Что носили короли в средневековье
Одежда Средневековья: что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья
Основные характеристики средневекового костюма
Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.
Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.
Отличия костюмов бедных и богатых
Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.
Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.
Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья
Девушки старались всячески придать себе черты мужской фигуры, поэтому всеми изощренными способами скрывали грудь. Для этого очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.
В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.
Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, на которые указывали зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.
Женский наряд раннего Средневековья
Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.
У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.
Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.
В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.
В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.
Плащи стали подшивать мехом.
Мужская одежда раннего Средневековья
Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.
В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.
Изменения в женском костюме в романский период
В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.
Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.
Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.
Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.
Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.
Костюм рыцаря
Доспехи состояли из мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Кольчугу плели из небольших металлических колец, так что в итоге она напоминала кованую сеть. Она могла иметь вид удлиненной рубахи или обтягивающей туники.
Руки защищали кольчужные рукава и перчатки или рукавицы. На ногах были кольчужные штаны — шоссы.
Ремесленники научились ковать шлемы из металла. Сверху на шлем рыцари надевали капюшон кальчуги, благодаря чему воин оказывался защищен от макушки до пят.
Мода Средневековья: готический период
Особенности одежды в готический период:
Женский готический костюм
Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».
Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.
Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.
Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.
Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.
Разновидности платьев готического периода
Головные уборы
Мужской костюм в период готики
Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.
Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.
В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.
Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.
Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.
Тунику-котт, сэр? или Как одевались средневековые мужчины
Как я уже говорила, Средневековье является неповторимым временным периодом, со своими особенностями, отличными от особенностей иных эпох. Одной из таких особенностей является средневековая одежда. Ранее я уже рассказывала о том, как одевались богатые жительницы Средних веков:
а теперь пришло время рассказать и о том, во что были одеты средневековые мужчины. По сути, мужской костюм был не менее запутанным и не менее неудобным.
Раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.)
Как и женщины, мужчины в этот период носили две туники: нижнюю, камизу, и верхнюю, котту. Камиза традиционно шилась из более простых материалов и имела более длинные рукава, чем котта. Туника обязательно подпоясывалась, и изначально была длиной приблизительно до колена. Ближе к X веку у знати туники удлинились, одежды короля достигали пола, а короткие туники продолжали носить крестьяне и молодые мужчины.
Мужчины Средневековья, в отличие от тех, кто жил в Античные времена, обязательно носили штаны. Они имели разный вид, но факт их наличия оставался неизменным. Говоря о высших слоях общества, эти штаны обычно были узкими.
В Ранний период Средних веков в качестве верхней одежды обычно использовались короткие плащи, которые застегивались фибулой на плече. Эта традиция осталась ещё с римских времён, так как римляне пользовались подобными же плащами. Фибулы изготовлялись фактически везде, по виду заметно отличаясь друг от друга в зависимости от места изготовления.
В самый ранний период Средневековья были распространены сапоги из мягкой кожи, часто – цветной, с короткими голенищами. В эпоху Каролингов франки носили чулки, кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями.
Прически этого периода особыми изысками не отличались, и были очень просты. Единственным, хоть и весьма сомнительным украшением являлась чёлка, которая была почти у всех. Бород, конечно, никто не отменял.
Классическое Средневековье (середина XI – XIII вв.)
Начались Крестовые походы, которые во многом дали толчок к дальнейшему развитию моды.
В XII или XIII веке появилась первая обувь с острыми носами, хотя своего апогея эта мода достигла несколько позже. В период своего расцвета длина этого носа, также как и длина дамского шлейфа, весьма просто могла рассказать о том, кем являлся её обладатель и какое место занимал в социальной иерархии. Утверждается, что эти носы по нескольким причинам стали камнем преткновения в отношениях многих с Церковью, ведь, для примера, в обуви с подобными носами было неудобно становиться на колени для молитвы.
Позднее Средневековье (XIV – XV вв.)
В этот период как мужская, так и женская одежда приблизилась к тому состоянию, в котором она будет пребывать в эпоху Возрождения. Более того, когда во Франции ещё гремела Столетняя война, в Италии уже появились первые признаки этого Возрождения.
