Что носили казачки на голове

Кичка казачки, какая она?

Одежда наших предков является не просто показателем моды прошлых времен, но и отражением их верований и обрядов. Головной убор был основным индикатором статуса женщины и соответствовал определенному периоду ее жизни.

Основным атрибутом девичества раньше считалась прическа из одной косы. Она спускалась на спину, а в конце украшалась косником, махром или лопасником. Головной убор девушек всегда оставлял косу открытой. В переворотный момент жизни девушки – в день ее свадьбы совершался важный обряд повивания молодой. Он заключался в распускании девичьей косы и сменой ее на женскую прическу из двух кос, поверх которой одевался головной убор замужней казачки. Этот обряд символизировал «смерти девичьей души» и рождение ее в качестве замужней женщины. В каждой местности в этом процессе участвовали самобытные праздничные головные уборы, выглядевшие часто замысловато и эпатажно для взгляда современного человека. Донским казачкам для повивания служила кичка, но и она для верхнего, среднего и нижнего Дона имела свой самобытный вариант.

Что носили казачки на голове

К сожалению, казачья кичка настолько архаичный головной убор, что подлинных ее экземпляров не сохранилось и о бытовании этого головного убора свидетельствуют лишь старинные описания, сделанные ещё в 18-19 веках.

В целом кичка являлась частью праздничного костюма казачки, она дорого украшалась камнями, жемчугом, вышивалась золотом и серебром, увешивалась металлическими деталями. От такого обилия украшений ее вес мог составлять несколько килограмм, что было достаточно тяжело, да и дорого для многих женщин. Очевидно, это стало одной из причин исчезновения из употребления кички и приходу более простых и легких головных уборов.

Кичка лопатообразная.

Лопатообразная кичка описана А. Ригельманом как часть праздничного костюма женщин нижней части Дона: «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, а поверх оных высокие кички с сороками, наподобие стоячей большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и щелками в узор, а иные унизаны дорогими каменьями и жемчугом, с накрытым белым тонким салником, то есть кисейною или флеровою фатою». [1]

Что носили казачки на голове

Иллюстрация Шель к книге Ригельман А. И. «История или повествование о донских казаках». 1846

К книге А. Ригельмана приложено одно изображение богатой казачки в праздничном наряде, голова которой увенчана описанным головным убором. Часто эту кичку путают с повойником с других иллюстраций этой серии, однако, не смотря на кажущуюся, на первый взгляд, схожесть этих головных уборов, между ними имеется ряд принципиальных отличий:

Кичка надевалась поверх повязки с чикиликами и накрывалась сверху легким платком или фатой, именуемым «салником».Повойник подвязывался платком у основания и, таким образом, держался на голове женщины.
Лопатообразная кичка имела отчетливо треугольную форму и своим обликом несколько напоминала тиару.Повойник слегка сужался к верху и был похож на гренадерскую шапку. [2].
Кичка была только праздничным головным убором.Повойник в первую очередь является повседневным головным убором женщин того времени и в качестве праздничного головного убора использовался теми казачками, которые не могли себе позволить надевать дорогую кичку.

Рогатая кичка

Рогатые головные уборы известны всем восточным славянам, и носили их исключительно только замужние женщины и никогда девицы. Рогатые кички носили казачки средней и верхней части Дона, а также сохранены некрасовскими казачками в период эмиграции. Формы кичек и их декор также существенно отличались в зависимости от местности:

Кички с высокими рогами описаны С.Г. Гмелиным [3] и Е. Кательниковым [4]. Бытовали кички такого типа в ст. В-Кумоярской и ее окрестностях (средний Дон). Представляли собой сложный головной убор, состоящий из шапочки с рогами (кички), сороки, позатыльника, и покрывалась сырцовым сальником. В районе лба на кичке был круг, называемый «прямок».[4]

Что носили казачки на голове

«Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице»// Донские Ведомости, 1860,№12-16; в «Чтениях Моск. Общ. Истор. Древ.»

