Что носили фараоны на голове
Фараон
Уже с первого взгляда на него понятно – это не просто человек, не просто правитель – это сын богов! О его божественной сущности должна кричать буквально каждая мелочь, каждая деталь гардероба должна содержать религиозные символы и обереги. Поэтому в отношении правителей был выработан своеобразный дресс-код, нарушать который они не имели права.
Одним из основных правил было следующее: фараон не мог выйти на люди с непокрытой головой. Поэтому для правителей существовала целая служба, которая создавала им различные головные уборы – от простого платка и парика до величественной короны. И, надо сказать, работала эта служба на славу!
В гардеробе египетского царя были многочисленные парики, как для повседневной носки, так и для различных торжеств. Были среди них и самые простые – короткие парики с гладкой прической и парики с косичками, парики, завитые самым немыслимым образом и украшенные различными подвесками… В общем, искусство создания париков в Египте находилось на высоком уровне.
В особо жаркие дни (или же в дни религиозных праздников, или же в какие – то особые дни – догадываться можно до бесконечности) фараоны надевали на голову немес – полосатый платок. Полоски окрашивались в два цвета – синий и золотой (по крайней мере, на большинстве изображений, фараонов украшает платок именно такой расцветки). Немес надевали так, чтобы он покрывал всю голову, оставляя открытыми уши. Сзади его заплетали в косичку, а по бокам на плечи спускали вырезанные полукругом концы. Чтобы немес лучше держался на голове, его закрепляли золотой лентой или золотым обручем. Кстати, большой сфинкс тоже носит немес…
Корон у египетских фараонов было несколько.
Во-первых, это пшент – двойной венец египетских фараонов. Первоначально в долине Нила существовало два государства, сейчас их принято называть Верхним и Нижним Египтом. Правители Нижнего Египта надевали дешрет – красную корону, которая имела цилиндрическую форму с большим выступом сзади. Цари Верхнего Египта носили белую корону – хеджет, изготавливающуюся в виде высокого конуса. Считалось, что хеджет связана с луной и лунными божествами – Осирисом и Тотом. Эта корона была своеобразным проводником между предками и потомками, она помогала в загробном мире обрести просветление, присоединиться к сомну божеств, обрести новую жизнь среди звезд. С объединением Египта дешрет и хеджет стали единой короной – пшентом.
Во-вторых, это атеф или корона Гора – венец, которую, как считается, надевали фараоны с особые дни религиозных праздников. Ее изготовляли в виде высокого белого колпака. По бокам располагали перья (они символизировали две истины – жизнь и смерть), а у основания – рога барана. Иногда в центре помещали и солнечный диск.
Пшент и атеф – венцы достаточно громоздкие, поэтому скорей всего использовались тогда, когда фараон только сидел, причем сидеть он должен был абсолютно неподвижно. Эх, нелегка фараонская доля, зато и осанка – всем на зависть.
Более удобным венцом являлся хепреш – синяя корона, украшенная золотыми бляшками. Этот головной убор еще называют короной войны, т.к. долгое время считалось, что правители носили ее во время военных походов и смотров.
Из каких материалов изготавливались царские венцы до сих пор неизвестно. Считается, что белую корону и атеф делали из тростника, красную и синюю короны – из кожи. Однако тут же некоторые египтологи замечают, что кожу египтяне не любили, рассматривая ее как нечистый материал, и даже обувь для аристократии отливалась из золота. Так что остается надеяться, что рано или поздно хоть один венец будет найден, и эта находка хоть как-то внесет определенность в этот вопрос.
Но самым главным атрибутом царской власти была даже не корона, а лишь небольшое налобное украшение – урей – поднявшаяся кобра с раздутым воротником. Его изготавливали из золота или серебра, помещали на середину лба фараона, прикрепляя к ленте, обручу или диадеме. Урей надевали абсолютно с любым головным убором – будь то парик, немес или корона. Именно урей был для фараона тем, «что делает его великим». Согласно «Книге мертвых» этот символ служил защитой царю – в случае опасности змея должна плеваться огнем и испепелить врагов правителя. Урей также символизировал мудрость фараона, его величие – он стоял на страже законов мироздания.
После объединения Египта рядом с уреем стали помещать и голову коршуна – защитника правителей Нижнего Египта. Такое единство символов делало фараонов владыками объединенной страны, воплощениями Гора на земле и Осириса после смерти. Именно эти символы украшают одну из великолепных образов древнеегипетского ювелирного искусства – диадему «сешед», найденную в гробнице Тутанхомона.
