Что носили земледельцы в древнем египте
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте — кратко
Большинство населения Древнего Египта составляли земледельцы и ремесленники. Они кормили не только себя, но еще и вельмож, и писцов, и воинов. Большее количество урожая уходила в казну в качестве налогов.
Земледельцы
Вся жизнь земледельцев была самым тесным образом связана с Нилом. Когда Нил разливался, нужно было следить за тем,чтобы орошенными оказались не только поля, находившиеся вблизи Нила, но и те, которые были немножко подальше, а самое главное повыше.
Для того чтобы полить землю на полях, которые находились далеко от Нила, египтяне прокапывали каналы. Каналы перекрывались специальными плотинами. Когда Нил разливался, плотины отворялись, а для того, чтобы вода осталась на полях на более долгий срок, плотины перекрывались. Когда, наконец, процесс полива подходил к концу, можно было приступать к севу.
Мягкая плодородная египетская почва,удобренная илом, не требовала каких-то больших усилий при обработке. Как правило, в плуг впрягались быки или даже коровы. Нравом они были поспокойнее, а усилий от них особых не требовалось.
Далее, в борозду бросалось зерно. После чего скорее — скорее по этому зерну прогоняли стада овец, коров, ослов для того, чтобы успеть втоптать его в землю. Дело в том, что находилось немало охотников это зерно съесть. Египет очень был богат птицами.
После того, как созревал урожай, его тоже требовалось убрать как можно скорее. Опять на летали вездесущие птицы, к тому же существовала еще одна угроза — саранча. Жали и египтяне деревянными серпами. В качестве режущей части у них были вкладыши из кремния. Впоследствии серпы стали делать из бронзы.
Первые сжатые колосья крестьяне относили своему хозяину, вельможе. Потом, для обмолота, колоски бросали под копыта ослам, овцам, коровам. Но обмолоченное таким образом зерно было полно микены и содержало такие неприятные примеси, как камни, поэтому от этого тоже надо было каким-то образом избавиться.
Веели египтяне весьма примитивным способом. Женщины на специальных деревянных лопатках подбрасывали зерно ввысь, ожидая пока ветер подхватит и унесет мекину, а от камней избавлялись, просеивая зерно через сито. Обработанное таким образом зерно, относили в хранилище.
Писари, присланные хозяевами усадьбы, записывали какой получился урожай и сколько зерна попадет в закрома вельможи.
Ознакомившись с записями, которые оставили писари, хозяин богатого имения сам определял, сколько зерна следует отдать в царские закрома, а сколько оставить себе, для хозяйства.
Ремесленники
Еще одна большая прослойка в Древнем Египте — ремесленники. Ремесленники в Египте существовали самые разные. Горшечники, кожевенники, ткачи. Изделия своего труда они не продавали, потому что денег еще не было, они их меняли. Хотя существует мнение, что некое мерило стоимости уже существовало. Дело в том, что на некоторых изображениях видно, как покупатели на рынке несут с собой маленькие коробочки, предположительно, это не что иное, как коробочки для того, чтобы мерить зерно.
В процессе обмена часто фигурировали не только товары, но и услуги, в частности, сохранилось свидетельство о том, что богатый вельможа очень щедро наградил мастеров, построивших ему гробницу. Что же это за щедрая награда? Давайте прочитаем: «Умиротворил я их хлебом, пивом, ячменем, полбою, медью, одеждами, вещью всякою доброю». Вот таким вот образом расплатился вельможа за свою гробницу.
Дома, еда и одежда ремесленников и земледельцев
Следует сказать, что дома их не могли похвастаться особо изысканным убранством. Единственной их функцией было защищать от жары днём и от пронизывающего холода по ночам. Удивительно, но в Египте, в стране, которая была достаточно богата камнем, в качестве основного материала для постройки домов использовался не камень, а глина. Причем, кирпичи лепили из глины, смешанной с навозом и камышом. Это придавало дополнительную прочность.
Для того, чтобы войти в дом ремесленника, нам с вами понадобилось бы спуститься на две-три ступеньки вниз. Дело в том, что уровень пола в этом жилище находился ниже, чем уровень земли. Делалось это для того, чтобы в доме было всегда прохладно. Из коридора мы с вами попали бы в комнату, украшенную одной колонной. В комнате была небольшая ниша, куда складывали дары для Богов. Если бы вы пожелали пройти дальше, то попали бы в небольшой коридорчик, по которому могли бы выйти во внутренний дворик. Рядом с коридорчиком находилась небольшая кухня.