В словаре донского говора А.В. Миртова головной убор, соответствующий кичке называн «волосником»: «- головной убор Донских казачек в старину, очень пышное головное украшение в образе сетки, убранной жемчугом с высокими и широкими рогами /до 25-30 смтр.» [5]

Аналогичная рогатая кичка была сохранена некрасовскими казачками, проживавшими на берегу о. Майнос в Турции. Сейчас эти кички хранятся в музеях Ростовской области и периодически выставляются в экспозиции.

«… наряд был поистине оригинален: на голове высокая “кичка” о двух рогах золотной парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов, волоса надо лбом и на висках подвиты; с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек с разнообразными подвесками; […] наряд, о сходстве которого с древнерусским мы судить не беремся, но никакому сомнению подлежать, кажется, не может, что этот наряд остался неизменным со времен ухода некрасовцев с Дона.». [6]

Что носили казачки на голове

Кичка состояла из трех частей: рогов, сороки, и позатыльника. «Рогами» называли полотняную шапочку с рогами из твердого материала, крепилась на голове такая шапочка тесемками. Затем сзади привязывали увешанный сплошь монетами позатыльник. Сверху на рога надевали сороку, вышитую по кругу жемчугом, каменьями золотыми и серебряными нитками. По окружности к кичке пришивались монетки (обнизка), а в районе висков кисточки из цепочек с подвесками, называемые кутазики. Завершал головной убор платок из тонкого прозрачного шелка, накидываемый сверху на рога. [7]

Рогатую кичку некрасовская казачка впервые надевала в день своей свадьбы и носила по праздникам вплоть до рождения первенца, это говорит о том, что отражала она в первую очередь детородный период в жизни женщины и символизировала материнство и продолжение рода. Кроме того, кичка служила знаком этноконфессиональной принадлежности казачек в иноэтничной и иноконфессиональной стране и, возможно, поэтому так долго сохранилась.

Что носили казачки на голове

В станицах верхнего Дона носили кички с невысокими рожками. А. Ригельман в 18 веке описывал: «У простых и небогатых в верховых станицах жены носят с двумя рожками посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумажной пряжей». В отличие от праздничной кички некрасовских казачек и казачек среднего дона, на верхнем Дону, судя по иллюстрации работающей женщины к книге А. Ригельмана [1], и рисункам экспедиции И. А. Гюльденштедта в 1770—1773 гг. [8], кички были, в том числе, и повседневным головным убором. Украшения таких кичек были не столь обильными, как описанные выше, и ограничивались разве что вышивкой.

Подводя итог, можно сказать, что рогатая кичка символизирует в себе женское предназначение, материнство и начало новой жизни. Именно поэтому я выбрала такую кичку для логотипа своего бренда «Меланья» как отражение архаичного представление наших предков о женственности и продолжении рода.


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Источник

Что носили донские казачки: стереотипы и реальность

Что носили казачки на голове

Эта статья мало удивит заядлых реконструкторов и специалистов по казачьей одежде, но большинству многая информация будет к удивлению. К сожалению, область народного костюма полна разного рода мифов и стереотипов. Я часто встречаю такие заявления как «казачки никогда не носили шаровар», «все казачки одеваются одинаково», «одежда казачки — это парочка». Большинство представляет себе костюм казачки как кофту с юбкой в кондитерском или флористическом стиле.

По своим наблюдениям я составила топ 10 стереотипов об одежде казачек:

1. Костюм казачки — это приталенная кофта с баской и юбка.

2. У казачек не было традиционной одежды, они надевали одежду той местности, откуда их украли.

3. До парочек казачки носили одежду турчанок.

4. Казачки никогда не носили шаровар.

5. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки.

6. Казачки носили кафтан — казакин или чапан, а на голове тюрбан.

7. Все казачки одевались одинаково. (Все казачки носили кубелек / парочку.)

8. Головной убор казачки — шлычка.

9. Казачки носили кофты «казачок», полусапожки «казаки», а в холода «казакин».

10. Казачки одевались как казаки — в чекмени, гимнастерки и папахи.

Действительность, конечно же, далека от буйной фантазии авторов таких костюмов. И даже привычная всем парочка казачки — это всего лишь городская мода, в которой щеголяли женщины по всей России. И, конечно же, казачки не называли свою одежду казакинами, казаками и казачками. Действительно народный казачий костюм был совсем иным и индивидуальным для каждой местности, где жили казачки.

Что носили казачки на голове

В исторических и этнографических документах донских казаков принято разделять на низовых и верховых, что обусловлено разностью образа жизни и занятий: казаки низовых станиц были склонны к легким видам промыслов, а верховцы занимались тяжелым изнурительным трудом, что сказалось и на характерах, быте и культуре одежды. Низовцы одевались изысканнее и щеголеватее верховцев, для которых свойственны практичность и сдержанность.

Казачки нижнего Дона

«. В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Что носили казачки на голове

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели.

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

Что носили казачки на голове

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

Казачки верхнего Дона

Костюм верховых казачек более схож с южнорусской одеждой. Они носили «с двумя рожками посредственные и малые кички, с сороками, шитыми шелками и красною бумажною пряжею, так точно как в Русии деревенские бабы, и также в панёвах и в мужниных кафтанах, лаптях, портнях и сапогах, а летом босиком».

В начале 19 века распространенной одеждой женщин на Верхнем Дону в верховьях реки Бузулука являются сукман и сарафаны с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, соединявшимися на спине.

Сукман по своей природе является родом туники с короткими узкими рукавами; спереди от ворота короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый пазька, обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли создает цветной шнур по одному из краев пазуки. Ленты и пуговицы бывали иногда и «скрозные до подла». Вдоль подола сукман украшали широкой шелковой лентой, обычно красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным гърусском, — род тесьмы, плетеной, особым образом на пальцах или на «рашках» (ст. Сергиевская — деревянная рогулька). Подпоясывался сукман широким плетеным шерстяным кушаком, обычно красного или синего цвета. Девушки же до венца ходили в одних длинных рубахах.

Что носили казачки на голове

Важной частью верхнедонского женского костюмного комплекса является запонили завеска.

Завеска — это женский передник (фартук) без нагрудника. «Завеска — хвартук биз нагруднай части» (ст. Манычская).

За´пон (или запо´н) — род короткого фартука из холста с пришитой небольшой грудинкой и небольшими сборками по шву на талии. Завязывался запон тесемками вокруг талии узлом впереди и вокруг шеи. Запоны были праздничные и расхожие (будничные). Праздничные украшались ткаными узорами — переткаными запонинами («весь чиста ф перетыках»). Подол запонана ½ вершка обшивался синей китайкой или кумачом. Будничный запон был белым, а по низу украшен узорами или менее широкой полосой.

В старину в общем употреблении верховых казаков были лапти и кожаные поршни; ноги обертывались онучами, которые упутывали ремешками или веревкой.

Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, носимые на шерстяных чулках как казачками, так и казаками. Грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые казачки носили без подвязок, особым щегольством считались толстые складки на узкой части ноги над щиколоткой. Назывались чулки карпетками или чулапками.

На волосы замужние казачки одевали шлычку — особого кроя колпачок, который удерживал прическу под головным убором, а поверх нее разного рода платки: колотовочку, казимирку, зануздалку. Помимо упомянутой выше кички с малыми рожками, верховые казачки носили кички с плоским верхом невысоким околышем высотой с вершок. И если кичка с малыми рожками изображена на казачках, занятых полевыми работами, кичка с плоским верхом была праздничной, поскольку шилась из дорогой ткани и украшалась золотным шитьем.

Отдельно следует выделить костюм казачек Верхне-Курмоярской, Есауловской и других станиц Второго Донского округа Области Войска Донского, располагавшихся чуть выше Цимлянской (средний Дон). Несмотря на то, что эти станицы относят к верховым, культура народного костюма этих станиц похожа на нечто среднее между вышеописанными комплексами одежды казачек и нижнего и верхнего Дона.

Как и низовые, серединные казачки носили кубелеки с вислыми пуговицами и татаурами, однако кичка замужних казачек заслуживает отдельного внимания, поскольку они были с высокими рогами. На кичку надевали сороку, высаженную япраками. В районе лба — круг, называемый прямок, вокруг лба до ушей «рогатые висюльки», а с тыла — подзатыльник, вышитый золотом или серебром. К кичке цеплялись нитки, унизанные разноцветным бисером с серебрянными копейками на конце. На висках висят такие же нитки, называемые чикилики. Кичка накрывается сырцовым сальником, свисающим с рог по спине ниже пояса.

Что носили казачки на голове

Девушки этой станицы повязывали по лбу широкую ленту, называвшуюся повязкою, которая была «вдвое или втрое раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою наподобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого, украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.» (Гмелин Самуил Готлиб. 1768-1769).

В итоге хочу сказать, что «в полную голову стереотипов тяжело вложить новые мысли», однако надеюсь, что мне удалось дать вам что-то новое. 😉

Автор — Алена Яблокова.

Иллюстрации из электронной книги «Казачья старина», авторы — Е.Малкина, А. Яблокова. 2016 г.

1. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Издание Областного Правления войска Донского. Новочеркасск, 1891 г.

2. В.Броневский «История Донского войска. Описание Донской земли», 1834 год.

3. Е.Кательников «Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Кумоярской станице. 31.12.1818 г.», изданной в 1886 году.

4. А.И. Ригельман. История о донских казаках, 1846 год.

5. Н.Яковлев «Материалы по одежде донских казаков».

6. А.И. Яблокова. «О природе одежды некрасовских казачек на основе сопоставления с костюмным комплексом донских казачек» XVIII века. // «Дикое поле».

Источник

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность

Что носили казачки на голове

Эта статья мало удивит заядлых реконструкторов и специалистов по казачьей одежде, но большинству многая информация будет к удивлению. К сожалению, область народного костюма полна разного рода мифов и стереотипов. Я часто встречаю такие заявления как «казачки никогда не носили шаровар», «все казачки одеваются одинаково», «одежда казачки — это парочка». Большинство представляет себе костюм казачки как кофту с юбкой в кондитерском или флористическом стиле.

По своим наблюдениям я составила топ 10 стереотипов об одежде казачек:

1. Костюм казачки — это приталенная кофта с баской и юбка.

2. У казачек не было традиционной одежды, они надевали одежду той местности, откуда их украли.

3. До парочек казачки носили одежду турчанок.

4. Казачки никогда не носили шаровар.

5. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки.

6. Казачки носили кафтан — казакин или чапан, а на голове тюрбан.

7. Все казачки одевались одинаково. (Все казачки носили кубелек / парочку.)

8. Головной убор казачки — шлычка.

9. Казачки носили кофты «казачок», полусапожки «казаки», а в холода «казакин».

10. Казачки одевались как казаки — в чекмени, гимнастерки и папахи.

Действительность, конечно же, далека от буйной фантазии авторов таких костюмов. И даже привычная всем парочка казачки — это всего лишь городская мода, в которой щеголяли женщины по всей России. И, конечно же, казачки не называли свою одежду казакинами, казаками и казачками. Действительно народный казачий костюм был совсем иным и индивидуальным для каждой местности, где жили казачки.

Что носили казачки на голове

В исторических и этнографических документах донских казаков принято разделять на низовых и верховых, что обусловлено разностью образа жизни и занятий: казаки низовых станиц были склонны к легким видам промыслов, а верховцы занимались тяжелым изнурительным трудом, что сказалось и на характерах, быте и культуре одежды. Низовцы одевались изысканнее и щеголеватее верховцев, для которых свойственны практичность и сдержанность.

Казачки нижнего Дона.

«. В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Что носили казачки на голове

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели.

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

Что носили казачки на голове

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

Казачки верхнего Дона.

Костюм верховых казачек более схож с южнорусской одеждой. Они носили «с двумя рожками посредственные и малые кички, с сороками, шитыми шелками и красною бумажною пряжею, так точно как в Русии деревенские бабы, и также в панёвах и в мужниных кафтанах, лаптях, портнях и сапогах, а летом босиком».

В начале 19 века распространенной одеждой женщин на Верхнем Дону в верховьях реки Бузулука являются сукман и сарафаны с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, соединявшимися на спине.