Зачем древние египтяне носили шапки из пчелиного воска?
Историкам уже довольно хорошо известно, во что одевались древние египтяне. Благодаря рисункам на стенах и мумифицированным останкам известно, что большинство из них носило облегающую одежду, качество материала которых зависело от социального статуса каждого человека. Также ученые уже давно выяснили, что крестьяне работали под палящим солнцем с косынками на голове, а фараоны надевали так называемый клафт, который представлял собой платок из полосатой ткани. Только вот на некоторых изображениях египтяне изображались с конусами на голове и историки долго не могли понять, что это такое. Ранее считалось, что треугольник на голове нарисованных людей был чем-то вроде нимба у христиан и указывал на святость изображенного человека. Но, как оказалось, некоторые египтяне действительно носили конусообразные головные уборы.
Головной убор египетских фараонов называется клафт или немес
Об этом, по крайней мере, говорится в результатах исследования, опубликованных в научном журнале Science. В статье рассказывается о том, как группа археологов из проекта Amarna Project обнаружили мумии древних египтян с останками необычных колпаков в захоронении древнеегипетского города Ахетатон. В частности, археологами были найдены тела двух человек из бедных слоев населения, причем одно захоронение когда-то давно было разграблено, а второе частично сохранилось.
Древнеегипетские рисунки с изображением людей в загадочных головных уборах
Во что одевались древние египтяне?
По оценкам исследователей, найденные люди умерли примерно 3300 лет назад. Судя по останкам, они были захоронены с надетыми на голову головными уборами конусообразной формы и высотой около восьми сантиметров. Анализ показал, что конусные шапочки были сделаны из пчелиного воска, а изнутри обклеены тканью. Так как головные уборы были сделаны из органических материалов, не удивительно, что на останках было множество оставленных различными насекомыми отверстий.
Останки древнего египтянина с головным убором из пчелиного воска
По словам исследователей, это первые останки, на которых сохранились подобного рода головные уборы. Благодаря этому открытию теория о том, что при помощи треугольников над головами древнеегипетские художники отмечали на рисунках святых, была полностью отвергнута. Помимо нее, существовала и другая теория о том, что египтяне действительно носили такие шапки чтобы пчелиный воск таял на их головах и тем самым духовно очищал их. Однако, на голове похороненных людей не было найдено никаких следов воска и других веществ, поэтому эта теория тоже подвергается большому сомнению.
Также среди историков было популярно предположение, что конусы над головами нарисованных людей указывали если и не на святость, то хотя бы на высокий социальный статус. Но они ошибались, потому что похороненные люди явно не были богатыми. Впрочем, эта теория может быть и правдивой, потому что некоторые исследования доказывали, что бедные египтяне очень старались быть похожими на богачей. Например, некоторых бедняков хоронили таким же образом как и фараонов, правда это получалось у них крайне нелепо.
А как думаете вы, для чего предназначались такие головные уборы? Своими предположениями можно поделиться в комментариях или в нашем Telegram-чате.
В общем, вокруг загадочных колпаков жителей Древнего Египта ходит огромное множество слухов. Некоторые из них кажутся весьма странными и притянутыми за уши, а вот некоторые звучат весьма логично. Например, археолог из американского штата Джорджия по имени Рун Найорд уверен, что у конусообразных головных уборов не было никакого ритуального предназначения. По его мнению, египтяне носили их просто для красоты, прямо как мы носим шапки и бейсболки.
Древний Египет: костюм, головные уборы, украшения
Мне очень нравится египетский стиль, а вам?
Особенно очень люблю египетские украшения и часто работаю в этом стиле.
Данный материал посвящен костюму древних египтян и конечно же украшениям. Ранее уже была небольшая публикация на египетскую тему, но на сей раз материал более обширный, подробный и интересный.
Итак, начнем с костюма.
Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях.
Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.
Головной убор
Простейшим из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили также повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.
Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.
Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы.
Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем.
Все сословия носили платок — клафт. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее.
Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус.Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа—платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.
Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей.
Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы.
Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.
Прическа.
Прически египтян походили на геометрическую фигуру — трапецию. Основным атрибутом прически был парик.
Парики также выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца.
Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, а также завивать. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.
Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.
Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».
Украшения.
Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.
В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был скарабей. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности.
Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Уджат считался мощным амулетом.
Ювелиры использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум – самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.
Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.
Серебро для древних египтян имело ценность большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу.
Статья подготовлена по материалам сайта История костюма, а также других сайтов и энциклопедий.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На начальных этапах развития Древнего Египта правители носили схенти – набедренную повязку. Такая же повязка была у других членов общества. Отличительные знаки фараона – платок для головы либо корона. Также правители носили золотые обручи, выполненные в форме змеи. Головной убор назывался «урей» и являлся символом власти точно так же, как скипетр, накладная борода.
Клафт (либо немес) аналогично выполнял функции головного убора в виде платка, закрывающего голову, лоб. Кроме символического значения, он приносил пользу: оберегал от солнечных лучей, песка, пыли.
Характерным для фараона было наличие такого аксессуара, как ускх – массивное ожерелье в виде воротника. Его носили и другие представители знати. Однако аксессуар фараона выполнялся в определенных расцветках – череда желтых и голубых вставок.
Фараоны считались сыновьями солнца, соответственно их одежда отличалась не только высоким качеством исполнения, но и всегда несла определенный смысл. Схенти древнеегипетских фараонов имело широкий пояс, спереди украшенный красивой материей или пластиной из драгметаллов. Сзади набедренная повязка украшалась подобием хвоста.
Когда настала эпоха Нового царства, правители начали носить материю, которая одевалась через голову и закреплялась при помощи пояса. Ткань была полупрозрачной, чтобы сквозь нее просвечивался более нарядный схенти.
Из каких материалов шили одежду?
Несмотря на то, что в Древнем Египте активно разводили овец, их шерсть считалась нечистой, поэтому ее не использовали для производства одежды. Наряды делались, преимущественно, из льняной ткани. Источник:
Интересный факт: у древних египтян траурным цветом считался голубой, поэтому на погребения они старались надевать одежду именно такого оттенка.
Материю могли окрашивать разными цветами. Популярными были одежды синих, зеленых и красных расцветок. Когда египтяне научились добывать новые красители, добавились коричневый и желтый цвета. Белая одежда считалась будничной, и носили ее большинство древних египтян.
Ткань могла быть однотонной или украшенная узорами. Любимыми узорами считались цветы лотоса и перья, символизировавшие богиню Исиду. Наносили узоры при помощи специальных способов окрашивания, а также вышивки.
Прядильщицы Древнего Египта до сих пор поражают ученых уровнем своего мастерства. Египтолог Джон Уилкинсон во время раскопок обнаружил в царских усыпальницах уникальную ткань – виссон.
Интересный факт: чтобы понять, насколько виссон уникален, нужно представить скорлупу от грецкого ореха – туда свободно помещается пара перчаток из этого материала.
Это очень тонкая ткань белого или золотистого цвета. Без преувеличения драгоценный материал использовался для создания одежды фараонов. Свою популярность виссон обрел благодаря высокому качеству, прочности, легкости и минимальной толщине.
В такие ткани заворачивали мумии древнеегипетских фараонов. Наряды из виссона носили также цари, первосвященники. Воспроизвести ткань в настоящее время не удается, так как неизвестен ее полный состав. Считается, что виссон состоит изо льна либо нитей, которые выделяются особыми моллюсками – благородными пиннами. Эти нити представляют собой белковый секрет – биссус. Он быстро становится твердым и напоминает пучок шелковых ниток.
Моллюскам нити необходимы для прикрепления к подводным предметам, камням и т.п. Одежду для древнеегипетских фараонов шили преимущественно из льняных тканей, а также особого материала – виссона. Об этом свидетельствуют археологические находки, например, обнаруженные гробницы, в которых мумии были завернуты в виссон. Это очень прочная, легкая и тонкая ткань. Вероятнее всего, жители Средиземноморья изготавливали ее из натуральных нитей, которые вырабатывают моллюски.
nionila
beauty blog
блог о косметике и красоте
Костюм Древнего Египта
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ОДЕЖДЫ. ТЕКСТИЛЬ
Древний Египет — это доарабская цивилизация, развивавшаяся вдоль берегов Нила. Первые оседлые поселенцы появились на берегах Нила еще в эпоху палеолита. Обилие рыбы и водоплавающей птицы, регулярные разливы реки способствовали быстрому развитию цивилизации.
Периоды развития:
I. Додинастический период (4 тыс. лет до н.э.).
II. Древнее царство (XXXII—XXIV вв. до н. э.).
III. Среднее царство (XXI—XIX вв. до н.э.).
IV. Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.).
V. Поздний период (XI —IV вв. до н.э.).
Идеал красоты. Образ жизни, культура, быт, нравы сформировали определенные идеалы красоты человека. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, прямые широкие плечи, узкие талию и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами и крупными, несколько оттопыренными ушами, смуглый цвет кожи.
Женщина считалась красивой, если у нее были прямые плечи, длинная шея, узкие торс, талия и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами, крупными ушами, светло-смуглая кожа персикового оттенка. Идеалом женской красоты можно считать Нефертити («неферт» в переводе с египетского — прекрасная).
Такая фигура и большая из-за парика голова делали силуэт человека похожим на вытянутый вершиной вниз треугольник — один из магических знаков египтян.
Виды и формы одежды. Текстиль. И мужская, и женская одежда была накладной и драпирующейся. Накладными были калазирис (плечевая одежда) и оплечье (круглый воротник), драпирующимися — схенти (набедренная одежда), а также различные покрывала и накидки, которые носили и мужчины, и женщины. Изготавливали такие одежды из тонкого льна, хорошо поддававшегося драпированию и шитью.
В эпоху Нового царства появился тончайший лен («ткань воздуха», «царский лен») светлых натуральных оттенков и узорчатый. Цветную одежду носили только представители привилегированных сословий. Однако светлая нежная ткань была самой популярной, ведь именно она подчеркивала красоту смуглой кожи египтян. Одежда из прозрачной, тончайшей «ткани воздуха», «царского льна» была необычайно красивой. В эпоху Нового царства ткань представляет собой нежную сеточку из золотых нитей и жемчужин. Именно она составляла верхний слой в многослойных одеждах египтян.
Ткани в эпоху Древнего царства украшались вышивкой, а позже тканым рисунком и были значительно толще, чем в эпоху Нового царства. Узоры своих тканей египтяне заимствовали у вышитых тканей из Вавилона, но ткали их лаласным способом, при котором узор получается одинаковым с лицевой и изнаночной сторон. Египтяне изобретали и собственные узоры. Наиболее популярными были орнаменты из клеток и ромбов с точками и кружками, а также чешуйчатый узор (перья кобчика — священной птицы богини Изиды и др.). Узоры на текстиле выполнялись шерстяными нитями ярких цветов. В эллинизированном (завоеванном греками) Египте славу приобретают александрийские узорчатые ткани (IV—I вв. до н.э.).
Древнее царство 3000г. до н.э.
Среднее царство 2100г. до н.э.
Новое царство 1600-1100гг. до н.э.
Чиновники, жрецы, храмовые служители.
Фараон, жрецы, образы богов.
КОСМЕТИКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.
Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название беладонны.
Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.
Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.
Известный египтолог Георг Эберс в романе «Уарда» так описывает египтянку: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и. теплый, свежий и ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорили также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».
На выстриженную голову женщины и мужчины надевали парик из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать носила парики большого размера, с длинными, ниспадающими на спину локонами или с многочисленными мелкими косичками. Иногда для создания еще большего объема головы надевали два парика один на другой. Рабам и крестьянам полагалось носить лишь небольшие парики.
Египтянки славились своим искусством изготавливать всевозможные лаки, притирания, краски и пудры, которые по своему составу близки к современным. Пожилые женщины красили волосы жиром черных быков и вороньими яйцами, а для улучшения роста волос использовали жир льва, тигра, носорога.
Мужчины брили лицо, но часто носили искусственные бороды из овечьей шерсти, которые покрывали лаком и переплетали металлическими нитями.
ПРИЧЕСКИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И УКРАШЕНИЯ
Рассмотрим несколько египетских причесок, дошедших до нас в наскальных рисунках храмов и пирамид, скульптурных произведениях.
Нефертити и богиня Исида. Стенная роспись гробницы Нефертити. Новое царство. На головах двух женщин надеты длинные черные парики, состоящие из трех частей, и громоздкие головные уборы. Парики плотно облегают голову, спускаясь до бровей, сбоку волосы зачесаны за уши и тяжелой густой массой спускаются на грудь и спину. Так как древнеегипетская скульптура требовала профильного изображения, то можно предположить, что с другой стороны также должна была спускаться широкая прядь.
Концы парика заканчивались горизонтальными цветными полосками. На росписи не видно следов завивки или косичек на парике, поэтому можно предположить, что он был сделан из одноцветного черного материала. Дополнением и украшением к парику служат головные уборы: один в виде солнечного диска, расположенного между двумя высокими полукруглыми рогами, поднимающимися посредине головы.
Другой головной убор более нарядный. Он изображает чучело птицы, распростершей свои крылья над головой. Крылья, хвост птицы переданы очень натурально, детально проработано каждое перо. Надо лбом и около мочки уха укреплены украшения: небольшие головки змей — символа власти. Обе женщины одеты в костюм из тонкой ткани.
Статуя царского сына Рахопета и его жены Нофрет. V династия. Роспись гробницы в Медуме. Середина III тысячелетия до нашей эры. Древнее царство. Изображены мужчина и женщина в париках. Парик мужчины короткий, темный. Волосы обрамляют лицо с трех сторон, при этом оставляя уши открытыми. Возможно, парик сделан из искусственных материалов. Прическа проста; это гладкие, прямые, плотно уложенные пряди. Можно предположить, что такая прическа делалась и из естественных волос.
Скульптурная группа правителя Уджанхджеса с женой. На голове мужчины короткий парик, он закрывает уши, волосы не достигают плеч. Пряди волос расходятся по обе стороны от пробора, на лбу из-под края парика видны пряди собственных волос. Волосы, брови, глаза черные.
Верхняя часть статуи Сенусерта III (Среднее царство). На голове мужчины полосатый платок-немее, обычный головной убор египетских фараонов. Надо лбом урей. Небольшая бородка прикреплена при помощи завязок, которые проходят по щекам.
Голова царицы (эпоха Среднего царства). Время фараонов Сенусерта III — Аменемхета III. Голову царицы украшает так называемый гаторический парик, который получил распространение в эпоху Среднего царства. Парик такой формы изображен на голове богини Гатор (Хатор) в капителях колонн. В эпоху Среднего царства на скульптурных изображениях можно видеть два варианта этого парика.
В своем первоначальном изображении парик украшает голову царицы Нофрет, жены Сенусерта II. Парик массивен, спадает спереди на грудь двумя симметричными спиралеобразно закрученными концами. В середине свисающий конец парика как бы вздувается, утолщаясь. Внутренняя прядь идет от уха до уха, падает не прямо, а косо. Волосяные пряди перехвачены горизонтально лежащими лентами,— возможно, это обручи из тонкого металла.
Одежды древних египтян были очень просты; изготовлялись они из льна, который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому.
Кроме льняных население носило одежды из кожи, хлопка. Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях. Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.
Головные уборы. Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили лобные повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.
Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы.
Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем. Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову; уши оставались открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер.
Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус.
Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа—платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.
Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы. Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.
Во времена Нового царства было широко распространено инкрустирование головных уборов. Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом.
В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса. Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.
Украшения. В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился.
Египтяне любили бирюзовые тона. Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Различные амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев. Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину.
Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле. Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.
Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах, в гробницах фараонов хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски.
Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались. Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаза.
Для подкрашивания век использовали мелкотертый сернистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах; многие косметические средства были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век применялась как средство отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней.
Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица». Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса.
Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.
Царица Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав, кореньев. Некоторые рецепты сохранились до наших дней.
Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность. В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Херста и других кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств.
Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах. Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков и яйца сорок, ворон.
Парикмахеры уверяли, что мази, изготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.
Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества.
Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру — трапецию.
Хотя основным атрибутом прически был парик, она все же не отличалась большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более декоративными. Все свободное население Египта носило парики, форма, размеры и материал которых указывали на социальное положение его владельца.
Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период Нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.
Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку.
Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки, называемой «мокрой». Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.
Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода — знак владения землей.
Ее прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались, так же как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы: вытянутые в виде заплетенной косички, с завитком на конце, плоские, продолговатые, завитые параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду украшали золоченой змейкой — уреем, которая также считалась символом власти.
Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы, населявшие страну, носили прически своих соотечественников. Но из-за жаркого климата многие мужчины в целях гигиены полностью сбривали волосы, умащивали кожу головы ароматическими маслами.
Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».
Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими ».
С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Форма такого парика была необычной—«каплевидной». Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек. Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.
Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу.
Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных.