшения употребляются для того, чтобы подчеркнуть торжественность архиерейской службы, а также для декорирования одеяний епископов и заслуженных священников. В зависимости от того, какой цвет облачения используется в определённые периоды Богослужебного цикла, митры могут быть:
Здесь нужно отметить, что такие разделения не являются каноническим, а скорее традиционными для русского Православия. Соблюдение данных правил не всегда возможно, но это не будет каноническим нарушением.
Символическое значение
Употребление в христианстве
Первые митры появились ещё в 4 веке, в неразделённой тогда ещё Церкви. Их надевали римские Папы, и они напоминали корону земных царей. Об этом свидетельствовали Феодор Вальсомон в 12-м веке, и блаж. Симеон Солунский в 15-м.
Такие возглавия, похожие на корону, имели после римских пап патриархи в Александрии (до 12 века), а потом и в Константинополе.
Кто удостаивается права ношения этого головного убора в Русской Православной Церкви?
В настоящий момент это такие чины духовенства, как:
Последние две категории не относятся к высшим иерархам, но архимандриты неизменно занимают значительные должности, это высшая степень чёрного (монашеского) иерейства, именно из них поставляются новые епископы. Митра положена всем архимандритам, не по личным заслугам, а по сану.
Протоиереи – единственная категория белого священства (не монахи, женатые иереи), представители которого могут быть удостоены ношения митры. В этом случае награда предоставляется конкретному протоиерею, за личные достижения, он становится митрофорным и надевает митру во время службы.
Что за белый «колпак» носит на голове патриарх Кирилл
Патриарха Кирилла часто можно увидеть в необычном головном уборе, который внешне похож на белый «колпак». Как называется этот «колпак»?
Куколь или кукуль – так называется этот головной убор. Он представляет собой полусферическую шапочку из плотной ткани, которая обтянута белой намёткой. Намётка двумя концами ниспадает на плечи, а одним на спину. На вершине кукули прикреплён крест, а на его фронтальной части и на передних концах намётки обычно вышиты золотыми нитками изображения Серафимов или Деисус.
Есть две версии, почему кукуль имеет такую форму. Согласно традиционной версии, сферическая форма головного убора с крестом на вершине символизирует церковный купол. Однако куколь появился ещё на заре христианства, когда никаких шатровых храмов не существовало.
По другой версии, христиане позаимствовали кукуль. у детей. Дело в том, что в древности (да и сейчас тоже) младенцев облачали в чепчики. А младенец – это символ простоты, доброты и безгреховности. Вот христиане и стали надевать чепчики, которые позднее стали называться куколями, чтобы подчеркнуть своё стремление к нравственной чистоте.
Цвет и покрой намётки объясняются гораздо проще. Белый цвет символизирует душевную чистоту, а расходящиеся на три части полоски ткани – Святую Троицу.
Белый куколь носит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он является частью его небогослужебного облачения. А ещё кукуль надевают некоторые патриархи других поместных Православных церквей.
Также этот головной убор носят схимонахи. Только куколь у них чёрного цвета, у него нет креста и он имеет другой покрой.
Куколь часто путают с «клобуком». Но это два разных головных убора.
Главная отличительная деталь клобука – цилиндрическая форма. Белые клобуки носят митрополиты, а чёрные – все остальные представители чёрного духовенства, начиная от рядовых монахов и заканчивая архиепископом.
Когда появился куколь? Это древний головной убор. Он получил распространение ещё в эпоху первых христиан. Доподлинно известно, что кукули надевали рядовые прихожане. Позже этот головной убор стал частью облачения монахов.
На Руси куколь появился в 1352 году. Его подарил новгородскому архиепископу Василию легендарный в православном мире византийский патриарх Филофей.
Кукуль за сотни лет постоянно видоизменялся. Сперва это был просто полусферический колпак с вышитым крестом.
Позже куколь обзавёлся белой намёткой, золотой вышивкой и крестом на верхушке. Современный вид кукуль обрёл примерно в 17-ом веке.
Что означает облачение Патриарха
В наше время по повседневной одежде трудно понять, кем человек работает. Форма требуется только для определённых профессий, например для врачей или военных. Чтобы в случае необходимости вы сразу видели, к кому обратиться. Но есть и другие люди, увидев которых, вы всегда поймёте, кто они — это священнослужители.
Такая верность установленным традициям, связь с прошлым, свойственна не только церковным людям. Во многих странах, например, с любовью продолжают носить старинные парадные военные формы, а на судебных заседаниях судьи появляются в длинных чёрных одеждах и даже в париках.
Патриарх Алексий 2
Особая одежда говорит о принадлежности священнослужителей к иному Царству — Царству Христовой Церкви. Ведь Церковь, хотя и проходит свое странствие и служение в мире, тем не менее глубоко отлична от него по природе своей. В сознании христиан служители Божии всегда и везде должны быть теми, кем они являются перед Богом и Церковью.
Если мы посмотрим на Патриарха не за богослужением, обычно он одет в чёрную рясу, на голове — белый куколь, в руке — посох, на груди — образ Божией Матери — панагия. Так же на Патриархе может быть длинная мантия зелёного цвета.
Что-то из этой одежды и предметов имеет право носить только Патриарх. Это знаки патриаршего достоинства. По ним мы можем понять, что перед нами не просто священник или епископ, а Предстоятель нашей Церкви.
Ряса
Ряса — повседневная верхняя одежда монахов и священнослужителей всех степеней. Это длинная, до пола, одежда с широкими, опускающимися ниже ладоней рукавами. Как правило, ряса бывает чёрного цвета и застёгивается на вороте и на поясе.
Слово «ряса» в переводе с греческого значит «вытертая», «лишённая ворса», «поношенная» одежда. Именно такую, почти нищенскую, одежду носили в Древней Церкви монахи. Из монашеской среды ряса вошла в обиход всего духовенства. Свободная длинная одежда с широкими рукавами была распространена на Востоке и является традиционной национальной одеждой многих народов и поныне. Такая одежда была распространена и в Иудее времен земной жизни Спасителя. О том, что Христос Сам носил похожую одежду, свидетельствует церковное предание и древние изображения
Мантия
Мантия — длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы.
Слово «мантия» в переводе с греческого значит «покрывало», «плащ». В древности такую одежду носили бродячие философы, учителя, врачи. Впоследствии мантия стала монашеской одеждой. Теперь её носят и епископ, и простой монах.
У простых монахов мантия может быть только чёрного цвета. А епископская, или архиерейская, мантия со временем приобрела ряд отличий и теперь служит знаком епископского достоинства. Она просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов — голубого. Цвет патриаршей мантии — зелёный.
На епископской мантии спереди, вверху у плечей и внизу у подола нашиваются «скрижали» — прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри верхних прямоугольников. В нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижалями называются каменные доски, на которых были высечены десять заповедей, данных Богом еврейскому народу. Эти заповеди стали основанием ветхозаветной религии, приняли их и христиане. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими.
По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые «источниками», или «струями». Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать которое — обязанность епископа.
Архиерейская мантия надевается во время торжественных процессий, при входе в храм и в определённых случаях на богослужении. Вообще же, при облачении в богослужебные одежды, мантия снимается.
Куколь
Куколь — повседневный головной убор Патриарха, в котором он совершает и некоторые богослужения.
Куколь, или кукуль, — латинское слово, означает оно «капюшон». Такие островерхие шапочки, иногда доходящие до плеч или пришитые к плащу, были повсеместно распространены в Римской империи. Куколи именно такой формы носили первые египетские монахи. Поскольку похожие шапочки надевали и на младенцев, то они напоминали монахам о детском незлобии и простоте, которым надо подражать.
Куколь Патриарха белого цвета, он имеет форму круглого колпака, обтянутого наметкой — белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. Наметка разделяется на три части. Они, вероятно, произошли из обычая монахов завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, а также так снимать головной убор в храме на молитве, чтобы куколь висел на спине и не занимал рук.
Куколь с наметкой, которая двумя нижними концами охватывает шею спереди, а третьим спускается на спину, оказывается очень похож на воинский шлем с бармицей. Образ монаха-воина, облачённого в доспехи для битвы, соответствует исконному пониманию христианского монашеского подвига как внутренней духовной борьбы с силами зла.
На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов, на вершине патриаршего куколя находится крест. Белый цвет — это символ невещественного Божественного света и душевной чистоты. А образы серафимов — ангелов, стоящих ближе всего к Богу, — показывают верховное положение Патриарха в нашей Церкви. Может быть поэтому появилось выражение: «Патриарх — ангел Церкви».
