Что носили в 90 е в россии
Немного ностальгии: легендарная мода 90‑х в нашей стране и «у них»
У большинства из нас к моде и стиле 90‑х годов сохранились самые противоречивые чувства. Этот период на территории бывшего СССР можно характеризовать как время хаоса и неразберихи, когда в одежде и прическах царили безвкусица и чрезмерность. Мы считали, что копируем моду Запада, но так ли это было на самом деле?
После падения «железного занавеса», народ на 1/6 части суши, не избалованный разнообразием, ринулся скупать все, до чего мог дотянуться. В 90‑х годах в мировой моде все было неоднозначно, но не так сумбурно, как в бывшем СССР. В Европе и США царил спортивный стиль, были в моде необычные высокие прически и броский макияж.
Социальные, политические и экономические потрясения, изменившие жизнь людей, немедленно отразились на манере одеваться. Женщины перестали скрывать свою сексуальность и в моду вошли платья и юбки мини, обтягивающие брюки и лосины, обувь на платформе.
У мужчин вошло в моду подчеркивать одеждой свое социальное положение, что породило массовое появление легендарных «малиновых пиджаков». Для этого времени были характерен переход из избыточности конца 80‑х к очевидному гротеску.
Желание выделяться и «быть самим собой» дало старт массовому переодеванию в брендовую одежду Adidas, Montana, Nike, которая, в подавляющем большинстве случаев, являлась плохой кустарной подделкой. Популярными стали «кислотные» цвета, причем вызывающи ярким могло быть что угодно, от леггинсов и платьев, до купальников и зимних шапок.
От 80‑х годов сохранилась мода на «варенки» и стиль унисекс – бесполые рубахи, джинсы, куртки и кроссовки пришлись по вкусу как молодежи, так и людям среднего возраста. На особенности фигуры никто не обращал внимания и в лосинах щеголяли как стройные барышни, так и упитанные дамы бальзаковского возраста.
Появился интерес не только к одежде, но и к человеческому телу. В России узнали, что такое пирсинг и тату, а также оценили все плюсы яркого макияжа. Что касается странной моды конца 80‑х носить нижнее белье поверх одежды, то она получила в 90‑х небывалый размах.
Царила безвкусица и вульгарность. Образ дополнялся высокими прическами, массивными пластиковыми очками, ядовито-яркими заколками и резинками для волос и крупной бижутерией. Про изящные каблуки все почти забыли, так как женщины предпочитали массивную платформу. Мужчины также выглядели не особо изысканно, сочетая любую одежду с кроссовками и остроносыми туфлями.
В конце XX столетия жизнь молодежи проходила под знаком различных субкультур. На западе кумиром была группа Nirvana, а у нас – «Сектор Газа» и «Гражданская Оборона». Кумиры оказывали серьезное влияние на манеру одеваться – на парнях и девушках появились джинсовые куртки и «косухи», полинявшие футболки с принтами, рваные и мятые брюки и платья.
За рубежом тоже царило смешение стилей и направлений, но оно выражалось более цивилизованно. Люди, даже одетые максимально броско, все же выглядели гармоничнее и сдержаннее. Отличалась мода и качественным показателем, так как на Западе у модников был доступ к оригинальным, качественным вещам. В этот период можно было выделить несколько основных стилей в одежде.
Гранж
Кумир молодежи 90‑х, Курт Кобейн, серьезно повлиял на то, как одевалась молодежь в 90‑х. Его сценические наряды прочно вошли в повседневную жизнь, принеся с собой небрежность, равнодушие к красоте и изяществу.
Мытые, рваные и изношенные вещи, состаренная обувь, потертые кожаные куртки – все это носили не только прожженные рокеры, но и совсем юные симпатичные девушки. Гранж шагнул с улиц на подиум, став величайшим модным трендом. Среди самых ярких его поклонниц можно назвать Наоми Кемпбелл, которая стала буквально иконой стиля гранж.
Минимализм
Этот стиль не так ярко прослеживался в моде 90‑х, но его элементы можно было заметить то там, то тут. Зауженные джинсы, однотонные короткие рубашки и футболки, топики, пиджаки строгого покроя – эти вещи были в гардеробе каждого юноши и девушки последнего десятилетия XX века.
В конце 90‑х минимализм начал постепенно преобладать над излишеством – с улиц начали пропадать яркие леггинсы и крупные броские аксессуары, а «малиновые пиджаки» стали признаком дурного вкуса и перекочевали в анекдоты и байки. Минимализм плотно переплелся с унисексом, постепенно подготавливая почву для андрогинности «нулевых».
Рейв и неон
Конец 90‑х ознаменовался появлением стиля рейв. В моду вошли Scooter и Prodigy, химические наркотики и девиз «бери от жизни все». Для этого периода характерны психоделические принты на майках, экстремальное мини и, опять, кислотные цвета.
Женская, а затем и мужская обувь поднялась на предельно высокие платформы. Можно сказать, что чем безумнее выглядел человек, тем он был более модным и крутым. Это направление отлично показано в культовом фильме «Пятый элемент» и в «Стражах галактики», где типичным примером был Йондо Удонта. Интересно, но рейв и неон практически никак не были представлены в мире высокой моды.
Спорт шик
Первая половина 90‑х годов, как это ни печально признавать, у многих ассоциируется с бандитами. Если «новые русские» предпочитали пиджаки малинового цвета, то рядовые члены преступных и околокриминальных группировок выбрали для себя подчеркнуто спортивный стиль.
Стало очень круто носить «фирменный» спортивный костюм, пошитый в лучшем случае в Китае, а в худшем – в подвале соседней многоэтажки. В мире обуви царили массивные кроссовки и лакированные туфли, которые без стеснения сочетали со спортивными костюмами. Девушки носили узкие топы, леггинсы и те же кроссовки, предпочтительно на платформе и яркие.
Эко-стиль
Для всего мира 90‑е – это пора потрясений не только социальных и политических, но и экологических. Уходят в прошлое натуральные меха и им на смену пришел подчеркнуто синтетический мех. Появился небывалый спрос на вещи из природных волокон, таких как лен и хлопок.
Отдельно стоит упомянуть и моду на перешивание старых вещей на новый лад. Такая переделка была не только отличным способом сэкономить, но и хорошей демонстрацией отрицания потребительского отношения к окружающей среде.
Стиль 90‑х сегодня
В наши дни стиль 90‑х возвращается и в моду входят некоторые вещи той славной эпохи. Правда, вещи стали более сдержанными и по-настоящему брендовыми. Многие выбрали для себя минимализм, который сегодня практичен и удобен. Унисекс, родившийся в конце 90‑х, также нашел поклонников и вслед за ним снова подтянулась мода на высокие прически, крупные очки и бесформенные куртки.
Как ни странно, но снова входит в моду и такой спорный бельевой тренд как «китовый хвост», некогда вызывавший активные споры между модницами и поборниками морали.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Что носили девушки в 90-е в России: 16 популярных трендов
Мода 90-х представляла собой уникальное явление, ведь именно тогда советскую строгость сменили яркие цвета, ассиметричный крой и эклектика. В то время модницы хотели только одного — выделять из толпы, но поскольку время было тяжёлое, девушки одевались кто во что горазд. Сегодня мы решили вспомнить стиль 90-х, который у многих вызывает ностальгию. В нашей подборке предметы гардероба, которые были у первых модниц России.
Лосины и «дольчики»
В 90-е лосины носили все девушки, причём самыми модными были модели кислотных оттенков: жёлтые, розовые, фиолетовые. Чем ярче они были, тем выше была вероятность того, что девушка будет в центре внимания. Этот предмет одежды был настолько популярен, что женщины носили его везде: в магазин, на прогулку и даже выпускной.
В 90-е в России у лосин состоялся настоящий звёздный час
Вскоре в моду вошли так называемые «дольчики». Это разноцветные утеплённые колготки. Самыми модными считались «дольчики» в яркую полоску. Прозрачные колготки тоже были в тренде, но модницы предпочитали модели с цветами и стразами.
Манекенщицы во время шоу-программы модельера Вячеслава Зайцева в 1992 году
Джинсовая одежда
В 90-е годы из джинсовой ткани модно было всё: куртки, юбки, рубашки. Тогда модницы ещё продолжали варить джинсы. Эта процедура предполагала скручивание, перетягивание и варку джинс в уксусе или отбеливателе. Ну а чтобы выглядеть ещё круче, девушки пришивали на одежду лейбл.
Мода на «варёнки» пришла в СССР еще в 80-х, а в начале 90-х достигла своего пика
Символы 90-х — джинсы Mawin, которые называли «мальвинами», и короткие юбки Lambada. Такие джинсы стоили дешевле знаменитых Levi’s и Montana, поэтому носили их все.
Ирина Аллегрова (фото 1988 год) – одна из законодательниц мод конца 80-х-начала 90-х
Одежда из кожи
Одежда из кожи пользовалась не меньшей популярностью, чем джинсовая. Девушки носили всё: кожаные куртки, юбки и жилеты. Самыми ценными считались косухи чёрного цвета с многочисленными замками и заклёпками. Главные российские модницы сочетали кожаную юбку с косухой, а дополняли образ колготки с люрексом.
Кожа в 90-е была не намного менее популярна, чем джинсы
Спортивные костюмы
Спортивный стиль полюбился и мужчинам, и женщинам, которые могли пойти в такой одежде и на свидания, и на работу. А дополняли такой образ не только кроссовками, но и классическими лодочками.
Спортивные костюмы были популярны как среди женщин, так и среди мужчин
Разнообразие цветовой гаммы у спортивных костюмов было не хуже, чем у лосин. Именно с ними модницы предпочитали носить яркие олимпийки. Если же на костюме была надпись Adidas, то ему не было цены.
Уличный художник на Старом Арбате, 1991 год
Болоньевые куртки
Что касается верхней одежды, помимо джинсовых курток и кожаных косух в моде были болоньевые куртки, которые женщины надевали зимой.
Минск, 1992 год. Женщина в болоневой куртке
Когда наступала весна, модницы надевали мягкие плащи. Если же у девушек не было возможности купить плащ, то и весной они ходили в болоньевых куртках.
Уличная торговля на Арбате, 1995 год
Мини-юбки
Когда железный занавес пал, девушки начали носить мини-юбки и руководствовались правилом «чем короче, тем лучше». Помимо популярной джинсовой юбки Lambada носили юбки-резинки и плиссированные юбки на подтяжках. Они тоже были яркими и разноцветными.
Девушка на Арбате в Москве, 1990 год
Плащи, пиджаки и кофты с широкими плечами
Мода на гротескно широкие плечи перешла в 90-е из 80-х. Верхняя одежда с широкими плечами была в моде практически всё десятилетие. Даже джинсовые куртки и косухи были с такой изюминкой. Причём этот тренд был актуален не только в России, но и за рубежом.
Победительницы конкурса Мы — близнецы- Юлия и Светлана Левреневы, 1990 год
Свитер Boys
Мегапопулярные турецкие свитера Boys носили и мужчины, и женщины. Узор на них напоминал ковёр, что и отличало эти свитера от другой советской одежды. Поскольку это был свитер унисекс, носить его могли все члены семьи по очереди.
Лучшей парой к модному свитеру Boys считались вездесущие джинсы «мальвины»
Свободные платья
В те годы платья не пользовались популярностью среди девушек. Если же модницы надевали этот предмет гардероба, то это обязательно было стильное платье-футболка с принтом. Например, в начале 90-х на пике популярности было изображение Микки Мауса.
Модница в платье-футболке на Красной площади в Москве, 1990 год
Блузки с цветочным принтом
В 90-е носили мешковатые рубашки в клетку, которые относились к разряду унисекс. Однако они пришлись по вкусу не всем девушкам. Те, кто предпочитал более женственный стиль, отдавали предпочтение объёмным шёлковым рубашкам с короткими рукавами и цветочным принтом.
Семья Ярославцевых, призёры конкурса Дочки-матери. 1990 год
Футболки с «Титаником»
Когда на экраны вышел фильм «Титаник», главный герой Джек, которого великолепно сыграл Леонардо Ди Каприо, стал любимцем россиян. Пока женщины сокрушались о том, почему ему не удалось спасти, молодые поклонницы массово скупали футболки с изображением актёров фильма. Наибольшей популярностью пользовались короткие топы до пупка и даже выше.
Топы и футболки с «Титаником» носили почти все девочки и девушки-подростки
Кроссовки adidas
С обувью в 90-е дела обстояли точно так же, как и с джинсами. Если «мальвины» были альтернативой Levi’s и Montana, то любые кроссовки заменяли популярные Adidas. Главное, чтобы они хотя бы чуть-чуть были похожи на оригинал. Носили такую обувь со спортивными костюмами или джинсами.
Если на кроссах было написано «Adidas», то им не было цены
Обувь на платформе
Обувь на огромной платформе стала пользоваться популярностью в конце 90-х. Моду на кроссовки на платформе ввели солистки поп-группы Spice Girls, после чего их начали скупать не только поклонницы гёрлз-бэнда, но и остальные модницы.
Кроссовки на платформе ввели в моду Spice Girls
Повязки на голову
В 90-е среди девушек пользовались популярностью повязки на голову, которые предназначались для занятий аэробикой, становившейся в те годы модной. Некоторые женщины заменяли повязки лентами или надевали ободки.
Певица Наталья Ветлицкая, 1994 год
Тату-чокеры
20 лет назад в чокерах щеголяли практически все школьницы. Эти проволочные украшения плотно прилегали к шее, поэтому и получили такое название. Купить чокеры можно были в любом киоске, да и стоили они дёшево.
В 90-х все девочки массово помешались на тату-чокерах
Электронные часы
В 90-е далеко не у всех были деньги на культовые часы Montana, поэтому молодёжь покупала китайские аналоги. Поскольку аксессуар был из разряда унисекс, хвастались такими часами и мужчины, и женщины.
Молодежь «инвестировала» в китайские часы, которыми были заполнены все магазины
На смену трендам 90-х пришёл стиль, который принято называть российским гламуром. Пожалуй, он менее интересен, чем мода 90-х, которая формировалась под влиянием молодёжного движения, характеризующегося беззаботностью и бунтарством. Сегодня мнение об этой моде разное. Одни называют популярные в то время предметы гардероба безвкусицей, а для других это была оригинальная попытка выделиться из толпы. Ясно одно — тренды 90-х навсегда вошли в историю моды.
«Твои зелёные лосины сведут с ума меня сейчас»: мифы и правда о российской моде 1990‑х
VATNIKSTAN начинает серию статей, посвящённую российской моде девяностых. В наших планах рассказ о том, что носили люди в нашей стране, как развивалась российская индустрия моды, о конкурсах красоты, феномене топ-моделей и многом другом.
Первая часть расскажет о том, что называется сейчас стрит-фешен, модой улиц.
Жуткие спортивные костюмы, лосины кислотных цветов, малиновые пиджаки и вещевые рынки, заваленные копеечным турецким барахлом, которое люди хватали не глядя… Такой мы увидим моду девяностых, если изучать в интернете подборки самых одиозных образов с комментариями авторов, не живших в то время.
Но была ли постсоветская мода настолько безвкусной?
У российской постперестроечной моды есть несколько отличительных черт. Как и сама эпоха, она была очень разной. Время развала СССР щедро заимствовало из 1980‑х, а вот конец 1990‑х годов был уже по-настоящему новой эрой, когда выработался самостоятельный стиль. Модные тенденции первой половины десятилетия сильно отличались от западных, и это легко объяснить. У россиян не было ни выбора, ни финансовых возможностей, которыми обладали люди за границей. Большинство вещей в огромных клетчатых сумках возили «челноки», покупавшие их в Турции, Польше, КНР и Вьетнаме. Понятно, что особым вкусом эти продавцы не отличались. Модные и женские журналы только начали широко распространяться, и покупатели не всегда понимали, как выбирать из того рыночного разнообразия, что свалилось на их голову.
Роль в отличиях с западной модой сыграли и другие особенности. Например, российская молодёжь почти пропустила модный американский гранж, который пришёлся как раз на первую половину десятилетия. Если кто-то надевал клетчатую рубашку, мешковатые джинсы и тяжёлые ботинки, то обычно лишь потому, что это были его единственные вещи, а не потому, что подражал Курту Кобейну.
Наконец в стране царил настоящий хаос, который отражался и на моде. Как поётся в одной песне: «Я надену всё лучшее сразу». Поговорим о том, что же было «лучшим» для россиян в 1990‑е годы и постараемся разоблачить некоторые мифы о моде того времени.
Леди-босс
Рейганомика в Америке породила женский power suit: деловой костюм с пиджаком. Все женщины пытались походить на миллионеров с Уолл-стрит. Примерно это происходило в России на заре эры дикого капитализма, когда работа в офисе считалась престижной. С начала до середины 1990‑х главным трендом женской моды оставался псевдоофисный стиль: пиджак, блузка и юбка-карандаш.
Костюмы были всех цветов, в том числе совсем не «офисных», а ярких или нежных пастельных оттенков. Блузки тоже не обязательно были строгими, в них могли быть элементы романтического стиля: воланы, воротники-жабо и кружевные вставки.
Фильм «Ты у меня одна». 1993 год
Самым популярным костюмным брендом был Tom Klaim. Многие считали марку западной, но, как и ряд других известных брендов вроде Carlo Pazolini, её создали в России. Люди жаждали всего заграничного, поэтому производители, скромно умалчивая о происхождении марки, могли позволить себе высокие цены, а женщины были готовы отдавать половину зарплаты за «фирменный» костюм Tom Klaim.
Деловой стиль даже на женщинах — один из важнейших символов эпохи выживания, когда проблема денег затмила всё остальное. Самым главным было заработать, «подняться», взлететь по ранее не существовавшей социальной лестнице. Великий поп-альбом «Страна Лимония» (1990) группы «Дюна», отметивший последний год существования СССР, пропитан горячечным, словно в бреду, ощущением времени.
«Объятья сна, как плен,
Мой парень — Пьер Карден,
И двое слуг — брюнет и шатен
Растут мои дома,
Рекой течёт „Клима“
Партнёров тьма — гуляет фирма».
Мини-юбки
Длина юбок могла быть самой разной. В начале эпохи носили миди, а иногда и макси, которым дамы зрелого возраста остались верны на протяжении десятилетия. В фильме Георгия Данелии «Настя» (1993) мама, чья дочка волшебным образом превратилась в красавицу, сразу начинает укорачивать свои старомодные советские юбки: «К нам же теперь люди ходят!».
Юбки на девушках в 1991 году
Но в постсоветскую эру молодёжная мода очень быстро потребовала мини. Юбки всё сильнее укорачивались, пока не достигли длины микро-мини, как в 1960‑е годы. Юбки могли быть тканевыми и трикотажными «в облипку». Юбка-лапша, облегающая все изгибы, задиралась при ходьбе, но девушки терпели неудобства.
Были популярными не только прямые и узкие, но и короткие слегка расклешённые юбки-трапеции.
Фото из архива автора
В фильме «Страна глухих» (1998) две столичные модницы — Рита (Чулпан Хаматова) и Яя (Дина Корзун) демонстрируют, что к концу десятилетия мини по-прежнему в тренде. На кадре из фильма на Рите обычная юбка-трапеция, а на Яе юбка-шорты с запахом.
Фильм «Страна глухих». 1998 год
Лосины и фантазийные колготки
«Лосины ядовитых цветов были в гардеробе у каждой девушки», — можно прочитать в большинстве статей, посвящённых моде девяностых. Это современная выдумка. Посмотрите хотя бы на фотографии того времени. На ком из девушек вы видите цветные блестящие лосины, кроме участниц группы «Комбинация» в сценических образах? Их фотографии из ранних 1990‑х обычно выдают за главный тренд эпохи, хотя на самом деле девушки в то время гораздо чаще носили обычные чёрные лосины.
Впрочем, цветные лосины тоже существовали и даже оставили след в поп-культуре. Группа «Попугай» в 1993 году исполнила шуточную песню с такими словами:
«Твои зелёные лосины сведут с ума меня сейчас,
Твои зелёные лосины затмили цвет твоих же глаз,
Твои зелёные лосины — забуду с ними всё и вся,
Твои зелёные лосины во мне самом родят лося!».
Синтетические леггинсы в обтяжку пришли из восьмидесятых, когда все бросились заниматься фитнесом, изначально их надевали для занятий спортом. И в Советском Союзе 1980‑х годов они были известны, но мало кто мог себе их позволить. Среди счастливых владелиц — «ночные бабочки», как героини фильма «Интердевочка» (1989), носившие лосины и колготки с узорами.
После развала СССР к подобной роскоши приобщились не только те, кто был раньше близок к интернационалу, фарцовщикам и магазинам «Берёзка». Модные мини-юбки позволяли демонстрировать не только стройные ноги, но и необычные колготки — кружевные, в сетку, с люрексом и фантазийными рисунками.
В продаже появились «дольчики» — такое разговорное название получили колготки бренда Dolci Calze. Это были плотные колготки с разнообразными принтами — в горошек, ромбик, полоску, анималистичные… «Дольчики — чертовски хороши!» — этот рекламный слоган звучал повсюду. Тёплые и качественные, «дольчики» позволяли не замерзать зимой в мини, но большинство носили обычные колготки без узоров.
Ещё один ультрамодный аксессуар первой половины десятилетия — плотные эластичные гольфы выше колена. В американском фильме «Бестолковые» (1995), по которому можно изучать главные тренды эпохи, девушки появляются в белых гольфах, но в России таких не было: к нам почему-то привозили только чёрные, которые смотрелись очень стильно.
Варёнка
В СССР джинсы были предметом вожделения модников, вот только «достать» их было почти невозможно. В Союзе их не шили, а из-за границы в магазины не привозили. Вариантов раздобыть вожделенную пару было всего два — фарцовщики или магазины «Берёзка». К фарцовщику водила свою немодную подругу Надю (Ирина Муравьёва) роскошная женщина Сусанна (Татьяна Васильева) в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Надя пугается экстравагантных нарядов («Карден! У нас в Союзе всего две-три единицы таких, да и те на жёнах дипломатов неприсоединившихся стран») и решается приобрести только джинсы.
Надя выкладывает за джинсы 50 рублей (примерно треть среднестатистической советской зарплаты), но на работе не производит фурора. Коллега-модница, которая с подружками «каждый месяц журнал Burda смотрит», скептично осведомляется, не индийские ли джинсы. Надя возмущается, предлагая посмотреть «по коттону и по лейблу». Но её джинсы вряд ли были американскими Levi’s или Wrangler.
В фильме «Криминальный талант» (1988) главный герой обещает сделать дочери дорогой подарок на шестнадцатилетие: джинсы из «Берёзки». Обойтись это удовольствие должно в 200 долларов при его зарплате в 200 рублей (примерно половина зарплаты). Для посещения валютного магазина нужны были специальные чеки. Он спрашивает у дочки, где она собирается их достать, но та загадочно отвечает, что это её дело.
После советского дефицита люди на радостях облачились в деним с ног до головы. Настоящие марки или поддельные — до этого пока никому не было дела, главное, что джинсы можно было свободно и относительно дёшево приобрести. Джинсовой могла быть любая одежда: куртки, юбки, плащи и даже платья.
Самыми популярными были джинсы-мальвины, получившие название по известному лейблу Mawin. Эти мешковатые джинсы с высокой талией носили мужчины и женщины. Сейчас, когда всем надоели скинни и джеггинсы, они вернулись в моду под названием Mom Jeans («мамины джинсы»).
Джинсы-мальвины в 1990‑х годах
Современная девушка в Mom Jeans
Мода на «варёнку» проследовала в ранние девяностые из 1980‑х годов. Ещё в СССР люди знали, как добиться эффекта разводов на ткани: скрутить джинсы и замочить их в отбеливателе «Белизна». Получался каждый раз разный результат. Некоторые тёрли джинсы пемзой, замачивали в соде или уксусе. Богатый простор для креатива!
Фильм «Ловушка для одинокого мужчины». 1990 год
Широкие плечи
Широкие плечи — ещё одно наследие восьмидесятых и свидетельство того, что Россия отставала от всемирных модных тенденций примерно лет на пять. Запад тоже пережил «эпидемию» подплечников, достаточно посмотреть на бизнес-леди из американского фильма «Деловая женщина» с Сигурни Уивер. Только фильм сняли в конце 1980‑х годов, когда эпоха яппи требовала гипертрофированной деловитости и искусственной «мужественности» от женщин.
В начале 1990‑х годов на Западе по-прежнему носили пиджаки «с плечами», но они постепенно уменьшались. России же только предстояло «переболеть», причём в сравнении с восьмидесятыми подплечники стали огромными.
Фильм «Ночные забавы». 1991 год
В моде был силуэт в форме треугольника, поэтому плечи расширяли как могли. Специальные объёмные прокладки вшивали или подкладывали (иногда приклеивали на липучки) в любой верх, от блузок и джемперов до пальто. Кстати, неверно думать, что «широкоплечими» были только дамы: мужские пиджаки и верхнюю одежду тоже снабжали подплечниками, и мужчины были похожи на игроков в регби.
Фильм «Муж собаки Баскервилей». 1990 год
Спортивный шик
Вещевые рынки заполонили спортивные костюмы и кроссовки Adidas, о которых когда-то мечтали в СССР. Не избалованные знакомством с западными брендами свежеиспечённые россияне не замечали или не придавали особого значения тому, что надпись на лейбле знаменитых «трёх полосок» могла гласить «Abidas» или «Adedas», — фейками в ту пору никого было не удивить.
С популярностью кроссовок в то время могут сравниться только нынешние 2020‑е годы, когда их носят с любой одеждой, вплоть до вечерних платьев. В фильме «Ребро Адама» (1990) бабушка присылает внучке из Израиля модный подарок — кроссовки «такие же, как были у их Олимпийской сборной». Настоящий шик!
Мужчины и женщины носили спортивные костюмы как повседневную одежду, даже на работу. Можно было встретить человека, одетого только в «спортивки» с кроссовками. Популярны были и отдельные элементы спортивной моды — болоньевые куртки-ветровки и олимпийки, толстовки, худи и бейсболки.
Винтажный секонд-хенд «Шувакиш» из Екатеринбурга продвигает эстетику девяностых
Плащи
Плащи носят с момента их изобретения по сегодняшний день, но в первую половину 1990‑х их носили чаще, чем в любое другое десятилетие. В самом начале эпохи сохранялась мода восьмидесятых: длинные и очень широкие, прямоугольные и почти бесформенные плащи с широкими рукавами, которые носили без пояса. Позднее модели стали более короткими и облегающими, талию подчёркивал пояс. А к концу десятилетия появились плащи-тренчи, которые можно носить хоть сегодня.
Космонавт Сергей Крикалёв 19 мая 1991 года перед отбытием с советской земли — вернётся он уже в другую страну
Бежевый мужской плащ можно увидеть почти в каждом фильме начала десятилетия; обычно плащи были достаточно светлых расцветок, от песочных до бледно-серых и хаки.
Фильм «Настя». 1993 год
Свитер Boys
В историю свитеры с орнаментами вошли как «турецкие» или «свитера Boys (Бойс)», названные так благодаря легендарной надписи «Boys Team». Свитеры были исключительно приглушённых, иногда даже мрачных расцветок, но с пёстрыми и разнообразными рисунками, которые, кажется, никогда не повторялись. Чаще всего среди узоров были норвежские и этнические мотивы, или геометрические фигуры.
Свитеры были модой унисекс, их носили мужчины и женщины. Один и тот же свитер могли надевать все члены семьи без вопросов, подходит ли он по размеру. Мешковатые объёмные свитеры даже считались более модными. Понятия и самой моды оверсайз тогда не было, поэтому девушки просто выбирали свитеры очень больших размеров, чтобы носить их как мини-платья вместе с лосинами.
Свитер Boys стал одной из знаковых вещей моды девяностых, в последние несколько лет поднявшись на пик популярности винтажной моды. Об истории свитера и возможностях его приобретения рассказывают фешен-блогеры. Цена на них может доходить до нескольких тысяч. Многие современные марки копируют Boys.
Современная девушка в винтажном свитере Boys. Модель магазина чёрный рынок трижды
Кожа относится к разряду вечных ценностей моды, как и плащи, но именно в ранние девяностые кожаные изделия (реже встречалась замша) стали абсолютным хитом. Никакой «экокожи» не существовало, а подделки были редкостью. Поэтому тогда можно было приобрести качественную кожаную вещь, способную прослужить десятилетия.
Кожаной была не только верхняя одежда, носили также прямые юбки и брюки из кожи. А куртка-косуха с молниями тогда достигла пика популярности в нашей стране.
Цветные кожаные изделия практически не встречались, вещи были классического чёрного цвета или разнообразных оттенков коричневого — от шоколадного до популярного в то время верблюжьего.
Фильм «За последней чертой». 1990 год
Цветные пиджаки
Цветные пиджаки вошли в моду с начала десятилетия, и вопреки распространённому мнению, были не только малиновыми. Просто этот цвет почему-то предпочитали представители бизнеса, которых называли «новыми русскими». Возможно, их привлекал благородный, почти царский оттенок, придававший вещи «дорогой» вид. А если прибавить крупные «золотые» пуговицы, получится типичный шик нуворишей.
Но популярны были и пиджаки других расцветок — жёлтые, зелёные, фиолетовые. Их носили с классическими чёрными брюками и модными остроносыми туфлями.
Фильм «Брат». 1997 год
Невероятная популярность цветных пиджаков дала толчок к запуску отечественного производства. Их шили не только во всё той же Турции, но и в России.
Цех швейного объединения «Надежда». Еврейская автономная область. 1996 год
Цветные пиджаки носили не только мужчины, но и женщины. Обычно их надевали с чёрными юбками и белыми блузками или водолазками.
Фильм «Ты у меня одна». 1993 год
Модный образ с винтажным пиджаком от секонд-хенда «Шувакиш»
Круглые очки
Круглые чёрные очки, как у Матильды из фильма «Леон» (1994), стали аксессуаром номер один первой половины 1990‑х годов. Их носили мужчины и женщины.
Фильм «Настя». 1993 год
Ближе к концу девяностых круглую форму сменила овальная, а металлическая оправа обязательно должна была быть серебристой. У очков был футуристический вид, отражавший моду на кинематографический киберпанк и техно-музыку.
Фото из архива автора
Фильм «Мытарь». 1997 год
Молодёжная мода
В СССР из-за скудного выбора товаров фактически не было молодёжной моды, не считая субкультур неформалов — стиляг, хиппи и панков. Если девушка одевалась на вечеринку с одноклассниками, она выглядела юной копией своей мамы, разве что юбка могла быть покороче или подлиннее — в зависимости от того, было ли модно мини или макси.
Тем более, не существовало детской моды: она выглядела, как одежда для взрослых, только маленького размера. Пенсионерка и пионерка не так сильно отличались друг от друга.
В 1990‑е, благодаря широкому ассортименту, молодёжная и детская мода начала отделяться от взрослой, приобретая знакомые нам в современности черты. Яркие цвета, элементы спортивного стиля и разных субкультур, футболки с принтами, надписями и портретами кумиров. Словом, никакой парадности и официоза.
На рынке появились марки молодёжной одежды — Benetton, Mango, Motivi. Они заполнили нишу между безымянными и фейковыми вещами с рынка, и люксовыми брендами из бутиков, доступными только «новым русским». Постепенно к молодёжным маркам обратились и взрослые, покупая одежду в стиле кэжуал. А молодёжная и «взрослая» мода с тех пор если и пересекаются, то не сливаются.
Первый российский сериал о школе «Простые истины». 1999 год
Детская мода с тех пор почти не изменилась. Яркие удобные вещи для малышей украшали разноцветными принтами и аппликациями с изображением мультипликационных персонажей; сейчас вместо них чаще можно увидеть героев комиксов.
Эко-стиль
Примерно в середине девяностых появился экологический стиль, радикально отличающийся от яркой и зачастую вульгарной «восьмидесятнической» моды. Никакой синтетики и цветов вырви глаз. Для создания одежды использовали натуральные материалы — лён, шерсть, хлопок естественных оттенков бежевого, песочного и светло-коричневого. В эко-тренде прослеживались элементы фольклорного, «деревенского» стиля, напоминающего моду хиппи. Со временем из него «вырастет» бохо.
Фильм «Любовь, предвестие печали». 1994 год
В эко-стиле носили широкие свободные юбки, лёгкие платья и сарафаны, брюки-клёш. Приветствовалась воздушная ажурная вязка и вязаное кружево. Наряд дополняли мягкие панамы из плотного льна или соломенные шляпки. Украшения тоже были из натуральных материалов — дерева, перламутра и самоцветных камней.
Фильм «Несут меня кони». 1996 год
С эко-стилем в Россию впервые «постучался» новый тренд в макияже, который проявит себя со второй половины 1990‑х годов: естественное лицо, «макияж без макияжа». Уникальный российский эко-тренд знаменовал скорый поворот моды к простоте.
Фильм «Московские каникулы». 1995 год
Платья с цветочным принтом
Самый важный тренд середины девяностых — лёгкое платье с мелким цветочным принтом. Даже купленное на рынке, оно не казалось вульгарным в силу простоты. Струящаяся ткань подчёркивала, но не облегала фигуру, некоторые фасоны были широкими, как распашонки. Мода наконец уходила от формы треугольника с широкими плечами.
Характерная особенность — цветочный рисунок мог быть цветным, хотя и приглушённым, но фон был белым или чёрным, благодаря чему не складывалось ощущение гламурного лоска или романтичности. Эти платья выглядели… альтернативно.
Цветочные платья пришли в Россию от моды гранж. Их можно было носить с самой модной обувью, пришедшей на смену туфлям-лодочкам: ботинками Doc Martens, сандалиями на платформе и туфлями с толстым каблуком. Платья отлично смотрелись с джинсовыми или кожаными куртками и чёрными шляпами. Цветочные сарафаны часто надевали с белыми или чёрными футболками. Прибавьте круглые очки и вы — it-girl середины девяностых в России, Америке или любой другой стране.
Это был первый в России западный тренд, входивший в общий тренд минимализма.
Прощай, эпоха малиновых пиджаков!
Минимализм конца 1990‑х
В России агрессивное нигилистское настроение, наполненное какой-то особой злой энергией, отражали песни Дельфина из альбома «Не в фокусе» (1997), поднявшего исполнителя на пик популярности как голос нового поколения.
Стиль гранж в журнале Vogue в 1992 году
В 1992 году американский модельер Кельвин Кляйн снял в рекламной кампании британскую модель Кейт Мосс, обвинённую в анорексии и пропаганде наркомании, и весь курс мировой моды повернулся. Казалось, буквально за ночь хищный гламур восьмидесятых выбросили на свалку истории. Самые модные вещи стали самыми простыми.
В Россию минимализм пришёл с задержкой примерно на пять лет, когда люди «наелись» яркой синтетикой, золотыми пуговицами и радужными спортивными костюмами. Одежда приобрела простейшие формы, стала функциональной, в ней доминировал чёрный и белый цвет. Можно было надеть чёрную майку или свитер, белые брюки или чёрные джинсы, чёрный кожаный пиджак или коричневый тренч, и вы выглядели как супермодель с подиума или молодая голливудская звезда.
Кейт Мосс на показе Prada в 1994 году (слева) и провинциальные российские школьницы после дискотеки (справа)
Не только юные модницы, но и россиянки постарше открыли для себя сочетание двух главных цветов минимализма — чёрного и белого. Структурированная одежда и сочетание фактур позволяли выглядеть утончённо, без вычурности.
Деловой женский костюм сохранился к концу десятилетия, но изменился до неузнаваемости. Жёсткие, как броня, квадратные пиджаки канули в Лету. Исчезли подплечники, крупные золотые пуговицы, яркие цвета и другие приметы «новорусской» моды.
Фильм «День полнолуния». 1998 год
В конце 1990‑х годов вместе с мини появилась мода на макси.
Образ с винтажным платьем от секонд-хенда «Ничего нового» из Екатеринбурга
Мужской гардероб ещё не отошёл от тенденций начала десятилетия. В основном носили джинсы с рубашками или свободными джемперами, объёмные куртки и плащи.
Клубные тусовщики одевались в стиле унисекс. На юношах и девушках можно было увидеть широкие или расклешённые джинсы, белые майки или футболки и джемперы оверсайз. «Спортивный шик» тоже пригодился — в таких вещах было удобно танцевать.
Накануне нулевых российская и западная стрит-фешен практически сравнялись, и люди на улицах Питера и Парижа выглядели почти одинаково (у автора была возможность сравнить). В России были представлены большинство известных молодёжных и casual марок. Появились российские модные бренды, в том числе доступные по цене. Несмотря на все трудности, финансовые кризисы и дефолт 1998 года, тяжело ударивший по стране, россияне больше не вернулись к однообразию советской моды.
А впереди была совсем другая эпоха…