Что носили на голове джентльмены 19 века
Шляпная мода викторианской эпохи
В викторианскую эпоху этикет все еще требовал, чтобы женщины прикрывали свои волосы. Истоки этого закона нужно искать в древних верованиях о том, что женские волосы обладают колдовской силой. Я думаю, вся сила была в том, что распущенные волосы будили в мужчинах эротические желания.
Исключение было для балов – но там сам Бог велел флиртовать и нравиться. Так что прически украшались перьями (так называемые эспри – веера из перьев), венки из цветов, наколки из кружева и лент, гребни и шпильки, фероньерки (бусы для прически, спадающие на лоб).
Основное разделение головных уборов – на чепцы и капоры, и непосредственно шляпы.
В год восшествия Королевы Виктории на престол, в моде были капоры из соломы или шелка и бархата на жесткой основе. Самыми изысканными и дорогими были соломенные шляпки из Ливорно – города в Тоскани, Италия. Также делали капоры на каркасе из тростника и проволоки. Они завязывались лентами под подбородком. Основной отделкой были ленты, небольшое количество перьев или цветов. Особое внимание уделяли отделке с внутренней стороны, которая обрамляла лицо. Это вполне логично, ведь любой порядочный джентльмен будет смотреть в лицо даме, а не пялиться на ее низкое декольте. Также обязательным элементом вплоть до 60х годов был баволе – своеобразная «занавесочка» для задней части шеи – для защиты от солнца и пыли. Форма капоров менялась на протяжении десятилетий. Менялось и сочетание материалов. Соломенные капоры были не только сплошного плетения, но и в виде лент-косичек, которые перемежались такими же косичками из конского волоса (тот саамы кринолин). Использовались обручи из тростника, эластичные щепки косички из дерева. Кстати, в советское время существовала Горьковская артель, которая делала шляпы из стружек.
Но эти шляпы были уличными. Все остальное время дамы носили чепцы. Вставая с постели, они надевали утренний чепец. В полдень чепец менялся вместе с платьем на более нарядный. На прогулку надевались капоры или чепцы для прогулки. Во время визитов дамы украшались популярными в то время тюрбанами или беретами. Если учесть, что за день дама могла переодеваться до 7 раз, сколько же у нее должно было быть головных уборов!
Чепцы могли разрастаться до невиданных размеров. Они украшались лентами, оборками, кружевом, и некоторые напоминали целую клумбу вокруг головы. Женщина, носившая чепец, считалась априори порядочной. Как говорила Элизабет Гаскелл в романе «Крэнфорд»: «Если голова была спрятана под щегольским новым чепцом, наших дам, как и страусов, не заботила судьба их тела». Мода на чепцы держалась довольно долго, но к 1880 годам их носили только старушки и вдовы.
Ранневикторианский период закончился в 1857 году, когда англичанин Чарлз Уорт отправился в Париж дабы основать первый французский дом моды и навсегда изменить историю европейского платья. Этот период ознаменован несколькими ключевыми событиями: изобретением швейной машинки, появлением искусственных красителей и смертью принца-консорта Альберта.
Из-за швейной машинки мода стала меняться все быстрее. А общество, горячо любившее свою королеву, надолго погрузилось в траур. Впрочем, дамы быстро заметили, как привлекательно выглядят в черном и в печали, и научились извлекать из этого выгоду.
До 57 года шляпы считались аксессуаром для прогулок у моря или работы в саду. Но, начиная с этого года, шляпы стали модными среди молодых женщин, и скоро полностью заменили капоры и чепцы – исключая самые формальные случаи. Изначальный фасон – шляпа с довольно плоской тульей и широкими волнистыми полями – как раз шляпа для прогулок у моря.
Летняя соломенная шляпка
В 1960х годах отмечают три основных фасона шляп. Первоначально их носили дети, но женщины любят все милое.
Первый – шляпа с овальной тульей и поднятыми по бокам полями.
Второй – круглая тулья и поля, поднятые сзади.
Третий – шляпка, похожая на колокольчик.
Затем к этим шляпкам присоединились матросская шляпа, шляпка с узкими плоскими полями и высокой тульей, и тирольская шляпа.