Панагия
Панагия — медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери — Всесвятая, по-гречески — «Панагия». Называя так Богоматерь, Церковь признает Её высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов.
Такие небольшие иконки или другие знаки носили на груди ещё в древности. Это были образы Богоматери, Иисуса Христа, иногда — просто крест на шнурке. Часто икону рисовали на маленькой коробочке, куда вкладывали какую-нибудь святыню, и носили тоже на груди. Отсюда греческое название «энколпион», что буквально значит «нагрудник», или «наперсник» (по-славянски «перси» — грудь). В наше время панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями.
Со временем панагия становится обязательной частью облачения епископов. Она возлагается при посвящении в епископский сан вместе с нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у Патриарха мы можем видеть одну панагию.
Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Эти образы духовно означают, что спасение людей в Церкви осуществляется через крестный подвиг Иисуса Христа и заступничество Богоматери.
Епископский жезл или посох
Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне опредёленным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъём в гору, но и помогал погонять овец.
Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским. Возможно, посохами пользовались и ученики Христа — апостолы, призванные проповедовать по всему миру радостную весть о Сыне Божием.
С древних времён известен также и жезл. Он являлся символом власти или почётного положения (вспомните царский скипетр — знак верховной власти). Такой жезл — это короткая украшенная палка.
Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.
Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому Патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху — с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь.
Дело в том, что ещё один очень распространенный символ христианства — это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надёжному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля — надежда на Бога.
Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.
Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний — от внешнего холода.
Великий параман
Параман представляет собой четырёхугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки: ленты или шнурки. Надевается он таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест.
Параман — очень древняя часть монашеского одеяния. У первых монахов это были просто сплетённые из шерстяных нитей перевязи, которые завязывались так же крестообразно. Вместе с поясом параман стягивал свободные одежды, чтобы было удобней двигаться во время работы. Параман напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом. Его носят все монахи под повседневной одеждой. Патриарший параман больше, чем обычный, и потому называется великим. Он одевается Патриархом поверх подрясника только перед богослужением.
Предносной крест
Патриарший предносной крест — это художественное изображение Распятия Христа, прикреплённое к древку. Во время богослужения его носят перед Патриархом.
Крест — самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради нашего спасения. С первых дней истории христианской Церкви крест использовался на богослужениях. Его изображали на священных книгах, церковной утвари, одеждах священнослужителей, устанавливали на куполах храмов и монастырей.
Обычай носить крест перед Патриархом возник в глубокой древности. Начиная с IV века в Иерусалиме, Константинополе, Риме и других важнейших городах христианского мира большое значение имели богослужебные шествия по городу с остановками на городских площадях, с совершением служб в тех или иных городских церквях (в зависимости от праздника). Наиболее торжественные из шествий возглавлялись Патриархами, и тогда перед ними носили большие украшенные кресты. Впоследствии предносной крест стал неотъемлемой частью Патриаршей службы вообще. Обычай носить крест во время любых богослужебных шествий, а не только Патриаршей службы, сохранился и доныне — недаром сами эти шествия принято называть «крестными ходами».
Головной убор епископа — история и значения облачения
Узнайте все самое интересное и полезное о головных уборах епископа, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Священнослужители в Православии
Облачение священнослужителей, в том числе головной убор епископа, связан с историей возникновения священства сначала в иудаизме, затем в христианстве. По Синайскому законодательству пророка Моисея в ветхозаветной религии были установлены три категории священства: первосвященник, священники и левиты.
В Христианской Церкви также сложились три степени священства: епископы (архиереи), священники (иереи), диаконы. Все они являются священнослужителями, так как через Таинство рукоположения получили благодать Святого Духа совершать служение Церкви Христовой.
Прямыми наследниками и продолжателями апостольского служения являются епископы (Деяния апостолов, 1:20, Первое Послание к Тимофею, 5:22). На священников возложены обязанности возвещения Слова Божия (Послание к Титу, 1:5). Диаконы выполняют вспомогательные функции во время богослужений (Деяния апостолов, 5:6). Для внешнего различения у каждой степени священства имеется свое особое облачение и головные уборы.
Повседневная одежда священнослужителей
Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами. Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен. Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового).
Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).
У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).
Повседневное облачение архиерея
В Русской Православной Церкви архиереи в зависимости от своего звания имеют особенные элементы в одежде и головных уборах..
На черной мантии епископов нашиты белые и красные ленты и «скрижали» (четырехугольные платы, пришитые спереди). Эти ленты являются символом евангельского учения, благодать которого исходит во время проповеди архиерея (преемника апостолов). «Скрижали» — это символ Нового и Ветхого Завета. Головным убором служит черный простой клобук с наметкой.
У архиепископов (наиболее заслуженных епископов) мантия фиолетового цвета, с нашитыми лентами и «скрижалями». На черном клобуке с наметкой имеется маленький крест.
Для митрополита (епископа, руководящего митрополией) предназначена голубая мантия с лентами и «скрижалями». Головной убор — белый клобук с наметкой и крестом.
У Патриарха (главного епископа Поместной Церкви) зелёная мантия и белый клобук особой формы с образами серафимов, который называется куколь (в переводе с латинского — «капюшон»). Этот головной убор своим цветом символизирует чистоту помыслов.
Богослужебные облачения архиереев
Архиереи во время совершения богослужений облачаются в подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу и саккос (длинную верхнюю одежду без рукавов). Саккос символически напоминает о царском достоинстве Иисуса Христа. Облачение епископа имеет особую деталь — омофор (с греческого — «носимый на плечах»), очень широкую ленту, которая особо укладывается на плечах архиерея. Это знак высшего архиерейского служения.
Символически омофор указывает на заблудшую овцу, то есть людей, которых Иисус, как добрый пастырь, «взял» на свои плечи, чтобы вернуть их Богу (Евангелие от Иоанна, 10:11). Епископы также имеют знак церковной власти — жезл. Он напоминает верующим, что все люди являются странниками на земле. Жезл также является атрибутом пастыря: по примеру Христа епископ это пастырь, а верующие — агнцы Божьи, которыми он руководит.
Богослужебный головной убор архиерея — митра.
Головной убор епископа: повседневный вариант
К повседневным головным уборам православного духовенства относится скуфья. В переводе с греческого это слово означает «чаша». Она представляет собой небольшую мягкую остроконечную шапочку, складки которой формируют изображение креста. Для епископов на скуфью черного цвета нашивается дополнительно крест.
Клобук в переводе с тюркского языка означает «колпак». Этот черный головной убор является атрибутом монашеского облачения. Клобук — цилиндрическая шапка с обрезанными краями (она же называется камилавкой) с прикрепленным к нему покрывалом, которое имеет три длинных конца («наметки»). Это «шлем спасения» и «покрывало послушания», как сказано в чинопоследовании монашеского пострига. Свою современную форму клобук приобрел в 17 веке сначала в Греческой Православной Церкви. Затем получил распространение и в Русской Церкви. До этого времени он имел сферическую форму.
Также клобук является головным убором для епископов и носится вне богослужений. У митрополитов клобук белый с нашитым крестом. Для епископов и архиепископов он черного цвета.
Клобук, сохранивший полусферическую форму, с нашитыми крестом и изображениями серафимов является внебогослужебным головным убором патриарха.
Богослужебный головной убор епископа
Епископы, архимандриты, награждённые священники во время богослужений одевают митру (с греческого — «головная повязка»). Она является одновременно символом царского и тернового венца Спасителя, образ Которого представляет архиерей во время богослужения. Наверху митры священника имеется изображение Пресвятой Троицы или Серафима, у архиерея — крест. По всей окружности этого головного убора расположены иконографические образы.
Первоначально этот головной убор использовал в своем облачении Александрийский патриарх.
Так, Симеон Солунский (14-15 век) писал: «С непокровенной главой все восточные иерархи и священники, за исключением Александрийского Патриарха, совершают священнодействие не по уничижению какому-либо, но по слову возвышеннейшему и особенно священному, которое богоглаголивый Павел предлагает в научение, называя главою нашею Христа, нас же членами Его, и что должно чтущим нашего Главу Христа во время молитвы иметь головы открытыми».
В 15 веке митру стал носить Константинопольский патриарх. В 17 веке традиция ношения митры перешла и в Русскую Православную Церковь. Изначально митра имела полусферическую форму (в России — с меховой опушкой). После Никоновской церковной реформа она приобрела современный вид. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 1988 года ношение митры с крестом разрешено всему епископату.