Что носили в 90 годы девушки
Это были лихие 90-е, мы одевались как могли
Частенько можно увидеть посты о моде разных лет, но одну эпоху почему-то обходят вниманием. А эпоха, надо сказать, колоритная! Мода 90- х в России — это очень сложные и, в то же время, интересные и незабываемые времена. Людям жилось сложно, но одеваться хорошо любили все, поэтому тогда носили то, что завозили из заграницы. Иногда российскую моду 90-х называют «шокирующей», так как глядя сегодня на фото из прошлого, невольно думаешь: «Да как такое вообще можно было носить?!»
Неотъемлемой частью гардероба 90-х была одежда в стиле диско, рока, панка и рэпа. Вспомните группу «Кар-Мэн», певцов Виктора Цоя и Богдана Титомира и то, как они одевались. Вот, кстати, фото крутых парней в стиле диско!
А вот, кстати, кадр из клипа группы «Кар-Мэн». А в каких трендовых очках Лемох! Хочу себе такие! Среди тогдашних модников и модниц были популярны цветные лосины, резиновые кроссовки, объемные пуховики, треники, вареные юбки, джинсы и косухи.
В то время, как некоторые фанатели от «Ласкового мая» и группы «Мираж», на западной сцене рулили Depeche Mode, Iron Maiden и Black Sabbath. Рок-фанаты зачесывали петушиные челки, надевали обтягивающие лосины и черные футболки, рисовали черные круги вокруг глаз и фотографировались на память.
Вот брутальные мужики все в значках — тоже тренд 90-х!
Это было «золотое время» джинсовой одежды! Модно было все из джинсовой ткани: и шорты, и юбки, и рубашки. В самом начале 90-х джинсы продолжали «варить» (начали еще в 80-х) — скручивали, перетягивали, вываривали в отбеливателе или уксусе. А затем еще и лейбл зачастую пришивали! Для пущей «крутизны». Символами времени можно назвать знаменитые джинсы Mawin («мальвины») и короткие джинсовые юбки с белыми оборочками и надписью Lambada!
Лосины/леггинсы носили все девушки! Несмотря на жутчайшее качество. Черные леггинсы были почти у каждой (даже у тех, кого природа обделила ровными ножками). А цветные (кислотные!) считались настоящимо «писком» моды — ярко-желтые, розовые, бирюзовые. А потом в моду вошли «дольчики» — цветные утепленные колготки. Самые стильные барышни носили «дольчики» в крупную полоску. Желательно очень яркой, контрастной расцветки.
Прозрачные колготки тоже были в моде. Но, конечно, они должны были быть с каким-то «прибамбасом» (в духе времени, в общем). Круче всего, если колготки были с цветочным орнаментом. А если среди орнамента еще и стразик найдется — то все, ты королева!
Спортивные костюмы были популярны как среди женщин, так и среди мужчин. Но у последних пользовались особой любовью. В спортивных костюмах ходили на работу, на дискотеку и на свидания. Ох, а если там была заветная надпись — цены такому костюму не было!
К середине 90-х часть мужчин из спортивных костюмов переместилась в строгую одежду. Ну, как строгую. Оделись в пиджаки, в общем. Малиновые, правда. Сейчас про них ходят анекдоты. А тогда это было правдой жизни. Появились те, кто назвал себя «новыми русскими». Отличить их можно было как раз по малиновым пиджакам, черным брюкам и остроносым ботинкам. Ах да, про золотую цепь чуть не забыла! Это тоже было важно, да. Другие цвета пиджаков были куда менее востребованы. Да и вообще, напомню, подавляющее большинство мужчин ходили в спортивных костюмах.
А если мужчина-модник не носил ни малиновый пиджак, ни спортивный костюм, то почти наверняка он не вылезал из свитеров с орнаментом. Кстати, девушки такими свитерами тоже не брезговали. Правда, среди представительниц прекрасного пола модно было носить искусственно вытянутые объемные — под лосины.
А вот фото представителей мелкого и среднего «бизнеса» 90-х.
Юбки становились все короче и короче! Помимо «ламбады», носили и узкие джинсовые юбки, плиссированные юбки на подтяжках и юбки-резинки. Последние также были самых разных кислотных цветов!
Невероятные начесы-башни на голове продолжали свое триумфальное шествие по стране. Популярной была и химическая завивка. Особое внимание уделялось челке — она должна была буквально «стоять»!
Это вот еще какие-то важные персоны тех лет!
Вот такой она была — мода 90-х. Яркой, бесшабашной, запоминающейся.
А к концу десятилетия наметилась устойчивая тенденция к укорачиванию одежды — топы начали носить так, чтобы был виден пупок, а юбки стали напоминать старшему поколению широкие ремни (этот стиль получил название порношик). Кислотные цвета стали забываться, а вот страз, блесток, пайеток, напротив, стало больше. Страна поднялась на ноги. Начался потребительский бум. На смену непонятному стилю 90-х пришло то, что окрестили российским гламуром. На целое десятилетие пришло — даже кризису весьма долго сопротивлялось. Но это уже совсем другая «модная история». И, пожалуй, уже менее интересная.
«Мальвины и «Пирамиды». Мода 90-ых.
Сегодняшние 20-30-летние россияне, выросшие при товарном изобилии всех ценовых категорий, и не представляют, каким фетишем и, часто, недоступной роскошью были для советского человека джинсы. Джинсы являлись символом благосостояния, они волшебным образом превращали обыкновенного человека в стилягу и трендсеттера.
Ровно 31 год назад, 20 мая 1991 года, рухнул железный занавес — СССР принял закон о порядке въезда и выезда советских граждан за рубеж и открыл границы. В начале 90-х государство самоустранилось от регулирования экономики — эту ношу взяли на себя простые люди. Возникновение челночного бизнеса было обусловлено двумя факторами: дефицитом самых необходимых вещей в СССР и отсутствием рабочих мест для сотен тысяч граждан с самым разным социальным статусом. Именно «челноки» создали в нашей стране товарное изобилие. Они везли на себе баулы с товаром из Китая, Польши и Турции, чтобы перепродать на отечественных вещевых рынках.
Благодаря стараниям челночников, в 1991 году вещевые рынки в СССР мгновенно заполонили турецкие джинсы – так называемые «Пирамиды» и «Мальвины», и советские граждане массово облачились в эти изделия турецкого легпрома. Если сейчас встретить человека, одетого в тот же свитер или платье, что и на тебе, считается зашкваром, то в 90-ые это было в порядке вещей, наоборот, за своего сойдешь – такой же модный и крутой!
90 годы навсегда оставили в памяти тот самый приятный момент, когда на прилавках магазинных появились доступные по цене джинсы. Теперь их мог приобрести практически каждый. Пирамиды стоили примерно 650 рублей, Мальвины были дешевле – 400-450 рублей. И те и другие джинсы были унисекс, и благодаря удачному крою хорошо садились и на мужскую, и на женскую фигуру, имели высокую посадку на талии.
Бренд назывался Pyramid, но в народе он обычно фигурировал в качестве «пирамид», причем во множественном числе. Несмотря на название, родиной Pyramid был не Египет, как можно подумать (и как считали многие), а Турция. Обычно «пирамиды» шились из денима светло-голубого цвета, по крою представляли собой зауженные брюки-бананы с защипами у пояса. Ткань у «Пирамид» была эластичной и более тонкой, чем у американским джинсов. На заднем кармане поверх кармашка для монет был пришит патч белого цвета с изображением верблюда и надписями «King of desert» («Король пустыни») и «Pyramid» (собственно название бренда). Джинсы также отличала прострочка задних карманов квадратом. Патч на поясе представлял собой кожаную нашивку, к которой крепилась винтами металлическая табличка с чеканкой. Джинсы-пирамиды не были особенно дорогими в отличие от Монтана, Levi’s или Lee, но и их постоянно подделывали китайцы. «Пирамиды» исчезли вместе с Советским Союзом. К середине девяностых мода на них прошла, и их место постепенно заняли другие марки. Сам бренд так же исчез из поля зрения и больше не возвращался. Сегодня Pyramid неизвестен ни в России, ни в остальном мире.
По крою «Мальвины» – это популярная сегодня модель джинсов mom-fit. Название джинсы получили не в честь Мальвины из сказки про Буратино, а по имени марки джинсов – Mawin, множественное число же получилось от распространенного способа называть джинсы: так в русском языке появились «ливайсы», «пирамиды» и «мальвины». На заднем кармане был вышит зелеными и красными нитками заметный издалека логотип марки, на поясе располагался черно-белый патч с еще одним логотипом, а к карманам пришивались бумажные отрывные этикетки с рисунком ковбоя. В отличие от «Пирамид», у «Мальвин» была более широкая цветовая палитра – от темно-синих варенок до светло-голубых моделей.
Мальвины, кстати, тоже стали подделывать ушлые китайцы. Джинсы Mawin носили вместе с другими достижениями турецкого легпрома – куртками от спортивных костюмов или свитерами с «ковровым» орнаментом, пушистыми кофтами из ангоры ядерных цветов. Практически за униформу считалось носить джинсы «Мальвины», заправляя в них свитер, ведь так уж точно были видны лейблы на задней стороне штанов!
«Твои зелёные лосины сведут с ума меня сейчас»: мифы и правда о российской моде 1990‑х
VATNIKSTAN начинает серию статей, посвящённую российской моде девяностых. В наших планах рассказ о том, что носили люди в нашей стране, как развивалась российская индустрия моды, о конкурсах красоты, феномене топ-моделей и многом другом.
Первая часть расскажет о том, что называется сейчас стрит-фешен, модой улиц.
Жуткие спортивные костюмы, лосины кислотных цветов, малиновые пиджаки и вещевые рынки, заваленные копеечным турецким барахлом, которое люди хватали не глядя… Такой мы увидим моду девяностых, если изучать в интернете подборки самых одиозных образов с комментариями авторов, не живших в то время.
Но была ли постсоветская мода настолько безвкусной?
У российской постперестроечной моды есть несколько отличительных черт. Как и сама эпоха, она была очень разной. Время развала СССР щедро заимствовало из 1980‑х, а вот конец 1990‑х годов был уже по-настоящему новой эрой, когда выработался самостоятельный стиль. Модные тенденции первой половины десятилетия сильно отличались от западных, и это легко объяснить. У россиян не было ни выбора, ни финансовых возможностей, которыми обладали люди за границей. Большинство вещей в огромных клетчатых сумках возили «челноки», покупавшие их в Турции, Польше, КНР и Вьетнаме. Понятно, что особым вкусом эти продавцы не отличались. Модные и женские журналы только начали широко распространяться, и покупатели не всегда понимали, как выбирать из того рыночного разнообразия, что свалилось на их голову.
Роль в отличиях с западной модой сыграли и другие особенности. Например, российская молодёжь почти пропустила модный американский гранж, который пришёлся как раз на первую половину десятилетия. Если кто-то надевал клетчатую рубашку, мешковатые джинсы и тяжёлые ботинки, то обычно лишь потому, что это были его единственные вещи, а не потому, что подражал Курту Кобейну.
Наконец в стране царил настоящий хаос, который отражался и на моде. Как поётся в одной песне: «Я надену всё лучшее сразу». Поговорим о том, что же было «лучшим» для россиян в 1990‑е годы и постараемся разоблачить некоторые мифы о моде того времени.
Леди-босс
Рейганомика в Америке породила женский power suit: деловой костюм с пиджаком. Все женщины пытались походить на миллионеров с Уолл-стрит. Примерно это происходило в России на заре эры дикого капитализма, когда работа в офисе считалась престижной. С начала до середины 1990‑х главным трендом женской моды оставался псевдоофисный стиль: пиджак, блузка и юбка-карандаш.
Костюмы были всех цветов, в том числе совсем не «офисных», а ярких или нежных пастельных оттенков. Блузки тоже не обязательно были строгими, в них могли быть элементы романтического стиля: воланы, воротники-жабо и кружевные вставки.
Фильм «Ты у меня одна». 1993 год
Самым популярным костюмным брендом был Tom Klaim. Многие считали марку западной, но, как и ряд других известных брендов вроде Carlo Pazolini, её создали в России. Люди жаждали всего заграничного, поэтому производители, скромно умалчивая о происхождении марки, могли позволить себе высокие цены, а женщины были готовы отдавать половину зарплаты за «фирменный» костюм Tom Klaim.
Деловой стиль даже на женщинах — один из важнейших символов эпохи выживания, когда проблема денег затмила всё остальное. Самым главным было заработать, «подняться», взлететь по ранее не существовавшей социальной лестнице. Великий поп-альбом «Страна Лимония» (1990) группы «Дюна», отметивший последний год существования СССР, пропитан горячечным, словно в бреду, ощущением времени.
«Объятья сна, как плен,
Мой парень — Пьер Карден,
И двое слуг — брюнет и шатен
Растут мои дома,
Рекой течёт „Клима“
Партнёров тьма — гуляет фирма».
Мини-юбки
Длина юбок могла быть самой разной. В начале эпохи носили миди, а иногда и макси, которым дамы зрелого возраста остались верны на протяжении десятилетия. В фильме Георгия Данелии «Настя» (1993) мама, чья дочка волшебным образом превратилась в красавицу, сразу начинает укорачивать свои старомодные советские юбки: «К нам же теперь люди ходят!».
Юбки на девушках в 1991 году
Но в постсоветскую эру молодёжная мода очень быстро потребовала мини. Юбки всё сильнее укорачивались, пока не достигли длины микро-мини, как в 1960‑е годы. Юбки могли быть тканевыми и трикотажными «в облипку». Юбка-лапша, облегающая все изгибы, задиралась при ходьбе, но девушки терпели неудобства.
Были популярными не только прямые и узкие, но и короткие слегка расклешённые юбки-трапеции.
Фото из архива автора
В фильме «Страна глухих» (1998) две столичные модницы — Рита (Чулпан Хаматова) и Яя (Дина Корзун) демонстрируют, что к концу десятилетия мини по-прежнему в тренде. На кадре из фильма на Рите обычная юбка-трапеция, а на Яе юбка-шорты с запахом.
Фильм «Страна глухих». 1998 год
Лосины и фантазийные колготки
«Лосины ядовитых цветов были в гардеробе у каждой девушки», — можно прочитать в большинстве статей, посвящённых моде девяностых. Это современная выдумка. Посмотрите хотя бы на фотографии того времени. На ком из девушек вы видите цветные блестящие лосины, кроме участниц группы «Комбинация» в сценических образах? Их фотографии из ранних 1990‑х обычно выдают за главный тренд эпохи, хотя на самом деле девушки в то время гораздо чаще носили обычные чёрные лосины.
Впрочем, цветные лосины тоже существовали и даже оставили след в поп-культуре. Группа «Попугай» в 1993 году исполнила шуточную песню с такими словами:
«Твои зелёные лосины сведут с ума меня сейчас,
Твои зелёные лосины затмили цвет твоих же глаз,
Твои зелёные лосины — забуду с ними всё и вся,
Твои зелёные лосины во мне самом родят лося!».
Синтетические леггинсы в обтяжку пришли из восьмидесятых, когда все бросились заниматься фитнесом, изначально их надевали для занятий спортом. И в Советском Союзе 1980‑х годов они были известны, но мало кто мог себе их позволить. Среди счастливых владелиц — «ночные бабочки», как героини фильма «Интердевочка» (1989), носившие лосины и колготки с узорами.
После развала СССР к подобной роскоши приобщились не только те, кто был раньше близок к интернационалу, фарцовщикам и магазинам «Берёзка». Модные мини-юбки позволяли демонстрировать не только стройные ноги, но и необычные колготки — кружевные, в сетку, с люрексом и фантазийными рисунками.
В продаже появились «дольчики» — такое разговорное название получили колготки бренда Dolci Calze. Это были плотные колготки с разнообразными принтами — в горошек, ромбик, полоску, анималистичные… «Дольчики — чертовски хороши!» — этот рекламный слоган звучал повсюду. Тёплые и качественные, «дольчики» позволяли не замерзать зимой в мини, но большинство носили обычные колготки без узоров.
Ещё один ультрамодный аксессуар первой половины десятилетия — плотные эластичные гольфы выше колена. В американском фильме «Бестолковые» (1995), по которому можно изучать главные тренды эпохи, девушки появляются в белых гольфах, но в России таких не было: к нам почему-то привозили только чёрные, которые смотрелись очень стильно.
Варёнка
В СССР джинсы были предметом вожделения модников, вот только «достать» их было почти невозможно. В Союзе их не шили, а из-за границы в магазины не привозили. Вариантов раздобыть вожделенную пару было всего два — фарцовщики или магазины «Берёзка». К фарцовщику водила свою немодную подругу Надю (Ирина Муравьёва) роскошная женщина Сусанна (Татьяна Васильева) в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Надя пугается экстравагантных нарядов («Карден! У нас в Союзе всего две-три единицы таких, да и те на жёнах дипломатов неприсоединившихся стран») и решается приобрести только джинсы.
Надя выкладывает за джинсы 50 рублей (примерно треть среднестатистической советской зарплаты), но на работе не производит фурора. Коллега-модница, которая с подружками «каждый месяц журнал Burda смотрит», скептично осведомляется, не индийские ли джинсы. Надя возмущается, предлагая посмотреть «по коттону и по лейблу». Но её джинсы вряд ли были американскими Levi’s или Wrangler.
В фильме «Криминальный талант» (1988) главный герой обещает сделать дочери дорогой подарок на шестнадцатилетие: джинсы из «Берёзки». Обойтись это удовольствие должно в 200 долларов при его зарплате в 200 рублей (примерно половина зарплаты). Для посещения валютного магазина нужны были специальные чеки. Он спрашивает у дочки, где она собирается их достать, но та загадочно отвечает, что это её дело.
После советского дефицита люди на радостях облачились в деним с ног до головы. Настоящие марки или поддельные — до этого пока никому не было дела, главное, что джинсы можно было свободно и относительно дёшево приобрести. Джинсовой могла быть любая одежда: куртки, юбки, плащи и даже платья.
Самыми популярными были джинсы-мальвины, получившие название по известному лейблу Mawin. Эти мешковатые джинсы с высокой талией носили мужчины и женщины. Сейчас, когда всем надоели скинни и джеггинсы, они вернулись в моду под названием Mom Jeans («мамины джинсы»).
Джинсы-мальвины в 1990‑х годах Современная девушка в Mom Jeans
Мода на «варёнку» проследовала в ранние девяностые из 1980‑х годов. Ещё в СССР люди знали, как добиться эффекта разводов на ткани: скрутить джинсы и замочить их в отбеливателе «Белизна». Получался каждый раз разный результат. Некоторые тёрли джинсы пемзой, замачивали в соде или уксусе. Богатый простор для креатива!
Фильм «Ловушка для одинокого мужчины». 1990 год
Широкие плечи
Широкие плечи — ещё одно наследие восьмидесятых и свидетельство того, что Россия отставала от всемирных модных тенденций примерно лет на пять. Запад тоже пережил «эпидемию» подплечников, достаточно посмотреть на бизнес-леди из американского фильма «Деловая женщина» с Сигурни Уивер. Только фильм сняли в конце 1980‑х годов, когда эпоха яппи требовала гипертрофированной деловитости и искусственной «мужественности» от женщин.
В начале 1990‑х годов на Западе по-прежнему носили пиджаки «с плечами», но они постепенно уменьшались. России же только предстояло «переболеть», причём в сравнении с восьмидесятыми подплечники стали огромными.
Фильм «Ночные забавы». 1991 год
В моде был силуэт в форме треугольника, поэтому плечи расширяли как могли. Специальные объёмные прокладки вшивали или подкладывали (иногда приклеивали на липучки) в любой верх, от блузок и джемперов до пальто. Кстати, неверно думать, что «широкоплечими» были только дамы: мужские пиджаки и верхнюю одежду тоже снабжали подплечниками, и мужчины были похожи на игроков в регби.
Фильм «Муж собаки Баскервилей». 1990 год
Спортивный шик
Вещевые рынки заполонили спортивные костюмы и кроссовки Adidas, о которых когда-то мечтали в СССР. Не избалованные знакомством с западными брендами свежеиспечённые россияне не замечали или не придавали особого значения тому, что надпись на лейбле знаменитых «трёх полосок» могла гласить «Abidas» или «Adedas», — фейками в ту пору никого было не удивить.
С популярностью кроссовок в то время могут сравниться только нынешние 2020‑е годы, когда их носят с любой одеждой, вплоть до вечерних платьев. В фильме «Ребро Адама» (1990) бабушка присылает внучке из Израиля модный подарок — кроссовки «такие же, как были у их Олимпийской сборной». Настоящий шик!
Мужчины и женщины носили спортивные костюмы как повседневную одежду, даже на работу. Можно было встретить человека, одетого только в «спортивки» с кроссовками. Популярны были и отдельные элементы спортивной моды — болоньевые куртки-ветровки и олимпийки, толстовки, худи и бейсболки.
Винтажный секонд-хенд «Шувакиш» из Екатеринбурга продвигает эстетику девяностых
Плащи
Плащи носят с момента их изобретения по сегодняшний день, но в первую половину 1990‑х их носили чаще, чем в любое другое десятилетие. В самом начале эпохи сохранялась мода восьмидесятых: длинные и очень широкие, прямоугольные и почти бесформенные плащи с широкими рукавами, которые носили без пояса. Позднее модели стали более короткими и облегающими, талию подчёркивал пояс. А к концу десятилетия появились плащи-тренчи, которые можно носить хоть сегодня.
Космонавт Сергей Крикалёв 19 мая 1991 года перед отбытием с советской земли — вернётся он уже в другую страну
Бежевый мужской плащ можно увидеть почти в каждом фильме начала десятилетия; обычно плащи были достаточно светлых расцветок, от песочных до бледно-серых и хаки.
Фильм «Настя». 1993 год
Свитер Boys
В историю свитеры с орнаментами вошли как «турецкие» или «свитера Boys (Бойс)», названные так благодаря легендарной надписи «Boys Team». Свитеры были исключительно приглушённых, иногда даже мрачных расцветок, но с пёстрыми и разнообразными рисунками, которые, кажется, никогда не повторялись. Чаще всего среди узоров были норвежские и этнические мотивы, или геометрические фигуры.
Свитеры были модой унисекс, их носили мужчины и женщины. Один и тот же свитер могли надевать все члены семьи без вопросов, подходит ли он по размеру. Мешковатые объёмные свитеры даже считались более модными. Понятия и самой моды оверсайз тогда не было, поэтому девушки просто выбирали свитеры очень больших размеров, чтобы носить их как мини-платья вместе с лосинами.
Свитер Boys стал одной из знаковых вещей моды девяностых, в последние несколько лет поднявшись на пик популярности винтажной моды. Об истории свитера и возможностях его приобретения рассказывают фешен-блогеры. Цена на них может доходить до нескольких тысяч. Многие современные марки копируют Boys.
Современная девушка в винтажном свитере Boys. Модель магазина чёрный рынок трижды
Кожа относится к разряду вечных ценностей моды, как и плащи, но именно в ранние девяностые кожаные изделия (реже встречалась замша) стали абсолютным хитом. Никакой «экокожи» не существовало, а подделки были редкостью. Поэтому тогда можно было приобрести качественную кожаную вещь, способную прослужить десятилетия.
Кожаной была не только верхняя одежда, носили также прямые юбки и брюки из кожи. А куртка-косуха с молниями тогда достигла пика популярности в нашей стране.
Цветные кожаные изделия практически не встречались, вещи были классического чёрного цвета или разнообразных оттенков коричневого — от шоколадного до популярного в то время верблюжьего.
Фильм «За последней чертой». 1990 год
Цветные пиджаки
Цветные пиджаки вошли в моду с начала десятилетия, и вопреки распространённому мнению, были не только малиновыми. Просто этот цвет почему-то предпочитали представители бизнеса, которых называли «новыми русскими». Возможно, их привлекал благородный, почти царский оттенок, придававший вещи «дорогой» вид. А если прибавить крупные «золотые» пуговицы, получится типичный шик нуворишей.
Но популярны были и пиджаки других расцветок — жёлтые, зелёные, фиолетовые. Их носили с классическими чёрными брюками и модными остроносыми туфлями.
Фильм «Брат». 1997 год
Невероятная популярность цветных пиджаков дала толчок к запуску отечественного производства. Их шили не только во всё той же Турции, но и в России.
Цех швейного объединения «Надежда». Еврейская автономная область. 1996 год
Цветные пиджаки носили не только мужчины, но и женщины. Обычно их надевали с чёрными юбками и белыми блузками или водолазками.
Фильм «Ты у меня одна». 1993 год Модный образ с винтажным пиджаком от секонд-хенда «Шувакиш»
Круглые очки
Круглые чёрные очки, как у Матильды из фильма «Леон» (1994), стали аксессуаром номер один первой половины 1990‑х годов. Их носили мужчины и женщины.
Фильм «Настя». 1993 год
Ближе к концу девяностых круглую форму сменила овальная, а металлическая оправа обязательно должна была быть серебристой. У очков был футуристический вид, отражавший моду на кинематографический киберпанк и техно-музыку.
Фото из архива автора Фильм «Мытарь». 1997 год
Молодёжная мода
В СССР из-за скудного выбора товаров фактически не было молодёжной моды, не считая субкультур неформалов — стиляг, хиппи и панков. Если девушка одевалась на вечеринку с одноклассниками, она выглядела юной копией своей мамы, разве что юбка могла быть покороче или подлиннее — в зависимости от того, было ли модно мини или макси.
Тем более, не существовало детской моды: она выглядела, как одежда для взрослых, только маленького размера. Пенсионерка и пионерка не так сильно отличались друг от друга.
В 1990‑е, благодаря широкому ассортименту, молодёжная и детская мода начала отделяться от взрослой, приобретая знакомые нам в современности черты. Яркие цвета, элементы спортивного стиля и разных субкультур, футболки с принтами, надписями и портретами кумиров. Словом, никакой парадности и официоза.
На рынке появились марки молодёжной одежды — Benetton, Mango, Motivi. Они заполнили нишу между безымянными и фейковыми вещами с рынка, и люксовыми брендами из бутиков, доступными только «новым русским». Постепенно к молодёжным маркам обратились и взрослые, покупая одежду в стиле кэжуал. А молодёжная и «взрослая» мода с тех пор если и пересекаются, то не сливаются.
Первый российский сериал о школе «Простые истины». 1999 год
Детская мода с тех пор почти не изменилась. Яркие удобные вещи для малышей украшали разноцветными принтами и аппликациями с изображением мультипликационных персонажей; сейчас вместо них чаще можно увидеть героев комиксов.
Эко-стиль
Примерно в середине девяностых появился экологический стиль, радикально отличающийся от яркой и зачастую вульгарной «восьмидесятнической» моды. Никакой синтетики и цветов вырви глаз. Для создания одежды использовали натуральные материалы — лён, шерсть, хлопок естественных оттенков бежевого, песочного и светло-коричневого. В эко-тренде прослеживались элементы фольклорного, «деревенского» стиля, напоминающего моду хиппи. Со временем из него «вырастет» бохо.
Фильм «Любовь, предвестие печали». 1994 год
В эко-стиле носили широкие свободные юбки, лёгкие платья и сарафаны, брюки-клёш. Приветствовалась воздушная ажурная вязка и вязаное кружево. Наряд дополняли мягкие панамы из плотного льна или соломенные шляпки. Украшения тоже были из натуральных материалов — дерева, перламутра и самоцветных камней.
Фильм «Несут меня кони». 1996 год
С эко-стилем в Россию впервые «постучался» новый тренд в макияже, который проявит себя со второй половины 1990‑х годов: естественное лицо, «макияж без макияжа». Уникальный российский эко-тренд знаменовал скорый поворот моды к простоте.
Фильм «Московские каникулы». 1995 год
Платья с цветочным принтом
Самый важный тренд середины девяностых — лёгкое платье с мелким цветочным принтом. Даже купленное на рынке, оно не казалось вульгарным в силу простоты. Струящаяся ткань подчёркивала, но не облегала фигуру, некоторые фасоны были широкими, как распашонки. Мода наконец уходила от формы треугольника с широкими плечами.
Характерная особенность — цветочный рисунок мог быть цветным, хотя и приглушённым, но фон был белым или чёрным, благодаря чему не складывалось ощущение гламурного лоска или романтичности. Эти платья выглядели… альтернативно.
Цветочные платья пришли в Россию от моды гранж. Их можно было носить с самой модной обувью, пришедшей на смену туфлям-лодочкам: ботинками Doc Martens, сандалиями на платформе и туфлями с толстым каблуком. Платья отлично смотрелись с джинсовыми или кожаными куртками и чёрными шляпами. Цветочные сарафаны часто надевали с белыми или чёрными футболками. Прибавьте круглые очки и вы — it-girl середины девяностых в России, Америке или любой другой стране.
Это был первый в России западный тренд, входивший в общий тренд минимализма.
Прощай, эпоха малиновых пиджаков!
Минимализм конца 1990‑х
В России агрессивное нигилистское настроение, наполненное какой-то особой злой энергией, отражали песни Дельфина из альбома «Не в фокусе» (1997), поднявшего исполнителя на пик популярности как голос нового поколения.
Стиль гранж в журнале Vogue в 1992 году
В 1992 году американский модельер Кельвин Кляйн снял в рекламной кампании британскую модель Кейт Мосс, обвинённую в анорексии и пропаганде наркомании, и весь курс мировой моды повернулся. Казалось, буквально за ночь хищный гламур восьмидесятых выбросили на свалку истории. Самые модные вещи стали самыми простыми.
В Россию минимализм пришёл с задержкой примерно на пять лет, когда люди «наелись» яркой синтетикой, золотыми пуговицами и радужными спортивными костюмами. Одежда приобрела простейшие формы, стала функциональной, в ней доминировал чёрный и белый цвет. Можно было надеть чёрную майку или свитер, белые брюки или чёрные джинсы, чёрный кожаный пиджак или коричневый тренч, и вы выглядели как супермодель с подиума или молодая голливудская звезда.
Кейт Мосс на показе Prada в 1994 году (слева) и провинциальные российские школьницы после дискотеки (справа)
Не только юные модницы, но и россиянки постарше открыли для себя сочетание двух главных цветов минимализма — чёрного и белого. Структурированная одежда и сочетание фактур позволяли выглядеть утончённо, без вычурности.
Деловой женский костюм сохранился к концу десятилетия, но изменился до неузнаваемости. Жёсткие, как броня, квадратные пиджаки канули в Лету. Исчезли подплечники, крупные золотые пуговицы, яркие цвета и другие приметы «новорусской» моды.
Фильм «День полнолуния». 1998 год
В конце 1990‑х годов вместе с мини появилась мода на макси.
Образ с винтажным платьем от секонд-хенда «Ничего нового» из Екатеринбурга
Мужской гардероб ещё не отошёл от тенденций начала десятилетия. В основном носили джинсы с рубашками или свободными джемперами, объёмные куртки и плащи.
Клубные тусовщики одевались в стиле унисекс. На юношах и девушках можно было увидеть широкие или расклешённые джинсы, белые майки или футболки и джемперы оверсайз. «Спортивный шик» тоже пригодился — в таких вещах было удобно танцевать.
Накануне нулевых российская и западная стрит-фешен практически сравнялись, и люди на улицах Питера и Парижа выглядели почти одинаково (у автора была возможность сравнить). В России были представлены большинство известных молодёжных и casual марок. Появились российские модные бренды, в том числе доступные по цене. Несмотря на все трудности, финансовые кризисы и дефолт 1998 года, тяжело ударивший по стране, россияне больше не вернулись к однообразию советской моды.
А впереди была совсем другая эпоха…