В 1860е стали использовать фетр для изготовления женских шляп.
Фасоны и отделка шляп менялись вместе с платьями и прическами. Чем больше становилось платье – тем меньше шляпка и тем больше украшений на ней. К тому же появились парасоли, так что потребность в широких полях отпала. К середине 1860-х годов шляпка была не более чем легкой оболочкой из конского волоса или крепа, высоко на затылке—”уже не шляпки, а бляшки из кружева, отделанные мельчайшими цветами” (Ladies’ Treasury, 1866). К 1870 году шляп как таковых уже не осталось – это скорее были простые украшения для головы из кружев и лент. Они крепились на макушке или сползали на лоб, а держались за счет лент, которые завязывались под пышными высокими шиньонами. В течение десятилетия положение шляпы на голове менялось: она сползала назад, высокая тулья становилась все более низкой. Ближе к концу 70х популярными стали токи с высокой тульей, которые носили высоко на голове.
В 1880е самой популярной была шляпа Гейнсборо – ее можно назвать классической: круглая или овальная тулья, плотно надеваемая на голову, и широкие поля, поднятые с одной стороны. Такая шляпа обильно украшалась лентами и плюмажами из страусиных перьев. Несколько лет была популярна шляпа, похожая на перевернутый цветочный горшок.
Для верховой езды дамы использовали цилиндр, который позаимствовали у мужчин. Для защиты от дорожной пыли на цилиндр крепились шелковые шарфы и вуали. Для занятия спортом с 80х годов использовали канотье из жесткой соломы. С 1887 эту шляпу носили миллионы, а с 1890 она стала неотъемлемым элементом повседневной одежды.
Декор шляп в 80-90 годы стал совершенно неописуем. Во-первых, считалось, что цветы не являются модными, если не выглядят так, будто их только что собрали в саду и небрежно связали. Да что птицы! Модницы украшали шляпки и платья чучелами кошек и обезьян, хотя, как можно судить по отзыву в «Журнале юных леди» (The Young Ladies’ Journal), англичанки хотели откреститься от подобной жестокости: «Чтобы хорошо одеваться, не следует потакать капризам моды и украшать шляпки кошачьими головами, маленькими обезьянками и большими попугаями, как парижские дамы».
Особую любовь англичанки питали к цветам из подручных материалов — ткани, бумаги, воска, раковин, перьев. Интерес к искусственным цветам зародился еще в XVIII столетии, когда замечательная художница Мэри Делани (1700–1788) начала делать бумажные коллажи, которые точь-в-точь напоминали гербарии. Викторианки подхватили дело миссис Делани и довели его до идеала, а может, и до абсурда. Чего стоят хотя бы пышные букеты из перьев, которым придавали форму гвоздик, роз, незабудок! Поскольку смахивать пыль с этих творений было не под силу самой добросовестной горничной, их выставляли под стеклянными колпаками на столиках или каминных полках.
Шляпка для купания
27 правил джентльмена XIX века.
Удивительно, но более чем за 100 лет правила хорошего тона практически не изменились.
Понятие слова «джентльмен» изменялось и развивалось с течением времени, пройдя путь от обозначения представителя высокого сословия до просто хорошо воспитанного, уравновешенного и невозмутимого человека, придерживающегося определенных правил поведения. И, разумеется, главной отличительной чертой джентльмена являлись не одежда и шляпа, а строгая приверженность принципам, так называемому «кодексу джентльмена».
Мы хотим вас познакомить с основными правилами общения для джентльменов, которые впервые опубликованы в 1875 году в A Gentleman’s Guide to Etiquette автора Cecil B. Hartley.
И едва ли не все правила поведения джентльмена применимы и сейчас. Давайте вести себя как воспитанные люди.
1) Верхом невоспитанности есть отвлечение во время разговора на свои часы, трубку или записную книжку. Даже если вы устали и вам скучно, не показывайте этого.
2) Никогда не перебивайте того, кто говорит. Даже простое уточнение неправильной даты может быть невежливым, если вас о том никто не просил. Еще хуже заканчивать за человека его мысль или торопить его любым способом. Дослушайте до конца анекдот или историю, даже уже знакомые вам.
3) Никогда не пытайтесь доказать свою правоту с помощью повышения голоса, высокомерия или уничижительного обращения. Будьте всегда любезным и откровенным, свободным от всякого диктаторства.
4) Никогда, если, разумеется, вас не просили этого сделать, не говорите о вашем собственном бизнесе или профессии в обществе. Вообще поменьше уделяйте внимания своей персоне.
5) Джентльмен, обладающий настоящим интеллектом и культурой, как правило, скромен. Он может чувствовать, находясь в обществе обычных людей, что в интеллектуальном плане он выше тех, кто вокруг него, но он не будет стремиться показать свое превосходство над ними. Он не будет стремиться затрагивать темы, в которых собеседники не обладают соответствующими знаниями. Все, что он говорит, всегда отмечено вежливостью и уважением к чувствам и мнению других.
6) Не менее важно, чем умение хорошо говорить, умение с интересом слушать. Именно оно делает человека отличным собеседником и отличает человека из хорошего общества.
7) Никогда не слушайте разговор двух лиц, который не предназначен для вас. Если они так близко, что вы не можете не слышать их, вы можете соблюдая приличия просто перейти в другое место.
8) Старайтесь говорить, насколько это возможно, кратко и по делу. Избегайте длительных отвлечений и не относящихся к предмету замечаний.
9) Если вы внимаете лести, то вы должны также открыть ворота глупости и чрезмерному самомнению.
10) Даже если вы уверены, что ваш оппонент совершенно не прав, ведите дискуссию спокойно, высказывайте аргументы и контрдоводы не переходя на личности. Если вы видите, что собеседник непреклонен в своем заблуждении, то ловко переведите разговор на другой предмет, оставляя ему возможность сохранить лицо, а вам избежать гнева и раздражения.
11) Имейте, если хотите, стойкие политические убеждения. Но не выпячивайте их при любом случае и, ни в коем случае, не заставляйте других людей соглашаться с вами. Выслушивайте спокойно другие мнения и не встревайте в ожесточенные споры. Пусть ваш собеседник подумает, что вы плохой политик, но не дайте ему повод усомниться, что вы джентльмен.
12) Говоря о своих друзьях, не сравнивайте их друг с другом. Говорите о достоинствах каждого из них, но не пытайтесь усилить достоинства одного за счет противопоставления порокам другого.
13) Избегайте в разговоре любых тем, которые могут травмировать отсутствующих. Джентльмен никогда не будет клеветать или слушать клевету.
14) Даже остроумный человек становится утомительным и невоспитанным, когда он пытается полностью поглотить внимание компании.
15) Избегайте слишком частого употребления цитат и мыслей великих. Как приправа к еде, они могут украсить беседу, но их чрезмерное количество портит блюдо.
16) Избегайте педантизма. Это знак не интеллекта, а глупости.
17) Говорите на родном языке правильно, в то же время не будьте слишком большим сторонником формальной правильности фраз.
18) Никогда не делайте замечания, если другие делают ошибки в своей речи. Обратить внимание словом или другим действием на такие ошибки собеседника является признаком невоспитанности.
19) Если вы специалист или ученый, избегайте использования технических терминов. Это является плохим вкусом, потому что многие их не поймут. Если, однако, вы случайно использовали такое слово или фразу, еще большей ошибкой будет тут же броситься объяснять его значение. Никто не будет благодарить вас за такое подчеркивание их невежества.
20) Никогда не стремитесь играть в компании роль шута, потому что очень быстро вы приобретете славу «смешного человека» для вечеринок. Эта роль недопустима для настоящего джентльмена. Стремитесь к тому, чтобы ваши собеседники смеялись вместе с вами, но не над вами.
21) Избегайте хвастовства. Говорить о своих деньгах, связях, возможностях является очень плохим вкусом. Точно так же нельзя гордиться вашей близостью с выдающимися людьми, даже если оно имеет место быть. Постоянное подчеркивание «мой друг, губернатор Х», или «мой близкий знакомый, президент Y» является напыщенным и недопустимым.
22) Не стремитесь придать своему образу излишнюю глубину и утонченность, презрительно отказываясь от веселых бесед, шуток и развлечений. Старайтесь действовать в соответствии с обществом, в котором вы находитесь, если это не противоречит другим правилам джентльмена.
23) Является совершенно грубым, неприличным и глупым вставка в свою речь цитат, выражений и терминов на иностранном языке.
24) Если вы чувствуете, что начинаете злиться в разговоре, то либо обратитесь к другой теме, либо замолчите. Вы можете произнести в пылу страсти слова, которые вы никогда бы не использовали в спокойном состоянии духа, и за которые вы потом будете горько раскаиваться.
25) «Никогда не говорите о веревке в присутствии человека, родственник которого был повешен» — это хотя и грубоватая, но верная народная пословица. Тщательно избегайте тем, которые могут быть слишком личными для собеседника, не вмешивайтесь в чужие семейные дела. Не стремитесь к обсуждению чужих секретов, но если вам их все же доверили. то рассматривайте это как очень ценный знак и никогда не передавайте свои знания третьему лицу.
26) Хотя путешествия способствуют развитию ума и кругозора джентльмена, все же не стоит при всяком случае вставлять фразы: «когда я был в Париже. », «в Италии этого не носят. » и так далее.
27) Избегайте сплетен. Это и в женщине выглядит отвратительно, но для мужчины это абсолютно подло.
Что носили на голове джентльмены 19 века
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Высокие прически галантного века, что они скрывали
Нам сообщают, что вшей и мышей.
Но как в случае с мифической блохоловкой, не будем верить на слово, а попробуем разобраться.
Из интернета
Волосы дам кишели насекомыми (вшами и блохами) и пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Иногда там даже заводились мыши, привлеченные запахом пшеничной или рисовой муки, из которой готовили пудру
Некоторые модницы вообще спали сидя в креслах. Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»), который надевали даме на голову во время сна или на ночь даже надевали специальный воротник с наживкой внутри, чтобы мыши не поели прическу!
И даже сложно представить, что когда-то модницы носили на головах настоящие прически-дома, в которых заводились мыши, спали сидя, чтобы не повредить красоту, а также держали при себе флакончик с духами, чтобы бороться с молью и вшами — жителями помпезных шедевров из волос.
На эти и многие другие жертвы вынуждены были идти все уважающие себя модницы второй половины 18 столетия. А все благодаря французским гурманам-парикмахерам при дворе короля-повесы Людовика XV.
На изготовление модной прически-дома, которая называлась «куафюр», уходило по несколько часов. А делали ее следующим образом. Волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы, далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали все содержимое шкатулок, шкафов, кухонных полок и гостиных.
Вот такие гадости пишут про модных дам 18го века.
Вшивые, с мышами в прическах, вонючие и вообще бе-бе-бе
Давайте пойдем простым логическим путем.
Начнем с того, что рассмотрим, какие именно носили прически дамы галантного века.
Я разделила их для себя на три вида: 1. Начесы из своих волос, официальное название «Пуф» 2. Вавилоны из своих и накладных и 3. Парики.
Вавилона
Начес делался так: внутрь закреплялась мягкая основа, вокруг поднимались пудреные волосы.
Вавилоны требовали уже большего количества волос, поэтому вовсю использовались разные накладные локоны и букли.
Парики использовались для вот таких монументальных причесок, тк совершенно ясно, что у любой, даже самой густоволосой женщины такого количества волос быть не может.
И сейчас я неожиданно, предлагаю нам перенестись из галантного века в шестидесятые прошлого.
И что мы видим там?
Начесы!
Вавилоны!
Парики!
Ну разве не один в один со стилем заведенным Марией Антуанеттой?
Еще примеры начесов
И париков
Как перекликается старое с очень старым!
Теперь зададимся вопросом, модницы 60х тоже ходили вшивые, с мышами в прическах? Нет, про такое непотребство никто не пишет.
Нам рассказывают, что в 18 веке подобные прически сооружались по 10 часов и более. Сдается мне, что это были сказки для мужей.
Вот видео, где женщина сооружает себе прическу сама, безо всякого парикмахера. Она очень много говорит, если бы она делала это молча, то уложилась бы в 10 минут.
Вот еще одна, только из своих волос.
Вот из своих и накладных.
Думаете Валентина Петренко спит в своем парике?
Между прочим, мода на высокие прически оказалась очень живуча именно у советских женщин. Вспоминаю свою первую учительницу Зою Григорьевну, она носила на голове внушительную такую халу, как я сейчас понимаю из накладных волос.
А как быть с начесами и вавилонами? А так же как в 60 годы, делалась такая прическа, носилась, каждый день расчесывалась и заново собиралась лакировалась-пудрилась.
А в торжественных случаях, когда к мастеру накануне не попасть, делали прическу заранее, и спали аккуратно в косынке, потом расправляли помятое. Но не месяцами, а пару-тройку дней.
Не будем забывать еще такой аспект, как скоротечность моды. Скажите, как посмотрят на гламурную диву в наши времена, если она на три раута подряд придет с одной и той же прической?
Читаем в умной книжке:
«Придумать какую-нибудь новую комбинацию в сфере моды было горячей мечтой многих светских дам, а высшим триумфом для такой дамы было видеть, как придуманная ею новая комбинация нашла такое сочувствие, что входила в моду на несколько недель или по крайней мере дней — дольше не длилась ни одна мода. Мария-Антуанетта каждую неделю совещалась со своим придворным парикмахером, знаменитым Леонаром, «великим Леонаром, тратившим на одну прическу около 19 метров газа и принципиально не пользовавшимся кружевами». И каждую неделю она заставляла его придумывать новые комбинации, которые затем вводила в моду.»
Мода весьма скоротечна, как была тогда, так и сейчас. Хранить прическу месяцами? Чтобы тебя выставили посмешищем?
Теперь, эти треклятые подставки под голову на которых якобы спали. Я искала их как голодный ищет хлеб. Нашла только египетские и японские.
Египтяне как известно брили голову наголо, волосы отдавались в дар богам, а роскошные шевелюры были не более чем париками.
Так что подставки эти скорей для бальзамирования какого нибудь, чтобы ровно голова лежала.
Вместо подставок для сна мне попадались подставки под парики. И именно под женские, ведь не станет же кавалер галантного века водружать свой парик-аллонж на такую подставку?
У них свои подставки были, мужские.
Мужчинам почему-то никаких вшей и мышей не приписывают, как и нет вопросов, что они поголовно носили парики.
Это напоминает историю со средневековым женским нижнем бельём.
До 2008 считалось, что его не было, потом, благодаря одной находке, оказалось, что было.
Женщины носили парики как и мужчины, про Марию Антуанетту, которая и завела моду на высоченные прически не скрываясь пишут, что ей несколько раз состригали волосы.
Таким образом что мы имеем, а имеем мы очередную байку о якобы вшивых дамах. Забавный момент, если в Америке-Европе в 60х годах высокие прически назывались «Бабетта», «Улей», «Кокон», то в Советском Союзе их обозвали «Вшивый домик». Видно, осуждалась мода копируемая из загнивающего зарубежья советскими комсомолками и коммунистками.
Потом, на дамах того времени помимо прически было еще много чего надето.
«Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с неё чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с её седой и плотно остриженной головы. Булавки дождём сыпались около неё. Желтое платье, шитое серебром, упало к её распухшим ногам. Германн был свидетелем отвратительных таинств её туалета; наконец, графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном её старости, она казалась менее ужасна и безобразна.»
Александр Сергеевич Пушкин
Ну, про всякие корсеты-кринолины это отдельная тема.
Но и с прическами галантного века и их воплощением в 60х я не заканчиваю, просто в один пост все не помещается.
Всё дело в шляпе – история появления шляпок
На протяжении нескольких веков женщины и шляпы были неразлучны. Ещё сто лет назад появление дамы в публичном месте без головного убора могло вызвать негодование общественности. Теперь же мода на шляпки постепенно сходит на нет. Всё чаще их можно увидеть на Королевских скачках в Великобритании и на морском побережье. Однако это не повод забывать об одном из самых значимых женских головных уборов. Сегодня я хочу рассказать об истории возникновения шляпок и о том, как они менялись с течением времени.
Первые шляпы в истории
Точно установить, когда появились головные уборы, внешне напоминающие современные шляпы не представляется возможным. Однако в Греции ходит легенда о том, что шляпу людям подарил древнегреческий бог Гермес. Так он хотел защитить людей от солнечных лучей. Эта была самая простая модель – тулья и широкие поля. Позднее эта конструкция стала основой всех видов шляп.
А мексиканцы верят в предание о том, что богиня Сикомеайя спустилась с неба с кучей шляп в руках и раздала их людям. Видов шляп было всего три:
— для тех, кто работает на полях;
— для женщин;
— для заговорщиков.
Средние века – рассвет шляпного искусства
Довольно продолжительное время шляпы для мужчин и женщин были практически одинаковыми. В корне ситуация изменилась. Прообразом современных шляп историки моды считают геннин. Он появился в 14 веке. Каркас этого головного убора изготавливали из плотной бумаги или накрахмаленного полотна. Потом заготовку обтягивали парчой, бархатом или атласом. Историки утверждают, что гиннины которые носили принцесс того времени были до 1 метра высотой. Спереди на него прикрепляли вуаль, которая закрывала лицо. Волосы, которые выбивались из-под головного убора, чаще всего сбривали, оставляя треугольник посередине лба.
В 15-16 веках в моду вошли шляпы из соломы. Ближе к 16 веку женщины стали носить шляпы из фетра. Фасон изделий был перенят у мужчин. В качестве декора средневековые модницы использовали перья, драгоценные камни, ленты, мех. Кстати широкие поля на шляпах появились не случайно. В 16 веке помои выливали на улицу прямо из окон. Чтобы ненароком нечистоты не попали на голову или на лицо и были придуманы широкополые шляпы.
Наряду со шляпами в это же время модницы стали носить на голове персидские тюрбаны. Как правило, они были очень ярких цветов. Декорировали их драгоценными камнями и перьями птиц. Также в 16 веке впервые появляются чепцы, которые в дальнейшем стали прообразом огромного количества моделей шляпок. Изначально их применяли для защиты волос от воды при купании. Благодаря чепцу на свет появились береты, шляпы ток и модели схожие с цилиндрами. Впоследствии они стали прародителями цилиндров.
Шляпы в 17-18 веках
В это время начинается рассвет шляпной моды. В 17 веке Франция становится столицей мод. Король Людовик XIV ввёл в моду высокие широкополые фетровые шляпы. Писком моды считались головные уборы, украшенные лисьим хвостом. Также в это время популярностью стали пользоваться треуголки. В начале 18 века в моде были маленькие круглые шляпки-токи и аккуратные чепцы. Но в середине столетия ситуация коренным способом меняется.
В 18 веке шляпы становятся дополнением к парикам. Именно они и определяли способы ношения головных уборов. Шляпы для удобства носили с очень сильным наклоном вперёд. Шляпы 18 века – это шедевры дизайнерской мысли. Аристократки украшали свои головы цветочными клумбами, кораблями и райскими садами с птицами. Механики разрабатывали механизмы, которые устанавливали внутрь шляпки и они заставляли вращаться цветы и летать птичек которые располагались на ней.
В дополнение ко всему 19 век подарил нам женский вариант цилиндра. От мужской версии он отличался высотой тульи и отделкой.
Век 20 – шляпы и элегантность
20-ый век – время революций. Повсеместно стали бороться с буржуазией, ну и, конечно же, со шляпами. В обиход были введены косынки, но они не очень прижились среди дам. Шляпы очень быстро вернулись на своё законное место. Правда, модели теперь стали более лаконичными, а декоративных элементов стало гораздо меньше.
Одной из самых популярных моделей стала шляпа-клош. Изготавливали их из самых разных материалов. Украшали их платками, перьями, бисером, брошками. Не сдавали свои позиции и соломенные шляпки. Именно в 20-м веке впервые появилась тенденция подбирать под цвет шляпы перчатки, туфли и сумочку.
Во время войны шляпы отдали пальму первенства шалям и платкам. А в послевоенный период очень модными были шляпы тамбурин. Украшали их бантами, вуалетками и атласными лентами.
В шестидесятые годы появились шляпки-таблетки. Моду на них ввела первая леди США – Жаклин Кеннеди.