Давайте посмотрим, а что же готовили на этой кухне? Как правило, готовили там пищу достаточно сытную, хотя, на наш взгляд, не очень вкусную. Египтяне питались в основном лепешками из ячменя, очень редко ели овощи, как правило, они получали их от вельможи, тот сам смотрел, когда можно, а когда нельзя выдать их. Мясо простые ремесленники и земледельцы, как правило, не ели.
Основным продуктом питания был папирус, его корневища. Корневища папируса особым образом приготавливались на печках, после чего они приобретали такой несколько крахмалистый вкус. Что же касается напитка простонародья, то это прежде всего пиво. На сельскохозяйственных работах был задействован специальный человек, который следил за тем, чтобы земледельцам во время подносили этот напиток. Другое дело, что этот напиток подносили достаточно часто, из чего ученые делают вывод, что, видимо, пиво было некрепким и скорее напоминало перебродивший квас.
Что касается одежды простонародья, то она тоже не отличалась разнообразием. Как правило, это была набедренная повязка, либо юбка длиной до колен, повязка на голову. Вот, собственно, и вся одежда. Ходили, как правило, босиком. Сандалии стали известны в Египте далеко не сразу.
Одежда древнего Египта
Содержание:
Одежда способна рассказать много интересного о культуре и мировоззрении, как того или иного народа, так и целой исторической эпохи. Роскошные платья XVII века, строгая одежда Византии, античные туники и тоги, все это активно изучается историками. И сегодня в этой статье мы поговорим о том, как одевались древние египтяне, какой была у них мода и вкусы относительно внешнего вида.
История одежды
Одежда древнего Египта была, прежде всего, изящной и функциональной. Она отличалась своей практичностью, простым покроем и строгими геометрическими формами. Со временем древнеегипетский костюм из более простого становился все более многослойным и затейливым.
Египетская одежда делалась преимущественно изо льна и хлопковых тканей, порой применялась и кожа. Наиболее популярным цветом был белый, впрочем, учитывая законы физики, белый цвет и наиболее практичный в условиях жаркого египетского климата. Часто одежда была украшена различными узорами и орнаментами, которые помимо придания одежде большей красоты имели и определенный символический смысл. Обычно в качестве украшений были изображения различных животных и насекомых, которых египтяне почитали священными. Особенной популярностью пользовался жук-скарабей, бывший у египтян сильным оберегом и символом воскрешения.
Одежда древних египтян разных социальных групп отличалась качеством ткани.
Мужская одежда
В эпоху древнего египетского царства мужская одежда египтян была предельно простой, и представляла собой один лишь передник из плотной ткани. Передник этот был овальной, прямоугольной или квадратной формы. Чуть позднее мужской передник стал носиться вместе с повязкой из белой драпированной ткани, которую египтяне называли схенти. Несмотря на простоту, многочисленные драпировки делали подобный мужской наряд вполне себе изысканным.
Верхнюю часть тела древнеегипетские мужи украшали массивным ожерельем, чем-то похожим на воротник. Такое ожерелье называлось «ускх».
Постепенно длина, как передника, так и схенти увеличивалась, драпировки становились все более сложными и вычурными. Знатные египтяне украшали пояс орнаментом и золотыми нитками, в то время как одежда земледельца древнего Египта далее оставалась предельно простой.
В эпоху среднего царства мужская одежда египтян заметно усложняется, мужчины одевают несколько схенти друг на друга. Позднее они начинают носить несколько слоев одежды, а изначальный передник и схенти становятся чем-то вроде нижнего белья. Также появляются и новые предметы гардероба, заимствованные у соседних народов: накидка, к которой порой пришивали и рукава и головные уборы.
Женская одежда
Традиционная одежда женщин древнего Египта также отличалась своей лаконичностью и простотой. Изначально она представляла собой прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках. Такой сарафан назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, а вот грудь часто оставалась открытой. В целом женская нагота ничуть не смущала египтян.
Подтверждением этому могут служить многочисленные изображения практически обнаженных девушек, чья одежда состоит из одних лишь украшений и узкого пояса. Особенно такая «одежда» (вернее ее почти полное отсутствие) было характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физических трудом. Так как одежда сковывала их движения, они обходились без нее.
В эпоху среднего царства женская одежда египтянок подобно мужской одежде также становится более сложной и вычурной. Женские плечи, как и мужские, начинает украшать массивное ожерелье на тканевой основе – ускх. В дополнение к одежде египетские женщины начинают активно использовать украшения и косметику. К слову о женской косметике, она появилась именно в древнем Египте, египтянки были первыми женщинами в истории, которые научились наносить макияж и красить губы. (Как видите, эта женская традиция прошла сквозь века и осталась актуальной в наше время).
Знатные египтянки поверх традиционного калазириса начинают носить красивые накидки из легких и прозрачных тканей. Эти накидки красиво и сложно драпировались, оставляя при этом одно плечо обнаженным. Их главной задачей было подчеркнуть красоту и изящество их прелестной обладательницы. А вот головные уборы египетские женщины практически не носили, за исключением жен фараонов. Те могли носить на голове корону, изображающую ястреба с расправленными крыльями.
Одежда фараонов
В древнем египетском царстве одежда фараонов была такой же, как и у простых египтян, она состояла из набедренной повязки схенти. Отличительными знаками фараона были головные уборы (корона или платок, одетый особенным образом) и золотой обруч посреди которого поднималась змея. Эти предметы были символом царской власти фараона.
Отличалось и ожерелье фараона – ускх, его носили и другие египтяне, но ускх фараона был другого цвета, в нем чередовались голубой цвет с узкими желтыми полосами, все это символизировало Небо и Солнце. Да и сам фараон считался сыном бога Солнца. Излишне говорить, что одежда фараонов делалась из материалов высшего качества и сама она была богато украшена различными символическими орнаментами, имеющими сакральный смысл.
В эпоху нового царства египетские фараоны начинают носить так званный нарамник, представляющий собой кусок материи, который продевается через голову и фиксируется поясом. Его делали из легкой дымчатой ткани, она позволяла видеть нарядный схенти под нарамником.
Одежда жрецов
Жрецы были элитой древнеегипетского общества и исполняли множество важных и полезных общественных функций. Они были не только священнослужителями, но и учеными, судьями, историками, врачами. Поэтому не удивительно, что жрецы выделялись и своей одеждой. Они носили исключительно полотняную одежду и плетенные из библуса сандалии. Эти сандалии были знаком различия жреческого сословия. Они прикреплялись к ноге при помощи двух ремней: широкого и узкого. При этом узкий ремень проходил между большим и вторым пальцем ног и пристегивался к большому ремню. Порой эти ремни связывались наглухо и сандаль можно было одевать словно башмак.
В остальном одежда жрецов была такой же как одежда других египтян, качество ее тем не менее было более высоким и она была, разумеется, также украшена различными орнаментами, несущими сакральный смысл.
Жрецы бога Анубиса в качестве особого привилегия могли носить шкуру леопарда, но только лишь они одни.
Древний Египет: костюм, головные уборы, украшения
Мне очень нравится египетский стиль, а вам?
Особенно очень люблю египетские украшения и часто работаю в этом стиле.
Данный материал посвящен костюму древних египтян и конечно же украшениям. Ранее уже была небольшая публикация на египетскую тему, но на сей раз материал более обширный, подробный и интересный.
Итак, начнем с костюма.
Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях.
Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.
Головной убор
Простейшим из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили также повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.
Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.
Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы.
Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем.
Все сословия носили платок — клафт. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее.
Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус.Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа—платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.
Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей.
Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы.
Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.
Прическа.
Прически египтян походили на геометрическую фигуру — трапецию. Основным атрибутом прически был парик.
Парики также выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца.
Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, а также завивать. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.
Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.
Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».
Украшения.
Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.
В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был скарабей. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности.
Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Уджат считался мощным амулетом.
Ювелиры использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум – самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.
Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.
Серебро для древних египтян имело ценность большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу.
Статья подготовлена по материалам сайта История костюма, а также других сайтов и энциклопедий.
Что носили земледельцы в древнем египте
Задумала сделать цикл статей об истории костюма с древнейших времен до нашего времени.
(если мне не будет лень довести это дело до конца. 🙂
Потихоньку и до викторианства доберемся. *задумчиво глядя на Кэрри и Карлотту*)
Еще на заре своего существования человек создал первый покров для защиты тела от холода и помощи в непрерывной борьбе за существование. Защитник и помощник — вот чем был для человека первобытный костюм. Существуя и видоизменяясь вместе с людьми, самый близкий из всех предметов материальной культуры — костюм стал выполнять множество функций: и прямых и косвенных, более тонких, интимных, способных лишь создать еле уловимое настроение. Эта психологическая связь между человеком и одеждой возникла очень рано; в различные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст. И с течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и украшений, увеличивалось в геометрической прогрессии.
