Что носили на руси зимой
Как раньше одевались женщины зимой?
Что было модно в 18, 19 и 20 веках? Насколько теплыми были зимние вещи, и какие элементы гардероба дожили до наших дней? Подскажет модный исторический словарь от портала Кировчанка.ru.
Что мы, жительницы 21 века, носим в холодное время года? Шубки и меховые пальто, пуховики с самыми современными утеплителями, мембранную одежду и обувь, термобелье. К нашим услугам все богатство инновационных тканей, материалов, технологий. Не говоря уже о разнообразии модных тенденций: натуральный и искусственный мех, расцветки, фасоны, длина и декор — на любой вкус и случай.
Интересно, а как обстояли дела с зимним гардеробом у наших предшественниц — женщин, живших 100, 200, 300 лет назад? Что они носили, чтобы спастись от морозов и при этом быть красивыми и стильными? Ведь желание хорошо выглядеть близко представительницам прекрасного пола во все времена, вне зависимости от сезона.
Мы составили для вас специальный модный словарь, который поможет представить, как менялся женский зимний образ в разные столетия, от бурок и пардессю до шугая. Вам знакомы эти слова? Если нет — советуем изучить наш словарь. Он не совсем обычный — все названия мы расположили не в алфавитном, а в хронологическом порядке для того, чтобы было удобнее представлять перемены, происходящие с зимним гардеробом.
Душегрея — женский верхний наряд с узкими длинными рукавами, сохранивший популярность вплоть до начала 20 века, особенно в сельской местности. Впереди — разрез и много пуговиц, сзади — складки, заложенные у пояса. Известен и другой вариант покроя — без рукавов, на лямках, такая душегрея надевалась поверх сарафана. Интересно, что душегреи носили женщины всех сословий, от крестьянок до знатных боярынь. Те, у кого была возможность, конечно, шили душегреи из дорогих материалов, а воротник и подол отделывали бахромой, украшали вышивкой, золотыми нитями и бисером. Для тепла душегрея «сажалась» на подкладку из ваты и подбивалась заячьим мехом.
Нагольная шуба — старинное русское одеяние, которое носили обязательно мехом вовнутрь. Крестьяне чаще всего шили шубы из овчины, люди более знатные — из песца, рыси, горностая. «Нагольная» означает «не покрытая сверху тканью», т. е. просто из грубых, голых шкур. Богачи презрительно звали крестьян в таких шубах «нагольщиной», отсюда и пошло название. Кстати, нагольная шуба чем-то напоминает современную дубленку. Тот же приницип: мех — внутри, кожа — снаружи.
Шугай — короткая зимняя шубка, распространенная начиная с допетровской Руси. Интересна она тем, что является чуть ли не единственным примером женской одежды, открывающей линию талии (ведь в старину женщины чаще всего носили исключительно просторные вещи до пола, не показывающие фигуру). Нижняя часть шугая — хорошо знакомая современным модницам баска, которая собиралась на поясе в трубчатые складки. Рукава и подол было принято отделывать беличьим мехом.
Еще одна деталь: шугай носили как с рукавами, так и внакидку — то есть, продевали руку только в один рукав, а второй набрасывали на плечо и придерживали при ходьбе.
Каррик — фасон пальто, придуманный англичанами и пришедший в Российскую империю вместе с модой на все английское. По сути, каррик — свободное двубортное пальто, а главная его «фишка» — множество пелерин-накидок, покрывающих плечи: их могло быть от 3 до 16! Кстати, изначально это пальто создавалось как мужской театральный костюм, а уже потом получило более широкое распространение, в том числе, среди дам.
Пардессю — длинная верхняя одежда по типу пальто, вошедшая в моду во времена Александра II. Отличительная особенность — простеганная ткань, отложной «английский» воротник и мужской крой (поскольку изначально пальто позаимствовано именно из гардероба мужчин). Несмотря на необычное название, такая модель вам наверняка знакома — это классика, и ее можно часто встретить на улицах (разумеется, уже в более современном варианте).
Ротонда — широкая, длинная накидка-пелерина на меху, без рукавов. Была популярна в России вплоть до конца 19 века, пока в одежде преобладали фасоны платьев с широкими юбками. Такой женский силуэт с круглыми, плавно ниспадающими линиями и правда вызывает ассоциации с садовыми павильонами-ротондами, чрезвычайно модными в архитектуре того времени.
Сафьяновые сапоги — праздничный вариант обуви в царской России как для мужчин, так и для женщин. Позволить такую нарядную пару могли себе не все. Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный декоративный эффект — шагрень. Голенище таких сапог иногда срезали наискосок так, чтобы передняя часть была выше задней и украшали вышивкой.
Бурки — «привет» из 1920-30-х годов. Это войлочные сапоги, напоминающие «городской» вариант валенок, поскольку ступня и задник были выполнены из кожи. На голенище иногда нашивали кожаный ремень — затянутый, он препятствовал попаданию снега внутрь обуви. Любопытно, что популярность бурок в наши дни возвращается — теперь это не просто теплая и удобная обувь, но и модный тренд.
«Прощай, молодость» — настоящий символ советской эпохи! Боты или полусапоги с войлочным или суконным верхом, молнией впереди, на добротной резиновой подошве — их помнят многие. Свое ироничное название боты заслужили за немного нелепый, старомодный вид. Однако их носили не только пенсионеры. По причине удобства, тепла и дешевизны в таких ботах ходили студенты, рабочие, дети, мужчины и женщины.
Мех. Лиса (особенно черно-бурая и белая серебристая), бобр, соболь, куница, горностай — в дамской одежде 19 века все эти виды меха использовались только в качестве оторочки (для красоты) или подкладки (для тепла). Редко — для пошива целых шуб, к которым мы привыкли сейчас. Позже, на рубеже веков, все изменилось, и меховые пальто стали настоящим символом роскоши и богатства.
Муфта — элегантное дополнение к зимним шубкам. Муфты шили из меха или бархата с меховой опушкой, украшали лентами, перьями, камнями. В моде были целые гарнитуры: воротник плюс муфта или шапочка плюс муфта. Для женщин из более простых семей муфты были не украшением, а практичным аксессуаром, выполняя сразу несколько ролей — и перчаток, и сумочки.
«Менингитки» — такое название получили в СССР изящные полушляпки в стиле нью-лук, созданные франзцускими дизайнерами в 1940-50-х годах. Название действительно меткое — маленький очаровательный головной убор, почти не закрывающий затылок, с трудом мог защитить от неласкового ветра и мороза, в такой легкомысленной шляпе недолго и заболеть! Правда, отъявленные советские модницы все равно носили «менингитки» — их шили из фетра, плюша и меха, а некоторые даже вязали сами.
Теплые колготки, которые сейчас мы носим в холода, были для женщин небывалым делом. А между тем, они были очень нужны — ведь даже в морозы было не принято носить брюки (они вошли в наш гардероб где-то в 70-х годах). Поэтому зимой под теплую юбку надевали хлопчатобумажные либо шерстяные панталоны до колен. А к ним — плотные хлопчатобумажные чулки.
Конечно, мода — дама капризная и меняется очень часто, поэтому и боты, и «менингитки», и уж, тем более, пальто «каррик» с множеством воротников сегодня выглядят, скорее, как музейные экспонаты. Но, как известно, дизайнеры частенько обращаются за вдохновением к тенденциям прошлого, используя их на новый лад. Как вы думаете, ждет ли нас в ближайшее время возвращение каких-то фасонов и моделей, популярных раньше?
Зимний русский народный костюм
С давних времен Русь славилась не только богатыми традициями, но и суровыми зимами. Непростая жизнь русичей и суровый климат повлияли не только на характер народа и его традиции, но и на зимний русский народный костюм. Для зимних нарядов всех слоев населения были характерны: многослойность, теплота, практичность, не маркие цвета и вышитые языческие символы-обереги. Интересная деталь вся одежда запахивалась на левую сторону, а запах был настолько велик, что женщина за пазухой могла укутать ребенка.
Основные детали русской народной зимней одежды:
Русская народная шапка-ушанка
Шапка-ушанка это один из самых распространенных головных уборов. Изначально шапка-ушанка была исключительно мужским головным убором изготовленным из меха. Так как для большей территории Руси была характерна пушнинная живность разных видов и окраса, то соответственно и цвет шапки был разнообразный. Но преимущественно были темного цвета, так как белые и светлые меха высоко ценились. Предназначалась шапка для пребывания на улице в лютые зимние морозы, так как закрывала не только голову и затылок, но и щеки владельца. Название получила благодаря своей форме, по бокам шапки были длинные края которые по бокам закрывали уши и защищали от ветра.
Русский шерстяной платок
Шерстяной платок исконно женский головной убор, вязанный из шерсти овец, либо коз. Шерсть из которой плели платки была выткана собственноручно, а затем связана мастерицами в особый платочный узор, характерный для определенной местности.
Практичный в своем применении, платок служил не только головным убором, но и пелериной для малыша, а также переноской новорождённого на груди матери. Уникальные свойства шерсти надежно защищали от холода и ветра женщин, которые повязывали его поверх обычных тканых платков. В основном платки были того же цвета, что и шерсть, из которой они связаны, но также могли быть окрашены или отделаны вышивкой из крашеных шерстяных нитей.
Русская народная шуба (шубейка)
Русская народная шуба (шубейка) прерогатива зажиточных барышень из состоятельных семей высшего сословия. Шилась шубейка из парчи, утеплялась ватином и оторачивалась меховым воротником. Самые богатые могли позволить себе и меховую подкладку для шубейки. Обязательно расшивалась пестрыми узорами, в основном цветочными. Шубейка была короткой, до пояса, но богато украшалась, поэтому считалась нарядом для особых случаев.
Валенки русские народные
Валенки русские народные универсальная обувь для как для мужчин, так и для женщин. Изготавливались из валяной шерсти овец, носили валенки в сухие зимние морозы, так как они боятся воды. Изначально валенки могли себе позволить только зажиточное население, но позже, когда валенки стали более распространены, они сменили волойночные сапоги крестьян.
Армяк, епанча и охабень
Верхняя одежда древней Руси
В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».
А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…
Армяк (первоначально «ормяк»)
Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.
Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.
По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.
Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.
Епанча (она же «япанча», «япончица»)
Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.
Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…
Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.
При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.
Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.
Кафтан
Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)
До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.
Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.
Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.
Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.
Однорядка
Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.
Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».
Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.
Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)
Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.
Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.
Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.
Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.
Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.
Ферязь
Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).
«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.
Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.
Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.
Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)
Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.
После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.
Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».
Какую обувь носили зимой до валенок?
Не даром говорят, что, посмотрев на обувь человека, можно узнать его черты характера, материальный достаток и отношение к себе. Сейчас на прилавках многочисленных магазинов можно выбрать пару обуви по душе, разного фасона и материала. Но в чем же ходили наши Предки, у которых не было такого разнообразного выбора. Стоит отметить, что с обувью связано множество крылатых фраз и поговорок.
Шевели поршнями
Думаю, каждый слышал эту фразу и примерно понимает её смысл, означающий ускорить шаг, но откуда, как говорится, растут у неё ноги. Фраза появилась в глубокой древности, когда точно сказать нельзя, а вот возраст появления особой обуви – поршни, датируется X веков и найдены они были в районе Новгорода.
Поршни очень примитивная и довольно распространенная обувь. Изготавливалась она из обычного куска кожи или шкуры маленького животного. Пропустив по краям кожаную полоску, которая плотно стягивала её по краям стопы и дополнительно обвязывалась об голень, можно было регулировать размер. У поршней было несколько разновидностей, некоторые дополнительно укрепляли обувь вставками из кожи в районе носка и подъема, также встречались и украшенные бахромой или вышивкой. Позже их стали делать более долговечными, делая подошву из нескольких слоев. Но не все крестьяне могли себе позволить изготовить поршни и поэтому ходили в более дешевой и доступной обуви – лапти.
Лапотная Русь
Одним из символов Руси являются лапти, стоит отметить, что в других странах такой обуви не было. Для большинства крестьян и не богатых жителей городов, лапти были единственной доступной обувью, так как сапоги из кожи были несбыточной мечтой.
Материал из которого плели обувь встречается на каждом шагу – кора ракиты, вяза, березы, ивы, но самыми популярными были лыковые лапти из липы. Стоит отметить, что стоили они не дорого, но вот процесс плетения был трудоемким. Хорошие мастера плели по 2-3 пары в день, самым тяжелым этапом было сплести запятник, где воедино соединяются все лыки. Даже Петру I, у которого все получалось, не удалось сплести лапти, так как не смог справиться с запятником.
К сожалению лапти были не долговечны и одна пара полностью приходила в негодность за 7-10 дней, даже появилась поговорка: «В дорогу идти – пять пар плести».
Для зимы лапти плелись по-особому. Чтобы они были теплее не редко добавляли второе плетение, чаще всего – пеньковые веревки, сами же лапти плели из семи лык, а летний вариант обычно из пяти. Кроме того, ногу дополнительно утепляли шерстяными подмотками иногда застилали соломой. Крепились они, как и поршни, при помощи кожаных ремешков или конопляных веревок.
Валенки, которые также считаются одним из символов Руси, появились в конце 17 века, а широкое распространение получили в середине 19. Но для обычной крестьянской семьи были не доступны из-за своей цены, поэтому они продолжали ходить в лаптях.
Читайте также:
Хотите знать, какая обувь считается самой отвратительной с точки зрения большинства модников? Несмотря на свою…
Когда на улице повышенная влажность, дождь или снег, нужно быть на чеку и беречь ноги.…