XIV век был важным в отношении одежды. За эти сто лет также вошла в употребление верхняя утеплённая одежда с рукавами, куда более узкие штаны, чем раньше, даже более похожие на чулки. Кроме того, к концу этого века пошла на спад мода на невероятные носа обуви. Как я уже рассказывала ранее, в заметке о женской одежде, всё в том же XIV веке появились, во-первых, распашные одежды, а во-вторых – новые виды покроя, которые, с самыми минимальными изменениями дошли до наших дней. К середине того века мужчины перестали носить тунику-котту, заменив её либо на узкий, подчёркивающий талию жакет, либо на короткую куртку с узкими рукавами (пурпуэн), в некоторых случаях также имевшую декоративные рукава. Приблизительно тогда же стали модны кафтаны, видов которых было несколько. Мужчины, как и женщины, носили нарамники, которые только немного отличались по виду.
Исчезновение туник стало одним из «звоночков», которые были первыми признаками наступающего Нового времени, когда о верхних туниках забудут окончательно и бесповоротно. В принципе, одежды последних столетий Средневековья подчёркивали изящество и ловкость их обладателей, и как-то вытягивали фигуру, в том числе и за счёт вышеупомянутых штанов-чулок.
Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.
Мужской и женский средневековые костюмы (по книге М. Пастуро «Повседневная жизнь Франции и Англии…»)
Отрывок (с сокращениями) из книги Мишеля Пастуро «Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола». Последнее издание на русском языке: Пастуро, М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола / Мишель Пастуро ; [ред., коммент. и послесл. Т. Д. Сергеевой ; пер. с фр. М. О. Гончар ; вступ. ст. А. П. Левандовского]. – М. : Мол. гвардия : Классик, 2001. – 240 с. – (Живая история. Повседневная жизнь человечества). Статья проиллюстрирована кадрами из различных фильмов.
Мужской костюм
Утром сеньор последовательно надевал брэ ( Брэ (braies, англ., фр.) — короткие штаны в эпоху Средневековья (Примеч. пер.)), рубашку, шоссы ( Шоссы (chosses, фр.) — длинные, плотно облегающие ноги разъемные штаны-чулки, используемые в XI—XV веках (Примеч. пер.)), туфли, пелиссон и блио. Если он собирался уезжать, то к этому добавлялись плащ, головной убор и сапоги. Отправляясь на войну, поверх обычной одежды он облачался в военное снаряжение.
Длинные брэ. Миниатюра из Библии Моргана. Folio 18r. Pierpont Morgan Library, New York, Ms M. 638. 1240-е гг.
Брэ — единственная исключительно мужская деталь костюма. Они представляли собой штаны из тонкого полотна длиной до лодыжек, штанины могли быть прямыми, с напуском или присборенными. Древний обычай красить их в красный цвет исчез в течение XII века с появлением моды на шелковые и кожаные брэ. За исключением кожаных, они были непременно белыми даже у тех, кто носил брэ из тонкого льняного полотна. Брэ затягивались на талии кожаным или тканым поясом, к которому привязывали кошелек и ключи и иногда прикрепляли подвязки, державшие шоссы. Впрочем, чаще они держались за счет другого вида подвязок — круглых, прикреплявшихся к специальному поясу. Шоссы чем-то напоминали мягкие чулки до середины бедра, плотно обтягивавшие ногу. Их вязали из шерсти, шили из ткани, даже из шелка, обычно темного цвета (коричневого, карминного, зеленого), исключение составляли выходные шоссы с горизонтальными полосками из разноцветных лент.
Рубашка представляла из себя глухую нижнюю тунику с двумя разрезами внизу — спереди и сзади, закрывавшую брэ и шоссы до середины икры, обычно она была белая или некрашеная; ее длинные рукава стягивались на запястье. Ее шили из саржи для крестьян, из грубой ткани (так называемая власяница) — для монахов, желавших принести покаяние, из тонкого льняного полотна или шелка — для рыцарского сословия. Самые нарядные рубашки украшали гофрированной манишкой и вышивкой на вороте и обшлагах, то есть там, где они выглядывали из-под блио. В XIII веке широкое распространение получила льняная рубашка, став короче и более облегающей. Обычно на ночь ее снимали и меняли через одну-две недели. Зимой между рубашкой и блио надевали что-то вроде длинного жилета без рукавов: пелиссон из меха, вшитого между двумя слоями ткани. Он считался роскошной одеждой, теплой и удобной. Пелиссон украшали лентами, шитыми золотом и серебром, а также мехом у горловины и проймы, что придавало ему весьма элегантный вид и позволяло появляться в нем вечером в неофициальной обстановке.
Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)
Блио — одежда в высшей степени благородная — это шерстяное или шелковое платье с глубоким вырезом, одевавшееся через голову, с полудлинными и очень объемными рукавами, с широкой юбкой в складку с разрезами спереди и сзади, спадавшей до пят. Его подвязывали поясом, позволявшим делать напуск, как у блузы. К концу правления Филиппа Августа блио постепенно заменило котт — шерстяное платье, несколько короче, более облегающего силуэта, с длинными и узкими рукавами. На выход поверх котт надевали сюрко, платье того же покроя, но без рукавов и длиной до колена. Его шили из роскошных тканей (парчи, муслина, пэль) яркого цвета, контрастного с цветом котт.
Плащ, как и блио, также считался одеждой для дворян. Он мог быть разной формы, но чаще шили круглый из подбитого мехом сукна, полудлинный, без рукавов и с разрезом на боку; на плече он застегивался пряжкой или завязывался шнурами. Плащ нередко украшали вышивкой и бахромой. Во время путешествия или дождя его заменял шап ( Шап (chape, фр. — плащ с рукавами и капюшоном (Примеч. пер.)) — просторная закрытая накидка (из невымоченной шерсти) с капюшоном, надевавшаяся как шазюбль ( Шазюбль (chasuble, фр.) — ритуальная (литургическая) одежда католических священников в XI—XV веках (Примеч. пер.)).
Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)
Всевозможную обувь, в принципе, можно разделить на две категории: туфли и башмаки. Туфли делали из кожи или ткани, по форме они напоминали современные мягкие туфли; их надевали только дома или в сапоги. Башмаки из толстой испанской кожи похожи на наши лыжные ботинки; они плотно обхватывали лодыжку и застегивались при помощи множества пряжек и шнурков. Однако рыцари предпочитали краги, высокие непромокаемые сапоги из мягкой кожи красного или черного цвета. К тому же мужчины придавали особое значение изяществу собственных ног. Именно в этом отношении мода той эпохи наиболее необычна и капризна, ведь красивыми считались маленькие ноги. Поэтому обувь делалась узкой, без каблуков, но с роскошными украшениями (яркие цвета, вышивка, мозаичная кожа) и аксессуарами (тесьма, пуговицы, язычки, ленточки).
Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)
Головные уборы также поражают своим многообразием. Прежде всего каль ( Каль (cale, фр.) — первоначально плотно облегавшая голову шапочка, подшлемник. В XIII—XIV веках — мужской и женский домашний головной убор типа чепчика. При выходе на улицу поверх него надевали другие теплые головные уборы. (Примеч. пер.)) — небольшая шерстяная или полотняная шапочка, вроде современной купальной, ее носили только дома. Зимой сверху надевали большой мягкий колпак конической формы со сложенным концом или квадратный с ушками. Летом вместо него носили калотт ( Калотт (calotte, фр.) — маленькая шапочка, сшитая из нескольких кусочков ткани, плотно облех ающая верхнюю часть головы. Калотт имела сферическую, полусферическую и остроугольную форму. В Европе появилась в эпоху Каролингов. (Примеч. пер.)), сшитую из хлопка и напоминавшую берет или фетровую шляпу с широкими отогнутыми полями. В праздничные дни голову обвязывали шапелью, широкой повязкой из дорогой ткани, украшенной золотом и серебром, жемчужинами, цветами или павлиньими перьями.
Наконец, костюм завершали перчатки, бывшие тогда в большом ходу у всех сословий. Рыцари носили шерстяные, кожаные или меховые перчатки. Они плотно обтягивали кисть руки, становились свободнее у запястья и закрывали большую часть предплечья. Нередко перчатки дарили; к тому же они имели и символическое значение: передать перчатку сеньору означало клятву в верности, бросить ее — вызов; и, как сегодня, перчатки снимали перед тем, как войти в церковь или пожать руку. Ремесленники надевали рукавицы из толстой шерсти, крестьяне, как и охотники, — из кожи, чтобы, например, вырывать колючий кустарник.
Женский костюм
Большинство элементов женского костюма ни по своему назначению, ни по покрою не отличалось от того, что носили мужчины. Однако здесь царило еще большее изобилие тканей и расцветок, а также узоров и аксессуаров.
Кадр из костюмированного фильма Дзеффирелли «Гамлет» (Hamlet), 1990 г.
Впрочем, брэ женщины не носили, зато они ловко умели использовать кисейное покрывало в качестве корсета. Сверху они надевали присборенную рубашку, спускавшуюся до лодыжек. Из полотняной ткани или из шелкового крепа, дамская рубашка была обязательно ослепительно белая и так же, как мужская, вышита по горловине, рукавам и по внутреннему краю частей, выступавших из платья или блио. Оставаясь после совершения туалета в своей комнате, женщины надевали своеобразный пеньюар, более просторный, чем рубашка, но тоже из тонкого белого полотна. Зимой к нему добавлялся пелиссон из горностая, похожий на мужской, но длиннее и богаче отделанный.
Роль верхней одежды выполняло блио. Различали два вида: обычное блио — простая туника до середины икры, и сложное, появившееся в 1180 году и состоявшее из лифа, широкой ленты, акцентировавшей талию, и длинной юбки с разрезами по бокам. Оно подчеркивало фигуру, плотно облегая грудь, живот и бедра. В любом случае горловина оставалась широкой, рукава — длинными и расширяющимися от локтя. В отношении рукавов мода проявляла наибольшее непостоянство. В 1185—1190 годах их низ походил на воронку и волочился чуть ли не по полу, зато в начале XII века, наоборот, основание рукава сжимает предплечье, стягивая его шнурками и даже дополнительным швом.
Леди Ровена из фильма Ivanhoe (1997).
Самым красивым считалось блио из ткани пэль или из парчи, с гофрированным лифом, юбкой в складку, отделанное золотом, серебром и вышивкой, причем лучшие узоры для вышивки привозились из Англии или с Кипра. Иногда блио заменяли платья из муслина или камлота, более просторные, со шлейфом (между прочим, шлейф церковь считала вещью недопустимой и бесстыдной), более изысканных покроев и лучше подчеркивавшие фигуру. Как котт у мужчин, платья и сюрко постепенно вытеснили блио и окончательно закрепились во время правления Людовика Святого. Но, что бы ни надевала женщина: платье или блио, непременным аксессуаром оставался очень длинный пояс — плетеный кожаный ремешок, витой шелковый или льняной шнур. Придавая изящество костюму, его искусно завязывали: первый оборот вокруг талии с узлом на пояснице, второй — на высоте бедер с узлом над нижней частью живота, а концы пояса обязательно должны были получиться одной длины и волочиться чуть ли не по земле.
Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)
Дамские шоссы отличались от мужских лишь тем, что всегда держались на обычных подвязках по причине отсутствия специального пояса. Туфли носили и высокие, и низкие, и закрытые, и с разрезом, и с язычком, и без него, из кожи, фетра, сукна, подбитые мехом, но всегда на невысоком каблуке, ведь модными считались крошечные ножки и плавная, тщательно отработанная походка.
Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)
Женским плащом называлась полукруглая накидка, застегивающаяся не на плече, как у мужчин, а на груди при помощи различных застежек и шнурков; их отделке уделяли особое внимание. Плащ оценивали по качеству panne, то есть его мехового подбоя, и застежек. Более тонкую и мягкую одежду застегивали булавками, похожими на современные, но больших размеров, или на пуговицы. Пуговицы получили особое распространение в конце XII века, они были парными и продевались сразу в две петли. Пуговицы изготовляли из кожи, ткани, кости, рога, слоновой кости, металла, как объемными, так и плоскими.
Кадр из костюмированного сериала BBC «Пустая корона» (The Hollow Crown)
Женщины носили очень длинные волосы, но сама прическа с возрастом изменялась. Молодые девушки и женщины разделяли волосы на пробор и, заплетая две косы, перекидывали их вперед. Причем косы, если верить имеющимся иллюстрациям, часто доходили до колен 5, их иногда дополнительно удлиняли подвесками на концах. Тем, кого природа не наделила красивыми косами, скрыть недостаточную длину волос помогали ловко прикрепленные накладки. После 1200 года мода на длинные волосы почти исчезла, уступив место моде на более короткие, собранные обручем волосы, свободно ниспадавшие на плечи. Перед тем как выйти из дома или войти в церковь, голову покрывали накидкой из кисеи, льна или шелка. Женщины постарше собирали волосы в большой пучок (при необходимости искусственно увеличиваемый), надевали кувр-шеф ( К у в р — ш е ф (couvre-chef, фр.) — тонкая белая вуаль на аристократических головных женских уборах в эпоху Средневековья и Проторенессанса. Черная кувр-шеф покрывала головы вдов. В настоящее время во Франции так называется любой головной убор (Примеч. пер.)), напоминавший шарф, и завязывали его двойным узлом под подбородком. Вдовы и монахини носили апостольник — головной убор из легкой ткани, полностью скрывавший волосы, виски, плечи и даже верхнюю часть груди.