Что носили в древней греции женщины
История костюма Древней Греции
Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.
Мужской костюм Древней Греции
В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.
Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.
Женский костюм Древней Греции
Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.
Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот — «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.
Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.
В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок — «колос».
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.
Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.
Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.
Одежда своими руками, мода и стиль
Именно Древняя Греция считается той страной, где зарождались ценности, которые актуальны по сей день. Как раз здесь возникли культы спорта и красоты, позволяющие укрепить здоровье и развить тело. Они были отображены в образах богов и богинь. Подчеркивала привлекательность силуэта одежда древних греков. При ее создании, как правило, использовалось цельное полотно. Наряд удивлял сложностью создаваемой конструкции и обилием форм. Даже сейчас, рассматривая на фото такие одеяния, они поражают своей изысканностью.
Характерные черты и разновидности
Античная одежда изготавливалась из льняной и шерстяной материи. Когда же была налажена торговля с другими странами, начали также использоваться хлопковые и шелковые ткани. Украшали наряды с помощью всевозможных рисунков и вышивки. Как правило, изображением выступали растительные орнаменты, а именно:
Также одежда в Древней Греции нередко украшалась с помощью рисунков в виде линий:
В Греции были неравнодушны к яркой палитре оттенков. Например, востребована была зеленая, голубая, желтая и красная гамма. Правда, особо ценился именно белоснежный оттенок. Обусловлено это тем, что отбелить льняную и шелковую ткань было крайне проблематично. Позволить себе подобные наряды в Древней Греции могли исключительно зажиточные люди.
Когда появились пурпурные красящие пигменты, этот тон также стал излюбленным цветом греческих аристократов. Среди простых людей были популярны желтые, коричневые, а также зеленые оттенки. В случае траура при этом было принято носить черные, темные зеленые, серые и коричневые одеяния.
Греческие наряды не отличались многообразием стилей и фасонов. Основных предметов гардероба было всего четыре. У каждого из этих нарядов есть ряд характерных особенностей:
Все разновидности греческих нарядов изготавливались из цельных полотен различного размера. Их драпировали на теле по особому принципу. Драпировка считалась настоящим искусством, которое осваивалось в школе. Нередко люди вынуждены были использовать рабов, чтобы материя была должным образом задрапирована.
Мужские наряды
Одежда мужчин в данном государстве представляла собой хитон, хламиду и гиматию. Нижним предметом гардероба при этом выступал хитон. В домашней обстановке его носили отдельно. Если же нужно было выйти из дома, поверх него накидывалась гиматия или хламида.
Греческая одежда мужчин могла обладать разной длиной. Например, короткие хитоны, достигающие колена, использовались молодыми парнями. Длинные надевали пожилые мужчины. Невольные греки, ремесленники, как и воины, ходили в хитонах, достигающих центра бедра. Также рабы фиксировали заколку лишь с одной из сторон.
Верхняя одежда – гиматий. Оборачивалась она разнообразными способами. Чаще всего полотно перекидывалось через левое плечо. Правда, также допускалось ношение вокруг бедер и путем накидывания на плечи. Ораторы в Древней Греции же полностью заворачивались в материю. При этом прикрытыми оказывались даже руки.
Молодые парни, а также воины и странники вместо гиматий предпочитали носить хламиду. Она выступала не только предметом гардероба, но и покрывалом, которое использовалось во время сна.
Воины в Греции оснащались особым снаряжением. У каждого древнего грека, участвующего в боях, был хитон и хламида. Также использовалась кираса, защищающая туловище. Кроме того, в состав снаряжения входили поножи в виде пластин, прикрывающие часть ноги от области щиколотки до колен. Голова прикрывалась шлем. Военачальники также носили хламиды, но пурпурные. Спартанцы же накидывали данные предметы гардероба на голое тело. Таким образом они указывали, что не боятся смерти.
Женское одеяние
Женские греческие костюмы во многом схожи с мужскими. Правда, дамы одевались скромнее и прикрывали большую часть тела. Короткие виды хитонов могли себе позволить исключительно юные особы. Классическая же одежда Древней Греции, предназначенная для женщин, это длинный хитон. Нередко в этом предмете гардероба был предусмотрен отворот, напоминающий надетую поверх блузку. Он доходил до коленей, области бедер или же талии. Украшался такой отворот с помощью аппликации или же вышивки.
Древнегреческие хитоны сшивались по бокам. Таким образом удавалось предотвратить их распахивание во время ходьбы. Пояс носился двумя способами. До замужества девушки фиксировали его в области талии. После того же, как дама выходила замуж, пояс повязывался уже под грудью. В отличие от мужских нарядов, женские хитоны характеризовались множеством орнаментов и драпировок.
Костюм древней гречанки дополнялся гиматием или же пеплосом. Второй предназначался для торжественных мероприятий. Женские гиматии обладали меньшим размером, чем мужские, но при этом выглядели гораздо красивее и отличались богатым декором. В плохую погоду данный предмет гардероба в Древней Греции использовался, как головной убор. Порываться гиматием допускалось только свободным женщинам. Рабыням можно было носить исключительно короткую разновидность хитона.
Пеплос – праздничная древнегреческая одежда. Как правило, расцветка для данного предмета гардероба использовалась пестрая. Например, пурпурная, красная или насыщенно желтая. Зачастую материя украшалась вышивкой. Женщины в случае необходимости могли снять этот наряд и воспользоваться им, как покрывалом для сидения.
Современная интерпретация
Сейчас мода одеяния древних греков возвращается. Элементы греческих нарядов можно увидеть во многих коллекциях. Античный стиль в одежде проявляется следующими характерными особенностями:
Древнегреческая одежда по праву считается прародителем многочисленных современных нарядов. Среди самых распространенных вариаций пеплоса и хитона можно назвать платье, в котором талия отмечается под грудью, как это было принято в Древней Греции у замужних женщин. Плечи при этом оставляют открытыми. Полотно фиксируется на плечах с двух сторон или же одно из плеч оголяется. Античный стиль в одежде допускает использование коротких платьев. Правда, в большинстве случаев применяются длинные предметы гардероба, которые украшаются с помощью драпировки.
Среди популярных предметов гардероба стоит выделить тунику. Она бывает как летней, так и достаточно теплой. Талия у этого предмета гардероба завышенная, а крой свободный. Вырез в области горловины бывает в форме лодочки или буквы V. За счет же того, что туника чаще всего используется укороченная, она выступает своеобразной блузой, а не самостоятельным нарядом.
Выбор на туниках сейчас могут останавливать не только женщины, но и мужчины. Парни носят ее в качестве свободной майки или рубашки. Для изготовления таких предметов гардероба применяются исключительно натуральные материи.
Инфо! Хламиды и гиматии, входящие в традиционный греческий костюм, сейчас для повседневной носки не используются. Они уместны лишь на праздниках в виде неординарных нарядов.
Обувь
На территории Древней Греции создавалась уникальная обувь. Этот процесс считался настоящим искусством. Среди самых простых моделей при этом стоит выделит сандалии, оснащенные пробковой или же кожаной подошвой. Их фиксировали на ноге путем применения ремешков, которые принято было шнуровать до уровня щиколотки.
Башмаки, предназначенные для крестьян, изготавливались путем применения кожи. Для мужчин, участвующих в боях, в Древней Греции предназначались кожаные высокие сапоги. Для занятий спортом и соревнований использовались эндромиды. Это особая модель обуви с открытой областью пальцев. Для ее изготовления применялся войлок или кожа. Спартанские мальчишки вовсе не носили обувью они ходили босиком даже в зимний период. Таким образом в них воспитывалась сила духа.
Для женщин были предназначены кожаные сандалии. Нередко они оснащались высоким каблучком или же пробковой танкеткой, чтобы визуально увеличить рост. Модели с высокой танкеткой называли котурнами. Они оказались широко востребованы в театре и применялись в качестве элемента сценического костюма. Зимой девушки надевали сапоги или же башмаки, для изготовления которых применялась цветная, мягкая кожа. В качестве украшения при этом выступали драгоценные камушки, аппликация и вышивка.
Такая обувь по сей день не перестает оставаться популярной. Чтобы создать образ в греческом стиле, нужно лишь выбрать подходящую модель. Предпочтение рекомендуется отдавать сандалиям, оснащенным плоской подошвой и многочисленными ремешками, при изготовлении которых применялась мягкая кожа в нейтральной палитре. Такая обувь превосходно будет смотреться в тандеме с туникой свободного кроя, а также с платьями в данном стилистическом направлении.
Украшения и аксессуары
Отдельного внимания заслуживают головные уборы, которые носили в Древней Греции. Одной из самых известных войлочных шляп считается петас. Отличительной его особенностью являются широкие поля. Подобные изделия предназначались для путешественников.
Не менее известным вариантом считается пилос. Это шапочка, вовсе не оснащенная полями. Она использовалась рабочими и крестьянами.
Шляпы считались исключительно мужским предметом гардероба. Женщинам допускалось использовать подобные аксессуары лишь во время путешествий.
Девушки особое внимание уделяли прическе. Чаще всего волосы укладывались таким образом, чтобы на шее располагался узел из сплетенных жгутов или косичек. Для фиксации подобной конструкции женщинами применялись веночки, ленты, а также заколки и гребешки. Украшением выступали кожаные ремешки с позолотой или шнуры. Также уместным считалось использование кожаных, бронзовых, серебряных и золотых обручей.
Мужчины в виде украшений применяли амулеты, браслеты, всевозможные кольца и перстни. Правда, их количество было строго ограничено. Данное требование утверждалось на законодательном уровне.
Женщины нередко применяли диадемы. Они подразделялись на два вида, бывали затылочными и налобными. Кроме того, допускалось использование золотых и серебряных ожерелий, сережек и цепочек. При их изготовлении могли использоваться сплавы, уместны были жемчужные вставки. В процессе отделки таких украшений применялись растительные мотивы. Например, цветы или листва.
Античная культура привлекает к себе особое внимание, манит таинственностью и неким волшебством. Не удивительно, что популярные в то время предметы гардероба нашли применение даже в современной жизни. Безусловно, греческие наряды претерпели ряд изменений, но все же являются такими же изысканными и привлекательными, как и в Древней Греции. С подобными нарядами удается создать особо нежные и загадочные образы.
546,Одежда Древней Греции
Древняя Греция – страна, в которой зародились многие современные ценности. В ней впервые появился культ красоты и физических упражнений, которые способствовали не только здоровью, но и гармоничному развитию тела. Привлекательность фигур помогала подчеркнуть одежда, богатая украшениями и сложными драпировками. Ткачество в античной Греции приравнивалось к искусству. Несмотря на то, что одежда древних греков в основном создавалась из цельного куска ткани и была не скроена и часто даже не сшита, она поражает сложностью конструкций и разнообразием форм.
Общая характеристика костюма
История древнегреческого античного общества начинается с 11 в. до н. э. со времени переселения в Грецию дорийского племени. С 11 по 8 в.в. до н. э. произошел распад первобытнообщинного строя греческих племен, возникла частная собственность, родовая аристократия. Постепенно сложились рабовладельческие отношения. Этот период называют гомеровским (архаическим), поскольку он воспет в бессмертных поэтичных творениях Гомера «Эллада» и «Одиссей», в которых изображены условия жизни дорийских греков.
7 — 6 вв. до н. э. считаются в истории искусств Древней Греции периодом ранней и зрелой классики, «золотым веком», периодом расцвета рабовладельческой демократии.
5 — 4 вв. до н.э. – это период расцвета античного искусства, который часто называют эпохой Перикла.
После восстановления над Грецией гегемонии Македонии (3 в. до н.э.) и военных походов А. Македонского появляются первые признаки спада древнегреческой античной культуры. Распространение античной культуры на восток и запад сопровождалось одновременно и ее распадом под влиянием культуры завоеванных государств. В 1 в. до н.э. Греция утратила свою политическую независимость и стала римской провинцией, а с покорением Римом основной части эллинского востока заканчивается самостоятельная история древнегреческой античной культуры. Этот период носит название эллинского периода. Хронологически он отсчитывается с конца 4 в. до н. э. и до конца 1 в. до н.э.
Древнегреческие полисы представляли собой рабовладельческое общество. Широкие слои вольных граждан, которые назывались дэмос, имели доступ к управлению полисами. Поэтому этот режим носил название рабовладельческой демократии. Примером такого полиса были Афины (5 в. до н. э.). Особый строй рабовладельческой демократии создал условия для мощного развития античной культуры, которая в дальнейшем оказала большое влияние на всю будущую культуру человечества. Именно в этом общественном строе получило развитие научное познание мира с помощью философских наук и сформировалось жизнеутверждающее оптимистическое мировоззрение, которое основывалось на идеях физической и духовной культуры человека, свободы и гражданской доблести.
В тесной зависимости от этих особенностей общественного строя развивался древнегреческий костюм. Свои основные национальные особенности древнегреческий костюм неизменно сберегал до эллинского периода. После этого он начал постепенно видоизменятся за счет влияния восточных культур и культуры Древнего Рима. На начало н.э. древнегреческий костюм утратил свою самобытность и слился с римским костюмом. Представление о человеческом теле, как о гармонии красоты в природе, глубокое понимание его пластических форм и высокоразвитая физическая культура тела, обусловили древнегреческий стиль, заключающийся в гармонии ткани и форм человеческого тела, подчеркнутой естественности и пропорциональности фигуры.
Первым древнегреческим костюмом была обертывающая и драпирующая одежда. Этот вид одежды приобретал формы лишь после ее драпировки на фигуре человека. Одежда закреплялась разными способами. Сначала без помощи иголки и нитки, а различными заколками, узлами, бляхами, фибулами. Прямоугольные куски ткани драпировались свободно, создавая просторную, не прилегающую, не мешающую движениям, одежду. Пояс чаще одевался для поддерживания одежды, для более мягкой драпировки складок, нежели чем для стягивания фигуры. Даже своеобразный бандаж с тончайшей кожи – стафион (широкая нагрудная повязка) у гречанок был способом для подчеркивания фигуры. Вся красота древнегреческого костюма заключалась в свободно и мягко спадающих скульптурных складках, которые подчеркивали общие контуры тела, одновременно скрывая его недостатки.
В античном костюме главную роль играл культ красоты и гармонии тела. Поэтому его оголенность не вызывала чувства стыда и неприличия. Костюм сам по себе не имел особого значения, а был лишь дополнением к обнаженному телу. Не нарушая меры пристойности, древнегреческий костюм мог оголять руки, плечи, ноги, и даже бедра.
Мужской и женский древнегреческий костюм в своей основе были практически идентичны. Даже способы драпировки мало, чем отличались. Социальные различия в костюме античности также были мало значимы.
Особенности и виды
Одежду древние греки делали из шерстяных и льняных тканей. С развитием торговли с соседними государствами стали доступны шелк и хлопок. Украшали ткани традиционной вышивкой или рисунками. Чаще всего изображались растительные узоры:
Распространены были рисунки из линий:
Греки любили яркие цвета – красный, желтый, голубой, зеленый. Но больше всего ценился белый цвет, т.к. лен и шерсть было сложно отбелить и одежду такого цвета могли позволить себе лишь богатые люди. После появления пурпурных красителей пурпур также стал цветом аристократии. Простые люди предпочитали зеленые, коричневые, желтые цвета. Коричневый, серый, темно-зеленый и черный носили в траур.
Фасон и стиль одежды греков не отличались большим разнообразием. Можно выделить 4 главных предмета одежды в Древней Греции:
Все виды одежды состояли из цельных отрезов ткани разных размеров, которые драпировались особым образом на теле. Драпировка была искусством, которому обучали в античных школах. Зачастую гражданам приходилось прибегать к помощи рабов, чтобы красиво задрапировать ткань.
Хламида ПеплосХитон Гиматий
Для мужчин
Мужская одежда состояла из хитона, гиматия или хламиды. Нижней одеждой был короткий хитон. Отдельно он носился дома; для выхода на улицу дополнительно надевалась накидка. Длина одеяния зависела от возраста – молодые люди носили более короткие хитоны (обычно до колена), а пожилые – длинные. Воины и ремесленники, а также рабы носили их до середины бедра. Хитон, закрепленный заколкой на одной стороне, был также признаком раба.
В качестве верхней одежды мужчины использовали гиматий. Обернуться в него можно было разными способами. Наиболее распространенный способ ношения – перекинутый через левое плечо, но гиматий могли носить и вокруг бедер, и накинутым на плечи. Ораторы заворачивались в него полностью, не оставляя на виду даже рук.
Молодые юноши, путники и воины чаще носили хламиды вместо гиматия. В путешествиях и войнах она служила и предметом одежды, и в качестве покрывала для сна. Древняя Греция имела особую форму снаряжения для воина – хитон, кираса (защита туловища), шлем, поножи (пластины, защищающие часть ноги от колена до щиколотки) и скрепленная под подбородком хламида. У военачальников она была пурпурной. Спартанцы в бою носили хламиды на голое тело, что символизировало бесстрашие перед ликом смерти.
Для женщин
Костюмы женщин и мужчин-эллинов были схожи, но женщины должны были одеваться более скромно и закрыто. Короткие хитоны дозволялось носить лишь молодым девушкам. Обычная форма женской одежды в Древней Греции – длинный хитон, у которого часто был отворот, похожий на надетую сверху блузу (диплодий). Он мог доходить до талии, бедер или коленей. Отворот украшали вышивкой или аппликацией. По бокам хитон сшивали, чтобы он не распахивался при ходьбе. Пояс могли носить 2 способами: до замужества на талии, а после замужества – под грудью. Женские хитоны отличались от мужских богатством драпировок и орнаментов.
Сверху надевался либо гиматий, либо (в торжественных случаях) пеплос. Женский гиматий был меньше мужского, но он был красивее и богаче украшен. В ненастную погоду гречанки носили его в качестве головного убора. Гиматием могли укрываться только свободные гражданки. Рабыни носили короткие хитоны.
Пеплос был национальной торжественной одеждой Древней Греции. Он обычно был цветным – пестрым, ярко-желтым, красным или пурпурным. Часто одеяние украшалось вышивкой. При желании гречанки могли снять его и использовать как покрывало для сидений. Картинки гречанок того времени часто изображают знатных девушек в пеплосах на торжественных процессиях.
Вид одежды | Женщины | Мужчины |
Нижняя | Хитон (короткий – для молодых женщин и рабынь, длинный – для взрослых женщин). | Хитон (до середины колена – для обычных граждан, короткий – для воинов, ремесленников и рабов, длинны – для стариков). |
Верхняя | Пеплос/гиматий. | Гиматий – для повседневной жизни, хламид – для воинов и путешественников. |
Современные аналоги в греческом стиле
Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:
Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности. Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку». Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.
Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой. Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба. Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.
Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.
Женская одежда в Древней Греции
Женской одеждой для гречанки являлась туника. Это мягкая и тяжелая одежда, представляющая собой разновидность хитона. Туника струилась и спадала до самых пят.
Обычно женские одежды были белого цвета с использованием цветной каймы. Туника подпоясывалась, а драпировку формировали самыми различными способами. Это было настолько важно, что складки крахмалили и утюжили.
Идеалом женской красоты были златокудрые волосы, голубые глаза и светлая кожа при правильных чертах лица и прямом носе.
Незамужние девушки носили пояс на талии, а выходя замуж – под грудью. Кстати, вы можете почитать, как выдавали замуж в Древней Греции.
Когда женщина выходила из дому, она надевала гиматий, верх которого можно было набрасывать и на голову. Гиматий обычно был белого или розового цвета с красной или черной каймой. Гиматий носили по-разному, в зависимости от погодных условий и времени суток. Иногда такой плащ мог играть роль обычного шарфа, а иногда гречанка могла закутаться в гиматий полностью.
В Древней Греции женщины часто пользовались голубыми веерами в форме лотоса.
Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем. Традиционной женской прической был греческий узел, который используется и сегодня. Волосы расчесывались на пробор, завивались волнами и низко спускались на лоб, а на затылке завязывались в узел.
Среди украшений для волос в обиходе были сеточки из шнуров, шпильки, диадемы и гребни.
Ювелирные украшения особенно ценились у богатых слоев населения. Часто, наряду с богатыми одеждами, именно украшения подчеркивали статус и отличие человека в положении от бедняка.
Ценились ожерелья, пряжки, серьги, перстни, украшения для волос с камнями и драгоценными металлами.
Нужно отметить, что одежда древних греков из бедных слоев населения повторяла костюм богатых людей, но была меньшей по объему, более дешевой по качеству и не так дорого украшенной.
Рабыни в Древней Греции носили преимущественно костюмы, которые были характерны для их родного края.
Обувь
В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.
Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.
Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас. Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле.
Косметика Греков
В классической Греции уже было весьма развито парфюмерное искусство. В качестве косметических средств в древней Греции употребляли воск, растительные румяна и белила, из всех благовоний выбирали нард, для подводки глаз использовали египетские карандаши, знали помады и пудру. До наших дней дошли многочисленные письменные «обличения мужей», призывавшие жен появляться «в простом и приличном виде».
Подобное поведение беспрекословно осуждалось, поскольку вело к изнеженности и сулило в будущем окончательное падение нравов. Шкатулка с румянами и модными безделушками воспринималась как настоящий ящик Пандоры, из которого на глазах недостаточно строгих мужей уже выскакивают неисчислимые бедствия. Одно из них — подражание варварам в стремлении к роскоши особенно порицалось. Однако чем шире становился греческий мир, чем глубже взаимодействие с соседними культурами, тем сложнее было устоять против бытовавших там модных тенденций. Особенно ярко это проявилось в ювелирном искусстве.
Аксессуары
В древние времена в начале 5 в. до н.э. среди женщин считалось недопустимым выставлять на показ свое богатство. Но по мере того, как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц таких древних обычаев.
Форма и линии женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое чувство красоты, большая наблюдательность, художественный вкус, открыли грекам все те приемы, которые могли сделать женщину более красивой. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, но и форма прически. Поднятые на затылке волосы – от чего шея казалась длинней. Пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты). Расположение волн завитых волос перекликалось с драпировками одежды. Прически были разнообразны, но подчинялись единому композиционному принципу.
Сандалии женщин были более мягкими, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.
Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем представление об украшениях, которые носили гречанки. Тончайшая ювелирная работа – диадемы, шпильки, сетки для волос из золотой и серебряной проволоки, серьги – достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные они оттеняли красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев…»