Что носили в ссср женщины
В СССР моды нет: как советские женщины подражали иностранкам
О развитии моды и о том, как советские женщины подражали иностранкам, Cosmo.ru рассказала руководитель выставочного отдела Музея Моды, автор образовательных и развивающих курсов, лектор, семиотик, исследователь моды и издатель книг по искусству Полина Уханова.
Трофеи и мода
В 20-е годы, во времена НЭПа, мода Советского союза не слишком отставала от западных стран, поэтому и внешность иностранок не вызывала сильного интереса. В этот момент на Западе процветал ар-деко — роскошный стиль «дорогой и солидной красивости», в СССР вариантами этой эстетики считались эксперименты на тему авангарда. Силуэтно и стилистически советская и иностранная мода были близки друг другу, глобальных отличий не наблюдалось.
В 30-х разница становится уже значительной. В этот период в Советском союзе иностранцы появлялись крайне редко, и возвращение их произошло только после окончания Второй мировой войны. На развитие моды и отношения к иностранцам сильно повлияли трофейные вещи и фильмы, попавшие в СССР после 1945 года. Кумирами того времени были американские актрисы Лоретта Янг и Дина Дурбин, англичанка Вивьен Ли и венгерская фигуристка Соня Хени, снявшаяся в фильме «Серенада солнечной долины».
Советские женщины пытались подражать западным кинозвездам, которых видели на экранах, но делали это аккуратно, точечно и нерешительно.
Dior’овский поворот
Всплеск «модных отношений» между СССР и Западом и новый поворот в восприятии иностранок произошел в 1959 году, когда дом Dior привез в Москву свою летнюю коллекцию. На показе присутствовала только элита страны, в основном, жены партийных руководителей. Однако новинки французской моды увидел и простой народ — манекенщицы прогулялись по ГУМу, Красной площади и Тишинскому рынку.
Красивые девушки в очень смелых, с точки зрения советского менталитета, нарядах, с макияжем, аксессуарами и прическами вызвали невероятное оживление у советских женщин. Зависти не было — лишь сильное удивление. И это была реакция большинства простых советских женщин. Элита, конечно, реагировала иначе — для них западная мода не была настолько в новинку — кто-то бывал за границей, кому-то удавалось листать западные модные журналы.
Для работающих женщин всё увиденное было слишком смелым и непонятным, не функциональным, а, значит, бессмысленным, ведь в таких нарядах нельзя работать. Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел. В те времена практически не использовались украшения, одежда не содержала никакого декора, кроме вышивки. Не было даже брошей, поскольку всё это считалось мещанством. Даже шляпки, представленные в коллекции Dior, стали открытием для простого народа. Советские женщины носили маленькие аккуратные шляпы, но головные уборы выполняли конкретную функцию и никак не походили на шикарные диоровские шляпы, которые надевали только ради красоты. Такие наряды были нефункциональными, они не подходили для женщины-работника.
Стиляжный мир
В середине 1950-х за границу стали выезжать спортсмены и артисты. С гастролей и соревнований они привозили одежду, косметику, журналы мод. Насмотревшись на зарубежных звезд, они старались копировать их стиль и становились своеобразными посредниками между простым советским человеком и миром западной моды.
Благодаря всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году, появились фарцовщики, зарабатывающие продажей иностранных товаров. Основными их клиентами стали стиляги, которые во всём старались подражать Западу. Молодые люди завидовали иностранцам, но не каким-то их конкретным вещам, а атмосфере, с которой эти вещи ассоциировались. Стиляги смотрели на иностранцев с потребительской точки зрения: как с их помощью достать ту или иную вещь, чем заграничные гости могут оказаться полезными. Приобретая импортную одежду, общаясь с иностранцами, они приближали себя к этому интересному, незнакомому и более свободному миру.
Она была актрисою.
Советские актрисы, хоть и не были иностранками, играли важную роль в связи простых женщин с голливудскими звездами. Из заграничных поездок они привозили новые наряды, косметику и образы, которые демонстрировали своим поклонницам. У них были налажены связи с магазинами, куда поступала модная одежда. И советские женщины, подражая и копируя своих артисток, одновременно подражали и западным. Копирование образов иностранок происходило не сразу, а лишь тогда, когда фильмы доходили до СССР, или кто-то из советских знаменитостей примерял look на себя. Такая история произошла с популярной прической бабетта. Фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли показали в СССР лишь в 1960-м году, но после этого на улицах было тяжело встретить девушку с какой-то другой прической.
Мода «оттепели». Макияж, нейлон, шпильки
В начале 1960‑х годов благосостояние большинства жителей СССР продолжает увеличиваться. Люди получают собственные квартиры и стабильную зарплату. Культурно-образовательный уровень также растёт, а вместе с ним — потребительские интересы. Желание красиво одеваться и использовать одежду как инструмент самовыражения становится типичным для мужчин и женщин от 16 до 60 лет.
Если ранее советское правительство претендовало на контроль в этой сфере, надеялось влиять на моду и даже регулировать её, то теперь бессмысленность этих попыток стала очевидна. Продолжая тенденции 1950‑х годов, мода всё более демократизируется и становится доступнее для простых граждан.
«Не отставать от жизни, моды…»
С конца 1950‑х годов советская мода развивалась в одном направлении с западной, однако менялась медленнее. Некоторые западные тенденции в СССР «не приживались» — например, отечественные модельеры не заигрывали с «мини» и не шили слишком короткие юбки.
Магазин «Женская одежда». Сталинград. 1961 год
Советская мода позиционировалась как более демократичная, менее экстравагантная, ориентированная на среднего покупателя, а не на «элитное меньшинство». Одежда отечественных производителей считалась практичной, функциональной, не наносящей вред здоровью — модели конструировались строго в соответствии с медицинскими нормами и стандартами гигиены.
Ключевой проблемой оставался подход к пошиву: в основе моделирования по-прежнему использовались упрощённые характеристики. На Западе одежду уже давно кроили по росторазмерам и полнотам, в СССР — по усреднённым, фактически выдуманным соотношениям роста и объёмов. Готовая одежда сидела плохо, её приходилось подгонять по индивидуальным меркам на дому или в ателье.
Чтобы решить эту проблему, в период с 1957 года по 1965 год сотрудники Центрального НИИ швейной промышленности провели массовые обмеры мужчин и женщин всех возрастов во всех регионах страны. Из огромного объёма данных сумели выделить типичные повторяющиеся характеристики, а на их основе — разработать новые ГОСТы на размерные ряды. Весомым достоинством новых типоросторазмеров стало их соответствие региональной специфике. Считалось, что теперь до 80 % населения могут покупать одежду и с комфортом носить её без подгонки.
Ленинградский проспект. Фотограф Владимир Лагранж. 1962 год
Качество новой одежды повысилось, а ассортимент расширился. Директор фабрики «Большевичка», выпускавшей женскую и детскую верхнюю одежду, в 1960 году хвасталась, что теперь фабрика производит женские пальто и костюмы для четырёх типов сложения: «молодёжные» для девушек и для женщин «трёх полнот». Число фасонов тоже росло. Та же «Большевичка» в 1960 году выпускала 100 фасонов, а в 1961‑м — уже 204. Теперь предприятие оправдывало свой девиз «Не отставать от жизни, моды…».
Другая интересная тенденция — культ искусственных тканей. Советские граждане активно приобретали вещи из нейлона, винила, дралона, лайкры и похожих материалов. Основной причиной любви было удобство: искусственные ткани легко стирать, не нужно ежедневно гладить. Одежда из искусственных тканей стоила весьма доступно, что в глазах покупателей оправдывало её немногочисленные недостатки, вроде неприятной на ощупь фактуры. Любовь к ненатуральным тканям была такой сильной, что искусственные шубы покупали даже те, кто «мог позволить себе» даже натуральные. Настоящий мех считался скучным, недемократичным и несовременным.
Приведём отрывок из методического каталога Всесоюзного института ассортимента изделий лёгкой промышленности и культуры (ВИАЛЕГПРОМа) за 1964 год:
«Большую новизну и разнообразие вносят новые ткани с применением химических волокон, более свободный подход к их использованию, как, например, сочетание тканей разных фактур или одноцветных фактур и набивных. Для пальто подходят новые ткани с нитроном, открытого переплетения типа панамы и рогожки, ткани с применением фасонной пряжи, с рельефной и зернистой поверхностью типа „Элегант“, пестротканые, с насыпкой, из разных цветов пряжи — это ткани „Завиток“, „Полянка“, „Мерлушка“. Костюмные ткани — шерстяное трико „Чайка“, шерстяные ткани „Эффект“, „Люкс“».
«Мода» на моду
В период с конца 1950‑х и до конца 1970‑х тема стиля и внешнего вида стала очень популярной. Если раньше стремление хорошо выглядеть и выделяться могло встретить недружелюбное отношение общества, то теперь интерес к моде признавался совершенно нормальным явлением.
Актриса Юлия Борисова. Фотограф Исаак Тункель. 1962 год
Это подтверждают общесоюзные, республиканские и местные газеты, которые регулярно писали о новостях моды, размещали пресс-релизы модных мероприятий и даже публиковали аналитические статьи о культуре одежды. Появляются специализированные журналы мод, которые рассказывают читателям о тенденциях наступающих сезонов, публикуют красивые фотографии и анонсируют грядущие показы и новые коллекции.
Вот, например, фрагмент из типичной заметки о моде, посвящённый ширине мужских брюк:
«…В соответствии с современной модой, нормальная ширина штанины составляет 24–25 сантиметров. Есть люди, которые настаивают на слишком узких брюках, а некоторые, напротив, заказывают брюки шириной 45 сантиметров. Это в своём роде тоже стиль. Но не стоит пытаться обмануть новую моду».
Журналы несли и воспитательную нагрузку. В них регулярно появлялись материалы об экономических проблемах в индустрии моды, вопросах культуры одежды и даже роли моды в социализме. Авторы материалов делились с читателями размышлениями о природе моды и специфике советской одежды.
Манекенщицы из СССР в Европе в 1961 году
Интересно, что власть поощряла фиксацию недостатков в книгах жалоб и предложений или в публикациях писем читателей с отзывами о работе магазинов одежды и лёгкой промышленности в целом. Это была обратная связь, которая помогала контролировать отрасль и уравновешивать декларативные сообщения в прессе об успехах промышленности.
Правда, «стилягам» иногда доставалось по-прежнему. Их образ расценивался как утрирование моды и дурной вкус. В печати шла дискуссия: с одной стороны, публиковались письма возмущённых нестандартными образами, с другой — размышления авторов, защищавших право молодых людей на индивидуальность. Модные издания продвигают мысль, что неправильно судить о моральном облике человека на основании узких брюк и цветастой рубашки.
Женские образы: «Бабетта», шпильки, яркий макияж
Женщины черпают идеи образов из кинематографа. Например, самой модной считается причёска «Бабетта» — советские модницы позаимствовали её у Брижит Бардо из фильма «Бабетта идёт на войну». Те, кто не любил пышные волосы, отдавали предпочтение лёгким в уходе геометрическим стрижкам. Также носят парики и шиньоны. Волосы было принято красить, естественный цвет считался скучным. Однако хороших красок в продаже не было, и желающим изменить природный оттенок волос приходилось довольствоваться басмой, хной, луковой шелухой и перекисью водорода. Актуальным становится яркий макияж: чёрные стрелки, несколько слоёв туши для ресниц, бежевая помада.
Брижит Бардо в фильме «Бабетта идёт на войну»
В 1961 году в советскую моду входит каблук-шпилька. От привычного каблука он отличается толщиной — всего от трёх миллиметров. Высота обычно составляла 5–6 сантиметров. Ходить на шпильках было неудобно: они оставляли следы на свежем асфальте, попадали между ступеньками эскалатора в метро и превращали прогулку по льду в экстремальное приключение. Тем не менее их популярность только росла — женщинам нравилась острота, которую шпильки добавляли даже самому скромного образу. Поэтому их носили и зимой, и летом.
Хитом становится чёрный обтягивающий свитер. Самые яркие образы получались из сочетания свитера, юбки и шпилек.
Носить брюки повседневно всё ещё не принято — образ женщины в брюках критиковали в печати как нарушающий общественные приличия. Ситуация получалась двойственная. С одной стороны, женщина в рабочих и спортивных брюках была обычным явлением и никого не возмущала. Советские женщины работали на заводах, в сельском хозяйстве, в свободное время занимались физкультурой. С другой стороны, появляться в брюках на официальных и праздничных мероприятиях было не принято. Женские брюки появятся в модных коллекциях в конце 1960‑х годов и станут символом эмансипации.
В стиле Элвиса Пресли
Самый модный мужской образ 1960‑х годов: белая нейлоновая рубашка, тёмные брюки-дудочки и уложенные к верху волосы. Мода на искусственные ткани захватила и мужчин: большинство стремится купить рубашку из нейлона. Хлопок признаётся устаревшим и неудобным, а нейлон — красивым и практичным. Материал не мялся, легко стирался и интересно смотрелся. Этого было достаточно, чтобы сделать нейлон самым востребованным материалом середины 60‑х.
Рассвет. Молодёжь у ГУМа. Фотограф Виктор Ахломов. 1964 год
Студенты на первомайской демонстрации. Фотограф Всеволод Тарасевич. 1963 год
Образы дополняли яркие приталенные пиджаки с широкими плечами, яркие красные носки, галстуки и зонты-трости. Актуальная причёска — «боб». Образцами для подражания стали Элвис Пресли и группа «Beatles».
Важным предметом гардероба становятся вязаные кардиганы. Вязаные вещи вышли на пик моды у мужчин и женщин. Но в продаже их нет, поэтому многие люди — не только женщины — увлекаются вязанием. Источником знаний и идей являются разделы «Вяжем сами» в журналах мод.
Здесь и далее — из журнала «Я шью сама». 1961 год
В 1962 году в СССР пришли тёмно-синие плащи из болоньи. В Италии из этой ткани шили рабочую одежду. В СССР их носили как летнее пальто. Советских граждан болонья покорила новизной и практичностью. В сложенном виде плащи были очень компактны и практически не занимали место в шкафах. В общественном сознании закрепилась мысль, что каждый уважающий себя человек непременно должен приобрести такой плащ. Мода на болонью продержится целое десятилетие.
Зимой носили шапки из искусственного каракуля — тренд на искусственный мех задел и мужчин.
Вся семья в плащах «Болонья»
В 1960‑е годы мужчины начинают играть всё более значимую роль в моде. В 1965 году впервые в советской истории мужчина приходит работать во Всесоюзный дом моделей. Этим первопроходцем был Вячеслав Зайцев. Уже во второй половине 1960‑х годов его ждёт широкая известность, успешная карьера и звание одного из самых авторитетных людей в отечественной моде.
Но об этом мы расскажем в следующей статье.
Читайте другие статьи цикла «История советской моды Виктории Мокиной»:
Как советские модницы 1960-х переделывали западную моду под реалии СССР
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мода: не хуже, чем у других
После второй мировой войны, советская мода начинает развиваться с оглядкой на Запад, но гораздо медленнее. Есть в этом и «заслуга» военных лет, жители оккупированных территорий увидели другой уклад, другое отношение к внешнему виду, другие фасоны. Из Америки и других стран присылалась гуманитарная помощь, в которой в том числе и была иная, непривычная для советских граждан одежда. И, наконец, победители, вернувшиеся с трофеями, окончательно пошатнули основы советской фешн-индустрии, показав, чем живет зарубежная мода. И, стоит заметить, гражданам, живущим за занавесом, она пришлась по душе.
Советская мода должна была соответствовать следующим требованиям:
• быть практичной;
• не наносить вред здоровью, быть удобной в носке;
• соответствовать нормам и стандартам медицины и гигиены;
Ни единого намека на красоту и стиль, эти два понятия, традиционно в СССР считались блажью и глупой прихотью. А между красотой и практичностью ставился знак равенства.
Пока весь мир кроил и носил новые фасоны, в СССР больше беспокоились о том, чтобы размерный ряд был максимально унифицирован. Не секрет, что готовая одежда плохо садилась по фигуре и часто требовала переделки и подгона. Эту проблему было решено исправить, не расширив размерный ряд, например, по росту и полноте, а проведя массовые замеры среди мужчин и женщин разных возрастов во всех регионах. Из этих данных был выведен средний параметр, согласно которому, одежда должна была подходить 80% населения. Стоит заметить, что в данном случае были учтены региональные (национальные) особенности телосложения.
«Большевичка», исходя из этих параметров, заметно расширила свой ассортимент, стали выпускаться вещи по разной полноте. Так, в 1960 году фабрика выпускала пальто для 4 типов фигур. В любом случае, это наиболее гуманный способ, учитывая, что современным модницам, несмотря на обилие моделей, цветов и фактур, с подиумов предлагают образы только на один типаж фигуры.
Другой тенденцией, которая намечалась в советских модных кулуарах – страсть к синтетике. Советские дизайнеры, кинулись осваивать искусственные ткани, отказываясь, пожалуй, от самого главного плюса отечественной текстильной промышленности – натуральных тканей. Достаточно вспомнить, сколько сейчас стоит добротное шерстяное пальто, чтобы с содроганием сердца узнать, что нейлон, винил, лайкра пошли на «ура!» как покупателям, так и производителям.
Конечно, у искусственных тканей есть свои неоспоримые плюсы – она более ноская, меньше мнется, ее удобнее стирать, к тому же она крайне доступна. Эти плюсы оправдывали минусы в виде неприятных на ощупь фактур и низкую воздухопроницаемость. Тогда же началась любовь к искусственным шубам. Причем носили их и те, кто мог себе позволить и натуральный мех. Последний считался слишком старомодным и скучным. Стоит заметить, что тенденция склонна повторяться, однако сейчас это подается под соусом «экодивжения» и любви к животным.
Модная оттепель
Расцвет модных тенденций приходится на 60-е. Именно в эти периоды меняется отношение общества к моде, становится более дружелюбным и заинтересованным, люди становятся более восприимчивыми к новинкам, легче соглашаются на те или иные эксперименты. Негласным разрешением на новые образы становится выступление Людмилы Гурченко на официальном канале с песней «5 минут» из фильма «Карнавальная ночь» (1956 год) в платье, которое было сшито по западным модным тенденциям. Это стало негласной отмашкой дизайнерам и простым женщинам, открыв новую модную страницу в истории.
Модная жизнь забила ключом, о тенденциях пишут в газетах, причем как федеральных, республиканских, так и районных. И воспринимаются такие новости ничуть не хуже чем передовицы об удоях молока и заготовке кормов. Активно проводятся модные мероприятия и показы, у сезонов появляются тенденции, коллекции начинают подразделяться на новые и старые. Безусловно, все это не было лишено нотки социализма, ведь даже журналы мод вели просветительскую работу и неустанно твердили о том, что культура одежды играет большую роль в построении светлого социалистического будущего.
«Стиляги» все еще были в опале, но скорее их одежда воспринималась как утрирование, «надену все лучшее сразу», а уже не как преступление против советской власти. Так, мелкая модная шалость, попытка выразить свою индивидуальность через одежду. Ну, какая молодежь этим не грешила?
Западные фильмы вместо модных журналов
Несмотря на то, что советские модные журналы то и дело пестрили фотографиями с показов и готовили материалы с четким перечислением модных тенденций, основной тон им задавать не удавалось. Советские женщины черпали идеи из кинематографа, конечно же, отнюдь не советского. Образы Бриджит Бардо копировались с особенной любовью. Благодаря ее героиням многие советские женщины решились на эксперименты с волосами – пышные кудри, окрашивание волос. Жаклин Кеннеди также задавала тон не только мировой моды, но и советской. Учитывая, что он как раз предпочитала сдержанные оттенки и элегантный фасон.
Именно в этот период начинает считаться, что природный оттенок волос слишком прост и его всячески пытаются изменить. Поскольку химических красок тогда было не так много, в ход шли хна, басма и даже луковая шелуха со скорлупой грецкого ореха. Макияж тоже становится ярким. Старательно рисуются стрелки, причем зачастую детскими карандашами, заплевывается тушь, ярко красная помада носится и в пир, и в мир.
Шпилька, доколе не носимая отечественными женщинами, вдруг врывается на модные подиумы и становится понятно, что она как нельзя лучше сочетается со всем остальным, что уже успело полюбиться модницам. И пусть каблук проваливался в ступеньки эскалатора, делал невозможным прогулки по бездорожью и нещадно впечатывался в расплавившийся от жары асфальт, женщины были согласны на эти сложности, только бы стать обладательницей этой невиданной красоты и изящества.
При этом брюки еще не входят в моду, женщины в этом элементе одежды подвергались критике, кроме рабочих роб и спортивных образов. Поэтому уже совсем скоро пало и это ограничение, в модных показах 60-х стали появляться брюки с завидной регулярностью.
Принципиальные отличия западной и советской моды
Несмотря на то, что советская мода развивалась по западному образцу, перенимая основные тенденции, нельзя сказать, что копирование было полным и однозначным. Скорее творчески переосмысленным и подогнанным под отечественные реалии и потребности.
Несмотря на то, что в СССР случился синтетический бум, полностью вытеснить натуральные ткани или хотя бы перевести их в меньшинство, к счастью, не удалось. Потому главным отличием от западной моды являются ткани, из которых шились наряды советских модниц. Все же хлопок и шерсть были куда доступнее, чем нейлон или лайкра. В основном синтетика использовалась для пошива нарядной одежды на выход, а не повседневной.