Сукман по своей природе является родом туники с короткими узкими рукавами; спереди от ворота короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый пазька, обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли создает цветной шнур по одному из краев пазуки. Ленты и пуговицы бывали иногда и «скрозные до подла». Вдоль подола сукман украшали широкой шелковой лентой, обычно красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным гърусском, — род тесьмы, плетеной, особым образом на пальцах или на «рашках» (ст. Сергиевская — деревянная рогулька). Подпоясывался сукман широким плетеным шерстяным кушаком, обычно красного или синего цвета. Девушки же до венца ходили в одних длинных рубахах.

Что носили казачки на голове

Важной частью верхнедонского женского костюмного комплекса является запонили завеска.

Завеска — это женский передник (фартук) без нагрудника. «Завескахвартук биз нагруднай части» (ст. Манычская).

За´пон (или запо´н) — род короткого фартука из холста с пришитой небольшой грудинкой и небольшими сборками по шву на талии. Завязывался запон тесемками вокруг талии узлом впереди и вокруг шеи. Запоны были праздничные и расхожие (будничные). Праздничные украшались ткаными узорами — переткаными запонинамивесь чиста ф перетыках»). Подол запонана ½ вершка обшивался синей китайкой или кумачом. Будничный запон был белым, а по низу украшен узорами или менее широкой полосой.

В старину в общем употреблении верховых казаков были лапти и кожаные поршни; ноги обертывались онучами, которые упутывали ремешками или веревкой.

Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, носимые на шерстяных чулках как казачками, так и казаками. Грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые казачки носили без подвязок, особым щегольством считались толстые складки на узкой части ноги над щиколоткой. Назывались чулки карпетками или чулапками.

На волосы замужние казачки одевали шлычку — особого кроя колпачок, который удерживал прическу под головным убором, а поверх нее разного рода платки: колотовочку, казимирку, зануздалку. Помимо упомянутой выше кички с малыми рожками, верховые казачки носили кички с плоским верхом невысоким околышем высотой с вершок. И если кичка с малыми рожками изображена на казачках, занятых полевыми работами, кичка с плоским верхом была праздничной, поскольку шилась из дорогой ткани и украшалась золотным шитьем.

Отдельно следует выделить костюм казачек Верхне-Курмоярской, Есауловской и других станиц Второго Донского округа Области Войска Донского, располагавшихся чуть выше Цимлянской (средний Дон). Несмотря на то, что эти станицы относят к верховым, культура народного костюма этих станиц похожа на нечто среднее между вышеописанными комплексами одежды казачек и нижнего и верхнего Дона.

Как и низовые, серединные казачки носили кубелеки с вислыми пуговицами и татаурами, однако кичка замужних казачек заслуживает отдельного внимания, поскольку они были с высокими рогами. На кичку надевали сороку, высаженную япраками. В районе лба — круг, называемый прямок, вокруг лба до ушей «рогатые висюльки», а с тыла — подзатыльник, вышитый золотом или серебром. К кичке цеплялись нитки, унизанные разноцветным бисером с серебрянными копейками на конце. На висках висят такие же нитки, называемые чикилики. Кичка накрывается сырцовым сальником, свисающим с рог по спине ниже пояса.

Что носили казачки на голове

Девушки этой станицы повязывали по лбу широкую ленту, называвшуюся повязкою, которая была «вдвое или втрое раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою наподобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого, украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.» (Гмелин Самуил Готлиб. 1768-1769).

В итоге хочу сказать, что «в полную голову стереотипов тяжело вложить новые мысли», однако надеюсь, что мне удалось дать вам что-то новое. 😉

Автор — Алена Яблокова.

(при копировании статьи прошу указывать активную ссылку на эту страницу).

Иллюстрации из электронной книги «Казачья старина», авторы — Е.Малкина, А. Яблокова. 2016 г.

1. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Издание Областного Правления войска Донского. Новочеркасск, 1891 г.

2. В.Броневский «История Донского войска. Описание Донской земли», 1834 год.

3. Е.Кательников «Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Кумоярской станице. 31.12.1818 г.», изданной в 1886 году.

4. А.И. Ригельман. История о донских казаках, 1846 год.

5. Н.Яковлев «Материалы по одежде донских казаков».

6. А.И. Яблокова. «О природе одежды некрасовских казачек на основе сопоставления с костюмным комплексом донских казачек» XVIII века. // «Дикое поле».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *