Что носили раньше в школу
Краткая история школьной формы в СССР (13 фото)
Внимание! При прочтении возможны неконтролируемые приступы ностальгии.
1 сентября — любимый праздник взрослых мальчиков и девочек. Любим мы его за непередаваемо прекрасное чувство, когда просыпаешься утром и понимаешь: тебе больше не надо в школу, ур-р-ра-а-а, отмучился! Наш праздничный подарок советским мальчикам и девочкам — краткая история школьной формы в СССР с рассказами выживших носителей (в том числе сотрудников редакции).
Первый кирпич в основание школьной формы на Руси был заложен в начале XIX века, а именно в 1804 году, когда тогдашнее Минобрнауки — Министерство народного просвещения — приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Согласно ему, империя была разбита на шесть учебных округов, во главе каждого — университет. Гимназической формы как таковой не было, но в крутых гимназиях, а также пансионах перенимали мундиры своих учебных округов.
Обязательную ученическую форму ввел Николай I «Положением о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года. Правда, касалось оно учащихся «мужескаго полу», им вменялось следующее: «Иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника».
Сын Николая I — Александр II — переодел в новое сперва чиновников и военных, а затем, им под стать, и гимназистов. Некоторое время он находился в творческом поиске, так и этак меняя ученическую форму, пока в 1888 году не устаканил набор из мундира, широких брюк и фуражки с кожаным козырьком, все — темно-синего колера (за что, кстати, гимназистов в соответствующих возрастных кругах обидно величали «синяя говядина»). Над козырьком значился набор из букв и цифр, обозначающий сокращенно название учебного заведения.
При Николае II гимназистам вышло послабление в смысле формы: она стала удобнее, добавились кители и гимнастерки — на северо-западе империи они были темно-синими, на юге — серыми. Летом носили блузы и рубахи, кои подпоясывали черными ремнями лаковыми с шифром гимназии на бляхе. Непременный элемент гимназического костюма в любое время года — черные суконные брюки.
Юницам повсеместную школьную форму даровали аж на 60 лет позже, соответствующее положение было утверждено в 1896 году. До этого форменная одежда имелась у воспитанниц Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. В отличие от них, прочие гимназистки стали надевать не цветные платья из шелка, а коричневые из шерсти и вторым слоем повязывали фартук: в будни — черный, в праздники и торжественные случаи — белый.
Грянула революция 1917 года, и декрет «О единой трудовой школе» отменил деление на гимназии и училища, а также ученическую форму, заклеймив ее символом высшего сословия и пережитком буржуазного прошлого. В 1949-м в СССР стартовал переход к всеобщему семилетнему образованию, и обязательная школьная форма вернулась.
Мальчики облачились в серо-синие гимнастерки, перетянутые лакированным ремнем с пряжкой, однотонные брюки и фуражки с кожаным ремешком.
Девочек обрядили все в те же коричневые платья с фартуками, но только существенно короче, не до пят и щиколоток.
Появились и требования к прическам: волосы надлежало заплетать в косички, банты и ленты приветствовалось выбирать под цвет фартука.
Однажды моя одноклассница пришла в школу с «хвостом». Так ее отправили с урока — заплетать волосы.
Людмила Холодова, 69 лет
С наступлением хрущевской оттепели начались послабления и для школьников в смысле формы. Курс на демилитаризацию сказался и на ней: в 1962-м на смену гимнастерке пришел серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак. В 1973-м форма сменила цвет на темно-синий, место пиджака заняла курточка, покроем лестно смахивавшая на джинсовую заграничную.
Мелом на форме писали на спине разные изречения боевым впереди сидящим товарищам.
Егор Климов, военнослужащий, 48 лет
В 1984-м появилась форма для старшеклассников: с 8-го класса парням позволялось наряжаться в синий костюм-двойку, а барышням — в тройку из юбки, жилета и пиджака.
Всегда был на голову толще и выше всех одноклассников. В связи с этим раньше всех получил возможность носить взрослую форму, то есть уже в шестом классе я мог себя выдавать за человека, который старше сверстников на два года (это круто). А еще я, записной отличник, любил прикидываться двоечником-второгодником (круто вдвойне, на девочек производило впечатление).
В какой-то момент мне люто подгорело наглаживать стрелки на брюках, и я решил сделать из них чиносы. Тогда я этого слова не знал и знать не мог, опередил моду и время, видимо.
Получилось весьма коряво, но получилось же! Конечно, разведчика выдавали следы от стрелок и абсолютно штормовой шов (да, я их ушил), но горд я был невероятно. Не помню в деталях реакцию родителей, но поскольку обратного пути не было (ножницы я тоже нашел), то через некоторое время мое произведение искусства было облагорожено, насколько это было возможно. Из пионеров не выгнали, но в комсомольцы не взяли, а потом стало и не нужно. Хотя сейчас я в этом не очень уверен.
Денис Настин, руководитель проекта, 48 лет
С галстуком проблемы чаще всего были: то завязан не так, то отсутствует. Одной девчонке в пионерлагере друзья на память на галстуке расписались, и кто-то увидел из преподов. Там вонь до небес поднялась: осквернение частицы знамени, орошенного пролитой кровью борцов за свободу человечества!
Егор Климов, военнослужащий, 48 лет
У девчонок школьная форма за 90 лет особо не поменялась. Так и ходили, бедные, все в тех же коричневых платьях и черных фартуках. Одна отрада: модели и тех и других выпускались разные. Так что можно было варьировать: в один год платье с плиссированной юбкой, в другой — с прямой или в складку, воротник мог быть отложной или стойка, пуговицы на спине или на груди и т.д. Если, конечно, удавалось достать: ассортимент в магазинах маленьких городков не баловал разнообразием, так что за нужным размером и симпатичном фасоном приходилось гонять в райцентр, а то и в советскую столицу Москву.
Не возбранялось носить форму других советских республик и соцстран — это считалось суперпупершиком.
У меня была рижская школьная форма синего цвета (родственники жили в Риге). Считалась более зачетной, чем коричневая.
Мне платье и фартуки шила бабушка. Она работала в ателье, и у меня всегда была красивая форма и, главное, не как у всех, вот!
Самое занимательное, что школьная форма роднила с армией девочек, а не мальчиков. Девицам приходилось пришивать манжеты и воротнички — минимум еженедельно. Особые аккуратистки могли делать это даже пару раз за неделю. И тут опять вставал вопрос дефицита: всю эту амуницию надо было доставать, в свободной продаже готовые, фабричные комплекты были не всегда. Приходилось выкручиваться — стряпать самодельные из кружев и тесьмы, которых в советской торговле тоже были не сады.
Я заканчивала школу в 1975-м году на Камчатке. На выпускной вечер мама сшила мне платье из белой парчовой ткани, которую достала неизвестно где всеми правдами и неправдами. Платье при этом получилось на редкость дурацкое, и я очень переживала, потому что мне нравился одноклассник и я хотела произвести на него впечатление.
А была у меня еще одноклассница, ее воспитывал один отец, военный. И вот на выпускной вечер она пришла в школьной форме и белом фартуке, скорее всего, потому, что о платье ей некому было позаботиться. Но она выглядела так эффектно и красиво на фоне остальных нас в платьях, что все мальчики класса смотрели только на нее.
Ирина Маршалкина, 63 года, риэлтор
После того как СССР не стало, не стало и школьной формы — ее отменили в 1992-м. Учителя дружно вознегодовали.
Вообще, зря ее убрали, ходят теперь все как бомжи, разношерстный сброд. А раньше мальчики все синенькие, девочки все коричнево-беленькие. Красота!