Часть I.
Древний Египет
Мужской костюм.
Основной одеждой египтян в эпоху Древнего царства был передник — схенти (ил. 1) — полоса неширокой ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом.
Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме и отличалась лишь качеством материала.
Так, схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
Еще более простой была одежда рабов — она состояла из небольшой повязки из очень грубой небеленой ткани или кожи (ил. 2).
Одежда рабов. Набедренная повязка из грубого полотна или кожи состоит из пояса и куска ткани, прикрывающего перед. Бритые головы покрыты плотно облегающими шапочками из светлого грубого полотна.
С появлением растительных красителей— желтого, голубого, коричневого (конец Древнего царства) — цветную одежду довольно долгое время могли носить только привилегированные сословия: крупные землевладельцы, жрецы, придворные.
Несравненно более очевидными признаками отличия служили прически, головные уборы и обувь (право носить обувь принадлежало только фараону). Все египтяне тщательно брили волосы, но голову всегда покрывали париком из растительных волокон, завитых мелкими локонами, или шапочкой из грубого холста, плотно облегавшей голову. Чем длиннее были локоны парика, тем знатнее был его владелец, поэтому самыми пышными париками обладали фараоны и члены их семей.
Этот простой мужской костюм оставался во всеобщем употреблении и в эпоху расцвета Древнего царства. Даже знатные сословия носили только плотно обернутый вокруг тела кусок ткани.
В то же время стали входить в употребление и другие формы этого одеяния. В сущности, тот же продолговатый и плотно охватывавший поясницу кусок материи, но только сложенной мелкими и правильными складками. Впоследствии и знатные лица стали носить схенти самых разнообразных форм и гораздо больших размеров, которые закрывали большую часть тела.
Мужская одежда. Схенти (передник) из полотна. Левый конец от середины бедра заложен в мелкую складку и скруглен. Пояс из плотной ткани или кожи застегнут костяной пряжкой. Бритая голова египтянина покрыта париком из растительных волокон.
Женская одежда. Калазирис из полотна. На голове парик.
Женский костюм. В эпоху Древнего царства женский костюм также предельно прост. Это была длинная прямая рубашка — «калазирис» на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой (ил. 1).
У знатных египтянок уже в эту эпоху на калазирисе появляется отделка — вышивка, плиссировка. Калазирис остается основной женской одеждой на протяжении всей истории Древнего Египта и изменяется лишь в некоторых деталях кроя — иногда вместо отдельных бретелек делают цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины. По этой одежде, изображенной в мелкой пластике и на фресках, можно проследить, какое разнообразие пестрых (или вышитых) тканей вырабатывалось в Древнем Египте.
Женщины, как и мужчины, носили парики из растительных волокон, завитых крупными спиральными локонами, более длинными, чем у мужчин.
Костюм фараона. Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тростника или босыми.
Первые отступления от общепринятого схенти появились в костюме фараона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедренной повязки. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.
В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта, властитель каждой их этих стран имел свою корону. После объединения фараоны стали носить сдвоенную корону, символизируя этим важный этап в истории страны. Посох — один из древнейших атрибутов власти на земле у многих народов, источником жизни которых когда-то было скотоводство,— у фараона сохранялся на протяжении нескольких тысячелетий. Однако на фресках и других изображениях фараонов посох присутствует сравнительно редко.
К древним символам царской власти относится и головной убор — «клафт» или «немес» состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с «уреем». Поперечную сторону ткани клафта накладывали на лоб горизонтально, укрепляли лентой, сверху—обручем со скульптурным изображением урея; падающую сзади материю собирали и заматывали концами ленты. Боковые опускающиеся на плечи стороны клафта вырезали полукругами, чтобы спереди падали четкие прямые куски ткани.
В эпоху Среднего царства (ок. 2065—1660 гг. до н. э.) древнеегипетская одежда заметно усложняется. Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли оживляет экономическую жизнь страны: активно растут города, усложняется быт, стремление к роскоши принимает более широкие масштабы. Классовая дифференциация в египетском обществе были велики, что это не могло не сказаться на костюме.
Появление новых тканей и привоз материй и различных предметов роскоши из Передней Азии способствуют созданию более сложных форм костюма.
Женский костюм. В период Среднего царства калазирис сохраняет прежний покрой, прибавляются лишь отделка и украшения, которые носят женщины привилегированных сословий. Однако постепенно и в женском костюме проявляется то же стремление использовать пластические свойства мягких и тонких тканей.
На некоторых памятниках позднего периода Среднего царства встречаются изображения женщин в тонких, слегка драпированных покрывалах, то есть женские покрывала становятся тоньше, грудь обнажается все больше; просвечивающее сквозь тончайшую ткань смуглое женское тело выглядит особенно привлекательно. Основная же масса женщин продолжает носить калазирисы прежней формы.
Костюм жреца. При совершении жертвоприношений и ритуальной службы спину жреца покрывала шкура пантеры. Часть шкуры (с головой) располагали спереди и прикрепляли к поясу. Голову и лапу украшали золотыми с эмалью пластинками.
Слева направо: Служитель храма, несущий сосуд для жертвенных возлияний.
Верховный жрец из Гелиополя в шкуре леопарда (с прикрепленными серебряными звездами). Одежды жрецов не сшивались.
Жрец с курильницей, совершающий жертвоприношение. Передник, шкура леопарда, белая повязка вокруг верхней части корпуса. Соломенные сандалии.
Мужской костюм. Первые попытки использовать пластические свойства ткани, чтобы сделать костюм более красивым, получают дальнейшее развитие в эпоху Нового царства. Появление тонких прозрачных тканей дает возможность носить одновременно несколько одежд. Легкие, тонкие ткани, плиссированные или слегка драпированные, окружают тело прозрачной дымкой, создают новые пропорции, придают внешнему облику человека черты изнеженности и изящества. Таким образом, новая одежда, прежде всего, украшала человека, видоизменяла его облик, позволяла скрывать и скрашивать недостатки, в то время как примитивный схенти Древнего царства оставлял тело обнаженным и служил всего лишь некоторой защитой. Возможно, под влиянием Востока в это время появляются элементы кроя.
Большое распространение получает и новая одежда — сусх, состоящая из рубашки—калазириса и большого куска прямоугольной ткани, названного греками «синдон». (Прим. Бренты: египетского названия, насколько мне известно, не сохранилось.) Синдон, чаще всего плиссированный в долевом направлении, обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикрепляли с внутренней стороны.
Фараон и его приближенные носили так же калазирисы из прозрачной ткани, сверху плиссированный или драпированный схенти, а иногда только один прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Наряду с этим появились и новые мужские одежды из пестрых цветных тканей.
Сменх-ка-ра и Меритатон. Костюм фараона состоит из белого схенти, сверх которого задрапирован синдон из легкой прозрачной ткани. Концы синдона, перекинутые спереди, богато вышиты и закончены рельефными металлическими нашивками. С внутренней стороны синдон укреплен поясом, длинные концы которого спускаются с правой и левой сторон. Они вышиты поперечными полосками. Небольшой парик украшен уреем, а сзади — двумя лентами из такой же ткани, как и пояс. Правая рука фараона опирается на посох — один из символов его власти. Плечи и грудь покрыты ускхом из цветных пластинок. Костюм жены фараона декорирован значительно меньше и состоит из двух основных частей—длинного калазириса из легкой прозрачной ткани и покрывала «хаик Изиды» из такой же легкой белой, но еще более прозрачной ткани и задрапирован определенным образом на фигуре. Пояс из плотной цветной ткани, укрепляющей изнутри хаик, спускается спереди (с правой стороны) двумя длинными концами. На голове повязка с уреем. Концы повязки развиваются сзади. На плечах – ускх.
Женский костюм. В эпоху Нового царства происходит сближение форм женского и мужского костюмов. Это явление, неизвестное египтянам Древнего царства, становится одной из наиболее характерных особенностей одежды рассматриваемого периода.
Высокая, подчеркнутая талия, легкие прозрачные одежды из плиссированных тканей то окружают фигуру египетской женщины прозрачным колокольчиком, то облегают все формы легкой плиссировкой в различных направлениях.
Статуэтка знатной египтянки в парике.Новый вид женской одежды, в котором расположение плиссировки в разных направлениях создает новую ритмическую и иллюзорную структура костюма аристократки эпохи Нового царства.
В эпоху Нового царства к традиционному женскому цветному калазирису (шафрановому, голубому, красному) делают бретели контрастных цветов или украшают ткань калазириса чешуйчатым узором как и в эпоху Среднего царства, имитирующим крылья кобчика (ястреба) — символа Изиды. В таких калазирисах иногда изображены царицы при свершении жертвоприношений.
Все чаще в одежде встречаются пестрые цветные ткани с геометрическим орнаментом.
Статуэтка девушки с жертвенными дарами.Костюм служительницы храма Изиды. На девушке традиционнной формы калазирис из цветной ткани, имитирующий оперение ястреба сине-зеленых и сине-блекло-красных тонов. Внизу широкая плиссированная оборка из ткани. Запястья и щиколотки украшены золотыми с эмалью браслетами.
Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или из тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди, но существовали и большие покрывала. Они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах.
Наибольшего разнообразия и изощренности египетский костюм достиг во XVIII династии. Большее предпочтение отдавалось тонким, прозрачным, упругим белым тканям, в том числе виссону. Их плиссировали, гофрировали, добиваясь при этом того, что прозрачность впервые в истории костюма создавала эффект тела раздетого и одетого одновременно.
Женский костюм простолюдинки остается почти без изменений. Рубашку-калазирис на бретелях или с небольшими рукавами делают из цветных, белых и натурального цвета льняных и хлопчатобумажных тканей. Культура хлопка широко распространяется в это время.
Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.
Современные реконструкции древнеегипетских костюмов:
.
Обувь.
Обувь древние египтяне практически не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Обувь берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте.
Сандалии плелись из разрезанных на узкие полоски листьев папируса и волокон пальмы. Судя по изображениям на древних памятниках, представители знатных сословий носили сандалии с золотыми или позолоченными украшениями. Сандалии прикреплялись к ноге посредством двух ремней — широкого, охватывавшего подъем ноги, и узкого, прикрепленного к носку сандалии. Узкий ремень пропускался между большим и вторым пальцами и пристегивался к широкому. Иногда эти ремни связывались наглухо, и тогда сандалию можно было надевать на ногу как башмак. По дошедшим до нас египетским сандалиям видно, что описанный простой способ прикрепления их впоследствии усложнился и стал разнообразнее.
.
Прически.
Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества.
Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру — трапецию. Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин.
Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период Нового царства.
Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы. Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку.
Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу. Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.
Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой «мокрой».
Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.
Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Но из-за жаркого климата многие мужчины в целях гигиены полностью сбривали волосы, умащивали кожу головы ароматическими маслами.
Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам.
С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Форма такого парика была необычной — «каплевидной». Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек.
Концы парика нередко украшали горизонтальными цветными полосками.
Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек.
Во времена Нового Царства по стране распространилась новая прическа — по крайней мере, среди вельмож. Она имела два слоя. Верхний состоял из тонких, длинных завитков; нижний слой представлял собой ряды более коротких завитков или же завитых локонов, свисающих до плеч.
Во времена XVIII династии этот завитой мужской парик имел две разновидности — длинную и короткую. Короткий тип, иногда называемый «нубийским стилем», носили также и женщины при дворе Эхнатона. (По этой причине некоторые из скульптурных изображений амарнского периода трудно идентифицировать.)
На женские парики на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами.
Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.
Во времена Нового царства было широко распространено инкрустирование головных уборов.
В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса.
Косметика.
Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные мази, притирания, пудры, краски.
Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки — зеленой.
Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.
Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.
Высокий уровень мастерства ремесленников особенно ярко проявился в производстве украшений. Еще в эпоху Древнего царства египтяне изобретают цветные пасты и ими покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и многое другое.
Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове — золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки.
Традиционным украшением египтян был ускх — широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера.
Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом.
Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер.
Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.
Египтяне славились и обработкой драгоценных металлов. Золотые украшения эпохи Нового царства отличаются не только высокой техникой, но и изысканным художественным решением — тонким рисунком, изящной простотой, красотой умело стилизованных форм.
Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.
Древние египтяне ценили в изделии не столько стоимость материала, сколько искусство ювелира. Именно поэтому даже в царских украшениях драгоценные камни и самоцветы нередко соседствуют со стеклом, бисером, а золото служит всего лишь «подкладкой» вещи.
Простые люди тоже носили украшения, но у них они были совсем недорогими — из керамики и бронзы.
© М. Мерцалова «Костюм разных времен и народов»
© Г. Вейс «История цивилизации»
© И. Сыромятникова «История прически»