Если говорить о силуэтах, несмотря на общую схожесть, все же существовали различия. Советская интерпретация была более жизнеспособной. К примеру, в СССР никогда не носили диоровские узкие юбки, в которых невозможно было ходить. Узкий фасон был актуален, но он был не носким. Этому есть объяснение, советская женщина чаще всего была представительницей рабочего класса и уж совершенно точно работающей женщиной, а не домохозяйкой среднего класса, на которую ориентировалась западная мода.
Соотечественницы хоть и стремились быть красивыми и модными по западному образцу, все же понимали, что в этих юбках и блузках им предстоит с утра добежать до детского сада, затем успеть на работу, причем на общественном транспорте, а потом, после работы, еще и принести на себе пару авосек с продуктами. Диоровские силуэты, тут, простите, совсем некстати. Потому любая модная тенденция на советский манер была более приземленной и адаптированной к жизни.
Безусловно, отечественная текстильная промышленность оставляла свой отпечаток и на цветах, которым отдавали предпочтение. Во-первых, страсть к практичным цветам и немарким оттенкам никуда не делась, да что там, до сих пор черный и коричневый – самые актуальные цвета, когда речь заходит о базовых элементах гардероба или обуви и аксессуарах. Во-вторых, веселенький ситчик был самой доступной тканью, а потому аналогичная расцветка использовалась для шитья.
Две противоположные тенденции в оттенках уживались весьма миролюбиво, учитывая тот факт, что советская женщина – это товарищ, коллега и друг и только потом уже жена, мать и просто женщина, было четко понятно, куда надевать коричневый шерстяной костюм, а куда ярко зеленую юбку-солнце. Тут промахи случались редко, да и дресс-код существовал едва ли не во всех учреждениях.
Учитывая, что СССР была страной многонациональной, одежда использовалась и для самоидентификации народов, активно привносились национальные элементы, которые отсылали к народному костюму. Это мог быть цвет, крой, силуэт, определенная деталь, аксессуары. На Западе такое не практиковалось и являлось отечественным ноу-хау.
Что касается силуэтов, то советские модели одежды были более мягкими и плавными, тогда как западные образцы диктовали жесткую, угловатую форму. Это объясняется не только ролью работающей женщины в Союзе, но и типажом фигуры. Далеко не все советские красавицы могли похвастаться талией а-ля Гурченко и силуэтом песочные часы.
Культовые вещи 60-х или гардеробный маст хэв
Модный прорыв, безусловно, сделал некоторые вещи культовыми, хотя подобное встречается в любые времена, а определенные детали гардероба начинают символизировать целую эпоху. Для советского гардероба 60-х огромную роль начинает играть болонья. На самом деле это достаточно неоднозначная ткань слишком узкого направления. Ничего иного, кроме пыльника или плаща из нее не сошьешь. Собственно этот элемент верхнего гардероба из нее и изготавливали, а советские граждане охотно носили.
Итальянские плащи тогда были на вершине популярности, но стоили очень дорого, да и найти их было проблематично, потому они носились только узким кругом. В Италии они, кстати, использовались в качестве рабочей одежды. Подмышками у таких плащей располагались небольшие отверстия для вентиляции воздуха. Но помогало это плохо, потому парка отлично соответствовала своему названию – люди в ней на самом деле парились. Хотя если надеть такой плащ поверх свитера, то проходить так можно было до глубокой осени.
Цвета были разные, самый распространенный – синий, были еще коричневые, красные, а к настоящей «фирме» должен быть идти еще и платок (типичная рабочая униформа).
Мохеровый шарф можно было связать самостоятельно, но стоить такое удовольствие дешево тоже не могло. Грамм стоил примерно 1 рубль. Но это не страшно, мастерицы умудрялись связать легкую паутинку, на которую уходило минимальное количество пряжи, а затем начесывали ее для большего объема. Под такое изделие изготавливали подклад и она была не только модной, но еще и теплой.
Мохер предпочитали дамы постарше, те, что сооружали на голове баббету и чтобы прическа влезала в шапку, ее стирали и сушили на трехлитровых банках, таким образом растягивая по форме головы с сооружением из волос.
Кримпленовая ткань была ультравостребованной в ту пору, яркие расцветки, особенная фактура ткани – это делало костюмчики из такой ткани самыми желанными в гардеробах модниц. Ну и пусть – сплошная синтетика. Нейлоновые рубашки были востребованы как у мужчин, так и у женщин. Причем в женском варианте к блузке часто прилагалось роскошное жабо. Расцветки были ультрамодными, в мужском варианте особо ценился темно бордовый.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: