Что носили солдаты средних веков
Европейский средневековый военный костюм, часть первая
Реконструкция одежды викинга, IX век. На самом деле, точно не известно, что конкретно носили скандинавские воины в то время.
Введение
Хотя историки-специалисты поморщатся, но мы для себя определили понятие «средние века» периодом с 1000 по 1500 г. Оставаясь в этих временных рамках, мы сначала рассмотрим костюм периода, последовавшего за норманнским завоеванием, а затем подробнее расскажем о костюме простого европейского солдата второй половины интересующего нас периода. Кроме того, мы немного осветим вопрос о женской одежде. Нас интересует в первую очередь повседневная одежда рядовых солдат, а не парадные наряды знати.
Чем дальше уходим мы вглубь веков, тем меньше в нашем распоряжении становится проверенной информации. Особенно скудной становится информация о повседневной одежде людей, шедших служить в армию рядовыми солдатами. Все собранные крохи данных легли в основу проведенных реконструкций. Чтобы не оставлять места для догадок и спекуляций, мы тщательно изучили все доступные хроники и иллюстрации, осмотрели сохранившиеся до наших дней образцы одежды и экипировки, приняли во внимание письма, рисунки, скульптуры и археологические находки.
В начале XI века представители всех социальных классов носили одежду свободного покроя. К тому времени покрой одежды практически не изменялся на протяжении трех столетий. Если человеку предстояло заняться активной деятельностью, охотой или войной, он надевал несколько укороченный вариант повседневной одежды. Длина рукава, полнота покроя и количество украшений колебались в течение времени. Опять же подчеркнем, что мы очень мало знаем об одежде саксов и скандинавов, расселившихся по морскому побережью Европы, а об одежде германских племен, населявших глубь континента, мы знаем еще меньше.
Характерный для викингов шлем с полумаской. Считается, что такие шлемы характерны для скандинавских воинов IX века, хотя вполне возможно, что они применялись еще на протяжении двух веков спустя. Археологические находки и древние саги в основном рассказывают о повседневной жизни викингов, о вооружении и экипировке сведения очень фрагментарны.
Наше видение искажено образами, созданными фольклором, литературой, изобразительным искусством, а также предвзятыми реконструкциями, проведенными прежде. Основной целью историков прошлых десятилетий было показать, насколько грубым и примитивным был мир средневековья, чтобы подчеркнуть достижения прогресса, о которых было модно тогда говорить. Людям нравилось думать о своих предках, как о пьяных дикарях, живущих в примитивных хижинах, одетых в грубое сукно и невыделанные шкуры, носящих на ногах обмотки. Но новые археологические находки ставят крест на подобных представлениях. Теперь вырисовывается совершенно другая картина. Наши предки были гораздо более цивилизованны, их культура характеризовалась значительной сложностью вещей.
Многочисленные предметы, хорошо сохранившиеся в торфяниках Скандинавии и Германии, платья и плащи из Херъёльфснесса в Гренландии, а также ряд королевских захоронений, еще больше запутывают картину. Мы не знаем, насколько типичны все эти вещи были в свое время. Эти вещи не вписываются в общепринятую картину, они порождают больше вопросов, чем дают ответов. Обнаружив один-два шлема, мы должны помнить, что шлемов были тысячи. Обнаружив фрагмент ткани, мы не можем ответить на вопрос, насколько распространенной была эта ткань, ничего не можем сказать о цвете, вышивке и других украшениях.
Посмотрите на прекрасную резьбу и драгоценности викингов. Не была ли столь же экстравагантной и их одежда? Мы просто не знаем об этом и можем лишь предполагать. Человеческая любовь к цвету, украшениям и эмблемам присуща для всех народов, даже для самых «примитивных», как в наши дни, так и в прошлом. Здравый смысл подсказывает, что так было всегда, но в подтверждение мы можем привести только несколько рукописей и скульптур и те немногие предметы, что сохранились в земле. Но все это поддается интерпретации с большим трудом.
Прежние спекуляции от частого повторения стали восприниматься как общеизвестный факт. Мы никогда не узнаем достоверно, что означает множество металлических пряжек, обнаруженных на скелете. Были ли все эти пряжки на одном ремне, сохранилось ли их взаимное расположение на протяжении столетий, или их расположение случайно. Мы почти ничего не знаем о погребальных обычаях того времени. Мы не знаем хоронили ли воина в его обычной экипировке, или для похорон использовались специальные предметы. В XVIII веке офицера могли похоронить вместе со шпагой, но рядового солдата никогда не хоронили вместе с мушкетом, поэтому немногочисленные находки не позволяют делать никаких выводов насчет распространенности их в свое время.
Норманны: новый взгляд на гобелен из Байё
Гобелен часто цитируют. Фактически он представляет собой «комикс», посвященный истории вторжения Вильгельма Завоевателя в Англию. Гобелен изучен очень подробно, так как от той эпохи сохранилось слишком мало свидетельств. Можно даже сказать, что гобелен исследован вдоль и поперек.
Шлемы и копья желтые, красные, синие и голубые, а также зеленые. Зеленые также декоративные кольца и штриховка, которыми условно обозначаются кольчуги. Иногда штрихи идут под прямым углом друг к другу, иногда образуют блюдцевидные кольца. В некоторых случаях на одной кольчуге мы можем наблюдать оба типа штрихов. В других случаях штрихи выгибаются так, что скорее напоминают не кольца, а чешую. Мы считаем, что все эти различия не следует принимать слишком серьезно, все типы штриховок можно трактовать как «кольчугу».
В ноябре 1931 г. в Apollo Magazine Ф.М. Келли писал;
«Сначала давайте определимся с понятием «кольчуга» (mail). Я считаю, что на протяжении Средних Веков, да и вообще в течение всего периода применения доспехов, под кольчугами понимали исключительно доспех, состоящий из перевязанных между собой колец. Лишь в новое время из поэтического языка в практический обиход проникли такой плеонастический термин как chain-mail, и такие бессмысленные слова, как scalemail и platemail. Классификацию Мейрика с ее многочисленными разновидностями кольчуг можно смело отбросить. Все, что он приводит в поддержку своей классификации, в действительности подтверждает только тот факт, что существовала всего лишь одна разновидность кольчуги – кольчуга как таковая, простая кольчуга». Аналогичные взгляды высказывает и Клод Блер в своей книге European Armour.
Из письменных и других источников мы узнаем, что чешуйчатые доспехи в некоторой степени были распространены в XI веке.
Кольчуга с кольчужным капюшоном оставалась основным типом доспехов на протяжении XII-ХШ вв. Шею и нижнюю часть лица прикрывал кольчужный клапан. Во второй половине XII в. кольчужные перчатки стали продолжением рукавов. Перчатки имели кожаные ладони с прорезью, через которые воин мог выпустить наружу кисти рук. Кольчужные шоссы (chausses) защищали ноги. Под кольчугой носили стеганую одежду различного покроя. Мы не знаем, имела ли по началу стеганая одежда усиливающие накладки в виде фрагментов кольчуги, металлических пластин, кожаных или роговых полос.
Несомненно, в тот же период встречались и стеганые гамбезоны. Стежки на гамбезонах удерживали внутренний слой на месте. Вполне возможно, что разновидности штрихов на гобелене отражают именно это деление на кольчуги, чешуйчатые доспехи и гамбезоны.
Кольчуга достаточно плотно лежит на теле человека, не причиняя болезненных ощущений. Кольца свободно движутся друг относительно друга, их трение не дает им расползаться. Тем не менее, под кольчугу лучше поддевать стеганную одежду, которая принимала бы на себя удары и не давала бы разорванным кольцам впиваться в тело.
Неясно, насколько широко викинги в своих вылазках вглубь континента использовали лошадей, но то, что они их использовали – неоспоримый факт. Позднее, когда викинги осели, их потомки сумели обзавестись мощной и агрессивной кавалерией. Столетия набегов распространили скандинавскую культуру по всей Европе, от Руси до Средиземноморья. Отряд Хрольфа Пешехода осел на севере Франции, норманны превратились в нормандцев, но сохранили свою воинственность. Жадные и драчливые рыцари, стремящиеся к богатству и власти, шли служить к любому, кто обещал им удовлетворить их желания. В 1066 г. движимые желанием получить земли и золото рыцари герцога Вильгельма вторглись в Англию.
Сначала на голову надевался чепчик из толстого сукна, шелка, кожи или льна. С подкладкой и простеганный он давал некоторую защиту от ударов, а главное не давал волосам воина запутаться среди железных колец, а затем надевался кольчужный капюшон.
Ранний рыцарь «майлз» (mailse). Доспехи состоят из шлема, длинной кольчуги и каплевидного шита, который почти полностью скрывает левый бок воина. Изображение на щите носит чисто декоративный характер. Сложная средневековая система родовых гербов: еще не сформировалась В бою воин управлял лошадью держа в левой руке вожжи, а также используя шпоры. Показаны детали стремени. Кожаная чашка на стремени служит для постановки пятки копья. Простые железные шпоры реконструированы по находкам, сделанным археологами.
Норманнский лучник. Лучники редко участвовали в рукопашном бою, поэтому кроме лука данный лучник вооружен только ножом и носит обыкновенную одежду того времени. Лук изготовлен из цельного массива тиса или вяза и пропитан воском. Лук нельзя долго держать под солнечными лучами и необходимо беречь от влаги, при использовании на сильном морозе лук может сломаться. При длине 1,5-2 м лук весил до 6 кг. Тетива делалась из растительных волокон или сухожилии. Натяжение лука составляло порядка 40 кг, что позволяло посылать стрелу на расстояние в 200 шагов, хотя эффективная дальность стрельбы не превышала 60 метров. На данной дистанции атаки стрела уверенно пробивала простую кольчугу.
Кольчуги и шлемы, 1050-1250 гг.
(A) Практически та же экипировка, что и на гобелене из Байё. Простая штриховка крест-накрест не следует формам тела. По-видимому, так художник передал кольчугу или «доспехи вообще». Бармица образует с «доспехом» единое целое, возможно, это из-за обшей примитивности рисунка.
(B) Прямоугольные панели в верхней части груди могут означать деталь покроя одежды или фрагмент бармицы. Деталям на гобелене из Байё не следует придавать слишком большое значение.
(C) Детали этой каменной фигуры выглядят убедительно. Сразу можно определить кольчужный клапан с матерчатой или кожаной подкладкой, закрывающий шею. Изображение клапана перекликается с аналогичными деталями на гобелене из Байё.
(D и Е) Два примера кольчужных подшлемников, а фактически кольчужных капюшонов, соединенных с кольчугой.
(F) Конический шлем с наносником, типичный для викингов и норманнов, а в XI в. распространившийся по всей Европе. Бармица с клапаном, подвязываемом шнуром. Для шлема было важно прочно сидеть на голове и не съезжать при ударе. Для этого под бармицей обычно находился стеганый амортизатор.
(G и Н) Матерчатые подшлемники представляли собой чепцы, которые обычно подвязывались под подбородком. Подобные чепцы носили не только солдаты, но и гражданские лица для защиты головы при работе. В некоторых случаях чепцы делались стегаными.
(I) Железная шапка (chapel de fer) с подбородочным ремнем. Железную шапку носили поверх кольчужного подшлемника. Опять подчеркнем требование к шлему плотно сидеть на голове. Во многих источниках мы находим различные изображения железной шапки, иногда даже цветные.
(J) Манускрипты и скульптуры середины XIII в. показывают, что кольчужный подшлемник обычно носили поверх шапки-амортизатора. Внутри шлемов имелась подкладка, соответствующая амортизатору.
(L, M и N) Некоторые скульптуры с фасада Уэллского собора (ок. 1230-1240 гг.). Приведены в качестве примера сложных шапок-амортизаторов, встречавшихся в XIII в. Такие шапки носили с большими шлемами. Обратите внимание, что у N жесткий стеганый воротник, который удерживает нижнюю часть шлема.
(О) Надгробье тамплиера. Шапка-амортизатор, закрывающая щеки и рот. Шапка матерчатая, никаких намеков на то, что это кольчужный подшлемник, нет. Возможно, шапка пошита из толстой кожи.
(Р) Надгробье Жоффруа де Мандевиля, графа Эссекса (1238) изтам-плиерской церкви. Надгробье повреждено во время налета германской авиации в годы 2-й Мировой войны. Скульптурное изображение имеет вытянутую форму, тип шапки-амортизатора уникален. Возможно, такая шапка использовалась вместе с высоким большим шлемом.
(Q) Переход от кольчужного подшлемника к закрытому шлему. Иллюстрация цветная, возможно правая фигура перекликается с фигурой (Р). Мы можем лишь предполагать материал, из которого сделан подшлемник. Возможно это кожа?
(S) Более глубокий шлем с усиленной смотровой щелью. В нижней части шлема проделаны вентиляционные отверстия. В XIV в. на смену такому шлему пришел похожий шлем, но не с плоским, а с округлым дном.
Молитвы ко Господу в их устах,
Обоюдоострые мечи в их руках
Несут наказание народам
И упрек людям.
Чтобы связать королей цепями
С их знатью, связать железными звеньями.
Доспехи, 1250-1360 гг.
Постепенно пластины закрывали все большую площадь тела. Кольчуга скрылась под пластинами, а к XV в. функция кольчуги свелась лишь к защите тех участков, какие невозможно было прикрыть пластинами.
(A) Раннее представление «пары пластин», испанский манускрипт («Комментарии на Апокалипсис», Беатус Парижский, ок. 1250 г.).
(C) Французский рыцарь Брокардус де Шарпиньи (ок. 1270 г.). У него на плечах нечто, напоминающее пряжки пластинчатого доспеха. Необычен шлем с неглубоким назатыльником. Точнее, мы думаем, что шлем необычен, он вполне мог иметь повсеместное распространение, но до нас не дошли его другие изображения.
(D) Надгробье неустановленного рыцаря. Отчетливо проступают пряжки под сюрко.
(E) Монументальное надгробье Нильса Йонссона (ок. 1315-1319 гг.). Видно сюрко с заклепками. Кольчужные перчатки отвернуты к запястьям. Рядовые солдаты носили рукавицы и перчатки, которые, по-видимому, были распространены среди всех слоен средневекового общества.
(G и Н) Реконструкция бригандины (coat-of-plate), основанная на скульптуре св. Маврикия в соборе Магдебурга, конец XIII в.
(I) Бригандина, реконструированная на основе 30 остатков, обнаруженных на месте сражения при Висбю на Готланде (1361). Большинство бригандин собрано из множества небольших пластин, но у трех достаточно длинные вертикальные пластины прикреплены к холщовому «пончо», которое могло быть многослойным или стеганым. Пластины, видные на рисунке, в действительности были скрыты под слоем ткани.
Не следует думать, что пластины бригандины имели какой-то определенный раскрой. В до-индустриальную эпоху каждое изделие делалось индивидуально, поэтому царило разнообразие, которое невозможно представить теперь.
Бригандины 13-14 вв.
Реконструкция бригандины и простой железной шапки. Рейтузы из отдельных штанин. Артиллерист армии Черного принца, около 1350 г.
Солдаты XIII века
Братья-сержанты. находившиеся ступенью ниже в орденской иерархии, имели кольчугу, кольчужные шоссы и шлем. В арсенале тамплиеров имелись турецкие луки, в основном трофейные. Одежда и экипировка тамплиеров была приспособлена к жаркому климату Палестины, во многом походила на восточные образцы.
Хорошо экипированный и вооруженный деревенский воин XIII в. Он носит капюшон геральдических цветов своего капитана. Под гамбензон поддета кольчуга, вооружение состоит из длинного копья и дешевого, но вполне надежного меча. Мы не таем, в какой степени кольчуга была распространена среди простых солдат в XIII в. Вообще, кольчугу отличает очень большой срок службы. При необходимости ее было легко починить или переделать. Поэтому в Европе быстро росло число кольчуг, некоторые из которых оставшись еще со времен Римской империи. Из верхней одежды солдата следует отметить пару гетр, которые носили для защиты от холода и от веток кустарника.
Около 1300 г. суточное жалованье пешего солдата в Англии, Франции и Флоренции примерно равнялось жалованью наемного рабочего. Арендаторы земли шли на службу, вооружаясь и экипируясь по своему достатку. В 1284 г. аббат Сен-Мор-де-Фоссе во Франции призвал 12 арендаторов, каждый имел кольчугу, шлем, меч и кинжал. Еще 53 арендатора имели только стеганый гамбензон, шлем, меч и кинжал. Среди бедных арендаторов часть располагала только шлемом, мечом и кинжалом, а самые бедные имели только лук со стрелами и кинжал. Крестьяне должны были поставлять на службу в ополчение заранее определенное число экипированных солдат, часто проводились смотры ополчения, в ходе которых обычно отмечалось плохое вооружение.
Солдат XIII в. из богатой деревни или служащий состоятельному лорду. Новый гамбезон и суконная куртка, чулки и капюшон. Шлем из полированной стали, встречались и окрашенные шлемы. Воин вооружен легким копьем и ножом. Толстый стеганый акетон или гамбезон был обычным видом доспехи пехотинца. Длинная куртка набивалась шерстью, хлопком или лоскутьями, после чего простегивалась, чтобы прокладка оставалась на месте. Бригандины и кольчуги встречались даже у простых солдат.
Стрелок XIV века
Этот стрелок служил Эдварду, принцу Уэльскому, известному также под прозвищем «Черный Принц». Принц Эдвард вел войну во Франции на протяжении третьей четверти XIV века. Стрелок одет в длинную куртку из небеленого сукна. Он вооружен простейшей ручницей, насаженной на длинное ложе.
Охотник XIV века в характерной одежде. Но время войны умения охотников находили спрос в армии. Тем почти не приходилось менять что-либо в своей экипировке и роде занятий.
14 сентября 1346 г. мастер Джон де Брунхем, секретарь принца Эдварда получил приказ купить белого и зеленого сукна для пошива курток (courtepye) и капюшонов (chaperon) для валлийских лучников из отряда Флинта. Оба предмета должны были быть наполовину зелеными, наполовину белыми. Невозможно точно установить покрой куртки, возможно, под courtepye понималась короткая рубаха (cote). Термин cote имел широкое употребление, им обозначали самую ратую верхнюю одежду, в том числе и женскую.
На протяжении следующего столетия стволы становились все длиннее, а ложи приобретали более сложную форму. К 1460 гг. появились первые приклады. Первый фитильный замок, представлявший собой простой S-образный серпентин, датирован 1411 г. На протяжении следующих 50 лет конструкция замка усложнялась, появлялись различные виды спусковых механизмов, упрощающих одновременную наводку и выстрел.
Лучник XIV века
Появление богатых независимых городов, которые требовали зашиты, в сочетании с развитием британского длинного лука привело к тому, что лучники стали играть заметную роль в составе средневековых армий. Английские лучники, участвовавшие в Столетней войне, были не крепостными, но свободными иоменами. В мирное время они работали на своих фермах или занимались ремеслом либо мелкой торговлей. Эти зажиточные люди имели вес в обществе, а военную службу рассматривали как средство еще более поднять свой авторитет.
Города на континенте готовили городское ополчение, в некоторых случаях нанимали наемников. В ряды ополчения вступало мною преступников, которые получали прощение в обмен на несение военной повинности. Разные наемники входили в состав любой армии.
Эта простая реконструкция лучника проведена па основе глубокой исследовательской работы. В основу легли изображения лучника в Латтреллевской псалтири (1320-1340) и остатки одежды, обнаруженные на Гренландии и в Швеции. Летали позаимствованы из других источников того времени.
В 1340-х гг. при французском дворе произошло резкое и вменение моды. Длинная и свободная одежда уступила место короткой и облегающей. Этот скандальный для своего времени стиль быстро распространился по Англии. Италии и Германии. Модники коротко подстригали волосы и отпускали длинные усы «на испанский манер». Французский король Филипп VI пытался бороться с этим упадком нравов. И наши дни изменением моды уже вряд ли кого можно удивить, но тогда новая одежда выглядела совершенно шокирующе. Церковь осудила новую моду как греховную. Мы не знаем, насколько придворная мода повлияла на одежду рядовых солдат, но в XIV в. летописец Найтон написал: «тяга простолюдинов к новой моде настолько сильна, что теперь невозможно отличить по одежде богатого от бедного».
Крапчатое белое сукно для придания ему зеленого цвета окрашиваюсь в то время в желтый цвет ракитником (Sarothamnus Scoparius) и в синий вайдой или индиго (Isatis Tinctoria). Опытным путем мы установили, что вместо вайды или индиго можно использовать и современные синтетические красители синего цвета, результат получается одинаковый. Джули Дуглас пишет: «Я использовала луковую шелуху (Allium Cepa) с красильной вайдой. Лук составлял неотъемлемую часть средневековой диеты, а луковая шелуха представляла собой полезный, светлый и быстрый краситель, с помощью которого можно было придать ткани желтый цвет. Окраска с помощью растительных пигментов требует, чтобы масса растительного сырья равнялась массе окрашиваемой ткани. Желтый пигмент можно найти во многих растениях, возможно, в средине века готовили смеси разных красителей».
Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня
Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.
Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.
Заблуждения и вопросы о броне
1. Броню носили лишь рыцари
Броня для рыцарского поединка, конец XVI века
Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считались низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.
Индийская кольчуга XVII века
В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.
В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом [man-at-arms] или человеком в доспехах.
2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах
В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319–1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412–1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.
3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа
Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.
Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.
Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век
Доспехи за авторством некоторых из самых известных мастеров представляли собой высшее достижение оружейного искусства и стоили чрезвычайно дорого.
На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее – императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых монет, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.
4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.
Спасибо за наводку в комментариях к статье
Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366–1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.
В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.
5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов
Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.
Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.
6. Как люди в доспехах ходили в туалет?
Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.
7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала
Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.
Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».
Колдстримская гвардия
Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.
8. Кольчуга – «chain mail» или «mail»?
Немецкая кольчуга XV века
Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» – это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.
Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.
9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?
Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.
В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.
Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.
В 1473 году Мартин Рондель [Martin Rondelle], возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже – императором) Фердинандом I (1503–1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.
10. Детали брони — опора для копья и гульфик
История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.
11. Носили ли викинги рога на шлемах?
Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина – образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.
Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.
Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).
Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.
12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия
Немецкая пищаль конца XIV века
Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.
13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше
Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.
Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.
Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.
Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515–47), или Генрих VIII, король Англии (1509–47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.
Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век
Броня императора Фердинанда I, XVI век
Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503–1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди – 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.
14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.
Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей – правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.
Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.
Заблуждения и вопросы по режущему оружию
Меч, начало XV века
Кинжал, XVI век
Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч – прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.
Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.
Турецкая сабля с ножнами, XVIII век
Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век